Научная статья на тему 'КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ'

КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Современное профессиональное образование / среднее профессиональное образование / общие компетенции / профессиональные компетенции / конкурсная деятельность / конкурсы. / Modern vocational education / secondary vocational education / general competencies / profes- sional competencies / competitive activities / contests.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гитман Елена Константиновна, Соловьева Светлана Игоревна

Данная статья направлена на анализ конкурсной деятельности как эффективного средства формирования и развития общих и профессиональных компетенций учащихся. Автор оценивает роль конкурсов в профессиональном становлении будущих специалистов и рассматривает их как одну из эффективных форм обучения, способствующую повышению самостоятельности, развитию творческой активности и инициативы, а также обосновывает значение вовлечения учащихся в конкурсную деятельность в рамках профессионального образования. В статье рассмотрены результаты исследований, формирующих представление о низком уровне заинтересованности учащихся в процессе обучения, познавательной активности и сформированности компетенций, необходимых будущим специалистам. В связи с этим, автор предлагает внедрить конкурсную систему в процесс обучения. Автором сформулированы тезисы, раскрывающие эффективность конкурсной деятельности обучающихся в целях формирования общих и профессиональных компетенций. В качестве актуальной проблемы обозначена необходимость создания рабочей модели конкурсной деятельности, способствующей максимальному вовлечению учащихся в данный вид деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гитман Елена Константиновна, Соловьева Светлана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE ACTIVITY IN THE FRAMEWORK OF THE FORMATION OF GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCIES

This article is aimed at analyzing competitive activity as an effective means of forming and developing the general and professional competencies of students. The author evaluates the role of contests in the professional development of future specialists and considers them as one of the effective forms of training, contributing to increased independence, the development of creative activity and initiative, and also substantiates the importance of involving students in competitive activities within the framework of professional education. The article discusses the results of studies that form the idea of a low level of students' interest in the learning process, cognitive activity and the formation of competencies required by future specialists. In this regard, the author proposes to introduce a competitive system in the learning process. The author formulated theses that reveal the effectiveness of students' competitive activity in order to form general and professional competencies. As an urgent problem, the necessity of creating a working model of competitive activity, contributing to the maximum involvement of students in this type of activity, is indicated.

Текст научной работы на тему «КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

УДК: 371.384

ББК: 74.47

Гитман Елена Константиновна

профессор, доктор педагогических наук, преподаватель кафедры педагогики и психологии ФГБПОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

ул. Сибирская, 24, г. Пермь, 614990, Российская Федерация

SPIN-code:8874-1437 Соловьева Светлана Игоревна преподаватель кафедры медико-биологических и социальных дисциплин ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж им.А.П.Раменского» ул. 20лет Победы,94, г. Соликамск, 618551, Российская Федерация

SPIN-code: 1537-1649 DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10783 КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Gitman Elena Konstantinovna

Professor, Doctor of the Pedagogical Sciences Lecturer of the Department of Pedagogy and Psychology GBPOU "Perm State Humanitarian - Pedagogical University " Sibirskaya Street, 24, Perm, 614990, Russian Federation

SPIN-code: 8874-1437 Soloveva Svetlana Igorevna

Postgraduate Student, Lecturer, Department of Biomedical and Social Sciences GBPOU «Solikamsk Sosio-Pedagogical College named after Ramenskoye» ul. 20 years of Victory, 94, Solikamsk, 618551, Russian Federation

SPIN-code: 1537-1649

COMPETITIVE ACTIVITY IN THE FRAMEWORK OF THE FORMATION OF GENERAL AND

PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация

Данная статья направлена на анализ конкурсной деятельности как эффективного средства формирования и развития общих и профессиональных компетенций учащихся. Автор оценивает роль конкурсов в профессиональном становлении будущих специалистов и рассматривает их как одну из эффективных форм обучения, способствующую повышению самостоятельности, развитию творческой активности и инициативы, а также обосновывает значение вовлечения учащихся в конкурсную деятельность в рамках профессионального образования.

В статье рассмотрены результаты исследований, формирующих представление о низком уровне заинтересованности учащихся в процессе обучения, познавательной активности и сформированности компетенций, необходимых будущим специалистам. В связи с этим, автор предлагает внедрить конкурсную систему в процесс обучения.

