Научная статья на тему 'Инвестиционная деятельность туристических кластеров как средство формирования международного туристского предпринимательства'

Инвестиционная деятельность туристических кластеров как средство формирования международного туристского предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТУРИСТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / TOURISM ENTREPRENEURSHIP / TOURISM CLUSTERS / INVESTMENT ACTIVITY / INVESTMENT ATTRACTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладкая Светлана Владимировна, Саламатина Виктория Сергеевна

В данной статье рассматривается вопрос формирования и развития международного туристского предпринимательства посредством стимулирования инвестиционной деятельности туристических кластеров. Рассмотрены механизм стимулирования инвестиционной деятельности и ее направления концентрации инвестиционных потоков в туристское предпринимательство. Основными задачами с целью привлечения инвестиций в туристическую отрасль региона является инициализация организационно-экономических процессов, направленных на вливание капитала в туристские инфраструктуры. Благоприятной средой для создания таких механизмов является повышение качества и оперативности управленческих решений в инвестиционной отрасли, а также обеспечение взаимодействия методологических, инструментальных и управленческих функций, направленных на реализацию инвестиционных проектов. Туризм является лакмусом уровня координации взаимодействия муниципальной власти и бизнес-структур региона. Формирование благоприятного туристического климата, совершенствование инфраструктуры и создание инструментов и механизмов в туризме являются важным фактором для развития туристического предпринимательства, являющегося одной из бюджетообразующих сфер отечественной региональной экономики, что возможно только при системном подходе и достаточном обосновании целей инвестирования в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гладкая Светлана Владимировна, Саламатина Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT ACTIVITY OF TOURISM CLUSTERS AS A MEANS OF FORMATION OF INTERNATIONAL TOURISM ENTREPRENEURSHIP

This article discusses the formation and development of international tourism entrepreneurship by stimulating the investment activity of tourism clusters. The mechanism of stimulating investment activity and its direction of concentration of investment flows in the tourism business are considered. The main objective to attract investment in the tourism industry of the region is to initialize organizational and economic processes aimed at injecting capital into tourism infrastructures. A favorable environment for creating such mechanisms is to improve the quality and efficiency of managerial decisions in the investment industry, as well as to ensure the interaction of methodological, instrumental and managerial functions aimed at implementing investment projects. Tourism is the litmus of the level of coordination of interaction between municipal authorities and business structures in the region. The formation of a favorable tourist climate, the improvement of infrastructure and the creation of tools and mechanisms in tourism are an important factor for the development of tourism entrepreneurship, which is one of the budget-forming areas of the domestic regional economy, which is possible only with a systematic approach and sufficient justification of investment objectives in the region.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная деятельность туристических кластеров как средство формирования международного туристского предпринимательства»

www.hjournal.ru DOI: 10.17835/2078-5429.2019.10.4.047-053

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ГЛАДКАЯ СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА,

кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: sgladkaya@sfedu.ru;

САЛАМАТИНА ВИКТОРИЯ СЕРГЕЕВНА,

соискатель,

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: Viktoriakoseleva567@gmail.com

муниципальной власти и бизнес-структур региона. Формирование благоприятного туристического климата, совершенствование инфраструктуры и создание инструментов и механизмов в туризме являются важным фактором для развития туристического

со ■н о см

o n

В данной статье рассматривается вопрос формирования и развития международного 3

туристского предпринимательства посредством стимулирования инвестиционной [о

деятельности туристических кластеров. Рассмотрены механизм стимулирования ^ инвестиционной деятельности и ее направления концентрации инвестиционных потоков в

туристское предпринимательство. Основными задачами с целью привлечения инвестиций 1

в туристическую отрасль региона является инициализация организационно-экономических 5

процессов, направленных на вливание капитала в туристские инфраструктуры. Благоприятной ^

средой для создания таких механизмов является повышение качества и оперативности т управленческих решений в инвестиционной отрасли, а также обеспечение взаимодействия методологических, инструментальных и управленческих функций, направленных на реализацию

X

го ш

инвестиционных проектов. Туризм является лакмусом уровня координации взаимодействия а.

<

Ь ф с^

15 о

предпринимательства, являющегося одной из бюджетообразующих сфер отечественной о.

