Научная статья на тему 'К юбилею академика РАМН А. А. Баранова'

К юбилею академика РАМН А. А. Баранова Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
252
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ СЕСТРЫ / ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ МЕДСЕСТРИНСКОГО ЗВЕНА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бирюкова Елена Геннадьевна

В статье представлено описание Проекта по развитию медсестринского звена, который стартовал в текущем году в Научном центре здоровья детей РАМН. Проект направлен на личностное, профессиональное развитие и повышение квалификации медицинских сестер, приобщение к исследовательской деятельности и участию в международных и национальных научных мероприятиях (конгрессах, конференциях, съездах). Проект ориентирован также на выработку лидерских качеств для участия в развитии и совершенствовании сестринского звена медицинских учреждений России, а также повышения престижа этой профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К юбилею академика РАМН А. А. Баранова»

Страница детской медицинской сестры

132

А.А. Модестов

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Ведущий рубрики:

Модестов Арсений Арсеньевич,

доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом постдипломного профессионального

образования НЦЗД РАМН Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2/62, тел.: (499) 134-01-50

В ходе подготовки к I Форуму детских медицинских сестер я познакомился с десятками инициативных, любознательных и гордящихся своей профессией специалистов из разных уголков страны. Многие потенциальные участницы Форума сначала звонили по телефону. Я, в свою очередь, предлагал изменить формат общения и начать переписку по электронной почте. И здесь выяснилось, что даже у многих главных медицинских сестер ряда областных, краевых, городских клинических учреждений страны в кабинете нет компьютера, а при его наличии — нет выхода в интернет. Треть медицинских сестер и вовсе не владела навыками пользователя. Только из трех регионов страны респонденты прислали заполненные анкеты по электронной почте, остальные 1132 анкеты привезли в Москву на бумажных носителях.

Убежден, что модернизация отрасли здравоохранения в первую очередь касается изменения оценки собственной роли специалиста в этом процессе. Надежным помощником на этом пути является умение медицинских сестер более эффективно работать с информацией, овладевать новыми навыками, к которым относятся коммуникация и лидерство. Этим вопросам и посвящена статья старшего научного сотрудника Научного центра здоровья детей РАМН, к.м.н. Бирюковой Елены Геннадьевны.

Е.Г. Бирюкова

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Новый образовательный проект для медицинских сестер Российской Федерации

Контактная информация:

Бирюкова Елена Геннадьевна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отдела новых технологий изучения особенностей развития ребенка и амбулаторного контроля за состоянием здоровья НЦЗД РАМН Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2/62, тел.: (499) 783-27-93 Статья поступила: 28.03.2011 г., принята к печати: 23.05.2011 г.

В статье представлено описание Проекта по развитию медсестринского звена, который стартовал в текущем году в Научном центре здоровья детей РАМН. Проект направлен на личностное, профессиональное развитие и повышение квалификации медицинских сестер, приобщение к исследовательской деятельности и участию в международных и национальных научных мероприятиях (конгрессах, конференциях, съездах). Проект ориентирован также на выработку лидерских качеств для участия в развитии и совершенствовании сестринского звена медицинских учреждений России, а также повышения престижа этой профессии.

Ключевые слова: медицинские сестры, проект развития медсестринского звена, профессиональный рост.

Мировой опыт показывает, что многие реформы в здравоохранении начинаются с процесса реформирования сестринского дела и уже не могут базироваться на старой патриархальной модели, отводящей медицинской сестре

только роль помощника врача. Сегодня никому не нужно доказывать важность этой профессии, она давно стала уважаемой и необходимой частью системы здравоохранения во всех странах мира.

В современных условиях сестринское дело рассматривается как важнейшая составная часть системы здравоохранения. Без качественного сестринского ухода не может быть качественной медицинской помощи [1]. Сестринское дело охватывает физические, интеллектуальные и социальные аспекты жизни в той мере, в которой они влияют на здоровье, возникновение болезни, нетрудоспособность и смерть. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), следует научить медицинских сестер аналитически мыслить, а также подготовить их к проведению исследований, необходимых для научного обоснования и совершенствования профессиональной практики.

Традиционно среди проблем, негативно влияющих на развитие сестринской деятельности в России, называют низкий престиж профессии, небольшую заработную плату, практическое отсутствие социальной защищенности, низкую мотивацию к качественному труду, что подтверждается данными доклада главного внештатного специалиста Министерства здравоохранения и социального развития РФ по управлению сестринской деятельностью С. И. Двойникова [2]. По этим причинам значительная часть выпускников медицинских колледжей не стремится к работе в государственных и муниципальных лечебнопрофилактических учреждениях, а предпочитает работать в коммерческих структурах или уходит из системы здравоохранения вообще [3].

