Научная статья на тему 'ОЛИМПИАДА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ОЛИМПИАДА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРЕДМЕТНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА / СТУДЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старчикова Ирина Юрьевна

Введение. Изучение иностранных языков в техническом вузе является неотъемлемой частью образовательного процесса. Высококвалифицированный специалист должен владеть не только знаниями по своей специальности, но и обладать навыками владения иноязычной компетенции. Целью исследования явилась попытка анализа данных, полученных посредством социологического опроса студентов, по поводу проведения ежегодной олимпиады по иностранному языку в техническом вузе. Материалы и методы. Материалом исследования послужили ответы 114 студентов Ступинского филиала Московского Авиационного Института (Национальный Исследовательский Университет) с 1 по 3 курса дневного отделения посредством заполнения Google-форм. Использование полученных данных позволило выявить отношение обучающихся к олимпиаде по английскому языку, проводимой в вузе с 2014 г. Результаты. Значимость участия в олимпиаде по иностранному языку оценили 23% респондентов. Среди опрошенных были 73% респондента, которые считают подготовку к олимпиаде важным элементом, отражающим знания студента и влияющим на результаты олимпиады. Кроме того, 78% респондентов уже принимали участие в мероприятиях подобного рода. 39% опрошенных студентов открыли для себя новые возможности в продолжение изучения языка. Имеет место тот факт, что существует прослойка респондентов 36% опрошенных, которые не считают, что подготовка и участие в олимпиаде могут повысить мотивацию студента при изучении иностранного языка. Заключение. Олимпиадная деятельность, подготовка к ней дает возможность подготовить социально успешного, творчески активного и востребованного молодого специалиста, выступая в качестве активатора конкурентно-развивающей образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старчикова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLYMPIAD AT A TECHNICAL UNIVERSITY: STUDENTS’ OPINIONS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Introduction. Learning foreign languages at a technical university is an integral part of the educational process. A highly qualified specialist must have both knowledge in his/her specialist field and the skills of mastering foreign language competence. The purpose of the study was an attempt to analyze the data obtained through a sociological survey of students regarding the holding of the annual Olympiad in a foreign language at a technical university. Materials and methods. The material of the study included the answers of 114 students of the Stupino branch of the Moscow Aviation Institute (National Research University) from the first to third full-time courses by filling in Google forms. The use of the data obtained allowed revealing the attitude of students towards the English Olympiad held at the university since 2014. Results. The significance of participation in a foreign language Olympiad was assessed by 23% of the respondents. Among the respondents, there were 73% of the respondents who consider preparation for the Olympiad an important element reflecting the student’s knowledge and influencing the results of the Olympiad. Besides, 78% of respondents have already taken part in similar events. Thirty-nine percent of the surveyed students discovered new opportunities in continuing to learn the language. It is a fact that some respondents (36%) do not think that preparation for and participation in the Olympiad can increase the student’s motivation when learning a foreign language. Conclusion. Olympiad activities and preparation for this event make it possible to train a socially successful, creatively active, and demanded young specialist, acting as an activator of a competitive and developing educational environment.

Текст научной работы на тему «ОЛИМПИАДА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-06/ Дата публикации: 31.12.2020 УДК 378.1

И. Ю. Старчикова

Олимпиада в техническом вузе: мнения студентов и перспективы развития

Введение. Изучение иностранных языков в техническом вузе является неотъемлемой частью образовательного процесса. Высококвалифицированный специалист должен владеть не только знаниями по своей специальности, но и обладать навыками владения иноязычной компетенции.

Целью исследования явилась попытка анализа данных, полученных посредством социологического опроса студентов, по поводу проведения ежегодной олимпиады по иностранному языку в техническом вузе.

Материалы и методы. Материалом исследования послужили ответы 114 студентов Ступинского филиала Московского Авиационного Института (Национальный Исследовательский Университет) с 1 по 3 курса дневного отделения посредством заполнения Google-форм. Использование полученных данных позволило выявить отношение обучающихся к олимпиаде по английскому языку, проводимой в вузе с 2014 г.

Результаты. Значимость участия в олимпиаде по иностранному языку оценили 23% респондентов. Среди опрошенных были 73% респондента, которые считают подготовку к олимпиаде важным элементом, отражающим знания студента и влияющим на результаты олимпиады. Кроме того, 78% респондентов уже принимали участие в мероприятиях подобного рода. 39% опрошенных студентов открыли для себя новые возможности в продолжение изучения языка. Имеет место тот факт, что существует прослойка респондентов 36% опрошенных, которые не считают, что подготовка и участие в олимпиаде могут повысить мотивацию студента при изучении иностранного языка.

