Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПО ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПО ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

427
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество образования / среднее профессиональное образование / эффективность образовательного процесса / конкурсная деятельность / повышение конкурентоспособности учащихся / quality of education / secondary vocational education / efficiency of the educational process / competitive activity / improving the competitiveness of the students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Светлана Игоревна, Гитман Елена Константиновна

Описаны возможности повышения качества подготовки студентов среднего профессионального образования (СПО) через реализацию конкурсной деятельности. Конкурсная деятельность рассматривается как фактор, обеспечивающий более глубокое изучение студентами учебных дисциплин и формирование профессиональных навыков. Стимул для поиска новых педагогических технологий в системе СПО – повышение уровня запросов работодателей, что связано с ростом новых технологий и общим развитием экономики. Требования к молодым специалистам со стороны современных предприятий и организаций расширяются, в список запросов включаются не только высокий уровень знаний и развитые профессиональные навыки, но и коммуникативные способности, креативность, желание активно развиваться в рамках своей профессии. Для формирования таких качеств недостаточно традиционных форм обучения, требуется опора на деятельностный подход для создания целого ряда компетенций, актуальных в современных условиях. Специфика конкурсной деятельности позволяет нам говорить о возможности развития мотивации студентов для расширения практических навыков в ходе обучения. Участие в конкурсной деятельности предполагает включение в соревновательную, игровую атмосферу, а также возможность получения приза, всеобщего признания, повышения статуса в учебном коллективе. Такие условия стимулируют учащихся к более активному и осмысленному изучению учебных дисциплин и совершенствованию в профессиональной сфере. Ключевой тип конкурсов для системы СПО – конкурс профессионального мастерства. Для обеспечения эффективности профконкурсов необходимы: создание мотивирующей среды; обеспечение нормативно-правового аспекта конкурсных процедур; реализация педагогического сопровождения учащихся; расширение числа и масштаба конкурсов с привлечением к ним внимания потенциальных работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева Светлана Игоревна, Гитман Елена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS THROUGH THE IMPLEMENTATION OF COMPETITIVE ACTIVITIES

The article is devoted to the consideration of opportunities to improve the quality of training of students of secondary vocational education institutions through the implementation of competitive activities. Competitive activity is considered as a factor that provides students with a deeper study of academic disciplines and the formation of professional skills. The motivation to search for new educational technologies in the vocational education system has become an increase in the level of employers' requests, which is associated with the growth of new technologies and the general development of the economy. Requirements for young professionals from modern enterprises and organizations are expanding. The list of requests includes not only a high level of knowledge and developed professional skills, but also communication skills, creativity, and a desire to develop within the framework of their profession. To form such qualities, traditional forms of training are not enough, and it is necessary to rely on an activity-based approach to create a number of relevant competencies in modern conditions. The specifics of competitive activities allow us to talk about the possibility of developing students' motivation to expand practical skills during training. Participation in competitive activities involves inclusion in the competitive, gaming atmosphere, as well as the possibility of receiving a prize, universal recognition, and raising the status in the educational team. Such competitions encourage students to more actively and meaningfully study academic subjects and improve their professional skills. The key type of competition is a professional skill contest. To ensure the effectiveness of professional competitions, it is necessary to create a motivating environment, ensure the regulatory aspect of competitive procedures, implement pedagogical support for students, expand the number and scale of competitions with attracting the attention of potential employers.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПО ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 377 UDC 377

Соловьева Светлана Игоревна*

Преподаватель, Соликамский социально-педагогический колледж им. А. П. Раменского, Россия, 618551, г. Соликамск, ул. 20 лет Победы, д. 94, тел: +7 (34253) 51453, e-mail: solovieva.sv2017@yandex.ru

Гитман Елена Константиновна

Доктор педагогических наук, профессор, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел.: +7 (342) 215 18 76 (418), e-mail: mygitman@gmail.com

