Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКИХ РЕГИОНОВ РОССИИ'

ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКИХ РЕГИОНОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / ИНВЕСТИЦИИ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ТУРИСТСКИЕ РЕГИОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролова Е.А., Коренко Ю.М.

Статья посвящена анализу возможностей повышения инвестиционной привлекательностью туристских регионов России. Актуальность исследования обусловлена негативным влиянием текущих условий экономической нестабильности и международных санкций на развитие туристической отрасли экономики в регионах России. В работе рассмотрены основные тенденции развития туристической деятельности в текущем периоде. Проанализированы проблемы и факторы-барьеры, препятствующие развитию туристической отрасли в регионах России. Определена практическая роль инвестиций и инвестиционной деятельности в становлении и развития внутреннего туризма. Рассмотрены перспективные направления повышения инвестиционной привлекательности туристских регионов России. В выводах обосновывается необходимость инвестиционной привлекательности туристских регионов, формирующих активность предприятий туристической отрасли в процессе разработки и реализации новых инвестиционных проектов, которые стимулируют рост объема предоставляемых туристических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF RUSSIAN TOURIST REGIONS

The article is dedicated to the analysis of the possibilities of raising the investment attractiveness of the tourist regions of Russia. The applicability of the study is thanks to the negative influence of the current conditions of economic instability and international sanctions on the development of the tourism industry in the regions of Russia. The paper considers the main trends in the development of tourism activities in the current period. The problems and factors-barriers hindering the development of the tourism industry in the regions of Russia are analyzed. The practical role of investments and investment activity in the formation and development of domestic tourism is determined. The perspective directions of increasing the investment attractiveness of the tourist regions of Russia are considered. The conclusions substantiate the need for investment attractiveness of tourist regions that form the activity of tourism industry enterprises in the process of developing and implementing new investment projects that stimulate the growth of the volume of tourist services provided.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКИХ РЕГИОНОВ РОССИИ»

Повышение инвестиционной привлекательности туристских регионов России

Фролова Елена Андреевна,

к.э.н., доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», frolova.guu@mail.ru

Коренко Юлия Михайловна,

к.э.н., доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»

Статья посвящена анализу возможностей повышения инвестиционной привлекательностью туристских регионов России. Актуальность исследования обусловлена негативным влиянием текущих условий экономической нестабильности и международных санкций на развитие туристической отрасли экономики в регионах России. В работе рассмотрены основные тенденции развития туристической деятельности в текущем периоде. Проанализированы проблемы и факторы-барьеры, препятствующие развитию туристической отрасли в регионах России. Определена практическая роль инвестиций и инвестиционной деятельности в становлении и развития внутреннего туризма. Рассмотрены перспективные направления повышения инвестиционной привлекательности туристских регионов России. В выводах обосновывается необходимость инвестиционной привлекательности туристских регионов, формирующих активность предприятий туристической отрасли в процессе разработки и реализации новых инвестиционных проектов, которые стимулируют рост объема предоставляемых туристических услуг. Ключевые слова: инвестиционная привлекательность; повышение инвестиционной привлекательности; инвестиции; туристическая отрасль; внутренний туризм; туристический рынок; туристские регионы.

со см о см

со

О!

^

н

О Ш

т

X

<

т о х

X

Несомненно, что наша страна обладает высоким потенциалов для развития внутреннего туризма, причем каждый регион имеет возможности реализовывать различные его виды, от пляжного, до социального, экологического и экстремального. Конечно, нельзя не отметить, что туристско-рекреационный потенциал стран не используется в полной мере уже достаточно продолжительный период времени и доля туризма в ВВП составляла примерно 2,8 %, что составляет очень ограниченную часть исходя из имеющихся возможностей, при этом причина не только в изменении потребительских предпочтений, но также в неспособности и инфраструктурной неготовности регионов принимать постоянный, стабильно высокий поток туристов.

