Научная статья на тему 'Организация конкурсной деятельности как актуальный способ развития креативности учащихся СПО'

Организация конкурсной деятельности как актуальный способ развития креативности учащихся СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETITIVE ACTIVITY / CREATIVITY / DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Светлана Игоревна

В статье рассмотрены проблемы современного среднего специального образования, связанные с формированием творческих способностей у студентов СПО. Обосновывается важность творческих способностей для профессиональной деятельности в современном мире. В рамках статьи приводится обоснование ключевой роли конкурсной деятельности для развития креативности у студентов, что способствует повышению их ценности на рынке труда и развитию высокой адаптивности. На основании идей американского психолога М. Ранко в статье доказано, что студенты, принимающие участие в конкурсной деятельности, имеют значимую мотивацию для внутреннего развития. Участие в конкурсной деятельности служит развитию творческих способностей, нацелено на повышение обучаемости. В работе также приводится опрос педагогов Соликамского педагогического колледжа об уровне эффективности педагогических технологий (на основе методики диагностики средств обучения Т.С. Назаровой, Е.С. Полат), в котором выявляется высокая значимость конкурсной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of competitive activity as an important way to develop students' creativity SPO

The article deals with the problems of modern secondary social education related to the formation of creative abilities in students of secondary vocational education SPO. Substantiates the importance of creative abilities for professional activity in the modern world. The article provides a rationale for the key role of competitive activity for the development of students' creativity, which contributes to their value in the labor market and the development of high adaptability. Based on the ideas of the American psychologist M. Ranko, the article proved that students participating in competitive activities have significant motivation for internal development. Participation in competitive activities serves the development of creative abilities, aimed at improving learning. The paper also conducts a survey of teachers of the Solikamsk Pedagogical Collage about the level of efficiency of pedagogical technologies (based on the diagnostic methods of teaching aids T. S. Nazarova, E. S. Polat), which reveals the high significance of competitive activity.

Текст научной работы на тему «Организация конкурсной деятельности как актуальный способ развития креативности учащихся СПО»

образования и пути ее реализации в республике Саха (Якутия) / О.М. Кривошапкина // Вестник Се-веро-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2005. - № 2. - С. 95-104.

4. Лобачева Е. Ю. Интегрированный курс "Современная физика и экономика" как средство единства естественно-научного и гуманитарного знания / Е. Ю. Лобачева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 4. - С. 158-166.

5. Максимов Г.Н. Национально-региональный компонент образовательной области "Земля. География. Геоэкология" / Г. Н. Максимов, О. М. Кривошапкина, П. А. Гоголева и др. // Проект национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч. 2. Основная школа. Старшая школа. - Якутск: ИРО МО РС(Я), 2002. - С. 210-226.

6. Медяник, М. В. Гуманизация процесса обучения физике в школе / М. В. Медяник // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 273-277.

7. Тарасов Л. В. Необходимость перестройки преподавания естественных предметов на основе интег-ративного - гуманитарного подхода / Л.В. Тарасова // Физика в школе. - 1989. - № 4. - С.40-41.

8. Хакимова А. X. Реализация государственного образовательного стандарта: построение системы уроков-проектов по физике в основной школе / А. X. Хакимова, Е. А. Румбешта, Э. Г. Гельфман // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 6 (147). - С. 97-101.

9. Шиян Н. В. Проблемы модернизации школьного физического образования и возможности их решения / Н. В Шиян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2003. - № 6. - С. 44-49.

ORGANIZA TION OF COMPETITIVE ACTIVITY AS AN IMPORTANT WAY TO DEVELOP STUDENTS' CREA TIVITY SPO Soloveva Svetlana Igorevna, Postgraduate student, Lecturer, Department of Biomedical and Social Sciences, Solikamsk.. Sosio-Pedagogical College named after Ramenskoye, Solikams

The article deals with the problems of modern secondary social education related to the formation of creative abilities in students of secondary vocational education SPO. Substantiates the importance of creative abilities for professional activity in the modern world. The article provides a rationale for the key role of competitive activity for the development of students' creativity, which contributes to their value in the labor market and the development of high adaptability. Based on the ideas of the American psychologist M. Ranko, the article proved that students participating in competitive activities have significant motivation for internal development. Participation in competitive activities serves the development of creative abilities, aimed at improving learning. The paper also conducts a survey of teachers of the Solikamsk Pedagogical Collage about the level of efficiency of pedagogical technologies (based on the diagnostic methods of teaching aids T. S. Nazarova, £ S. Poiat), which reveals the high significance of competitive activity.

