Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ: АНАЛИЗ МНЕНИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ: АНАЛИЗ МНЕНИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
693
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОБЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степнова Ольга Викторовна, Старчикова Ирина Юрьевна

Введение. Развитие у студентов способности принимать обоснованные и ответственные решения в области личных финансов является актуальной проблемой. Молодежь должна обладать соответствующими компетенциями, иметь необходимый уровень финансовой грамотности. В том числе это касается студентов неэкономических направлений подготовки, в частности студентов технических специальностей. Цель исследования - анализ финансовой грамотности студенческой молодежи технического вуза. Материалы и методы. Материалом исследования послужили данные анонимного социологического опроса 100 студентов Ступинского филиала Московского Авиационного Института (Национальный Исследовательский Университет) 3 и 4 курсов очной формы обучения посредством заполнения Google-форм. Результаты. Анализ мнений студентов показал положительную тенденцию (65% респондентов) за введение курса финансовой грамотности в образовательный процесс технического вуза. Студенты признались (54% опрошенных), что они не осведомлены о возможных рисках при взятии кредита, при покупке жилья, ОСАГО, при вложениях в НПФ, при расчете заработной платы и т.д. Опираясь на ответы студентов, было выяснено, что 62% респондентов не имели опыта решения финансовых вопросов. Вместе с тем, 67% студентов не интересуются ставками по вкладам, кредитам, ключевой ставкой ЦБ, но ежедневно 97% студентов пользуются финансовыми услугами банка (пластиковые карты, оплата услуг через Интернет, электронный кошелек и т.п.). Заключение. В наши дни финансовая грамотность населения сопряжена со многими жизненно важными вопросами, рисками от принятых неграмотных финансовых решений, а компетенции студентов по основам финансовой грамотности представлены недостаточно в учебных программах. Следовательно, развитие и подготовку студентов инженерного профиля необходимо осуществлять посредством введения самостоятельного раздела «Основы финансовой грамотности» в курс «Экономики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Степнова Ольга Викторовна, Старчикова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL LITERACY OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES: ANALYSIS OF OPINIONS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Introduction. The development of students' ability to make informed and responsible decisions in the field of personal finance is an urgent problem. Young people must have the appropriate competencies, have the required level of financial literacy. This also applies to students of non-economic areas of training, in particular students of technical specialties. The purpose of the study is to analyze the financial literacy of students of a technical university. Materials and methods. The material of the research was the data of an anonymous sociological survey of 100 students of Stupino branch of Moscow Aviation Institute (National Research University) of the 3rd and 4th courses of full-time education by filling in Google forms. Results. Analysis of students' opinions showed a positive trend (65% of respondents) for the introduction of financial literacy in the educational process of a technical university. Students admitted (54% of respondents) that they are not aware of all kinds of risks when investing in NPFs, when buying a home, compulsory motor third party liability insurance, taking a loan, when calculating wages, etc. Based on the students' answers, it was found that 62% of the respondents had no experience in solving financial issues. At the same time, 67% of students are not interested in rates on deposits, loans, the key rate of the Central Bank, but daily use the financial services of the bank (plastic cards, payment for services via the Internet, e-wallet, etc.) 97% of students. Conclusion. Today, the financial literacy of the population is fraught with many vital issues and affects the effectiveness of decisions made and the associated risks.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ: АНАЛИЗ МНЕНИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive21/21-01/ Дата публикации: 28.02.2021 УДК 378

О. В. Степнова, И. Ю. Старчикова

Финансовая грамотность студентов технических вузов: анализ мнений и перспективы развития

Введение. Развитие у студентов способности принимать обоснованные и ответственные решения в области личных финансов является актуальной проблемой. Молодежь должна обладать соответствующими компетенциями, иметь необходимый уровень финансовой грамотности. В том числе это касается студентов неэкономических направлений подготовки, в частности студентов технических специальностей.

Цель исследования - анализ финансовой грамотности студенческой молодежи технического вуза.

Материалы и методы. Материалом исследования послужили данные анонимного социологического опроса 100 студентов Ступинского филиала Московского Авиационного Института (Национальный Исследовательский Университет) 3 и 4 курсов очной формы обучения посредством заполнения Google-форм.

