Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-05/ Дата публикации: 1.11.2018 № 5 (35). С. 74-81.
удк 378 С. Б. Белова, Е. С. Старчикова, И. Ю. Старчикова
Влияния экологической тематики на мировоззрение школьников и студентов технических вузов при обучении иностранному языку
В статье освещены аспекты социологического исследования, проводимого на базе Ступинского филиала МАИ (Национальный исследовательский университет), а также рассмотрено анкетирование школьников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №5 с углублённым изучением отдельных предметов» городского округа Ступино. Благодаря компаративному подходу при анализе ответов школьников и студентов удалось выявить, что юные респонденты занимают более отчетливую и критическую позицию по сравнению со студентами в отношении экологических проблем. Следовательно, чем раньше трансформировать экокультуру в широкие массы, тем более ответственное отношение будет развиваться у подрастающего поколения. Исследование показало необходимость введения экологического контента в программы дисциплины «Иностранный язык» в институте. Выявлено, что образовательная система школы оказалась более подготовлена к потребностям сегодняшнего времени. Рассмотрены пути улучшения преподавания иностранного языка в техническом вузе с целью расширения познаний обучающихся в экокультуре при изучении иностранного языка.
Ключевые слова: экология, социологическое исследование, иностранный язык, развитие, студенты, технический вуз, школьники
Perspectives of Science & Education. 2018. 5 (35)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-05/ Accepted: 15 August 2018 Published: 1 November 2018 No. 5 (35). pp. 74-81.
S. B. Belova, E. S. Starchíkova, I. Yu. Starchíkova
Influence of environmental theme on the worldview of schoolchildren and students of technical universities when teaching a foreign language
The article highlights aspects of sociological research conducted on the basis of the Stupino branch of the MAI (National Research University), as well as a questionnaire survey of schoolchildren of the Municipal Budgetary Educational Institution "Secondary General School No. 5 with in-depth study of individual subjects" of the Stupino urban district. Due to the comparative approach, when analyzing the answers of schoolchildren and students, it was possible to reveal that young respondents take a more distinct and critical position compared with students in relation to environmental problems. Consequently, the earlier the ecoculture is transformed into broad masses, the more responsible attitude will develop among the younger generation. The study showed the need to introduce environmental content in the curricula of the "Foreign Language" discipline at the Institute. The educational system of the school proved to be more prepared for the needs of today. The ways of improving the teaching of a foreign language in a technical university with the purpose of expanding the knowledge of students in the ecoculture in the study of a foreign language are considered.
Key words: ecology, sociological study, foreign language, development, students, technical university, schoolchildren
_Введение
последнее время в нашей стране и за рубежом большой интерес проявляется к одной из острейших проблем - загрязнению окружающей среды. С каждым годом человечество все больше становится «обществом потребителей», поэтому экологическая ситуация в нашей стране требует скорейшего разрешения, в противном случае это приведет к дисбалансу между природой и человеком. Для того чтобы избежать наказания природы, необходимо оберегать и защищать её, и начинать эту трудную, но важную работу, нужно с изменения мировоззрения у детей дошкольного и школьного возраста, так как именно им придется в недалеком будущем расплачиваться за ошибки предыдущих поколений. Очевидно, что «создание стратегии взаимодействия окружающей среды и социума -это задача образования как целенаправленного процесса развития нравственно-духовной сферы личности» [1, с. 116].
В соответствие с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года», одной из основных задач в области экологического развития выступает формирование экологической культуры, развитие экологического воспитания и образования [2]. В ежегодном послании Федеральному собранию В.В. Путин в своей речи также подчеркнул, что «на всей территории России нужно обеспечить высокие стандарты экологического благополучия» [3]. Следует добавить, что основная цель деятельности любого ВУЗа «на современном этапе развития общества - обеспечение высокого качества образования на основе целевых программ обучения, привлечения высококвалифицированных преподавателей, применения инновационных технологий обучения и современного оборудования в соответствии со стандартами образовательной деятельности с учетом индивидуальных потребностей студентов» [4, с. 93]. На наш взгляд, «образование - это один из феноменов жизненного пути человека, который отличается богатством накопленного жизненного опыта, навыка и уменья и имеет ряд специфических признаков, которые отражаются на всех периодах жизни современного человека, а именно на его социализации в обществе» [5, с. 81].
