Научная статья на тему 'Региональные основы как условие гуманизации физического образования в школе (на примере республики Саха, Якутия)'

Региональные основы как условие гуманизации физического образования в школе (на примере республики Саха, Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТАП ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СПЕЦИФИКА РЕГИОНА / ВОЗМОЖНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОМ РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / REGIONAL COMPONENT / PHYSICAL EDUCATION / SCHOOLING STAGE / HUMANIZATION OF EDUCATION / SPECIFICITY OF THE REGION / OPPORTUNITIES FOR PHYSICAL EDUCATION IN INDUSTRIAL DEVELOPMENT / GREENING / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Наталия Михайловна, Николаева Алла Дмитриевна

В статье актуализируется проблематика учета региональных особенностей географических и политических субъектов в курсе преподавания предметов естественнонаучного цикла на этапе школьного обучения. Авторы рассматривают данную проблему на примере учета регионального компонента в рамках физического образования. Учет национально-регионального компонента рассматривается в статье на основе реализации принципов гуманизации физического образования, направленного на экологизацию современного школьного образования и его ориентированности на рациональное природопользование в процессе дальнейшей профессиональной деятельности. Авторы сосредотачивают свое внимание на учете таких региональных особенностей развития республики Саха (Якутия), как применение физического знания в нефтеи газодобывающей промышленности, эксплуатации грузового транспорта на основе усовершенствования принципов работы двигателей (дизельно-электрические), а также раскрывает ряд аспектов региональной специфики в реализации экологических подходов в развитии сельскохозяйственной отрасли региона, привлечении знаний физики для жизнеобеспечения труднодоступных малонаселенных районов республики и пр. Авторы раскрывают аспекты гуманизации физического образования в основных положениях концепции учета национально-регионального компонента общего школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева Наталия Михайловна, Николаева Алла Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional bases as a condition for the humanization of physical education in school (on the example of the Republic of Sakha, Yakutia)

The article actualizes the problem of taking into account regional peculiarities of geographical and political subjects in the course of teaching the subjects of the natural science cycle at the schooling stage. The authors consider this problem on the example of accounting for the regional component in the framework of physical education. Accounting for the national-regional component is considered in the article based on the implementation of the principles of humanization of physical education, aimed at ecologization of modern school education and its focus on environmental management in the process of further professional activity. The author focus on the consideration of such regional features of the development of the Republic of Sakha (Yakutia) as the application of physical knowledge in the oil and gas industry, the operation of freight transport based on the improvement of engine operating principles (diesel-electric), and also reveals a number of aspects of regional specifics ecological approaches in the development of the agricultural sector in the region, attracting the knowledge of physics for the sustenance of the difficult to reach sparsely populated areas the public and so on. The author reveal aspects of humanization of physical education in the basic concept of taking into account national and regional components of general school education.

Текст научной работы на тему «Региональные основы как условие гуманизации физического образования в школе (на примере республики Саха, Якутия)»

3. Митрофанова О.Д. Язык научно-технической литературы как функционально-стилевое единство /О. Д. Митрофанова. -М.: МГУ, 1973,- 149 с.

4. Гальсков Н. Д. Современная методика обучения иностранному языку : пособие для учителя / Н. Д. Гальсков. - М.: АРКТИ-Глосса, 2000. - 165 с.

5. Пугачев И. А. Профессионально ориентированное обучение русскому языку как иностранному: теория, практика, технологии : монография / И.А. Пугачев. - М.: РУДН, 2016. - 483 с.

6. Пугачев И.А. Профессионально ориентированное обучение русскому языку как иностранному: теория, практика, технологии : монография / И.А. Пугачев. - М.: Российский ун-т Дружбы народов, 201 б.-482 с.

7. Требования по русскому языку как иностранному. I сертификационный уровень. Профессиональный модуль. - СПб.: Златоуст, 2015.

8. Мельникова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. - М., 2001. - С. 15.