Результаты. Анализ мнений студентов показал положительную тенденцию (65% респондентов) за введение курса финансовой грамотности в образовательный процесс технического вуза. Студенты признались (54% опрошенных), что они не осведомлены о возможных рисках при взятии кредита, при покупке жилья, ОСАГО, при вложениях в НПФ, при расчете заработной платы и т.д. Опираясь на ответы студентов, было выяснено, что 62% респондентов не имели опыта решения финансовых вопросов. Вместе с тем, 67% студентов не интересуются ставками по вкладам, кредитам, ключевой ставкой ЦБ, но ежедневно 97% студентов пользуются финансовыми услугами банка (пластиковые карты, оплата услуг через Интернет, электронный кошелек и т.п.).

Заключение. В наши дни финансовая грамотность населения сопряжена со многими жизненно важными вопросами, рисками от принятых неграмотных финансовых решений, а компетенции студентов по основам финансовой грамотности представлены недостаточно в учебных программах. Следовательно, развитие и подготовку студентов инженерного профиля необходимо осуществлять посредством введения самостоятельного раздела «Основы финансовой грамотности» в курс «Экономики».

Ключевые слова: анкетирование, студенты технических вузов, финансовая грамотность, общая образовательная программа, профессиональный стандарт

Ссылка для цитирования:

Степнова О. В., Старчикова И. Ю. Финансовая грамотность студентов технических вузов: анализ мнений и перспективы развития // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 80-91. сМ: 10.32744^.2021.1.6

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive21/21-01/ Accepted: 11 January 2021 Published: 28 February 2021

O. V. STEPNOVA, I. Yu. STARCHIKOVA

Financial literacy of students of technical universities: analysis of opinions and development prospects

Introduction. The development of students' ability to make informed and responsible decisions in the field of personal finance is an urgent problem. Young people must have the appropriate competencies, have the required level of financial literacy. This also applies to students of non-economic areas of training, in particular students of technical specialties.

The purpose of the study is to analyze the financial literacy of students of a technical university.

Materials and methods. The material of the research was the data of an anonymous sociological survey of 100 students of Stupino branch of Moscow Aviation Institute (National Research University) of the 3rd and 4th courses of full-time education by filling in Google forms.

Results. Analysis of students' opinions showed a positive trend (65% of respondents) for the introduction of financial literacy in the educational process of a technical university. Students admitted (54% of respondents) that they are not aware of all kinds of risks when investing in NPFs, when buying a home, compulsory motor third party liability insurance, taking a loan, when calculating wages, etc. Based on the students' answers, it was found that 62% of the respondents had no experience in solving financial issues. At the same time, 67% of students are not interested in rates on deposits, loans, the key rate of the Central Bank, but daily use the financial services of the bank (plastic cards, payment for services via the Internet, e-wallet, etc.) 97% of students.

Conclusion. Today, the financial literacy of the population is fraught with many vital issues and affects the effectiveness of decisions made and the associated risks.

Keywords: questionnaires, students of technical universities, financial literacy, general educational program, professional standard

For Reference:

Stepnova, O. V., & Starchikova, I. Yu. (2021). Financial literacy of students of technical universities: analysis of opinions and development prospects. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 49 (1), 80-91. doi: 10.32744/pse.2021.1.6

_Введение

а современной стадии развития общества предъявляются новые требования к образовательной среде вуза, основным условием развития которой является модернизация содержания и структуры высшего образования. Современные социальные, экономические, технические и технологические преобразования ставят общество перед необходимостью принятия инновационных и конструктивных решений. Экономическая составляющая является одним из наиболее динамично развивающихся компонентов образовательного процесса, и именно поэтому позволяет формировать у студенческой молодежи умение критически мыслить, анализировать ситуацию и оперативно реагировать на глобальные вызовы цивилизации. Финансовая грамотность студентов неразрывно связана с веянием времени, и, можно сказать, даже опережает в своем развитии экономический аспект образовательного процесса вуза. Это связано с тем, что финансовая грамотность студентов имеет в своем арсенале достаточно средств для того, чтобы эффективно формировать и развивать у молодого поколения основы научных финансовых знаний, взгляды и убеждения, обеспечивая проявление у последних ответственного отношения к размещению денежных средств в банках (депозиты, облигации, валютные операции и т.д.), в НПФ, в вопросах приобретения жилья (ипотека), КАСКО, в получении кредитов (в том числе и кредита на образование), в использовании материнского капитала и т.п. Способность принимать целесообразные и эффективные финансовые и экономические решения, формировать финансовое мышление, содействовать реализации идей устойчивого развития в данном направлении требуют целенаправленного обучения молодежи.

