13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378 СУГАНОВА М.И.
кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ПРАВДЮК В.Н.
доктор педагогических наук, профессор, кафедра развития образовательных систем, БУ ОО ДПО «Институт развития образования» E-mail: [email protected] ГОЛОВИНА И.А.
магистр кафедры профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
E-mail:[email protected]
UDC 378 SUGANOVA MI.
Candidate of economic Sciences, the department of
marketing, Orel State University E-mail: [email protected] PRAVDYUK V.N.
Doctor of pedagogical Sciences, Professor, Department of educational systems development OO BOU DPO "Institute of
education development» E-mail: [email protected] GOLOVINA I.S.
Master of the Department of professional training and
business, Orel State University E-mail: [email protected]
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
IMPROVING THE QUALITY OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL TRAINING IN THE PROCESS OF STUDYING ECONOMIC DISCIPLINES
Статья посвящена повышению качества экономического образования у будущих бакалавров профессионального обучения. Проверена мотивация студентов к изучению основ управления персоналом.
Ключевые слова: профессиональное обучение, мотивация, управление персоналом, педагогические условия.
The article is devoted to improving the quality of economic education for future bachelors of vocational training. The motivation of students to study the basics ofpersonnel management is checked.
Keywords: professional training, motivation, personnel management, pedagogical conditions.
Социально-экономическое развитие, происходящее в стране требует подготовки будущих педагогов профессионального обучения, готовых не только к преподаванию профессиональных дисциплин, но и к управлению педагогическим процессом в учебном учреждении [1, 3]. Развитие экономики влияет на формирование социально-экономической среды, в которую вступают молодые профессионалы, специалисты, рабочие. Знание основ экономики дается во всех учебных учреждениях в зависимости от специальности.
Подготовка будущих бакалавров в инновационной образовательной среде университета во многом определяет собственную стратегию студентов, а также стратегию их будущих учеников. Учитывая то обстоятельство, что в настоящее время экономика занимает большое значение как в развитие государства, межгосударственных и внутри государственных отношениях, так и в жизни любого гражданина России, на кафедре профессионального обучения и бизнеса поставлена задача подготовки бакалавров по профилю - экономика и управление.
Молодых людей постоянно интересуют возможности своей будущей профессионально-педагогической деятельности в карьерном росте. Поэтому они получают в учебном учреждении такой объем педагогических
и экономических знаний, который помогает им в будущем самостоятельно: выявить свои способности и решить задачи карьерного роста; укрепить своих позиций путем совершенствования и накопления практического опыта; путем повышения квалификации по своей специальности; путем создания малого бизнеса, планировании бизнес-проекта и многом другом.
В задачу будущего преподавателя входит необходимость усилить общее экономическое представление обучающихся учреждений профессионального образования о предприятии, на котором ему придется трудиться;научить оценивать уровень своего труда с заработной платой; оценивать свой творческий производственный потенциал, приносящий экономическую выгоду.
Известно, что среднее профессиональное образование занимает важное место в подготовке будущих специалистов по различным направлениям производства. В настоящее время в стране имеется большой спрос на квалифицированных специалистов среднего звена по различным отраслям производства. Система СПО в ходе подготовки будущих специалистов выполняет важнейшие социальные, экономические, образовательные, научно-технические, личностно-ориентированные, вос-
© Суганова М.И., Правдюк В.Н., Головина И.А. © Suganova M.I., Pravdyuk V.N., Golovina I.S.
Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (84), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 84. 2019
питательные и другие функции.
Развитие экономики как в стране, так и в регионе влияет на формирование социально-экономической среды, в которую вступают молодые профессионалы и специалисты. Экономические знания бакалавров профессионального обучения направленыразвитие практико-ориентированного обучения специалистов СПО и подготовить их к самостоятельной жизни в обществе.
Поэтому будущий педагог профессионального обучения в своей преподавательской деятельности должен бытькомпетентным и инициативным, чтобынаправлять свои знания, умения и навыки на повышение качества обучения, с применением инновационных технологий; на развитие способностей будущего специалиста логически мыслить, творчески оценивать свою работу, делать экономическую оценку своей производственной деятельности и самостоятельной жизни.
У бакалавров в процессе обученияформируется профессиональная компетентность, раскрывающая: «эффективное образование, включающее сформированный комплекс знаний, умений, навыков и опыт; психолого-педагогическую готовность бакалавров к работе в новых социально-экономических условиях среды; к работе в инновационном образовательном пространстве учреждений среднего профессионального образования».
Основную роль в повышении качества обучения экономическим дисциплинам играет мотивация студентов, которая характеризуется следующим:
- самостоятельная, учебная, творческая, научная активность студента;
- самоконтроль свой деятельности в процессе обучения экономическим дисциплинам;
- педагогическое сотрудничество, в ходе участия во внеаудиторных мероприятиях;
- владение информационными технологиями и желание обмениваться информацией, цифровыми и педагогическими технологиями, необходимые в будущей профессиональной деятельности.
