Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ'

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГА / МОДЕЛЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / КАЧЕСТВО / ТЕОРИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наренчик Павел Петрович

В статье рассматривается вопрос повышения качества жилищно-коммунальных услуг на основе информационных моделей. Данная тема актуальна среди экономистов-исследовате-лей. Полученные результаты позволяют сделать выводы, что повышение качества услуг возможно на основе информационных моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES BASED ON INFORMATION MODELS

The article deals with the issue of improving the quality of housing and communal services based on information models. This topic is relevant among economists-researchers. The results obtained allow us to conclude that improving the quality of services is possible on the basis of information models.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ»

УДК 338.48

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ

Наренчик Павел Петрович

Национальный исследовательский Томский политехнический университет,

Россия, г. Томск

Аннотация. В статье рассматривается вопрос повышения качества жилищно-коммунальных услуг на основе информационных моделей. Данная тема актуальна среди экономистов-исследователей. Полученные результаты позволяют сделать выводы, что повышение качества услуг возможно на основе информационных моделей.

Ключевые слова: услуга; модель; предприятие; качество; теория.

UDC 338.48

IMPROVING THE QUALITY OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES BASED ON INFORMATION MODELS

Narenchik Pavel Petrovich

National Research Tomsk Polytechnic University, Russia, Tomsk

Abstract. The article deals with the issue of improving the quality of housing and communal services based on information models. This topic is relevant among economists-researchers. The results obtained allow us to conclude that improving the quality of services is possible on the basis of information models. Keywords: service; model; company; quality; theory.

Существует немало критериев выбора информационных моделей для оценки экономической эффективности компаний и повышения качества жилищно-коммунальных услуг. Некоторые из них крайне важны, иные могут отражать очень индивидуальные потребности.

Большое значение в данном случае имеет функциональность. Это та польза, те возможности, которые информационная модель предоставляет. Поэтому, если в информационной системе отсутствуют важные для предприятия функции и они не могут быть добавлены в разумные сроки, то данная система предприятию не подходит. Гораздо сложнее, когда формально система может все, тогда нужно выяснить потребности самого предприятия.

По большому счету, предприятию необходимо все, что содержат современные автоматизированные информационные системы. Определить реальные потребности предприятия в автоматизации - дело не такое простое. Очень хорошо, если на предприятии

разработан план развития на несколько лет вперед, в котором определена роль информационных технологий и описана последовательность создания корпоративной автоматизированной системы управления [1]. Такой продуманный подход дает наибольшую отдачу, существенно снижает риск выбрать «не ту» информационную модель и избежать проблем так называемой «лоскутной» автоматизации.

При этом в качестве первоочередных задач может рассматриваться автоматизация наиболее критичных на данном этапе видов деятельности или наиболее трудоемких при обработке традиционным способом. В последнее время все более популярными становятся специализированные системы, автоматизирующие отдельные направления деятельности предприятий, например, управление цепочками поставок (SCM), управление отношениями с клиентами (CRM), управление персоналом, управление основными средствами и ремонтными работами (ТОиР), управление документооборотом и т.д.

Стоит отметить, что современные специализированные решения - это не возврат к «лоскутной» автоматизации. Специализированные информационные системы образуют необходимый комплекс с заданными параметрами модели. Подбираются системы, которые совместимы друг с другом. Появляется возможность создания индивидуальной и реально необходимой информационной модели.

В настоящее время мировой тенденцией построения корпоративных интегрированных систем автоматизации управления предприятием является создание EAS-комплексов (EAS - Enterprise Application Suite - буквально: набор приложений предприятия, или интегрированные системы управления предприятием). Такой подход позволяет максимально эффективно использовать возможности как учетных систем (ERP, системы финансово-экономического управления, бухгалтерские программы), так и управленческих аналитических (OLAP) систем (системы для планирования и бюджетирования, системы управления знаниями, хранилища данных) и других уже упомянутых выше специализированных пакетов.