Цель исследования - анализ финансовой грамотности студенческой молодежи технического вуза.

Задачами исследования:

1. Сбор и исследование ответов респондентов, принявших участие в социологическом опросе.

2. Построение и анализ диаграмм на материале проведенных исследований полученных ответов студентов.

3. Оценка целесообразности введения для студентов технических направлений подготовки нового самостоятельного раздела «Основы финансовой грамотности» в дисциплину «Экономика».

4. Разработка рекомендаций по формированию практико-ориентированного подхода у студентов технического вуза в сфере финансовой грамотности.

Обращаясь к понятию «финансовая грамотность», можно предположить, что это система знаний и умений, которая помогает осуществлять управление деньгами и личными сбережениями на основе правовой зашиты, включая защиту от мошенничества, а также от других нарушений налогового, административного и уголовного характера. Согласно Национальному фонду исследований в сфере образования Великобритании (National Foundation for Educational Research, NFER, UK) финансовую грамотность нужно рассматривать, как умение выдвигать информированные суждения и принимать эффективные решения в отношении использования и управления деньгами [7].

_Обзор литературы

Ряд вузов в России успешно реализует концепцию и экономического, и финансового образования, образуя деление на экономические и неэкономические направления подготовки студентов. Информативность в финансовой образовательной среде технического вуза важна не в меньшей степени, чем для студента экономиста. Поскольку финансовые вопросы сопряжены с принятием грамотных решений и потерей денежных средств при недальновидных решениях, то актуальность исследования в

V W ^ W IV

инженерной среде принимает важный, но более узкий и специфический характер по отношению к процессу обучения в экономических вузах. В первом случае подготовка осуществляется в качестве практикоориентированных знаний для потребителей финансовых услуг, во втором случае этим знаниям обучаются профильные специалисты (финансисты и экономисты).

Изучив работы в области финансовой грамотности отечественных и зарубежных авторов, было выяснено, что более успешно проблема финансовой грамотности решается за рубежом [5; 8-10]. Согласно проведенному исследованию в Университете Кейп-Коста в Гане [1], финансовая грамотность ведет к финансовому благополучию -вот основной постулат, используемый зарубежными коллегами для продвижения изучения финансовой грамотности населением, в том числе студенческой молодежью. Они утверждают, что существует взаимосвязь между финансовой грамотностью и финансовым благополучием, причем культурные ценности влияют на образовательный потенциал индивида и, следовательно, на его поведенческие и когнитивные убеждения, что, в свою очередь, оказывает влияние на финансовое благополучие. Многие зарубежные независимые ресурсы и университеты базируют свои курсы на дистанционной платформе: Ирландский ресурс «Alison», Новозеландский Южный технологический университет, Университет Сассекса (Великобритания) и др. [2-4; 6; 8].

В России научные сотрудники и преподаватели экономического факультета флагманского вуза столицы - МГУ имени М.В. Ломоносова видят новые задачи университетов в формировании экономической и финансовой грамотности студентов в современных условиях [13]. Опираясь на использование важного для настоящего момента элемента геймификации, востребованность в повышении финансовой грамотности студентов актуализирована в Балтийском федеральном университете им. Канта [14], где авторы предлагают внедрить разработанный преподавателями вуза дистанционный курс «Деньги и управление ими» для студентов неэкономических факультетов. Тем не менее, хотя и была подписана в 2017 г. Правительством Российской Федерации Стратегия о повышении финансовой грамотности, благодаря которой особое внимание должно было уделяться обучению студентов и подготовке преподавательского состава [16; 17], но отечественный опыт в этом направлении развивается постепенно с учетом специфики наших вузов.

В результате анализа работ авторы приблизились к пониманию того, что сегодня в университетской среде технических вузов назрела необходимость расширить рамки дисциплины «Экономика». В техническом вузе это можно сделать посредством введения нового самостоятельного раздела «Основы финансовой грамотности» в дисциплину «Экономика» [11; 15]. В учебных программах высшей школы важнейшим элементом образовательного процесса являются компетенции студента, следо-

вательно, возникает дисбаланс между недостаточностью развития знаний студентов в области финансов и развитием финансово-экономических отношений сегодня в стране [18; 19].

_Материалы и методы

В Московской области региональный вуз СФ МАИ (НИУ) обеспечивает обучение по нескольким техническим профилям подготовки: «Информатика и вычислительная техника», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Материаловедение и технологии материалов» и «Двигатели летательных аппаратов».