Актуальность вопроса повышения туристской привлекательности как для туристов, так и для инвесторов обусловлена негативным влиянием текущих условий экономической нестабильности и международных санкций на развитие туристической отрасли экономики в регионах России. В связи с этим целью статьи выступает проведение анализа особенностей управления инвестиционной привлекательностью туристских регионов России.

После оценки влияния периода пандемии Covid-19 туризм оказался одним из наиболее пострадавших отраслей экономики региональных субъектов Российской Федерации, что привело к большим структурным изменениям в отношении спроса и предложения туристских услуг, снижению темпов роста рынка туризма и гостеприимства, а также переориентация большей части туристического потока на внутренний рынок.

Такие резкие изменения не могли не сыграть решающую роль в изменении принципов и механизмов развития рынка, а также создали следующие дополнительные барьеры для увеличения или сохранения темпов роста отрасли в целом [1]:

- сокращение въездного туристического потока до минимальных значений (причиной чему несомненно послужило не только изменение потребительских предпочтений, но и рост числа ограничений ;

- резкое снижение доходов туристических агентств по причине отмен туристических путевок;

- банкротство достаточного высокой доли туристических агентств (по оценках экспертов этот процент составил около четверти от общего рынка), что повлекло за собой сокращение штата специалистов индустрии туризма и гостиничного хозяйства;

- негативное влияние на сопутствующие отрасли, товары и услуги, а именно средства размещения, предприятия общественного питания, индустрию развлечений, посещение объектов туристской привлекательности, экскурсионные услуги и т.д. которые ощутили эффект от снижения туристического потока.

Проблемы в области регионального туризма в России подтверждает динамика изменения числа реализованных турпакетов. По аналитическим данным количество продаж туристических пакетов составило 3125,3 тыс., в то время как этот же показатель в 2019 году со-

ставил 5336,5 тыс. единиц, что говорит о снижение количества покупок на 41,4% (что несомненно связано с ковидными ограничениями, последующий же рост составил только 35% (рисунок 1).

Рисунок 1 - Изменение численности туристических путевок, реализованных населению в России за период 20182021гг., в тыс. [4].

Анализируя туристическую статистику стоит отметить, что оборот в отечественной туристической отрасли в 2021 году составил 2,5 трлн рублей по сравнению с данными на 2019 год, где тот же показатель составлял 3,7 трлн рублей. По причине ограничений на въезд и снижении числа иностранных туристов общие потери в отрасли составили 1,2 трлн рублей. Стоит отменить, что данная статистика таким же негативным образом сказалась и на общем количестве занятых в этой сфере, численность которых к 2021 году составила 2,3 млн. человек, таким образом снижение составило 8%. В 2020-м показатель снизился до 1,7 млн. человек [3].

Но стоит отметить и положительные изменения в условиях кризиса для индустрии туризма и гостеприимства, которая начала процесс переориентации на внутренний туризм, а значит способствовала смене приоритетов и потребительских предпочтений в целом. Внутренний сегмент стал реальной альтернативой выездному туризму, а соответственно получил больше внимания и оценил свои возможности в условиях расширяющегося туристического потока.

Рисунок 2 - Распределение выручки предприятий туристической отрасли по видам экономической деятельности в России в 2021 г., в % от общей доли [4].

Одним из эффективных инструментов поддержки и продвижения внутреннего туризма стала программа покупки туров и билетов с кэшбэком, на которую правительство России выделило 15 млрд руб. В рамках данной программы путешественники имеют возможности

вернуть 20% от стоимости путешествия по России на карту платежной системы «Мир», при условии оплаты путевки он-лайн [3].

Анализируя структуру доходов предприятий туристической отрасли экономики регионов в России, стоит обратиться к диаграмме на рисунке 2, где изображено распределение выручки по видам экономической деятельности за 2021 г.

Стратегической задачей в решении проблем развития сферы туризма российской экономики выступает повышение эффективности предоставления туристических услуг, что возможно благодаря обеспечению их качества. С этой целью необходимо определение важных факторов, влияющих на уровень качества услуг в туризме.

