УДК 338.48(477) DOI: 10.12737/20114
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ СФЕРЫ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лебедев Константин Анатольевич, доктор экономических наук, профессор кафедры туризма и гостиничного дела, [email protected],
Лебедева Ольга Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела, [email protected]
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и гостеприимства»,
Москва, Российская Федерация
В статье исследованы научные и практические проблемы инвестиционного и социального развития туристской индустрии, осуществлен анализ состояния и тенденций развития инвестиционных процессов в туристской отрасли, а также выявлены приоритетные направления инвестирования в национальную индустрию туризма.
Установлено, что успешное развитие туристской индустрии невозможно без активного влияния государства на условия её функционирования. Участие государства состоит в разработке мероприятий, заключающихся в установлении налоговых льгот, защите от двойного налогообложения, продаже, аренде земли или объектов инфраструктуры по цене, ниже рыночной, прямых субсидиях, предоставлении гарантий под инвестиции с целью привлечения иностранных инвесторов.
Авторами предложена система мероприятий в контексте создания благоприятной инвестиционной среды в туристской сфере: установление ставки налога на прибыль для приоритетных направлений деятельности (въездной и внутренний туризм); освобождение от налога средств, инвестированных в строительство или реконструкцию туристских объектов; предоставление фирмам, ориентированным в своей деятельности на въездной и внутренний туризм, льготных инвестиционных кредитов с компенсацией разности в процентных ставках государством; налаживание системы страхования инвестиций в сфере туризма и др.
Разработана комплексная модель обеспечения конкурентоспособности туристской индустрии, которая учитывает системное действие инвестиционных факторов, обеспечивающих функционирование и развитие экономических субъектов на горизонтальном уровне (технологии, инфраструктура, конкуренция, спрос, сопредельные отрасли и т.д.). Данные факторы включены в единую вертикаль управления (национальная экономика - туристская сфера - региональный туристский комплекс -туристское предприятие) и подчинены стратегической цели - обеспечению конкурентоспособности туристской сферы в системе национальной экономики Российской Федерации.
Доказано, что обеспечение устойчивого развития туристской индустрии в значительной мере должно базироваться на модернизации инфраструктуры туристской и курортно-рекреационной сферы. С этой целью необходимо ввести специальный инвестиционный режим для содействия строительству и реконструкции отелей и других
объектов туристской инфраструктуры, что будет побуждать иностранных и отечественных инвесторов вкладывать средства в туристскую индустрию.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, туризм, инфраструктура, социальное развитие
Введение
В условиях глобализации и интеграции Российской Федерации в мировое пространство стоит вопрос о формировании собственных конкурентных преимуществ на основе имеющегося потенциала природных, человеческих, финансовых, капитальных ресурсов и их эффективного использования.
В России одной из приоритетных отраслей, которая может стать её конкурентным преимуществом, является туризм. Вместе с тем наличие значительного количества ресурсов в туристской сфере не дополняется адекватной системой обеспечения её развития и эффективного функционирования. А.А. Федулин, А.Ю. Гаврилов, Н.Г. Новикова справедливо отмечают, что существует значительный перечень ресурсов, которые концентрируются в воспроизводственной сфере, а также находятся за её пределами [9, с. 39].
Ресурсы не используются надлежащим образом в результате низкого уровня развития инфраструктуры, особенно транспортной, качество гостиничных услуг не отвечает требованиям международных стандартов, высокие цены не адекватны низкому уровню сервиса и ассортименту туристских услуг, развиваются преимущественно выездной и внутренний туризм.
Основной причиной указанных недостатков выступает дефицит средств, необходимых для инвестирования в туристскую сферу. Именно поэтому чрезвычайно актуальной для Российской Федерации является проблема привлечения инвестиций в туристскую индустрию, которые необходимы для модернизации, внедрения новых технологий, роста валютных поступлений, увеличения рабочих мест, повышения уровня жизни населения.