Согласно исследованиям, у 16,4-35% медицинских сестер нет желания повышать свою квалификацию, что может быть обусловлено как низкой материальной заинтересованностью, так и развитием синдрома эмоционального выгорания (процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы) [4]. Модернизация здравоохранения страны, неотъемлемой частью которой является повышение квалификации и мотивации к качественному труду сестринского персонала, требует освоения навыков, касающихся не только манипуляций, но и умения работать с информацией, участия в исследовательской деятельности, приумножения профессиональных знаний [5, 6].

Подготовка I Форума детских медицинских сестер, прошедшего в феврале текущего года в рамках XV конгресса педиатров, выявили высокую активность сестринского педиатрического сообщества страны и готовность принять участие в опросе, направленном не только на выявление узких мест в работе, но и заботу о собственном здоровье. В ходе этого опроса многие медицинские сестры стали заочными участниками и заполняли специально разработанную анкету, отправленную им в электронном виде. Социологическим опросом по анкете, разработанной в НЦЗД РАМН, было охвачено свыше 1200 детских медицинских сестер, работающих в различных лечебнопрофилактических учреждениях страны и представляющих 20 территорий. В качестве волонтеров-интервьюеров выступили медицинские сестры — будущие участницы форума. Из результатов опроса (Москва — 179 человек, Московская область — 26, Алтайский край — 107, Ханты-

Мансийский автономный округ — 38, Южно-Сахалинск — 43, Томск — 82, Архангельск — 21, Самара — 32) следует, что большинство участников не испытывают удовлетворения от своей работы в связи с низким уровнем информатизации рабочих мест, частыми стрессовыми ситуациями и отсутствием своевременной информации о работе учреждений. По распространенности производственных приоритетов крайне низко был оценен карьерный рост, т. е. детские медицинские сестры испытывают потребность в повышении престижа своей профессии. Минимальны были знания опрошенных о национальном проекте «Здоровье» и его влиянии на деятельность ЛПУ, на повышение доступности и качества медицинской помощи для пациентов. Опрошенные считают необходимой разработку критериев оценки работы детских медицинских сестер, которые должны влиять на уровень заработной платы.

В Научном центре здоровья детей РАМН, в инновационном центре педиатрической науки и практики, медицинские сестры должны обладать особыми навыками, так как являются членами команды ученых и врачей высочайшей квалификации. Но и здесь есть свои особенности, которые нельзя не учитывать при организации системы повышения квалификации медсестер.

В Научном центре здоровья детей РАМН также было проведено анонимное анкетирование 56 медицинских сестер различного профиля, работающих в клинике и амбулаторных подразделениях. Средний возраст респондентов составил 37 лет.

Результаты опроса показали, что 54,3% медицинских сестер НЦЗД РАМН в предложения по оптимизации работы включили повышение уровня профессионального образования, а 40,85% медицинских сестер — карьерный рост.

Большинство (83%) медицинских сестер отметили, что в своей работе не используют современные информационные компьютерные технологии, 98% не имеют научных публикаций и не участвуют в научных конференциях, несмотря на работу в академическом научном учреждении. При этом средний стаж работы в НЦЗД РАМН — 19 лет. Результаты анкетирования были представлены руководству НЦЗД РАМН, после чего администрацией был инициирован проект развития медсестринского звена Центра, направленный на обучение и повышение квалификации медицинских сестер, подготовку их к роли лидеров по развитию сестринского звена. В качестве партнера Научного центра здоровья детей РАМН выступила компания ООО «Эбботт Лабораториз», имеющая большой опыт в образовательной работе с медицинскими сестрами. Задачи проекта:

• получение знаний в дополнительных областях деятельности, сопутствующих профессиональной (навыки работы на компьютере, подготовки презентаций, работы с информацией);

• приобретение навыков коммуникации и взаимодействия с пациентами в рамках рабочих процессов;

• знакомство с международным опытом в области сестринского дела, передовыми методиками работы в различных областях медицины, ознакомление с работой зарубежного медицинского центра;

133

ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ /2011/ ТОМ 8/ № 3

Страница детской медицинской сестры

134

• развитие в рамках профессии и получение дополнительных навыков работы в специальных областях медицины;

• личностный и профессиональный рост.

