Научная статья на тему 'Перспективы развития информационной инфраструктуры органов внутренних дел'

Перспективы развития информационной инфраструктуры органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2494
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ИНФРАСТРУКТУРА / ИНФОРМАЦИЯ / ПРОГРАММА / БЕЗОПАСНОСТЬ / LAW-ENFORCEMENT BODIES / INFRASTRUCTURE / THE INFORMATION / THE PROGRAM / SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новиков Владимир Викторович

В статье рассмотрены основные направления развития информационной инфраструктуры органов внутренних дел. Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел ведется на программной основе. В ходе ее реализации решается ряд взаимоувязанных многоплановых задач как системного, так и прикладного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Новиков Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of development of an information infrastructure of law-enforcement bodies

In clause the basic directions of development of информацион-th infrastructure of law-enforcement bodies are considered. Creation of uniform information-telecommunication system of law-enforcement bodies is conducted on a program basis. During its realization a number взаимоувязанных multiplane problems both system, and applied character is solved.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития информационной инфраструктуры органов внутренних дел»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Новиков Владимир Викторович к.э.н., докторант Академии управления МВД России.

Контакты автора: vvnovikov@list.ru

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления развития информационной инфраструктуры органов внутренних дел. Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел ведется на программной основе. В ходе ее реализации решается ряд взаимоувязанных многоплановых задач как системного, так и прикладного характера.

Ключевые слова: органы внутренних дел, инфраструктура, информация, программа, безопасность.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF AN INFORMATION INFRASTRUCTURE OF LAW-ENFORCEMENT BODIES

Novikov Vladimir Viktorovich, Cand.Econ.Sci., the postgraduate student of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Contacts of the author: vvnovikov@list.ru

Annotation. In clause the basic directions of development of информацион-th infrastructure of law-enforcement bodies are considered. Creation of uniform information-telecommunication system of law-enforcement bodies is conducted on a program basis. During its realization a number взаимоувязанных multiplane problems both system, and applied character is solved.

Keywords: law-enforcement bodies, infrastructure, the information, the program, safety.

Информационная инфраструктура органов внутренних дел сегодня находится в стадии бурного развития. Соответствующий комплекс организационно-

технических мероприятий, выполняемых в настоящее время, оформлен в виде ведомственной Программы «Создание единой информационно-

телекоммуникационной системы органов внутренних дел» ( ЕИТКС ОВД).

Несколько слов о начале разработки Программы ЕИТКС ОВД.

В 2004 году руководство МВД России обосновало перед Минэкономразвития России необходимость выделения целевого финансирования для модернизации и совершенствования информационно-

телекоммуникационного обеспечения органов внутренних дел.

Комплекс первоочередных технических мероприятий, по которым на тот момент имелась проектная документация (проектно-сметная документация и завершенные проекты по результатам НИОКР), лег в основу формирования ведомственной Программы, которая была согласована с Минэкономразвития России и утверждена Приказом МВД России от 14 декабря 2004 года № 896.

В рамках научного обеспечения Программы в 2005 году была выполнена разработка Системного проекта ЕИТКС ОВД, в соответствии с результатами которого Программа была переработана. Новая редакция Программы была также согласована с Минэкономразвития России и утверждена Приказом МВД России от 8 июня 2006 года № 420.1

Главной целью Программы является достижение качественного улучшения информационного обеспечения органов внутренних дел за счет использования в практической деятельности современных телекоммуникационных, информационных и биометрических технологий и повышение на этой основе эффективности деятельности органов внутренних дел.

Реализация программы «Создание ЕИТКС ОВД»

- позволит создать в органах внутренних дел единое информационное пространство;

- обеспечит требуемый уровень безопасности информационных ресурсов;

- даст возможность практическим работникам на всех уровнях управления ОВД санкционировано получать в реальном масштабе времени требуемую информацию.2 Всё это, в итоге, должно повысить эффективность и результативность управленческой и практической деятельности в МВД России.