Целью проведенного исследования явилось выяснить представления студентов инженерного профиля об основах финансовой грамотности, а также целесообразность ее введения в рабочую программу в технических вузах России.

Объектом исследования стала финансовая грамотность студента технического вуза. Предмет исследования - методики, образовательные технологии и процессы преподавания и изучения цикла дисциплин прикладной экономики. Тип выборки интернет-исследования: студенты 3 и 4 курса, причем третьекурсники начали изучать дисциплину «Экономика» в 5 семестре в соответствии с учебным планом, а четверокурсники уже изучили эту дисциплину, а также дисциплину «Экономика и организация производства». Опрос студентов проводился через Google-формы: https://forms. gle/ueNsDAehV1tUtkAP9, что представлялось удобным для студентов, обеспечивая анонимность ответов.

База исследования - Ступинский филиал Московского Авиационного Института (научный исследовательский университет). В опросе приняло участие п=100 чел., что составляет около 25% от общего числа студентов дневной формы обучения. Период проведения исследования - 1-10 октября 2020.

Материалами для исследования послужили статьи отечественных и зарубежных ученых, экономистов и преподавателей вузов. Методами исследования явились: дескриптивный, поисковый, сравнительный, метод словарных дефиниций, метод анализа на основе социологического опроса, метод графического представления данных, а также методы систематизации и обобщения.

_Результаты исследования

Социологический опрос включал в себя ряд вопросов анкеты. Выборку составили 31% студенты четвертого курса и 69% - студенты-третьекурсники. При анализе полученных данных следует отметить, что четвертый курс составил треть опрошенных студентов. Их ответы особенно важны в качестве мнения будущих выпускников вуза.

В вопросе идентификации гендерной принадлежности респондентов было представлено: 75% юношей и 25% - девушек. В связи с наличием четвертой части студентов женского пола представляется интересным обратить должное внимание на явную тенденцию в заинтересованности в финансовой грамотности у девушек, поскольку они более подвижный пласт социальной группы общества и им свойственна тяга к новым знаниям особенно в области финансов (склонность к сбережению и накоплению денежных ресурсов). Будучи «хранительницей домашнего очага и матерью», они проявляют в большей степени практические знания, чем юноши, для которых важны и

теоретические знания финансовой грамотности тоже. Таким образом, охват в повышении знаний по финансовой грамотности мужской части в технических вузах является своевременным и востребованным по естественным причинам.

В вопросе о ключевой ставке ЦБ, ставке по вкладам и кредитам интерес проявили 33% опрошенных, в отличие от 67% респондентов, которые не владеют этой информацией на момент исследования. Исследование показало высокую степень использования банковских карт для совершения различных транзакций по приобретению товаров и услуг (97% опрошенных), но 62% опрошенных считают, что не имеют никакого опыта в использовании финансовых услуг, не считая транзакции таковыми, 12% респондентов имели опыт инвестирования средств в акции, 19% - открывали депозит, 5% - кредит и 2% опыт инвестирования в ПИФы, и никто из анкетируемых не приобретал облигации.

Обратимся к ответам, представленным на рис. 1 и 2.

Интересуетесь ли Вы ключевой ставкой ЦБ, стаекой по вкладам, и кредитам?

Пользуетесь л и Вы какой-либо фи н а н со во й услуго й ?

I Нет ■ Да

20

40

60

ВО

37

100

%

Рисунок 1 Распределение мнений студентов о заинтересованности в использовании

финансовых знаний

■ Инвертирования е акции

■ Инвертирования во&лигации

■ Инвестирования е ПИФ

■ Открытия депозита

■ Открытия кредита

■ Не имею никакого опыта

Рисунок 2 Наличие опыта в использовании финансовых услуг

Как показал анализ результатов исследования, студенты инженерных специальностей проявляют интерес к приобретению дополнительных знаний в области основ финансовой грамотности и готовы тратить свое время для повышения уровня знаний, которые позволят им эффективно управлять личными денежными средствами (55%), а 65% студентов считают элементы подготовки по проблемам финансовой безопас-

ности должны быть более широко освещены в курсе «Экономика». Получать знания в рамках программы курса «Экономика» готовы 58%, 24% - за введение отдельного предмета и 18% - считают, что необходимость изучения вопросов управления личными финансами максимизирована и не требует дополнительных знаний (см. рис. 3 и 4).

