15. Kasyanchuk E. N. Professionalnye kompetencii bibliotekarej v cifro-voj obrazovatelnoj srede universiteta [Professional competencies of librarians in the digital educational environment of the University] // Informatization of education and e-learning methodology: digital technologies in education. Krasnoyarsk, 2020, pp. 157-164.
16. Redkina N. S. Kompetencii bibliografa: nepreryvnost razvitiya i tochki razryva [Bibliographer's competencies: continuity of development and break points] // Bibliosphere. 2021, no. 4, pp. 59-77. (In Russian).
17. Redkina N. S. «Nadprofessionalnye» navyki i professionalnye znaniya bibliotechnogo specialista: trebovaniya vremeni [«Overprofessional» skills and professional knowledge of a library specialist: time requirements]. Library science. 2019, vol. 68, no. 6, pp. 647-658. (In Russian).
18. Paramonova I. E. Modeli kompetencij dlya sotrudnikov special-nyh bibliotek: zarubezhnyj opyt [Competence models for employees of special libraries: foreign experience]. Scientific and technical libraries. 2019, no. 7, pp. 3-13. (In Russian).
19. Peksheva M. A. Aktualnye kompetencii informacionno-bibliotechnyh specialistov: po materialam zarubezhnyh issledo-vanij [Current competencies of information and library specialists: based on the materials of foreign research]. Culture and education. 2020, No.3 (38), pp. 95-114. (In Russian).
20. Redkina N. S. Podgotovka bibliotekarej v oblasti upravleniya issledovatelskimi dannymi [Training of librarians in the field of research data management]. Scientific notes. Altai State Academy of Culture and Arts. 2019, no. 3 (21), pp. 83-86. (In Russian).
21. Formation of Digital Competences of University Library Users / R. A. Baryshev, E. N. Kasyanchuk, I. A. Tsvetochkina, O. I. Babina/ Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2021, no. 14(9). pp. 1420-1431. (In English).
22. Pilko I. S., Vostryakov L. E., Turgaev A. S. Nepreryvnoe bibliotechno-informacionnoe obrazovanie: organizacionnye i soderzhatelnye transformacii [Continuous library and Information education: organizational and content transformations]. Saint Petersburg, SPbSIC, 2020. 239 c. (In Russian).
23. Kasyanchuk E. N., Cvetochkina I. A., Baryshev R. A., Babina O. I. Strategiya razvitiya universitetskoj biblioteki [University Library Development Strategy]. Library science. 2021, vol. 70, no. 4, pp. 374-384. (In Russian).
24. Koncepcii razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya vzroslyh v Rossi-jskoj Federacii na period do 2025 goda [Concepts for the development of adult continuing education in the Russian Federation for the period up to 2025]. URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_ id=13095 (accessed: 06.02.2023). (In Russian).
УДК/UDC 378.14.014.13
DOI10.54509/22203036_2023_2_47
EDN DBGWJX
Слесаренко Екатерина Владимировна
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово
Зонова Ольга Васильевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово
Шевелева Оксана Борисовна
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово
Slesarenko Ekaterina V.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Finance and Credit Department, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo
Zonova Olga V.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Finance and Credit Department, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo
Sheveleva Oksana B.
Candidate of Economic Sciences, Docent, Associate Professor of Finance and Credit Department, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo
ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВУЗАХ
INCREASING THE STUDENTS' FINANCIAL LITERACY IN NON-ECONOMIC SPECIALTIES IN HIGHER SCHOOLS
Введение. В статье поднимаются вопросы необходимости повышения финансовой грамотности российского общества через механизмы интеграции соответ-
ствующих образовательных курсов для обучающихся по неэкономическим специальностям и направлениям подготовки, а также исследуется влияние увеличения
общего уровня финансовой грамотности на повышение общественного благосостояния и стабилизацию экономического роста в стране. Целью исследования является выявление положительных результатов внедрения специальных курсов по основам финансовой грамотности для обучающихся по неэкономическому профилю в вузах с точки зрения повышения общественного благополучия и увеличения темпов экономического роста.
