Научная статья на тему 'Проблемы повышения профессиональной мотивации студентов профессиональных образовательных организаций'

Проблемы повышения профессиональной мотивации студентов профессиональных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКА В СИСТЕМЕ СПО / PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS / MODEL OF BEHAVIOR OF STUDENTS / COMPETITIVENESS OF THE GRADUATE IN THE SYSTEM OF INTERMEDIATE VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катеринина А.А., Тимошенко Ю.В.

Введение. В статье представлено исследование по проблеме повышения профессиональной мотивации студентов средних профессиональных организаций. Цель статьи показать значимость участия студентов СПО в конкурсах, чемпионатах различного уровня. Методология. Исследование проводится на основе методов анкетирования и наблюдения. Результаты заключаются в выделении разных групп студентов с разной профессиональной мотивацией и намеченными путями ее повышения. В статье раскрываются вопросы повышения профессиональной мотивации обучающихся учреждений среднего профессионального образования. Описываются разные типы студентов по характеру учебной деятельности и соответствующей им модели поведения. Показана роль участия студентов в различных конкурсных движениях и чемпионатах. Заключение. Автор отмечает, что в результате пропаганды конкурсных движений в образовательном процессе, в том числе идеологии движения WorldSkills, обучающиеся освоят профессиональные компетенции ФГОС СПО и трудовые функции профессиональных стандартов; повышается качество профессиональной подготовки; у студентов развивается профессиональное и креативное мышление, формируется опыт творческой деятельности в профессиональной сфере, тем самым растет их профессиональная мотивация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Катеринина А.А., Тимошенко Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INCREASE OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Introduction. The article presents a study on the problem of increasing professional motivation of students of secondary professional organizations. The purpose of the article is to show the importance of participation of students in competitions, Championships of various levels. Methodology. The research is conducted on the basis of survey and observation methods. The results are contained in the allocation of different groups of students with different professional motivation and planned ways to improve it. In the article the questions of increase of professional motivation of students of institutions of secondary professional education are developed. Different types of students are described according to the nature of educational activity and the corresponding behavior model. The role of students ‘ participation in various competitive movements and Championships is shown. Conclusion. The author notes that as a result of the promotion of competitive movements in the educational process, including the ideology of the WorldSkills movement, students will master the professional competence of Federal State Education Standards and the labor functions of professional standards; the quality of professional training increases; students develop professional and creative thinking, experience of creative activity in the professional sphere is formed, thus their professional motivation grows.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения профессиональной мотивации студентов профессиональных образовательных организаций»

УДК/uDC 159.99:377 А. А. Катеринина, Ю. В. Тимошенко

A. Katerinina, Y. Timoshenko

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ

профессиональной мотивации студентов профессиональных образовательных организаций

PROBLEMS OF INCREASE

of professional motivation of students

OF PROFESSIONAL EDuCATIONAL ORGANIZATIONS

Введение. В статье представлено исследование по проблеме повышения профессиональной мотивации студентов средних профессиональных организаций. Цель статьи — показать значимость участия студентов СПО в конкурсах, чемпионатах различного уровня.

Методология. Исследование проводится на основе методов анкетирования и наблюдения.

Результаты заключаются в выделении разных групп студентов с разной профессиональной мотивацией и намеченными путями ее повышения. В статье раскрываются вопросы повышения профессиональной мотивации обучающихся учреждений среднего профессионального образования. Описываются разные типы студентов по характеру учебной деятельности и соответствующей им модели поведения. Показана роль участия студентов в различных конкурсных движениях и чемпионатах.

Заключение. Автор отмечает, что в результате пропаганды конкурсных движений в образовательном процессе, в том числе идеологии движения WorldSkills, обучающиеся освоят профессиональные компетенции ФГОС СПО и трудовые функции профессиональных стандартов; повышается качество профессиональной подготовки; у студентов развивается профессиональное и креативное мышление, формируется опыт творческой деятельности в профессиональной сфере, тем самым растет их профессиональная мотивация.