В рамках дальнейшего развития туризма в период постпандемии, стоит ожидать такие приоритетные изменения и тенденции, как:

- развитие узких направлений и туристических продуктов внутреннего туризма, где открываются новые маршруты и места, ранее не известные широкой общественности;

- развитие экотуризма, где огромный потенциал имеет сельский туризм в отдаленных регионах России;

- интеграция цифровых технологий и развитие маркетинга туристических продуктов через маркет-плейсы;

- увеличение роли органов местной и региональной власти при стимулировании притока внутренних туристов с помощью предоставления дополнительной налоговой помощи туристическому бизнесу.

Однако ключевым и главным направлением развития туристической отрасли российской экономики является повышение инвестиционной привлекательности регионов, занимающих основную долю в общей структуре рынка внутреннего туризма России.

Актуальность данного решения обусловлена тем, что инвестиционная деятельность предприятий туристической отрасли в регионах России предполагает использование финансового капитала и инвестиционных ресурсов для разработки инвестиционных проектов, целью которых - обеспечение решения оперативных и стратегических задач, совершенствование бизнес-процессов, внедрение новых технологий, туристических продуктов, повышение качества сервисного обслуживания и стимулирование стратегического развития и масштабирования бизнеса туристических агентств регионов в условиях конкурентно насыщенного рынка.

Инвестиции - это комплекс финансовых затрат долгосрочного характера, а также трудовых и материальных затрат, которые позволяют в дальнейшем получать прибыль, повышать финансовую стабильность, а также увеличивать объем финансовых накоплений. Реальные инвестиции являются базовой составляющей любой хозяйственной деятельности, а также служат источником формирования производственного потенциала, создают необходимые условия для развития предприятий и регионов, а также повышают их экономическую эффективности.

В 2022-2023 гг. на траекторию инвестиционного роста предприятий туристической отрасли российской экономики, в первую очередь, влияют последствия от режима санкций со стороны стран Запада. Принятие экономических и политических санкций - это однозначно вызов, несущий в себе ряд угроз, рисков и проблем для отечественных предприятий. Однако преодолев трудности, туристический бизнес в регионах России способен обеспечить фундамент

О ГО А П.

fO

es о es

pi

о ш m

X

<

m О X X

инвестиционного роста, что совместимо с технологическим развитием в период цифровой экономики.

Создание и развитие бизнеса предприятий туристической отрасли российской экономики невозможно без необходимого объема капитальных инвестиций. Поэтому инвестиционная деятельность организации - важнейший механизм, который способствует стратегическому развитию экономического субъекта. Если происходит снижение объема капитальных инвестиций -наблюдаются такие негативные процессы, как [5]:

- снижение объема предоставленных туристических услуг;

- увеличение износа основных фондов;

- отсутствие запуска проектов.

Представляется следующий список актуальных проблем, препятствующих развитию инвестиций в туристической отрасли российской экономики, как [4]:

1) неблагоприятная внешнеполитическая ситуация;

2) неустойчивость макроэкономической ситуации;

3) непрогнозируемые изменения законодательства;

4) недостаточность величины показателей надежности среди институтов защиты прав собственности;

5) слабость финансово-кредитной системы;

6) коррупционная составляющая.

Совокупность этих факторов усиливает их негативное влияние на инвестиционный климат в туристских регионах России. И чтобы решить названные проблемы, необходимы значительные усилия как со стороны правительства, так и со стороны отдельных предприятий и финансовых институтов [5].

Чтобы простимулировать рост инвестиционной привлекательности туристских регионов необходимо обратить внимание на следующие направления:

1. Рост уровня капитальных вложений в инвестиционные проекты, направленные или делающие акцент на принципах устойчивого развития (в т.ч. экологические проекты и организации, предоставляющие услуги «зеленого» туризма).

2. Повышение темпов роста процесса цифровизации, инновационности и внедрения новых технологий, которые сокращают расходы, соблюдают принципы бережливого производства и обеспечивают рост удовлетворенности потребителей, создавая пул лояльных клиентов

3. Снижение фискальной нагрузки на деятельности субъектов туристического бизнеса и предоставления налоговых преференций и льгот в наиболее потенциальные туристские регионы.