Большее воздействие на формирование компетенций у бакалавров, как преподавателей экономики, оказывают и личностные факторы: желание овладеть профессией, интерес к познавательной деятельности в области педагогики и экономики, желание технологического самосовершенствования в области информационных и компьютерных технологий, целеустремленность к повышению карьерного роста и получению дополнительного образования, и многое другое.
Фактор в формировании профессиональных компетенций, рассматривается, как среда в которой обучаются студенты под разным воздействием: со стороны педагогов, работодателей, средств информации, социально-экономических условий и других источников.
Эффективность реализации данных факторов зависит от образовательной среды, в которой находятся обучающиеся: научная среда, учебно-воспитательная и инновационная.
Обращаем внимание и на некоторые средства формирования компетенций в образовательном процессе:
- модульные образовательные программы, производственные и педагогические практики с элементами научного исследования, программы по воспитательной работе;
- цифровые средствапедагогических технологий, имеющие продуктивный характер: кластеры, веб-квесты, кейс-методы, направленные на развитие креативного и творческого мышления обучающихся;
- средства, направленные на совершенствование профессионально-методической компетентности: разработка учебно-методического комплекса, творческих проектов, средств для оценки контроля знаний, программ для дистанционного обучения и многое другое.
Роль оценочно-результативного компонента обучения бакалавров экономическим дисциплинам, для передачи знаний на непрофильных специальностях учреждений среднего профессионального образования,может повысится в зависимости от: специально выявленного комплекса педагогических условий; целенаправленныхтестовых заданий, связанных с экономикой производства; от заданий по самоконтролю экономических знаний и тому подобное.
Ниже, предлагаются, выявленные в ходе исследования, педагогические условия повышения мотивации студентов в обучении экономическим дисциплинам:
- вовлечение студентов к участию в дополнительных мероприятиях, повышающих мотивацию познавательной деятельности (экономический семинар, управленческие игры, студенческие конференции, конкурсы и др.);
- расширение и разнообразие «субъект-субъектного» общения в рамках совместного сотрудничества над творческим проектом, в выборе современного метода симулирования экономического познания;
- разработка содержания экономических дисциплин, на пример, из машиностроительного производства;
- совместное сотрудничество в разработке практических заданий с использованием информационных и компьютерных технологий.
В целом, это создает определенную мотивацию у обучающихся к изучению, углублению и расширению экономических знаний, умений и навыков. Экономические знания, к тому же, позволяют создать практико-ориентированный характер обучения и подготовить студентов к самостоятельной жизни в обществе.
В ходе нашего исследования, на примере дисциплины «Управление персоналом», выявлены следующие показатели мотивации:
- готовность студентов к самостоятельному поиску решения ситуативных задач;
- готовность к самостоятельному прогнозированию, анализу и принятию управленческих решений в сфере образования;
- способность использовать инновационные технологии в поиске, хранении, передаче информации по
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
управленческим решениям.
В связи с этим, обучение по данной дисциплине направлено на решение следующих задач:
- освоить деятельность коллектива предприятия как объекта управления, управлениеим и его принципы;
- изучить рыночные условия и их многообразие;
- уметь анализировать уровень востребованности в кадрахпо различным специальностям и квалификации;
- владеть ситуацией в сфере занятости населения;
- планировать карьерный рост сотрудников;
- управлять производительным трудом, эффективной деятельностью,
- оценивать эффективность управления персоналом и другие задачи.
При этом,изучение дисциплины «Управление персоналом», позволяетраскрыть методологиюрешения разнообразных управленческих проблем, что способствует формированиюпрофессиональныхкомпетенций.
С целью выявления уровня мотивации студентов к изучению данной дисциплинынами проведено тести-рованиепо результату обучения. В среднем за 2 года участвовало 40 студентов, и в ходе формирующего эксперимента получены следующие результаты по формированию уровня мотивации: на высоком уровне 83%, на среднем уровне 17%.
Предварительные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что для будущих бакалавров профессионального обучения, дисциплина «Управление персоналом» является одной из основных и дает знания, умения и навыки в области менеджмента, маркетинга и др.
Тем не менее, считаем, что высоких результатов повышения мотивации обучения экономическим дисциплинам можно достичь не на одной, отдельно взятой, дисциплине, а в ходе комплексного, синергетическо-го, личностно-деятельностного подходов к обучению, на основемежпредметных связей и, путем вовлечения студентов в самостоятельную работу. С этой целью выявлены педагогические условия,направленные на повышение уровня мотивации студентов в ходе изучения экономических дисциплин:общепедагогические, специально-педагогические, социально-педагогические.