Introduction. The article presents a study on the problem of increasing professional motivation of students of secondary professional organizations. The purpose of the article is to show the importance of participation of students in competitions, Championships of various levels.

Methodology. The research is conducted on the basis of survey and observation methods.

The results are contained in the allocation of different groups of students with different professional motivation and planned ways to improve it. In the article the questions of increase of professional motivation of students of institutions of secondary professional education are developed. Different types of students are described according to the nature of educational activity and the corresponding behavior model. The role of students ' participation in various competitive movements and Championships is shown.

Conclusion. The author notes that as a result of the promotion of competitive movements in the educational process, including the ideology of the WorldSkills movement, students will master the professional competence of Federal State Education Standards and the labor functions of professional standards; the quality of professional training increases; students develop professional and creative thinking, experience of creative activity in the professional sphere is formed, thus their professional motivation grows.

Ключевые слова: профессиональная мотивация обучающихся, модель поведения студентов, конкурентоспособность выпускника в системе СПО.

Keywords: professional motivation of students, model of behavior of students, competitiveness of the graduate in the system of intermediate vocational education.

Введение

Характеристика профессиональной деятельности и требования к результатам ее освоения современным выпускником профессиональной образовательной организации являются одними из основных компонентов ФГОС СПО.

В настоящее время профессиональные стандарты и их обновление на основе лучших практик всероссийских и международных чемпионатов движения WoгldSkills стимулируют внедрение новейших методов, форм и в целом технологий обучения в образовательные программы подготовки специалистов среднего звена, пропагандируют творческий характер высокотехнологичных видов профессиональной деятельности.

Не секрет, что в последнее время диплом о среднем профессиональном образовании не воспринимается обществом как показатель успешности молодого специалиста. При трудоустройстве работодатель предъявляет к выпускнику все более жесткие требования [7]. Именно поэтому обучающиеся техникумов и колледжей часто рассматривают среднее образование как ступень к высшему, а не как этап обретения профессии или специальности. Безусловно, этот факт существенно влияет на формирование профессиональной мотивации студента. Сегодня эта проблема образования настолько велика, что невозможно не остановить свое внимание на путях и средствах ее кардинального решения. Целью нашего исследования является рассмотрение проблем повышения профессиональной мотивации студентов среднего профессионального образования.

Важно отметить, что исследование мотивационной сферы притягивало внимание педагогов и психологов на протяжении многих лет. В частности, общие вопросы формирования и развития мотивации были в поле зрения таких отечественных и зарубежных ученых, как К. Левин, В. Г Асеев, Л. И. Бoжoвич, И. В. Имeдaдзе, А. Н. Леонтьев, А. А. Файзуллаев, Х. Хекхаузен и др. Проблемами формирования профессиональной мотивации студентов высших учебных заведений долгое время занимались Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий [5].

Профессиональная мотивация может рассматриваться как процесс стимулирования к профессиональной деятельности себя и других людей. В свою очередь мотивация профессиональной деятельности — это действия конкретных побуждений, которые влияют на профессиональное самоопределение личности и продуктивность выполнения действий, связанных с профессией. От профессиональной мотивации зависят выбор профессионального пути, эффективность профессиональной деятельности, удовлетворенность трудовой деятельностью и результатами профессии, успешность профессионального обучения студента [3].

Поступив в техникум или колледж, вчерашний ученик становится студентом. Студенческий возраст — это этап взросления в развитии и становлении человека. Личность студента, находящаяся на конкретной стадии развития, характеризуется психологическими (характер, темперамент, воля, способности) и биологическими (физические данные, тип высшей нервной деятельности, безусловные рефлексы, инстинкты) измерениями. Именно на этапе взросления происходят переоценка ценностно-духовных категорий и психологическая переориентация. На первом месте оказываются осознанность и объективная позитивизация мотивов поведения. В этот период происходит формирование и укрепление ответственности, чувства долга, целеустремленности, настойчивости, самостоятельности, умения регулировать свои чувства, желания, склонности.