Методология. Исследование было выполнено с использованием таких общенаучных методов, как анализ, синтез, группировка, а также эмпирических -сравнения и наблюдения. Методология исследования сформирована на основе трудов ученых, рассматривающих проблемы повышения финансовой грамотности среди различных групп населения в современных условиях и влияния его уровня на увеличение общественного благосостояния, стабилизацию экономического роста. Информационно-эмпирическую базу исследования составляют нормативно-правовые акты Правительства, Министерства образования и науки Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики.
Результаты. В статье рассмотрены возможности повышения финансовой грамотности населения через механизмы интеграции спецкурсов в основные образовательные программы неэкономического бакалавриата и специалитета с целью реализации единого подхода к содержанию универсальной компетенции в сфере экономической культуры. Также представлены фрагменты планируемых результатов обучения в области финансовой грамотности и выявлены положительные аспекты внедрения спецкурсов как для отдельного домохозяйства, так и для экономики страны в целом.
Заключение. Результатом проведенного исследования является выявление положительных результатов интеграции спецкурсов по основам финансовой грамотности в основные образовательные программы неэкономического бакалавриата и специали-тета с точки зрения повышения финансовой культуры населения и возможностей стабилизации экономической ситуации в стране.
Introduction. The article raises questions about the need to improve the financial literacy of the Russian society through the mechanisms for integrating relevant educational courses for students of non-economic specialties and training areas. It also examines the impact of increasing the overall level of financial literacy on improving public welfare and stabilizing economic growth in the country. The purpose of the study is to identify the positive results of the introduction of special courses on the basics of finan-
cial literacy for the students of non-economic specialties in universities to improve public well-being and increase economic growth rates.
Methodology. The study was carried out using such general scientific methods as analysis, synthesis, grouping, as well as empirical methods - comparisons and observations. The research methodology was formed on the basis of the works of scientists who had considered the problems of improving financial literacy among various groups of the population in modern conditions and the impact of its level on increasing public welfare and stabilizing economic growth. The information and empirical base of the study is the regulatory legal acts of the Government, the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, the data of the Federal State Statistics Service.
Results. The article considers the possibilities of increasing the financial literacy of the population through the mechanisms of integrating special courses into the main educational programs of non-economic bachelor's and specialist's curricula in order to implement a unified approach to the content of universal competence in the field of economic culture. The fragments of the planned learning results in the field of financial literacy are also presented. The positive aspects of the special courses introduction are identified for the individual household and for the country's economy.
Conclusion. The result of the study is to identify the positive impact of integrating special courses on the basics of financial literacy into the main educational programs of Bachelor's and Specialist's Degrees training in terms of improving the financial culture of the population and the possibility of stabilizing the economic situation in the country.
Ключевые слова: финансовая грамотность, высшая школа, спецкурс, универсальная компетенция.
Keywords: financial literacy, higher school, special course, universal competence.
Введение
Масштабная цифровизация экономики и, в частности, ее финансовой сферы, многообразие финансовых институтов и продуктов на рынке, усиливающиеся процессы интеграции науки, бизнеса и власти, а также становление сетевой формы инвестиционно-производственных связей диктуют необходимость повсеместного повышения уровня финансовой грамотности населения. В современных российских условиях проблема актуализируется и в силу существующего снижения уровня общественного благосостояния на фоне роста закредитованности населения. Российское общество в разрезе так называемого среднего класса зачастую не обладает достаточными знаниями в области
планирования семейного бюджета, форм и инструментов инвестирования, минимизации финансовых рисков. Некоторые прочно вошедшие в обиход термины (блок-чейн, краудинвестинг и т.д.) для все еще широкого круга являются непонятными и сложнодоступными, на что справедливо указывает ряд исследований [1; 2].
