Реализация инвестиционных проектов в создание туристской инфраструктуры с привлечением средств федеральной целевой программы на примере Алтайского края
г-
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
Королёв Николай Вадимович
заместитель руководителя, Федеральное агентство по туризму, [email protected]
Хань Сюемэй
аспирант, Государственный университет управления, [email protected]
Статья раскрывает вопросы формирования инвестиционной политики при создании объектов туристской инфраструктуры Алтайского края, представляющего собой уникальный регион, обладающий богатыми туристскими ресурсами. Описан опыт Алтайского края по созданию туристских кластеров «Белокуриха» и «Золотые ворота». Рассмотрены результаты привлечения бюджетных и частных средств для создания двух крупных инвестиционных проектов, их цели и задачи. Приведены перечень объектов туристической и обеспечивающей инфраструктуры, создающихся в рамках инвестиционных проектов, планы и стадии реализации данных проектов, плановые и фактические финансовые показатели инвестиционных проектов. Представлен прогноз развития туристической отрасли Алтайского края с учетом вклада инвестиционных проектов туристско-рекреационных кластеров «Бело-куриха» и «Золотые ворота». Авторы статьи делают вывод об эффективности применения программно-целевых инструментов. Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, туризм, туристско-рекреационные кластеры, Алтайский край.
Алтайский край представляет собой уникальный регион, обладающий богатыми туристскими ресурсами. Природа, самобытность, культура, традиции, развитая инфраструктура делают этот регион желанной дестинацией как для россиян, так и для некоторых иностранцев.
В Алтайском крае активно развивается экологический туризм [1]. Алтайский заповедник, Катунский заповедники, трехкилометровая охранная полоса вокруг Телецкого озера, природный парк Белуха и зона покоя Укок в совокупности образуют объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, именуемый Алтай - Золотые горы. На территории края существует 33 заказника, утверждено 100 памятников природы, из них 54 геологических, 31 водный, 14 ботанических и 1 комплексный. В настоящее время принято решение о создании в крае Кулундинского и Тигирекского государственных заповедников.
Ежегодно в Алтайский край приезжает более миллиона не только российских, но и иностранных туристов. Популярностью у отдыхающих пользуются город-курорт Белокуриха, туристический центр вокруг озера Ая, особая экономическая зона турис-тско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», озеро Яровое, Завьяловские и Романовские озера, озера Егорьевского района, Горная Колывань, Горный Чарыш. Часть этих объектов объединены брэндовым маршрутом «Малое Золотое кольцо Алтая». Алтайский край в силу своего уникального геополитического положения, богатой истории и накопленного туристского опыта может рассматриваться одной из наиболее привлекательных российских дестинаций в сфере событийного туризма [2].
Интенсивное развитие лечебно-оздоровительного туризма на Алтае связано с использованием уникальных местных природных лечебных факторов. Территория обладает наилучшими климатическими условиями в Сибирской части страны. Самой большой достопримечательностью Алтая является его природа. Водные ресурсы представлены многочисленными реками (Обь, Катунь, Бия, Чарыш, Чемал, Алей, Сема, Ануй и др.) и пресными и солеными озерами с илово-сульфидными и сапропелевыми грязями (Телецкое, Мультинские озера, Кулундинское, Большое и Малое Яровое, Горькое и др.). Купание на соленых озерах и грязелечение особенно привлекательны для туристов и используются в лечении заболеваний кожи и опорно-двигательного аппарата. Подземные воды с содержанием ионов серебра и селена представлены известными источниками «Серебряный ключ», «Железистый», «Асонов ключ», вода которых используется в лечении заболеваний урогенитального тракта и пищеварительной системы. На территории Алтая произрастает 2200 видов растений, из них 913 - лекарственных [4].