Первоочередное значение проблемы привлечения инвестиций для развития туристской отрасли усиливает необходимость исследования положительного опыта активизации инвестиционной деятельности предприятий в странах мира, поиска новых форм организации и управления туристской деятельностью, усиления инновационного характера инвестиций в туризме.
Обзор литературы
Весомый вклад в изучении научно-практических аспектов инвестиционного и социального развития туристской сферы осуществили И.В. Бушуева [1], Ю.В. Жилкова [2], З.В. Макаренко [6], Л.А. Насырова [6], Н.А. Платонова [7], А.А. Федулин [8, 9], Т.В. Харитонова [10] и др.
Несмотря на значительные наработки в исследовании принципиальных вопросов активизации инвестиционной деятельности, остается недостаточно раскрытым и обоснованным ряд научных и практических проблем: формирование благоприятной инвестиционной среды в туристской индустрии; обоснование системы мероприятий государственного управления по активизации инвестирования в туризме, в т. ч. взаимосогласованность общегосударственного и регионального уровней управления, совершенствование методов стимулирования инвестирования, налаживание системы выбора и реализации инвестиционных проектов на основе экономической эффективности и др.
Методология
Участие государства состоит в разработке мероприятий, заключающихся в установлении налоговых льгот, защите от двойного налогообложения, продаже, аренде земли или объектов инфраструктуры по цене, ниже рыночной, прямых субсидиях, предоставлении гарантий под инвестиции с целью привлечения иностранных инвесторов.
З. В. Макаренко и Л. А. Насырова отмечают, что государственные органы в последнее время активно оказывают поддержку туристской сфере за счёт внедрения государственных программ, целью которых является повышение качества и доступности туристских услуг [6, с. 175].
Выбор варианта управления инвестициями в индустрии туризма зависит от специфики экономического развития страны. В России управление инвестициями, которое основывается на распределении полномочий между общегосударственными и региональными уровнями государственного управления, должно дополняться координацией деятельности общественных организаций и активным сотрудничеством с потенциальными инвесторами, в т.ч. иностранными.
Создание привлекательной инвестиционной среды является важной задачей государства. Ключевым вопросом эффективного управления инвестициями в туристской сфере является создание положительного имиджа страны, восстановление доверия со стороны отечественных и иностранных инвесторов.
Полученные результаты
Нами предлагается система мероприятий в контексте создания благоприятной инвестиционной среды в туристской сфере: установление ставки налога на прибыль для приоритетных направлений деятельности (въездной и внутренний туризм) - 12,5%, для пассивных доходов (выездной туризм) - 25%; освобождение от налога средств, инвестированных в строительство или реконструкцию туристских объектов; предоставление фирмам, ориентированным в своей деятельности на въездной и внутренний туризм, льготных инвестиционных кредитов на срок до 10 лет с процентной ставкой 3% с компенсацией разности в процентных ставках государством; налаживание системы страхования инвестиций в сфере туризма и др.
Обострение целого комплекса экономических, политических, правовых, организационных и социальных проблем лежит в основе формирования неблагоприятных
87,88,89,90,91 т^
условий для инвестиционной деятельности . В таких условиях нерационально
рассчитывать лишь на рыночный механизм, который, будучи саморегулирующей системой, в кризисной ситуации не может автоматически обеспечить эффективность инвестиционных процессов.
Необходимо сформировать комплексную политику государственного регулирования инвестиций в туристской сфере на государственном и региональном уровнях. Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена, прежде всего, на развитие внутреннего инвестиционного потенциала. Внутренние инвестиционные потоки должны направляться в секторы экономики, представляющие наибольший интерес для страны.
В туриндустрии целесообразно вкладывать инвестиции в реконструкцию, модернизацию устаревших туристских баз, отелей. При строительстве отелей и принятии решения об их вместительности необходимо применять дифференцированный подход, учитывая расчёты коэффициента туристской неоднородности территорий Российской Федерации.