Таким образом, повышение финансовой грамотности выступает стратегической задачей развития современного российского общества. Общий уровень финансовой грамотности населения следует считать одним из основополагающих факторов экономического роста в стране, повышения макроэкономических показателей (занятости, ВВП, денежных доходов) и, как следствие, улучшения общественного благосостояния. Отсутствие достаточных знаний в финансовой сфере для каждого конкретного человека может обернуться вовлечением в сомнительные сделки вплоть до полной потери вложенных или кредитных средств, получением кредитов под заведомо невыгодные проценты, невыгодным использованием сбережений и т.д.
Методология
Теоретико-методологическую основу проведенного исследования составляют труды ученых, посвященные различным аспектам повышения уровня финансовой культуры и образования среди различных социальных групп. В частности, авторы разделяют позицию относительно необходимости расширения и организации процесса перманентного образования среди всего населения как основы формирования финансовой культуры [3-6]. Уровень финансовой культуры в обществе является одним из важнейших условий повышения общественного благосостояния и обеспечения долгосрочного экономического роста наряду с уровнем накопления и госинвестициями. Таким образом, авторы исследования выступают за непрерывный процесс обучения основам финансовой грамотности, начиная от дошкольных учебных заведений и заканчивая высшей школой.
Важность интеграции спецкурсов по основам финансовой грамотности в образовательные программы обучающихся в высшей школе (особенно по неэкономическому профилю) многократно подчеркивается в исследованиях ученых [7-11]. Из-за отсутствия в образовательных программах спецкурсов работодатели отмечают низкий уровень финансовой культуры выпускников неэкономических направлений подготовки, что сказывается на их конкурентоспособности и востребованности.
Исследование было выполнено с использованием таких общенаучных методов, как анализ - получение и обработка первичных данных по выбранной тема-
тике на основе трудов отечественных ученых и зарубежного опыта; синтез - изучение процесса повышения финансовой грамотности с точки зрения важнейшей составляющей связки «повышение общественного благосостояния - экономический рост»; группировка - оценка первичной информации по исследуемой проблематике, выявление взаимосвязей между изучаемыми совокупностями (финансовая культура -общественное благосостояние - долгосрочный экономический рост). Эмпирические методы:сравнение -сопоставление результатов исследований различных ученых по выбранной проблематике, выделение в них общего с целью выявления связей и закономерностей исследуемых категорий и процессов (например, финансовая грамотность населения - уровень закредитован-ности населения); наблюдение - изучение исследуемого предмета на различных уровнях (микро-, мезо-, макроуровень; уровни образовательных учреждений: высшая школа, звено среднего профессионального образования, средняя общеобразовательная школа и т.д.), и в различных условиях (условия макроэкономической нестабильности, условия перманентных внешних шоков и др.).
Информационно-эмпирическую базу исследования составляют нормативно-правовые акты правительства, Министерства образования и науки Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики. В частности, Стратегия повышения финансовой грамотности населения на 20172023 гг. [5], которая в настоящее время является основополагающим документом в этой области, закрепляет набор инструментов и механизмов формирования процесса повышения уровня образованности и осведомленности в финансовой сфере. Уровень образования в финансовой сфере характеризуется комплексом необходимых знаний, умений, моделей поведения и принятия самостоятельных решений, направленных на повышение материального благополучия.
Учитывая, что в качестве основных направлений реализации стратегии выделены повышение охвата и доступности населения различных социальных и возрастных групп финансового образования, а также непрерывность процесса такого образования (начиная от дошкольного и заканчивая вузовским), считаем необходимым формирование финансовых компетенций у обучающихся в высшей школе. Особенно обозначенная проблема (в связи с отсутствием в учебных планах спецкурсов) характерна для студентов неэкономических специальностей и направлений подготовки, на что указывает в том числе и ряд исследований [6-12]. Даже специалистам с высшим образованием, но не вла-
деющим базовыми финансовыми категориями, достаточно сложно ориентироваться в финансовых продуктах и, тем более, в действующем законодательстве, с тем, чтобы не только стать полноправным потребителем, но и иметь возможность использовать полученные знания с целью повышения личного благосостояния.