Готов ы л и В ы тр атить свое в р емя н а то, чтобы повыситьуровеньфиьансовой грамотности?

55

Согласны ли Вы с позицией, что зле менты п од готов ни п о п р о 6л е мам фи н а н сов о й безогасности нужно включить в курс дисциплины "Экономика"?

85

17

Думаю, да

■ Скорее всего,нет

■ Зэтру,цн я го сь с отв етом

О ZD 4D 50 BD 100 % Рисунок 3 Целесообразность приобретения знаний о финансах

Б в е де н и е отдел ьн огопр едм era, программа которого цеп и ком была Эы посвящен а финансовой грамотности

Получать знания в рамкак программы курсов

- Считаю, что нео&нодигц'.ость изучения вопросов управления личными финансами в ВУЗе, максимизирована и не требуется современному студенту

Рисунок 4 Способы получения основ финансовой грамотности

Анализ ответов студентов об осведомленности возможной защиты своих денежных средств от инфляции, о возможных хищениях с карт или при оплате покупок в системе Интернет и совершении других операций показал, что более половины дали отрицательный ответ (см. рис. 5).

■ Лицо, которое зан и мается разработкой и исполнением обшей стр этеги и эффе ктн е н ых онлайн-продаж

■ ГосударстЕенноелицо., которое осуществляет досуд е бн ое урегулирование споров м.егоде потребителями финансовым услуг и финансовыми организациями

■ ЧелоЕек, который занимается бизнесом, у которогофинансы все время нанодчтсявобороте

Рисунок 6 Информированность о финансовом уполномоченном в России

На основании сведений рисунка 6 можно видеть, что почти у половины студенческой молодежи знаний о принятом 4 июня 2018 года Закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» № 123-Ф3 и работе финансового уполномоченного в России нет. Отсутствие информированности о новом порядке разрешения судебных споров может привести к непредсказуемым денежным потерям. За рубежом такое государственное лицо появилось гораздо раньше, например, в Швеции в 1809 году. Его принято официально называть - омбудсмен. В переводе со шведского языка ombudsman - это поверенный агент, представитель, то есть человек, выступающий как уполномоченный по правам человека и занимающийся контролем за исполнением конституционных обязательств государства о признании и соблюдении прав и основных свобод человека и их защиты. В каждой стране его статус называется по-особому в зависимости от традиций и культуры страны. В России его именуют уполномоченный по правам человека, в Италии - Гражданский защитник, в Испании - Защитник народа, во Франции -- Медиатор, в Нидерландах - Национальный Омбудсмен [19].

В России его влияние распространяется на решение вопросов по финансовым претензиям до 500 тысяч и только в случае несогласия с его решением можно подать заявление в суд.

_Обсуждение результатов

Итак, в результате проведенного исследования по изучению финансового опыта у студентов инженерного профиля было выявлено следующее:

• высокий уровень пользования пластиковой картой для совершения платежей в сети Интернет и в магазине - 97% (хотя 62% - считают, что не имеют никакого опыта в пользовании финансовыми услугами);

• только треть студентов указало на то, что они проявляют интерес к изменениям, происходящим на финансовых рынках, а у 67% они не вызывают интереса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• как не парадоксально, но каждый пятый студент имеет опыт инвестирования средств в акции, и только каждый двадцатый открывал кредит;

• каждый пятый считает, что необходимость управления личными финансами не требует дополнительных знаний, так как изучение вопросов управления

личными финансами в вузе достаточно, но более половины опрошенных готовы получать дополнительные знания в рамках программы курса «Экономика», а каждый четвертый за введение отдельного предмета по финансовой грамотности.

Сравнивая полученные авторами данные с данными исследования, проводимым Национальным агентством финансовых исследований в 2009 году можно сделать вывод, что современный студент технического профиля обучения на 13% активнее использует платежные системы для оплаты товаров и услуг [12].

Большая часть респондентов (67%) указали, что не проявляют интереса к изменению курса валют, ключевой ставки ЦБ, ставкам по депозитам и кредитам. Эти данные совпадают с данными НАФИ, так как студенты экономических специальностей в два раза чаще следят за тенденциями на финансовых рынках.