Keywords: competitive activity; creativity; development of creative abilities; secondary vocational education.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК АКТУАЛЬНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ КРЕА ТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СПО

В статье рассмотрены проблемы современного среднего специального образования, связанные с формированием творческих способностей у студентов СПО. Обосновывается важность творческих способностей для профессиональной деятельности в современном мире. В рамках статьи приводится обоснование ключевой роли конкурсной деятельности для развития креативности у студентов, что способствует повышению их ценности на рынке труда и развитию высокой адаптивности. На основании идей американского психолога М. Ранко в статье доказано, что студенты, принимающие участие в конкурсной деятельности, имеют значимую мотивацию для внутреннего развития. Участие в конкурсной деятельности служит развитию творческих способностей, нацелено на повышение обучаемости. В работе также приводится опрос педагогов Соликамского педагогического колледжа об уровне эффективности педагогических технологий (на основе методики диагностики средств обучения Т. С. Назаровой, Е.С. Полат), в котором выявляется высокая значимость конкурсной деятельности.

Ключевые слова: конкурсная деятельность; креативность; развитие творческих способностей; среднее профессиональное образование.

В настоящее время общество переживает период активной трансформации, при этом перемены затрагивают все сферы жизни: социальную, культурную, техническую, экономическую. Эти процессы

УДК 377.1 ВАК РФ 13.00.08

© Соловьева С. И., 2019

СОЛОВЬЕВА Светлана Игоревна, аспирант, преподаватель, кафедра Медико-биологических и социальных дисциплин, Соликамский социально-педагогический колледж им. А.П. Раменского, Соликамск ОЙСЮЮ:

0000-0003-2483-7844

> <

X ш

и ш т

<

С! ш

с

■X 106

оказывают серьезное влияние на профессиональное образование, поскольку именно сфера СПО (среднего специального образования) обеспечивает социум профессионалами, способными активно действовать в условиях новой реальности - создавать новые материальные ценности, внедрять в жизнь новые технологические идеи. Профессиональное образование является одной из ключевых движущих сил в развитии современного общества.

При этом нельзя не отметить, что учреждения СПО сегодня сталкиваются с множеством проблем на своем пути. В новых экономических условиях работодатели предъявляют более серьезные требования к молодым специалистам, меняется представление о качестве профессиональной подготовки, а также о формах и методах передачи знаний.

Динамично меняющийся мир оказывает свое влияние как на учащихся, так и на сферу образования: трудности испытывают и студенты, и педагоги. Учащиеся ищут пути для повышения своего уровня знаний и умений, а преподаватели размышляют о том, как повысить эффективность современного образования, особенно в условиях постоянно изменяющихся требований со стороны рынка.

Мы можем констатировать, что нестабильность жизни в современном мире ставит молодых людей в непростые психологические условия [1]. В связи с этим развитие адаптивных способностей, инициативности, креативности приобретает важное значение, однако развитие именно этих качеств в педагогическом процессе и представляет особую сложность.

По мнению Д.Б. Конева, В.П. Овечкина, адаптивность молодых специалистов особенно важна в наши дни: "Поскольку темп изменений непрерывно возрастает, то способность к адаптации является одним из системообразующих свойств современного человека" [2].

В современных условиях на рынке труда ценятся специалисты, способные привнести творчество в свою ежедневную работу, проявляющие упорство в достижении целей, способные самостоятельно решить нестандартные проблемы [3]. Необходимость развития творческих способностей студентов принципиально важна, так как именно это качество обеспечивает навыки, востребованные современными работодателями.

Многие современные исследователи подчеркивают значимость креативности для профессиональной деятельности выпускников. А. Макаров отмечает, что современные

молодые специалисты "должны быть подготовлены к решению новых профессиональных задач, требующих нестандартных творческих решений, и способны к творческому саморазвитию. И если платформой для подготовки нового поколения компетентных специалистов становятся углубленные знания, то трамплином, дающим им преимущество в повседневной трудовой деятельности, - креативная деятельность" [4].

Умение опираться на свои творческие способности, применять их в различных жизненных ситуациях является одной из базовых ступеней в развитии профессиональных навыков учащегося СПО. "Творчество, самоактуализация, свобода выбора, активная жизненная позиция и представляют единую цепь в профессиональном становлении специалиста", -подчеркивает В. Пешкова [5].

