Научная статья на тему 'Инвестиционные модели создания объектов туристской инфраструктуры в России'

Инвестиционные модели создания объектов туристской инфраструктуры в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / туристская инфраструктура / туристский рынок / инвестиционные модели / инвестиционная привлекательность / инвестиционные риск / туристский потенциал / tourism / tourist infrastructure / tourist market / investment models / investment attractiveness / investment risks / tourism potential

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лола Радиковна Абдурахманова, Ассоль Суюнбаева

Туризм становится более важным сектором экономики как для национальной, так и для региональной экономики. Это ставит перед государством задачу повышения инвестиционной привлекательности объектов туристской инфраструктуры России, что, в свою очередь, требует разработки инвестиционных моделей. Эффективное развитие туристской отрасли позволит обеспечить социально-экономическое развитие регионов в условиях нестабильности мировой экономики и финансовых рынков. Данная статья написана по результатам научного исследования, выполненного ВТСК. В ходе исследования были не только изучены теоретические основы исследования туристской инфраструктуры, проанализировано современное состояние туристской инфраструктуры в России, но и даны методические рекомендации по разработке инвестиционных моделей создания объектов туристской инфраструктуры в России, которые могут усовершенствовать механизм реализации инвестиционных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лола Радиковна Абдурахманова, Ассоль Суюнбаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment Models оf Creation оf Tourist Infrastructure Objects in Russia

Tourism is becoming an increasingly important sector of the economy for both the national and regional economies. It poses the task of increasing the investment attractiveness of Russian tourist infrastructure facilities for the state, which in turn requires the development of investment models. The effective development of the tourism industry will ensure the socio-economic development of the regions in the context of the instability of the world economy and financial markets. This article was written based on the results of a scientific study carried out by the VTSK. During this study, we investigated not only the theoretical foundations of tourist infrastructure. Also, we analysed the current state of tourist infrastructure in Russia. Finally, we give methodological recommendations for the development of investment models for the creation of tourist infrastructure in Russia. It can improve the mechanism for implementing investment projects.

Текст научной работы на тему «Инвестиционные модели создания объектов туристской инфраструктуры в России»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

УДК 338.482.22(045)

© Абдурахманова Л. Р., Суюнбаева А., 2020

Инвестиционные модели создания объектов туристской инфраструктуры в России

Лола Радиковна Абдурахманова, студентка Факультета экономики и бизнеса, Финансовый университет, Москва, Россия / Lola R. Abdurakhmanova, student, Faculty of Economics and Business, Financial University, Moscow, Russia Lol00025@mail.ru

Ассоль Суюнбаева, студентка Факультета экономики и бизнеса, Финансовый университет, Москва, Россия / Assol Suyunbaeva, student, Faculty of Economics and Business, Financial University, Moscow, Russia Assol.suyunbayeva@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Туризм становится более важным сектором экономики как для национальной, так и для региональной экономики. Это ставит перед государством задачу повышения инвестиционной привлекательности объектов туристской инфраструктуры России, что, в свою очередь, требует разработки инвестиционных моделей. Эффективное развитие туристской отрасли позволит обеспечить социально-экономическое развитие регионов в условиях нестабильности мировой экономики и финансовых рынков. Данная статья написана по результатам научного исследования, выполненного ВТСК. В ходе исследования были не только изучены теоретические основы исследования туристской инфраструктуры, проанализировано современное состояние туристской инфраструктуры в России, но и даны методические рекомендации по разработке инвестиционных моделей создания объектов туристской инфраструктуры в России, которые могут усовершенствовать механизм реализации инвестиционных проектов.

Ключевые слова: туризм; туристская инфраструктура; туристский рынок; инвестиционные модели; инвестиционная привлекательность; инвестиционные риск;, туристский потенциал

Для цитирования: Абдурахманова Л. Р., Суюнбаева А. Инвестиционные модели создания объектов туристской инфраструктуры в России. Научные записки молодых исследователей. 2020;8(6):67-74.

Научный руководитель: Розанова Т.П., доктор экономических наук, профессор, руководитель Департамента туризма и гостиничного бизнеса, Финансовый университет, Москва, Россия / Scientific supervisor: Rozanova T.P., Dr. Sci. (Econ.), Professor, Head of the Department of Tourism and Hotel Business, Financial University, Moscow, Russia.