региональной экономики, что возможно только при системном подходе и достаточном ^^

обосновании целей инвестирования в регионе. ^

Ключевые слова: туристское предпринимательство; туристические кластеры; О

инвестиционная деятельность; инвестиционная привлекательность. ^

=з О ш ее о

о

о о ш и.

о <

--ее

© Гладкая С. В., Саламатина В. С., 2019 о

INVESTMENT ACTIVITY OF TOURISM CLUSTERS AS A MEANS OF FORMATION OF INTERNATIONAL TOURISM ENTREPRENEURSHIP

SVETLANA V. GLADKAYA,

Associate Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: sgladkaya@sfedu.ru;

VIKTORIYA S. SALAMATINA,

Researcher,

Southern Federal University,

Rostov-on-Don, Russia,

e-mail: Viktoriakoseleva567@gmail.com

о -

■н

0

041 This article discusses the formation and development of international tourism entrepreneurship

^ by stimulating the investment activity of tourism clusters. The mechanism of stimulating investment activity and its direction of concentration of investment flows in the tourism business are considered. ^ The main objective to attract investment in the tourism industry of the region is to initialize ^o organizational and economic processes aimed at injecting capital into tourism infrastructures. ^ A favorable environment for creating such mechanisms is to improve the quality and efficiency of managerial decisions in the investment industry, as well as to ensure the interaction of

1 methodological, instrumental and managerial functions aimed at implementing investment projects. 5 Tourism is the litmus of the level of coordination of interaction between municipal authorities and g business structures in the region. The formation of a favorable tourist climate, the improvement of m infrastructure and the creation of tools and mechanisms in tourism are an important factor for the S development of tourism entrepreneurship, which is one of the budget-forming areas of the domestic ro regional economy, which is possible only with a systematic approach and sufficient justification of o. investment objectives in the region.

< Keywords: tourism entrepreneurship; tourism clusters; investment activity; investment attractiveness.

15

° JEL: L83, R25

a

ш

" Постановка проблемы

о В условиях динамичного и постоянного совершенствования всех отраслей

экономики мощным стимулом к развитию инфраструктуры и повышению уровня

^ конкурентоспособности экономической деятельности региона может стать процесс

формирования регионального туристского кластера. ^ Российская Федерация вследствие своих географических данных и мощного

о ресурсного потенциала имеет мощный задел для развития туризма, однако нецелевое

о применение туристического потенциала и его ресурсов, в частности — простаивание

ш туристических объектов, которые считаются невостребованными вследствие различных

о причин, а также не остаточно развитой инфраструктуры и неграмотного управления

< ими, является тормозом для эффективного функционирования туристского бизнеса.

^ Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании внутреннего

о валового продукта (ВВП), создании дополнительных рабочих мест и обеспечении

занятости населения, активизации внешнеторгового баланса (ЯуаЬоуа, УуртШкауа, 2014). Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития.

С инвестиционной стороны анализ привлекательности туристского кластера основывается на определении территории туристского кластера и его туристских ресурсов. Стимулом для привлечения инвестиций в туристическую сферу является наличие различных территориальных туристических ресурсов, потенциала и взаимосвязи между ними. В масштабе не только своего региона, но и международных рынков туризм всегда актуален и основательно держится, поэтому привлекательность этой сферы остается ключевым ядром для эффективного функционирования территории региона и привлечения капитала как российского, так и зарубежного (Salamatina, 2014). Следует заметить также, что на сферу туристического предпринимательства приходится треть оборота предприятий торговли и услуг стран Евросоюза.

Влияние привлечения инвестиционного капитала для развития туристических кластеров на развитие

туристского предпринимательства ^

Для привлечения инвестиций в туристическую отрасль региона необходимо инициировать функционирование организационно-экономических процессов, ^ способствующих привлечению капитала в туристские инфраструктуры Донского с края. Благоприятной почвой для создания таких механизмов является повышение 3 качества и оперативности управленческих решений в инвестиционной отрасли, а также [о обеспечение взаимодействия методологических, инструментальных и управленческих функций, направленных на реализацию инвестиционных проектов.

Эффект от использования и внедрения конструктивных управленческих механизмов §

в инвестиционной деятельности в туристическом бизнесе создаст увеличение с I

о

помощью поддержки государственных инструментальных средств, направленных на поддержку туристских программ, обеспечения достойного уровня инвестиционной привлекательности объектов туристского бизнеса для иностранных инвесторов, помощь в интеграции капитала вкладчиков финансово-кредитными учреждениями, институциональными инвесторами. Эффективность развития туристической отрасли пропорционально уровню его государственной поддержки.

