www.hjournal.ru DOI: 10.17835/2078-5429.2019.10.4.047-053
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ГЛАДКАЯ СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА,
кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: [email protected];
САЛАМАТИНА ВИКТОРИЯ СЕРГЕЕВНА,
соискатель,
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: [email protected]
муниципальной власти и бизнес-структур региона. Формирование благоприятного туристического климата, совершенствование инфраструктуры и создание инструментов и механизмов в туризме являются важным фактором для развития туристического
со ■н о см
o n
В данной статье рассматривается вопрос формирования и развития международного 3
туристского предпринимательства посредством стимулирования инвестиционной [о
деятельности туристических кластеров. Рассмотрены механизм стимулирования ^ инвестиционной деятельности и ее направления концентрации инвестиционных потоков в
туристское предпринимательство. Основными задачами с целью привлечения инвестиций 1
в туристическую отрасль региона является инициализация организационно-экономических 5
процессов, направленных на вливание капитала в туристские инфраструктуры. Благоприятной ^
средой для создания таких механизмов является повышение качества и оперативности т управленческих решений в инвестиционной отрасли, а также обеспечение взаимодействия методологических, инструментальных и управленческих функций, направленных на реализацию
X
го ш
инвестиционных проектов. Туризм является лакмусом уровня координации взаимодействия а.
<
Ь ф с^
15 о
предпринимательства, являющегося одной из бюджетообразующих сфер отечественной о.
региональной экономики, что возможно только при системном подходе и достаточном ^^
обосновании целей инвестирования в регионе. ^
Ключевые слова: туристское предпринимательство; туристические кластеры; О
инвестиционная деятельность; инвестиционная привлекательность. ^
=з О ш ее о
о
о о ш и.
о <
--ее
© Гладкая С. В., Саламатина В. С., 2019 о
INVESTMENT ACTIVITY OF TOURISM CLUSTERS AS A MEANS OF FORMATION OF INTERNATIONAL TOURISM ENTREPRENEURSHIP
SVETLANA V. GLADKAYA,
Associate Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: [email protected];
VIKTORIYA S. SALAMATINA,
Researcher,
Southern Federal University,
Rostov-on-Don, Russia,
e-mail: [email protected]
о -
■н
0
041 This article discusses the formation and development of international tourism entrepreneurship
^ by stimulating the investment activity of tourism clusters. The mechanism of stimulating investment activity and its direction of concentration of investment flows in the tourism business are considered. ^ The main objective to attract investment in the tourism industry of the region is to initialize ^o organizational and economic processes aimed at injecting capital into tourism infrastructures. ^ A favorable environment for creating such mechanisms is to improve the quality and efficiency of managerial decisions in the investment industry, as well as to ensure the interaction of
1 methodological, instrumental and managerial functions aimed at implementing investment projects. 5 Tourism is the litmus of the level of coordination of interaction between municipal authorities and g business structures in the region. The formation of a favorable tourist climate, the improvement of m infrastructure and the creation of tools and mechanisms in tourism are an important factor for the S development of tourism entrepreneurship, which is one of the budget-forming areas of the domestic ro regional economy, which is possible only with a systematic approach and sufficient justification of o. investment objectives in the region.
< Keywords: tourism entrepreneurship; tourism clusters; investment activity; investment attractiveness.
15
° JEL: L83, R25
a
ш
" Постановка проблемы
о В условиях динамичного и постоянного совершенствования всех отраслей
экономики мощным стимулом к развитию инфраструктуры и повышению уровня
^ конкурентоспособности экономической деятельности региона может стать процесс
формирования регионального туристского кластера. ^ Российская Федерация вследствие своих географических данных и мощного
о ресурсного потенциала имеет мощный задел для развития туризма, однако нецелевое
о применение туристического потенциала и его ресурсов, в частности — простаивание
ш туристических объектов, которые считаются невостребованными вследствие различных
о причин, а также не остаточно развитой инфраструктуры и неграмотного управления
< ими, является тормозом для эффективного функционирования туристского бизнеса.
^ Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании внутреннего
о валового продукта (ВВП), создании дополнительных рабочих мест и обеспечении
занятости населения, активизации внешнеторгового баланса (ЯуаЬоуа, УуртШкауа, 2014). Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития.
С инвестиционной стороны анализ привлекательности туристского кластера основывается на определении территории туристского кластера и его туристских ресурсов. Стимулом для привлечения инвестиций в туристическую сферу является наличие различных территориальных туристических ресурсов, потенциала и взаимосвязи между ними. В масштабе не только своего региона, но и международных рынков туризм всегда актуален и основательно держится, поэтому привлекательность этой сферы остается ключевым ядром для эффективного функционирования территории региона и привлечения капитала как российского, так и зарубежного (Salamatina, 2014). Следует заметить также, что на сферу туристического предпринимательства приходится треть оборота предприятий торговли и услуг стран Евросоюза.