REGIONAL BASES AS A CONDITION FOR THE HUM A NIZA TION OF PHYSICAL EDUCATION IN SCHOOL (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF SAKHA, YAKUTIA)

Solovleva Natalia Mihaylovna, Associate Professor, Department of Physics Teaching Methods Nikolaeva Alia Dmitrievna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Department of Pedagogy North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk

The article actualizes the problem of taking into account regional peculiarities of geographical and political subjects in the course of teaching the subjects of the natural science cycle at the schooling stage. The authors consider this problem on the example of accounting for the regional component in the framework of physical education. Accounting for the national-regional component is considered in the article based on the implementation ofthe-principles of humanization of physical education, aimed at ecologization of modern school education and its focus on environmental management in the process of further professional activity. The author focus on the consideration of such regional features of the development of the Republic of Sakha (Yakutia) as the application of physical knowledge in the oil and gas industry, the operation of freight transport based on the improvement of engine operating principles (diesel-electric), and also reveals a number of aspects of regional specifics ecological approaches in the development of the agricultural sector in the region, attracting the knowledge of physics for the sustenance of the difficult to reach sparsely populated areas the public and so on. The author reveal aspects of humanization of physical education in the basic concept of taking into account national and regional components of general school education.

Keywords: regional component; physical education; schooling stage; humanization of education; specificity of the region; opportunities for physical education in industrial development; greening; environmental management.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КАК УСЛОВИЕ ГУМАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА, ЯКУТИЯ)

В статье актуализируется проблематика учета региональных особенностей географических и политических субъектов в курсе преподавания предметов естественнонаучного цикла на этапе школьного обучения. Авторы рассматривают данную проблему на примере учета регионального компонента в рамках физического образования. Учет национально-регионального компонента рассматривается в статье на основе реализации принципов гуманизации физического образования, направленного на экологизацию современного школьного образования и его ориентированности на рациональное природопользование в процессе дальнейшей профессиональной деятельности. Авторы сосредотачивают свое внимание на учете таких региональных особенностей развития республики Саха (Якутия), как применение физического знания в нефте- и газодобывающей промышленности, эксплуатации грузового транспорта на основе усовершенствования принципов работы двигателей (дизельно-электрические), а также раскрывает ряд аспектов региональной специфики в реализации экологических подходов в развитии сельскохозяйственной отрасли региона, привлечении знаний физики для жизнеобеспечения труднодоступных малонаселенных районов республики и пр. Авторы раскрывают аспекты гуманизации физического образования в основных положениях концепции учета национально-регионального компонента общего школьного образования.

Ключевые слова: региональный компонент; физическое образование; этап школьного обучения; гуманизация образования; специфика региона; возможности физического образования в промышленном развитии экологизация-рациональное природопользование.

УДК 373.1 ВАК РФ 13.00.01

© Соловьева Н.М., 2019

© Николаева АЛ, 2019

СОЛОВЬЕВА Наталия Михайловна, доцент кафедры Методики преподавания физики

НИКОЛАЕВА Алла Дмитриевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры Педагогики

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

> <

ш

S ^

и ш т

< а

ш

а

*

102

Возвращение отечественной педагогики к канонам гуманизации в рамках преподавания естественнонаучных дисциплин в школе предопределено и актуализировано на сегодняшний день императивами экологизации содержания образования, отражающими концепты культурно-экологического отношения к окружающей действительности и рациональному природопользованию. Особенно важна данная проблема для северных регионов, богатых полезными ископаемыми-природными энергоносителями, такими как уголь, нефть, газ, а также для регионов, широко использующих энергию рек в системе энергетических комплексов. К таким регионам, требующим учета регионального компонента как основного фактора гуманизации физического образования, является республика Саха (Якутия) [5; 6; 7].

Уже на этапе школьного обучения в контексте изучения предметов естественнонаучной направленности обучающиеся должны (в рамках национально-регионального) быть ознакомлены с тем, что промышленное развитие региона имеет достаточно четкую выраженность по своему экономическому развитию. В отличие от Якутии, многие политические субъекты (в том числе на уровне международного взаимодействия) не имеют доступа к современным формам энергии, в связи с чем определяется промышленная роль Якутии в добыче ископаемого топлива и его экспорте. Такая ситуация, которая позиционирует Якутию как устойчивую энергетическую систему, приводит к тому, что в рамках физического образования в школе обучающимися должны быть усвоены императивы гуманизации, позволяющие осознать, что в энергетической стратегии Якутии экологически ущербный подход может неизбежно привести к тому, что по мере экономического роста и развития базовых производств нагрузка на природную среду будет возрастать [4; 7; 9].

В связи с этим, концепция учета регионального компонента в рамках реализации гуманистических основ естественнонаучного (в том числе и физического) знания предопределяет в условиях современных реалий школьного образования Якутии необходимость радикальной ориентации на раскрытие сущности геофизических и физических процессов на основе иерархии и интеграции подходов экологизации в обучении.

