Научная статья на тему 'О некоторых направлениях совершенствования информационно-поисковых систем органов внутренних дел'

О некоторых направлениях совершенствования информационно-поисковых систем органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
275
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / INFORMATION SUPPORT / INFORMATION RETRIEVAL SYSTEMS / UNIFIED INFORMATION SPACE / INFORMATION-TELECOMMUNI CATION SYSTEM OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мартынюк В. М.

Рассмотрены некоторые направления совершенствования информационного обеспечения органов внутренних дел на основе анализа современного состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME DIRECTIONS OF PERFECTION OF INFORMATION SUPPORT OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

Some directions of perfection of information support of Bodies of Internal Affairs are considered on the basis of the current state analysis.

Текст научной работы на тему «О некоторых направлениях совершенствования информационно-поисковых систем органов внутренних дел»

Актуальные проблемы уголовного процесса

О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В.М. МАРТЫНЮК, кандидат юридических наук, начальник кафедры ОРД Московского университета МВД России

vmmart@yandex.ru 12.00.09 - уголовный процесс, криминалистика;

оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. Рассмотрены некоторые направления совершенствования информационного обеспечения органов внутренних дел на основе анализа современного состояния.

Ключевые слова: информационное обеспечение, информационно-поисковые системы, единое информационное пространство, информационно-телекоммуникационная система органов внутренних дел.

ABOUT SOME DIRECTIONS OF PERFECTION OF INFORMATION SUPPORT

OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

V.M. MARTYNUK,

candidate of low Police colonel, head of the Department of operativ-search activity of Moscow University of the MIA of Russia

Annotation. Some directions of perfection of information support of Bodies of Internal Affairs are considered on the basis of the current state analysis.

Key words: information support, information retrieval systems, unified information space, information-telecommuni cation system of bodies of internal affairs.

Конец ХХ и начало XXI столетия ознаменовались бурным развитием информационных технологий и углублением процессов информатизации жизни общества. В настоящее время достаточно сложно представить себе жизнь людей без повседневного использования средств получения, обработки, накопления и использования самой разнообразной информации. При этом сферы применения инновационных информационных средств, технологий и ресурсов неуклонно расширяются.

Россия, как часть мирового сообщества, не остается в стороне от общемировых тенденций. Государство предпринимает максимум усилий для того, чтобы информационные технологии и процессы прочно вошли в реальную действительность. Так, указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», а практическая реализация ее основных направлений возложена на Правительство Российской Федерации.

Министерство внутренних дел как часть государственного механизма, реализующая правоохранительные функции, в полном объеме включено в процессы информатизации. Базовые положения «Стратегии

развития информационного общества в Российской Федерации» в деятельности министерства конкретизируются и детализируются в «Концепции информатизации органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России до 2012 г.», утвержденной приказом МВД России от 4 апреля 2009 г. № 280, а также в Плане мероприятий по ее реализации.

Одно из направлений реализации положений указанной Концепции — совершенствование информационного обеспечения органов внутренних дел, во многом связанное с дальнейшим развитием информационно-поисковых систем.

Справедливости ради следует сказать, что задача совершенствования информационно-поисковых систем возникла не сегодня. Практически с момента выделения в государственном механизме самостоятельной функции борьбы с преступностью началось становление и развитие системы учетов (и ее компонента — информационно-поисковых систем) как важнейшего средства борьбы с противоправными проявлениями.

Коренное отличие настоящего периода времени от предшествующего, состоит в том, что развитие ин-

формационных технологий привело к качественным изменениям в информатизации общества, выразившимся в возникновении новой реальности, единого информационного пространства. Все это не могло не сказаться на необходимости совершенствования информационного обеспечения правоохранительной деятельности и вывода информационно-поисковых систем на качественно новый эволюционный уровень.

Необходимо отметить, что Министерство внутренних дел в последние годы уделяет самое пристальное внимание совершенствованию информационного обеспечения борьбы с преступностью.

Так, уже внедрена в практику деятельности оперативных подразделений разработанная Департаментом уголовного розыска МВД России совместно с Управлением криминалистики Генпрокуратуры России информационно-аналитическая программа «Глухарь», позволяющая выявлять серийные убийства. Благодаря этой программе уголовный розыск располагает информацией обо всех нераскрытых убийствах, совершенных на территории России.

В Департаменте собственной безопасности вместо действовавшей ранее АИС «Регион — поиск» внедряется в практику новая информационно-поисковая система — «Аналитика—ДСБ».

В органах внутренних дел на транспорте активно используется новый программно-технический комплекс «Розыск-Магистраль», позволяющий вести активный анализ информации, поступающий в информационные массивы.

В результате реализации Программы МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной сети органов внутренних дел» на федеральном и региональном уровнях создана информационная система, позволяющая интегрировать по всей стране от 10 до 14 различных криминалистических и розыскных учетов. Сегодня существует возможность получения по одному запросу информации из всех автоматизированных систем, формирющих и ведущих оперативно-справочные, розыскные и криминалистические базы данных.