Влияние привлечения инвестиционного капитала для развития туристических кластеров на развитие
туристского предпринимательства ^
Для привлечения инвестиций в туристическую отрасль региона необходимо инициировать функционирование организационно-экономических процессов, ^ способствующих привлечению капитала в туристские инфраструктуры Донского с края. Благоприятной почвой для создания таких механизмов является повышение 3 качества и оперативности управленческих решений в инвестиционной отрасли, а также [о обеспечение взаимодействия методологических, инструментальных и управленческих функций, направленных на реализацию инвестиционных проектов.
Эффект от использования и внедрения конструктивных управленческих механизмов §
в инвестиционной деятельности в туристическом бизнесе создаст увеличение с I
о
помощью поддержки государственных инструментальных средств, направленных на поддержку туристских программ, обеспечения достойного уровня инвестиционной привлекательности объектов туристского бизнеса для иностранных инвесторов, помощь в интеграции капитала вкладчиков финансово-кредитными учреждениями, институциональными инвесторами. Эффективность развития туристической отрасли пропорционально уровню его государственной поддержки.
К наиболее эффективным механизмам поддержки привлечения инвестиций в ^ туристическую сферу региона можно выделить:
1. Инициализация конкретно созданных территорий приоритетного развития
о
о о с^
туризма и рекреации с целью создания эффективной площадки предпринимательства о для бизнеса и инвестиций. Донской регион включен в состав рекреационной ^ зоны «Европейский Юг России» с позиции лечебно-оздоровительной рекреации и о познавательного туризма. В концепцию ФЦП «Развитие внутреннего и въездного ^ туризма в Российской Федерации» включен проект «Создание Приазовского туристско- ^^ рекреационного комплекса на территории Ростовской области». сс
2. Формирование в регионе специализированных агентств по развитию туризма, — занимающиеся продвижением привлечения капитала для инвестиционных проектов в о сфере туристской индустрии. Официально в Ростовской области Агентство по развитию о туризма зарегистрировано в 2019 г. ш
Средства повышения функционирования инвестиционного климата в туристской о сфере представлены на рис. 1. <
Активность инвестиционной деятельности во многом зависит от наличия следующих факторов: о
а) инвестиционных ресурсов и возможностей;
б) инвестиционных целей;
в) определенных организационно-экономических механизмов.
Туристическая индустрия вносит в структуру валового регионального продукта значимую часть и является драйвером роста для региона. Для эффективного действия туристического потенциала необходимо наличие двух существенных предпосылок:
1) наличия какой-либо специфики или «изюминки» для туристов, например какая-то специфическая достопримечательность или возможность дальнейшего спортивного времяпрепровождения;
2) возможность выхода на новые рынки и клиентскую базу на новых смежных территориях, тем самым увеличивая поток туристов.
СП
■н о см
о
■н
о
X §
т
го ш
о ^
<
Ь ф с^
15 о О с^ с О
т
о ш ее о
о о
ш ц_
о <
СИ 3
о
Рис. 1. Средства повышения функционирования инвестиционной деятельности Источник: составлено автором.
Рассматривая и анализируя роль туризма, который в определенной степени является лакмусом уровня координации взаимодействия муниципальной власти и бизнес-структур, есть все основания предположить, что туристический бизнес, его внутреннее содержание и уровень развития в регионе являются качественным и ярким показателем потенциала для повышения уровня сотрудничества между государственными властями и бизнес-предпринимательством. Для разрешения вопросов, связанных с повышением и совершенствованием туристского бизнеса, необходим процесс задействования в нем всех заинтересованных в этом вопросе предприятий и частных предпринимателей. Помимо этого, для решения данного вопроса требуются существенные координационные усилия всех задействованных субъектов и высокого уровня согласованность действий между властями различных уровней.
Таким образом, туристическая сфера является качественным драйвером развития региональной экономики и эффективного партнерства государственных структур и бизнес-предпринимательства в целом.
Процесс формирования стратегии инвестиционного развития регионального туризма должен опираться на три ключевых направления:
• дифференцирование и идентификация выполняемых функций задействованных субъектов в синергетическом процессе в области развития туристской индустрии региона;
• создание различных проектов для последующего внедрения с возможностью быстрой оборачиваемости и результативности;
• формирование конструктивных и эффективных маркетинговых служб.
Многие регионы уже сейчас являются привлекательными для туристов, и, несмотря
на это, все же в них присутствует факт присутствия недостатка в определенных смежных и сопутствующих сферах, что создает послабление в туристском секторе и снижает экономический эффект.