В заключении стоит отметить, что от уровня инвестиционной привлекательности туристских регионов экономики России зависит активность предприятий туристической отрасли в процессе разработки и реализации новых инвестиционных проектов, которые стимулируют рост объема предоставляемых туристических услуг. Поэтому, важной стратегической задачей органов власти является разработка мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности, поскольку такая стратегия стимулирует рост валового регионального продукта через развитие внутреннего туризма региона.

Важнейшими направлениями улучшения инвестиционного климата туристских регионов в России в текущих условиях экономической нестабильности и санкций является и разработка алгоритма диагностики и предупреждения угроз, которые негативно влияют на устойчивость туристической отрасли региональной экономики. Также необходимо расширение государственных программ и проектов,

направленных на формирование инфраструктурного развития экономической и инновационной системы, стимула к цифровизации туристического бизнеса.

Литература

1. Бурлакова А.П., Скворцова Г.Г. Проблемы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики России / Экономика, предпринимательство и право. 2020. Том 10. № 4. С. 1019-1034.

2. Иголкина В.В., Пьянкова М.Г. Состояние и перспективы развития туристической отрасли России в условиях ограничительных мер 2020 года // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2020. № 3 (82). С. 136-144.

3. Рубцова Н.В. Пандемия Covid-19 как импульс развития внутреннего туризма в России: проблемы и перспективы // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2021. № 3 (49). С. 88-95.

4. Хафизова Э.К., Салмина С.В., Балабанова Ю.Н. Стратегия привлечения инвестиций в реальный сектор экономики/ Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 2. № 12 (108). С. 32-37.

5. Храмченко А.А., Живицына Ю.А., Батурин А.В. Особенности инвестиционной деятельности в современной экономике России // Вестник Академии знаний. 2021. №6 (47).

Increasing the investment attractiveness of Russian tourist regions Frolova E.A., Korenko U.M.

State University of Management

JEL classification: D24, D20, D61, D80, D92, O11, O12, M20_

The article is dedicated to the analysis of the possibilities of raising the investment attractiveness of the tourist regions of Russia. The applicability of the study is thanks to the negative influence of the current conditions of economic instability and international sanctions on the development of the tourism industry in the regions of Russia. The paper considers the main trends in the development of tourism activities in the current period. The problems and factors-barriers hindering the development of the tourism industry in the regions of Russia are analyzed. The practical role of investments and investment activity in the formation and development of domestic tourism is determined. The perspective directions of increasing the investment attractiveness of the tourist regions of Russia are considered. The conclusions substantiate the need for investment attractiveness of tourist regions that form the activity of tourism industry enterprises in the process of developing and implementing new investment projects that stimulate the growth of the volume of tourist services provided. Keywords: investment attractiveness; increasing investment attractiveness; investments; tourism industry; domestic tourism; tourism market; tourist regions. References

1. Burlakova A.P., Skvortsova G.G. Problems of attracting investments in the

real sector of the Russian economy/ Economics, entrepreneurship and law. 2020. Volume 10. No. 4. pp. 1019-1034.

2. Igolkina V.V., Pyankova M.G. The state and prospects of development of

the tourism industry in Russia in the conditions of restrictive measures in 2020 // Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2020. No. 3 (82). pp. 136-144.

3. Rubtsova N.V. The Covid-19 pandemic as an impulse for the development

of domestic tourism in Russia: problems and prospects // Izvestiya of Higher educational institutions. Series: Economics, Finance and Production Management. 2021. No. 3 (49). pp. 88-95.

4. Khramchenko A.A., Zhivitsyna Yu.A., Baturin A.V. Features of investment

activity in the modern economy of Russia // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. №6 (47).

5. Hafizova E.K., Salmina S.V., Balabanova Yu.N. Strategy of attracting

investments in the real sector of the economy // Economics and management: problems, solutions. 2020. Vol. 2. No. 12 (108). pp. 32-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.