К наиболее эффективным механизмам поддержки привлечения инвестиций в ^ туристическую сферу региона можно выделить:

1. Инициализация конкретно созданных территорий приоритетного развития

о

о о с^

туризма и рекреации с целью создания эффективной площадки предпринимательства о для бизнеса и инвестиций. Донской регион включен в состав рекреационной ^ зоны «Европейский Юг России» с позиции лечебно-оздоровительной рекреации и о познавательного туризма. В концепцию ФЦП «Развитие внутреннего и въездного ^ туризма в Российской Федерации» включен проект «Создание Приазовского туристско- ^^ рекреационного комплекса на территории Ростовской области». сс

2. Формирование в регионе специализированных агентств по развитию туризма, — занимающиеся продвижением привлечения капитала для инвестиционных проектов в о сфере туристской индустрии. Официально в Ростовской области Агентство по развитию о туризма зарегистрировано в 2019 г. ш

Средства повышения функционирования инвестиционного климата в туристской о сфере представлены на рис. 1. <

Активность инвестиционной деятельности во многом зависит от наличия следующих факторов: о

а) инвестиционных ресурсов и возможностей;

б) инвестиционных целей;

в) определенных организационно-экономических механизмов.

Туристическая индустрия вносит в структуру валового регионального продукта значимую часть и является драйвером роста для региона. Для эффективного действия туристического потенциала необходимо наличие двух существенных предпосылок:

1) наличия какой-либо специфики или «изюминки» для туристов, например какая-то специфическая достопримечательность или возможность дальнейшего спортивного времяпрепровождения;

2) возможность выхода на новые рынки и клиентскую базу на новых смежных территориях, тем самым увеличивая поток туристов.

СП

■н о см

о

■н

о

X §

т

го ш

о ^

<

Ь ф с^

15 о О с^ с О

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ш ее о

о о

ш ц_

о <

СИ 3

о

Рис. 1. Средства повышения функционирования инвестиционной деятельности Источник: составлено автором.

Рассматривая и анализируя роль туризма, который в определенной степени является лакмусом уровня координации взаимодействия муниципальной власти и бизнес-структур, есть все основания предположить, что туристический бизнес, его внутреннее содержание и уровень развития в регионе являются качественным и ярким показателем потенциала для повышения уровня сотрудничества между государственными властями и бизнес-предпринимательством. Для разрешения вопросов, связанных с повышением и совершенствованием туристского бизнеса, необходим процесс задействования в нем всех заинтересованных в этом вопросе предприятий и частных предпринимателей. Помимо этого, для решения данного вопроса требуются существенные координационные усилия всех задействованных субъектов и высокого уровня согласованность действий между властями различных уровней.

Таким образом, туристическая сфера является качественным драйвером развития региональной экономики и эффективного партнерства государственных структур и бизнес-предпринимательства в целом.

Процесс формирования стратегии инвестиционного развития регионального туризма должен опираться на три ключевых направления:

• дифференцирование и идентификация выполняемых функций задействованных субъектов в синергетическом процессе в области развития туристской индустрии региона;

• создание различных проектов для последующего внедрения с возможностью быстрой оборачиваемости и результативности;

• формирование конструктивных и эффективных маркетинговых служб.

Многие регионы уже сейчас являются привлекательными для туристов, и, несмотря

на это, все же в них присутствует факт присутствия недостатка в определенных смежных и сопутствующих сферах, что создает послабление в туристском секторе и снижает экономический эффект.

Большинство территорий Российской Федерации географически и ресурсно благоприятны с позиции развития туристического потенциала и могут оставаться конкурентоспособными на довольно длительные промежутки времени. Формирование соответствующего туристического климата, совершенствование инфраструктуры и формирование инструментов и механизмов в туризме являются важным фактором для развития туристического предпринимательства, являющегося одной из бюджетообразующих сфер отечественной региональной экономики, что возможно только при системном подходе и достаточном обосновании целей инвестирования в регионе (Туийиа, 2019).