Автором сформулированы тезисы, раскрывающие эффективность конкурсной деятельности обучающихся в целях формирования общих и профессиональных компетенций. В качестве актуальной проблемы обозначена необходимость создания рабочей модели конкурсной деятельности, способствующей максимальному вовлечению учащихся в данный вид деятельности.

Abstract

This article is aimed at analyzing competitive activity as an effective means of forming and developing the general and professional competencies of students. The author evaluates the role of contests in the professional development of future specialists and considers them as one of the effective forms of training, contributing to increased independence, the development of creative activity and initiative, and also substantiates the importance of involving students in competitive activities within the framework ofprofessional education.

The article discusses the results of studies that form the idea of a low level of students' interest in the learning process, cognitive activity and the formation of competencies required by future specialists. In this regard, the author proposes to introduce a competitive system in the learning process. The author formulated theses that reveal the effectiveness of students' competitive activity in order to form general and professional competencies. As an urgent problem, the necessity of creating a working model of competitive activity, contributing to the maximum involvement of students in this type of activity, is indicated.

Ключевые слова. Современное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, общие компетенции, профессиональные компетенции, конкурсная деятельность, конкурсы.

Keywords. Modern vocational education, secondary vocational education, general competencies, professional competencies, competitive activities, contests.

На современном этапе развития общества происходит становление новой образовательной парадигмы, ориентированной на интегральное образование, позволяющее оптимально раскрыть индивидуальный потенциал каждого человека [6]. Геополитические, демографические и технологические тенденции формируют новую реальность на рынке труда. Молодые специалисты, попадая в рабочую среду, оказываются в условиях неопределенности, быстро меняющегося и устаревающего контекста [7]. Следовательно, перед профессиональной образовательной системой возникает вопрос об организации такой подготовки будущих специалистов, которая бы способствовала быстрой адаптации и качественному осуществлению профессиональной деятельности в нестандартных ситуациях.

Традиционные формы обучения не дают нужного эффекта в развитии познавательной активности, самостоятельности, инициативности и творческих способностей учащихся. В таких условиях одной из перспективных форм обучения становится конкурсная деятельность. В соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования степень освоения программы обучения оценивается по уровню сформированности общих и профессиональных компетенций.

Согласно позиции А.В. Хуторского «компетенция - отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подго-Целевая модель компетенций 2025

Когнитивные навыки

и

Саморазвитие - Самосознание

* Обучаемость

* Восприятие критики и обратная связь

* Любознательность

Достижение результатов ■ Ответственность, принятие риска

• Настойчивость в достижении целей

* Инициативность

Организованность - Организаций своей деятельности ■ Управление ресурсами

Решение

нестандартных задач • Креативность, в том числе умение видеть возможности ■ Критическое мышление

товке ученика, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере», [12, с. 111]. В состав компетенции он включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), определенных к конкретному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности [1]. В условиях профессионального образования под компетенцией обычно понимается такая форма сочетания знаний, умений и способностей формируемого или подготовленного специалиста, которая позволяет ставить и достигать профессиональные цели

[5].

Наличие компетенций, сформированных во время аккумуляции знаний, умений и опыта деятельности, определяет конкурентоспособность будущего специалиста. В этой связи конкурсная деятельность является значимым элементом обучения в системе профессионального образования, объединяющая, кроме теоретической учебной деятельности, компоненты преобразовательной, практической и профессиональной [10].

Следует отметить, что в настоящее время модель компетенций претерпевает ряд изменений, выдвигая на первый план надпрофессиональные навыки, включающие в себя комплекс личностных качеств, мотивов и ценностей личности, определяющих ее внутреннюю структуру [9] и помогающих эффективно решать различные задачи.

