Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
275
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРОПУСКА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зиманова Мария Андреевна, Ионина Марина Владимировна

В статье поднимается актуальный вопрос информатизации и цифровизации деятельности органов исполнительной власти, в том числе таможенных органов. Рассмотрены основные преимущества применения информационных технологий в деятельности таможенных органов. Исследованы направления применения элементов искусственного интеллекта при решении задач, стоящих перед таможенными органами. Отдельное внимание авторами уделено такому направлению развития таможенной службы Российской Федерации, как создание и внедрение интеллектуальных пунктов пропуска. Разработана авторская модель механизма предоставления таможенными органами таможенных услуг в рамках процесса сквозного таможенного контроля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зиманова Мария Андреевна, Ионина Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE ELEMENTS IN SOLVING THE TASKS FACING THE CUSTOMS AUTHORITIES

The article raises the topical issue of informatization and digitalization of the activities of executive authorities, including customs authorities. The main advantages of using information technologies in the activities of customs authorities are considered. The directions of application of elements of artificial intelligence in solving the problems facing the customs authorities are investigated. The authors pay special attention to such a direction in the development of the customs service of the Russian Federation as the creation and implementation of intelligent check-points. The author’s model of the mechanism for the provision of customs services by customs authorities within the framework of the process of end-to-end customs control has been developed

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ»

УДК 339.5

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

Зиманова Мария Андреевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, e-mail: maz@spbrta.ru

Ионина Марина Владимировна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, e-mail: ioninaspb@mail.ru

В статье поднимается актуальный вопрос информатизации и цифровизации деятельности органов исполнительной власти, в том числе таможенных органов. Рассмотрены основные преимущества применения информационных технологий в деятельности таможенных органов. Исследованы направления применения элементов искусственного интеллекта при решении задач, стоящих перед таможенными органами. Отдельное внимание авторами уделено такому направлению развития таможенной службы Российской Федерации, как создание и внедрение интеллектуальных пунктов пропуска. Разработана авторская модель механизма предоставления таможенными органами таможенных услуг в рамках процесса сквозного таможенного контроля

Ключевые слова: цифровизация; информатизация; информационные технологии; искусственный интеллект; интеллектуальный пункт пропуска; таможенные органы; таможенные услуги; таможенный контроль

APPLICATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE ELEMENTS IN SOLVING THE TASKS FACING THE CUSTOMS AUTHORITIES

Zimanova Maria A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Researcher of the Research Department, e-mail: maz@spbrta.ru

Ionina Marina V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Researcher of the Research Department, e-mail: ioninaspb@mail.ru

The article raises the topical issue of informatization and digitalization of the activities of executive authorities, including customs authorities. The main advantages of using information technologies in the activities of customs authorities are considered. The directions of application of elements of artificial intelligence in solving the problems facing the customs authorities are investigated. The authors pay special attention to such a direction in the development of the customs service of the Russian Federation as the creation and implementation of intelligent checkpoints. The author's model of the mechanism for the provision of customs services by customs authorities within the framework of the process of end-to-end customs control has been developed

Keywords: digitalization; informatization; information technology; artificial intelligence; smart checkpoint; customs; customs services; customs control

Для цитирования: Зиманова М.А., Ионина М.В. Применение элементов искусственного интеллекта при решении задач, стоящих перед таможенными органами // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022.

№ 3 (83). С. 11-16.

В настоящее время государственные органы на всех уровнях претерпевают цифровую трансформацию, чтобы предоставлять государственные услуги и программы более эффективно, прозрачно и экономично, а основным аспектом цифровизации правительства является активизация использования информационных технологий. Ключевыми технологиями для поддержки процесса цифровой трансформации государства выступают следующие:

1. Цифровые государственные технологические платформы, которые представляют собой набор сквозных, интегрированных возможностей, координирующих государственные услуги в нес-

кольких областях.

2. Цифровая идентификация гражданина для поддержки онлайн-аутентификации при взаимодействии с правительством и во все большей степени в разных секторах и юрисдикциях, преодолевая устаревшие разрозненные возможности идентификации.

3. Гибридные облачные вычисления, т.е. один или несколько общедоступных и частных облачных сервисов, которые работают как отдельные, но интегрированные объекты, предлагая сочетание оптимизации затрат, гибкости и масштабируемости публичного облака с контролем и соответствием нормативным требованиям.

