Научная статья на тему 'Исследование проблемы ожиданий студентов технических вузов от потенциальных работодателей'

Исследование проблемы ожиданий студентов технических вузов от потенциальных работодателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РАЗВИТИЕ / СТУДЕНТЫ / РАБОТОДАТЕЛЬ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / HIGHER EDUCATION / SOCIOLOGICAL RESEARCH / PROFESSIONAL COMPETENCE / DEVELOPMENT / STUDENTS / EMPLOYER / TECHNICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старчикова Ирина Юрьевна, Овчинников Алексей Витальевич, Шакурова Евгения Сергеевна

Актуальность данного исследования заключается в поиске гармонизации и рекреации отношений между работодателями и выпускниками вузов. Для решения этой проблемы в качестве эмпирического материала послужили ответы 130 студентов, опрошенных посредством Google-форм. С помощью метода обобщения и систематизации, метода сбора данных и словарных дефиниций, компаративного и дескриптивного методов был проведен контент-анализ полученных данных. В результате было установлено, что студенты в большей части готовы к предстоящим трудностям в поиске работы; они нацелены на эффективное трудоустройство в соответствии с дипломом и приобретенными навыками, сформированными личными качествами и желанием профессионально самосовершенствоваться. С появлением новой прослойки молодых специалистов, так называемых транспрофессионалов, страна приобретает необходимый интеллектуальный потенциал, гибко интегрирующийся в новое профессиональное сообщество, занимая ключевые позиции на предприятиях и организациях, чтобы позволить нашей стране в условиях информатизации и глобализации претендовать на мировое лидерство. В дальнейшем подчеркивается необходимость учета ожиданий студентов в выработке работодателями основных требований к претендентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старчикова Ирина Юрьевна, Овчинников Алексей Витальевич, Шакурова Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of the problem of expectations of students of technical universities from potential employers

The relevance of this study is to find harmonization and recreation of relations between employers and graduates. To solve this problem as an empirical material were the answers of 130 students interviewed through Google forms. Due to the method of generalization and systematization, the method of data collection and vocabulary definitions, the comparative and descriptive methods, a content analysis of the obtained data was conducted. As a result it was revealed that students are mostly ready for the upcoming difficulties in finding a job; they are aimed at effective employment in accordance with the diploma and acquired skills, formed personal qualities and the desire to improve themselves professionally. With the emergence of a new layer of young specialists, the so-called transprofessionals, the country acquires the necessary intellectual potential, flexibly integrating into the new professional community, occupying key positions in enterprises and organizations to allow our country to claim world leadership in the conditions of informatization and globalization. In the future it is necessary to take into account the expectations of students in the development of basic requirements for applicants by employers.

Текст научной работы на тему «Исследование проблемы ожиданий студентов технических вузов от потенциальных работодателей»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-05/ Дата публикации: 31.10.2019 УДК 378

И. Ю. Старчикова, А. В. Овчинников, Е. С. Шакурова

Исследование проблемы ожиданий студентов технических вузов от потенциальных работодателей

Актуальность данного исследования заключается в поиске гармонизации и рекреации отношений между работодателями и выпускниками вузов. Для решения этой проблемы в качестве эмпирического материала послужили ответы 130 студентов, опрошенных посредством Google-форм. С помощью метода обобщения и систематизации, метода сбора данных и словарных дефиниций, компаративного и дескриптивного методов был проведен контент-анализ полученных данных. В результате было установлено, что студенты в большей части готовы к предстоящим трудностям в поиске работы; они нацелены на эффективное трудоустройство в соответствии с дипломом и приобретенными навыками, сформированными личными качествами и желанием профессионально самосовершенствоваться. С появлением новой прослойки молодых специалистов, так называемых транспрофессионалов, страна приобретает необходимый интеллектуальный потенциал, гибко интегрирующийся в новое профессиональное сообщество, занимая ключевые позиции на предприятиях и организациях, чтобы позволить нашей стране в условиях информатизации и глобализации претендовать на мировое лидерство. В дальнейшем подчеркивается необходимость учета ожиданий студентов в выработке работодателями основных требований к претендентам.

