Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА'

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРОПУСКА / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ионина Марина Владимировна

В статье рассматриваются проблемы создания и совершенствования интеллектуального пункта пропуска, решение которых направлено на снижение времени осуществления таможенных операций, минимизацию рисков нарушения законодательства, повышение уровня качества таможенных услуг. Также автором поднимаются вопросы подготовки кадрового потенциала для таможенных органов в связи с изменяющейся системой требований к должностным лицам таможенных органов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF CUSTOMS SERVICES IN THE CONTEXT OF THE CREATION AND IMPROVEMENT OF AN INTELLIGENT CHECKPOINT

The article discusses the problems of creating and improving an intelligent checkpoint, the solution of which is aimed at reducing the time of customs operations, minimizing the risks of violation of legislation, improving the quality of customs services. The author also raises the issues of training human resources for customs authorities in connection with the changing system of requirements for customs officials

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА»

УДК 339.5

повышение качества таможенных услуг в условиях создания и совершенствования интеллектуального пункта пропуска

Ионина Марина Владимировна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, e-mail: ioninaspb@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы создания и совершенствования интеллектуального пункта пропуска, решение которых направлено на снижение времени осуществления таможенных операций, минимизацию рисков нарушения законодательства, повышение уровня качества таможенных услуг. Также автором поднимаются вопросы подготовки кадрового потенциала для таможенных органов в связи с изменяющейся системой требований к должностным лицам таможенных органов

Ключевые слова: интеллектуальный пункт пропуска; таможенный контроль; таможенные услуги; цифровые компетенции; информационные технологии; подготовка кадров

improving the quality of customs services in the context of the creation and improvement of an intelligent checkpoint

Ionina Marina V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Researcher of the Research Department, e-mail: ioninaspb@mail. ru

The article discusses the problems of creating and improving an intelligent checkpoint, the solution of which is aimed at reducing the time of customs operations, minimizing the risks of violation of legislation, improving the quality of customs services. The author also raises the issues of training human resources for customs authorities in connection with the changing system of requirements for customs officials

Keywords: intelligent checkpoint; customs control; customs services; digital competencies; information technologies; personnel training

Для цитирования: Ионина М.В. Повышение качества таможенных услуг в условиях создания и совершенствования интеллектуального пункта пропуска // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 4 (84). С. 16-19.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России), находясь на острие политического и экономического противоборства с недружественными странами Запада, постоянно стремится к повышению эффективности деятельности, которая определяется, в том числе и повышением производительности, и совершенствованием цифровизации и автоматизации таможенных операций в соответствии с лучшими мировыми практиками. Динамика конфликтов не позволяет ФТС России технически, технологически и интеллектуально отставать от современных таможенных технологий развитых стран.

Создание и развитие интеллектуального пункта пропуска (ИПП) и цифровой таможни в целом является реализацией Распоряжения Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р об утверждении «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» (далее - Стратегия) [1]. Внедрение в деятельность таможенных органов информационных таможенных технологий делает возможным существенное сокращение времени, необходимого на совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, при одновременном повышении эффективности

и результативности деятельности таможенных органов по основным направлениям. Применение информационных технологий создает благоприятные условия для более полного поступления доходов в федеральный бюджет, минимизирует здержки участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), связанные с совершением таможенных операций, обеспечивает соблюдение запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также защиту отечественных производителей и охрану объектов интеллектуальной собственности и пр. [2].

По результатам анализа положений Стратегии и программ развития таможенной службы Российской Федерации ключевыми направлениями совершенствования таможенного администрирования определены:

1. Функционирование таможенных органов в условиях сервисной адаптации в автоматическом режиме с использованием функций анализа изменения запросов участников ВЭД и принятия соответствующих управленческих решений, направленных на повышение качества предоставляемых таможенных услуг.

Повышение качества таможенных услуг в условиях создания и совершенствования ...

2. Создание и внедрение технологической платформы функционирования таможенных органов, что предполагает создание интеллектуальных пунктов пропуска, автоматизацию таможенных операций, формирование процесса сквозного таможенного контроля [3], что, безусловно, приведет к оптимизации работы таможенного пункта пропуска, которая направлена на решение определенных задач:

а) осуществление безостановочного перемещения «безрисковых» поставок через государственную границу, повышение пропускной способности имеющихся пунктов пропуска;

б) снижение непосредственного участия должностных лиц таможенных органов (ДЛТО) при совершении операций в ИПП;

в) минимизация уровня риска нарушения законодательства, снижение времени осуществления таможенных операций, повышение эффективности таможенного контроля и уровня качества таможенных услуг.

Исходя из поставленных задач перед таможенными органами по созданию ИПП, предложен вариант модели ИПП и описан механизм предоставления таможенных услуг в процессе сквозного таможенного контроля [2]. Разработанный механизм включает автоматическую оценку таможенных рисков в режиме реального времени с использованием элементов искусственного интеллекта при анализе сведений (система интеллектуального анализа

данных), заявленных в декларации на товар, и автоматическое принятие решения о направлении товарной партии по «зеленому», «желтому» или «красному» коридору, в зависимости от оценочного уровня риска. Наиболее автоматизированными представляются «зеленый» и «желтый» коридоры:

- «зеленый коридор» предполагает безостановочное прохождение «безрисковых» товарных партий. Применяется в случае невыявления нарушений (расхождений) заявленных сведений при прибытии в пункт пропуска со сведениями, отраженными в декларации на товары, и поданными в таможенные органы. Именно в «зеленом коридоре» таможенное оформление и таможенный контроль наиболее автоматизированы и наименее затратны для участников ВЭД;

- «желтый коридор» (рис. 1), предназначен для товарных партий так называемого среднего уровня риска и используется в случае выявления расхождений между фактическими данными при прибытии товара на таможенную территорию и заявленными в декларации на товары (выявлены риски, например, по стране происхождения, весовым характеристикам, по коду товара и пр.) [2]. В «желтом коридоре» представлен весь спектр автоматического интеллектуального контроля: система идентификации (автоматическое распознавание и фиксация номера транспортного средства), автоматическая система радиационного контроля, автоматический весогабаритный контроль,

Рис. 1. Схема желтого коридора в ИПП (схема составлена автором)

автоматический рентгеноскопический контроль (с использованием неинтрузивной техники портального ИДК), автоматическое принятие решения о выборе коридора.