Заинтересованность студентов технического вуза в получении знаний по финансовой тематике весьма высока. Четверть студентов высказались за введение отдельного предмета, программа которого целиком была бы посвящена финансовой грамотности, а более половины готовы совершенствовать свои знания в рамках программы курсов. Следует также отметить, что интерес к финансовой информации выше у студентов, имеющих подработки, чем у неработающих студентов.

Студентам важно знать аспект вопроса по признанию банкротом физического лица как возможность легально списать долги через суд на основании закона «О несостоятельности (банкротстве)», получивший распространение на все типы долгов: ипотечный, потребительский, по автокредитам. Недостаток грамотности может привести к снижению финансовой активности населения и молодежи.

Алгоритм последовательности прохождения курса «Основы финансовой грамотности» может включать следующие образовательные модули см. рис. 7:

с

и

сь

>

ас

а;

X Л

X

ш =1 ь

X о

О X о сь X Н О ш

с <

X о.

13 >х

о о

X 00

.0 О

и

ш X

£ < I

00 О =1 X е

Ш

55 о 00 О X

с и

Ш О

X

сь

О

|_

5

[ личный бюджет и финансовое благополучие (адаптация бюджета к новым экономическим | I условиям, включая потерю работы, кредитные обязательства, вынужденный переезд) |

I необходимость сокращения расходов I

Ч________________________________________________У

Г'

льготы, субсидии и прочие актуальные формы финансовой поддержки

I финансовые услуги и инструменты, включая расчеты и платежи; сбережения; страхование; | I кредиты и займы (кредитные каникулы и кредитная история); фондовый рынок; валютные | операции

ч________________________________________________/

N

I налоги, включая вопросы значимости налогов и их сущность (транспортный, земельный | налоги и др.); обзор налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и все его особенности; все I другие налоги в РФ, уплачиваемые физическими лицами V

^--------------------------------------------------

| жизненный цикл индивида и система финансовой безопасности россиян, включая соотношение потребления и сбережения индивида; материнский капитал; стратегия и тактика реализации финансовых целей и риски, возникающие при выборе той или иной цели; обеспечение финансовой безопасности граждан (кибермошенничество и киберзащита); пенсионная система РФ.

Рисунок 7 Последовательность изучения курса «Основы финансовой грамотности»

Эффект от введения курса финансовой грамотности в технические университеты предполагает следующие преимущества в знаниях студентов см. рис. 8:

Эффект от введения курса финансовой грамотности в технические университеты

позволит избежать мошенничества и проявить бдительность при защите своих денежных ресурсов

позволит приобрести финансовые услуги на выгодных условиях и предостережет

последних от покупки финансовых продуктов без полного информирования о контенте услуги

позволит контролировать и

управлять своими финансовыми продуктами

будет способствовать росту благосостояния населения и в

частности студенческой молодежи как потребителей финансовых услуг

позволит строить долгосрочные финансовые планы

будет способствовать доверительным отношениям к банковской инфраструктуре

позволит контролировать и управлять своими финансовыми и социально-значимыми продуктами (вложение в

НПФ, получение и использование социальных выплат и налоговых льгот, материнский капитал, страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, расчет зарплаты и т.п.)

Рисунок 8 Эффект от введения курса финансовой грамотности в технические

университеты

В рамках разъяснительной работы по повышения финансовой грамотности студентов, привлечения их внимания к подготовке, осознанному прохождению данного курса и получению востребованных ими знаний можно рекомендовать преподавателям цикла экономических дисциплин провести день финансовой грамотности в вузе. В мероприятие могут входить следующие компоненты образовательной программы: 1. организация встречи с ведущими специалистами банков по финансовой грамотности;

организация мастер-класса с представителями налоговой инспекции по заполнению налоговой декларации;

проведение интеллектуально-развлекательной викторины с вопросами по финансовой грамотности;

проведение практико-ориентированной игры «Вклад» и «Кредит» в целях спрогнозировать риски вложений, критически мыслить в оценках рентабельности вкладов, принятии финансовых решений при взятии кредита; выполнение квеста по основам финансовой терминологии; решение финансовых кроссвордов.

2.

3.

4.

5.

6.

Заключение

Финансовая грамотность населения является одним из лучших показателей развития сегодняшней экономики государства. Интеграция теоретических и практических знаний в области финансовой грамотности студентов придаст новый импульс развитию высшего образования, предоставит возможность расширения спектра услуг, тем самым позволит вывести эту дисциплину на новый еще более продуктивный уровень. Авторы считают, что решение вопроса о финансовой грамотности является одним из

приоритетных в техническом вузе, так как позволит сформировать и углубить финансовую культуру будущего инженера.