Заключение. Олимпиадная деятельность, подготовка к ней дает возможность подготовить социально успешного, творчески активного и востребованного молодого специалиста, выступая в качестве активатора конкурентно-развивающей образовательной среды.

Ключевые слова: английский язык, иноязычная компетенция, предметная студенческая олимпиада, студенты технических вузов, электронное обучение

Ссылка для цитирования:

Старчикова И. Ю. Олимпиада в техническом вузе: мнения студентов и перспективы развития // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 167-179. сЬк 10.32744/р$е.2020.6.13

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-06/ Accepted: 3 October 2020 Published: 31 December 2020

I. Yu. STARCHIKOVA

Olympiad at a technical university: students' opinions and development prospects

Introduction. Learning foreign languages at a technical university is an integral part of the educational process. A highly qualified specialist must have both knowledge in his/her specialist field and the skills of mastering foreign language competence.

The purpose of the study was an attempt to analyze the data obtained through a sociological survey of students regarding the holding of the annual Olympiad in a foreign language at a technical university.

Materials and methods. The material of the study included the answers of 114 students of the Stupino branch of the Moscow Aviation Institute (National Research University) from the first to third full-time courses by filling in Google forms. The use of the data obtained allowed revealing the attitude of students towards the English Olympiad held at the university since 2014.

Results. The significance of participation in a foreign language Olympiad was assessed by 23% of the respondents. Among the respondents, there were 73% of the respondents who consider preparation for the Olympiad an important element reflecting the student's knowledge and influencing the results of the Olympiad. Besides, 78% of respondents have already taken part in similar events. Thirty-nine percent of the surveyed students discovered new opportunities in continuing to learn the language. It is a fact that some respondents (36%) do not think that preparation for and participation in the Olympiad can increase the student's motivation when learning a foreign language.

Conclusion. Olympiad activities and preparation for this event make it possible to train a socially successful, creatively active, and demanded young specialist, acting as an activator of a competitive and developing educational environment.

Keywords: English, foreign language competence, subject Olympiad for students, students of technical universities, e-learning

For Reference:

Starchikova, I. Yu. (2020). Olympiad at a technical university: students' opinions and development prospects. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 48 (6), 167-179. doi: 10.32744/pse.2020.6.13

_Введение

Олимпиада как средство стимулирования учебной деятельности при изучении иностранных языков представляет собой динамично-развивающуюся интеллектуальную и креативную деятельность преподавателей и студентов, направленную на достижение образовательных целей. Согласно ФГОС высшего образования представляется необходимым развивать творческую и познавательную инициативу студентов, воспитывать насущную потребность в самообразовании и устойчивого интереса в стремлении повышения уровня своей профессиональной подготовки. С ростом популярности дистанционного обучения все более приемлемыми становятся онлайн-занятия, особенно в условиях самоизоляции. С появлением онлайн системы обучения Learning Management System (LMS), что в переводе означает Система управления обучением, студенты технического вуза смогли принять участие в олимпиаде по английскому языку и получить результаты сразу после ее проведения [11, с.114]. Данная олимпиада стартовала в конце мая 2020 г. для студентов с 1 по 3 курсы. Все материалы были разработаны преподавателями вуза, опираясь на собственный многолетний опыт проведения олимпиад по методике обучения иностранным языкам, на плодотворную работу со студентами, как на курсах иностранного языка, так и на практических занятиях в стенах СФ МАИ.

Олимпиада была разделена на несколько учебных тематических модулей, имеющих разноплановый характер. Для того чтобы перейти на новый модуль, нужно было пройти предыдущие этапы. Итоги олимпиады могут учитываться при выставлении зачетов или экзаменов при промежуточной аттестации. Для студентов, не прошедших пороговый уровень и не вошедших в призеры, олимпиада должна была способствовать систематизации теоретических знаний, расширению и углублению знаний, развития интереса обучающихся к предмету, языковых способностей, а также возможности научиться переводить технические тексты повышенной сложности и более эффективно подготовиться к выступлению на олимпиаде в следующем году.

Целью настоящей работы стало выявить отношение студентов данного вуза к проведению олимпиады по иностранному языку. Предметом исследования были ответы студентов по отношению к проведению олимпиады в вузе. Задачи исследования:

1. изучить целесообразность проведения олимпиады в вузе в связи с появлением новых вызовов в современном обществе;

2. построить и проанализировать диаграммы на материале ответов студентов;

3. выяснить влияние проведения олимпиады на мотивацию к изучению иностранного языка;

4. проанализировать вариативность подготовки студентов к олимпиаде;

5. выявить перспективы в олимпиадном движении;

6. проанализировать проблемы, стоящие перед организаторами олимпиад.