Solovyeva Svetlana Igorevna

Lecturer, Solikamsk Socio-Pedagogical College n. a. Ramensky,

Solikamsk, Russia

Gitman Yelena Konsnatinovna

Grand Ph.D. (Education), Perm State Humanitarian Pedagogical University,

Russia, Perm

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПО ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS THROUGH THE IMPLEMENTATION OF COMPETITIVE ACTIVITIES

Аннотация

Описаны возможности повышения качества подготовки студентов среднего профессионального образования (СПО) через реализацию конкурсной деятельности. Конкурсная деятельность рассматривается как фактор, обеспечивающий более глубокое изучение студентами учебных дисциплин и формирование профессиональных навыков. Стимул для поиска новых педагогических технологий в системе СПО - повышение уровня запросов работодателей, что связано с ростом новых технологий и общим развитием экономики. Требования к молодым специалистам со стороны современных предприятий и организаций расширяются, в список запросов включаются не только высокий уровень знаний и развитые профессиональные навыки, но и коммуникативные способности, креативность, желание активно развиваться в рамках своей профессии. Для формирования таких качеств недостаточно традиционных форм обучения, требуется опора на деятельностный подход для создания целого ряда компетенций, актуальных в современных условиях. Специфика конкурсной деятельности позволяет нам говорить о возможности развития мотивации студентов для расширения практических навыков в ходе обучения. Участие в конкурсной деятельности предполагает включение в соревновательную, игровую атмосферу, а также возможность получения приза, всеобщего признания, повышения статуса в учебном коллективе. Такие условия стимулируют учащихся к более активному и осмысленному изучению учебных дисциплин и совершенствованию в профессиональной сфере. Ключевой тип конкурсов для системы СПО - конкурс профессионального мастерства. Для обеспечения эффективности профконкурсов

© Соловьева С. И., Гитман Е. К., 2020

необходимы: создание мотивирующей среды; обеспечение нормативно-правового аспекта конкурсных процедур; реализация педагогического сопровождения учащихся; расширение числа и масштаба конкурсов с привлечением к ним внимания потенциальных работодателей.

Abstract

The article is devoted to the consideration of opportunities to improve the quality of training of students of secondary vocational education institutions through the implementation of competitive activities. Competitive activity is considered as a factor that provides students with a deeper study of academic disciplines and the formation of professional skills. The motivation to search for new educational technologies in the vocational education system has become an increase in the level of employers' requests, which is associated with the growth of new technologies and the general development of the economy. Requirements for young professionals from modern enterprises and organizations are expanding. The list of requests includes not only a high level of knowledge and developed professional skills, but also communication skills, creativity, and a desire to develop within the framework of their profession. To form such qualities, traditional forms of training are not enough, and it is necessary to rely on an activity-based approach to create a number of relevant competencies in modern conditions. The specifics of competitive activities allow us to talk about the possibility of developing students' motivation to expand practical skills during training. Participation in competitive activities involves inclusion in the competitive, gaming atmosphere, as well as the possibility of receiving a prize, universal recognition, and raising the status in the educational team. Such competitions encourage students to more actively and meaningfully study academic subjects and improve their professional skills. The key type of competition is a professional skill contest. To ensure the effectiveness of professional competitions, it is necessary to create a motivating environment, ensure the regulatory aspect of competitive procedures, implement pedagogical support for students, expand the number and scale of competitions with attracting the attention of potential employers.

Ключевые слова: качество образования, среднее профессиональное образование, эффективность образовательного процесса, конкурсная деятельность, повышение конкурентоспособности учащихся.

Key words: quality of education, secondary vocational education, efficiency of the educational process, competitive activity, improving the competitiveness of the students.

Введение

Сегодня перед учреждениями среднего профессионального образования (СПО) стоит ряд актуальных задач, связанных с повышением качества подготовки студентов. Система СПО перестраивается, идет процесс поиска и выбора наиболее эффективных педагогических технологий, обеспечивающих для выпускников колледжей максимально высокий уровень знаний и профессиональных навыков [Яшинина 2018: 82].