Ключевые слова: высшее образование, социологическое исследование, профессиональная компетенция, развитие, студенты, работодатель, технический вуз

Ссылка для цитирования:

Старчикова И. Ю., Овчинников А. В., Шакурова Е. С. Исследование проблемы ожиданий студентов технических вузов от потенциальных работодателей // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 158-169. сМ: 10.32744^.2019.5.12

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-05/ Accepted: 2 July 2019 Published: 31 October 2019

I. Yu. Starchikova, A. V. Ovchinnikov, E. S. Shakurova

Research of the problem of expectations of students of technical universities from potential employers

The relevance of this study is to find harmonization and recreation of relations between employers and graduates. To solve this problem as an empirical material were the answers of 130 students interviewed through Google forms. Due to the method of generalization and systematization, the method of data collection and vocabulary definitions, the comparative and descriptive methods, a content analysis of the obtained data was conducted. As a result it was revealed that students are mostly ready for the upcoming difficulties in finding a job; they are aimed at effective employment in accordance with the diploma and acquired skills, formed personal qualities and the desire to improve themselves professionally. With the emergence of a new layer of young specialists, the so-called transprofessionals, the country acquires the necessary intellectual potential, flexibly integrating into the new professional community, occupying key positions in enterprises and organizations to allow our country to claim world leadership in the conditions of informatization and globalization. In the future it is necessary to take into account the expectations of students in the development of basic requirements for applicants by employers.

Key words: higher education, sociological research, professional competence, development, students, employer, technical university

For Reference:

Starchikova, I. Yu., Ovchinnikov, A. V., & Shakurova, E. S. (2019). Research of the problem of expectations of students of technical universities from potential employers. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 41 (5), 158-169. doi: 10.32744/pse.2019.5.12

_Введение

Vир вступил в третье тысячелетие, и вопросы, касающиеся высшего образования, по-прежнему не утратили своей актуальности. В последнее время большинство стран провели серьезные реформы в системе высшего образования, что повлекло его обновление (в том числе, в России) и переход на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, предполагающий переориентацию образовательного процесса на реализацию новых подходов при обучении в вузах России [1-4]. Неоднородность сегодняшнего общества, ускоренный технический прогресс и недавний экономический спад свидетельствуют о необходимости пересмотра взглядов на роль и структуру высшего образования [5; 6]. Присоединение России к Болонскому соглашению определяет необходимость инновационного, компетентност-ного подхода в профессиональном образовании. Формирование ключевых компетенций специалиста, последовательно интегрирующихся в профессиональную компетентность, объективно требует теоретического осмысления и обоснования [7; 8].

Высшее образование в России представляет собой один из самых активных секторов социального пространства. Сегодня теоретическая подготовка студентов в техническом вузе в основной ее части реализуется на дисциплинарной основе, что не способствует их вовлечению в междисциплинарные исследования. Этим обусловлено отсутствие у большей части выпускников требуемого уровня сформированности актуальных умений в решении профессиональных задач на основе междисциплинарного подхода [9].

Следует также отметить, что одной из причин «торможения» болонского процесса представляется тот факт, что профессиональные компетенции, так необходимые глобальному рынку труда, стали фундаментом единого европейского образовательного пространства, оставив за скобками культуру [3; 10]. Невозможна фундаментальная подготовка студентов вузов без широкой гуманитаризации профессионального образования.

Наиболее актуальной на сегодняшний день становится задача развития самостоятельного критического и творческого мышления студентов, что способствует реализации на практике первых трёх дидактических принципов: научности, сознательности и активности и принципа воспитывающего обучения. Критическое мышление позволяет человеку анализировать информацию, отбирать нужные факты, логически их осмысливать, делать выводы и обобщения, формировать собственную точку зрения по различным проблемам. Творческое мышление способствует формированию умений прогнозировать развитие тех или иных явлений, событий, генерировать собственные идеи, искать аргументы в подтверждение своей позиции, экстраполировать полученные знания на новые ситуации и явления [8].

Для нашего исследования также важна позиция В.И. Андреева, отмечающего, что для динамичного общественного развития «следует формировать конкурентоспособную личность, которая в различных жизненных ситуациях подготовлена к выживанию в конкурентной борьбе... при этом обществу нужна личность, конкурентоспособность которой достигается цивилизованными средствами и методами» [11, с. 45].