Природные и социально-экономические ресурсы Алтайского края способны обеспечить развитие различных направлений гастрономического туризма, не только в рамках отдельных видов туризма, но и создание самостоятельных туристских продуктов. Край характеризуется высоким уровнем развития сельского хозяйства и пищевой промышленности. Местные продукты широко используются при организации и проведении туристских маршрутов, при обслуживании отдыхающих в санаторно-курортном комплексе. В рамках брендовых маршрутов «Малое Золотое кольцо Алтая», «Большое Золотое кольцо Алтая», «Казачья подкова» предлагаются блюда с местным колоритом, происходит знакомство с местной гастрономической культурой. Это в большей мере характерно для маршрута «Казачья подкова», где казачье застолье выступает как один из главных элементов турпродукта. В Алтайском крае гастрономический туризм активно развивается в рамках сельского туризма, который предполагает временное пребывание туристов в сельской местности, в том числе с целью дегустации местной кухни и продуктов, производимых в этом регионе. Сегодня в сельских усадьбах можно не только попробовать свежую продукцию, но и поучаствовать в ее приго-
товлении и консервировании. В настоящее время более чем в 20 муниципальных районах региона гостевыми домами оказываются услуги по сельскому туризму. Сельские туры, интересные своей кулинарной составляющей, дают возможность через еду и продукты погрузиться в повседневную жизнь сельской местности, приобщиться к традициям национальной культуры [6]. Всем известны алтайские травы, мед, сыр и пшеница [9].
Также в Алтайском крае актуальна тематика культурно-познавательного туризма. С регионом связаны имена многих известных личностей: Н. Рерих, В, Шукшин, Г. Титов, М. Калашников, И. Пырьев, В. Золотухин, М. Евдокимов и др. На территории края есть несколько уникальных объектов, соответствующих международному уровню значимости: ленточные боры, место образования реки Оби, Денисова пещера, «Царица ваз», паровая машина И.И. Ползунова, Сростки - родина В.М. Шукшина, Курья - родина М.Т.Калашникова, курорт Белокуриха [12, 13].
Однако природные факторы не только способствуют развитию туризма, но и могут оказывать негативные последствия, повышая риски инвесторов. Так, мощные реки становятся причиной весенних и летних наводнений [10].
В работе О.С. Стрижовой, Н.Н. Праз-дниковой приведены данные опроса туристов, демонстрирующего ключевые проблемы в развитии туризма в регионе [12]. Было опрошено более 200 респондентов. В целом можно сказать, что Алтайский край привлекателен для туристов, у него есть своя потенциальная аудитория. Подавляющее большинство респондентов хотя бы раз отдыхали в регионе (74 %), из них практически каждый второй стабильно отдыхает на территории края минимум раз в год. Однако все респонденты отмечают наличие определенного числа проблем, сдерживающих развитие туризма в регионе. Первое место заняла проблема туристской инфраструктуры, включая неудовлетворительное качество дорог (81 %). На втором месте - проблема недостатка информации об отдыхе на территории края (63 %), и на третьем месте - цена (62 %). Похожие выводы делают и другие исследователи [5,7, 11].
Администрация края ведет активную работу по преодолению нехватки объектов туристской инфраструктуры. На территории края реализуется пять крупных инвестиционных проектов: Игорная зона «Сибирская монета», ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», и три кластера, которые вош-
ли в ФЦП «Развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (далее ФЦП): «Барнаул - горнозаводской город», «Белоку-риха-2» и «Бийск - золотые ворота Алтая» [12]. Также на территории предусмотрено создание еще восьми кластеров в муниципальных районах края и один кластер в г. Яровое. Эти проекты должны развиваться в основном за счет частных инвестиций [3].
Основной целью реализации кластерной структуры является повышение конкурентоспособности туристской отрасли в исследуемой территории на туристском рынке, при помощи создания соответствующей инфраструктуры, формирования инновационных продуктов и развития новых направлений туристских маршрутов [8]. Задачами предприятий туристской отрасли, входящих в состав кластера, является непосредственное создание привлекательного туристского продукта всесторонне удовлетворяющего потребности туристов, сохранение и поддержание высоких стандартов обслуживания. Подобный подход, учитывающий разработку новых туристских продуктов обеспечит один из основных элементов существования кластера, наличие туристских потоков.
Рассмотрим результаты привлечения бюджетных и частных средств для создания двух крупных инвестиционных проектов.