Бесспорно, что «гуманистическая направленность современной системы образования подразумевает направленность всех образовательных процессов на формирование личности самоактуализированного, творческого, обладающего социально-профессиональной компетентностью, а значит, и конкурентоспособного специалиста» [6, с. 3]. Компетентный специалист, безусловно, должен осознавать всю остроту экологических проблем, стоящих перед современным обществом. «Для того чтобы оста-
новить запущенные нами процессы - истощение ресурсов, демографический взрыв, уничтожение лесов, парниковый эффект, нам понадобится много времени» [7, с. 46]. И результат во многом зависит от того, насколько активно молодежь будет участвовать в охране окружающей среды.
_Материалы и методы
На базе Ступинского филиала МАИ (Национальный исследовательский университет) в мае 2018 года было проведено социологическое исследование влияния экологической тематики на мировоззрение студентов технических вузов при обучении иностранному языку посредством анонимного опроса в Google-форме. В этом социологическом опросе приняли участие 50 студентов с первого по четвертый курс. В свою очередь, в стенах МБОУ «СОШ №5» в конце мая 2018 года было проведено анкетирование 50 школьников 10-11 классов с целью компаративного анализа полученных результатов.
Объектом исследования явилась экология и язык. «Экология (от греч. oikos дом, жилище и logos учение, наука) - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой» [8]. Экология сегодня стала «употребляемым понятием, суть которого интерпретируется далеко неоднозначно, а ведь оно включает в себя множество аспектов - экологический, экономический, социальный, духовный, психологический» [9, с. 3]. Экология -это уже не просто наука, а стратегия выживания человечества. В связи с много направленностью понятия «экология» задачами настоящего исследования являются: во-первых, выявление уровня осведомленности студентов и школьников об экологической ситуации в стране, в своем городе и за рубежом; во-вторых, выявление личного отношения респондентов к изучению экологических проблем по учебникам иностранного языка в технических вузах и школах; в-третьих, поиск путей решения вопроса по улучшению преподавания иностранного языка в техническом вузе и в школе.
_Результаты исследования
Социологический опрос включал в себя 14 вопросов. Первый из них касался гендерной структуры респондентов. В ВУЗе 66 % представляли юноши и 34% девушки. Другими словами, мужская половина в техническом ВУЗе преобладает, что объясняется профилем подготовки в авиационном институте.
Ответы школьников на гендерный вопрос распределились таким образом: из опрошенных респондентов 54% составляли девушки и 46% -юноши. Такое распределение обусловлено конкретной гендерной ситуацией в данной группе с преобладанием женской составляющей.
Регерес^еБ с^ Science & Education. 2018. 5 (35)
Второй вопрос касался курса опрошенных человек: по 38% составили студенты первого и второго курса, 14% - третьекурсники и 10% - студенты четвертого курса. Анализируя эти данные, можно предположить, что первокурсники и второкурсники являются более активной и подвижной средой ВУЗа.
В школе в ответе на вопрос о классе обучающихся были получены следующие данные: 80% опрошенных респондентов были десятиклассники и 20% - учащиеся одиннадцатого класса. Такое распределение ответов обусловлено занятостью выпускников подготовкой к сдаче ЕГЭ в момент проведения социологического исследования в мае месяце.
На третий вопрос (о темах текстов для студентов технического ВУЗа) 32% опрошенных ответили, что техническая тематика должна присутствовать в учебниках, 14% респондентов
- деловая переписка с составлением деловой корреспонденции, 10% студентов - заявили о необходимости включения бытовой тематики, 2% опрошенных - специализированная авиационная, 2% респондентов - техническая, бытовая, экологическая, деловая, а основная масса студентов - 40% выбрали все вышеназванные темы, включая экологическую направленность текстов. Радует то, что студенты отчетливо себе представляют, что они хотят читать на иностранном языке и их мотивация ввести экологические тексты востребована сегодняшним временем. Авторы проанализировали пять учебников для ВУЗа из списка основной литературы и обнаружили, что экологические тексты были только в двух из них. «В большинстве существующих учебников английского языка отбор и организация материала для активного усвоения обучающимися осуществляется по различным принципам, основным из которых является тематический принцип» [10, с. 149].