Одной из задач для тех регионов, которые запланировали создание туристических рекреаций, является необходимость многократного увеличения потока инвестиционного капитала в бизнес туризма на уровне муниципальных и федеральных властей и направленый целевой капитал, в первую очередь на создание и функционирование инфраструктуры общего назначения, которая будут использована как туристами, так и населением региона или города. Принятие такого важного для региона решения должно сопровождаться и быть основано на предварительном этапе оценивания инвестиционной привлекательности территории, причем чем более нестандартным и сложным является это принятие решения, тем более актуальнее играет роль накопленный опыт и практика инвестиционной сферы инвестора и более значимыми являются результаты экспертной оценки инвестиционного климата рассматриваемой

о

X

го ш

территории, проведенные экспертами. о.

<

Ь ф ср

Ъ о О ср а О

т

Примером одного из действующих кластеров, созданных на российской территории, является Горный и Прибрежный кластеры объектов Зимней Олимпиады в Сочи. Следует заметить, что, анализируя данные кластеры, заметен тот факт, что они не являются чисто туристскими кластерами в силу своей специфики, целей и инструментов взаимодействия.

Прибрежный и Горный кластеры созданы на смежных территориях южного региона.

Олимпийский парк является одной из главных гордостей мощного строительства о

объектов Зимней Олимпиады в Сочи. На территории Прибрежного кластера ^

сосредоточены главные спортивные сооружения, постройка которых осуществляется в ^^

рамках подготовки к проведению Зимней Олимпиады 2014 г. Эти два кластера имеют сс

между собой автомобильное и железнодорожное сообщение, а также связаны с новым —

терминалом аэропорта и ключевыми железнодорожными вокзальными комплексами о

региона. о

Предварительное исследование и оценка любой территории, нацеленной на успешное ш

и эффективное создание и функционирование туристического предпринимательства, о

требует создание методической и экспериментальной базы для последующих расчетов <

и оценки инвестирования капитала частных предпринимателей и государственных к

структур, а также требуется проследить соблюдение и пересечение интересов всех о

задействованных субъектов предполагаемого партнерства и оформленная в формате стратегии и инвестиционного плана на всех присутствующих уровнях. Рассматриваемые методические расчеты являются существенным этапом, поскольку основываются на совместных принципах социального партнерства и их синергетического эффекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алоева А. А., Юсупова М. Д. (2013). Туристический кластер как особый фактор формирования социально-экономической системы региона // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН, № 4 (54), с. 100-106.

Дроздецкая А. А. (2013). Формирование туристских кластеров на приграничных территориях // Современные проблемы науки и образования, № 2, (Ъйр:/^иепсе-education.ru/ru/article/view?id=9132 — Дата обращения: 02.11.2019).

Загора И. П. (2012). Развитие рынка туристических услуг в процессе формирования регионального кластера // Вестник Алтайской Академии Экономики и права, № 4(27), с. 30—34.

Кобяк М. В. (2000). Мировой рынок туризма и Россия // Туристская газета, № 34.

Котлер Ф., Боуэн Дж, Мейкенз Дж. (2008). Маркетинг. Гостеприимство.Туризм. ЮНИТИ, 2008. 787 с.

^ Котова О. М., Морева Л. А. (2013). Развитие рекреационных территорий Северо-

04 Кавказского туристического кластера // Вестник Тамбовского университета. Серия: ^ Естественные и технические науки, № 18(2), с. 631—634.

- Ларина Н. И. (2007). Региональные кластеры и территориально-производственные

^ комплексы как формы территориальной организации производства // Регион: экономика (сэ и социология, № 4, с. 126—138.

Ф Леонова Л. А. (2013). Стратегическое планирование подготовки кадрового резерва

^ как фактор эффективного менеджмента курортно-туристического кластера СКФО //

1 Современные фундаментальные и прикладные исследования, Я1, Кисловодск, 152—154.

2 Полянских Е. А. (2013). Формирование туристских кластеров как инструмент развития о внутреннего туризма в регионе // Вестник Евразийской академии административных % наук, № 1 (22), с. 97—105.

| Развитие сферы туризма: повышение эффективности использования

ш потенциала территорий: материалы регион. науч.-практ. конф. конф, г. Вологда, | 12 окт. 2012 г. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. 312 с. (http://library.vscc.ac.ru/Files/ | booksZ1366783336TURIZM_PDF.PDF).

о. Рябова Л. В., Выприцкая Е. Ю. (2014). Формирование туристского кластера

15 о О с^ а О

т

(на примере Волгоградской области) // Экономика и менеджмент инновационных технологий, № 11 (http://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6232 — Дата обращения: 20.04.2015).