При анализе потребностей предприятия и формировании требований к функциональности системы важно обратить внимание на уровень готовности предприятия к автоматизации. Проведенные журналом «Эксперт» исследования российского рынка показали, что среди основных причин неудач проектов по автоматизации управления предприятием не менее 69% можно отнести к неготовности предприятий к внедрению современных информационных систем (неготовность предприятия к изменениям - 12%, отсутствие четких целей проекта - 17%, невнимание руководства к проекту - 40%). Если предприятие не имеет практического опыта комплексной автоматизации или находится в начале этого пути, если есть еще много проблем в организации управления и производственного процесса, то это нужно обязательно учитывать.

Для этого проводится аудит бизнес-процессов предприятия, поскольку он может выявить достаточно полную картину и предложить рекомендации по дальнейшим шагам [2]. Применение методологии ERP постепенно становится стандартом для

российских предприятий. Действительно, в условиях высочайшей конкуренции современные предприятия должны постоянно искать возможности для повышения эффективности бизнеса, и системы автоматизации играют в этом важную роль. Соответственно, возникает закономерный вопрос об экономической эффективности применения ERP-системы [3]. А это, в свою очередь, требует от руководства предприятия ясного понимания целей и задач внедрения, которые и определяют направления получения результатов внедрения ERP-системы.

Помимо повышения общей культуры управления ERP-система помогает предприятию построить взаимоотношения с потенциальными партнерами, инвесторами и аудиторами. Наличие ERP-системы мирового класса существенно повышает рейтинг предприятия в глазах потенциальных инвесторов, способствует его позиционированию как открытого хозяйствующего субъекта, практика управления которого соответствует международным стандартам [4]. Таким образом, при внедрении ERP-системы в целом увеличивается ликвидность предприятия ЖКХ за счет изменения структуры его активов. Происходит уменьшение дебиторской задолженности в доле оборотных активов, более эффективно используются средства предприятия за счет увеличения общей оборачиваемости капитала в целом [5]. Отмечается также и снижение потребности компаний ЖКХ в оборотных средствах за счет повышения ритмичности работы, уменьшения запасов и внедрения прогрессивных методов их планирования и контроля. Это основные элементы, определяющие прямой экономический эффект от внедрения ERP-системы [6].

Гарантии успешного завершения проекта автоматизации - еще один очень важный момент, на который следует обратить внимание при выборе информационных моделей. Действительно, внедрение системы автоматизации связано с выполнением большого числа сложных и ответственных работ. Далеко не всякий поставщик информационных моделей обладает необходимыми опытом и ресурсами для их выполнения [7]. Так, в 2001 г. число неудачных внедрений систем класса ERP на Западе достигало 28% (данные компании Price Waterhouse Coopers, в России подобная статистика отсутствует). Если в ко-

нечном итоге система не будет работать, то все потраченные на нее средства, время, ресурсы будут потеряны, не говоря уже о том, что не будет получен ожидавшийся эффект от применения АСУП [8].

Для этого необходимо проанализировать использованные при разработке системы информационные технологии. Применение известных, многократно проверенных технологий, особенно ориентированных на разработку систем промышленного класса, используемых на крупных и средних предприятиях с характерными для них быстро нарастающими объемами данных, большим числом одновременно работающих пользователей и выполняемых операций, - это частичные гарантии того, что система, приемлемо проработав несколько месяцев, будет столь же производительно и надежно работать и далее [9]. В настоящее время оптимальным решением для автоматизации крупных и средних предприятий, особенно быстро развивающихся, является использование информационных систем, построенных в архитектуре «клиент-сервер» (двухуровневых, с применением расширенных возможностей промышленных СУБД (уровня MS SQL Server), или многоуровневых, использующих дополнительный сервер приложений [10].

Важность использования общепринятых технологий обусловлена еще и тем, что это дает возможность эффективной интегрируемости системы с другими программными комплексами. Современные технологии обычно предоставляют разработчику развитые средства обмена данными, поддержку популярных стандартных протоколов и т.д. [11] Кроме того, возможность самостоятельного сопровождения и развития системы заказчиком напрямую зависит от примененных технологий и средств разработки, доступности на рынке труда квалифицированно владеющих ими специалистов. Естественно, реально развивать систему своими силами предприятие сможет, если только поставщик предоставит доступ к исходному коду системы (в необходимом объеме) и всю необходимую информацию - описание баз данных [12].