Общепедагогические:
- внедрение инновационных технологий, воспитывающих и развивающих умения и навыки экономической подготовки бакалавров;
- вовлечение студентов в научно-познавательную деятельность на основе цифровых технологий;
Специально-педагогические:
- укрепление взаимосвязи с работодателями, с коллективами образовательных и производственных организаций;
- приобщение студентов к участию мероприятиях, связанных с учебно-воспитательнымиаспектами средних образовательных учреждений;
- расширение возможности, участия студентов в разнообразных кластерах, по программам Скилс и Веб-квеста.
Социально-педагогические:
- разработка различные кластер-площадок, использование активных методов обучения, расширяющие экономический кругозор и углубляющие знания, направленные на адаптацию студентов к самостоятельной работе в новых социально-экономическихусловияхсреды образовательного учреждения.
Анализ результатов производственной и педагогической практик показал, чтоу студентов на фоне формирующихся профессиональных компетенции развиваются умения и навыки передавать экономические знания обучающимся.
Задания, выполняемые студентами на педагогической практике, часто сводятся к разработке теоретических и практических занятий с обучающимися техникума непрофильных специальностей.
Следует отметить, что владение практикантами цифровыми технологиями с использованием компьютерных средств обучения, позволяют практикантам шире применять средства мультимедиа: разрабатывать электронные презентации, принимать участия в различных квестах, Тем самым, происходитразвитие креативности студентов, формируется творческая активность, которую можно оценить по следующимпоказателям:
- степень познавательной активности в сфере научных экономических знаний;
- умение самостоятельно разрабатывать по теме обучения и применятьэлектронные презентации;
- умение проводить самоанализ и обобщение научной экономической и педагогической литературы по проблеме исследования, для выполнения курсовой и выпускной квалификационной работы, для участия в научной конференции, подготовки статьи;
- умение разрабатывать критерии самоконтроля знаний по экономическим дисциплинам и использовать их в учебном процессе;
- умения самостоятельно добывать дополнительные экономические знания и переносить их в различные сферы производства (в соответствии с профилем подготовки специалистов в СПО);
- умение адаптироваться в постоянно изменяющихся экономических условиях;
- умения сотрудничать в профессиональной среде образовательного учреждения и отвечать требованиям работодателей.
Таким образом, студенты, знакомясь с будущей профессионально - педагогической деятельностью в вузе, учатся находить связи педагогической деятельности с экономической подготовкой, которая в свою очередь развивает у них экономическое мышление, необходимое и в сфере профессионального образования.
Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (84), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 84. 2019
Библиографический список
1. Правдюк В.Н., Суганова М.И., Губарева Л.И. Особенности подготовки бакалавров на факультете технологии, предпринимательства и сервиса. /Совершенствование подготовки педагогических кадров и методики преподавания непрофильных учебных дисциплин: сб. ст. Междунар. заоч. науч.-практ. конф., Новополоцк, 15-16 мая 2017 г. / Полоц. гос. ун-т : редкол.: С. Э. Завистовский (отв. ред.), В.Э. Завистовский (зам. отв. ред.)-Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2017. (С 72-76). 185с.
2. Правдюк В.Н., Губарева Л.И., Гаврилова И.С., Суганова М.И. Роль инновационной отраслевой среды вуза для практико-ориентированной подготовки педагогов к работе в системе среднего профессионального образования //Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (78), 2018 г. С. 286-288
3. Профессиональное обучение: стратегические приоритеты и социальный запрос / Л.И. Губарева, Е.П. Лидинфа, Н.Г. Хмызова и др. /под. ред. В.Н. Правдюк. Орел: «ОГУ им. И.С. Тургенева», 2017. 288 с.
References
1. Pravdyuk V. N., Spanova M. I., Gubareva L. I. peculiarities of training of bachelors at the faculty of technology, entrepreneurship and service. Improvement of teacher training and methods of teaching non-core disciplines: collection of articles]. highest level.. scientific.-prakt. Conf., Novopolotsk, 15-16 may 2017 / Polotsk. state UN-t: rare.: S. E. Zawistowski (resp. ed.), V. E. Zawistowski (Deputy ed. ed.) Novopolotsk: Polotsk state University, 2017. (With 72-76). 185 p.
2. Pravdyuk V.N., GubarevaL.I., GavrilovaI.S., SuhanovaM.I. The role of the innovative industry environment of the University for practice-oriented training of teachers to work in secondary vocational education //scientific notes of Orel State University. №1 (78), 2018 Pp. 286-288.
3. Professional training: strategic priorities and social inquiry / L. I. Gubareva, E. P. Lidingo, N. G. Khmyzov etc. /under. edited by V.N. Pravdyuk. Orel: "OSU them. I. S. Turgeneva", 2017. 288 p.