ORIGINAL PAPER

Investment Models of Creation of Tourist Infrastructure Objects in Russia

ABSTRACT

Tourism is becoming an increasingly important sector of the economy for both the national and regional economies. It poses the task of increasing the investment attractiveness of Russian tourist infrastructure facilities for the state, which in turn requires the development of investment models. The effective development of the tourism industry will ensure the socio-economic development of the regions in the context of the instability of the world economy and financial markets. This article was written based on the results of a scientific study carried out by the VTSK. During this study, we investigated not only the theoretical foundations of tourist infrastructure. Also, we analysed the current state of tourist infrastructure in Russia. Finally, we give methodological recommendations for the development of investment models for the creation of tourist infrastructure in Russia. It can improve the mechanism for implementing investment projects.

Keywords: tourism; tourist infrastructure; tourist market; investment models; investment attractiveness; investment risks; tourism potential

For citation: Abdurakhmanova L. R., Suyunbaeva A. Investment models of creation of tourist infrastructure objects in Russia. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2020;8(6):67-74.

Введение

На сегодняший день туризм - важнейшая отрасль национальной экономики для многих стран мира. Он способен проявлять себя в форме своеобразного механизма перераспределения валового национального продукта между регионами и городами и совместим практически со всеми отраслями экономики и видами деятельности человека. В развитых странах сфера туризма является высокодоходной отраслью, следуя по вкладу в ВВП за такими отраслями, как торговля оружием и нефтью.

Большинство развитых стран стараются создать благоприятные условия для развития туризма,используя в основном методы экономического стимулирования, которые нацелены на поступления в экономику от туризма в будущем. Высокая доходность позволит странам с развитой индустрией туризма получать прибыль, в несколько раз превышающую затраты.

В Российской Федерации современный этап развития туризма связан с разработкой и реализацией системы мер комплексного развития внутреннего и въездного туризма с учетом обеспечения социально-экономического про-

гресса в регионах. Развитие сферы туризма способствует привлечению инвесторов в регионы и создания благоприятной конкурентной среды; модернизации инфраструктуры и повышения уровня материально-технического обеспечения туристской сферы в соответствии с требованиями мирового туристского рынка и растущих потребностей туристов; повышению уровня вовлечения науки в создание и реализацию туристско-рекреационных кластеров; решению проблемы создания дополнительных рабочих мест и привлечения квалифицированного персонала.

Научно-методические подходы к исследованию туристской инфраструктуры

Туризм способен оказывать существенное влияние как на национальную, так и на региональную экономику. Именно поэтому как никогда становится актуальным вопрос корректного исследования туристской инфраструктуры, к которому обращались многие специалисты, как зарубежные, так и отечественные. Исходя из зарубежных эмпирических исследований,

посвященных методологии оценки туристской инфраструктуры, можно сделать вывод о следующих особенностях существующих подходов [1]:

• круг объектов туристской инфраструктуры включает в себя как перечень типичных туристских потребительских продуктов, так и косвенно связанных структур и видов деятельности;

• тенденция перехода от единичного к комплексному исследованию туристской инфраструктуры;

• существующие методики оценки крайне разнообразны и комбинируются различным образом;

• существует недостаток исследований, рассматривающих оценку инфраструктуры в целом, а не отдельных ее единиц.

Начало исследования эффективности туристских инфраструктур было положено научными деятелями G. I. Crouch и J.R.B. Ritchie в 90-х гг. XX в. [2]. Ими была предложена концептуальная модель туристской конкурентоспособности.

В современных научных исследованиях туристской инфраструктуры очень распространено использование комплексного метода. Методическая база такой оценки состоит из количественной и качественной оценки туристских ресурсов, а также оценки экономических, социальных и экологических последствий использования туристских ресурсов.

В настоящий момент методологическая база комплексного подхода только формируется. Разработана Модель единой кадастровой модели туристских ресурсов России [3], в которую будут включены все виды туристских ресурсов.

Модель комплексной оценки - это единая информационная система с тремя подсистемами: сопровождающая, информационно-справочная и подсистема расширения. Это позволит получить полную информацию о тенденциях развития и состоянии туристской инфраструктуры и, кроме того, улучшить систему подготовки кадров и сформировать всеобъемлющий кадастр ресурсов региона, что обеспечит эффективность управления ими.

Однако для данной модели все еще не определены участники, сроки и источники финансирования.