Студенчество — один из самых запоминающихся этапов жизненного пути человека. Это вполне объяснимо: обучение строится в соответствии с мотивацией, обусловленной получением профессии или специальности. Исследователи (психологи и педагоги) констатируют тот факт [2], что многие студенты охотно овладевают новыми знаниями, а трудности усиливают их интерес при достижении поставленной цели. Другие же учатся без желания, а препятствия в процессе обучения пугают их и заставляют бездействовать. Психологи возникновение подобной проблемы объясняют индивидуально-психологическими особенностями, к которым относятся интеллект (способность усваивать новые знания), креативность (способность самостоятельно вырабатывать новые знания), высокая самооценка, а также микроклимат в семье и окружении.

Методология

Исследование проводилось на базе двух образовательных организаций — государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Педагогический колледж» г. Орска и государственного автономного профессионального образовательного учреждения

«Техникум транспорта г Орска имени Героя России С. А. Солнечникова». В исследовании приняли участие 127 обучающихся 3-4-го курсов.

При изучении мотивов поступления в техникум использовались анкеты «Мотивы поступления в техникум» (Е. П. Ильин), «Анализ направленности и интересов студентов».

Результаты

Анализ результатов анкетирования позволил нам выделить три типа студентов по характеру образовательной деятельности и соответствующей модели поведения.

Первый тип: студенты обладают уровнем знаний, выходящим за пределы учебных планов и программных дисциплин. Такие обучающиеся активны во всех сферах жизни образовательной организации и ориентированы на разностороннюю профессиональную подготовку и более широкую специализацию.

Второй тип: студенты четко ориентированы на узкую специализацию. Их познавательная деятельность также выходит за пределы учебных программ, но система активности ограничена рамками «околопрофессиональных интересов».

Студенты третьего типа усваивают знания и навыки только в рамках учебной программы и демонстрируют минимальный уровень активности и творчества.

В учебные заведения системы среднего профессионального образования приходят выпускники школ с разным уровнем базовых знаний и мотивации. В этом отношении представляет интерес анализ студенческих групп как будущих специалистов. Совокупность студентов в результате анализа делится на три группы.

Первая группа студентов ориентирована на образование как на профессию. У этих обучающихся интерес к будущей работе, желание реализовать себя в ней являются самыми главными. Только у них отмечается склонность к продолжению образования. Все остальные факторы у них находятся на втором месте.

Вторая группа студентов ориентирована на ведение бизнеса. Для них образование — это своеобразный инструмент (или возможная стартовая ступень) для создания в будущем собственного дела (бизнеса). Они осознают необходимость и важность получаемого образования, но к профессии относятся с меньшим интересом, по сравнению со студентами первой группы.

Третью группу составляют обучающиеся, для которых процесс самоопределения, целенаправленности, выбора пути не характерен. На первый план у них выходят проблемы личного и бытового характера. Для этих студентов образование и профессия не представляют того интереса, который присущ первой и второй группам. Часто способности и склонности студентов не учитываются при выборе специальности. Сознательно выбирают профессию немногие. У большего числа молодых людей выбор профессии стереотипный. Это мешает им найти себя в профессиональном сообществе и создает психологические трудности. Сегодня процесс выбора профессии — это дело прагматичное, соответствующее переменам на современном рынке труда. Поэтому неслучайно главной задачей любой профессиональной образовательной организации является помощь студентам в овладении средствами мышления и профессиональной деятельности, что служит заключительным этапом процесса общеобразовательной подготовки и основной профессиональной подготовки.

От качества организации процесса обучения зависит дальнейшая деятельность человека как представителя определенной профессии.

Как уже было отмечено, эффективность процесса обучения зависит от двух факторов — уровня развития когнитивной сферы и мотивационной сферы личности студента. В ходе рассмотрения данной проблемы было доказано, что «успевающие» и «неуспевающие» студенты отличаются не из-за уровня интеллекта, а из-за проявления у них мотивации к учебной деятельности. У первых присутствует внутренняя мотивация к обучению, они хотят освоить будущую профессию на более высоком уровне и получить полноценные профессиональные знания и практические умения. У вторых присутствует внешняя мотивация, для них важны стипендия и одобрение со стороны родителей, друзей, педагогов, а само обучение и получение знаний им не интересны.