Таким образом, учитывая важность перманентного повышения финансовой грамотности в современных условиях особенно динамично меняющейся финансовой среды, считаем необходимым на уровне высшей школы введение в учебный процесс для обучающихся по неэкономическому профилю спецкурсов по финансам. Основную цель повышения финансовой грамотности на уровне вузов видим в получении необходимых и достаточных знаний в финансовой области для реализации своих финансовых целей и возможностей на рынке услуг при минимизации финансовых рисков.
Результаты
Проблема низкой нормы накопления в российской экономике, наряду с ростом неорганизованных сбережений на фоне увеличивающейся закредитованности населения, остается одной из актуальных на протяжении всего постсоветского периода. Между тем основой экономического роста в стране и общественного благосостояния во все времена по праву считается повышение нормы накопления, т.е. эффективно организованный процесс превращения пассивных сбережений в инвестиции,вовлечение в инвестиционный процесс как можно большего числа агентов, укрепление связей между наукой, образовательной средой, бизнесом и финансовыми посредниками. Обеспечение роста нормы накопления, а значит и экономического роста в стране, на наш взгляд, считаем невозможным без планомерного образовательного процесса населения РФ в финансовой сфере на всех уровнях. Для увеличения охвата и повышения качества подготовки обучающихся по неэкономическим направлениям в рам-
ках высшей школы считаем необходимым включение в Федеральный образовательный стандарт третьего поколения реализацию универсальной компетенции в области экономической культуры [13, с. 145].
В качестве результатов освоения и этапов формирования универсальной компетенции с целью обеспечения единого подхода к содержанию универсальной компетенции в области экономической культуры при разработке соответствующих основных образовательных программ взят опыт повышения финансовой грамотности, организованный на базе экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова при поддержке Минфина РФ и ЦБ РФ.
На этой основе для решения поставленных в исследовании задач с целью формирования и реализации универсальной компетенции (УК-9/10 «Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность») - способности специалиста к принятию обоснованных экономических решений в разнообразных сферах жизнедеятельности - авторами разработана рабочая программа спецкурса «Основы финансовой грамотности», а также представлены основные результаты внедрения. Для реализации универсальной компетенции в рабочей программе курса использован индикатор 2, предусматривающий возможности применения способов финансового планирования с целью реализации финансовых целей, а также поиск и использование финансовых инструментов для управления личными финансами в условиях перманентных экономических и финансовых угроз [14].
Программа курса представлена в таблице 1, планируемые результаты обучения по спецкурсу «Основы финансовой грамотности» - в таблице 2. В таблице 3 отражены основные результаты интеграции спецкурса по основам финансовой грамотности в основные образовательные программы неэкономического бакалавриата и специалитета в вузах с точки зрения конкретного домохозяйства и экономики страны в целом.