Система информационной модели для крупных и средних предприятий ЖКХ относится к тем товарам, для которых качество

обслуживания и сопровождения со временем выходит на первый план. Выбирая ту или иную информационную модель оценки эффективности, можно пойти на компромисс в отношении функциональности, но только не качества и полноты сервиса и сопровождения [13]. На Западе процесс выбора систем корпоративного управления занимает обычно 6-9 месяцев. Рассмотренные выше критерии, конечно же, не исчерпывают все возможные параметры выбора. Они охватывают ряд основных, важнейших моментов, которые нужно учитывать обязательно [14].

Таким образом, по итогам анализа применения информационных систем для оценки экономической эффективности предприятий ЖКХ для повышения качества жилищно-коммунальных услуг, можно сделать следующие выводы:

1. Критерии выбора информационных моделей для оценки качества ЖКУ и экономической эффективности компаний ЖКХ должны учитывать особенности отрасли. При этом информационная модель должна приносить пользу, предоставлять возможности для развития предприятия [15].

2. Как свидетельствует современная практика создания информационных моделей, имеется возможность создания из различных комплектующих, которые совместимы друг с другом, информационной модели для оценки эффективности компаний ЖКХ.

3. Общепринятые технологии обусловливают возможность взаимодействия системы с другими программными комплексами. Качество обслуживания и сопровождения со временем выходит на первый план для информационных моделей предприятий ЖКХ.

4. Выбирая ту или иную информационную модель оценки качества и эффективности, можно пойти на компромисс в отношении функциональности, но только не качества и полноты сервиса и сопровождения. При этом необходимым условием является учет информационной моделью всех бизнес-процессов, которые протекают на предприятиях ЖКХ.

Список литературы:

1. Абчук В.А. Риски в бизнесе, менеджменте и маркетинге. - СПб: Изд-во Михайловой В.А., 2006

2. Ермасова Н.Б. Риск-менеджмент. -Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2003

3. Соколов А. П. Основные нарушения государственных закупок в учреждениях УИС / А. П. Соколов, Н. Н. Кутаков, К. П Удальцов // Научно-методологический электронный журнал «Концепт». - 2015. - т. 13 - С. 1191-1195

4. Соколов А.П. Индикативное планирование социально-экономического развития региона: на примере Вологодской области: диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Институт проблем региональной экономики Российской академии наук. Вологда, 2013

5. Соколов А. П. Формирование здорового образа жизни курсантов системы ФСИН путем педагогического воздействия / А. П. Соколов, В.Н. Пожималин // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2015. - № 2. - С. 72-79.

6. Соколов А.П. Сбалансированное управление социально-экономической системой региона. Сегодня и завтра Российской экономики. 2015. № 73-74. С. 29-32.

7. Аксенов, И. А. Проблемы и риски лизинговых операций с субъектами малого предпринимательства / И. А. Аксенов // Индустриальная экономика. - 2020. - № 3. - С. 27-30. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_27.

8. Братко, И. В. Анализ современного состояния топливноэнергетического комплекса / И. В. Братко // Индустриальная экономика. -2020. - № 3. - С. 31-38. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_31.

9. Плоба, А. П. Малое и среднее предпринимательство в период пандемии в России: государственная поддержка и оценка влияния на экономику / А. П. Плоба, А. П. Соколов // Индустриальная экономика. - 2020. - № 3. - С. 39-44. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_39.

10. Беляев, М. Н. Влияние географического указания на развитие регионов Российской Федерации / М. Н. Беляев // Индустриальная экономика. - 2020. - № 3. - С. 45-52. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_45.

11. Козин, М. Н. Общая характеристика, виды и особенности практического применения аутсорсинга / М. Н. Козин, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2018. -№ 2(91). - С. 1048-1052.

12. Рыжов, И. В. Большие циклы конъюнктуры (Проблемы рос. экономики и обороны

страны) : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. - Москва, 1998. - 170 с.

13. Роль государства в управлении функционированием и развитием предприятий оборонно-промышленного комплекса / С. С. Чеботарев, В. С. Чеботарев, Б. В. Проскурин, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 4(105). - С. 41-45.