С другой стороны, современное общество диктует свои условия выпускникам: для качественной адаптации в профессиональной среде и выбора высокооплачиваемого места работы молодые люди должны иметь достаточно высокий уровень конкурентоспособности, что включает в себя не только усвоенные знания и приобретенные навыки, но и развитую эмоционально-волевую сферу. Эти требования связаны с запросами современных работодателей. Современной российской экономике требуются молодые специалисты, имеющие высокий уровень готовности к профессиональной деятельности, способные взять ответственность за качественное выполнение рабочих функций [Степанов 2018: 532]. Для работодателей крайне важно, чтобы сотрудники были всесторонне развиты, способны к творческой деятельности, умели быстро находить общий язык с коллективом, ориентировались в профессиональной литературе, были в курсе последних достижений, открытий и технологий в рамках своей сферы деятельности [Золотарев 2015: 93].

Основная часть

Большинство студентов демонстрируют достаточно низкий уровень знаний и профессиональных навыков [Дежина, Ключарев 2019: 122]. Учащиеся имеют проблемы в коммуникативной сфере и испытывают сложности в ситуациях, когда необходимо проявить творческий подход для решения профессиональных задач [Переплетчикова 2014: 164].

Возникает вопрос, каким образом следует организовать процесс обучения, чтобы студенты с разным уровнем знаний, с разными способностями, могли более активно развиваться в рамках профессионального образования? Современные исследователи, изучающие проблему повышения качества образования в рамках СПО, прежде всего отмечают, что ключ к успеху - в опоре на деятельностный подход [Оленева 2018: 84]. А. В. Гладков отмечает: «Деятельностный подход является необходимым ориентиром современного профессионального образования, который приобретает новые формы, необходимые для рассмотрения» [Гладков, Прохорова, Ваганова 2018: 78].

Н. В. Харина подчеркивает: «Процесс обучения должен включать не только освоение сложной системы знаний, формирование многих учебных и интеллектуальных навыков, технологическую подготовку, но и ряд надпрофессиональных характеристик, необходимых будущему выпускнику. И если раньше считали, что повышение качества образования связано только с улучшением базовой подготовки студентов, то сегодня, как показывают результаты проведенных педагогических исследований, академическая успешность не всегда находится в тесной взаимосвязи с практической успешностью» [Харина, Демченко, Шеховцова 2016: 62].

Современная парадигма образования состоит в переходе от «знаниевого» обучения - к приобретению набора компетенций, обеспечивающих готовность к работе в изменяющихся экономических условиях [Сосина 2016: 316]. Это означает, что для повышения качества подготовки студентов необходимо использовать такие педагогические технологии, которые могут обеспечить наиболее эффективное развитие компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Очевидно, что в данном случае традиционные формы обучения будут недостаточно результативны. Требуются более активная опора на практику, акцент на самостоятельную деятельность и совместную творческую работу в коллективе. Однако для выполнения задач в рамках самостоятельной практической работы у студентов, как правило, отсутствует мотивация. Требуются дополнительный импульс и создание особых условий, для того чтобы учащиеся заинтересовались возможностью расширить свои практические навыки в ходе обучения.

Опыт показывает, что мотивацию студентов можно повысить благодаря включению учащихся в игровую ситуацию [Кальней, Милешкина 2014: 124], а также предоставив возможность получить определенный бонус от участия в учебном процессе. Такой спецификой обладает конкурсная деятельность. Учебная работа в рамках конкурсной деятельности выстраивается на базе организации специфических единиц учебного процесса (конкурсов). Участие в конкурсе предполагает включение в соревновательную, игровую атмосферу, а также возможность получения приза, всеобщего признания, повышения статуса в учебном коллективе. Такие условия стимулируют учащихся к более активному и осмысленному изучению учебных дисциплин и совершенствованию в профессиональной сфере, способствуют достижению более значимых результатов в творчестве, спорте, личностном росте.