Таблица 1
Программа курса «Основы финансовой грамотности»
Темы Краткое содержание тем
Тема 1. Финансовая система РФ Основы построения финансовой системы РФ. Характеристика основных звеньев финансовой системы: бюджетная, налоговая, кредитная системы. Потребление, накопление, инвестиции
Тема 2. Доходы и расходы, бюджет: от государства до домохозяйства Понятие доходов и расходов государственного бюджета, хозяйствующего субъекта, домашнего хозяйства. Основы планирования и составления бюджета государства, организации, семьи
Тема 3. Финансовый рынок: институты,инструменты,риски Понятие и составляющие финансового рынка. Понятие и виды институтов финансового рынка. Финансовые инструменты: понятие, виды, особенности. Понятие, классификация финансовых рисков, способы их снижения
Тема 4. Основы финансового планирования Понятие, типы, основные характеристики, составление финансового плана. Финансовое планирование семейного бюджета. Рациональный выбор финансовых посредников. Инвестиционные возможности домашних хозяйств, личные финансовые риски
Таблица 3
Основные результаты внедрения спецкурсов по основам финансовой грамотности в вузах
Таблица 2
Планируемые результаты обучения дисциплины «Основы финансовой грамотности»
Планируемые результаты обучения [15] Финансовая система РФ Доходы и расходы, бюджет: от государства до домохозяйства Финансовый рынок: институты, инструменты,риски Основы финансового планирования
Знает основы построения финансовой системы РФ (УК-10. И-2, З-1) х
Знает основы финансового планирования на разных уровнях х
Знает основные виды доходов, расходов на разных уровнях, понятие дефицита, профицита бюджетов (УК-10. И-2, З-2) х
Знает понятие и составляющие финансового рынка, основные его институты и инструменты, а также возможности их использования для реализации собственных финансовых и инвестиционных целей; классификацию основных финансовых рисков (УК-10. И-2, 3-3) х
Умеет планировать личный бюджет, в том числе используя существующие программные продукты; «читать» основные бюджетные показатели (УК-10. И-2, У-1) х
Умеет выбирать финансовые инструменты с целью более рационального вложения собственных сбережений и достижения иных финансовых целей (УК-10. И-2, У-2) х
Умеет оценивать индивидуальные риски, в том числе риск мошенничества, и применять способы управления ими (УК-10.И-2, У-3) х
Умеет пользоваться источниками информации о правах и обязанностях потребителя финансовых услуг, анализировать основные положения договора с финансовой организацией (УК-10. И-2. У-4) х х
Для конкретного домохозяйства Для экономики в целом
Получение навыков планирования доходов и расходов, ведения бюджета домохозяйства Формирование массовой финансовой и культуры предпринимательства
Умение формировать долгосрочные сбережения с целью их приумножения Рост организованных сбережений, ускорение превращения сбережений в инвестиции, повышение инвестиционной активности населения и субъектов бизнеса, увеличение валовых инвестиций как основы экономического роста
Понимание и реализация возможностей повышения личного благосостояния за счет рационального выбора финансовых услуг и способа инвестирования сбережений Развитие финансового рынка, появление новых субъектов бизнеса, усиление конкуренции, формирование высокотехнологичных услуг на финансовом рынке
Умение эффективно управлять кредитными ресурсами, оценивать возможные финансовые риски и их последствия Снижение закредитованности населения, рост общественного благосостояния
Заключение
По результатам проведенного исследования авторами был выделен ряд положительных аспектов интеграции спецкурса по основам финансовой грамотности в образовательные программы неэкономического бакалавриата и специалитета с точки зрения микро-и макроуровней национальной экономики (табл. 3).
Среди наиболее значимых результатов на микроуровне авторами признается формирование массовой финансовой культуры, а также культуры предпринимательства, что, в свою очередь, будет создавать почву для снижения закредитованности населения и одновременно с этим способствовать повышению общественного благосостояния. Финансово образо-
ванных граждан отличает иное мировоззрение относительно использования финансовых средств, планирования семейного бюджета, получения финансовых обязательств, к подобным процессам финансово подкованные люди подходят более рационально и вдумчиво, имея необходимые для этого знания.
С другой стороны, появление новых схем финансового мошенничества в общественной среде с высоким уровнем финансовой грамотности практически не дает шанса к массовому распространению данного явления.
С точки зрения макроуровня экономики повышение финансовой грамотности среди обучающихся, которые, по сути, только вступают в экономически активное населения в роли вкладчиков, инвесторов, заемщиков, страхователей и других участников финансового рынка, сформирует перспективные возможности развития финансового рынка, появления новых субъектов предпринимательства, роста конкуренции, и будет способствовать расширению инвестиционного потенциала экономики.