Одним из важнейших условий успешной профессиональной адаптации и будущей карьеры выпускника вуза является соответствие уровня и характера его профессиональной подготовки, личных качеств требованиям, предъявляемым будущей профессией и работодателями. Многие исследователи отмечают рассогласование взаимных ожида-

ний этих субъектов российского рынка труда [4], что является актуальной, а также глобальной проблемой. В связи с этим рассмотрим проблему ожиданий студентов технических вузов от потенциальных работодателей на примере Ступинского филиала МАИ (Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет).

_Материалы и методы

В настоящее время в системе высшего образования России представлены три формы дипломов: специалист, бакалавр и магистр. СФ МАИ как региональный вуз обучает лишь бакалавров с учетом новых реалий времени, поэтому проведенное исследование основано на ответах студентов очной формы обучения с первого по четвертый курс.

Итак, в декабре 2018 года было проведено социологическое исследование проблемы ожиданий студентов технических вузов от потенциальных работодателей. В нем приняли участие 130 студентов посредством анонимного анкетирования системой Google-форм.

Объектом исследования явились ответы студентов, определяющие и описывающие образовательную среду в конкретно взятом региональном вузе России. Методами исследования явились метод словарных дефиниций, компаративный и дескриптивный методы, метод анализа, а также методы сбора и накопления данных по результатам анкетирования, обработки полученной информации, представленной в виде гистограммы и круговых диаграмм. Теоретическим и эмпирическим материалом для исследования были данные опроса, а также результаты теоретических российских и зарубежных исследований [1-14; 16-19].

Научные теории, содержащие анализ сегодняшнего положения дел в системе высшего образования, были актуализированы следующими авторами: A.Y. Kolb, D.A. Kolb, М.В. Богуславский, Е.В. Неборский, А.Ю. Мягков, В.И. Батрак, В.И Андреев, А.В. Александрова, Е.В. Проценко, В.Д. Секерин, А.Е. Горохова, Л.В. Шкерина, О.В. Берсенева, М.А. Кейв, М.А. Иваненко, А.Д. Субочева, О.Н. Субочева и др. Так, В.К. Носов, В.Н. Уваров и С.А. Мамонов отмечают, что «комплексный подход к совершенствованию инженерной подготовки со сквозным использованием информационных технологий, углубленной экономической и организаторской подготовки в сочетании с наличием практических профессиональных навыков выражается в конечном счете в повышении конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда, престижа инженерной специальности и получении предприятием после окончания института сформировавшегося и проверенного специалиста» [12, с. 57]. Задачами высшей школы В.И. Батрак считает подготовку молодых специалистов, кадров высшей квалификации, а также повышение квалификации и переподготовку работающих специалистов [13]. В работе [14] анализируются понятия «качество образования» и «конкурентоспособность», раскрываются принципы качественного образования в вузе.

_Результаты исследования

Социологический опрос включал в себя 10 вопросов. Первый вопрос был предложен для идентификации гендерной принадлежности респондентов. 77 % опрошенных студентов представляли юноши, а 23% - девушки. Это свидетельствует о том, что техническое образование актуально и для девушек.

Второй вопрос касался определения курса опрошенных студентов: 33% составили студенты четвертого курса, 28% - студенты первого курса, 22% - второго курса и 17% - студенты-третьекурсники. При анализе полученных данных следует отметить, что четвертый курс составил треть опрошенных студентов. Их ответы особенно важны в качестве мнения будущих выпускников вуза.

Третий вопрос «Работаете ли вы в данный момент?» выявил следующее: 42% респондентов не работали и не работают в данный момент (половина студентов), 32%. опрошенных работают в данный момент, хотя учатся на дневном отделении, 26% студентов работали раньше, но в настоящий момент не работают. Обратимся к ответам, представленным в виде круговой диаграммы см. рис. 1.

I Да, работаю I Работал, но не сейчас Нет, не работаю

Рисунок 1 Распределение ответов на вопрос «Работаете ли Вы в данный момент?»