4. Межведомственное электронное взаимодействие, использование нескольких источников данных для создания новой ценности и достижения лучших результатов. Для этого государственные ведомства должны быть готовы раскрывать данные и иметь возможность анализировать их с помощью систематического и масштабируемого подхода, который позволит повторно использовать такие данные и внедрять инновационные услуги [1].

Перечисленные технологии внедряются, так или иначе, во все органы государственной власти, в том числе и в таможенные органы. Таможенные службы большинства стран мира уже автоматизировали процесс предоставления таможенных услуг с помощью внедрения таких информационных технологий, как автоматическая регистрация и выпуск деклараций на товары, удаленная уплата таможенных и иных платежей, машинное обучение, интернет вещей и пр. Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) не является исключением и на сегодняшний день выступает одним из передовых ведомств государства, которое активно внедряет и применяет в своей деятельности современные сквозные цифровые технологии и сервисы.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что экспоненциальный рост электронной коммерции в последние годы означает, что таможенным службам приходится иметь дело с огромными и постоянно растущими объемами данных. Таможенный контроль и услуги сталкиваются с новыми проблемами, возникающими в результате резкого увеличения общего объема и сложности международной торговли, появления новых способов торговли, представленных трансграничной электронной торговлей, растущей фрагментации и переплетения традиционных и нетрадиционных угроз безопасности. Это привело к увеличению

спроса на цифровые технологии, которые позволят снизить нагрузки на бизнес, но в то же время обеспечить достойный уровень защищенности экономической безопасности государства.

На рис. 1 в виде диаграммы Исикавы «Рыбья кость» представлены основные преимущества применения в деятельности таможенных органов информационных технологий.

В целом с помощью внедрения в деятельность таможенных органов информационных таможенных технологий становится возможным существенное сокращение времени, необходимого на совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, при одновременном повышении эффективности и результативности деятельности таможенных органов по основным направлениям. Более того, применение информационных технологий создает благоприятные условия для более полного поступления доходов в федеральный бюджет, минимизирует издержки участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), связанные с совершением таможенных операций, обеспечивает соблюдение запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также защиту отечественных производителей и охрану объектов интеллектуальной собственности и пр.

Чтобы адаптироваться к новому витку технологических изменений и новым способам международной торговли, а также содействовать упрощению процедур торговли, гарантировать безопасность цепей поставок и поддерживать международную систему свободной торговли и открытую глобальную экономику, Правительством Российской Федерации была утверждена Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года.

В качестве основной цели ФТС России сог-

3. Оптимизация функционирования системы управления рисками таможенных органов

2. Снижение сроков совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля

1. Автоматизация операций, связанных со сбором, хранением,обработкой информации

Преимущества применения

информационных технологий в деятельности таможенных органов

6. Переход на использование механизма совершения таможенных операций на основе сквозного процесса

5. Развитие систем информационного взаимодействия в части обеспечения оперативного и бесперебойного обмена информацией

4. Однократное представление

сведений о разрешительных документах на любом из этапов совершения таможенных операций

Рис. 1. Преимущества применения информационных технологий в деятельности таможенных органов на основе диаграммы Исикавы «Рыбья кость» (составлено авторами)

ласно Стратегии развития таможенной службы до 2030 года является «формирование качественно новой, насыщенной искусственным интеллектом и быстро перенастраиваемой, информационно связанной таможенной системы, которая будет прозрачна и незаметна для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности, но, тем не менее, эффективна для государства» [2].

Более подробно в рамках исследования остановимся на перспективах применения элементов искусственного интеллекта при решении задач, стоящих перед таможенными органами.

Искусственный интеллект является основой для имитации процессов человеческого интеллекта путем создания и применения алгоритмов, встроенных в динамическую вычислительную среду. Сегодня объемы данных, которые генерируются как людьми, так и машинами намного опережают способность людей анализировать, интерпретировать и принимать сложные решения на основе этих данных. Общей задачей использования искусственного интеллекта в таможенном деле является создание такой вычислительной сети, которая обеспечит уровень быстроты и эффективности принятия решений по неформализованным задачам, не только сравнимый с решениями должностных лиц таможенных органов, но и в разы превосходящий их [3].