Анализ современного состояния развития туристской инфраструктуры в России

В настоящее время Ростуризм реализует Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 гг.)», которая направлена на решение основных задач, поставленных в уже новой Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года 1. В рамках данной программы предполагается повышение конкурентоспособности туризма, привлечение инвестиций и развитие туристической инфраструктуры, а также развитие образовательной, информационной и маркетинговой среды, которое будет соответствовать современной цифровой экономике. В данной программе планируется участие 51 региона России, а также поступили предложения по поводу строительства 74 кластеров туристской инфраструктуры2.

На сегодняшний момент выделяют 15 перспективных укрупненных туристских инвестиционных проектов в области 5 видов туризма:

• культурный познавательный туризм: «Серебряное ожерелье России», «Русская Балтика», «Центральная Россия», «Урал», «Амур»;

• экологический туризм: «Байкал»;

• активный туризм: «Сибирь»;

• круизный туризм: «Приморье», «Русская Арктика», «Волжский путь», «Камчатка - Сахалин»;

• оздоровительный туризм: «Кавказ», «Каспий». «Черноморское побережье», «Привол-жье»3.

Проведенное ранжирование туристских регионов по количеству достопримечательностей, числу коллективных средств размещения и числу размещенных лиц в рейтинге Минкультуры

1 Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)». Федеральное агентство по туризму. URL: http://static.government.ru/media/files/FoFftF1dhGs4GZzEBP OtLCFVtBl2hHOD.pdf (дата обращения: 05.06.2020).

2 Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р «О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года». URL: http://government.ru/docs/37906/ (дата обращения: 13.10.2020).

3 Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)». Федеральное агентство по туризму. URL: http://static.government.ru/media/files/FoFftF1dhGs4GZzEBP OtLCFVtBl2hHOD.pdf (дата обращения: 05.06.2020).

позволяет выделить достаточное количество перспективных регионов, которые могут стать весьма существенной платформой для перспективного развития туристского рынка в России: Республика Крым (1312 средств размещения; 2083 тыс. размещенных лиц; 469 достопримечательностей; рейтинговый показатель - 61,0); Свердловская область (538 средств размещения; 1535 тыс. размещенных лиц; 676 достопримечательностей; рейтинговый показатель - 71,0); Алтайский край (рейтинговый показатель -73,54; 4 туристско-рекреационного кластера: «Белокуриха», «Барнаул - горнозаводской город», «Амур», «Золотые ворота») [4].

Основные положения и выводы, сформулированные в статье, могут быть использованы в процессе создания благоприятной конкурентной среды в туристских регионах России и формирования привлекательной площадки для инвесторов, определения приоритетности и результативности инвестирования в объекты туристской инфраструктуры, разработки региональных программ повышения уровня инфраструктурного обеспечения региональных туристских комплексов, способных обеспечить потребности современного туристского рынка.

На основании анализа коллективных средств размещения и числа размещенных людей в средствах размещения в Российской Федерации были составлены следующие графики данных (рис. 1, 2), демонстрирующие регионы

4 ФСГС. Регионы России. Социально-экономические показатели. Федеральная служба государственной статистики. 2019 г. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b19_14p/Main.htm (дата обращения: 05.06.2020).

с наибольшей возможностью привлечения потока туристов (рис. 1) и наиболее устойчивыми темпами роста числа размещенных туристов (рис. 2).

научно-практические и методические рекомендации по разработке инвестиционных моделей создания объектов туристской инфраструктуры в России

С целью разработки эффективного механизма функционирования и использования инвестиционных моделей в туристской инфраструктуре важно определить взаимоотношения всех заинтересованных сторон.

Так, придерживаясь позиции А. В. Тхагапсова [5], можно выделить следующие типы взаимодействия участников туристского рынка:

1) односторонне направленная (централизованная) система;

2) двусторонне направленная асимметричная (частично-централизованная) система;

3) двусторонне направленная симметричная (децентрализованная) система.

Отличают данные системы управления разные способы коммуникации и принятия управленческих решений и, как следствие, роль государства во всем процессе: в централизованной системе решение зависит только от государства, а в децентрализованной все основывается на партнерстве.