Социально-поведенческие навыки

Управленческие

навыки

• Приоритизация

- Постановка задач

■ Формирование команд

■ Развитие других

■ Мотивирование других

■ Делегирование

Адаптивность

■ Работа в условиях неопределенности

Коммуникация • Презентационные

■ Письменные

■ Переговорнье

■ Открытость

Межличностные

навыки

* Работа в команде

* Этичность

■ Эмпатия

* Клиентоориен-тированность

- Управление стрессом

- Адекватное восприятие критики

Межкультурное

взаимодействие

• Осознанность

• Социальная ответственность

• Кроссфунк-циональное и кроосдиеципли-нарное взаимо-деиствие

' Иностранные языки и культуры

й-" Цифровые навыки

Соз дани е систем Упра вление

- Программирование информацией ■ Разработка - Обработка и

приложений анализ данных

- Проектирование производственных систем

Иетснннк: катано^чимй*«' аиакртае - лредсхаентем!? Сбербанка. ffasfipertyKcm Ferry, еыш/й?.цм-элы эшчоимкн WortiS'iUs fiussia, Gto&a1 fti/eatta? Futires я BCG.

Рис. 1. Целевая модель Тема использования конкурсной деятельности в рамках процесса обучения исследуется давно, но полноценные монографии по данному вопросу практически отсутствуют. В основном исследовательский материал содержится в кандидатских и докторских диссертациях. Также анализ результатов конкурсной деятельности и практический опыт организации конкурсов содержится в многочисленных публикациях в научных периодических изданиях. При этом наиболее широко рассматривается тема конкурсов профессионального мастерства. Немаловажную роль играют и исследования, проводимые международным некоммерческим движением <^огШ8кШ8».

компетенций 2025 [7].

Результаты приведенных исследований могут быть полезны научно-педагогическим работникам различных образовательных учреждений при дальнейшем исследовании эффективности конкурсной деятельности в образовательном процессе.

Основным методом исследования было использование тестов-опросников, позволяющих оценить уровень заинтересованности респондентов в будущей профессии и степень развитости личностных компонентов, влияющих на формирование общих и профессиональных компетенций, таких, как методика М. Куна «Кто Я?», модифицированная Т.В. Румянцевой, «Тест смысло-

жизненных ориентаций» в модификации Д.А. Леонтьева, анкетирование по опроснику О.И. Моткова и методу Дж. Брунера.

В ходе проведения исследования применялись также такие теоретические методы, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы, синтез, аналогия, обобщение, систематизация эмпирических и теоретических данных. Изначально в целях изучения необходимости внедрения конкурсной деятельности в образовательный процесс автором было проведено исследование, эмпирическую базу которого составили студенты трех факультетов (медико-биологического, дошкольного воспитания и социальной работы и факультет начальных классов) в возрасте от 17 до 21 года, обучающиеся на 1, 2 и 4 курсах. Общая выборка исследуемых составила 140 человек.

Тестирование по методике М. Куна «Кто Я?», модифицированной Т. В. Румянцевой, показало, что в рамках показателя-компонента «Социальное Я» абсолютное большинство тестируемых осознает и позиционирует себя студентами. При этом отмечается высокий уровень профессиональной перспективы в блоке показателя «Перспективное Я» - будущими специалистами себя видят 89 % респондентов. Соответственно, профессиональная деятельность не входит в поле зрения опрашиваемых и не осознается ими как значимая. Респонденты в настоящем не ощущают себя представителями какой-либо профессиональной группы и не идентифицируют себя с ней, но абсолютное большинство рассматривает такую возможность в будущем. В связи с этим, можно сделать вывод о низкой степени сформированности такой общей компетенции, как готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности. И, если для первого курса это допустимо, то для старших является неприем-

лемым и указывает на необходимость развития компетенций и, как следствие, повышения интереса к будущей профессии.

Проведенный тест смысло-жизненных ориен-таций в модификации Д. А. Леонтьева показал, что тестируемые студенты в целом не ощущают свою жизнь осмысленной (общий показатель осмысленности жизни (52,0)), что подтверждает вывод о том, что у респондентов на настоящий момент практически отсутствует ощущение себя в профессиональной деятельности и, соответственно, общие и профессиональные компетенции имеют низкий уровень сформированности в следствие незаинтересованности тестируемых студентов в профессии и профессиональном развитии. Следовательно, перед образовательным учреждением стоит задача активизации развития общих и профессиональных компетенций на всех этапах обучения посредством включения студентов в практическую профессиональную деятельность как наиболее эффективного способа формирования профессиональных качеств.