Большинство территорий Российской Федерации географически и ресурсно благоприятны с позиции развития туристического потенциала и могут оставаться конкурентоспособными на довольно длительные промежутки времени. Формирование соответствующего туристического климата, совершенствование инфраструктуры и формирование инструментов и механизмов в туризме являются важным фактором для развития туристического предпринимательства, являющегося одной из бюджетообразующих сфер отечественной региональной экономики, что возможно только при системном подходе и достаточном обосновании целей инвестирования в регионе (Туийиа, 2019).
Одной из задач для тех регионов, которые запланировали создание туристических рекреаций, является необходимость многократного увеличения потока инвестиционного капитала в бизнес туризма на уровне муниципальных и федеральных властей и направленый целевой капитал, в первую очередь на создание и функционирование инфраструктуры общего назначения, которая будут использована как туристами, так и населением региона или города. Принятие такого важного для региона решения должно сопровождаться и быть основано на предварительном этапе оценивания инвестиционной привлекательности территории, причем чем более нестандартным и сложным является это принятие решения, тем более актуальнее играет роль накопленный опыт и практика инвестиционной сферы инвестора и более значимыми являются результаты экспертной оценки инвестиционного климата рассматриваемой
о
X
го ш
территории, проведенные экспертами. о.
<
Ь ф ср
Ъ о О ср а О
т
Примером одного из действующих кластеров, созданных на российской территории, является Горный и Прибрежный кластеры объектов Зимней Олимпиады в Сочи. Следует заметить, что, анализируя данные кластеры, заметен тот факт, что они не являются чисто туристскими кластерами в силу своей специфики, целей и инструментов взаимодействия.
Прибрежный и Горный кластеры созданы на смежных территориях южного региона.
Олимпийский парк является одной из главных гордостей мощного строительства о
объектов Зимней Олимпиады в Сочи. На территории Прибрежного кластера ^
сосредоточены главные спортивные сооружения, постройка которых осуществляется в ^^
рамках подготовки к проведению Зимней Олимпиады 2014 г. Эти два кластера имеют сс
между собой автомобильное и железнодорожное сообщение, а также связаны с новым —
терминалом аэропорта и ключевыми железнодорожными вокзальными комплексами о
региона. о
Предварительное исследование и оценка любой территории, нацеленной на успешное ш
и эффективное создание и функционирование туристического предпринимательства, о
требует создание методической и экспериментальной базы для последующих расчетов <
и оценки инвестирования капитала частных предпринимателей и государственных к
структур, а также требуется проследить соблюдение и пересечение интересов всех о
задействованных субъектов предполагаемого партнерства и оформленная в формате стратегии и инвестиционного плана на всех присутствующих уровнях. Рассматриваемые методические расчеты являются существенным этапом, поскольку основываются на совместных принципах социального партнерства и их синергетического эффекта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алоева А. А., Юсупова М. Д. (2013). Туристический кластер как особый фактор формирования социально-экономической системы региона // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН, № 4 (54), с. 100-106.
Дроздецкая А. А. (2013). Формирование туристских кластеров на приграничных территориях // Современные проблемы науки и образования, № 2, (Ъйр:/^иепсе-education.ru/ru/article/view?id=9132 — Дата обращения: 02.11.2019).
Загора И. П. (2012). Развитие рынка туристических услуг в процессе формирования регионального кластера // Вестник Алтайской Академии Экономики и права, № 4(27), с. 30—34.
Кобяк М. В. (2000). Мировой рынок туризма и Россия // Туристская газета, № 34.
Котлер Ф., Боуэн Дж, Мейкенз Дж. (2008). Маркетинг. Гостеприимство.Туризм. ЮНИТИ, 2008. 787 с.
^ Котова О. М., Морева Л. А. (2013). Развитие рекреационных территорий Северо-
04 Кавказского туристического кластера // Вестник Тамбовского университета. Серия: ^ Естественные и технические науки, № 18(2), с. 631—634.
- Ларина Н. И. (2007). Региональные кластеры и территориально-производственные
^ комплексы как формы территориальной организации производства // Регион: экономика (сэ и социология, № 4, с. 126—138.
Ф Леонова Л. А. (2013). Стратегическое планирование подготовки кадрового резерва
^ как фактор эффективного менеджмента курортно-туристического кластера СКФО //
1 Современные фундаментальные и прикладные исследования, Я1, Кисловодск, 152—154.
2 Полянских Е. А. (2013). Формирование туристских кластеров как инструмент развития о внутреннего туризма в регионе // Вестник Евразийской академии административных % наук, № 1 (22), с. 97—105.
| Развитие сферы туризма: повышение эффективности использования
ш потенциала территорий: материалы регион. науч.-практ. конф. конф, г. Вологда, | 12 окт. 2012 г. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. 312 с. (http://library.vscc.ac.ru/Files/ | booksZ1366783336TURIZM_PDF.PDF).