л \J f \J \J \J

Актуальность данной тематики обусловлена модернизацией российской системы высшего образования. В соответствии с ФГОС ВО выпускник должен обладать общекультурными компетенциями, в которые входит способность к коммуникации в устной и письменной форме на иностранном языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Владение языками, особенно техническим переводом, сегодня неразрывно связано с потребностью общества в профессиональной са-

мореализации выпускников, готовых применить свои знания на практике. На международном уровне считается, что «система исследовательских конкурсов и олимпиад среди студентов, сформированная в РФ, является уникальной и не имеет аналогов как на постсоветском пространстве, так и в мире в целом» [5, с. 25].

_Анализ литературы

Олимпиада является социальным явлением и неотъемлемой частью педагогической науки. Для понимания значения этого слова обратимся к его происхождению. Так, его происхождение связано с древнегреческим словом ['ОХицта^, 'ОХицтабо^] - соревнование, состязание какого-либо рода (спортивное, театральное и т. п.), имеющее целью выявить наиболее достойных из числа его участников, установить их первенство [9, с. 314]. Основными признаками проведения олимпиады являются системность, регулярность и структурированность, что позволяет участникам за определенный промежуток времени подготовиться и проверить свои знания в той или иной области. Исторический процесс и изменения в обществе находили свое отражение в поиске лучших умов, как в России, так и за рубежом посредством предметных олимпиад как конкурса по отбору интеллектуальной молодежи [8; 16; 17]. Эффективное обучение в 21 веке связано с применением инновационных подходов в образовании, в том числе и в проведении олимпиад в электронном формате. Олимпиада представляет собой комплексную инновационную педагогическую технологию, которая позволяет моделировать иноязычную среду и объединяет основные элементы таких педагогических подходов как проблемное обучение, активное обучение, контекстное обучение, обучение на основе собственного опыта, дифференцированное и индивидуальное обучение, теория полного усвоения и другое.

Безусловно, упадок качества инженерного образования в России на фоне растущих требований к выпускникам технических вузов становится все более заметным» [12, с. 1252]. Изучением развития системы Высшего образования в России и вопросом как вывести российское студенчество в качестве равноправного участника в мировое образовательное пространство занимались Богуславский М.В., Неборский Е.В. [1], Репина Е.Г. [8], Гоник И.Л. [3], Харченко Г.И. [14] и другие. Согласно проведенному анализу исследований отечественные и зарубежные авторы рассматривают олимпиадную образовательную среду в вузе как средство развития творческого потенциала личности [2], в качестве средства повышения научно-образовательного потенциала университета [4], как способ совершенствования самостоятельной работы студентов [6; 18], как инструмент поиска одарённой молодёжи и педагогической работы с ней [8], как систему формирования творческой культуры студентов во внеаудиторной деятельности по иностранному языку [15], как область креативного мышления [14; 16], как интеллектуальный и информационный ресурс, позволяющий влиять на развитие любого индивида [3], как возможность модифицировать и улучшать процесс профессионального становления личности [5] и как фактор развития и саморазвития личности [1; 7].

Освоение инженерного дела связано с изучением технического английского, поэтому изучение иностранного языка в техническом вузе имеет свои особенности. Общекультурный уровень должен позволять развивать научное мировоззрение студентов для привлечения их к научно-исследовательской деятельности по своему профилю подготовки. Благодаря участию в олимпиаде формируется творческая активность

мышления, высокая культуру умственного труда обучающихся, конкурентоспособность и образованность личности.

_Материалы и методы

Материалом исследования послужили современные научно-теоретические и практические исследования ученых и преподавателей, а также данные опроса студентов СФ МАИ (НИУ) посредством Google-форм. Выборку составили 114 респондентов, обучающихся по техническим направлениям подготовки: 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, 15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств, 22.03.01 Материаловедение и технологии материалов и 24.03.05 Двигатели летательных аппаратов. Методами исследования явились: дескриптивный, компаративный, поисковый, метод словарных дефиниций, метод анализа на основе социологического опроса, метод графического представления данных, а также систематизации и обобщения.