Стоит отметить, что толчком для развития национального туризма и культивированием ответственного ведения бизнеса в этой сфере все же должен выступать государственный аппарат. Его роль на начальном этапе развития туристской отрасли может выражаться в косвенном воздействии на игроков туристского сегмента, и вкладу государства следует быть достаточно значительным. Однако таковым он должен оставаться до того времени, когда туристский рынок не будет готов к саморегуляции. Когда база создана, необходимо регулировать механизмы взаимодействия между игроками на рынке, следить за соблюдением прав потребителей и стремиться к унифицированию условий для вхождения на рынок туристских услуг.

На данный момент на законодательном уровне в Российской Федерации прописаны правила взаимодействия между туристскими компаниями

7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

| I I ■ ■ I .

> У & ^ & ^ & сГ & & ж £ &

&

Рис. 1. Топ-10 регионов по числу коллективных средств размещения, 2018 г.

Источник: составлено по данным ФСГС.

20000 18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

I I

V// ✓ /^ /

ч*

ж- # в

/ сг

а?

ч

А*

л» ^

* Ж

с?

Рис. 2. Топ-10 регионов по численности размещенных лиц, тыс. чел, 2018

Источник: составлено по данным ФСГС.

и представителями власти, но в первую очередь нужен механизм взаимодействия всех субъектов управления для того чтобы интересы и ожидания потребителя являлись прерогативой бизнеса.

Сложившаяся в начале 2020 г. ситуация с COVID-19 выявила огромное количество проблем в отрасли, и именно в нынешних реалиях может возникнуть потребность заново выстроить процесс взаимодействия участников туристского рынка, которые приведут к тому, что система

будет учитывать интересы потребителя и стремиться к укреплению собственной социальной значимости.

Основным направлением работы, конечно, должен стать процесс по формированию предложений для привлечения международных инвестиций. И здесь главным помощником туризму призвано стать именно государство.

В современных условиях России необходим комплекс методических и практических мер для

Динамика ВВП, объемов производства промышленной продукции и

Факторы инвестиционной привлекательности, учитывающиеся в первом подходе

>ставлено на основе [7].

Рис. 3.

Источник: со

формирования организационно-экономического обеспечения управления инвестированием сферы туризма. Для привлечения инвестиций первоначально нужно:

• актуализировать основные факторы и направления развития инвестиционных процессов, исследовать существующие тенденции методов привлечения зарубежных инвестиций;

• определить меры по организационно-экономическому регулированию инвестиционной деятельности;

• определить приоритетные объекты и регионы, в которые следует инвестировать средства и в которых туристская инфраструктура требует наиболее затратного вмешательства;

• разработать концептуальные направления инвестиционной деятельности в туризме;

• выделить особенности, сопряженные с моделированием процессов инвестирования в туристские программы.

Принятие потенциальными инвесторами решения об инвестировании средств в развитие региона зависит от многих факторов, но инвестиционная привлекательность выступает ключевым понятием [6]. Ее оценка и повышение должны выступать следующим этапом в при-

влечении инвестиций конкретного объекта или регион.

При оценке инвестиционной привлекательности региона на сегодняшний день рекомендуется применять три характерных подхода [7].

Первый подход основывается на оценке системы макроэкономических показателей (рис. 3). К его преимуществам относится простота и доступность получения стратегических показателей, а также универсальность (его можно применять в отношении любого региона). В то же время его модель является слишком упрощенной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй подход к оценке инвестиционного климата базируется на оценке риска инвестиций. Для этого анализируются элементы, формирующие социально-экономический потенциал региона (социально-политическая ситуация, уровень экономического развития, демография региона и т.д.), и элементы, влияющие на инвестиционный потенциал. Последние, в свою очередь, представлены определенными макроэкономическими факторами (рис. 4) и инвестиционными рисками в регионе. Преимуществами такого способа является его достоверность и возможность прогнозировать

Обеспеченность

региона технической и социальной инфраструктурой

Уровень потребительского спроса

Развитость ведущих институтов экономики

Рис. 4. Факторы, влияющие на инвестиционный потенциал региона

Источник: составлено на основе [7].

инвестиционное развитие. Однако некоторые факторы сложно определить четко, из-за этого могут быть неточные результаты [7].

Третий подход является многофакторным и основывается на анализе факторов, влияющих на инвестиционный климат. К достоинствам этого подхода оценки инвестиционного климата относятся возможность широкого использования статистических данных, экспертных оценок, региональные особенности деятельности инвестора. Но при этом оценка может быть субъективной.

Оценка инвестиционной привлекательности при помощи одного из приведенных подходов позволит выявить слабые стороны предприятия/региона и затем предпринять действия для их минимизации или превращения в точки роста.