Из сказанного выше можно сделать вывод о крайней недостаточности знаний по основам финансовой грамотности у студентов различных программ технических университетов, поскольку финансовая грамотность представляет собой многогранное понятие, имеющее место в повседневной жизни и отличающееся от теоретических основ финансово-экономический знаний.

Введение вышеприведенных мероприятий позволит, по мнению авторов, наиболее полно сформировать универсальную компетенцию ФГОС ВО 3++ у студентов технических специальностей как «способность принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности».

ЛИТЕРАТУРА

1. Agyei S.K. Culture, financial literacy, and SME performance in Ghana // Cogent Economics and Finance. 2018. Vol. 6 (1). pp 222-237.

2. Financial Literacy // Alison: [офиц сайт образовательной платформы]. URL: https://alison.com/course/financial-literacy (дата обращения: 04.10.2020).

3. Financial Literacy: SIT2LRN Distanse Learning // Офиц. сайт Университета Сассекса. URL: http://www.sussex.ac.uk/ finance/financialliteracytraining (дата обращения: 04.10.2020).

4. Financial Literacy Training // Офиц. сайт Южного технологического университета Новой Зеландии. URL: https:// www.sit.ac.nz/Programme/Course/Financial%20Literacy (дата обращения: 04.10.2020).

5. Kolb A. Y., Kolb D. A. Learning styles and learning spaces: Enhancing experiential learning in higher education // Academy of management learning & education. 2005. Т. 4. №. 2. С. 193-212.

6. Kuntze R., Wu C., Wooldridge B.R., Whang Y. Improving financial literacy in college of business students: modernizing delivery tools // Cogent Economics and Finance. 2019. Vol. 6, iss. 1.

7. Measuring Financial Capability: an Exploratory Study. Financial Services Authority. 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fsa.gov.uk/pubs/consumer-research/crpr37.pdf. (дата обращения 17.10.2020)

8. Sawatzki C., Sullivan P. Teachers' perceptions of financial literacy and the implications for professional learning // Australian Journal of Teacher Education. 2017. Vol. 42, iss. 5. P. 51—65.

9. Stolper O. A. Walter A. Financial literacy, financial advice, and financial behavior // Journal of business economics. 2017. № 5. Р. 581-643.

10. Vaiciukeviciüté A., Stankeviciené J., Bratcikoviené N. Higher education institutions' impact on the economy // Journal of business economics and management. 2019. Т. 20. №. 3. С. 507-525.

11. Воронов А.А. Финансовая грамотность российских студентов // Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Политология, вып. 2, С. 19-23.

12. Исследования НАФИ. 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rmcenter.ru/files/prezentatsiya_otcheta.pdf (дата обращения: 18.10.2020).

13. Кокорев Р.А., Кудряшова Е.Н., Телешова И.Г.,Трухачев С.А. Новые задачи университетов в повышении финансовой грамотности студентов, Материалы в сборнике Ломоносов 2016. XXIII международная конференция, серия Экономика, секция "Экономика", МГУ, том 1, c.1174-1182.

14. Лукьянова Н.Ю., Зонин Н.А., Щепкова И.В., Тищук М.О. Инновационный подход к повышению финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей вузов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2020. № 1. С. 107—118.

15. Романенко Н.Ю., Степнова О.В. Практические аспекты использования образовательных платформ в высшей школе // Перспективы науки. 2020. № 2 (125). С. 76-78.

16. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017г. №2019-р.

17. Шайдулина Р.М., Бахтигареева Л.Т., Степанова Р.Р. Экономическая подготовка как средство экономической социализации студентов технического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22325 (дата обращения: 17.10.2020).

18. Шакурова Е.С., Старчикова И.Ю., Мишанова В.Г. Экономический дискурс как возможность реализации междисциплинарных связей в техническом вузе // Человек и образование. 2020. № 2 (63). С. 126-129.

19. Энциклопедия всемирная история [Электронный ресурс]. URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/ ombudsmien (дата обращения: 02.10.2020).

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Agyei S.K. Culture, financial literacy, and SME performance in Ghana. Cogent Economics and Finance, 2018, vol. 6 (1), pp. 222-237.