87 Codice di autoregolamentazione delle imprese-turistiche. URL: http://www.navyonepal.com/download/eng-all-info-varie/ITA-TOURISM-Codice-di-autoregolamentazione-delle-imprese-turistiche.pdf (дата обращения: 15.02.2016)
88 Evaluating a territory's touristic potential. URL: http://ec.europa.eu/agriculture/rur/leader2/rural-en/biblio/touris/metho.pdf (дата обращения: 11.02.2016)
89 Indicators of Sustainable Development for Tourism Destinations. Madrid: WTO. 2014. 514 p.
90 ITB World Travel Trends Report 2014/15. URL: http://www.itb-berlin.de/media/itbk/itbk_media/ it-k_pdf/ WTTR_Report_2015_web.pdf (дата обращения: 15.02.2016)
91 Planning for a Natural and Healthy Environment. URL:
http://www.communities.gov.uk/publications/planningandbuilding/naturalenvironmentconsultation (дата обращения: 10.02.2016)
Государственную инвестиционную политику в туристской сфере можно рассматривать как совокупность экономических, политических, правовых и организационных мероприятий органов государственной власти, направленных на организацию инвестиционных процессов и обеспечение полноценного функционирования туристской индустрии. При формировании государственной инвестиционной политики необходимо учитывать внешнеэкономическую, денежно-кредитную, инновационную и бюджетно-налоговую составляющие.
Туризм имеет огромный потенциал развития и, как показывает опыт многих успешных стран, может выступать фактором экономического роста национальной экономики (в развитых странах доходы от туризма составляют 4-20% ВВП). Также туризм имеет важное социальное и экономическое значения, и потому, развиваясь быстрыми темпами, он увеличивает доходы, создает новые рабочие места, обеспечивает рост уровня жизни населения. Кроме того, он уменьшает социальное напряжение даже во времена экономических кризисов.
Исследования показывают, что туристские услуги в России имеют низкий уровень конкурентоспособности (доля туристского бизнеса в ВВП не превышает 1,5%). К основным проблемам, которые тормозят дальнейшее развитие туристской сферы можно отнести: устаревшую инфраструктуру средств размещения туристов, отсутствие эффективного механизма содействия вложению средств в развитие туристской инфраструктуры, недостаточную емкость платежеспособного внутреннего спроса, несовершенство правового регулирования в сфере управления развитием туризма на региональном и местном уровнях, отсутствие эффективной системы подготовки и использования кадров в туристской индустрии.
Индустрия туризма Российской Федерации нуждается в совершенствовании управления развитием в направлениях: изменения структуры услуг по преимущественно выездному туризму на въездной и внутренний, государственной финансовой поддержки депрессивных регионов, формирования региональных туристских комплексов.
В настоящее время целесообразно для депрессивных регионов признать приоритетными развитие культурно-исторического, экологического, зеленого туризма и обеспечить их государственную финансовую поддержку. Для характеристики деятельности государства в части поддержки развития туризма нами предлагается использовать коэффициент туристской неоднородности территорий (количество въездных и внутренних туристов на 1 тыс. км2).
Для обеспечения надлежащего финансирования государством, стимулирования развития въездного и внутреннего туризма важным мероприятием может стать создание системы региональных туристских кластеров. Мы согласны с Ю.В. Жилковой, В.В. Бритвиной, С.Е. Седенковым в том, что основой кластера в сфере туризма может являться как объект инфраструктуры, так и объект интереса туристов. Главное условие развития кластера - наличие маршрутов и потоков туристов [2, с. 152].
Основным источником инвестиций в туристский сектор, как правило, остаются собственные средства предприятий и организаций, доля которых на данное время недостаточна даже для поддержания простого воспроизводства, доля государственного сектора в инвестировании незначительна, объемы иностранных инвестиций особенно не влияют на развитие туристской сферы, кредитно-банковская система не является активным субъектом кредитования туристской индустрии.
