ОБМЕН ОПЫТОМ Щ
Г.А. Добрынина, A.B. Боярская
Кемеровский областной медицинский колледж, МУЗ МДКБ, г. Кемерово
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ В ИНТЕРЕСАХ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
Реформирование отраслей здравоохранения и системы профессиональной подготовки специалистов со средним медицинским образованием потребовало объединить усилия теоретиков и практиков, преподавателей Кемеровского областного медицинского колледжа (КОМК) и администрации МУЗ МДКБ, по изучению и внедрению новой сестринской технологии — «сестринский процесс в практику преподавания и практического здравоохранения». Методом проб и ошибок началась параллельная совместная работа по формированию медицинской сестры новой формации.
При внедрении современных принципов и подходов к организации работы сестринского персонала преследовались цели:
- повышение качества сестринской помощи матери и ребенку в детском стационаре;
- обеспечение безопасности больничной среды;
- облегчение отрицательного воздействия болезни, отлучения ребенка от родителей и привычного жизненного уклада;
- обучение и привлечение родителей к мотивированному уходу за больным ребенком, поддержке его на всех этапах болезни, оказанию помощи в формировании образа жизни.
Для реализации программы группой преподавателей педиатрии КОМК и руководителей сестринского звена больницы проведена следующая работа:
1. Обучение персонала теоретическим основам сестринского дела и этапов организации сестринского процесса (СП), с обсуждением специфики в детской практике, поиском новых решений, определением рамок сестринской компетенции в общем объеме медицинской помощи матери и ребенку.
2. Разработаны протоколы сестринской практики по обследованию пациентов различного возраста и с различными заболеваниями, материалы, документирующие сестринский процесс.
3. Созданы методические пособия для сестринского персонала по поддержке грудного кормления, по работе в школах «Бронхиальная астма» и «Сахарный диабет».
4. Используются стандарты сестринской деятельности, неотложной доврачебной помощи, усовершенствованы технологические протоколы манипуляций, согласно современным достижениям педиатрической науки и практики.
Таким образом, сложилась схема организации сестринской деятельности в практике оказания лечебно-профилактической помощи детям, система материального стимулирования сестринского персонала отделений больницы, перешедших на эксперимент. Разработаны новые должностные инструкции с введением должности сестры-координатора СП. Продолжается работа по изучению оценки качества и эффективности сестринской помощи, включая анкетирование детей и родителей.
Внедрение новой сестринской технологии идет при активном содействии работников Кафедры педиатрии № 1 КГМА, врачебного персонала, сестри-чества Знаменского Кафедрального собора.
Партнерство опытных медицинских сестер и студентов взаимно обогащает, позволяет реализовать творческий потенциал, на практике подтверждает теоретические основы специальности сестринское дело, повышает престиж профессии, дает внутренний стимул для роста и духовного совершенствования. Главным же является тот факт, что мать и ребенок находятся под опекой двух медицинских сестер-единомышленников, что позволяет быстрее адаптироваться к новому «пугающему дому» и персоналу, шире охватить круг интересов и проблем ребенка, обеспечить индивидуальный уход, обучить маму и ребенка мероприятиям по профилактике и реабилитации.
Данные анкетного опроса детей и родителей показали: 92 % детей считают, что медсестра оказала им эмоциональную и духовную поддержку в первые дни адаптации к больнице и при проведении болезненных манипуляций. В анкетах были написаны слова о доброте, терпении, уважении к личности ребенка, благодарность за их труд. В 75 % случаев родители детей, несколько лет получающих медицинскую помощь в МУЗ МДКБ, отметили возросший профессионализм персонала, внимание к проблемам ребенка и матери, удовлетворенность медицинской этикой, организацией ухода и питания, способами удовлетворения возникших проблем со здоровьем, рекомендациями по вопросам профилактики и реабилитации.
Таким образом, совместная работа всех участников сестринского процесса служит главному — укреплению, защите и обеспечению здоровья ребенка, обучению и поддержке членов семьи.
с/^иьH^jhHвс7^узбассе DBOD 2002