Щ ОБМЕН ОПЫТОМ_
И.Л. Носкова, Н.И. Власова
Кемеровский областной медицинский колледж, МУЗ ГКБ №1, г. Кемерово
СОТРУДНИЧЕСТВО КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА С МУЗ ГКБ □ 1
Кроме общих вопросов организации сестринской помощи, существуют аспекты, специфические для каждого учреждения. Работа проводилась в апробированном практикой порядке, с учетом специфики больницы. Администрацией больницы были определены цели работы:
- повышение качества медицинской помощи пациентам путем развития сестринского дела и внедрения новых сестринских технологий;
- усиление роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи населению.
Поставленные цели потребовали решения следующих задач:
- формирование оптимальных условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи населению;
- совершенствование материально-технической и организационно-методической базы для совершенствования организации работы сестринского персонала;
- повышение квалификации сестринского персонала и развитие научно-исследовательского потенциала сестринских кадров;
- развитие новых организационных форм и технологий оказания медицинской помощи населению сестринским персоналом;
- совершенствование системы управления сестринским персоналом.
Работа началась в декабре 2000 года с анализа специфики сестринской деятельности медицинского персонала реабилитационного неврологического отделения. Был проведен фотохронометраж работы палатных медицинских сестер дневной и ночной смены. По результатам хронометражных наблюдений выделены основные виды деятельности палатных медицинских сестер и структура временных затрат для определения оптимального уровня сестринских реабилитационных технологий помощи пациентам отделения.
Была проанализирована документация лечебного процесса с целью оптимизации сестринской деятельности. Кроме того, проводились совместные совещания по вопросам возможного расширения роли сестринского персонала в оказании медицинской помощи, консультации заведующего отделением и семинары с врачами отделения по современным аспектам сестринского дела.
Подготовительный этап позволил спланировать годовой объем работы и заложил прочный фундамент развития новых сестринских технологий. С января 2001 года начались занятия с сестринским персоналом. План занятий включал как общие вопросы современного сестринского дела, так и частные вопросы, например, сестринский процесс при различных неврологических заболеваниях.
Параллельно преподавателями-консультантами КОМК были предложены результаты наработок колледжа по организационным схемам сестринской деятельности, внедрению новых сестринских технологий в лечебно-профилактические учреждения области. Оптимальной для неврологического реабилитационного отделения была признана организационная схема сестринской деятельности с введением сестры-координатора реабилитационного процесса. Были разработаны функциональные обязанности медицинской сестры-консультанта и новые функциональные обязанности для палатных медицинских сестер. Эти функциональные обязанности максимально соответствуют современным представлениям о специалисте сестринского дела и составлены в соответствии с приказом МЗ РФ № 249 от 19.08.97 г.
Был разработан комплект сестринской документации наблюдения за пациентом неврологического реабилитационного отделения и написаны методические рекомендации по организации ухода и реабилитации пациентов. Проводится регулярная коррекция информационно-методического материала по сестринской деятельности. Основной группой стали пациенты с острыми нарушениями мозгового кровообращения.
Выделение функции сестры-координатора способствует более рациональному использованию сестринских кадров и дает возможность палатной медицинской сестре больше времени уделять непосредственно лечебно-реабилитационному процессу. По результатам повторных фотохрономет-ражных исследований, после введения данной организационной схемы взаимодействия, в работе палатных медицинских сестер значительно увеличилась доля времени, затрачиваемого непосредственно на работу с пациентом (до 70 %). Это становится возможным за счет делегирования дополнительных обязанностей; использования специально разработанной документации сестринского процесса для палатной медсестры и сестры-ко-
□3(11) 2002 с//^и^ивс)^узбассе
СОТРУДНИЧЕСТВО КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА С МУЗ ГКБ □ 1
ординатора; более активного взаимодействия сестер с другими участниками реабилитационного процесса (логопед, психолог, специалисты ЛФК, родственники пациента). В настоящее время в отделении введены новые виды сестринской деятельности: обучение пациентов по вопросам управления факторами риска, контроль за выполнением назначений специалистов лечебной физкультуры и логопеда, оценка пациента при поступлении и выписке с использованием функциональных шкал, элементы бытовой реабилитации и др. Время, уделяемое пациенту с цереброваскулярной патологией, увеличилось в среднем на 290 мин. (включая групповые формы работы медицинской сестры с пациентами). Результаты работы были положены в основу конференции, проведенной для средних медицинских работников, и послужили основой создания методических рекомендаций.