_Результаты исследования

Итак, в рамках создания олимпиадного движения в Ступинском филиале МАИ (НИУ) стало традицией проводить олимпиаду по иностранному языку в конце каждого учебного года [12]. В 2020 г. VI внутривузовская олимпиада была проведена в дистанционном формате на портале ЛМС МАИ [10]. В ней участвовали 146 студентов с первого по третий курсы из 184 обучающихся в вузе из списочного состава.

Перед преподавателями стояла проблема концептуального изменения содержания и структуры заданий олимпиады, не стараясь ограничиваться только тестами. Решение данной проблемы возможно в пространстве построения междисциплинарной компоненты: интеграции профессиональных знаний и иноязычной подготовки.

В современных условиях особый научный и образовательный интерес вызывает у студентов мотивацию при выполнении заданий, связанных с учебным концептуарием, который строится на основе модульного принципа. Например, модули формируются по конкретным концептам, включая задания на грамматику, страноведение, словообразование, лексику, профессиональную терминологию, деловая переписка, чтение, перевод и т.д. Таким образом, знание, которое осваивает бакалавр, отличается полнотой усвоения информации, формой отбора междисциплинарного знания, его конструированием и связностью благодаря осмыслению его фрагментарности на основе синтеза знаний, полученных во время обучения в институте из блока профессиональных дисциплин и социально-гуманитарной составляющей обучения. Принцип кумулятивности реализуется сквозь призму ценностного подхода с опорой на концепты и личностные приоритеты. Проектируя конкретный модуль, автор оставляет в зоне актуальных знаний то, что необходимо и достаточно для коммуникации во внешней среде и обладает ценностью для саморазвития индивидов. Один из принципов создания модулей олимпиады - это выход за рамки тестов, создание деловой среды для будущих профессионалов посредством внедрения заданий по составлению делового письма, уменью выделять связи в построении текста, не нарушая стиль деловой переписки.

В качестве примера описана структура модуля-концепта олимпиады технического профиля, разработанного в рамках участия студентов-третьекурсников по программе бакалавриата.

Предлагается комплекс методических средств, направленных на моделирование лингвокультурологического портрета концепта в пространстве языка, культуры и профессиональных знаний, на основе интеграции иноязычной и технической составляющих, обеспечивая проектирование целостного контекста знаний и опыта бакалавров на основе овладения ими различными метапредметными и трансдисциплинарными компетенциями, включая способность к интегративности как способу объединения разных областей познания. Бакалаврам для пополнения своего технического терминологического словаря приходится осваивать достаточно большой научный материал в формате статей для будущих курсовых работ на иностранном языке. Целью иноязычной подготовки обучающихся неязыковых специальностей является процесс достижение уровня сложности практического владения иностранным языком, при котором существует возможность получать дополнительную информацию по выбранной специальности в соответствии с профилем подготовки. Олимпиада включала письменный тур со следующими вопросами:

1. выполнение задания, связанного с описанием «Визитной карточки» участника (в образовательных целях в качестве индивидуального знания - моделирование личностного концепта как варианта представления участника олимпиады, полагаясь на личный опыт и хобби при описании самого участника олимпиады);

2. выполнение задания на использование терминологии в контексте; (заполнение пропусков, используя термины из списка, при необходимости заменяя их форму по смыслу);

3. выполнение задания по подбору русскоязычных эквивалентов к англоязычным терминам (перевод текста, подбирая эквиваленты к англоязычным терминам);

4. выполнение задания по написанию делового письма в сфере профессиональной коммуникации;

5. выполнение задания, связанного с выбором слов и подбору описательных характеристик для каждого варианта;

6. выполнение заданий, связанных на логическое мышление, заканчивая предложения из списка, данного в приведенной таблице;

7. чтение технического текста, его перевод и ответы на вопросы, связанные с пониманием прочитанного на основе профессионального лексикона;

8. создание пяти видов вопросов к одному предложению из текста;

9. подбор противоположностей как задание на усвоение новой лексики;

10. культурологический аспект изучаемого языка в рамках традиций и культуры англоговорящих стран (выдающиеся личности этих стран, главные университеты и др.).

Можно отметить, что ряд заданий могут перейти из статуса тривиальных в разряд традиционно используемых в олимпиадах, опираясь на творческий подход, что послужит обогащению заданий с точки зрения содержания и с позиций результативности и многообразия заданий. В условиях техногенной цивилизации перед образовательным сообществом стоит острая проблема в увеличении высококвалифицированных кадров инженерного профиля, что наделяет олимпиады в техническом университете определенным статусом.