Можно отметить, что конкурсная деятельность имеет большой потенциал для решения задачи по повышению уровня подготовки студентов СПО. В рамках участия в конкурсной деятельности студент активно работает с целеполаганием, учится выстраивать продуктивную самостоятельную работу на основании поставленных целей и анализирует достигнутые результаты, что крайне важно для развития навыка самообразования и саморазвития.

Конкурсная деятельность предполагает высокую степень самостоятельности учащихся, при этом преподаватель в большей степени выполняет координирующие, контролирующие функции. Даже те студенты, которые испытывают психологические трудности из-за низкого уровня знаний, получают дополнительную мотивацию для развития в рамках самостоятельной работы или включаются в групповую работу, где получают поддержку со стороны коллектива (в рамках групповых конкурсов).

Еще одним преимуществом конкурсной деятельности является возможность использования самых разных форм работы с учебным материалом - благодаря этому создаются предпосылки для творческой деятельности студента.

Конкурсная деятельность интересна тем, что индивидуальная учебная деятельность в рамках подготовки и участия в конкурсах может быть скорректирована: если преподаватель обнаружит более высокий уровень мотивации у студента, то задания могут быть расширены, может быть предложено участие в конкурсе более серьезного уровня. И наоборот, при возникновении трудностей у учащегося преподаватель имеет возможность предложить ему в индивидуальном порядке более простые задания в рамках подготовки к конкурсу, а также предложить принять участие в групповом конкурсе, где студент получит необходимую поддержку группы, но в то же время более глубоко познакомится с предметной областью и сделает ряд шагов по развитию интереса к изучаемой дисциплине.

О. В. Ольховикова указывает, что конкурсная деятельность - ключ к формированию креативности, развитию позиции творца в профессиональной сфере [Ольховикова 2018: 106]. Исследователь отмечает важность интеграции учебной деятельности с проведением различного типа конкурсов, что дает студентам все возможности для профессионального и личностного роста.

Ряд авторов обозначают прямую связь между развитием конкурентоспособности студентов и их активным участием в конкурсной деятельности [Никитин 2018: 166].

Как правило, в рамках учебного заведения СПО проводится целый ряд конкурсов, имеющих различную тематику, типы и форму. Это позволяет заинтересовать студентов, обеспечить развитие мотивации для участия в конкурсной деятельности, помогает им сформировать уверенность в себе во время прохождения конкурсных испытаний. От первого курса к завершающему году обучения число и разнообразие форм конкурсов увеличивается, что связано с расширением учебных задач, повышением сложности изучаемых предметов и необходимостью развития ряда профессиональных компетенций (рис. 1) [Гитман, Соловьева 2019: 65].

Ключевой тип конкурсов для системы СПО - конкурс профессионального мастерства [Ильина 2014: 15]. В рамках участия в профессиональных конкурсах у учащихся со временем, начиная с первого курса, развивается самосознание, студенты начинают выстраивать свою личность, свои цели в жизни с учетом развития в профессиональной сфере. Они приобретают практические навыки, представления о ценности своей будущей профессии, у них воспитывается новое профессиональное мышление, формируется система профессиональных ценностей [Гладкова 2019: 51].

Для развития конкурсной деятельности в системе СПО требуется решить ряд актуальных задач, обеспечивающих эффективность профконкурсов:

1) создание среды, обеспечивающей развитие мотивации студентов;

2) разработка и поддержка нормативно-правового аспекта конкурсных процедур;

3) обеспечение педагогического сопровождения учащихся в ходе подготовки и реализации конкурсной деятельности;

4) обеспечение участия бизнес-сообщества (потенциальных работодателей).

Г\" курс

III type

ннформлциоиио-ознакомнтЁЛЪные конкурсы:

внешние конкурсы:

конкурсы снситпьньк jhcuhiukh;

командные конкурсы;

- »шага npoiKw», ВКР,

- аккр^дитационний конкурс:

Рис. 1. Конкурсная деятельность студентов в системе СПО

Важно, чтобы система профессиональных конкурсов отвечала определенным требованиям:

- задания должны учитывать уровень подготовки учащихся;

- в рамках педагогического сопровождения педагоги должны учитывать индивидуальные особенности участников конкурса: уровень их стрессоустойчивости, способность к работе в коллективе, готовность выступать перед широкой аудиторией и т.д.;

- в рамках конкурсной деятельности необходимо развивать мотивацию студентов при помощи мотивационных бесед, выполнения пробных заданий, освещения преимуществ участия в конкурсах.