На основе магистральных каналов связи осуществляется обмен информацией между информационными центрами, а также существующими модернизируемыми и вновь разрабатываемыми автоматизированными информационно-поисковыми системами, функционирующими за счет инсталляции общесистемного и разработанного прикладного программного продукта.

В части развития информационных ресурсов специального назначения разработаны и внедряются автоматизированные информационные системы по линиям дежурных частей, подразделений оперативно-розыскной, органов предварительного следствия, ГИБДД, правовых, финансовых и кадровых подразделений.

Помимо создания новых информационно-поисковых систем, совершенствуются и расширяются возможности систем, существовавших ранее. В настоящее время общий объем централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных и специализированных массивов составляет более 318 млн. объектов учета (оперативно-справочные — более 27 млн., криминалистические — более 27 млн., розыскные — более 1,7 млн., специализированные — более 220 млн., дактилоскопические — более 40 млн.)1.

Помимо обеспечения решения основных задач МВД России, на ГИАЦ МВД России в апреле 2010 г. возложены задачи по организации и координации деятельности подразделений МВД России в сфере формирования в Российской Федерации электронного правительства и переходу на предоставление государственных услуг в электронном виде.

В последние годы активно развивается нормативная база формирования, ведения и использования информационно-поисковых систем. Особенно это касается деятельности подразделений оперативно-розыскной информации. Начиная с 2008 г. принят ряд норм, регламентирующих формирование и ведение информационной системы оперативно-розыскной информации в органах внутренних дел, порядок проведения оперативно-аналитических мероприятий подразделениями оперативно-розыскной информации криминальной милиции органов внутренних дел, порядок представления оперативно-розыскной информации в информационную систему оперативно-розыскной информации. Разработаны и утверждены типовые положения о центрах, отделах (отделениях, группах) оперативно-розыскной информации2.

Как видно из приведенных, далеко не исчерпываю-щихпримеров,развитие информационно-поисковых систем в органах внутренних дел идет достаточно активно. Вместе с тем был и остается достаточно большой резерв возможностей для их дальнейшего совершенствования. Осознавая это, руководство МВД России отнесло направление по совершенствованию информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел в обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности, по укреплению профилактики правонарушений и усилению борьбы с преступностью к числу приоритетных.

В частности, к числу мероприятий по реализации указанного направления деятельности были отнесены:

$ проведение мероприятий по практическому решению вопросов развития интегрированной муль-тисервисной телекоммуникационной системы, системы интегрированных банков данных общего пользования органов внутренних дел, создание единого информационного пространства и системы информационной безопасности;

$ разработка новых и модернизация существующих информационных ресурсов, их подключение к единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуре, обеспечение санкционированного удаленного доступа к ним в режиме реального времени;

$ проведение комплекса мероприятий по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел по противодействию техническим разведкам и технической защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, и др.3

Анализ приведенного фрагмента нормативного акта позволяет констатировать, что усилия в области информатизации органов внутренних дел нацелены на формирование единого информационного пространства всех подразделений МВД России на основе полномасштабного развертывания единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕИТКС), консолидацию и интеграцию на ее основе информационных ресурсов.

Однако для достижения поставленных целей предполагается решение ряда проблемных вопросов.

1. Достижение реальной интеграции. К сожалению, несмотря на декларируемые цели, до настоящего времени достигнуть реальной интеграции не удалось. Причин тому, на наш взгляд, несколько.

Во-первых, ведомственная разобщенность. Несмотря на то что в соответствии с решением коллегии МВД России от 24 ноября 2009 г. № 3км/2 ГИАЦ МВД России назначен единым координирующим органом на направлении совершенствования информатизации органов внутренних дел, достичь интегрирования разных ветвей информационно-поисковых систем не удалось. По-прежнему практически самостоятельными и некорреспондирующими-ся остаются системы информационных центров и оперативно-розыскной информации. По сей день не удалось преодолеть противоречия между накоплением информации, полученной путем естественно-научных методов, и собственно оперативной информацией. Думается, именно это препятствует их практической корреляции.

Во-вторых, обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную тайну. Учитывая, что огромный массив сведений, сосредоточенный в информационно-поисковых системах органов внутренних дел, относится к сведениям ограниченного доступа, их защита, исходя из уровня и количества угроз, выходит на уровень приоритетных задач.

Реальная интеграция информационных массивов возможна только при беспрепятственной передаче сведений, в том числе и отнесенных законом к сведениям, составляющим государственную тайну.

Это прямо касается развивающейся в настоящее время Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел. Как показывает практика, несмотря на достаточно жесткую правовую регламентацию4, достичь качественной защиты дан-

ных, передаваемых по указанной системе, не удалось5.

Во многом это обусловлено недостаточной проработанностью технических заданий при проектировании тех или иных систем и разработке программного обеспечения. Гораздо проще уже на этапе проектирования закладывать в параметры системы вопросы обеспечения безопасности, чем потом встраивать их в разработанную систему. Существующая ЕИТКС может достаточно эффективно использоваться для проведения видеоконференций, но не совсем пригодна для полноценного обеспечения деятельности органов внутренних дел. По отзывам пользователей, очевидно ввиду недостатков программной составляющей, после поведения ON-LINE совещаний происходит блокирование магистральных каналов, что препятствует нормальной передаче данных.