Комплексный план разработки, создания и внедрения ЕИТКС помимо чисто технических содержит правовые и организационные мероприятия, а также мероприятия по проведению обеспечивающих Программу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В ходе реализации Программы решается ряд взаимоувязанных многоплановых задач как системного, так и прикладного характера:

1. Создание интегрированной универсальной транспортной среды связи органов внутренних дел, обеспечивающей взаимодействие с телекоммуникационной системой внутренних войск МВД России, телекоммуникационными системами других органов государственной власти;

2. Модернизация автоматизированных банков данных общего пользования на базе унифицированных программно-технических комплексов информационноаналитических центров органов внутренних дел;

3. Создание специализированных территориально-распределенных автоматизированных информационных систем по приоритетным направлениям оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел;

4. Интеграция автоматизированных ресурсов в единое информационное пространство органов внутренних дел;

5. Организация санкционированного доступа сотрудников органов внутренних дел к информационным ресурсам в режиме реального времени;

6. Обеспечение необходимого уровня информационной безопасности при информационно-

телекоммуникационном обеспечении органов внутренних дел;

1 Об утверждении новой редакции программы МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел» Приказ МВД РФ от 8 июня 2006 г. № 420; О совершенствовании системы организации работ по реализации мероприятий программы МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел» Приказ МВД РФ от 15 февраля 2007 г. № 155.

Полунин В.Ф. Создание единой информационнотелекоммуникационной системы органов внутренних дел // Экономический вестник МВД России. 2006. № 4. С.23.

Новиков В.В. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

7. Внедрение в практическую деятельность органов внутренних дел новых и перспективных интеллектуальных информационных технологий поддержки принятия управленческих решений.

В системе мероприятий Программы в качестве базовых определены следующие направления, связанные с решением инфраструктурных вопросов построения ЕИТКС ОВД:

1. Развитие интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы;

2. Создание инфраструктуры единого информационного пространства;

3. Развитие системы автоматизированных банков данных общего пользования;

4. Совершенствование информационно-

технологического обеспечения служб;

5. Развитие инфраструктуры информационной безопасности .

Реализация мероприятий по этим направлениям обеспечит интеграцию в единое информационнотелекоммуникационное пространство различных, как существующих и успешно функционирующих, так и вновь создаваемых и модернизируемых в рамках Программы автоматизированных информационных систем органов внутренних дел.

Такой подход позволяет с одной стороны сконцентрировать на приоритетных направлениях выделяемые в рамках Программы финансовые ресурсы на информационно-аналитическое обеспечение оперативно-служебной деятельности, а с другой, - повышает эффективность отдачи от уже вложенных инвестиций в сферу информатизации ОВД.

Остановимся несколько подробнее на перечисленных 5 направлениях Программы, большая часть которых успешно реализуется начиная с 2005 года.

1. Развитие интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы органов внутренних дел Российской Федерации.3

Эта система строится в качестве базовой универсальной телекоммуникационной инфраструктуры органов внутренних дел. Она является важнейшим системообразующим компонентом ЕИТКС ОВД, который обеспечивает формирование единого информационного пространства, реальную интеграцию и эффективное использование распределенных информационных ресурсов МВД России. ИМТС также обеспечивает информационное взаимодействие подразделений органов внутренних дел с другими правоохранительными органами и органами Государственной и исполнительной власти на Федеральном и региональном уровнях. ИМТС обеспечивает предоставление широкого комплекса телекоммуникационных услуг подразделениям системы МВД России и возможность взаимодействия с магистральными сетями связи.

В рамках ИМТС должны быть организованы выделенные каналы передачи данных и предоставлены услуги: электронной почты; голосовой связи; видеоконференцсвязи; аудиоконференцсвязи.