После проведения олимпиады автор статьи предложила студентам ответить на вопросы анкеты в Google-форме с целью выявить отношение обучающихся к олимпиаде как части внеаудиторной работы. Ссылка на ответы: https://docs.google.eom/forms/d/1 8qXAVXSl9esbohxL1LEUug1NEBKPCFBVTjZ704crrfA/edit#responses.

В опросе приняли участие 114 человек: с первого курса - 46% респондентов, со второго - 29% студентов и с третьего курса - 25% опрошенных очного отделения обучения. В вопросе по гендерной принадлежности опрошенных было выявлено: девушек - 21% респондентов, парней - 79% опрошенных. Таким образом, преобладание юношей по сравнению с девушками справедливо лишь для технических вузов, где увлечение техникой проявляется с раннего возраста ребенка. Выбор девушками инженерной профессии, как правило, имеет тенденцию получения диплома о высшем образовании, причем не всегда выпускницы технического вуза устраиваются работать по специальности.

В вопросе мотивации участия в олимпиаде ответы были следующими: согласились - 23% студентов, отказались - 52% респондентов и не определились с ответом 25% опрошенных (см. рис. 1).

Хотели бы вы участвовать в олимпиаде по иностранному языку?

■ Думаю, да

■ Скорее всего, нет

■ Затрудняюсь ответить

52%

Рисунок 1 Целесообразность проведения олимпиады

Такой разброс процентов говорит о том, что вуз технический и ярко показано расслоение участников олимпиады. Гуманитарная составляющая обучения студентов, представленная дисциплиной «Иностранный язык», не является востребованной всеми студентами, а только той частью студенческой молодежи, которая планирует в дальнейшей связать свою жизнь с английским языком: впоследствии после окончания вуза устроиться на престижную работу со знанием не только профессиональных технических дисциплин, но и с использованием иностранного языка.

В отношении опыта респондентов участия в других олимпиадах было выявлено: участвовали - 78% респондентов и не участвовали - 22% опрошенных (см. рис. 2). Как видно их данных показателей большая часть студентов прошла испытания и все трудности, связанные с участием в олимпиадах и вынесла свой опыт, необходимый для развития и подготовки каждой личности еще до поступления в вуз.

Необходимость подготовки к олимпиадным заданиям отметили - 73% опрошенных, подтверждая своим мнением, что залог успеха в продуктивной подготовке до начала проведения олимпиады. 20% студентов считает это не обязательным и 7% воздержались от ответа в связи с отсутствием опыта и несформированностью своего мнения по данному вопросу (см.рис.3). Радует тот факт, что большинство понимает важность этого

мероприятия и подготовка является самостоятельной частью развития любого навыка как и навыка овладения иностранным языком и иноязычной подготовкой.

Участвовали вы еще в каких-либо олимпиадах? 78%

Даг участвовал Нет, не участвовал

Рисунок 2 Опыт участников

Как вы считаете, нужно ли к олимпиаде готовиться с целью эффективного усвоения материала?

1%

20%"

Думаю, да Скорее всего, нет 3 атрудня ю сь ote етить

Рисунок 3 Необходимость подготовки к олимпиаде

Вариативность подготовки отмечена следующими ответами студентов: с преподавателем в мини-группах - 67% опрошенных, самостоятельно (с помощью конспектов, учебников, онлайн курсов и т.д.) - 28% респондентов, в мини-группах студентов без преподавателя - 5% (см. рис.4).

В вопросе мотивации ответы распределились следующим образом: согласны -46% студентов, против - 36% опрошенных и воздержались от ответа - только 18% студентов (см. рис. 5).

Во время проведения олимпиады в секции «Иностранный язык» проходила апробация введения балльно-рейтинговой системы (далее БРС) как элемента управления учебным процессом и мотивационным рычагом с целью активизации работы студентов. За участие в конкурсе или олимпиаде начисляются баллы, влияющие на получение зачета по данной дисциплине. По мнению автора, «БРС предназначена для мониторинга учебного процесса, повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки студентов» [10, с. 41].

Каким образом к олимпиаде нужно готовиться?

5%

67%

с преподавателем в мини-группах

самостоятельно (с помощью конспектов, учебников, он-лайн курсов и т.д.)

в мини-группах студентов без преподавателя

Рисунок 4 Вариативность способов подготовки к олимпиаде

Как вы считаете, олимпиада мо'жет повысить вашу мотивацию при изучении иностранного языка?

18%

46% "Думаю., да

■ Скорее всего, нет

■ Затрудняюсь ответить

36%

Рисунок 5 Мотивационный аспект участия в олимпиаде

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как вы считаете, увидели ли вы для себя новые возможности, приняв участие в олимпиаде по Иностранному языку?