Следующие тестирования охватили группу студентов в возрасте от 18 до 20 лет в количестве 300 человек. Проведение анкетирования по опроснику И. О. Моткова позволило изучить как общий уровень самооценки респондентов, так и самооценку отдельных факторов и качеств личности [8, с. 87-91]. Анализ данных показал высокий уровень таких показателей, как самостоятельность и чувство реальности, креативность и нравственность у респондентов факультета «Дошкольное образование», и в тоже время общую низкую оценку всех показателей у тестируемых представителей факультета «Преподавание в начальных классах». Автор связывает такие показатели с низкой заинтересованностью в учебном процессе, а также отсутствием качественного процесса вовлечения в будущую профессиональную деятельность.

Диаграмма 1. Результаты изучения самооценки личности у респондентов по опроснику

И.О. Моткова (%)

В соответствие с методикой определения типов мышления и уровня креативности Дж. Брунера для большинства респондентов (до 60% опрашиваемых) характерен низкий уровнень

креативности. Высокий уровень отмечается лишь у небольшого числа студентов (до 10%). Это может говорить о неспособности действовать в нестандартных ситуациях, в условиях

неопределенности и низком уровне критического мышления.

низкмиииуровень

средним уровень

высоким уровень

■ дошкольное образование;

■ преподавание в начальных классах; медико-биолический и социальный факультет;

Диаграмма 2. Уровень креативности у респондентов (по методу Дж. Брунера)

Исходя из следующей диаграммы, можно отметить, что к завершению обучения все виды познавательной активности у респондентов снижаются практически вдвое, что подтверждает тезис о

низкой заинтересованности студентов в процессе обучения и саморазвитии в профессиональной сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диаграмма 3.

Оценка степени выраженности стратегии познавательной направленности у респондентов

По утверждению Н.Г. Мокшиной, познавательная активность связана с учебной деятельностью и предполагает «определенный уровень самостоятельности во всех ее структурных элементах» [13]. Познавательная активность характеризуется инициативностью субъекта в познавательной деятельности, преобразующим характером деятельности, потребностью в новом знании, проявлением познавательного интереса как к объекту познания, так и к самому процессу, определенным уровнем развития мотивационной сферы. Соответственно, познавательная активность отвечает за формирование таких общих компетенций, как организация собственной деятельности, оценка риска и принятие решения в нестандартных ситуациях, осуществление поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Таким образом, на основе проведенных исследований можно сделать вывод, что в процессе обучения не только не формируются необходимые компетенции, но и, по сути, происходит их регресс вследствие снижения заинтересованности студентов в учебном процессе как таковом и выбранной профессиональной деятельности, а также низкой степени вовлеченности учащихся в будущую профессию.

В целях увеличения участия студентов ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж им. А.П. Раменского» в конкурсной деятельности и преодоления их пассивности в учебном заведении проводятся несколько видов конкурсов, охватывающих различные направления. При этом вовлеченность учащихся в конкурсы с каждым курсом увеличивается, что позволяет решать возникающие задачи, а также последовательно организовывать формирование необходимых общих и профессиональных компетенций.

Фактически в ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж им. А.П. Раменско-го» в настоящее время создается модель системы конкурсов для учащихся, направленная на последовательное включение студентов в конкурсную деятельность, на формирование начальных профессионально-трудовых навыков студентов и на ознакомление с процессом взаимодействия со сверстниками и преподавателями, т.е. на становление общих компетенций будущих специалистов.

Колледж как база для организации конкурсной деятельности обладает всеми необходимыми ресурсами (материальными (специализированное пространство для большой аудитории, оборудование), социальными (объединение различных групп и индивидов, общественная безопасность), человеческими (привлечение учащихся в качестве волонтеров)) и имеет хороший потенциал стать полноценным специализированным пространством, адаптированным для широкого спектра индивидуальных и коллективных образовательных мероприятий, а также позволяющим объединить будущих специалистов и социальных партнеров - работодателей.

Следует учитывать, что, если для формирования общих компетенций достаточно внутренних ресурсов образовательного учреждения, то формирование профессиональных компетенций оптимально осуществлять посредством конкурсов профессионального мастерства с привлечением третьих лиц, готовых участвовать в реализации конкурсной деятельности при условии учета их потребностей и выполнения общественного заказа. Так, работодатели как стейкхолдеры (англ. stаkeholder — «участник проекта, заинтересованное лицо») позволят учесть потребности рынка труда при организации конкурсной деятельности и приблизить конкурсные действия к реалиям профессиональной среды. Учащиеся смогут оперативно получить ответы на интересующие их вопросы от потенциальных работодателей, а также продемонстрировать свои способности в различных ситуациях, в том числе и в стрессовых.