Для совершенствования ЕИТКС в плане обеспечения режима секретности нужны достаточно значительные денежные средства.

Разработанным проектом создания интеграционной составляющей инфраструктуры ЕИП ОВД предусмотрена реконструкция и установка специальных интеграционных программно-технических комплексов девяти типов почти на шести тысячах (5 800) объектов органов внутренних дел.

При этом, согласно разработанным технико-экономическим обоснованиям, для реализации указанного проекта требуется более 44 млрд. руб.

Совершенно очевидно, что финансово-экономические показатели данного проекта практически не-реализуемы.

Здесь мы наталкиваемся на возможности федерального бюджета, в рамках которого средства, выделяемые на реализацию программы информатизации, по сравнению с запланированными ежегодно сокращаются более чем на 60% (2009-2011 гг. - с 27,8 до 10,3 млрд руб.).

Исходя из этого использование технических решений (в том числе по защите сведений ограниченного доступа), разработанных в рамках ОКР «ЕИТКС (Почерк 411)» для создания инфраструктуры единого информационного пространства органов внутренних дел, не представляется возможным.

Эффективное совершенствование информационно-поисковых систем и качество информационного обеспечения органов внутренних дел во многом зависят от мероприятий по выходу страны из экономического кризиса.

2. Кадровое обеспечение деятельности информационных подразделений. Проходящая реформа МВД России не может не затронуть и кадровый состав информационных подразделений органов внутренних дел. В настоящее время требуется пересмотр подходов (с учетом 22% сокращения личного состава) к кадровому обеспечению процессов ввода в действие и функционирования интеграционной инфраструктуры органов внутренних дел.

Эта проблема уже неоднократно рассматривалась в научной литературе.

Как правило, кадровый состав информационных подразделений состоит из двух групп, включающих в себя технических работников, обеспечивающих нормальное функционирование информационно-поисковых систем, и работников, занимающихся изучением содержательной составляющей поступающей информации. Добиться совмещения двух реализуемых функций в одном лице до настоящего времени не удалось, поскольку это требует различных образовательных подходов.

По каким критериям будет проходить сокращение штатов в рамках проводимой реформы, сейчас сказать достаточно сложно. Однако вполне возможно предположить, что сокращение коснется сотрудников, имеющих опыт оперативной работы, поскольку без технических кадров информационно-поисковые системы работать просто не будут.

Технический уклон, в свою очередь, приведет к серьезным проблемам в деятельности подразделений оперативно-розыскной информации, поскольку проведение оперативно-аналитических мероприятий изначально невозможно без практического опыта борьбы с преступностью.

Выходом из существующей ситуации может стать разработка программно-технических комплексов, аналогичных действующему на транспорте комплексу «Розыск-Магистраль». О его достоинствах уже неоднократно писалось в специальной литера-туре6.

Указанный программно-технический комплекс позволяет в автоматическом режиме выводить криминальные коэффициенты, проводить прогнозирование и многое другое. Необходимая для качественного информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел аналитическая составляющая осуществляется без участия человеческого фактора.

Безусловно, это не самое лучшее решение, поскольку борьба с преступностью по ряду параметров приближается к искусству, и полное исключение из нее человека как творческой компоненты невозможно, однако на современном этапе оно позволя-

ет максимально полно задействовать возможности информационно-поисковых систем.

Разработка подобных программно-технических комплексов позволит максимально полно обеспечить информационные потребности органов внутренних дел в борьбе с преступностью.

Таковы, на наш взгляд, некоторые наиболее актуальные направления совершенствования информационно-поисковых систем органов внутренних дел.

1 Количественные показатели приведены по материалам прошедшего на базе ГУВД по г. Москве 23—26 августа 2010 г. восьмого Всероссийского совещания-семинара руководителей информационных центров МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УТ МВД России по ФО.

2 См., например, приказ МВД России от 23 мая 2009 г. № 394дсп «Вопросы подразделений оперативно-разыскной информации криминальной милиции органов внутренних дел Российской Федерации»; приказ МВД России от 22 июня 2010 г. № 458дсп «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления информации в информационную систему оперативно-разыскной информации».

3 См. директиву МВД России от 26 декабря 2009 г. «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2010 г.»

4 См.: приказ МВД России от 5 июня 2001 г. № 029 «Об утверждении Временного наставления по технической защите информации в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД Российской Федерации; приказ МВД России от 11 марта 2010 г. № 184дсп «О внесении изменений в приказ МВД России от 5 июня 2001 г. № 029»; приказ МВД России от 6 октября 2008 г. «Об утверждении временных правил обеспечения информационной безопасности единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел».

5 В ходе проведения исследования было опрошено свыше 85 сотрудников подразделений оперативно-розыскной информации и аналитических подразделений ДСБ, обучающихся на ФПиПК МосУ МВД России.

6 См., например: Сластенов В.В., Федюнин А.Е. Автоматизированная система оперативно-розыскного назначения органов внутренних дел на транспорте // Оперативно-розыскная работа. 2007. № 4 (187). С. 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.