Название проекта: Туристско-рек-реационный кластер «Белокуриха»
Место расположение: Территория г. Белокуриха, Смоленского и Алтайского районов Алтайского края
Цели и задачи инвестиционного проекта
Основной целью создания туристс-ко-рекреационного кластера «Белокуриха» является расширение потенциала санаторно-курортного комплекса России, формирование нового предложения санаторно-курортных и туристско-рекреа-ционных услуг.
Задачи проекта:
- развитие внутреннего и въездного туризма путем создания современных комфортных туристских объектов, способных удовлетворить потребности самого взыскательного туриста;
- совершенствование транспортной и инженерной инфраструктуры;
- формирование новых курортных и туристических брендов;
- определение новых направлений развития санаторно-курортного комплекса и
- создание новых высокотехнологичных объектов туризма и рекреации;
- стимулирование развития материально-технической базы санаторно-курортного комплекса путем привлечения инвестиций, развитие государственно-частного партнерства;
- использование природного лечебного потенциала Алтайского края;
- популяризация оздоровительного туризма.
Перечень объектов туристической и обеспечивающей инфраструктуры, создающихся в рамках Инвестиционного проекта
Перечень объектов обеспечивающей инфраструктуры:
«Автомобильная дорога «г. Белокуриха - с. Черновая»;
«Автомобильная дорога «с. Новоты-рышкино - г. Белокуриха»;
«Подъезд к объектам ТРК «Конный двор» от автомобильной дороги «с. Но-вотырышкино - г. Белокуриха»;
«Автомобильная дорога «г. Белоку-риха - курортный субкластер «Белоку-риха-2»;
«Электроснабжение объекта турист-ско-рекреационного кластера Белокури-ха «Белокуриха-2»;
«Газопровод высокого давления до объектов курортного субкластера «Бело-куриха-2» и туристского субкластера «Сибирское подворье». 1-й этап строительства»;
«Газопровод высокого давления до объектов курортного субкластера «Бело-куриха-2» и туристского субкластера «Сибирское подворье». 2-й этап строительства»;
«Сети водоснабжения и водоотведе-ния до объектов субкластера «Белокури-ха-2» туристско-рекреационного кластера «Белокуриха».
Перечень объектов туристской инфраструктуры
В Смоленском районе Алтайского края: туристский субкластер «Сибирское подворье», включающий туристский комплекс «Ранчо Простоквашино»; пруд «Живая рыба»; туристский комплекс «Парк животных ледникового периода»; турис-тско-развлекательный комплекс «Конный двор»; Комплекс апарт-отелей «Сибирская деревня»; «Родник Алтая» - цех по розливу воды.
В городе Белокуриха: Курортный субкластер «Белокуриха-2»; Туристско-раз-влекательный комплекс «Водный мир»; Санаторий «Зори Алтая»; Гостиница «Радуга»; Проект «Сандуны Алтай»; Расширение санатория «Алтай West»; Оздоро-
0 3
В
S
ff
2 е
7
г-
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
вительный центр санатория «Марьино»; Бизнес-отель, спортивно-оздоровительный комплекс санатория «Россия», туристская база «Таежная заимка «Лесная сказка»; Конгресс-центр и кафе; Автосервис «Автомобильный»; Торгово-гостиничный комплекс по ул. Мясникова, 15; Реконструкция санатория «Эдем»; Многофункциональный гостиничный комплекс по ул. Славского, 41; Два торгово-развлекатель-ных центра Торгово-выставочный центр; Торгово-гостиничный комплекс.
В Алтайском районе Алтайского края: Белокуриха АВИА - аэропорт; Лечебно-оздоровительный комплекс «Долина Алтая».
Календарный план реализации проекта: 1 этап - 2011 - 2018 годы; 2 этап - 2019 - 2025 годы. В табл. 1 приведены плановые и фактические финансовые показатели инвестиционного проекта.