Сегодня в нашей стране у молодых людей, обучающихся на очной форме, есть возможность подработать в удобное для них время в сфере торговли, питания, сервиса и пр. Эта работа не соответствует специальности, однако позволяет иметь представление о требованиях и ответственности за выполняемые ими обязанности, что является актуальным для будущих инженеров.

Четвертый вопрос касался важности и ценности получения диплома выпускника вуза. 72% опрошенных считают диплом необходимым для профессиональной реализации; 19% респондентов не согласны с этим и 9% студентов ответили, что не знают, насколько диплом важен для будущей карьеры. Ответы даны в виде круговой диаграммы см. рис. 2.

|Да I Нет Не знаю

Рисунок 2 Распределение ответов на вопрос «Как вы считате, ценится ли сейчас диплом выпускника?»

Диплом - важный документ, предоставляющий своему обладателю возможности карьерного роста, свидетельствующий о получении профессионального образования или одного из его этапов (бакалавриата, магистратуры) и присвоении соответствующих специальности или звания. Без этого подтверждения сведения о полученном образовании считаются недействительными. Согласно оксфордскому этимологическому словарю, значение слова diplome пришло из греческого Д1п\шца (в пер. «сложенная бумага») [15]. В сегодняшнем обществе никто не застрахован от неудач при поиске работы. Диплом о высшем образовании, а также размер заработанной платы в полной мере регулируют трудовую занятость населения. Надежда студентов на востребованность работодателями диплома о профессиональном высшем образовании и соответствующую квалификации достойную заработную плату представлена в большей части полученных ответов (72%).

В настоящее время является актуальным поиск современными работодателями транспрофессионалов, т.е. специалистов, динамично интегрирующихся в новое сообщество, четко преследующих цель занять ключевые позиции на предприятии, демонстрирующих свои знания и умения [4]. Эта тенденция нашла отражение в пятом вопросе: «Согласны ли вы с утверждением, что «современный рынок труда все больше начинает испытывать потребность в «транспрофессионалах» - гибких и универсальных работниках, готовых за счет своего мышления и способности организации деятельности работать в различных профессиональных средах?». Обратимся к диаграмме на рис.3.

■ Думаю, да

■ Скорее всего, нет

■ Не знаю

Рисунок 3 Распределение ответов на вопрос «Согласны ли вы с утверждением, что современный рынок труда испытывает потребность в "транспрофессионалах"?»

77% респондентов согласны с этим высказыванием, 13% опрошенных студентов сомневаются в этом и только 10% респондентов отрицают данный факт. Почти две трети студентов считают, что должны быть готовы к необходимости повышения своей конкурентоспособности на рынке труда, 23% опрошенных «плывут по течению», надеясь на лучшее. Радует высокий процентный показатель количества ответов студентов, считающих адаптивность, гибкость, умение приспосабливаться необходимым качеством при поиске престижной работы.

На шестой вопрос «Что ценит работодатель?» варианты ответов студентов исключили важность теоретических знаний, отдав предпочтение ценности практических навыков и личных качеств будущего специалиста, что представлено на гистограмме (см. рис. 4).

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Практические нзеыки Теоретические* Личные клчегшд Все

навыки вышеперечисленное

Рисунок 4 Распределение ответов на вопрос ««Что ценит работодатель?»

Анализ ответов показал, что студенты опирались лишь на требования работодателя, заинтересованного в практических навыках будущего специалиста. Университет, «который нацелен на формирование конкурентоспособности своего выпускника, не может просто «предоставить» студенту набор необходимых качеств; конкурентоспособного выпускника можно «получить» организацией такого профессионально-образовательного пространства вуза (представляющего собой совокупность и единство практико-профессиональной, социально-образовательной и инновационной сред), которое бы стало стратегическим фактором формирования конкурентоспособного специалиста» [16, с. 55]. Таким образом, студенты - будущие специалисты связывают свои ожидания при решении проблемы трудоустройства с ценностью приобретения практических знаний и навыков, полученных в процессе обучения в вузе. Немаловажную роль при этом играют не только практические навыки, но и личностные качества будущего специалиста (организованность, коммуникабельность, дисциплинированность, нацеленность на достижение результата, умение работать в команде, стрессоу-стойчивость и пр.) [4].