В таблице представлена матрица основных возможностей для внедрения элементов искусственного интеллекта в деятельность таможенных органов. Так, внедрение элементов искусственного интеллекта в процесс таможенного администрирования

позволит как усовершенствовать уже существующие технологии (система управления рисками, центры обработки данных), так и создать новые (цифровые дневники, интеллектуальный пункт пропуска).

Наиболее перспективным направлением на сегодняшний день выступает создание интеллектуальных пунктов пропуска, благодаря которым станет возможным проведение таможенного контроля без участия должностных лиц таможенных органов, автоматизация принятия решений о выпуске товаров, и, как следствие, безостановочное перемещение через таможенную границу безрисковых поставок.

На рис. 2 представлена нотация графического моделирования IDEF0, которая отображает функциональную модель интеллектуального пункта пропуска и включает в себя следующие элементы:

- входящие потоки сверху, представляющие собой управляющие блоки системы;

- входящие потоки снизу, представляющие собой основные механизмы управления;

- входящие потоки слева, характеризующие ресурсы, с помощью которых обеспечивается функционирование интеллектуального пункта пропуска;

- исходящие потоки справа, отражающие основные результаты (эффекты), которые будут получены при должном функционировании всех ранее перечисленных звеньев системы интеллектуального пункта пропуска.

Можно отметить, что создание и дальнейшее функционирование интеллектуального пункта пропуска позволит снизить временные издержки,

Таблица

Матрица возможностей применения искусственного интеллекта при решении задач,

поставленных перед таможенными органами

Система управления рисками Центр обработки данных Цифровые двойники Интеллектуальный пункт пропуска

Автоматическая оценка уровня риска товарных партий в режиме реального времени Круглосуточное беспрерывное функционирование информационных систем таможенных органов Анализ прошлого, оптимизация процессов в настоящем, прогнозирование будущих результатов Автоматический весогабаритный, рентгеноскопический, радиационный контроль

Интеграция сегментов системы управления рисками на наднациональном уровне Обработка больших массивов данных Автоматический выбор объектов таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров Проведение таможенного контроля без участия должностных лиц таможенных органов

Обмен результатами применения системы управления рисками между государственными контролирующими органами Самообучаемость Моделирование процесса сквозного таможенного контроля Автоматическое принятие решений о выпуске товаров

Data mining (интеллектуальный анализ данных) Создание единого логистического процесса Выявление наиболее значимых отклонений с точки зрения вероятности нарушения законодательства Безостановочное перемещение через таможенную границу безрисковых поставок

Источник: составлено авторами

Рис. 2. ШЕБО модель функционирования интеллектуального пункта пропуска (составлено авторами)

связанные с проведением таможенного контроля в пунктах пропуска при одновременном повышении его результативности и эффективности.

Таким образом, дальнейшие направления развития таможенного администрирования определяются переходом к созданию «интеллектуальной» таможни, характеризующейся высокой степенью использования цифровых платформ и сервисов, цифровизации и автоматизации таможенных операций, быстрым осуществлением таможенных формальностей, что в совокупности приведет к эффективной реализации процесса сквозного таможенного контроля.

По мнению авторов, механизм предоставления таможенными органами таможенных услуг в рамках процесса сквозного таможенного контроля может быть представлен следующим образом (рис. 3).

Участник ВЭД с помощью технологии личного кабинета участника ВЭД подает в таможенные органы декларацию на товар, после чего в отношении нее проводится форматно-логический контроль в объеме, необходимом для проверки выполнения условий автоматической регистрации и формирования в автоматическом режиме необходимого пакета документов для совершения последующих таможенных операций в интеллектуальном пункте пропуска. Интеллектуальный модуль системы управления рисками в центре электронного декларирования позволяет производить оценку таможенных рисков в режиме реального времени, используя методы интеллектуального (семантического) анализа сведений о товарной партии, заявленных в декларации на товар, а также в связке с интеллектуальным модулем интеллектуального пункта пропуска

осуществлять выбор дальнейшего сценария совершения таможенных операций в отношении товарной партии [4].

Интеллектуальный пункт пропуска, по мнению авторов, предполагает наличие трех основных коридоров:

1. Зеленый коридор.