Конкурсы профессионального мастерства способствуют самостоятельному выполнению профессиональных действий учащимися, при этом данные действия имеют очевидный измеримый результат, соотносимый с нормой в соответствующей сфере реальной профессиональной деятельности. Такой тип конкурса позволит упорядочить и обобщить полученные знания, умения, навыки, развить творческие способности студентов, продемонстрировать приобретенные способности, а также получить обратную связь о своей успешности [3]. Кроме того, конкурсы профессионального мастерства позволяют проанализировать, насколько будущий специалист готов к самостоятельной профессиональной деятельности.

Конкурс на условиях положительной конкуренции создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития и роста [2]. Осуществление профессиональной деятельности в условиях профессионального конкурса позволит студентам научиться осуществлять профессиональную деятельность в нестабильной, меняющейся ситуации, обрести навыки организации своей деятельности. Участие в коллективных конкурсах обеспечит навыки командной работы и взаимодействия с другими лицами. И, наконец, сама социальная природа конкурса, наличие положительной конкуренции и поощрения будет способствовать мотивации деятельности учащихся по самообразованию и самосовершенствованию личностных и профессиональных качеств.

Таким образом, конкурсная деятельность в рамках учебно-воспитательного процесса обеспечивает целенаправленное, сознательно организуемое развивающееся взаимодействие участников процесса образования, тем самым решая необходимые задачи образования, в том числе по развитию ключевых компетенций учащихся.

На современном этапе конкурсная деятельность определяется как направленный на самореализацию и самоопределение учащегося особый вид деятельности, представляющий собой процесс взаимодействия, проходящий в состоянии конку-

ренции и имеющий социальный или личностно значимый результат [11].

Конкурсная деятельность располагает широкими дидактическими возможностями углубления и расширения профессиональных знаний студентов и занимает одно из важных мест в процессе формирования у учащихся общих и профессиональных компетенций.

Конкурсное взаимодействие включает в себя такой важный компонент как состязательность, являющийся мощным стимулом для развития личности, способствующим повышению инициативы и активности индивида, его творческой самореализации.

Благодаря конкурсной деятельности повышается эффективность освоения предметных знаний и профессиональных умений и навыков, формируется творческое мышление, развиваются коммуникативные навыки и корректируется индивидуальная образовательная траектория учащегося. Вовлечение учащихся в конкурсную деятельность в рамках образовательного процесса способствует активизации и интеграции, полученных в ходе обучения знаний, умений и навыков, развитию навыков самопрезентации, расширению социальных контактов [3].

Для конкурсной деятельности характерна определенная субъективная и объективная новизна, ценность, личная и общественная значимость, способствующая успешному социальному и психологическому входу в профессию, что позволяет спрогнозировать перспективы развития выбранной профессии и скорректировать траекторию профессионального развития.

Конкурсная деятельность, способствующая задействованию не только предметных знаний, умений и профессиональных навыков, но жизненный опыт и личностные качества учащихся, способствует формированию всех видов компетенций, необходимых для осуществления успешной профессиональной деятельности будущего специалиста, а также для дальнейшего становления учащегося как личности и выработке активной жизненной позиции. Активное внедрение конкурсной деятельности в процесс обучения в рамках профессионального образования позволит будущему специалисту не только получить качественное базовое образование, но и сформировать дополнительные практикоориентированные компетенции, направленные на повышение его конкурентоспособности на рынке труда [4, с. 20], так как для становления конкурентоспособного будущего специалиста требуется специально организованный образовательный процесс, не только способствующий формированию компетенций, но и направленный на устранение барьера между профессиональной подготовкой и реалиями рынка труда.

Таким образом, конкурсная деятельность, ориентированная на умение решать, как типовые, так и нестандартные задачи путем применения знаний конкретной дисциплины или комплекса дисциплин, является востребованным и эффектив-

ным механизмом развития совокупности компетенций учащихся на всех образовательных уровнях.