А.И. Карманчиков, И.М. Вельм отмечают, что развитие креативных способностей в итоге нацелено на развитие социума в целом и способствует успеху личности в профессиональной деятельности: студентам "необходимо прививать вирус творчества, формировать активную творческую позицию, что позволит добиться весомых достижений в своей профес-сиональной деятельности, принести пользу обществу и сформировать легальное материальное благополучие" [6].

Таким образом, мы видим, что сегодня для воспитания конкурентоспособных специалистов нам необходимо искать новые механизмы развития креативности у студентов УСПО (учащиеся среднего профессионального образования), используя для этого наиболее эффективные методы. Каким образом это можно сделать? Известный американский психолог Г. Дэвис разработал модель развития творческих способностей, которая состоит из 4 ступеней: осознание, понимание, технология и самоактуализация. Модель Дэвиса предполагает, что для развития креативности личность должна:

1) осознать важность развития творческих качеств;

2) выработать глубокое понимание сферы приложения творческих качеств;

3) использовать технологии развития креативности;

4) достичь своего потенциала самореализации [7].

Для учащихся СПО наиболее критичной является самая первая ступень - осмысление важности развития креативности. К сожалению, для современного профессионального образования характерен ряд проблем, связан-

ных с низким уровнем профессиональной компетентности студентов, невысоким уровнем интереса к будущей профессии. Поднять уровень креативности, оставаясь в рамках привычных методов и педагогических технологий, крайне проблематично.

В таком случае, каким образом мы можем подтолкнуть учащихся к развитию креативности? Американский психолог Марк Ранко выяснил, что для развития творческого мышления крайне важна мотивация: поиск решения нестандартной проблемы происходит быстрее и эффективнее, если индивид замотивирован в получении решения. Исследователь говорит о том, что студенты будут более мотивированы, когда они сами выберут значимые для себя задачи [8].

Таким образом, мы можем реализовать принцип, заявленный М. Ранко, если у студентов появится мотивация для активного включения в учебную деятельность. Данное условие удовлетворяется в рамках конкурсной деятельности: во-первых, участие в конкурсной деятельности всегда предполагает решение либо творческих заданий, либо задач повышенной сложности; во-вторых, участие в конкурсах стимулируется возможностью получить приз; в-третьих, в этом случае студенты включаются в соревнование, что мотивирует их стать первыми в какой-то сфере деятельности, превзойти других учащихся.

С нашей точки зрения, организация конкурсной деятельности в рамках СПО может стать эффективным механизмом развития творческих качеств у студентов, что в итоге сможет повысить их ценность на рынке труда и поможет им адаптироваться в дальнейшей трудовой деятельности.

Проблеме развития конкурсной деятельности в рамках современной системы образования посвящены работы А.И. Попова, И.В. Афанасьевой, Ю.Р. Бахтиной, Е.В. Ломтевой, Т.И. Ильиной, М.Ю. Кокшаровой, Г.Ф. Приваловой.

А.И. Попов подчеркивает, что одним из ключевых условий формирования профессионально важных творческих компетенций специалиста является"построение образовательной среды, предоставляющей обучающемуся успешно реализовывать в олимпиадном движении эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности" [9].

Исследователь отмечает, что конкурсная деятельность "представляет собой самостоятельную ценность как одна из основных форм организации воспитывающего обучения, ориентированная на развитие креативности сту-

дентов и приобретение ими конкурентных преимуществ на рынке труда в силу того, что обеспечивается с его использованием более высокий уровень сформированности профессионально важных творческих компетенций, который наиболее соответствует потребностям формирующейся инновационной экономики страны" [9].

Для того чтобы оценить эффективность организации конкурсов как педагогической технологии, в период с 17.12.2018 г. по 23.12.2018 г. проведен автором опрос 60 педагогов ГБПОУ "Соликамского социально-педа-гогического колледжа им. А.П. Раменского". В своем исследовании опирались на методику Т.С. Назаровой, Е.С. Полат (определение уровня педагогической эффективности средств обучения) [10].

Согласно данной методике, мы можем судить об эффективности той или иной педагогической технологии на основании 4 основных показателей:

1) уровень обученности (влияние средств обучения на уровень знаний, умений и навыков);

2) уровень временных затрат (влияние средств обучения на быстроту формирования умений и навыков);

3) работоспособность (влияние средств обучения на сохранение устойчивости внимания и хорошего самочувствия в процессе обучения);

4) уровень мотивации (влияние средств обучения на способности поддерживать интерес к процессу и результатам работы).