Седьмой вопрос был посвящен адаптации обучения в вузе к интересам предприятий и организаций. 53% студентов уверенны в адаптированности образования своего вуза к потребностям предприятий-партнёров; 22% опрошенных считают, что обучение не адаптировано к запросам потенциальных работодателей; 25% не знает, как ответить на этот вопрос.

Уверенность большинства студентов в адаптированности образования к потребностям профильных предприятий связана с прохождением производственных практик на градообразующих предприятиях г. Ступино, таких как ПАО НПП Аэросила, АО СМПП, АО СМК. Производственная практика направлена на закрепление и углубление теоретических знаний студентов путём приобретения ими практических навыков и профессиональных компетенций. Несомненно, в результате прохождения практики студент определяет приоритет при будущем выборе места работы. Также актуально для студентов первокурсников посещение авиасалона в Жуковском как «одной из разновидностей учебной практики в качестве волонтеров на МАКСе» [17, с.204].

Восьмой вопрос касался наличия способности к профессиональному росту и совершенствованию студентов. Будучи уверенными в своем желании развиваться и познавать, совершенствоваться и профессионально расти, 93% респондентов ответили положительно. 7% ответивших на сегодняшний момент не в состоянии диагноцировать в себе эту способность, что представлено на диаграмме на рис.5. Такой процент положительных ответов (93%) демонстрирует ожидание студентов на создание работодателем необходимых условий для развития, профессионального роста и совершенствования в виде стажировок, повышения квалификации, прохождения дополнительного обучения, а, подчас, и переквалификации. Также важным фактором, определяющим выбор выпускников места работы, является возможность перспективы не только профессионального, но и карьерного роста.

"Да I Нет

Не знаю

Рисунок 5 Распределение ответов на вопрос «Способны ли вы к самосовершенствованию?»

Девятый вопрос имел следующее содержание: «Согласны ли вы с нецелевым использованием студентов на практике вместо целенаправленного обучения основам мастерства?». Были получены следующие ответы: 43% отрицательных ответов (почти половина), 30% респондентов не знают, как ответить (возможно, это первокурсники и практику еще не проходили), 27% студентов считает, что такое явление имеет место быть.

Безусловно, эффективно организованная производственная практика сокращает разрыв между академическим обучением и практической деятельностью будущих специалистов. Поскольку производственная практика является составной частью образовательной программы вуза, она содействует закреплению теоретических знаний студентов, формируя у них целостное представление о содержании, видах и формах профессиональной деятельности. Для студентов СФ МАИ производственная практика осуществляется на третьем курсе и для ее успешного проведения заключаются договоры с представителями профильных предприятий. В результате прохождения производственной практики студенты должны представить и защитить собственный отчет о ее выполнении, подкрепленный собранным материалом. Лица, ответственные за проведение практики на производстве, должны выступать в роли наставников, умело адаптируя студента к условиям их будущей деятельности [18]. Под адаптацией понимается также и психологический процесс, предполагающий активацию навыков общения в коллективе, умение искать компромисс, разрешать конфликты, договариваться, создавать комфортную, работоспособную атмосферу в коллективе. Демонстрируя хорошие результаты, многие студенты после прохождения практики зачастую получают предложения о работе и хорошо трудоустраиваются уже на 3-4 курсах обучения.

Десятый вопрос был завершающим и касался следующего: «Помогает ли знание иностранного языка при приеме на работу на более выгодные позиции?». 92% ответивших считает, что знание английского языка приветствуется работодателями. 5% респондентов не знают, как ответить, и 3% студентов склоняются к мысли, что знание языка не поможет при трудоустройстве на работу. Ответы представлены на круговой диаграмме (см. рис. 6).

3% 5%

■ Да

■ Нет

■ Не знаю

92%

Рисунок 6 Распределение ответов на вопрос «Как вы считате, помогает ли изучение иностранного языка при приеме на работу на более выгодные позиции?»

