Научная статья на тему 'Сестринское дело в педиатрии: новые вызовы (итоги работы III Форума детских медицинских сестер России)'

Сестринское дело в педиатрии: новые вызовы (итоги работы III Форума детских медицинских сестер России) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1340
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сестринское дело в педиатрии: новые вызовы (итоги работы III Форума детских медицинских сестер России)»

Уважаемые коллеги! В качестве первой публикации 2013 г. мы предлагаем аналитический отчет о III Форуме медицинских сестер, начавшем свою работу 15 февраля 2013 г. в стенах ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН — учреждения, 250 лет назад положившего начало государственной системе охраны здоровья матери и ребенка в России. Форум получил название «Сестринское дело в педиатрии: новые вызовы», что полностью отражает основные направления работы XVII съезда врачей-педиатров России.

Ведущий рубрики профессор А. А. Модестов

Е.Г. Бирюкова

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва, Российская Федерация

Сестринское дело в педиатрии: новые вызовы (итоги работы III Форума детских медицинских сестер России)

Контактная информация:

Бирюкова Елена Геннадьевна, кандидат медицинских наук, заведующая отделом «Организация сестринского дела в педиатрии» НИИ ПП и ВЛ ФГБУ «НЦЗД» РАМН

Адрес: 119991, Ломоносовский проспект, д. 2, стр. 1, тел.: (499) 783-27-93 Статья поступила: 20.02.2013 г., принята к печати: 24.04.2013 г.

III Форум детских медицинских сестер «Сестринское дело в педиатрии: новые вызовы» был организован Союзом педиатров России и Научным центром здоровья детей РАМН в рамках XVII Съезда педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии», прошедшего 14-17 февраля 2013 г. в Москве. В Форуме приняли участие 202 делегата из 34 субъектов Российской Федерации (РФ), в том числе Республики Адыгея, Татарстана, Чувашии, Московской, Архангельской, Владимирской, Челябинской, Свердловской областей, Забайкальского, Красноярского, Ставропольского и Пермского края, а также Израиля.

География участников с каждым годом расширяется. Так, впервые были представлены Республика Коми, Республика Бурятия, Ненецкий автономный округ, Республика Марий Эл.

Аудитория была представлена главными, старшими и участковыми медицинскими сестрами учреждений здравоохранения.

По данным Министерства здравоохранения РФ, недостаток кадров среднего медицинского персонала в России составляет 800 тыс. человек [1]. Анкетирование 1265 детских медицинских сестер России в рамках подготовки I и II Форумов показало, что проблему дефицита медицинских сестер невозможно решить только количественными методами, необходимо изменить качество, направленное на освоение новых навыков как в области медицинских манипуляций, так и умения работать с информацией. Нужно выстраивать эффективные отношения с ребенком и его родителями, с коллегами, приумножать профессиональные знания, тем самым повышая престиж профессии.

Исходя из этого, была определена тема III Форума детских медицинских сестер России — «Сестринское дело в педиатрии: новые вызовы».

Программа III Форума была построена в форме школы повышения квалификации (29 академических часа) и включала шесть больших разделов:

I. Мастер-классы.

II. Сестринское образование в России и за рубежом.

III. Новые технологии в работе детских медицинских сестер.

IV. Опыт регионов.

V. Постерная сессия.

VI. Лекции профессоров.

Формат III Форума несколько отличался от предшествующих. Он открылся лекцией доцента кафедры психиатрии и медицинской психологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, к.м.н. В. В. Балабановой, посвященной актуальной теме: «Эмоциональное выгорание у медицинских сестер в педиатрии».

Затем в клинических отделениях НИИ педиатрии и НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения ФГБУ «НЦЗД» РАМН медицинские сестры Центра провели 3 мастер-класса. Новейшее оборудование, высокотехнологические методы лечения, используемые в одной команде с врачами, представили старшие медицинские сестры:

1. Л. В. Борисова: «Сестринский процесс при проведении эндоскопических обследований и лечебно-оперативных манипуляций».

2. С. И. Архипова: «Современные возможности применения расходных материалов при иммобилизации и уходе за раной в клинике травматологии и ортопедии».

3. И. Л. Артамонова: «Инновационный метод обработки медицинских инструментов с использованием ультразвуковых моек. Контроль качества очистки инструментов». Мастер-класс «Роль медицинской сестры в школе пре-

натальной профилактики по методу «Сонатал» представил заведующий отделением пре- и перинатального здоровья детей, кандидат психологических наук М. Л. Лазарев.

Научную программу продолжил заслуженный врач РФ, профессор А. А. Модестов. Его лекция была посвя-щенна результатам и перспективам модернизации детского здравоохранения.

Зарубежный опыт сестринского образования был представлен в сообщении медицинской сестры из Иерусалима (клиника Бикур-Холим) Виктории Розенцвайг «Система медицинского образования и организация работы медицинских сестер в клиниках Израиля». В Израиле имеет статус только медицинская сестра с академической степенью (в Израиле 79% медицинских сестер — дипломированные специалисты). Обучение в медицинском университете Израиля длится 4 года (бакалавриат — 1-2 года, магистратура — 2-3 года) [2].

160

■■1

Консультант по сестринскому делу Министерства здравоохранения по Забайкальскому краю В. А. Вишнякова поделилась опытом работы в своем сообщении «Критерии оценки качества работы среднего медицинского персонала». Были освещены такие дополнительные критерии внутреннего контроля работы старшей медицинской сестры, как организационно-методическая работа, включающая:

• профориентационную деятельность (выступление среди выпускников школ, колледжей, среди младшего медицинского персонала);

• организацию и контроль осуществления качественного ухода в рамках стандартов медицинских услуг (наличие и знание стандартов по специальности, оценка практических навыков специалиста);

• использование в работе новых сестринских технологий;

• работу медицинских сестер в специализированных школах;

• участие специалистов в мастер-классах [3].