На основе проведённого исследования нами предлагается матрица функционального распределения системы управления инвестициями (табл.).
Таблица - Матрица функционального распределения системы управления инвестициями в туризме
Функции инвестиционной деятельности Функции управления Источника и входные потоки ресурсов Обеспечение достижения результатов и эффективности Управление использованием инвестиционных ресурсов
10 20 30 40 50 60 70 80 90
1 планирование 101 201 301 401 501 601 701 801 901
2 прогнозирование 102 202 302 402 502 602 702 802 902
3 организация 103 203 303 403 503 603 703 803 903
4 регулирование 104 204 304 404 504 604 704 804 904
5 мотивация 105 205 305 405 505 605 705 805 905
6 контроль 106 206 306 406 506 606 706 806 906
7 учёт 107 207 307 407 507 607 707 807 907
8 анализ 108 208 308 408 508 608 708 808 908
Каждый элемент матричной системы должен отвечать следующим функциям: планированию, прогнозированию, организации, регулированию, мотивации, контролю, учёту, анализу. Каждый столбик матрицы должен отвечать определенной подсистеме управления функцией инвестиционной деятельности. Первой группой функциональных подсистем (10-40) являются источники и входные потоки ресурсов (материальные и энергетические, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и их использование).
Ко второй группе (50-70) необходимо относить подсистемы обслуживания оборудования и сооружений, а также развитие технической базы инвестиционной
системы). Задачи третьей подсистемы (80-90) должны включать управление использованием инвестиционных ресурсов (обслуживание инвестиционной деятельности, маркетинг).
Рост объёмов инвестиций в сферу услуг в целом, а особенно в сферу туризма, возможен лишь при реализации принципа диверсификации источников инвестиционных ресурсов. Его реализация должна предусматривать, во-первых, использование разнообразных (в т.ч. инновационных, венчурных для реализации рискованных инвестиций) форм финансирования, во-вторых, приоритетность для туристской отрасли схем общего финансирования (в т.ч. из смешанных источников), в-третьих, необходимость привлечения государственного финансирования из всех уровней государственного управления (национального, регионального и местного) и для реализации разнообразных целевых программ.
Исследования [3-5] позволили разработать комплексную модель обеспечения конкурентоспособности туристской индустрии, которая учитывает системное действие инвестиционных факторов, гарантирующих функционирование и развитие экономических субъектов на горизонтальном уровне (технологии, инфраструктура, конкуренция, спрос, сопредельные отрасли и т.д.). Данные факторы включены в единую вертикаль управления (национальная экономика - туристская сфера - региональный туристский комплекс -туристское предприятие) и подчинены стратегической цели - обеспечению конкурентоспособности туристской сферы в системе национальной экономики Российской Федерации (рис.).
Предложенная модель может стать одним из инструментов разработки стратегии развития туристской сферы в Российской Федерации на основе максимизации различных факторов, что станет решающим условием обеспечения устойчивого развития национальной экономики и формирования её конкурентных преимуществ.
В условиях почти полной коммерциализации туристской сферы государство должно развивать социальный туризм и создавать условия для привлечения к потреблению туристского продукта широких слоев населения, в первую очередь детей, студентов, молодёжи, людей преклонного возраста, инвалидов и т. п.
Развитие социального туризма может оказать содействие эффективному внедрению государственной политики социализации молодёжи как совокупности форм, методов и направлений государственного влияния на неё и совершенствования процесса социализации молодого поколения в интересах сохранения и развития человечества на основе общих ценностей.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТУРИСТСКОИ ОТРАСЛИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Рисунок - Комплексная модель обеспечения конкурентоспособности
туристской индустрии
Всё это обусловило необходимость введение в научное обращение понятия «социализации туризма», под которым мы понимаем государственную политику, направленную на создание условий для привлечения широких слоев населения к активному и стабильному потреблению туристских услуг.