Только совместная работа государства, а именно действия формирования организационно-экономического обеспечения управления инвестированием сферы туризма, и собственников для отдельных объектов или местных властей для региона в повышении инвестиционной привлекательности позволит создать инвестиционную модель для привлечения потенциальных инвесторов.

Выводы

В результате научного исследования была выявлена и подтверждена актуальность проблемы инвестиционной привлекательности туристской инфраструктуры России, даны научно-практические и методические рекомендации по разработке инвестиционных моделей создания объектов туристской инфраструктуры в России, направленные на создание предпосылок для комплексного развития внутреннего и въездного туризма Российской Федерации, развития экономики и инфраструктурного комплекса регионов, максимального удовлетворения потребностей населения в туристских услугах, повышения конкурентоспособности организаций внутреннего туристского сектора, что приобретает особую актуальность и значимость в период восстановления отрасли от пандемии COVID-19.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения и выводы, сформулированные в статье, могут быть использованы в процессе создания благоприятной конкурентной среды в туристских регионах России и формирования привлекательной площадки для инвесторов, определения приоритетности и результативности инвестирования в объекты туристской

инфраструктуры, разработки региональных программ повышения уровня инфраструктурного обеспечения региональных туристских комплексов, способных обеспечить потребности современного туристского рынка.

Дальнейшее развитие проведенного исследования направлено на формирование программы

развития инвестиционных проектов по созданию объектов туристской инфраструктуры России, которые будут отвечать современным требованиям отечественной туристской индустрии, обеспечивать как эффективное развитие въездного и внутреннего туризма в регионах России, так и устойчивый рост прибыльности для инвесторов.

Список источников

1. Даниленко Н. Н. Обоснование инновационных аспектов методологии оценки эффективности туризма. Сервис в России и за рубежом. 2012;(6):71-73.

2. Crouch G. I., Ritchie J. R.B. Tourism, Competitiveness, and Societal Prosperity. Journal of Business Research. 1999;(44):137-152.

3. Ушакова Е. О. Модель комплексной оценки туристских ресурсов региона. Интерэкспо Гео-Сибирь. 2010:3(1):201-207.

4. Монаков А. М. Статистика регионов по расположению достопримечательностей. Федеральное агентство по туризму. 2018;7708550300:3-10. URL: https://data-2019-11-13T00-00-structure-2018-07-02T00-00.json (дата обращения: 05.06.2020).

5. Тхагапсов А. В. Основные принципы построения взаимодействия между субъектами управления в туристской отрасли. Сервис в России и за рубежом. 2014;6(53):110-118.

6. Давыдова Л. В., Ильминская С. А. Оценка инвестиционной привлекательности регионаю. Финансы и кредит. 2013;(11):30-35.

7. Попов М. Н. Основные подходы к оценке инвестиционной привлекательности российских регионов: преимущества и недостатки. Актуальные вопросы экономики и управления: материалы I Международной научной конференции. 2011:170-172.

References

1. Danilenko N. N. Justification of innovative aspects of the methodology for evaluating the effectiveness of tourism. Servis v Rossii i za rubezhom. 2012;(6):71-73. (In Russ.).

2. Crouch G. I., Ritchie J. R.B. Tourism, Competitiveness, and Societal Prosperity. Journal of Business Research. 1999;44:137-152.

3. Ushakova E. O. model of integrated assessment of tourist resources in the region. Interekspo Geo-Sibir'. 2010:3(1):201-207. (In Russ.).

4. Monakov A. M. Statistics of regions by location of attractions. Federal'noye agentstvo po turizmu. 2018;708550300:3-10. URL: https://data-2019-11-13T00-00-structure-2018-07-02T00-00.json Accessed on 05.06.2020). (In Russ.).

5. Tkhagapsov A. V. Basic principles of building interaction between management entities in the tourism industry. Servis v Rossii i za rubezhom. 2014;6(53):110-118. (In Russ.).

6. Davydova L. V. Ilminskaya S. A. Assessment of investment attractiveness of the region. Financy i kredit. 2013;11:30-35. (In Russ.).

7. Popov M. N. Main approaches to assessing the investment attractiveness of Russian regions: advantages and disadvantages. In: Topical issues of economics and management: Proceedings of the I International scientific conference; 2011:170-172. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.