Для участия в проекте было отобрано 5 медицинских сестер из различных отделений Научного центра здоровья детей РАМН. Своих представителей делегировали отделения неонатологии и хирургии НИИ педиатрии, а также отделение восстановительного лечения детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и физиотерапевтическое отделение НИИ ПП и ВЛ центра.

В рамках проекта развития медсестринского звена предусматривается проведение регулярных образовательных и обучающих мероприятий (тренингов) для медицинских сестер:

• базовые навыки работы с компьютером и информационными системами;

• навыки работы с информацией;

• подготовка постерных докладов и устных презентаций для участия в научных конференциях;

• работа с интернет-сайтами.

Первый тренинг по актуальной на сегодняшний день теме информационных технологий состоялся 17 мая 2011 г. Медицинские сестры обучились работе с документами в базовых компьютерных программах (Word, Excel, Power Point, Internet, e-mail).

На втором тренинге медицинские сестры обучались работе с текстом: выделение главного, группировка данных, написание статей, подготовка обзоров и экскурсов. Данный проект включает и обмен опытом с зарубежными коллегами. В связи с этим будет проведен тренинг по обучению и подготовке научных постеров, созданию и проведению презентаций, работе с аудиторией. Это актуально для дальнейшей работы академических медицинских сестер, которые на последующих форумах будут участвовать в постерной сессии.

С целью приобщения медицинских сестер к научной деятельности НЦЗД РАМН созданы странички на сайте и портале Центра под названием «Детская медицинская сестра», которые обеспечивают информацией всех детских медицинских сестер о предстоящих форумах, конфе-

ренциях, научных публикациях. Медицинские сестры — участницы проекта будут принимать активное участие в организации Форумов, конференций для медицинских сестер, а также оказывать помощь в организации дистанционного обучения. Для дальнейшей работы, связанной с обновлением странички детской медицинской сестры, будет проведен тренинг по работе с сайтом, созданию и ведению страниц и разделов, написанию и оформлению обзоров.

Каждая медсестра, участвующая в проекте, взяла на себя обязательство участвовать в организации и реализации научной программы II Форума детских медицинских сестер России, который по инициативе Союза педиатров России будет проводиться ежегодно [7].

Как указывалось выше, проект развития медсестринского звена включает и обмен опытом с иностранными коллегами в области сестринского дела. 1-2 декабря 2011 г. 2 из 5 медицинских сестер будут участвовать в I Конгрессе по сестринскому делу в педиатрии, который состоится в Стамбуле (Турция). Право представлять наш Центр получили старшая медицинская сестра отделения восстановительного лечения детей с болезнями органов пищеварительной системы НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения НЦЗД РАМН — Н. А. Федоровская и медицинская сестра отделения неонатологии НЦЗД РАМН — Н. Н. Посадскова, которые набрали наибольшее количество баллов за презентацию своего отделения (оценивались доступность презентации, умение изложить материал, ответы на вопросы). В оценочную комиссию вошли профессора, главные врачи и главные медицинские сестры центра.

Для достижения широкого общественного признания профессии вначале необходимо поднять ее престиж в глазах самих медицинских сестер, что, в свою очередь, требует веры человека в самого себя [8]. Именно этому и будет способствовать Проект развития медсестринского звена НЦЗД РАМН. Занятия научной деятельностью пока не входят в должностные обязанности медицинских сестер, но без этого просто не может быть модернизации и информатизации здравоохранения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Видеоблог Президента РФ Д. А. Медведева. Комментарий Президента от 12.02.10 г.

2. Доклад Двойникова С. И. «Специалисты сестринского дела в педиатрии и их роль в реформировании здравоохранения России» 15.0.2011 г., Москва.

3. Двойников С. И. Больше дела, меньше слов — Facta, non verba. — Ремедиум, Приволжье. — 2009; 3.

4. Матвейчик Т. В., Волченок В. Ф. Самодиагностика и профилактика синдромов эмоционального выгорания и хронической усталости. Учебно-практическое пособие. — Минск: БелМАПО, 2002. — 23 с.

5. Этический кодекс медицинской сестры России. — Ассоциация медицинских сестер России. Статья 12. «Медицинская сестра как участник научных исследований».

6. Хатамова Е. Ш. Процесс академизации медсестринского дела в Израиле. Доклад от 16.02.2011 г., Москва.

7. Резолюция 1-го Форума детских медицинских сестер России // Педиатрическая фармакология. — 2011; 8 (2): 118-123.

8. Notzer N., Ribac J., Abramovitz R. et al. The impact of Bachelor Degree Completion Programs on Career Development of Nurses in Israel // International journal of Nursing Studies. — 2003; 41: 713-719.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.