Таким образом, авторы признают, что обучение основам финансовой грамотности молодежи должно выступать сферой ответственности не только конкретной семьи, но и государства [15], а, значит, это требует интеграции курсов по основам финансовой грамотности на каждом этапе обучения: от дошкольных учебных заведений до высшей школы.
Авторами отмечен положительный опыт внедрения элементов финансовой грамотности в дисциплину «Финансы» при обучении студентов специальности «Экономическая безопасность» и направления подготовки «Экономика» профиля «Цифровая экономика» Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева, а также в модуль «Финансы и учет» дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки. В связи с этим считаем целесообразным транслировать этот опыт и в процесс обучения студентов направлений подготовки и специальностей неэкономического профиля.
Литература
1. Цветова Г. В. Финансовое поведение и потребность в повышении финансовой грамотности // Власть и управление на Востоке России. 2016. № 2(75). С. 57-64.
2. Восканян Р. О. Финансовая грамотность как условие формирования финансовой культуры // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1(22). С. 86-88.
3. Петренко Г. М., Петренко М. С. Финансовая грамотность и индивидуальные финансовые практики как фактор материального благополучия // 2022. Т. 47. № 4. С. 69-93.
4. Джалал М. А.К., Додонов С. В., Додонова М. В., Бунчук М. А. Финансовая грамотность как детерминант личной финансовой безопасности в условиях развития рынка //
Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2020. № 1(50). C. 13-22.
5. Стратегия повышения финансовой грамотности. URL: https:// minfin.gov.ru/ru/om/fingram/directions/strategy/ (дата обращения 26.04.2022).
6. Сергейчик С. И., Сергейчик М. С., Максимова А. А. Мировой опыт реализации проектов в области финансового образования и повышения финансовой грамотности населения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 5(158). С. 35-41.
7. Старченко Е. Н., Вержицкий Д. Г, Копышева Т. В. Повышение финансовой грамотности населения как фактор решения социальных проблем // Фундаментальные исследования.
2015. № 6 (часть 2). С. 401-405.
8. Никонова Я. И., Лунина Т. А., Прудников А. А., Аршба Л. Н. Разработка программ повышения финансовой грамотности для высшей школы // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. № 6. С. 142-154.
9. Жилюк Д. А. Новые подходы к повышению финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей // Экономические науки. 2017. № 6 (151). С. 51-56.
10. Лукьянова Н. Ю., Зонин Н. А., Щепкова И. В., Тищук М. О. Инновационный подход к повышению финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей вузов // Вестник Балтийского федерального универсистета имени И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2020. № 1. С. 107-118.
11. Степнова О. В., Старчикова И. Ю. Финансовая грамотность студентов технических вузов: анализ мнений и перспективы развития // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 80-91.
12. Самиева М. Ф., Тюленева Т. А. Повышение эффективности системы внутреннего контроля внеучебной работы высшего учебного заведения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4(40). С. 215-223.
13. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2020 № МН-3/1000 «О формировании универсальной компетенции» // Официальные документы в образовании. 2020. № 14.
14. Моисеева Д. В. Роль вузов в региональных программах повышения финансовой грамотности населения (на примере Волгоградской области) / Д. В. Моисеева, А. А. Попкова // Социальные и культурные процессы в российском пограничье: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практ. конф. с международным участием. Омск, 2017. С. 238-245.
15. Стахович Л. В. Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» // Научно-образовательный портал IQ. URL: https://iq.hse.ru/more/ finance/neobhodimost-povishenia-finansovoj-gramotnosti (дата обращения 29.04.2022).
References
1. Tsvetova G. V. Financial behavior and the need to improve financial literacy // Power and management in the East of Russia.
2016. No 2(75). P. 57-64.
2. Voskanyan R. O. Financial literacy as a condition for the formation of financial culture // Azimut of Scientific Research: Economics and Management. 2018. V. 7. No 1 (22). P. 86-88.