22%

39%

| Думаю, да | Скорее всего, нет | Затрудняюсь ответить

Рисунок 6 Перспективность проведения олимпиады

Во время проведения олимпиады в секции «Иностранный язык» проходила апробация введения балльно-рейтинговой системы (далее БРС) как элемента управления учебным процессом и мотивационным рычагом с целью активизации работы студентов. За участие в конкурсе или олимпиаде начисляются баллы, влияющие на получение зачета по данной дисциплине. По мнению автора, «БРС предназначена для мониторинга учебного процесса, повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки студентов» [10, с. 41].

В вопросе важности проведения лингвистической олимпиады в техническом вузе 39% респондентов согласились. 39% высказались против и 22% воздержались от ответа (см. рис. 6).

Хотелось бы отметить, что анкетирование проводилось анонимно и студенты не боялись высказать свое личное мнение об олимпиаде в СФ МАИ (НИУ). Уникальность данного опыта связана с оценкой и подтверждением необходимости преобразования «существующих студенческих предметных олимпиад и конкурсов в олимпиадное движение, интегрирующее как состязательную деятельность обучающихся, так и их дальнейшую индивидуальную и совместную творческую» работу [6, с. 135].

_Обсуждение результатов

Новизна полученных результатов определяется спецификой изучения дисциплины «Иностранный язык» в техническом вузе. Проведение олимпиады связно с апробацией комплексной инновационной педагогической технологией, состязательными моментами в изучении языка, системой подачи материала, перспективой для участников улучшить свои знания и отражением результатов в форме электронного портфолио. Межкультурная коммуникация важна для выпускников вуза, поскольку владение навыками технического перевода даст возможность получить продвижение по службе.

Две трети голосов студентов было отдано за подготовку к олимпиаде и желательно в группе под руководством преподавателя. Опыт участия опрошенных респондентов проявился у 78% студентов, хотя были респонденты, которые никогда не принимали участие в олимпиадах (22% студентов). Почти четверть опрошенных студентов (23%) выразили свое желание принять участие в олимпиаде по английскому языку, несмотря на то, что это нелингвистический вуз. Прослеживается влияние БРС на повышение мотивационного аспекта с целью активизации участия в олимпиаде и начислению баллов для получения автоматически зачета при промежуточной аттестации студентов. Сама олимпиада может привнести положительный эффект и повысить мотивационный настрой считают 46% респондентов, не согласны с этим мнением 36% опрошенных. В результате оценили преференции проведения данного мероприятия 39% опрошенных респондентов. Негативный эффект проявлен у 39% студентов. Такой дисбаланс в ответах связан с личностной мотивацией студента в том, что он настроен скорее на внешний результат учебной деятельности в форме получения диплома. В международном значении для студентов интенсивная межкультурная коммуникация требует наличия языковых знаний. Устоять против обмена информации и минимизировать потребность в иноязычной компетенции сегодня невозможно.

Анализируя вышесказанное, можно выделить потенциальные возможности проведения олимпиад как перспективы в олимпиадном движении:

1) систематичность и регулярность проведения олимпиад настраивает участников на подготовку в течение всего академического года

2) развивающая функция сказывается на повышении интереса обучающихся к проведению олимпиад, а также к и* результатам

3} воспитательная функция олимпиады заключается в процессе ■индивидуального познания и самостоятельной работы индивида во время подготовки

Щ разноТТлановость заданий обеспечивает участников многогранностью подготовки, включая не только лексику,грамматику, словообразование, деловую переписку, но и профессиональную терминологию_

5} основополагающая функция как возможность повысить ■ престижность Российского высшего технического образования и востребованность выпускников вузов

Рисунок 7 Перспективы развития Олимпиадного движения

Безусловно, существуют и проблемы, с которыми сталкиваются организаторы при проведении олимпиад в техническом вузе:

1) как правило олимпиаду проводят преподаватели-энтузиасты своего предмета без поддержки администрации вуза;

2) отсутствие материальной и финансовой базы такой деятельности (вопросы, связанные с формированием фонда на приобретение дипломов победителей, на поощрение преподавателей);

3) трудоемкость и объёмность вариантов при составлении олимпиадных заданий, связанная с присущей терминологией того или иного направления подготовки (Автоматизация технологических процессов и производств, Материаловедение и технологии материалов, Двигатели летательных аппаратов, Информатика и вычислительная техника и др.).