Современная стадия реализации проекта
За время реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» в туристско-рекреационном кластере «Белокуриха» введены в эксплуатацию следующие объекты:
автомобильная дорога «г. Белокуриха - с. Черновая» (1,6 км);
автомобильная дорога «с. Новоты-рышкино - г. Белокуриха» (9,5 км);
подъезд к объектам ТРК «Конный двор» от автомобильной дороги «с. Но-вотырышкино - г. Белокуриха (0,5 км);
автомобильная дорога «г. Белокури-ха - курортный субкластер «Белокури-ха-2» (7,7 км).
Завершаются работы по созданию сетей газоснабжения до туристского субкластера «Сибирское подворье», ведутся работы по сетям электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения к курортному субкластеру «Белокуриха-2».
В рамках формирования туристкой инфраструктуры на территории ТРК «Белокуриха» на сегодняшний день построен туристский комплекс «Сибирское подворье», в состав которого входят туристские комплексы «Конный двор», «Ранчо Простоквашино», «Парк животных ледникового периода» с объектами размещения, питания и развлечения. Территория «Сибирского подворья» является популярной площадкой для проведения событийных мероприятий региона, форумов, выставок, фестивалей. В рамках проекта «Сандуны-Алтай» создан комп-
Таблица 1
Объемы финансирования туристско-рекреационного кластера «Белокуриха» по их источникам с разбивкой на плановый и фактический (в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы) (млн. руб.) *на 2017 - 2018 годы в плановых показателях предусмотрены указанные суммы для выполнения условий ФЦП по софинансированию мероприятий в полном объеме (закрытие долгов прошлых лет)
Источник Федеральный Ко нсолиди рован н Внебюджетны Итого
финансирования бюджет ый бюджет с источники
Алтайского края
2011 план 150,0 26,5 456,0 632,5
факт 150,0 10,9 348,9 509,8
2012 план 178,0 31,4 534,0 743,4
факт 178,0 42,1 100,5 320,6
2013 план 336,8 51,8 1563,0 1951,6
факт 336,8 19,6 333,9 690,3
2014 план 245,5 86,5 1313,0 1645,0
факт 245,5 53,9 542,4 841,8
2015 план 454,2 82,9 1050.0 1587,1
факт 454,2 46,2 308,9 809,3
2016 план 447,8 112,0 620,0 1179,8
факт 447,8 29,6 620,7 1098,1
2017 план - 163,3* 300,0* 463,3*
факт - 1,4 84,4 85,5*
2018 план - 25,5*- 2980,7* 3006,2*
факт - - - -
всего план 1812,3 391,1 5536,0 7739,4
факт 1812,3 203,7 2255,3 4271,3
лекс «Золото Алтая» (на территории, граничащей с туристским комплексом «Сибирское подворье»), а также в г. Белоку-рихе открыт хостел «Горница Сандуны Алтай» на 60 мест размещения. Действует загородный парк-отель «Алтай^гееп» на 34 места размещения (недалеко от туристского комплекса «Сибирское подворье»).
Открыт туристический комплекс «Рыбацкая деревня» (на его территории размещены - пруд, домики для отдыхающих, объекты оздоровления, кроме того, цех по выращиванию форели, что способствует развитию спортивной рыбалки, гастрономического туризма). Открыт бизнес-отель «Россия» на 56 мест размещения и спортивно-оздоровительный комплекс, построена туристическая база «Лесная сказка» с горнолыжными трассами, открыт для посетителей ресторан французской кухни «Мишель», запущена пивоварня «Барон фон Альбрехт» с дегустационным залом, а также пекарня, открыт санаторий «Кедровый» на 35 мест размещения, создан цех по розливу лечебной минеральной воды, поставляемой во все санаторные учреждения Белокурихи, а также за пределы города-курорта, а также ряд других объектов обслуживания туристов.
В настоящий момент продолжается строительство апарт-отелей комплекса
«Сибирская деревня», входящего в состав туристского комплекса «Сибирское подворье», здания конгрессного центра, гостиницы «Радуга», двух торгово-гостинич-ных комплексов, расположенных в курортной зоне города, здания торгово-выс-тавочного комплекса (осуществляется реконструкция), а также других объектов.