Проблема учета региональных основ достаточно широко актуализируется в современном научном сообществе именно в рамках гео-

экологического и физического образования школьников.

Так, упоминание реализации национально-регионального компонента в системе "обра-зование-природа-общество" в рамках преподавания таких учебных предметов как физика, химия, география на основе геоэкологического подхода раскрывается в работах О. М. Кри-вошапкиной, С. В. Новикова и др. [3; 5].

Преемственность основ гуманизации физического образования в регионах с повышенным вниманием к экологически ограничениям и практикоориентированность этих основ подробно раскрывается в исследованиях Т.В. Галаниной, М. И. Баумгартэна [2].

Анализу проблем учета национально-регионального компонента с позиций экологизации и гуманизации естественно-научного образования на примере эксплуатации водных ресурсов Якутии посвящены работы В. А. Арас-лановой, Л. Н. Метчеевой и др. [1].

Таким образом, гуманизация основ физического образования в рамках регионального компонента характеризуется нарастающей актуальностью, что требует разработки концептуальных оснований физического образования в рамках национально-регионального компонента на основе экологизации.

На наш взгляд, успешность такой концепции будет зависеть от разработки следующих положений:

- необходимость экологизации физического образования как основного аспекта гуманизации в рамках регионального компонента на основе интегративного подхода в школьном образовании (например, в рамках проектных технологий возможны исследовательские направления в таких областях, как "Защита атмосферы и улучшение качества атмосферного воздуха", "Защита рек и водосборных бассейнов", "Преобразование солнечной энергии в электрическую и механическую", "Разработка устойчивых систем использования карьерного транспорта на основе дизельно-электричес-кого функционирования" и пр.) [1; 2; 6];

- учет реальных возможностей учебного предмета для устойчивого развития региона на основе принципов рационального природопользования и охраны окружающей среды (например, данная стратегия может быть реализована в области практико-ориентирован-ной направленности в рамках проектирования электрической цепи для прокладки троллеев с целью топливно-экономичного передвижения грузового транспорта (работающего на основе дизельно-электрического

принципа) в местах добычи полезных ископаемых [2];

- реализация дифференцированного подхода при учете регионального компонента в рамках физического образования (например, локация образовательного учреждения может предопределять более специализированную направленность обучения: так, в районах с преимущественным развитием сельскохозяйственной зоны принцип гуманизации физического образования может быть реализован в рамках таких проектных тем, как "Использование гелиоустановок для развития сельского хозяйства"; такие задания могут быть интересны обучающимся в качестве выполнения практических контекстных задач применительно к приборам нагрева большого массива воды в местах поселений, где водные ресурсы труднодоступны для населения, либо с целью сушки кормов и т.п.) [2; 7];

- проектирование регионального компонента на основе разработки содержательного компонента, учитывающего знания физики в природосообразной и экологической деятельности (например, "усиление" модуля "Прикладные возможности физики" в разработке стратегий экономии сырья и материалов или внешнего повторного рециклинга (для нефтедобывающей промышленности) или для снижения аварийной разгерметизации технологических блоков при проектировании сети трубопроводов с многочисленной запорно-пусковой и регулировочной арматурой (для газодобывающей промышленности) [4; 7; 9];

- реализация принципа гуманизации физического образования в контексте методологи-ческихтехнологий, учитывающих возможности индивидуальных образовательных маршрутов при преподавании, проектных методов в обучении, широкого использования методических инноваций, предполагающих реализацию индивидуальных творческих возможностей и способностей обучающихся;

- соответствующая профессиональная подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, способных реализовать императивы гуманизации в рамках физического образования с опорой на специфику региона.

Таким образом, сохранение экологического пространства региона во многом зависит от технологических перспектив и содержания национально-регионального компонента в преподавании дисциплин естественнонаучной направленности, посредством дидактического потенциала которых достигается формирование экологической культуры личности,

обладающей необходимым комплексом соответствующих знаний, умений, навыков и компетенций.

На сегодняшний день экологическое пространство Якутии является одним из основных факторов обеспечения благополучия жизнедеятельности населения региона, его экологического существования, развития промышленной и хозяйственной зоны.