В техническом вузе дисциплина «Иностранный язык» тесно связана с изучением специальных дисциплин, параллельное преподавание которых позволяет студентам соотносить знания, получаемые в процессе изучения профессионального английского языка с уже имеющимися знаниями по специальности, что повышает мотивацию к изучению языка и способствует реализации имеющихся у студентов познавательных потребностей [17; 19].

Знание иностранного (английского) языка, в том числе делового и технического, повышает самооценку, уверенность и конкурентоспособность студента при трудоустройстве, а также делает выпускника - претендента на должность более привлекательным для работодателя с профессиональной точки зрения.

В СФ МАИ созданы благоприятные условия для развития языковых компетенций: в течение шести семестров студентами изучается иностранный язык (разговорный, деловой, технический). Благодаря изучению курса «Деловой иностранный язык» несколько сотен студентов получили соответствующие сертификаты. Для повышения уровня языковой компетенции регулярно проводятся различные мероприятия на иностранном языке: презентации, конференции, олимпиады, конкурсы, КВНы.

Студенты с большим интересом откликаются на участие в подобных мероприятиях, объясняя это необходимостью владеть иностранным языком как конкурентном преимуществе при трудоустройстве.

_Обсуждение результатов

Итак, в результате проведенного исследования по изучению ожиданий студентов технических вузов от потенциальных работодателей было выявлено, что студенты считают обучение в вузе адаптированным под требования потенциальных работодате-

лей (53% респондента). Для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда студенты готовы развиваться, профессионально совершенствоваться, в том числе повышать квалификацию, а также переквалифицироваться (93% респондентов). Аккумуляция работником различных навыков в рамках одной профессии приводит к появлению транспрофессионалов, что стимулирует студентов к изучению не только различных технических дисциплин, но и гуманитарной сферы, в том числе иностранного языка (92% студентов). Опрошенные студенты ожидают от работодателей большей востребованности практических навыков, а не теоретических знаний. По-прежнему студентами ценятся диплом и опыт практической работы (72% студентов) как гарант трудоустройства. В связи с этим студенты с большим интересом проходят не только учебную, но и производственную практику, которая формирует у студентов личные качества, необходимые в профессии, такие как ответственность, дисциплинированность, исполнительность, организованность, коммуникабельность, способность работать в команде и пр. Студенты также связывают ожидания при трудоустройстве с достойной заработной платой, а также сокращению длительности приспособления к организации/производству наличием наставничества.

Заключение

Интеграция вузов и предприятий с целью повышения уровня подготовки выпускников всегда играла важную роль в высшей школе и кадровой политике предприятий. Запросы и требования потенциальных работодателей должны быть основаны, в том числе, и на ожиданиях выпускников, нацеленных на профессиональное развитие и серьезно подготовивших себя к будущей профессиональной деятельности. Многозначность и необратимость изменений в системе высшего образования России, а также во всех ее регионах подтверждает то, что вуз является живым организмом, который развивается и обогащается за счет развития каждой составляющей данного звена «абитуриент, студент, выпускник, работодатель», и при сложившихся обстоятельствах такое продвижение имеет успешную форму реализации для всех составляющих этой цепочки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Kolb A. Y., Kolb D. A. Learning styles and learning spaces: Enhancing experiential learning in higher education // Academy of management learning & education. 2005. Т. 4. №. 2. С. 193-212.

2. Roth S. M. Improving teaching effectiveness and student learning through the use of faculty learning communities // Kinesiology review. 2014. Т. 3. №. 4. С. 209-216.

3. Богуславский М.В., Неборский Е.В. Концепция развития системы Высшего образования в России // Интернет-журнал «Мир науки». 2016, Том 4, № 5. URL: http://mir-nauki.com/PDF/07PDMN516.pdf (дата обращения: 15.08.2019)

4. Мягков А.Ю. Студенты технического вуза: профессиональные компетенции и ожидания на рынке труда // Социологические исследования. 2016. № 6(386). С. 102-109.

5. Aleksandrova A.V., Protsenko E.V., Sekerin V.D., Gorohova A.E. Risk management tools in Russian aviation engineering companies // Journal of Applied Economic Sciences. 2016. Т. 11. № 1.

