Повышение качества информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел
А. В. ФЕДОТОВ,
Начальник отдела оперативно-разыскной информации
(МВД по Республике Бурятия) E-mail: AFedotov4@mvd.ru
Improving the quality of information support for the activities of internal affairs bodies
A.V. FEDOTOV,
Head at the Department of the Operative-Search Information (Ministry of Internal Affairs of the Republic of Buryatia)
yflK 351.74
В статье идет речь об организации процессов интеграции ведомственных информационных систем, как об одном из основных путей совершенствования информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел.
Информационный ресурс, унификация программного обеспечения, органы внутренних дел.
The article deals with the organization of processes of integration of departmental information systems as one of the main ways to improve information support for the activities of internal affairs bodies.
Information resource, the unification of software, internal affairs bodies.
Существующие в органах внутренних дел информационные системы формируются в соответствии со спецификой деятельности ответственных за их ведение подразделений, без учета интересов других служб. При этом для полноценной реализации своих функций, сотрудники ОВД неизбежно нуждаются в получении информации взаимодействующих подразделений [3].
В силу несовершенства механизма обмена информацией, отсутствия увязки между ведомственных информационными ресурсами, происходит заимствование и дублирование одних и тех же сведений в различных информационных массивах. В последующем эти явления негативно сказываются на эффективности использования информационных систем, в частности на результатах поиска необходимых сведений, так как происходит беспорядочное образование множества отдельных фрагментов искомой информации. Обеспечить контроль целостности данных, их актуальность и достоверность, при такой организации процессов
формирования и ведения информационных систем, не представляется возможным. Довольно затруднительно однозначно утверждать, что в одной информационной системе сведения более полные, актуальные и достоверные (например, о конкретном происшествии, физическом или юридическом лице), чем в другой. Поэтому сотруднику ОВД приходится обращаться для проверки к каждой из них.
Уровень информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел в значительной степени может быть повышен путем полной интеграции существующих информационных систем, реализации на их базе специальных аналитических инструментов и предоставлением заинтересованным подразделениям гибких возможностей их использования в пределах компетенции.
Совершенно очевидно, что интеграция разрозненных информационных систем [2] в едином информационном пространстве и взаимоувязывание содержащихся в них данных откроет широкие возможности для комплексного использова-
ния ведомственных информационных ресурсов. Тем самым обеспечит значительно больший эффект в удовлетворении информационных потребностей сотрудников ОВД, чем суммарный эффект от их использования по отдельности.
Так, ресурсы информационных систем, формируемых информационными центрами, подразделениями госавтоинспекции, по вопросам миграции, дежурными частями и др., не в полной мере применяются в деятельности заинтересованных подразделений. Это обусловлено, во-первых, отсутствием для большинства сотрудников ОВД полноценного доступа к подобным информационным ресурсам либо доступом к ним в усеченном формате. Во-вторых, отсутствием разработанных механизмов для их комплексного использования.
Вместе с этим, решение задач по интеграции информационных систем в правовом плане надлежащим образом не урегулировано, поэтому осуществляется в органах внутренних дел неупорядоченно. Сведения различных подразделений системы МВД России по-прежнему аккумулируется разрозненно. В разрез с самой концепцией создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России [1], призванной сконцентрировать имеющиеся информационные ресурсы, эта проблема сохраняется. Далеко не все существующие в ОВД информационные системы, базы и банки данных нашли свое отражение в ее структуре. Основная часть реализованных сервисов до сих пор не взаимоувязана.
Сохраняется многообразие применяемых в ОВД структур данных и программного обеспечения. Не разработан единый порядок сбора данных, определяющий: ответственные подразделения-исполнители, перечень подлежащих интеграции сведений, их объемы и периодичность предоставления. Не определено головное подразделение, отвечающее за организацию работы по данной линии.
Учитывая важность задач повышения эффективности информационного обеспечения, обусловленных повышенными информационными потребностями сотрудников ОВД, сегодня требуется выработка и принятие управленческого решения, направленного на плановое устранение обозначенных проблемных моментов: по переходу на унифицированное программное обеспечение; разработке единой структуры, обеспечивающей должную степень унификации данных; определению перечня категорий сведений, подлежащих интеграции; способов и очередности реализации интеграционных процессов; выбору и назначению исполнителей, ответственных за каждый из эта-
пов, связанных с совершенствованием данного направления деятельности; определению конкретных сроков реализации указанных мероприятий; обеспечению действенного контроля за ходом исполнения принятого управленческого решения.