О том, что данные понятия являются взаимозависимыми и углубляющими национально-региональный компоненте контексте содержания федерального компонента не оспаривает ни одна наука. Экологизация и гуманизация наук, занимающихся расширенным изучением природы, природных ресурсов, физических процессов во взаимосвязи с особенностями жизнедеятельности населения, неизбежно приводит к необходимости выбора гуманизации педагогических подходов в образовании, связанных с решением проблем качества жизни человека, изучением влияния роли экологических ценностей на пространственное бытие личности.

Экологическое пространство Якутии, рассматриваемое в контексте гуманизации физического образования, раскрывает общие осно-вания жизнедеятельности индивидуума в социуме, а также, интегрируя воздействие различных природных, техногенных, экономических факторов, становится устойчивым способом существования человека в изменяющемся социоприродном мире.

Гуманизация физического образования, экстраполируемая в контекст краеведческого принципа гуманной педагогики, способствует фасилитации усвоения школьниками общих физико- и геоэкологических понятий, что является весомым фактором формирования экологического сознания личности уже на начальных этапах профориентации, обусловливающей последующую оптимизацию развития региональной экономики в соответствии с принципами "Green economy" (рис. 1).

Этот принцип может быть положен в структуры различных производственных систем региона, начиная (например, в рамках отрасли электроснабжения региона) от систем электроснабжения с обеспечением долговременной "живучести" самой системы (основанной на проектировании ее так называемых "центров тяжести" и подсистем) до многомерных систем в составе рекреаций промышленных зон, моделировании гидродинамических процессов и пр.

Рисунок 1 - Возможности физического образования в реализации регионального компонента в контексте политики устойчивого экологического развития регионов

Таким образом, отражая широту масштабов возможностей регионального компонента как фактора гуманизации физического образования, считаем необходимым еще раз отметить, что нормативным фундаментом определения региональных норм является федеральный государственный образовательный стандарт, который детерминирует нормативы физического образования на этапе школьного обучения.

Моделируя вариативную часть сферы физического образования с учетом региональных основ, необходимо осуществлять разработку:

- регионального стандарта, позволяющего отразить основные концептуальные дидакти-ко-методологические основания реализации национально-регионального компонента в физическом образовании;

- программного обеспечения дисциплины и ее технологической оснастки, позволяющей полноценно реализовать стандарт;

- содержательной части носителей самого содержания физического образования (учебные материалы комплексы, в которых отражена региональная специфика: природный компонент, зоны экономического развития и промышленности, культурные особенности региона, состояние экологической ситуации и пр.) [3; 8].

Вопрос анализа теоретических и методологических оснований учета региональных основ в обучении на сегодняшний день является одним из основных акцентов современной образовательной парадигмы, от которого зависит прочность фундамента эффективности и

продуктивности воспитательно-образовательного процесса. Освоение материала, предусмотренного вариативным компонентом с учетом региональных основ, объем самостоятельно полученных знаний и степень их усвоения зависят от углубленной подготовки обучающегося с ориентацией на особенности территориального развития, сформированное™ его потребностно-мотива-ционной сферы к сохранению его экологической устойчивости региона посредством стремления к самообразованию и совершенствованию на основе практической реализации естественнонаучных знаний.

Современная отечественная образовательная политика, особенно на этапе школьного образования, характеризуется ценностно-ориентационной структурой, в которой отображены социокультурные, мировоззренческие основания российского социума, и ориентирована на сохранение его фундаментальности в соответствии с актуальными перспективами развития личности учащихся. Совокупность ценностей, которые усваивает обучающийся в процессе интегрирования в систему социальных процессов и контактов, транслируется через достаточно устойчивые связи, образующиеся в ходе его взаимодействия с окружающими людьми и выражается в развитии его потребностей, формировании компетенций, перспективных жизненных установок, отражающих неравнодушное отношение к развитию своего региона в будущем. Эти задачи системы образования решаются в контексте тенденций, моделей и технологий устойчивого развития регионов, которые имеют достаточно существенные отличия и рассматриваются сегодня как одни из самых инновационных направлений отечественной образовательной деятельности.

Литература:

1. Арасланова В. А. Основные эколого-геогра-фические показатели водных ресурсов р. Ангары и каскада действующих гидроэлектростанций / В.А. Арасланова, Л.Н. Метчеева, Е.П. Буева, А.Б. Иметхенов // Вестник Бурятского государственного университета. Биология. География. -2004,-№4.-С. 156-163.

2. Галанина Т. В. Энергетика будущего: возможности использования альтернативных видов энергии на юге Сибири / Т.В. Галанина, М.И. Баум-гартэн // Безопасность жизнедеятельности предприятий в промышленно-развиты регионах : материалы IX Международной научно-практической конференции. - Кемерово, 2011. - С. 145-147.