6. Старчикова И. Ю., Мощенок Г. Б., Шакурова Е. С. Язык как средство межкультурной коммуникации на уроках английского языка // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 187-192. doi: 10.32744/ pse.2018.5.21

7. Субочева А.Д., Субочева О.Н. Инновационные методы обучения как способы активизации мыслительной деятельности студентов // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 9 (28). С. 136-139.

8. Старчикова И.Ю., Шакурова Е.С., Мощенок Г.Б. Проектная деятельность как инновационная составляющая

в гуманитарном блоке образовательного процесса технического вуза // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 52-57.

9. Шкерина Л. В., Берсенева О.В., Кейв М. А. Междисциплинарный практикум как условие формирования способности студентов к междисциплинарному профессиональному исследованию // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 53-64. doi: 10.32744/pse.2018.5.6

10. Старчикова И.Ю., Кононова И.С., Шакурова Е.С., Мощенок Г.Б. Социологическое исследование влияния английской и русской фразеологии на обучение иностранному языку студентов технических вузов // Перспективы науки и образования. 2018. № 2 (32). С. 80-86.

11. Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 234 с.

12. Носов В.К. Повышение профессиональной подготовки выпускников вузов в содействии их трудоустройству / В.К. Носов, В.Н. Уваров, С.А. Мамонов // Экономика и управление в машиностроении. 2009. № 4. С. 56-57.

13. Батрак В.И. Проблемы и пути решения задач подготовки инженерных кадров для машиностроения // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). 2013. С. 103-106.

14. Иваненко М.А. К вопросу о качестве образования в высшей школе // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 93-96.

15. Оксфордский этимологический словарь [сайт]. URL: http://www.oxfordreference.com (дата обращения: 06.08.2019).

16. Коноплянский Д. А. Педагогический инструментарий реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4 (64). Т. 2. С. 55-57.

17. Шакурова Е.С., Мощенок Г.Б., Старчикова И.Ю., Кононова И.С. Социологическое исследование влияния английского языка на развитие авиационной промышленности в аспекте проведения международного авиационно-космического салона МАКС // Перспективы науки и образования. 2018. № 2 (32). С. 200-205.

18. Субочева О.Н. Наставничество как фактор эффективности организации // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 12. С. 25-27.

19. Белова С.Б., Старчикова Е. С., Старчикова И. Ю. Влияния экологической тематики на мировоззрение школьников и студентов технических вузов при обучении иностранному языку // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 74-81. doi: 10.32744/pse.2018.5.8

REFERENCES

1. Kolb A. Y., Kolb D. A. Learning styles and learning spaces: Enhancing experiential learning in higher education. Academy of management learning & education, 2005, vol. 4, no. 2, pp. 193-212.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Roth S. M. Improving teaching effectiveness and student learning through the use of faculty learning communities. Kinesiology review, 2014, vol. 3, no. 4, pp. 209-216.

3. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Concept of Higher Education System Development in Russia. Mir nauki. 2016, vol. 4, no. 5. Available at: http://mir-nauki.com/ PDF/07PDMN516.pdf (accessed 15 August 2019). (in Russian).

4. Myagkov A.Yu. Technical university students: professional competencies and labour market expectations. Sociological studies, 2016, no. 6 (386), pp 102-109. (in Russian).

5. Aleksandrova, A.V., Protsenko, E.V., Sekerin, V.D., Gorohova, A.E. Risk management tools in Russian aviation engineering companies. Journal of Applied Economic Sciences, 2016, vol. 11, no. 1.

6. Starchikova I. Yu, Moshchenok G. B. & Shakurova E. S. Language is as means of intercultural communications at the English lessons. Perspectives of Science and Education, 2018, no. 5 (35), pp. 187-192. doi: 10.32744/pse.2018.5.21

7. Subocheva A. D.; Subocheva O.N. Innovative methods of teaching as the ways of activating the students' thinking activity. International research journal, 2014, no. 9 (28), pp. 136-139 (in Russian).

8. Starchikova I. Yu, Shakurova E. S. & Moshchenok G. B. Project activity as an innovative component in the humanitarian block of the educational process of a technical university. Perspectives of Science and Education, 2018, no. 4 (34), pp. 52-57. (in Russian).