Главными задачами мероприятий по развитию ИМТС являются:

- создание в максимальной степени универсальной транспортной среды, которая предоставит различные услуги связи в интересах всех подразделений органов внутренних дел и внутренних войск, позволит обеспе-

3 Об утверждении структуры интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы органов внутренних дел: Приказ МВД РФ от 26 сентября 2006 № 763.

чить различные традиционные подсистемы связи (передачи данных, телефонную, видеоконференцсвязь и т.д.) на базе единых технологий, схемных решений и наборов типовых программно-аппаратных средств;

- создание технической базы для реализации в рамках ЕИТКС ОВД концепции формирования единого информационно-телекоммуникационного пространства;

- организация взаимодействия ЕИТКС ОВД с от-

дельными, уже функционирующими на данный период времени, территориальными информационно-

телекоммуникационными системами органов государственной власти, включая правоохранительные органы;

- организация технической возможности доступа сотрудников ОВД к ведомственным информационным ресурсам и к информационным ресурсам публичных и специальных федеральных информационных систем;

- обеспечение гарантированного уровня информационной безопасности при оказании ОВД телекоммуникационных услуг.

Подход к созданию ИМТС основан на принципах использования сетей связи нового поколения, обеспечивающих возможность интеграции отдельных вторичных сетей связи для передачи разных видов информации и организации распределенных информационных ресурсов ОВД на всех уровнях управления в составе еИткС ОВД.

Структурно ИМТС состоит из:

- опорной сети, образованной распределенными опорными коммутационными узлами (ОКУ) Центра и федеральных округов и коммутационными узлами субъектов федерации, связанными между собой по магистральным арендованным каналам (трактам);

- региональных сетей, образованных коммутационными узлами субъектов федерации и узлами горрай-линорганов, связанных по радиально-кольцевому принципу собственными или арендованными цифровыми каналами.

2. Развитие системы автоматизированных банков данных общего пользования. Мероприятия по развитию этой системы нацелены на создание инфраструктуры, интегрирующей информационные ресурсы общего пользования в системе МВД России. Основными задачами данного направления являются:

- формирование и ведение интегрированных банков данных общего пользования оперативно-справочного, оперативно-розыскного, розыскного, криминалистического и экспертно-криминалистического назначения, в том числе автоматизированных учетов лиц, подлежащих государственной дактилоскопической регистрации;

- обеспечение информационно-аналитической деятельности всех подразделений ОВД;

- обеспечение в установленном порядке обмена оперативно-служебной информацией общего пользования с другими правоохранительными органами Российской Федерации и зарубежных государств.

3. Совершенствование информационно-

технологического обеспечения деятельности служб органов внутренних дел. Мероприятия данного блока нацелены на создание автоматизированных информационных систем по приоритетным направлениям деятельности ОВД. Эти задачи решаются путем выполнения соответствующих НИОКР в рамках государственного оборонного заказа. В качестве примера можно упомянуть некоторые из уже созданных и создаваемых систем:

- системы автоматизированных экспертно-

криминалистических учетов, в том числе автоматизированная система дактилоскопических учетов;

- система информационного обеспечения антитер-рористической деятельности органов внутренних дел;

- автоматизированная система биометрической идентификации личности по изображению лица;

- система информационного обеспечения подразделений ФМС России на региональном уровне;

- система дистанционного обучения на базе образовательных учреждений МВД России и учебных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ;

- автоматизированная система информационного обеспечения органов предварительного следствия;

- единая система управления дежурной службы МВД России;

- ведомственный сегмент государственной автоматизированной системы изготовления и контроля заграничных документов, содержащих в электронной форме биометрические данные их владельцев;

- федеральная информационная система Государственной инспекции безопасности дорожного движения (завершено в 2006 году);

- автоматизированная система правового информирования системы МВД России;

- автоматизированная система управления финансовыми ресурсами.

4. Создание инфраструктуры единого информационного пространства ОВД. Целью данного направления работы является обеспечение:

- интеграции в единое информационное пространство (ЕИП) ОВД разнородных распределенных автоматизированных информационных ресурсов ОВД общего и специального назначения (АБД общего пользования, СТРАС по направлениям работы структурных подразделений МВД России, создаваемых и уже существующих АИС ОВД);

- санкционированного доступа к ним сотрудников ОВД в режиме реального времени.