Саламатина В. С. (2014). Влияние ТНК на динамику и развитие российских туристских корпораций // Вопросы регулирования экономики, № 1 (5), с. 111—115.

Созиева З. И. (2010). Перспективы формирования туристско-рекреационного и кластера на юге России // Туристический Вестник (www.lenta.ru. Загл. Экрана).

ш

сс Соколы И. И., Бровкова Е. Г., Бровкова Е. В. (2012). Туристические кластеры, как

|| основной элемент конкурентоспособного развития экономики Одесского региона // о ЕкономЬчний форум, № 4, Луцк, с. 222—228.

о Солдатова С. А. (2013). Приоритеты создания туристического кластера в западном

^ субрегионе автономной республики Крым // Экономика и предпринимательство, № 3 (32), с. 171—174.

Тютина Л. А. (2019). Опыт реализации туристских инвестиционных проектов в России // Молодой ученый, № 4, с. 264—266 (https://moluch.ru/archive/242/55962/ — Дата обращения: 02.11.2019).

о <

СИ 3

о

Цихан Т. В. (2003). Кластерная теория экономического развития // Проблемы теории и практики управления, № 5.

REFERENCES

Aloeva, A. A., Yusupova, M. D. (2013). The tourist cluster as a special factor in the formation of the socio-economic system of the region. Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 4 (54), 100-106.

Development of tourism: improving the efficiency of the use of the potential of the territories: materials region. science. Vologda: RAS, 2013, 312 p.

Drozdetskaya, A. A. (2013). Formation of tourist clusters in border areas. Modern problems of science and education, 2 (http://science-education.ru/ru/article/view?id=9132 -Access Date: 02.11.2019).

Falcons, I. I., Brovkova, E. G., Brovkova, E. V. (2012). Tourist clusters as the main element of the competitive development of the economy of the Odessa region. Economic Forum, 4, 222-228.

Kobyak, M. V. (2000). World Tourism Market and Russia. Tourist newspaper, 34, 2. Kotler, F., Bowen, J., Makenzens, J. (2008). Marketing. Hospitality. Tourism. M.: UNITY, 787 p. о

Kotova, O. M., Moreva, L. A. (2013). The development of recreational areas of the North о Caucasian tourist cluster. Bulletin of the Tambov University. Series: Natural and Technical ^ Sciences, 18 (2), 631-634. о

Larina, N. I. (2007). Regional clusters and territorial production complexes as forms of Q-the territorial organization of production. Region: economics and sociology, 4, 126-138. ^

Leonova, L. A. (2013). Strategic planning for the training of personnel reserve as a j> factor in the effective management of the resort and tourism cluster of the North-Caucasian ф Federal District. Modern fundamental and applied research, 1, 152-154.

Polyanskikh, E. A. (2013). Formation of tourist clusters as a tool for the development of domestic tourism in the region. Bulletin of the Eurasian Academy of administrative Sciences, % 1(22), 97-105. ¡

Ryabova, L. V., Vypritskaya, E. Yu. (2014). Formation of the tourist cluster (on the example of the Volgograd region). Economics and management of innovative technologies, 11 (http://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6232 - Access Date: 20.04.2015).

Salamatina, V. S. (2014). Influence of TNCs on the Dynamics and Development of

<

Russian Tourist Corporations. Issues of economic regulation, 5(1), 111-115. c?

Soldatova, S. A. (2013). Priorities for creating a tourism cluster in the western subregion ^

of the Autonomous Republic of Crimea. Economics and Entrepreneurship, 3 (32), 171-174. o

Sozieva, Z. I. (2010). Prospects for the formation of a tourist-recreational cluster in the

south of Russia. Tourist Herald (www.lenta.ru. Zag screen). m

Tsikhan, T. V. (2003). Cluster theory of economic development. Problems of theory and z

practice of management, 5. p

Tyutina, L. A. (2019). Experience of realization of tourist investment projects in ^ Russia. Young scientist, 4, 264-266. (https://moluch.ru/archive/242/55962/ — Access Date: 02.11.2019).

Zagora, I. P. (2012). The development of the market of tourist services in the process

of forming a regional cluster. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law, 4 (27), §

30-34. 8

LU

LL

O

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

cc

3

o

о ш ее о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.