Исследования зарубежных (Р. Бернса, Э. Стоунса) и отечественных (М. И. Матюхиной, И. Ю. Кулагиной) психологов определили основные факторы низкой мотивации обучающихся, в том числе:

— низкая самооценка, неуверенность в своих силах, осознание неспособности к учебе и неуспешность в ней;

— наказание как вид отрицательного подкрепления, опыт неудачных решений;

— низкая успеваемость и угрозы со стороны преподавателей и родителей;

— снижение успешности в образовательной деятельности.

Не секрет, что к системе СПО, в основном, обращаются те юноши и девушки, которые не прошли отбор в десятый и одиннадцатый классы общеобразовательной школы, поэтому основной контингент техникумов и колледжей, как правило, имеет значительный багаж именно отрицательной мотивации. Игнорирование указанных выше факторов в образовательном процессе также негативно влияет на мотивацию. Кроме того, таким объективным фактором следует считать противоречие между содержанием, формами и необходимостью формирования в рамках образовательного процесса именно профессиональных качеств будущего специалиста.

Сегодня основной задачей, стоящей перед системой СПО, является преодоление именно негативной мотивации, возвращение каждому обучающемуся веры в свои силы и способности к успешному развитию и, как следствие, получение более высокого результата.

Конкурентоспособность каждой профессиональной образовательной организации порождает в первую очередь необходимость ориентировать образовательный процесс на профессиональные стандарты и стандарты WorldSkills.

WorldSkills — международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства. Это движение возникло еще в 1946 г. и мотивировало молодых людей конкурировать между собой, повышало их энтузиазм в рамках профессиональной подготовки, а также давало возможность сравнивать профессиональные навыки людей из разных стран [8]. В настоящее время в нем принимают участие не только студенты профессиональных образовательных организаций, но и выпускники или работники соответствующих профессий. Поэтому перед каждым учреждением системы среднего профессионального образования остро стоит вопрос разработки и внедрения требований системы WoгldSkills по соответствующим компетенциям. Для этого необходима массовость участия студентов в соревнованиях WoгldSkills.

На протяжении всего чемпионата студенты показывают свой профессиональный уровень. Наблюдая за работой конкурсантов, будущий специалист может сравнить свой результат с достижениями других участников, увидеть допущенные ошибки и проанализировать их, наметить возможные пути профессионального роста.

Студенту очень сложно определить уровень своего профессионального мастерства в обычных условиях. Поэтому движение WoгldSkills дает возможность будущему рабочему или служащему в условиях конкуренции и борьбы почувствовать себя специалистом, нужным обществу, и мотивирует его на самосовершенствование, самореализацию в профессии, саморазвитие.

Так, личный опыт участия студентов способствует повышению их квалификации, возможности трудоустройства и в целом влияет на уровень социально-экономического развития нашего региона. Участвуя в соревнованиях, студенты получают практические навыки, приобретают опыт по своей специальности и тем самым приближаются к требованиям работодателя.

Главными характеристиками выпускника техникума или колледжа являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента, порождаемой его мотивацией.

Проблема формирования профессиональной мотивации в обучении является ведущим фактором достижения целей обучения, общего развития личности, ее профессиональной подготовки. Кроме того, требуется принципиально осмыслить важнейшие элементы всего процесса обучения, вследствие чего необходимо считать, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание таких условий для осмысленного обучения, где может быть организовано включение в этот процесс обучающегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, при которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере показать себя субъектом образовательной деятельности, выразить свое индивидуальное «Я». А это возможно только благодаря участию в различных конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах.