Кроме того, в рамках кластера создается проект «Белокуриха-2», который является уникальным для России - впервые за последние 25 лет запланировано строительство санаторно-оздоровитель-ного комплекса с нуля, что открывает широчайшие возможности инвестирования в развитие нового курорта. Создание «Белокурихи-2» позволит увеличить места для комфортного пребывания гостей из других регионов страны, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья, предлагая услуги не имеющие аналогов на локальном рынке.
В 2016 году на территории курорта «Белокуриха-2» началось строительство историко-рекреационного комплекса «Купеческий двор», включающего в том числе ресторан на 35 персон, открытие которого запланировано на 2017 год, кроме того ведется строительство трех отелей на 42 номера, строятся пять зданий гостиниц на 104 номера, планируется строительство лечебного отделения,
Таблица 2
Прогноз развития туристической отрасли Алтайского края с учетом вклада инвестиционного проекта туристско-рекреационного кластера «Белокуриха»
Индикаторы и показатели Единица измерения Прогноз до 2025 года
Численность граждан России, размещенных в коллективных средствах размещения млн. человек 1,92
Численность иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию с туристскими целями И размещенных В коллективных средствах размещения млн. человек 0,06
Площадь номерного фонда коллективных средств размещения тыс. кв. метров 243,00
Инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временно]« проживания) млн. рублей 2300,00
Количество койко-мест в коллективных средствах размещения тыс. единиц 40,00
Количество работающих в коллективных средствах размещения тыс. человек 10,45
Количество работающих в туристских фирмах тыс. человек 0,94
Объем платных туристских услуг, оказанных населению млрд. рублей 6,33
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения млрд. рублей 2,673
кафе, зданий шести гостиниц на 140 номеров. Начинается создание горнолыжного комплекса на горе Мишина, включающего две трассы, бугельный подъемник, кафе, парковку. Планируется запустить комплекс к горнолыжному сезону 2017-2018 годов.
Потребность в кадровых ресурсах в связи с реализацией проекта и пути решения данной задачи
Проект предполагает создание 3322 дополнительных рабочих мест. Сегодня в Алтайском крае сформирована система многоуровневой подготовки специалистов в сфере туризма различной квалификации, начиная с контактного персонала и заканчивая уровнем высшего менеджмента. В четырех вузах Алтайского края ведется подготовка специалистов для туристической отрасли. В 2015-2016 году в высших учебных заведениях по туристическим специальностям обучалось порядка 1 тыс. человек, получили дипломы - 289 человек. Подготовку специалистов среднего звена осуществляют семь образовательных учреждений среднего профессионального образования. В данных учебных заведениях обучается более 900 человек и ежегодно выпускается около 250 учащихся.
Учитывая возрастающую потребность туристско-рекреационного комплекса региона в квалифицированных кадрах среднего звена для сферы тор-
говли, общественного питания, гостиничного сервиса и туризма в 2014 г. было создано краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Алтайская академия гостеприимства». Сегодня это многофункциональный центр прикладных квалификаций по направлению «Сервис и услуги», обладающий достаточной научной и образовательной базой, способный обеспечить кадровые потребности сферы туризма не только Алтайского края, но и соседних регионов. В 2015 году в г. Белокурихе открыт филиал академии.
Срок окончания работ: 2025 год.
В табл.2 приведены прогнозные оценки положительного эффекта от реализации инвестиционного проекта.
Социально-экономическая эффективность реализации инвестиционного проекта состоит в увеличении доходов бюджетной системы Российской Федерации за счет увеличения объема производства услуг в отрасли. Прогнозируется, что к 2025 году объем обязательных платежей в бюджетные и внебюджетные фонды за счет объема производства услуг в отрасли по сравнению с 2016 годом увеличится на 30 % и составит 1674,3 млн. рублей. С учетом мультипликативного эффекта вклад туристической отрасли в ВРП региона к 2025 году составит 10 %. Расчетный срок окупаемости
бюджетных инвестиций: 24 года.
Еще один инвестиционный проект, развивающийся с привлечением средств ФЦП - это автотуристский кластер «Золотые ворота».
Место расположения: территория автотуристского кластера расположена в Алтайском крае, г. Бийске на трассе Р-256 на въезде в город Бийск, в 2 км от городской черты у стелы с буквами «БИЙСК».
Курирующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, контактные данные для обращений по вопросам реализации инвестиционного проекта (телефон, электронная почта): Управление Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу.
Цель и задачи Инвестиционного проекта: создание объекта комплексного обслуживания транзитного туристского потока, следующего на Алтай, вовлечение неорганизованных туристов в процесс обслуживания, формирование современных стандартов обслуживания и их внедрение на территории города Бийска.
Задачи проекта:
- строительство новых объектов туристской и инженерной инфраструктуры, соответствующих мировым стандартам индустрии туризма;
- развитие системы рекламно-информационной поддержки автотуристского кластера;
- увеличение внутреннего и въездного туристских потоков.
Перечень объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры, создающихся в рамках Инвестиционного проекта:
Перечень объектов инженерной инфраструктуры: «Газоснабжение. Наружные сети»; «Водоснабжение. I этап»; «Электроснабжение. Сети 35 кВ»; «Кана-лизование. I этап»; «Подстанция силовая 35/10 кВ»; «Водовод II этап»; «Инженерные сети. II этап» - строительство завершится в текущем году.
Перечень объектов туристской инфраструктуры: придорожная гостиница; мотель; мини-отель повышенной комфортности; два комплекса придорожного сервиса (включающие АЗС, СТО, автомойку, автостанции, автосалон, логистический центр, подземный переход); кафе с летней верандой; кафе быстрого питания (фаст-фуд); торговый центр формата стрип-молл (региональный гипермар-кет); деловой комплекс, включающий ту-ристско-информационный центр с конференц-залом и выставочным залом,
0 À
В
S
ff
2 е
7
г-
CS
сч £
Б
ей
2 е
офис-центр, ресторан с банкетным залом, спортивно-оздоровительный развлекательный центр, банный комплекс, душевые, прачечную; историческая реконструкция Бийского острога с часовней, скульптурой и торговыми рядами; искусственный водоем и фонтан; альпийские горки и клумбы; малые архитектурные формы; парковая зона с беседками и местами под кемпинг; имиджевый объект «Золотые ворота»; общественный туалет; рекламные щиты и модули; трансформаторная подстанция; модульная котельная.
Сроки реализации проекта: 1
этап - 2011 - 2018 годы; 2 этап - 20192025 годы.
Современная стадия реализации проекта: доля выполненных работ в рамках кластера составляет 67,2%. За время реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» в автотуристском кластере «Золотые ворота» построены сети электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения, силовая подстанция и газовая котельная. В 2017 году весь комплекс инженерной инфраструктуры будет введен в эксплуатацию. В рамках создания туристской инфраструктуры открыт торгово-развле-кательный центр, центр проката и сервиса автомобилей, в стадии строительства комплекс придорожного сервиса.
В табл. 3 приведены лимиты расходов на реализацию инвестиционного проекта.
Прогноз достижения основных результатов реализации инвестиционного проекта: создан автотуристский кластер «Золотые ворота», создано 528 дополнительных рабочих мест, увеличен туристический поток на 32,8 тыс. туристов.
Из анализа видно, что бюджетные средства ФЦП составляют от 30 до 50% общего объема финансирования. Также представленные проекты имеют длительный срок окупаемости (порядка 25 лет), что делает такие проекты в глобальном понимании сложными и рисковыми с позиций частного инвестора. Использование государственно-частного партнерства позволило создавать транспортную инфраструктуру, коммуникации и инфраструктуру общего пользования, что делает туристские кластеры привлекательными для туристов.
Литература
Таблица 3
Объемы финансирования автотуристского кластера «Золотые ворота» по их источникам в соответствии с федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)»
Источник Федеральный Ко нсолидированн Виебюджетны Итого
финансирования бюджет ый бюджет е инвестиции
Алтайского края
2011 факт 131,0 23,1 114,0 268,1
2012 факт 25,0 4,4 106,5 135,9
2013 факт 52,6 7,8 233,5 293,9
2014 фаи- 87,4 23,6 195,7 296,2
2015 факт 23,6 4,4 178,1 206,1
2016 факт - - 45,0 45
2017 лимит - 8 23 31
2018 лимит - 13,8 24 37,8
всего лимит 319,6 74,6 919,8 1314
1. Алексеева И.С., Егорова Е.А. Развитие экологического туризма в Алтайском крае. В сборнике: Проблемы и перспективы развития науки в России и мире. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 7 частях.