9. Shkerina L. V., Berseneva O. V., & Keyv M. A. Interdisciplinary tutorial as the condition for students' interdisciplinary professional research ability formation. Perspectives of Science and Education, 2018, no. 35 (5), 53-64. doi: 10.32744/pse.2018.5.6. (In Russ., abstr. in Engl.)

10. Starchikova I.Yu., Kononova I.S., Shakurova E.S., Moshenok G.B. Sociological study of the influence of English and Russian phraseology on teaching foreign language to students of technical universities. Perspectives of Science and Education, 2018, no. 2 (32), pp.80-86 (in Russian).

11. Andreev V. I. Konkurentologiya: uchebnyy kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya [Competition Studies: Training Course for Creative Self-Development]. Kazan, Center for Innovative Technologies, 2000, 234 p. (in Russian).

12. Nosov, V.K., Uvarov, V.N., Mamonov, S.A. Improving the vocational training of university graduates in facilitating

their employment. Economics and management in mechanical engineering, 2008, no. 11, pp. 71-72 (in Russian). Batrak V.I. Problems and solutions to the problems of training engineering personnel for mechanical engineering / University complex as a regional center of education, science and culture. Materials of the All-Russian Scientific and Methodical Conference (with international participation), 2013, pp. 103-106. (in Russian).

Ivanenko M.A. To the question of the quality of education in higher education. Pedagogical education in Russia, 2013, no. 2, pp. 93-96 (in Russian).

Oxford Etymological Dictionary. Available at: http://www.oxfordreference.com (accessed 6 June 2019). Konoplyansky D.A. Pedagogical toolkit for the implementation of the pedagogical strategy of forming the competitiveness of a university graduate. Herald of Kemerovo State University, 2015, no. 4 (64), vol. 2, pp. 55-57. (in Russian).

Shakurova E. S., Moshchenok G. B., Starchikova I. Yu & Kononova I.S. The sociological study of the influence of English language in the development of the aircraft industry in the aspect of the International Aviation and Space Salon MAKS. Perspectives of Science and Education, 2018, no. 2 (32), pp. 200-205. (in Russian). Subocheva O.N. Mentoring as an organizational performance factor. Society: sociology, psychology, pedagogy, 2016, no. 12, pp. 25-27. (in Russian).

Belova S. B., Starchikova E. S., Starchikova I. Yu. Influence of environmental theme on the worldview of schoolchildren and students of technical universities when teaching a foreign language. Perspectives of Science and Education, 2018, no. 5 (35), pp. 74-81. doi: 10.32744/pse.2018.5.8 (in Russian).

13.

14.

15.

16.

17.

18. 19.

Информация об авторах Старчикова Ирина Юрьевна

(Россия, Москва) Старший преподаватель кафедры «Экономика и Управление» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) ORCID: 0000-0003-0502-5680 E-mail: irina.star4@gmail.com

Овчинников Алексей Витальевич

(Россия, Москва) Доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Технология и автоматизация обработки

материалов» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) ORCID: 0000-0001-5583-8140 E-mail: taom@inbox.ru

Шакурова Евгения Сергеевна

(Россия, Москва) Кандидат филологических наук, доцент кафедры «Экономика и Управление» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) ORCID: 0000-0002-0810-4950 E-mail: eshakurova@gmail.com

Information about the authors

Irina Yu. Starchikova

(Russia, Moscow) Senior lecturer of the Department «Economics and Management» Moscow Aviation Institute (National Research University) ORCID: 0000-0003-0502-5680 E-mail: irina.star4@gmail.com

Alexey V. Ovchinnikov

(Russia, Moscow) Doctor of Engineering Sciences, Associate Professor, Head of the Department "Technology and Automation of Material Processing" Moscow Aviation Institute (National Research University) ORCID: 0000-0001-5583-8140 E-mail: taom@inbox.ru

Evgenia S. Shakurova

(Russia, Moscow) PhD in Philological Sciences, Associate Professor of the Department «Economics and Management» Moscow Aviation Institute (National Research University) ORCID: 0000-0002-0810-4950 E-mail: eshakurova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.