Эффективное регулирование туристской сферы также нуждается в научном и методическом обеспечении. Тем не менее отечественная наука о туризме, равно как и
предмет, ещё молодая. Туристская политика должна быть направлена на координацию развития туризма, в частности, на защиту туристов и их свободного передвижения, а также гармонизацию правил деятельности в индустрии туризма.
Принципами современной туристской политики должны стать децентрализация, делегирование полномочий органам местного самоуправления, поддержка местных инициатив, развитие всех форм социального туризма, принцип всестороннего сотрудничества между властью и предпринимателями в сфере туризма.
Одной из важнейших проблем развития туристской сферы является отсутствие существенной государственной поддержки местных инициатив, касающихся туризма. Однако максимального эффекта в развитии туризма можно достичь лишь при условиях сотрудничества органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных и профессиональных организаций и предпринимательских структур.
Анализ проблем курортной сферы Российской Федерации свидетельствует о необходимости реорганизации всей системы и изменения механизмов управления на государственном, региональном и местном уровнях.
Лишь с изменением методологических подходов государство сможет разработать новые концепции развития как самих курортов, так и санаторно-курортного обслуживания населения. В дальнейшем на базе этих концепций необходимо разработать программу стратегического развития этой сферы с углублением специализации курортов и обязательным чётким определением прав собственности.
Обеспечение устойчивого развития туристской индустрии в значительной мере должно базироваться на модернизации инфраструктуры туристской и курортно-рекреационной сферы. С этой целью необходимо ввести специальный инвестиционный режим для содействия строительству и реконструкции отелей и других объектов туристской инфраструктуры, что будет побуждать иностранных и отечественных инвесторов вкладывать средства в туристскую индустрию.
Вместе с тем необходимо внедрение практики прямого финансирования из государственного и местных бюджетов мероприятий по развитию туристской инфраструктуры, в частности, обустройству маршрутов, мест для отдыха в лесах и горных районах, общественных пляжей, обзорных площадок, центров туристской информации, информационных стендов на дорогах и т.п.
Условием регионального развития туризма является чёткое распределение полномочий между центральными и региональными отраслевыми органами власти, а также между органами исполнительной власти и местного самоуправления. Необходимо
делегировать органам местного самоуправления полномочия, касающиеся развития местного туризма: создание региональных туристских корпораций, туристских информационных центров, развитие инфраструктуры, привлечение инвестиций.
Эффективному осуществлению делегированных полномочий может оказывать содействие рабочая группа специалистов, созданная на уровне центрального органа исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы туристской сферы. Она на основе нормативно-правовой базы и с учётом зарубежного опыта будет разрабатывать конкретный план мероприятий по каждому отдельному туристскому региону.
Проведённый анализ свидетельствует, что самостоятельное развитие туризма без государственного влияния привело практически к монополии коммерческих форм. С целью снижения социального напряжения в отрасли и в обществе в целом необходимо внедрить государственную политику социализации туристской индустрии. Основные выводы
Учитывая опыт государственной поддержки развития социального туризма в зарубежных странах, нами определены наиболее действенные механизмы социализации туристской индустрии в Российской Федерации:
-законодательные - разработка и принятие различных законодательных актов, касающихся развития специализированной туристской инфраструктуры (для инвалидов, родственного отдыха, студентов и т.п.);
-обеспечение условий для привлечения к активному потреблению туристских услуг инвалидов и других категорий граждан, развитие недорогих видов отдыха: туров в выходной день, экскурсий, сельского зеленого туризма, агротуризма;
-введение дифференцированных тарифов на транспортные услуги для иностранных студентов, скидки на размещение, питание, страхование, туристские услуги);
-поддержка культурного обмена между молодёжью и детьми разных стран, в частности, через создание международных лагерей, центров экологического туризма (волонтёрских лагерей), университетов и языковых школ, проведение международных конкурсов, олимпиад, фестивалей;
-содействие развитию специализированной инфраструктуры и сопутствующих услуг, рассчитанных на потребности молодёжного туризма и культурного обмена
(кемпинги, информационные службы, справочная литература, лагеря, хостелы и т.п.), приоритетным направлением может стать развитие системы недорогих отелей;
-создание условий для сезонного трудоустройства молодёжи в туристской сфере (сезонные биржи труда, содействие привлечению молодёжи к сезонным работам), системы льготного кредитования для студентов и молодёжи с целью участия в туристских и обменных программах (льготный процент на кредит, небольшой залог);
-разработка, внедрение и популяризация системы отпускных чеков для работников коммерческих структур, нуждающихся в дополнительной защите, наподобие профсоюзных туристских путёвок для работников бюджетных учреждений;
-привлечение к развитию социального туризма органов местного самоуправления и внедрение механизмов стимулирования предпринимателей относительно развития социального туризма (например, предоставление определенных налоговых льгот, преференций).