2016. С. 203-204.
2. Бочкарева М.И. Алтайский край перспективная российская дестинация в сфере событийного туризма.//Соци-альная интеграция и развитие этнокуль-тур в евразийском пространстве. 2015. № 3-2. С. 242-247.
3. Войтенко М.В., Вегеря Е.Е. Особенности финансирования государственных программ по развитию туризма и культуры в Алтайском крае, Кемеровской и Новосибирской областях. // Международный студенческий научный вестник.
2017. № 3. С. 102.
4. Демина Е.И., Гатаулина О.В. Развитие оздоровительного туризма в Алтайском крае и Республике Алтай за период 2004-2014 гг. // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2015. Т. 10. № 1. С. 284-287.
5. Носкова О.Г., Аветисян С.Т., Орлова В.А. Развитие туризма в Алтайском крае. // Экономика и социум. 2016. № 11-1 (30). С. 968-970.
6. Отто О.В., Редькин А.Г. Современное состояние развития гастрономического туризма в Алтайском крае. // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2015. № 4 (2). С. 99-103.
7. Праздникова Н.Н., Прудникова Н.Г., Стрижева О.С. Анализ развития сферы туризма в Алтайском крае. Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2017. № 9 (155). С. 53-60.
8. Рего Н.П., Дубинин И.С., Чумачева Е.А., Козил В.Н. Кластер как основа развития туризма в Алтайском крае. // Науч-
ный альманах. 2016. № 10-1 (24). С. 269272.
9. Скрипко Е.Э. Состояние развития гастрономического туризма в Алтайском крае. В сборнике: Проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства: опыт и инновации сборник материалов II Международной студенческой научно-практической интернет-конференции. Ответственный редактор В. В. Лиханова. 2016. С. 155-159.
10. Соснин В.С. Наводнения как угроза для устойчивого развития туризма в Алтайском крае. В сборнике: Туризм на Алтае глазами молодых исследователей материалы VI научно-практической конференции. 2016. С. 111-116.
11. Стрижова О.С. Анализ развития внутреннего туризма в Алтайском крае. В сборнике: Проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства: опыт и инновации сборник материалов II Международной студенческой научно-практической интернет-конференции. Ответственный редактор В. В. Лиханова. 2016. С. 159-162.
12. Стрижова О.С., Праздникова Н.Н. Современное состояние, проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в Алтайском крае // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2015. № 4 (2). С. 110-114.
13. Труевцева О.Н. Музейный потенциал развития туризма в Алтайском крае. В сборнике: Лингвокультурное пространство туристического дискурса: универсальные, национальные и региональные приоритеты и направления Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 162-166.
14. Черниговский Н., Лебедев Г., Пе-кушкина Д.В. Перспективы развития сельского туризма в Алтайском крае. В сборнике: Молодежь и общество: стратегии развития в условиях социально-экономи-
ческих преобразований Москва, 2016. С. 54-60.
15. Якименко Е.А. Потенциал развития туристского кластера в степной зоне Алтайского края. В сборнике: Проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства: опыт и инновации сборник материалов II Международной студенческой научно-практической интернет-конференции. Ответственный редактор В. В. Лиханова. 2016. С. 121-124.
Realization of investment projects in creation of tourist infrastructure with attraction of means of the federal target program on an example of Altay territory Korolev N.V., Han Xuemei Federal Agency for Tourism, State University of
Management The article reveals the issues of forming an investment policy for the creation of tourist infrastructure facilities in the Altai Territory, which is a unique region with rich tourist resources. The experience of the Altai Territory in the creation of tourist clusters "Belokurikha" and "Golden Gate" is described. The results of attraction of budgetary and private funds for creation of two large investment projects, their goals and tasks are considered. The list of objects of tourist and providing infrastructure, created within the framework of investment projects, plans and stages of implementation of these projects, planned and actual financial indicators of investment projects are given. The forecast of the development of the tourist industry of the Altai Territory is presented taking into account the contribution of investment projects of tourist and recreational clusters "Belokurikha" and "Golden Gate". The authors of the article draw a conclusion about the effectiveness of the application of program-target tools.