Заключение

Таким образом, мы выявили преимущества использования конкурсной деятельности для решения задачи по повышению качества подготовки студентов УСПО, а также обозначили ряд актуальных задач, обеспечивающих эффективность профконкурсов. Внедрение конкурсной деятельности как уникальной по своей действенности педагогической технологии способствует личностному росту студентов, позволяет повысить их самостоятельность в рамках изучения учебных дисциплин и обеспечивает формирование широкого спектра профессиональных компетенций.

Список литературы

Гитман Е. К., Соловьева С. И. Конкурсная деятельность в рамках формирования общих и профессиональных компетенций // COLLOQUIUM-JOURNAL. 2019. № 23-3. С. 63-69.

Гладков А. В., Прохорова М. П., Ваганова О. И. Личностно-деятельностный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 77-80.

Гладкова А. В. Формирование конкурентоспособности обучающихся через профессиональные конкурсы // Образование. Карьера. Общество. 2019. № 1. С. 50-52.

Дежина И. Г., Ключарев Г. А. Среднее профессиональное образование для инновационной экономики // Вестник института социологии. 2019. № 1. С. 120-138.

Золотарев В. Б. Требование работодателей - основной ориентир для формирования профессионально компетентного специалиста // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 3. С. 92-100.

Ильина Т. И. Конкурсная деятельность как форма развития профессиональных качеств студентов // Образование. Карьера. Общество. 2014. № 3. С. 15-17.

Кальней В. А., Милешкина Е. Н. Тенденции развития игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов СПО // Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина». 2014. Вып. 1. С. 124-126.

Никитин М. В. Формирование персонализированного механизма локального конкурса профессионального мастерства в колледже: понятийный аппарат, задачи, этапы, субъекты // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 2. С. 166-172.

Оленева Ю. Б. Обучение студентов на основе разноуровневых образовательных маршрутов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. № 3. С. 83-90.

Ольховикова О. В. Конкурсная деятельность как мотивирующий фактор для углубленного изучения профессии СПО // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 106-109.

Переплетчикова Т. Н. Проблемы развития организаций среднего профессионального образования // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2014. № 18. С. 163-167.

Сосина И. Н. Система качества образования в учреждениях среднего профессионального образования // Концепт. 2016. Т. 19. С. 315-318.

Степанов А. А. Анализ удовлетворенности работодателей качеством подготовки рабочих кадров в Российской Федерации // ARS ADMINISTRANDI. Искусство управления. 2018. № 4. С. 531-547.

Харина Н. В., Демченко А. Р., Шеховцова Д. Н. Компетентностно-деятельностный подход как условие повышения качества подготовки студентов среднего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2. С. 61-64.

Яшинина Л. В. Современные формы подготовки кадров в системе среднего профессионального образования // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2018. № 3. С. 81-86.

References

Gitman E. K., Solov'eva S. I. Konkursnaia deiatel'nost' v ramkakh formirova-niia obshchikh i professional'nykh kompetentsii [Competitive activity within the framework of the formation of general and professional competencies]. COLLOQUIUM-JOURNAL, 2019, no. 23-3, pp. 63-69. (In Russ.)

Gladkov A. V., Prokhorova M. P., Vaganova O. I. Lichnostno-deiatel'nostnyi podkhod k professional'nomu obrazovaniiu [Personality-activity approach to vocational education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia, 2018, no. 58-3, pp. 77-80. (In Russ.)

Gladkova A. V. Formirovanie konkurentosposobnosti obuchaiushchikhsia cherez professional'nye konkursy [Formation of the competitiveness of students through professional competitions]. Obrazovanie. Kar'era. Obshchestvo, 2019, no. 1, pp. 50-52. (In Russ.)