Указанные мероприятия должны стимулировать туристский и культурный обмен между молодёжью и студентами разных стран мира, оказывать содействие государственной политике повышения социальной активности молодёжи, формировать благоприятный имидж государственных органов, сделать страну открытой в рамках всего мирового общества.
Литература
1. Бушуева И.В. Управление сервисом на уровне региона: кластерный подход [Электронный ресурс] // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - № 8 (55). URL: http://electronic-journal. rguts. ru/index. php?do=cat&category=2014_8 (дата обращения: 06.04.2016).
2. Жилкова Ю.В., Бритвина В.В., Седенков С.Е. Кластерный подход в туризме // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2013. - № 1. -С.151-154.
3. Лебедев К. А. Организационно-экономические и информационные пути развития туристско-оздоровительного комплекса // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2015. - Т. 9, № 2. - С. 123-127.
4. Лебедев К.А. Совершенствование государственного регулирования в сфере туризма // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2014. - № 24. -С.139-141.
5. Лебедева О.Е. Перспективы развития детско-юношеского туризма // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2014. - № 24. - С. 141-144.
6. Насырова Л.А., Макаренко З.В. Перспективы обучения студентов высшей школы дополнительным профессиям в сфере гостеприимства // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 3. - С. 175-177.
7. Платонова Н.А., Вапнярская О.И. Формирование концептуальных и методологических основ сервисного аудита [Электронный ресурс] // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - № 7 (45). URL: http://electronic-iournal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2013 7 (дата обращения: 05.04.2016).
8. Федулин А.А., Багдасарян В.Э. Сервис и национальная безопасность России [Электронный ресурс] // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - № 2 (40). URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2013_2 (дата обращения: 07.04.2016).
9. Федулин А.А., Гаврилов А.Ю., Новикова Н.Г. Современные подходы к определению ресурсного потенциала туризма // Сервис plus. - 2012. - № 1. - С. 38-44.
10. Чикова О.М., Харитонова Т.В. Социальная направленность сферы услуг [Электронный ресурс] // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - № 10 (37). URL: http://electronic-iournal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2012 10 (дата обращения: 04.04.2016).
SCIENTIFIC AND PRACTICAL ASPECTS OF INVESTMENT AND SOCIAL DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE RUSSIAN FEDERATION
Lebedev Konstantin, PhD (Doctor of Sciences) in Economics, Professor,
Lebedeva Ol'ga, PhD in Economic sciences, Associate Professor, [email protected]
Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation
The scientific and practical problems of investment and social development of the tourist industry are investigated. The analysis of condition and tendencies of investment processes development in tourism branch is carried out, as well as priority directions of investment in the national industry of tourism are revealed.
It is established that successful development of the tourism industry is impossible without active influence of the state on conditions of its functioning. Participation of the state will consist in development of the actions containing the following: establishment of tax privileges, protection against the double taxation; sale, rent of the ground or objects of infrastructure
priced below market rates; direct grants, granting of guarantees under investments with the purpose of attraction of foreign investors.