3. Petrenko G. M., Petrenko M. S. Financial literacy and individual financial practices as a factor in material well-being // 2022. V. 47. No. 4. P. 69-93.
4. Dzhalal M. A.K., Dodonov S. V., Dodonova M. V., Bun-chuk M. A. Financial literacy as a determinant of personal financial
security in the conditions of market development // Scientific Bulletin: Finance, Banks, Investments. 2020. No 1 (50). With. 13-22.
5. Strategy for improving financial literacy. URL: https://minfin.gov. ru/ru/om/fingram/directions/strategy/ (Accessed 26.04.2022).
6. Sergeychik S. I., Sergeychik M. S., Maksimova A. A. World experience in implementing projects in the field of financial education and improving the financial literacy of the population // Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. 2015. No. 5 (158). P. 35-41.
7. Starchenko E. N., Verzhitsky D. G., Kopysheva T. V. Improving the financial literacy of the population as a factor in solving social problems // Fundamental research. 2015. - No. 6 (part. 2). P. 401-405.
8. Nikonova Ya.I., Lunina T. A., Prudnikov A. A., Arshba L. N. Development of financial literacy programs for higher education // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. No 6. P. 142-154.
9. Zhilyuk D. A. New approaches to improving the financial literacy of students of non-economic specialties // Economic Sciences. 2017. No. 6 (151). P. 51-56.
10. Lukyanova N.Yu., Zonin N. A., Shchepkova I. V., Tishchuk M. O. An innovative approach to improving the financial literacy of students of non-economic specialties of universities // Bulletin of the Immanuel Kant Baltic Federal University / Series Philology, Pedagogy, Psychology. - 2020. - No. 1. - P. 107-118.
11. Stepnova O. V., Starchikova I. Yu. Financial literacy of students of technical universities: analysis of opinions and development prospects. Perspectives of science and education. 2021. No. 1 (49). P. 80-91.
12. Samieva M. F., Tyuleneva T. A. Improving the efficiency of the system of internal control of extracurricular work of a higher educational institution // Vocational education in Russia and abroad. 2020. No 4 (40). P. 215-223.
13. Letter of the Ministry of Education and Science of Russia dated April 22, 2020 No. MN-3/1000 "On the formation of universal competence" / Official documents in education. No 14. 2020.
14. Moiseeva D. V. The role of universities in regional programs to improve the financial literacy of the population (on the example of the Volgograd region) / D. V. Moiseeva, A. A. Popkova // Social and cultural processes in the Russian borderlands: a collection of scientific articles based on the materials of the All-Russian Scientific and Practical. conf. with international participation. Omsk, 2017. P. 238-240.
15. Stakhovich L. V. The need to improve the financial literacy of young people as the most important priority of state policy / National Research University Higher School of Economics / IQ Research and Education Portal. Access mode: https://iq.hse.ru/ more/finance/neobhodimost-povishenia-finansovoj-gramotnosti, accessed 04/29/2022.
УДК/UDC 37
DOI10.54509/22203036_2023_2_53 EDN DAVYPI
Сташкевич Ирина Ризовна
доктор педагогических наук, доцент, проректор по научно-исследовательской и инновационной работе ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск
Крупинова Елена Олеговна
заведующий лабораторией «Педагогика А. С. Макаренко», ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск
Stashkevich Irina R.
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Vice-Rector for Research and Innovation, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk
Krupinova Elena O.
Head of the Laboratory "Pedagogy of A. S. Makarenko" Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: РОЛЬ СОВЕТНИКА ПО ВОСПИТАНИЮ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
С ДЕТСКИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM: THE ROLE OF THE ADVISOR FOR EDUCATION AND INTERACTION WITH CHILDREN'S PUBLIC ASSOCIATIONS IN A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION
Введение. Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является воспитание и развитие личности. На сегодняш-
ний день внесен ряд изменений в законодательную базу по вопросам воспитания подрастающего поколения. Также нужно отметить, что Челябинская область