Key words: investment, investment policy, tourism, tourist and recreational clusters, Altai Territory. References
1. Alekseeva IS, Egorova EA Development of
ecological tourism in the Altai Territory. In the collection: Problems and prospects for the development of science in Russia and the world. The collection of articles of the international scientific-practical conference: in 7 parts. 2016. P. 203-204.
2. Bochkareva M.I. Altai Krai is a promising Russian
destination in the field of event tourism. / / Social integration and development of ethno-cultures in the Eurasian space. 2015. № 3-2. Pp. 242-247.
3. Voitenko MV, Vegerya E.E. Features of financing
state programs for the development of tourism and culture in the Altai Territory, Kemerovo and Novosibirsk regions. // International student scientific bulletin. 2017. No. 3. P. 102.
4. Demina EI, Gataulina O.V. Development of health
tourism in the Altai Territory and the Altai Republic for the period 2004-2014. // Health - the basis of human potential: problems and ways to solve them. 2015. 10. 10. № 1. P. 284-287.
5. Noskova OG, Avetisyan ST, Orlova VA Development
of tourism in the Altai Territory. // Economy and society. 2016. No. 11-1 (30). Pp. 968970.
6. Otto OV, Redkin AG The current state of the
development of gastronomic tourism in the Altai Territory. // Science and tourism: interaction strategies. 2015. No. 4 (2). Pp. 99-103.
7. NI Feodnikova, NG Prudnikova, O.S. Strizheva.
Analysis of the development of tourism in the Altai Territory. Bulletin of the Altai State Agrarian University. 2017. No. 9 (155). Pp. 53-60.
8. Rego NP, Dubinin IS, Chumacheva EA, Kozil VN
Cluster as a basis for tourism development in the Altai Territory. // Scientific almanac. 2016. No. 10-1 (24). Pp. 269-272.
9. Skripko E.E. The state of development of
gastronomic tourism in the Altai Territory. In the collection: Problems of the development
of the tourism and hospitality industry: experience and innovations collection of materials of the II International Student Scientific and Practical Internet Conference. Responsible editor of VV Likhanov. 2016. P. 155-159.
10. Sosnin V.S. Floods as a threat to the sustainable development of tourism in the Altai Territory. In the collection: Tourism in the Altai through the eyes of young researchers the materials of the VI scientific-practical conference. 2016. P. 111-116.
11. Strizhova O.S. Analysis of the development of domestic tourism in the Altai Territory. In the collection: Problems of the development of the tourism and hospitality industry: experience and innovations collection of materials of the II International Student Scientific and Practical Internet Conference. Responsible editor of VV Likhanov. 2016. pp. 159-162.
12. Strizhova O.S., Holidays N.N. Current state, problems and prospects for the development of domestic tourism in the Altai Territory // Science and tourism: interaction strategies. 2015. No. 4 (2). Pp. 110-114.
13. Truyevtseva ON Museum potential of tourism development in the Altai Territory. In the collection: Lingvokulturnoe space of tourist discourse: universal, national and regional priorities and directions. Materials of the international scientific and practical conference. 2017. P. 162-166.
14. Chernigovsky N., Lebedev G., Pekushkina D.V. Prospects for the development of rural tourism in the Altai Territory. In the collection: Youth and Society: Development Strategies in the Context of Social and Economic Transformations Moscow, 2016. pp. 54-60.
15. Yakimenko EA The potential for the development
of a tourist cluster in the steppe zone of the Altai Territory. In the collection: Problems of the development of the tourism and hospitality industry: experience and innovations collection of materials of the II International Student Scientific and Practical Internet Conference. Responsible editor of VV Likhanov. 2016. P. 121-124.
О
3
В
s
2 e
7