На Форуме был широко представлен опыт регионов (Иваново, Нижний Новгород, Самара, Чита, Архангельск, Кемерово). В докладах освещались вопросы формировании здорового образа жизни детского населения, адаптация родителей при рождении ребенка с ограниченными возможностями, сестринские технологии в организации летнего загородного отдыха детей, качество и безопасность питания детей, роль медицинской сестры в охране репродуктивного здоровья.

Оживленную дискуссию вызвали доклады сотрудников Научного центра здоровья детей РАМН: Е. Г. Бирюковой «Перспективы профессионального роста детских медицинских сестер на примере НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения ФГБУ «НЦЗД» РАМН», И. Л. Артамоновой «Организация работы и роль среднего медицинского персонала при оказании амбулаторной помощи детям в консультативном отделении клиники высоких технологий», Г. А. Михайлина «Комплексный реабилитационный подход к детям, страдающим детским церебральным параличом», С. А. Ефимовой «Последипломное образование среднего медицинского персонала», М. А. Дружининой «Роль детской медицинской сестры в улучшении качества ухода за детьми».

Ключевым мероприятием второго дня стала постер-ная сессия, на которой было представлено 34 доклада из Москвы, Забайкальского края, Барнаула, Архангельской и Владимирской областей. Следует отметить, что эта форма научного участия не получила широкого развития в регионах. Более половины докладов (18) было представлено детскими медицинскими сестрами из Научного центра здоровья детей РАМН. Тематика выступлений отличалась широким спектром проблем: внедрение новых сестринских технологий при выхаживании новорожденных с экстремально низкой массой тела, синдром эмоционального выгорания среди медицинских сестер, комплексная помощь детям с муковисцидозом в условиях дневного стационара и т. п. По итогам постерной сессии выбраны пять лучших работ:

• «Синдром эмоционального выгорания медицинских сестер отделений детских реанимаций» (Н.В. Бекетова, Чита);

• «Оценка индивидуальной изменчивости параметров состава тела у юных спортсменов по данным био-импедансного анализа» (А.В. Шигина, ФГБУ «НЦЗД» РАМН, Москва);

• «Медицинская сестра нефрологического отделения: современный взгляд на профессию» (Н.П. Ткачук, ФГБУ «НЦЗД» РАМН, Москва);

• «Проблема оформления согласия на медицинское вмешательство и отказа от него медсестрами педиатрического звена» (И.А. Еремцова, Владимир);

• «Адаптация родителя к рождению ребенка с ограниченными возможностями в ГБУЗ АО «Архангельская детская клиническая больница им. П.Г. Выжлецова» (Н.Н. Тропина, Архангельск).

При подготовке к III Форуму детских медицинских сестер России на информационном портале ФГБУ «НЦЗД» РАМН была размещена информация о предстоящем форуме, открыты электронная регистрация, запись на мастер-классы и прием тезисов. В связи с большим количеством заявок на устные доклады была организована постерная сессия, которая прекрасно себя зарекомендовала на II Форуме детских медицинских сестер.

Закончилась работа проведением отчетной конференции инициативной группы, избранной на II Форуме детских медицинских сестер, а также состоялись выборы Постоянной комиссии детских медицинских сестер России для работы с регионами (председатель — профессор С. И. Двойников, ответственный секретарь — к.м.н. Е. Г. Бирюкова) [4].

На церемонии закрытия XVII Съезда педиатров России и III Форума детских медицинских сестер победители были награждены дипломами и премиями.

По результатам работы участники III Форума детских медицинских сестер считают необходимым:

1. Рекомендовать практику проведения Форумов детских медицинских сестер, инициированных Союзом педиатров России, в рамках врачебных научно-практических конференций в субъектах Российской Федерации.

2. При обучении сестринского персонала больше внимания уделять организации мастер-классов по инновационным сестринским технологиям профилактики, лечения и реабилитации детей.

3. Просить Исполком Союза педиатров России:

• разместить на своем сайте постерные доклады участников III Форума медицинских сестер и презентации лекций профессоров;

• использовать интернет-ресурсы ФГБУ «НЦЗД» РАМН для проведения регулярных опросов детских медицинских сестер страны по вопросам, связанных с модернизацией здравоохранения.

Участники Форума выразили свою благодарность Председателю Исполкома Союза педиатров России, академику РАН и РАМН А. А. Баранову за реализацию идей, позволивших сплотить усилия детских врачей и медицинских сестер, что отразилось на эффективности оказываемой медицинской помощи детям.

о и

со и о

CN

О

S <

s

о.

<

в о:

и ш

< S

3

161

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Общероссийская конференция с международным участием «Медицинское образование-2012. Первый МГМУ им. И. М. Сеченова. Первый доклад пленарного заседания «Обучение медицине в XXI веке: глобальные тенденции развития медицинского образования». М., 2012.

2. Notzer N., Ribac J., Abramovitz R. et al. The impact of bachelor degree completion programs on career development of

nurses in Israel. International Journal of Nursing Studies. 2003; 41: 713-719.

3. Вишнякова В. А. Критерии оценки качества работы среднего медицинского персонала: Доклад. Материалы III Форума детских медицинских сестер России. М., 2012.

4. Бирюкова Е. Г. Педиатрическая фармакология. 2012; 9 (2): 158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.