Заключение

Итак, одна из задач проведенного исследования заключалась в подтверждении того, что современный специалист должен не только владеть определенными знаниями и навыками по своей специальности, но и обладать навыками владения иностранного языка. Олимпиада, олимпиадная деятельность, подготовка к ней дает возможность сформировать знания и подготовить социально успешного, творчески активного и востребованного молодого специалиста, выступая в качестве активатора конкурентно-развивающей образовательной среды. Проведение олимпиады как одного из видов внеаудиторной работы позволяет повысить уровень профессиональной компетентности обучающегося в рамках изучаемого предмета, а также приобрести знания сверх программы и получить больший практический опыт.

о:

ос х

: I

ь 0)

^ со т 03 о. * со

_ о

£.

со о

и Ё т

г ги

и |_

о.

0) и

О

Наиболее дискуссионным вопросом в настоящее время является эффективность, полученная от проведения предметных олимпиад в вузе. Не все студенты изъявляют желание участвовать в них, но провести тщательный отбор участников по тестам и выявить безусловных лидеров является необходимым условием для выявления и поддержки одаренных и талантливых студентов. Детерминирующее положение, что студенты технического вуза не склонны к изучению иностранного языка, не подтвердилось, так как речь сегодня идет о новой прослойке высококлассных специалистов, так называемых транспрофессионалах, способных к расставлению приоритетов в своей жизни с учетом потребности изучения английского языка и многогранностью проявления иноязычной компетенции в современном мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богуславский М.В., Неборский Е.В. Концепция развития системы Высшего образования в России // Интернетжурнал «Мир науки». 2016, Том 4, № 5. URL: http://mir-nauki.com/PDF/07PDMN516.pdf (дата обращения: 15.09.2020)

2. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. Педагогическая олимпиада как средство развития творческого потенциала личности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С.33-38.

3. Гоник И.Л., Юрова О.В, Текин А.В., Фетисов А.В., Чесноков О.К. Студенческие олимпиады: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2015. № 5. C. 119-124.

4. Исакова О.Б., Михайлов А.А., Кисляков П.А. Предметная олимпиада как средство повышения научно-образовательного потенциала университета // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-4. С. 855-859.

5. Кошкин В.И., Гордеев А.И., Белоцерковский А.В., Каплунов И.А., Мальцева А.А., Пустовалова Е.Л. О повышении эффективности всероссийских студенческих олимпиад. Высшее образование в России. 2014, № 11, С. 25-30.

6. Попов А.И., Левченко Е.А. Олимпиадное движение по математике как способ совершенствования самостоятельной работы студентов младших курсов // Вестник ТГПУ. 2013. №1(129). С. 132-135.

7. Пучков Н.П., Попов А.И. Олимпиадное движение как форма организации обучения в вузе: учебно-методическое пособие. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 180 с.

8. Репина Е.Г. Студенческое олимпиадное движение как инструмент поиска одарённой молодёжи и педагогической работы с ней: принципы организации и опыт проведения // Самарский научный вестник.

2017. №3 (20). С. 297-302.

9. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. Т.2, 736 с.

10. Старчикова И.Ю. Особенности введения балльно-рейтинговой системы для контроля успеваемости студентов по дисциплине "Иностранный язык"// Глобальный научный потенциал. 2020. № 1(106). С.39-41.

11. Старчикова И.Ю. Управление электронной образовательной средой в процессе обучения иностранному языку в техническом университете // Глобальный научный потенциал. 2020. № 6(111). С.114-116.

12. Соболев Л.Б. Проблемы инженерного образования в России // Экономический анализ: теория и практика.

2018. Т. 17, № 7. С. 1252 - 1267.

13. Ступинский филиал МАИ. Статьи. [Электронный ресурс]. URL: http://sfmai.ru/index.php/articles (дата обращения: 20.08.20).

14. Харченко Л.Н., Айбатыров К.С. Профессионально-ориентированная креативность: феномен и методика формирования. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. 180 с.

15. Холод Н.И. Конкурсы и олимпиады как средство формирования творческой культуры студентов во внеаудиторной деятельности по иностранному языку в вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. №1 (166). 115-117.

16. Dilts R^., Epstein Т., Dilts R.W. Tools for Dreamers: Strategies for Creativity and the Structure of Invention. Cupertino: Meta Publications, 1991. 396 с.

17. Heffernan N. Backtalk: Don't eliminate homework. Make it more effective. Phi Delta Kappan, 2019, vol. 100, pp. 80-80.