14. Рыжов, И. В. Анализ актуальных направлений привлечения инвестиций на отечественные предприятия / И. В. Рыжов, Е. Д. Сахончик // Финансы и кредит. - 2003. - № 24(138). - С. 24-35.

15. Романишина, Т. С. Социокультурные проекты как элемент стратегического развития городов / Т. С. Романишина, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2012. -№ 3(26). - С. 174-176.

References

1. Abchuk V.A. Riski v biznese, menedzhmente i marketinge. SPb: Izd-vo Mixajlovoj V.A., 2006

2. Ermasova N.B. Risk-menedzhment. Saratov: Povolzhskaya akademiya gosudarstvennoj sluzhby im. P.A. Stoly'pina, 2003

3. Sokolov A. P. Osnovnye narusheniya gosudarstvenny'x zakupok v uchrezhdeniyax UIS / A. P. Sokolov, N. N. Kutakov, K. G. UdaPczov // Nauchno-metodologicheskij elektronny'j zhurnal «Koncept». - 2015. - t. 13 - S. 1191-1195

4. Sokolov A.P. Indikativnoe planirovanie sociarno-e'konomicheskogo razvitiya regiona: na primere Vologodskoj oblasti: dissertaciya ... kandidata e'konomicheskix nauk : 08.00.05 / Institut problem regionarnoj e'konomiki Rossijskoj akademii nauk. Vologda, 2013

5. Sokolov A. P. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni kursantov sistemy' FSIN putem pedagogicheskogo vozdejstviya / A. P. Sokolov, V.N. Pozhimalin // Nauchnoe obozrenie. Seriya 2: Gumanitarny e nauki. - 2015. - № 2. - S. 72-79.

6. Sokolov A.P. Sbalansirovannoe upravlenie sociarno-e'konomicheskoj sistemoj regiona. Segodnya i zavtra Rossijskoj e'konomiki. 2015. № 73-74. S. 29-32.

7. Aksenov, I. A. Problemy' i riski lizingovy'x operacij s sub"ektami malogo predprinimaterstva / I. A. Aksenov // Industriarnaya e'konomika.

2020. № 3. S. 27-30. DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_27.

8. Bratko, I. V. Analiz sovremennogo sostoyaniya toplivnoe'nergeticheskogo kompleksa / I. V. Bratko // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 3. S. 31-38. DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_31.

9. Globa, A. P. Maloe i srednee predprinimaterstvo v period pandemii v Rossii: gosudarstvennaya podderzhka i ocenka vliyaniya na e'konomiku / A. P. Globa, A. P. Sokolov // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 3. S. 3944. DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_39.

10. Belyaev, M. N. Vliyanie geograficheskogo ukazaniya na razvitie regionov Rossijskoj Federacii / M. N. Belyaev // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 3. S. 45-52. DOI 10.47576/2712-7559_2020_3_45.

11. Kozin, M. N. Obshhaya xarakteristika, vidy' i osobennosti prakticheskogo primeneniya autsorsinga / M. N. Kozin, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimaterstvo. 2018. № 2(91). S. 1048-1052.

12. Ry'zhov, I. V. BoPshie cikly' kon''yunktury' (Problemy' ros. e'konomiki i oborony' strany') : special'nost' 08.00.01 «E'konomicheskaya teoriya» : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata e'konomicheskix nauk / Ry'zhov Igor' Viktorovich. Moskva, 1998. 170 s.

13. Rol' gosudarstva v upravlenii funkcionirovaniem i razvitiem predpriyatij oboronno-promy'shlennogo kompleksa / S. S. Chebotarev, V. S. Chebotarev, B. V. Proskurin, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2019. № 4(105). S. 41-45.

14. Ry'zhov, I. V. Analiz aktual'ny'x napravlenij privlecheniya investicij na otechestvenny'e predpriyatiya / I. V. Ry'zhov, E. D. Saxonchik // Finansy' i kredit. 2003. № 24(138). S. 24-35.

15. Romanishina, T. S. Sociokul'turny'e proekty' kak e'lement strategicheskogo razvitiya gorodov / T. S. Romanishina, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2012. № 3(26). S. 174-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.