Dezhina I. G., Kliucharev G. A. Srednee professional'noe obrazovanie dlia in-novatsionnoi ekonomiki [Secondary vocational education for an innovative economy]. Vestnik instituta sotsiologii, 2019, no. 1, pp. 120-138. (In Russ.)

Zolotarev V. B. Trebovanie rabotodatelei - osnovnoi orientir dlia formiro-vaniia professional'no kompetentnogo spetsialista [The employers' requirement is the main guideline for the formation of a professionally competent specialist]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Psikhologiia i pedagogika, 2015, no. 3, pp. 92-100. (In Russ.)

Il'ina T. I. Konkursnaia deiatel'nost' kak forma razvitiia professional'nykh kachestv studentov [Competitive activity as a form of development of students' professional qualities]. Obrazovanie. Kar'era. Obshchestvo, 2014, no. 3, pp. 15-17. (In Russ.)

Kal'nei V. A., Mileshkina E. N. Tendentsii razvitiia igrovykh tekhnologii v professional'noi podgotovke spetsialistov SPO [Trends in the development of gaming technologies in the professional training of SPE specialists]. Vestnik federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniia vysshego professional'nogo obrazovaniia "Moskovskii gosudarstvennyi agroinzhenernyi universitet imeni V. P. Goriachkina", 2014, iss. 1, pp. 124-126. (In Russ.)

Nikitin M. V. Formirovanie personalizirovannogo mekhanizma lokal'nogo konkursa professional'nogo masterstva v kolledzhe: poniatiinyi apparat, zadachi, etapy, sub"ekty [Formation of a personalized

mechanism for a local competition of professional skills in college: conceptual apparatus, tasks, stages, subject]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2018, no. 2, pp. 166-172. (In Russ.)

Oleneva Iu. B. Obuchenie studentov na osnove raznourovnevykh obrazovatel'nykh marshrutov [Teaching students based on multilevel educational routes]. Vestnik Maikopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, 2018, no. 3, pp. 83-90. (In Russ.)

Ol'khovikova O. V. Konkursnaia deiatel'nost' kak motiviruiushchii faktor dlia uglublennogo izucheniia professii SPO [Competitive activity as a motivating factor for in-depth study of the vocational vocational education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia, 2018, no. 59-4, pp. 106-109. (In Russ.)

Perepletchikova T. N. Problemy razvitiia organizatsii srednego professional'nogo obrazovaniia [Problems of development of organizations of secondary vocational education]. Ekonomika i upravlenie v XXI veke: tendentsii razvitiia, 2014, no. 18, pp. 163-167. (In Russ.)

Sosina I. N. Sistema kachestva obrazovaniia v uchrezhdeniiakh srednego professional'nogo obrazovaniia [The quality system of education in institutions of secondary vocational education]. Kontsept, 2016, vol. 19, pp. 315-318. (In Russ.)

Stepanov A. A. Analiz udovletvorennosti rabotodatelei kachestvom podgotovki rabochikh kadrov v Rossiiskoi Federatsii [Analysis of employers' satisfaction with the quality of training of workers in the Russian Federation]. ARS ADMINISTRANDI. Iskusstvo upravleniia, 2018, no. 4, pp. 531-547. (In Russ.)

Kharina N. V., Demchenko A. R., Shekhovtsova D. N. Kompetentnostno-deiatel'nostnyi podkhod kak uslovie povysheniia kachestva podgotovki studentov srednego professional'nogo obrazovaniia [Competence-activity approach as a condition for improving the quality of training students of secondary vocational education]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2016, no. 2, pp. 61-64. (In Russ.)

Yashinina L.V. Modern forms of personnel training in the system of secondary vocational education [Современные формы подготовки кадров в системе среднего профессионального образования]. Vestnik Moskovskogo informatsionno-tekhnologicheskogo universiteta - Moskovskogo arkhitekturno-stroitel'nogo instituta, 2018, no. 3, pp. 81-86. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.