В данном опросе педагоги дали свою оценку эффективности современных педагогических технологий, оценивая их по 4 указанным выше параметрам по 5-балльной шкале, где:

1 - низкий уровень;

2 - ниже среднего;

3-средний;

4 - выше среднего;

5 - высокий.

Как видно из Диаграммы 1, педагоги оценивают конкурсную деятельность наиболее высоко практически по всем параметрам. Обучение в рамках конкурсной деятельности:

- позволяет повысить уровень обученности;

- не требует значительных затрат учебного времени;

- не оказывает негативного влияния на уровень работоспособности студентов;

- оказывает серьезное влияние на рост мотивации.

05

1-Н

О

со

О-<

о

со

КД" У

107

■к 108

| уровень обученности ■ затраты учебного времени

¡влияние на работоспособность"влияние на мотивацию

> <

X

ш S X

о ш т

< et

ш

с

5 4.5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0.5 0

лГ

2. Конев Д.Б., Овечкин В.П. Основания и условия формирования компе-

IHMrihl

J?

/

g?

$

f

J

J?

-V

Диаграмма 1 - Результат опроса педагогов ГБПОУ "Соликамского социально-педагогического колледжа им. А.П. Раменского"

Таким образом, именно конкурсная деятельность может статьэффективным средством раскрытия творческих способностей студентов, что в итоге повысит их конкурентоспособность.

Подводя итог, мы можем отметить, что актуальность внедрения и развития конкурсной деятельности в рамках среднего профессионального образования связана с тем, что участие в различных конкурсах помогает молодым людям улучшить свои адаптивные качества, стать более активными, самостоятельными, компетентными, ответственными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г.Ананьев. - М.: Директ-Ме-диа,2008.- 134с.

тентности самообразования студентов // Вестник Удмуртского университета.-2016. -Т. 26.-Вып. 2. -С. 157-162.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник / А.Г.Ас-молов. - М.: Издательство Московского Университе-

^ та, 1990.-367с.

4. Макаров А. Технология развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин :дис.

... канд. пед. н. - Самара, 2008.

5. Пешкова В.П. Социокультурная среда вуза как фактор личностно-профессионального становления специалиста // Казанский педагогический журнал. - 2018. - №1. - С. 72-76.

6. Карманчиков А.И., Вельм И.М. Прогнозирование возможностей активизации творческого мышления студентов // Вестник Удмуртского университета. - 2018. - Т. 28. - Вып. 4. - С. 469-475.

7. Davis G. А. (1982). A model for teaching for creative development. Roeper Review, 5(2), 27-29.

8. Runco M. A., & Chand, I. (1995). Cognition and creativity. Educational Psychology Review, 7,243-267.

9. Попов А.И. Концепция подготовки специалиста инновационной сферы посредством олимпиад-ного движения // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. - 2011.-№1.-Том 17.

Ю.Назарова Т.С, Полат Е.С. Средства обучения: технология - создания и использования. - М. : УРАО, 1998.

FORMA T/ON OF A POSITIVE IMAGE OF AN EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES AS A DEFENDER OF LA W AND ORDER

Surtsev Alexander Vladimirovich, Lecturer, Department of Special Disciplines, police major, North-Caucasian Institute of Advanced Training (branch), Krasnodar University of Ministry of internal Affairs of Russia, Nalchik, Kabardino-Balkar Republic

The paper studies the problem of forming a positive image of an employee of the internal Affairs bodies as a defender oflaw and order. It is concluded that in the minds of people the most common non-professional assessment of the image of employees, among them: selflessness, dedication, humanity, generosity, willingness to sacrifice, support the elderly and children, the weak and defenseless, socially vulnerable people. All these qualities and character traits were important enough to form a positive image of the employee of the internal Affairs bodies as a defender of law and order.

Keywords: positive image; the employee of law-enforcement bodies; the defender of a law-and-order.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ЗАЩИТНИКА ПРАВОПОРЯДКА

В работе изучена проблема формирования положительного образа сотрудника органов Внутренних Дел как защитника правопорядка. Сделан вывод о том, что в сознании людей наиболее распространены непрофессиональные оценки образа сотрудников, среди них: бескорыстие, самоотверженность, че-

УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.08

©Сурцев A.B., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.