Как показывают результаты совместной работы, расширение сферы деятельности в рамках профессиональной компетенции медицинских сестер при оказании медицинской помощи больным с неврологической патологией в условиях многоуровневой системы оказания медицинской помощи способствует повышению медико-социальной эффективности, улучшая качество жизни пациента.
В настоящее время отрабатываются современные модели организации работы сестринского персонала амбулаторно-поликлинического звена. Перед сестринской службой амбулаторно-полик-линического звена стоит наибольшее количество проблем. Это звено, в соответствии с проектом реформы здравоохранения, становится ведущим, что соответствует мировым стандартам организации сестринского дела.
Коллективу КОМК удается сохранить свой престиж и тесные связи с практическим здравоохранением. Совместная работа приводит к положительным результатам, как для больницы, так и для колледжа. Больница получает теоретическую поддержку новых сестринских технологий; материалы для обучения сестринского персонала; возможность оптимизации лечебно-диагностического процесса, реализацию творческого потенциала медицинских сестер. Колледж — более тесную связь с практическим здравоохранением, возможность проверить на практике теоретические разработки, поле деятельности для учебно-исследовательской работы студентов.
Студенты, проходящие учебную и учебно-производственную практику в ЛПУ, участвующие в совместной экспериментальной работе, видят положительные моменты внедрения современных сестринских технологий:
- повышение статуса медсестры в глазах врача, пациента, родственников;
- возросший профессиональный уровень среднего персонала;
- индивидуальный подход к пациентам;
- преемственность сестринского ухода;
- рациональный подход к распределению обязанностей в бригаде;
- участие медсестер не только в выполнении простейших манипуляций ухода, но и в процессах диагностики, лечения и реабилитации больных;
- значимость работы медицинской сестры по обучению пациента самоуходу, знаниям по вторичной профилактике и др.;
- роль работы медицинской сестры с родственниками в плане ухода.
ГосСПО в области клинических дисциплин требует:
- знать систему организации помощи;
- знать причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний;
- уметь осуществлять и документировать отдельные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами;
- уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях.
Существование ЛПУ, внедряющих новые сестринские технологии, благотворно влияет на учебный процесс, демонстрирует новые формы организации медицинской помощи, способствует более глубокому изучению различных клинических дисциплин, дает возможность оценить роль медицинской сестры в лечебно-диагностическом процессе. Студенты чувствуют себя более комфортно при ведении сестринского процесса у курируемых пациентов, ощущается доброжелательное отношение работающего персонала к студентам колледжа. Студенты видят желание и готовность пациентов к общению, понимание пациентами изменившейся роли медсестры, а также реальное улучшение качества медицинской помощи пациенту.
Преподаватель-консультант, работающий в ЛПУ, в ходе проведения практических занятий может представить студентам доказательства востребованности и жизнеспособности теоретических разработок. Он может использовать в качестве примера наиболее современные и эффективные сестринские технологии (например, различные формы организации труда). При этом формируются тесные межпредметные связи с использованием знаний, умений, навыков, полученных при изучении психологии, валеологии, фармакологии и других дисциплин. При практическом обучении широко используются активные методы и расширяется поле учебно-исследовательской деятельности студентов с последующим использованием результатов в практическом здравоохранении.
Изменение роли медицинской сестры, с учетом более рационального использования и полноценного функционирования в современных условиях, как никогда более актуально. Реформирование образования, наряду с реформированием сестринского дела, привело к формированию специалистов, готовых взять на себя новые обязанности и ответственность. Проводимая КОМК работа по внедрению новых сестринских технологий в практику здравоохранения способствует внедрению современных принципов и подходов к организации работы сестринского персонала.
с/^иь и^пя вс7^узбассе □З(И) 2002