В ходе реализации интеграционных процессов важно не допустить превращение единой информационной системы в глобальный накопитель разнородной информации. Поэтому в первоочередном порядке требуется реализовать сопряжение интегрируемых информационных систем на уровне данных, обеспечив установление логических связей между объектами учета.
В силу отсутствия утвержденного регламента (приказа МВД России), обязывающего всех субъектов информационного обеспечения деятельности ОВД, применять единое программное обеспечение и унифицированную структуру данных, возникает множество проблем, приводящих к информационному беспорядку и разрозненности, что в конечном итоге негативно сказывается на общем уровне информационного обеспечения.
Необходимо строго регламентировать вопросы программно-технического сопряжения информационных систем принятием соответствующего правового акта, регулирующим отношения в данной сфере. Унификация программного обеспечения, структур и форматов данных должна основываться на принятии организационно-практических мер по приведению к логическому однообразию информационных систем.
Представляется целесообразным разработать порядок поэтапной реализации интеграционных процессов: первоначально на региональном, а затем на федеральном уровне [4]. Такой подход позволит учесть программно-техническую и организационную разрозненность в информационной сфере. Даст возможность гармонично адаптировать сложившуюся практику работы по формированию и ведению информационных систем, отдельных учетов, баз и банков данных к современным требованиям. Не заставит территориальные органы внутренних дел регионального и районного уровней испытывать информационный голод в переходный период, когда прекратится привычный порядок работы с информационными системами и все данные начнут аккумулироваться на федеральном уровне. Ранее доступные способы манипуляции с собственными данными во вновь созданной системе будут затруднительны либо невозможны.
На первом этапе интеграции сведений на региональном уровне необходимо нормативно за-
крепить: ответственные за ее реализацию подразделения и должностных лиц; определить из их числа подразделение, координирующее совместную деятельность и выполняющее ведущую роль по вопросам, связанным со сбором, обработкой, хранением, анализом и использованием информации в ОВД. Упорядочить процедуры предоставления в адрес ответственных подразделений информации, подлежащей интеграции.
Посредством разработки соответствующего правового акта, в полномочия головного подразделения следует вменить ведение вопросами общей координации деятельности задействованных подразделений и роль концентратора ведомственных информационных ресурсов. Целесообразно нормативно закрепить обязанности подразделений, в ведении которых находятся такие ресурсы, по предоставлению данных для интеграции.
Следует предусмотреть вопросы правовой регламентации процессов обращения к единой информационной системе. Установить правовые нормы, обеспечивающие исключительно
целевое использование объединенных в единой системе информационных ресурсов. Каждое обращение к ее содержанию должно быть обосновано в соответствии с установленными требованиями и подлежать документальной фиксации. Должна быть налажена система контроля, обеспечивающая недопущение фактов неправомерного обращения и нецелевого использования единой информационной системы.
Наряду с организацией контроля целевого использования информационных ресурсов важно включить в круг пользователей системы максимальное число заинтересованных подразделений. Так, многие ведомственные информационные ресурсы остаются сегодня в ведении узко ограниченного круга субъектов. Поэтому актуальным направлением повышения эффективности информационного обеспечения является организация доступа сотрудникам заинтересованных подразделений ко всей необходимой для решения поставленных задач информации, имеющейся в распоряжении ОВД, с учетом их компетенции и неукоснительным соблюдением требований информационной безопасности.
Список литературы:
1. Об утверждении Концепции создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в 2012 — 2014 годах: приказ МВД России от 30 марта 2012 г. № 205 // СПС «Консуль-тантПлюс».
2. Прокопенко А. Н. Концептуальные вопросы создания единого информационного пространства МВД России // Общество и право. 2010. № 2 // СПС «Консультант Плюс».
3. Саркисян Г. Г. Информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 2 (46).
4. Флока А. Б. Совершенствование деятельности информационных центров МВД России на основе разработки моделей анализа данных : дис. ... канд. техн. наук: 05.13.10 / Флока Анатолий Борисович. М., 2006.