The system of actions in context of creation of the favorable investment environment in tourism sphere is offered. It include establishment of the rate of profit tax for priority directions of activity (incoming and internal tourism); tax exemption of means invested in construction or reconstruction of tourism objects; credit relaxation for making investments with indemnification of difference in rates by the state for firms focused on incoming and internal tourism; adjustment of investment insurance system in tourism and so forth.
Complex model of maintenance of tourism industry competitiveness, which takes into account system action of the investment factors providing functioning and development of economic subjects at horizontal level (technologies, infrastructure, competition, demand, adjacent branches), is developed. The given factors are included in uniform vertical of management (national economy - tourism - regional tourist complex - tourism enterprise) and are subordinated to the strategic purpose - to maintenance of tourism sphere competitiveness in system of national economy of the Russian Federation.
It is proved that maintenance of steady development of the tourism industry appreciably should be based on infrastructure modernization of tourism and recreational sphere. It is necessary to introduce the special investment mode for assistance to construction and reconstruction of hotels and other objects of a tourism infrastructure that will induce foreign and domestic investors to put means in the tourism industry.
Keywords: investment activity, tourism, infrastructure, social development
References:
1. Bushueva I.V. Upravlenie servisom na urovne regiona [Service management at the regional level: the cluster approach] // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2014. № 8(55). Pp. 141-151.
2. Zhilkova Yu.V., Britvina V.V., Sedenkov S.E. Klusterniy podhod v turizme [Cluster approach in tourism] // Vestnik akademii detsko-unoscheskogo turizma i kraevedeniya [Bulletin of Academy of children and youth tourism and local lore study]. 2013. № 1. Pp. 151-154.
3. Lebedev K.A. Organizacionno-ekonomicheskie i informacionnue puti razvitiya turistsko-ozdorovitelnogo kompleksa [Organizational, economic and information ways of the tourist and recreation complex development] // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Ekonomika i menedzhment [Bulletin of South Ural State University, Series "Economics and Management"]. Vol. 9. 2015. № 2. Pp. 123-127.
4. Lebedev K.A. Soverschenstvovanie gosudarstvennogo regulirovaniya v sfere turizma [Improving the state regulation in tourism] // Strategiya ustoychivogo razvitiya regionov Rossii [Sustainable development strategy of the Russian regions]. 2014. № 24. Pp. 139-141.
5. Lebedeva O.E. Perspektivy razvitiya detsko-junoscheskogo turizma [Development prospect of children and youth tourism]. // Strategiya ustoychivogo razvitiya regionov Rossii [Sustainable development strategy of the Russian regions]. 2014. № 24. Pp. 141-144.
6. Nasyrova L.A., Makarenko Z.V. Perspektivu obucheniya studentov vusschey schkolu dopolnitelnum professiyam v sfere gostepriimstva [Prospects of higher school students' additional vocational training in the field of hospitality] // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija [The theory and practice of social development]. 2015. № 3. Pp. 175-177.
7. Platonova N.A., Vapnyarskaya O.I. Formirovanie konceptualnuh i metodologicheskih osnov servisnogo audita [The formation of the conceptual and methodological basis of service auditing] // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2013. № 7(45). Pp. 3-13.
8. Fedulin A. A., Bagdasaryan V.E. Servis i nacionalnaya besopasnost Rossii [Service and national security Russia] // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2013. № 2(40). Pp. 5-22.
9. Fedulin A.A., Gavrilov A.J., Novikova N.G. Sovremennue podhodu k opredeleniyu resursnogo potenciala turizma [Modern approaches to determine the resource potential of tourism] // Service plus. 2012. № 1. Pp. 38-44.
10. Chikova O.M., Kharitonova T.V. Socialnaya napravlennost sferu uslug [Service sector social orientation] // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad] 2012. № 10 (37). Pp. 24-35.