В «красный коридор» направляются товарные партии, в отношении которых сработали профили риска. Данный коридор предназначен для досмотра транспортных средств и товарных партий ДЛТО с применением технических средств таможенного контроля, перечень которых утвержден Приказом Минфина России от 01.03.2019 № 33н (ред. от 10.10.2022) «Об утверждении перечня технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» [4].

Как уже отмечалось выше, основными задачами ИПП являются увеличение пропускной способности, скорости прохождения контроля и принятия решения о выпуске товарной партии в автоматическом режиме. Все задачи планируется реализовать за счет автоматизации контрольных функций. Акцент необходимо делать не только на автоматизации пункта пропуска в целом и, как следствие, на сокращении до минимума количества ДЛТО, участвующих в работе ИПП. Это обусловлено исключением влияния субъективного фактора при проведении контроля транспортных средств и пассажиров, но также не менее важно акцентировать внимание на функциональной составляющей ИПП.

Первоначальный уровень требований предъявляемых к ДЛТО

- приверженность миссии ФТС;

- знания основ Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, нормативно правовых актов, регламентирующих работу в ТО и связанных с профессиональной служебной деятельностью;

- высшее образование, знание основ управления, делопроизводства, порядка работы со служебной информацией, документами и деловой корреспонденцией

Организация функционирования ИПП в режиме реального времени на высоком уровне, его бесперебойная работа может быть организована при наличии высококвалифицированных кадров, обладающих определенным набором компетенций, включая цифровые компетенции, которые являются приоритетными в условиях цифровой трансформации таможенных органов. Опираясь на Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2022 г. № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», ФТС России взят курс на постепенный отказ от зарубежных технологий и переход на отечественное программное обеспечение [5]. Для этого необходимо уделять пристальное внимание подготовке высококвалифицированных кадров, способных поддерживать экосистему ИПП при вводе в эксплуатацию и обеспечивать ее дальнейшее функционирование.

Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить: безусловно одной из наиболее важных задач Стратегии является укрепление кадрового потенциала и формирование профессионального кадрового состава таможенных органов, обеспечивающего предоставление качественных таможенных услуг, что означает:

- «совершенствование системы подбора и расстановки кадров;

Новый уровень требований предъявляемых к ДЛТО в соответствии с цифровой трансформацией ТО

знания и навыки в области информационной безопасности;

- знания и навыки в области организации эксплуатации ТСТК, а также применения отдельных видов ТСТК;

знания и навыки в работе с отечественными операционными

системами;

- знания и навыки применения новейших ИТ-технологий, информационных систем и ресурсов;

- знания методов анализа больших объемов данных, умение применять системы, использующие технологии искусственного интеллекта;

- способность к оперативной адаптации, дополнительному обучению,

переподготовке в условиях изменяющихся процессов таможенного

администрирования

Рис. 2. Трансформация требований к ДЛТО (составлено автором)

Повышение качества таможенных услуг в условиях создания и совершенствования ..

- сохранение высококвалифицированного кадрового состава и привлечение молодых специалистов на службу в таможенные органы;

- совершенствование системы профессионального развития должностных лиц таможенных органов, повышение их профессионализма и компетенции;

- обеспечение собственной безопасности таможенных органов» [1].

Для достижения поставленных задач по формированию и укреплению кадрового потенциала необходима трансформация системы требований, предъявляемых к профессиональной подготовке ДЛТО (рис. 2), необходим более детальный подход к профессиональной подготовке. Следует перейти к формированию траектории подготовки кадров в рамках компетентностного подхода, учитывая изменяющуюся систему требований.

В заключение необходимо отметить: новые экономические и технологические условия требуют создания и реализации подходов по содействию ДЛТО в освоении ключевых компетенций, в том числе цифровых, разработку компетентностной модели ДЛТО уровня ИПП, которая отвечала бы современным вызовам и тенденциям цифровизации. Непрерывное развитие ДЛТО в области цифровой трансформации и информационных технологий, оценка профессиональных и личностных компетенций, получение индивидуального паспорта компетенций с персональными рекомендациями по их развитию требует:

- разработки соответствующих обучающих и развивающих программ;

- разработки методологических материалов в области оценки персонала (новые инструменты);

- разработки обучающих тренингов по личностным компетенциям;

- автоматизации системы оценки персонала.

Библиографический список:

1. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: https://customs.gov. ru/activity/programmy-razvitiya/strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda (дата обращения: 28.09.2022).

2. Зиманова М.А., Ионина М.В. Применение элементов искусственного интеллекта при решении задач, стоящих перед таможенными органами // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 3 (83). С. 11-16.

3. Бондаренко А.О. Совершенствование организационной структуры таможенных органов Российской Федерации в условиях стратегических изменений: дисс. канд. экон. наук: 08.00.05 / Бондаренко Андрей Олегович. Люберцы. 2022. 190 с.

4. Приказ Минфина России от 01.03.2019 № 33н (ред. от 10.10.2022) «Об утверждении перечня технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _324453/?ysclid=lc4ud9orxl628672759 (дата обращения: 01.10.2022).

5. Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2022 г. № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/hotlaw/ federal/1535747/ (дата обращения: 05.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.