18. Zhao Y. et al. What Makes the Difference? A Practical Analysis of Research on the Effectiveness of Distance Education / Y. Zhao, J. Lei, B. Yan, C. Lai, S. Tan. Teachers College Record, 2005, vol. 107, no. 8, pp. 1836-1884.

REFERENCES

1. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Concept of Higher Education System Development in Russia. Mir nauki, 2016, vol. 4, no. 5. Available at: http://mir-nauki.com/ PDF/07PDMN516.pdf (accessed 15 September 2020). (in Russ.).

2. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V. Pedagogical Olympiad as a means of developing the creative potential of an individual. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2015, no. 6, pp.33-38. (in Russ.).

3. Gonik I.L., Yurova O.V., Tekin A.V., Fetisov A.V., Chesnokov O.K. Student olympiad: problems and prospects. Higher education in Russia, 2015, no. 5, pp. 119-124. (in Russ.).

4. Isakova O.B., Mikhailov A.A., Kislyakov P.A. Subject Olympiad as a Means of Increasing the Scientific and Educational Potential of the University. Fundamental Research, 2013, no. 10-4, pp. 855-859. (in Russ.).

5. Koshkin V.I., Gordeev A.I., Belotserkovsky A.V., Kaplunov I.A., Maltseva A.A., Pustovalova E.L. On increasing the efficiency of the All-Russian student Olympiads. Higher education in Russia, 2014, no. 11, pp. 25-30. (in Russ.).

6. Popov A.I., Levchenko E.A. Olympiad movement in mathematics as a way to improve the independent work of junior students. Vestnik TGPU, 2013, no. 1(129), pp. 132-135. (in Russ.).

7. Puchkov N.P., Popov A.I. Olympiad movement as a form of organization of education at a university: teaching aid. Tambov: Publishing house of Tamb. state tech. University, 2009. 180 p. (in Russ.).

8. Repina, Ye.G. Student Olympiad movement as a tool for finding gifted youth and pedagogical work with it: principles of organization and experience of conducting. Samara Scientific Bulletin. 2017, no. 3 (20), pp. 297-302. (in Russ.).

9. Dictionary of the Russian language: In 4 volumes / RAS, Institute of linguistic. research; Ed. A.P. Evgenieva. 4th ed., Erased. Moscow, Rus. lang .; Polygraphresursy Publ., 1999, vol. 2, 736 p. (in Russ.).

10. Starchikova I. Yu. Features of the introduction of a point-rating system for monitoring students ' progress in the discipline "Foreign language". Global scientific potential, 2020, no. 1(106), pp. 39-41. (in Russ.).

11. Starchikova I.Yu. Management of the electronic educational environment in the process of teaching a foreign language at a technical university. Global scientific potential, 2020, no. 6 (111), pp. 114-116. (in Russ.).

12. Sobolev LB Problems of engineering education in Russia. Economic analysis: theory and practice, 2018, vol. 17, no. 7, pp. 1252-1267. (in Russ.)

13. Stupino branch of MAI. Articles [Electronic resource], Available at: http://sfmai.ru/index.php/articles (accessed 20 August 2020) (in Russian)

14. Kharchenko L.N., Aibatyrov K.S. Professionally oriented creativity: the phenomenon and methodology of formation. Stavropol, NCFU Publishing House, 2015. 180 p. (in Russ.).

15. Kholod N.I. Competitions and Olympiads as a Means of Forming the Creative Culture of Students in Extra-curricular Foreign Language Activities at the University. Bulletin of the TSPU, 2016, no. 1 (166), pp. 115-117. (in Russ.).

16. Dilts R.B., Epstein T., Dilts R.W. Tools for Dreamers: Strategies for Creativity and the Structure of Invention. Cupertino, Meta Publications, 1991, 396 p.

17. Heffernan N. Backtalk: Don't eliminate homework. Make it more effective. Phi Delta Kappan, 2019, vol. 100, pp. 80-80.

18. Zhao Y., Lei J., Yan B., Lai C., Tan S. What Makes the Difference? A Practical Analysis of Research on the Effectiveness of Distance Education. Teachers College Record, 2005, vol. 107, no. 8, pp. 1836-1884.

Информация об авторе Старчикова Ирина Юрьевна

(Россия, г. Москва) Старший преподаватель кафедры «Экономика и Управление» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) E-mail: irina.star4@gmail.com ORCID: 0000-0003-0502-5680

Information about the author

Irina Yu. Starchikova

(Russia, Moscow) Senior Teacher of the Department «Economics and Management» Moscow Aviation Institute (National Research University) E-mail: irina.star4@gmail.com ORCID: 0000-0003-0502-5680

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.