3. Кривошапкина О.М. Концепция национально-регионального компонента геоэкологического

образования и пути ее реализации в республике Саха (Якутия) / О.М. Кривошапкина // Вестник Се-веро-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2005. - № 2. - С. 95-104.

4. Лобачева Е. Ю. Интегрированный курс "Современная физика и экономика" как средство единства естественно-научного и гуманитарного знания / Е. Ю. Лобачева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 4. - С. 158-166.

5. Максимов Г.Н. Национально-региональный компонент образовательной области "Земля. География. Геоэкология" / Г. Н. Максимов, О. М. Кривошапкина, П. А. Гоголева и др. // Проект национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч. 2. Основная школа. Старшая школа. - Якутск: ИРО МО РС(Я), 2002. - С. 210-226.

6. Медяник, М. В. Гуманизация процесса обучения физике в школе / М. В. Медяник // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 273-277.

7. Тарасов Л. В. Необходимость перестройки преподавания естественных предметов на основе интег-ративного - гуманитарного подхода / Л.В. Тарасова // Физика в школе. - 1989. - № 4. - С.40-41.

8. Хакимова А. X. Реализация государственного образовательного стандарта: построение системы уроков-проектов по физике в основной школе / А. X. Хакимова, Е. А. Румбешта, Э. Г. Гельфман // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 6 (147). - С. 97-101.

9. Шиян Н. В. Проблемы модернизации школьного физического образования и возможности их решения / Н. В Шиян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2003. - № 6. - С. 44-49.

ORGANIZA TION OF COMPETITIVE ACTIVITY AS AN IMPORTANT WAY TO DEVELOP STUDENTS' CREA TIVITY SPO Soloveva Svetlana Igorevna, Postgraduate student, Lecturer, Department of Biomedical and Social Sciences, Solikamsk.. Sosio-Pedagogical College named after Ramenskoye, Solikams

The article deals with the problems of modern secondary social education related to the formation of creative abilities in students of secondary vocational education SPO. Substantiates the importance of creative abilities for professional activity in the modern world. The article provides a rationale for the key role of competitive activity for the development of students' creativity, which contributes to their value in the labor market and the development of high adaptability. Based on the ideas of the American psychologist M. Ranko, the article proved that students participating in competitive activities have significant motivation for internal development. Participation in competitive activities serves the development of creative abilities, aimed at improving learning. The paper also conducts a survey of teachers of the Solikamsk Pedagogical Collage about the level of efficiency of pedagogical technologies (based on the diagnostic methods of teaching aids T. S. Nazarova, £ S. Poiat), which reveals the high significance of competitive activity.

Keywords: competitive activity; creativity; development of creative abilities; secondary vocational education.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК АКТУАЛЬНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ КРЕА ТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СПО

В статье рассмотрены проблемы современного среднего специального образования, связанные с формированием творческих способностей у студентов СПО. Обосновывается важность творческих способностей для профессиональной деятельности в современном мире. В рамках статьи приводится обоснование ключевой роли конкурсной деятельности для развития креативности у студентов, что способствует повышению их ценности на рынке труда и развитию высокой адаптивности. На основании идей американского психолога М. Ранко в статье доказано, что студенты, принимающие участие в конкурсной деятельности, имеют значимую мотивацию для внутреннего развития. Участие в конкурсной деятельности служит развитию творческих способностей, нацелено на повышение обучаемости. В работе также приводится опрос педагогов Соликамского педагогического колледжа об уровне эффективности педагогических технологий (на основе методики диагностики средств обучения Т. С. Назаровой, Е.С. Полат), в котором выявляется высокая значимость конкурсной деятельности.

Ключевые слова: конкурсная деятельность; креативность; развитие творческих способностей; среднее профессиональное образование.

В настоящее время общество переживает период активной трансформации, при этом перемены затрагивают все сферы жизни: социальную, культурную, техническую, экономическую. Эти процессы

УДК 377.1 ВАК РФ 13.00.08

© Соловьева С. И., 2019

СОЛОВЬЕВА Светлана Игоревна, аспирант, преподаватель, кафедра Медико-биологических и социальных дисциплин, Соликамский социально-педагогический колледж им. А.П. Раменского, Соликамск ОЙСЮЮ:

0000-0003-2483-7844

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.