2. Financial Literacy. Alison: Available at: https: //alison.com/course/financial-literacy (accessed 4 October 2020).

3. Financial Literacy: SIT2LRN Distance Learning. Official website of the University Sussex. Available at: http://www. sussex.ac.uk/finance/financialliteracytraining (accessed 4 October 2020).

4. Financial Literacy Training. Official site of the Southern University of Technology New Zealand. Available at: https:// www.sit.ac.nz/Programme/Course/Financial%20Literacy (accessed 4 October 2020).

5. Kolb A. Y., Kolb D. A. Learning styles and learning spaces: Enhancing experiential learning in higher education. Academy of management learning & education, 2005, vol. 4, no. 2, pp. 193-212.

6. Kuntze R., Wu C., Wooldridge B.R., Whang Y. Improving financial literacy in college of business students: modernizing delivery tools. Cogent Economics and Finance, 2019, vol. 6, issue 1.

7. Measuring Financial Capability: an Exploratory Study. Financial Services Authority. 2005. Available at: http://www.fsa. gov.uk/pubs/consumer-research/crpr37.pdf. (accessed 17 October 2020).

8. Sawatzki C., Sullivan P. Teachers' perceptions of financial literacy and the implications for professional learning. Australian Journal of Teacher Education, 2017, vol. 42, issue 5, pp. 51—65.

9. Stolper O. A. Walter A. Financial literacy, financial advice, and financial behavior. Journal of business economics, 2017, no. 5, pp. 581-643.

10. VaiciukeviciGte A., Stankeviciene J., Bratcikoviene N. Higher education institutions' impact on the economy. Journal of business economics and management, 2019, vol. 20, no. 3, pp. 507-525.

11. Voronov A.A. Financial literacy of Russian students. Saratov University Bulletin. Ser. Sociology. Political Science, 2010, vol. 2, pp. 19-23. (in Russ.).

12. Research NAFI. 2009. [Electronic resource]. Available at: http://www.rmcenter.ru/files/prezentatsiya_otcheta.pdf (accessed 18 October 2020).

13. Kokorev R.A., Kudryashova E.N., Teleshova I.G., Trukhachev S.A. New tasks of universities in improving the financial literacy of students, in the collection Lomonosov 2016. XXIII international conference, series Economics, section "Economics", Moscow State University, volume 1, pp. 1174-1182. (in Russ.).

14. Lukyanova N.Yu., Zonin N.A., Schepkova I.V., Tishchuk M.O. An innovative approach to improving the financial literacy of students of non-economic specialties of universities. Bulletin of the Baltic Federal University named after I. Kant. Ser.: Philology, pedagogy, psychology, 2020, no. 1, pp. 107-118. (in Russ.).

15. Romanenko N.Yu., Stepnova O.V. Practical aspects of using educational platforms in higher education. Prospects of science, 2020, no. 2 (125), pp. 76-78. (in Russ.).

16. Strategy for improving financial literacy in the Russian Federation at 2017-2023, order of the Government of the Russian Federation dated 09.25.2017. No. 2019-r. (in Russ.).

17. Shaidulina R.M., Bakhtigareeva L.T., Stepanova R.R. Economic training as a means of economic socialization of students of a technical university. Modern problems of science and education, 2015, no. 2-2. Available at: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=22325 (accessed 2 October 2020).

18. Shakurova E.S., Starchikova I.Yu., Mishanova V.G. Economic discourse as an opportunity for the implementation of interdisciplinary relations in a technical university. Man and education, 2020, no. 2 (63), pp. 126-129. (in Russ.).

19. Encyclopedia of World History [site]. Available at: https://w.histrf.ru/articles/article/show/ombudsmien (accessed 2 October 2020).

Информация об авторах Степнова Ольга Викторовна

(Россия, Москва) Доцент, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Экономика и Управление» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) ORCID ID: 0000-0001-5449-6564 E-mail: [email protected]

Information about the authors Olga V. Stepnova

(Russia, Moscow) PhD in Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department «Economics and Management», Moscow Aviation Institute (National Research University) ORCID ID: 0000-0001-5449-6564 E-mail: [email protected]

Старчикова Ирина Юрьевна

(Россия, г. Москва) Старший преподаватель кафедры «Экономика и Управление» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) ORCID ID: 0000-0003-0502-5680 E-mail: [email protected]

Irina Yu. Starchikova

(Russia, Moscow) Senior Teacher of the Department «Economics and Management» Moscow Aviation Institute (National Research University) ORCID ID: 0000-0003-0502-5680 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.