о. Рябова Л. В., Выприцкая Е. Ю. (2014). Формирование туристского кластера
15 о О с^ а О
т
(на примере Волгоградской области) // Экономика и менеджмент инновационных технологий, № 11 (http://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6232 — Дата обращения: 20.04.2015).
Саламатина В. С. (2014). Влияние ТНК на динамику и развитие российских туристских корпораций // Вопросы регулирования экономики, № 1 (5), с. 111—115.
Созиева З. И. (2010). Перспективы формирования туристско-рекреационного и кластера на юге России // Туристический Вестник (www.lenta.ru. Загл. Экрана).
ш
сс Соколы И. И., Бровкова Е. Г., Бровкова Е. В. (2012). Туристические кластеры, как
|| основной элемент конкурентоспособного развития экономики Одесского региона // о ЕкономЬчний форум, № 4, Луцк, с. 222—228.
о Солдатова С. А. (2013). Приоритеты создания туристического кластера в западном
^ субрегионе автономной республики Крым // Экономика и предпринимательство, № 3 (32), с. 171—174.
Тютина Л. А. (2019). Опыт реализации туристских инвестиционных проектов в России // Молодой ученый, № 4, с. 264—266 (https://moluch.ru/archive/242/55962/ — Дата обращения: 02.11.2019).
о <
СИ 3
о
Цихан Т. В. (2003). Кластерная теория экономического развития // Проблемы теории и практики управления, № 5.
REFERENCES
Aloeva, A. A., Yusupova, M. D. (2013). The tourist cluster as a special factor in the formation of the socio-economic system of the region. Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 4 (54), 100-106.
Development of tourism: improving the efficiency of the use of the potential of the territories: materials region. science. Vologda: RAS, 2013, 312 p.
Drozdetskaya, A. A. (2013). Formation of tourist clusters in border areas. Modern problems of science and education, 2 (http://science-education.ru/ru/article/view?id=9132 -Access Date: 02.11.2019).
Falcons, I. I., Brovkova, E. G., Brovkova, E. V. (2012). Tourist clusters as the main element of the competitive development of the economy of the Odessa region. Economic Forum, 4, 222-228.
Kobyak, M. V. (2000). World Tourism Market and Russia. Tourist newspaper, 34, 2. Kotler, F., Bowen, J., Makenzens, J. (2008). Marketing. Hospitality. Tourism. M.: UNITY, 787 p. о
Kotova, O. M., Moreva, L. A. (2013). The development of recreational areas of the North о Caucasian tourist cluster. Bulletin of the Tambov University. Series: Natural and Technical ^ Sciences, 18 (2), 631-634. о
Larina, N. I. (2007). Regional clusters and territorial production complexes as forms of Q-the territorial organization of production. Region: economics and sociology, 4, 126-138. ^
Leonova, L. A. (2013). Strategic planning for the training of personnel reserve as a j> factor in the effective management of the resort and tourism cluster of the North-Caucasian ф Federal District. Modern fundamental and applied research, 1, 152-154.
Polyanskikh, E. A. (2013). Formation of tourist clusters as a tool for the development of domestic tourism in the region. Bulletin of the Eurasian Academy of administrative Sciences, % 1(22), 97-105. ¡
Ryabova, L. V., Vypritskaya, E. Yu. (2014). Formation of the tourist cluster (on the example of the Volgograd region). Economics and management of innovative technologies, 11 (http://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6232 - Access Date: 20.04.2015).
Salamatina, V. S. (2014). Influence of TNCs on the Dynamics and Development of
<
Russian Tourist Corporations. Issues of economic regulation, 5(1), 111-115. c?
Soldatova, S. A. (2013). Priorities for creating a tourism cluster in the western subregion ^
of the Autonomous Republic of Crimea. Economics and Entrepreneurship, 3 (32), 171-174. o
Sozieva, Z. I. (2010). Prospects for the formation of a tourist-recreational cluster in the
south of Russia. Tourist Herald (www.lenta.ru. Zag screen). m
Tsikhan, T. V. (2003). Cluster theory of economic development. Problems of theory and z
practice of management, 5. p
Tyutina, L. A. (2019). Experience of realization of tourist investment projects in ^ Russia. Young scientist, 4, 264-266. (https://moluch.ru/archive/242/55962/ — Access Date: 02.11.2019).
Zagora, I. P. (2012). The development of the market of tourist services in the process
of forming a regional cluster. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law, 4 (27), §
30-34. 8
LU
LL
O
<
cc
3
o
о ш ее о