Интегрирование студентов в профессиональную среду посредством конкурсной деятельности, общение с представителями профессиональной сферы на равных позволяет создавать творческую образовательную среду, способствующую активному саморазвитию, и, следовательно, развитию компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Зимняя, И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс]/ И. А. Зимняя. Режим доступа: http://rusreadorg.ru/ckeditor_assets/attachments/63/i_ a_zymnaya_competency_and_competence .pdf (дата обращения: 28.08.2019).

2. Калиничева, В. Г. Модель конкурсной деятельности студентов колледжа как формы развития профессионально важных качеств личности [Электронный ресурс]/ В. Г. Калиничева// Научные исследования в образовании. - 2008. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-konkursnoy-deyatelnosti-studentov-kolledzha-kak-formy-razvitiya-professionalno-vazhnyh-kachestv-lichnosti (дата обращения: 27.08.2019).

3. Лукина, А. К., Крюкова, И. А., Степанова, Н. И., Снисарева, Г. М. Конкурсная деятельность обучающихся СПО как эффективный способ повышения интереса к получаемой профессии [Электронный ресурс]/ А. К. Лукина, И. А. Крюкова, Н. И. Степанова, Г. М. Снисарева// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 5 (ч. 1). - Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11557 (дата обращения: 26.08.2019).

4. Майер, Г. В., Маковеева, В. В. О роли вузов в подготовке конкурентоспособных кадров для новой экономики [Электронный ресурс]/ Г.В. Майер, В.В. Маковеева// Проблемы управления в социальных системах. - 2009. - № 1. Т. 1. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-vuzov-v-podgotovke-konkurentosposobnyh-kadrov-dlya-novoy-ekonomiki (дата обращения 22.08.2019).

5. Михеева, Т.Б. «Компетенция» и «компетентность»: к вопросу использования понятий в современном российском образовании [Электронный ресурс]/ Т. Б. Михеева//Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/kompetentsiya-i-kompetentnost-k-voprosu-ispolzovaniya-ponyatiy-v-sovremennom-rossiyskom-obrazovanii (дата обращения: 26.08.2019).

6. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире [Электронный ресурс]/ Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков. - Режим доступа: https://worldskills.ru/assets/docs/media/WSdoklad_12 _okt_rus.pdf (дата обращения: 31.08.2019).

7. Россия 2025: от кадров к талантам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://worldskills.ru/assets/docs/media/Skills_Outline _web_tcm27-175469.pdf (дата обращения: 29.08.2019).

8. Сосновский, Б. А. Лабораторный практикум по общей психологии [Текст]: Учеб. -метод. пособие для студентов-заочников пед. ин-тов / Под ред. В.М. Гамезо. - Москва: Просвещение. -1979. - 156 с.

9. Сырямкина, Е. Г., Румянцева, Т. Б., Ли-венцова, Е. Ю. Практика развития надпрофессио-нальных компетенций студентов в современном университете [Электронный ресурс]/ Е. Г. Сырям-кина, Т. Б. Румянцева, Е. Ю. Ливенцова// Образование и наука. - 2016. - № 7. - Режим доступа: https://www.edscience.ru/jour/article/view/687/569 (дата обращения: 24.08.2019).

10. Тарасова, О. П., Яньшина, М. М. Формирование профессиональных компетенций будущего дизайнера в учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс]/ О. П. Тарасова, М. М. Яньшина// Вестник ОГУ. - 2014. - № 5 (166). -

Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2014_5/37.pdf (дата обращения: 25.08.2019).

11. Холод Н. И. Конкурсы и олимпиады как средство формирования творческой культуры студентов во внеаудиторной деятельности по иностранному языку в вузе [Электронный ресурс]/ Н. И. Холод// Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/konkursy-i-olimpiady-kak-sredstvo-formiшvamya-tvorcheskoy-kultшy-studentov-vo-vneauditornoy-deyatelnosti-po-inostrannomu-yazyku-v (дата обращения: 22.03.2019).

12. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст]/ А. В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ. -2003. - 416 с.

13. Шмигирилова, И. Б. Познавательная компетентность в аспекте познавательной самостоятельности и познавательной активности [Электронный ресурс]/ И. Б. Шмигрилова// Образование и наука. - 2014. - № 7. - Режим доступа: https://www.edscience.ru/jour/article/view/258/252 (дата обращения: 31.08.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.