Предполагает безостановочное прохождение безрисковых товарных партий. Применяется в случае невыявления нарушений (расхождений) с заявленными сведениями при прибытии в пункт пропуска и сведениями, отраженными и поданными в таможенные органы ранее. Именно в зеленом коридоре таможенное оформление и таможенный контроль наиболее автоматизированы и наименее затраты для участников ВЭД.

2. Желтый коридор.

Предназначен для товарных партий так называемого среднего уровня риска и применяется в случае выявления расхождений между фактическими данными при прибытии и заявленными в декларации на товар (выявлены риски по стране происхождения, весовым характеристикам, по коду товара и пр.). На этом этапе груз должен пройти все этапы проверки интеллектуальной системой -автоматический весогабаритный, рентгеноскопический, радиационный контроль. На каждом этапе проверки искусственный интеллект анализирует полученные данные и принимает соответствующее решение. В случае, если ни на одном из этапов проверки нарушения не были выявлены, происходит авто-выпуск и транспортное средство убывает из интеллектуального пункта пропуска. Если же на каком-то этапе сработали риски,

Рис. 3. Механизм предоставления таможенными органами таможенных услуг в рамках процесса сквозного таможенного контроля (составлено авторами)

то система направляет транспортное средство посредством диспетчеризации в красный коридор.

3. Красный коридор.

В красный коридор, как было отмечено ранее, направляются транспортные средства, в отношении которых сработали риски. Для минимизации выявленных рисков должностными лицами таможенных органов проводятся формы таможенного контроля (например, таможенный осмотр или досмотр), в том числе с применением технических средств таможенного контроля. Если в рамках проведения фактического контроля должностными лицами таможенных органов были выявлены факты нарушения таможенного законодательства, таможенными органами принимаются меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях и уголовных

преступлениях.

Так, система таможенного администрирования обретает большую зависимость от изменений условий внешней среды, поскольку становится все более ориентированной на развитие сферы ВЭД. Смена парадигмы развития таможенного администрирования, обусловленная смещением акцента с бюрократических, контрольно-надзорных функций и функционального подхода к сервисно ориентированному и процессному подходам к регулированию ВЭД, связана с активным внедрением и реализацией цифровых технологий, платформ и сервисов, позволяющих расценивать результаты деятельности таможенных органов не только как выполнение функций и задач, но и как таможенные услуги, предоставляемые участникам ВЭД [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том,

что сегодня таможенные органы являются одними из самых передовых государственных институтов в области использования современных методов администрирования и взаимодействия с бизнесом. Благодаря последовательной работе по цифровизации таможенных процедур, ФТС удалось поменять идеологию и архитектуру взаимоотношений между государством и участниками внешнеэкономической деятельности. Данные, которыми обладают таможенные органы, имеют огромную ценность для управления таможенными и пограничными рисками путем оцифровки и связывания их с грузовыми и транспортными документами. После сбора данных искусственный интеллект, машинное обучение и инструменты больших данных позволят обрабатывать и анализировать большие объемы информации для выявления закономерностей и потенциально рискованных или мошеннических операций. Полностью интегрированная и автоматизированная система интеллектуального пункта пропуска сократит время оформления груза, затраты на физический осмотр и приведет к меньшему количеству проверок после выпуска товаров.

Библиографический список:

1. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru

2. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_353557/62de6eae95a59b101c046143d086 62125b1b4032/

3. Сомов Ю.И., Шашаев А.Е. Возможности применения новых цифровых технологий в таможенном деле // Вестник Российской таможенной академии. 2020. №1. С. 29-41.

4. Бондаренко А.О. Модель сквозного таможенного контроля в условиях цифровой и сервисной адаптации // Вестник Российской таможенной академии. №1 (58). 2022. С. 144-155.

5. Таможня с интеллектом: как ФТС заставит работать «большие данные» на себя и облегчит ли это бизнес учВЭДам // Логирус. Логистика в России. URL: https:// logirus.ru/articles/custom/tamozhnya_s_intellektom.html

6. От автоматизации таможенных операций к интеллектуальной таможне // Альта Софт. URL: https://www.alta. ru/expert_opinion/85937/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.