По данным разных исследователей, именно чемпионаты WorldSkills и введение элементов этого движения в конкурсы профессионального мастерства в рамках профессиональной образовательной организации предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Заключение

В результате обращения к идеологии движения WorldSkills в образовательном процессе обучающиеся не только осваивают профессиональные компетенции ФГОС СПО и трудовые функции профессиональных стандартов, но и повышают качество профессиональной подготовки, развивают профессиональное и креативное мышление, формируют опыт творческой деятельности в профессиональной сфере. Также увеличивается доля выпускников, трудоустроенных по полученной специальности, совершенствуются и расширяются связи с социальными партнерами, растет престиж системы профессионального образования.

Таким образом, знания юношей и девушек о различных конкурсах, чемпионатах, олимпиадах и участие в них позволят повысить профессиональную мотивацию современных студентов.

Литература

1. Абрамям А. А. Влияние самооценки студентов на профессиональное самоопределение // Современная педагогика. 2015. № 6. URL: http://pedagogika.snauka.nu/2015/06/4371.

2. Иванова Т. Н. Профессиональное самоопределение выпускников школ как фактор эффективного дальнейшего обучения в системе среднего профессионального и высшего образования // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, № 1 (18). С. 100-102.

3. Кучина О. П. Мотивация достижения как реализация успеха профессиональной деятельности субъекта // Образование и общество. 2010. № 5 (64). С. 46-49.

4. Наумов О. Е. Диалог сотрудничества при формировании профессиональной компетентности студента // Среднее профессиональное образование. 2010. № 6. С. 25-27.

5. Миронова А. В. Проблема профессионального саморазвития студентов колледжа // Среднее профессиональное образование. 2012. № 8. С. 47-48.

6. Смирнов С. Д. Учеба - в радость: психологические факторы успешной учебы студентов // Студенчество: Диалоги о воспитании. 2011. № 4 (58). С. 9-11.

7. Чистякова С. Н., Родичев Н. В. От учебы к профессиональной карьере. М., 2012.

8. Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». URL: https://wonldskills.nu/.

References

1. Abnamyam A. A. Vliyanie samoocenki studentov na pnofessional'noe samoopnedelenie [Influence of a self-assessment of students on pnofessional self-detenmination]. Modern Pedagogy, 2015, no. 6. Available at: http://pedagogika.snauka. nu/2015/06/4371. (In Russian).

2. Ivanova T. N. Pnofessional'noe samoopnedelenie vypusknikov shkol kak fakton effektivnogo dal'nejshego obucheniya v sisteme snednego pnofessional'nogo i vysshego obnazovaniya [Pnofessional self-detenmination of gnaduates of schools as a facton of effective funthen tnaining in secondany vocational and highen education]. Karelian scientific journal, 2017, vol. 6, no. 1 (18), pp. 100-102. (In Russian).

3. Kuchina O. P. Motivaciya dostizheniya kak nealizaciya uspekha pnofessional'noj deyatel'nosti sub"ekta [Motivation of achievement as nealization of success of pnofessional activity of the subject]. Education and society, 2010, no. 5 (64), pp. 46-49. (In Russian).

4. Naumov O. E. Dialog sotnudnichestva pni fonminovanii pnofessional'noj kompetentnosti studenta [A dialogue of collabonation in developing students' vocational competence]. The Journal of Secondary Vocational Education, 2010, no. 6, pp. 25-27. (In Russian).

5. Minonova A. V. Pnoblema pnofessional'nogo samonazvitiya studentov kolledzha [The pnoblem of vocational self-development of college students]. The Journal of Secondary Vocational Education, 2012, no. 8, pp. 47-48. (In Russian).

6. Sminnov S. D. Ucheba - v nadost': psihologicheskie faktony uspeshnoj ucheby studentov [Study - in joy: psychological factons of successful study of students]. Students: Dialogues about Education, 2011, no. 4 (58), pp. 9-11. (In Russian).

7. Chistyakova S. N., Rodichev N. V. Ot ucheby k pnofessional'noj kan'ene [Fnom study to pnofessional caneen]. Moscow, 2012. (In Russian).

8. Soyuz «Molodye pnofessionaly (Vonldskills Rossiya)» [Union "Young pnofessionals (Wonldskills Russia)"]. Available at: https:// wonldskills.nu/. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.