В качестве основных элементов единого информационного пространства, обеспечивающих взаимодействие существующих автоматизированных информационных ресурсов ОВД, будут разработаны унифицированные средства сопряжения различных уровней управления ОВД на базе современных аппаратнопрограммных и программных средств.

Подсистема управления ЕИП будет обеспечивать выполнение следующих функций:

- организацию автоматизированного сбора и хранения данных об аппаратной и программной конфигурации компонент АИР;

- автоматизированное управление АИР ОВД;

- диагностику состояния и поиск неисправностей;

- обеспечение возможности удаленного администрирования АИР ОВД;

- создание отчетов о работоспособности и производительности вычислительных ресурсов Системы.

Основой формирования единого информационного пространства ОВД будет разрабатываемая единая модель данных (ЕМД).

Для организации единого информационного пространства ОВД предусматривается применение следующих унифицированных системообразующих компонентов:

- единая система по ведению и распространению классификаторов;

- единая система адресования информационных ресурсов;

- единая система поиска и обнаружения информации и услуг.

В рамках выполняемых мероприятий предполагается решение задач создания единой системы электронно-

го документооборота и делопроизводства на базе единой системы электронной почты.

5. Развитие инфраструктуры информационной безопасности. Предполагается, что не менее 90% всей информации, которая будет циркулировать в ЕИТКС ОВД, будет носить характер конфиденциальной или содержать сведения, составляющие государственную тайну. Поэтому без решения вопросов технической защиты информации создание и внедрение ЕИТКС ОВД практически невозможно. Исходя из этого, в ЕИТКС ОВД будет создана единая система информационной безопасности (ЕСИБ), обеспечивающая защиту информации и выполняющая весь комплекс необходимых задач: защита информации от ее утечки по техническим каналам; защита информации от несанкционированного доступа к ней; защита информации в каналах связи; антивирусное противодействие.

Таким образом, создание и внедрение в практическую деятельность органов внутренних дел современных информационных и телекоммуникационных технологий и систем является одним из важнейших направлений развития инфраструктуры системы МВД России.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. О совершенствовании системы организации работ по реализации мероприятий программы МВД

России «Создание единой информационно-

телекоммуникационной системы органов внутренних дел» Приказ МВД РФ от 15 февраля 2007 г. № 155.

2. Об утверждении структуры интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы органов внутренних дел: Приказ МВД РФ от 26 сентября 2006 № 763.

3. Об утверждении новой редакции программы МВД

России «Создание единой информационно-

телекоммуникационной системы органов внутренних дел» Приказ мВд РФ от 8 июня 2006 г. № 420.

4. Полунин В.Ф. Создание единой информационнотелекоммуникационной системы органов внутренних дел // Экономический вестник МВД России. 2006. № 4.

РЕЦЕНЗИЯ

Актуальность статьи В. В. Новикова не вызывает сомнения. Автор правильно акцентирует внимание на необходимости развития информационной инфраструктуры органов внутренних дел.

В статье рассмотрены такие основные направления создания информационной инфраструктуры органов внутренних дел, как: формирование интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы; создание инфраструктуры единого информационного пространства; развитие системы автоматизированных банков данных общего пользования; совершенствование информационно-технологического обеспечения служб; развитие инфраструктуры информационной безопасности.

В статье показано, что единая информационнотелекоммуникационная система органов внутренних дел должна формироваться исключительно на программной основе. В ходе ее реализации решается ряд взаимоувязанных многоплановых задач как системного, так и прикладного характера.

Вывод: статья В.В. Новикова может быть опубликована в журнале «Бизнес в законе».

заместитель начальника Академии управления МВД России доктор экономических наук, профессор

А.А. Крылов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.