В отличие от студентов школьники в основной массе (88% опрошенных респондентов) считают, что тексты в учебниках по иностранному языку в школе должны быть по бытовой, исторической, экологической, страноведческой, художественной направленности с составлением писем и другой деловой документацией, 4% опрошенных школьников отдали предпочтение исторической тематике, 2% опрошенных респондентов выбрали - бытовую тематику, 2% проголосовали за страноведческую тему и 2% опрошенных отметили возможность введения в учебный процесс музыкальную тематику, а более конкретно
- изучение текстов, связанных с современной зарубежной музыкой.
Четвертый вопрос касался расширения знаний по экологической тематике: по лексике иностранного языка 24% опрошенных студентов, аудированию - 8% респондентов, грамматике языка - 8% студентов, фонетике - 2% респондентов, по всем названным вариантам ответа - 56%
опрошенных студентов, отсутствие желания изучать их - 2% респондентов. «Пополнение словарного состава английского языка проходило в связи с развитием производственной и всякой иной деятельностью английского народа» [11, с. 260].
Школьники на этот вопрос ответили следующим образом:
22% опрошенных выбрали лексику, 8% школьников - грамматику, 6% респондентов - аудирование, 2% опрошенных школьников - фонетику, 60% респондентов считают, что изучение экологии позволит расширить знания школьников по всем выше названным вариантам. Кроме этого, 2% опрошенных участников считают, что не следует вводить экологические тексты в школьные учебники, т.к. это не может повлиять на мировоззрение. Тем не менее, С. Г. Тер-Минасова в своей работе отмечает: «...каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире» [12, с. 25].
Пятый вопрос касался выявления тех факторов, которые заставляют задуматься о необходимости улучшения экологической ситуации в нашем городском округе. Опрошенные студенты ответили следующим образом: 48% считают, что таким фактором является большое количество мусора, 20% респондентов - грязная вода в реке, 14% участников - грязный воздух, 6% опрошенных студентов - зловонный запах, 4% участников - затрудняются ответить и 8% респондентов все устраивает с экологией в нашем округе.
В свою очередь, 16% школьников заявили, что их заставляет задуматься об улучшении экологической ситуации в районе большое количество мусора, 8% опрошенных - грязный воздух, 2% участников - зловонный запах, а 70% респондентов подали свой голос за все выше названные варианты. Только 4% опрошенных респондентов заявили, что их всё устраивает. «Статистика показывает, что ежегодно в мире образуется несколько миллиардов тонн только бытовых отходов. На каждого городского жителя нашей планеты, приходится от 500 до 800 кг отходов в год» [13, с. 66].
Шестой вопрос был посвящен выбору наиболее эффективных способов для решения экологических проблем в городском округе Ступино. Основная масса респондентов (44% опрошенных студентов) поддержали установку контейнеров в местах массового отдыха людей. 16% участников проголосовали за проведение субботников по очистке местности. 12% респондентов признали важным регулярное оповещение экологической ситуации в СМИ. 10% опрошенных студентов считают важным проведение краудфандинга - сбора «народных» денег на установку контейнеров в местах массового отдыха. 4% участников хотят ввести штрафы за оставленный мусор. 4% респондентов поддерживают введение информации на баннерах, 4% опрошенных студентов хо-
тят оказать давление на местные власти с целью выделения денег на уборку города. 2% участников предлагают разбить цветники на бывших полигонах, 2% респондентов выступают за все вышеперечисленные пункты, и только 2% опрошенных студентов не знают, как поступить в данной ситуации.
У школьников ответы распределились таким образом: 20,4% - за установку контейнеров в местах массового отдыха людей, 8,2% опрошенных школьников - за информацию на баннерах и регулярное освещение ситуации в СМИ, 8,2% участников - за субботники, 2% респондентов проголосовали за штрафы и 61,2% опрошенных школьников поддержали все выше названные варианты,
Седьмой вопрос по социологическому исследованию был связан с проявлением интереса сегодняшней молодежи к экологии в своем городе. Ответы в группе школьников совпали по процентному содержанию с ответами студентов ВУЗа. Этот результат настораживает тем, что только половина опрошенных респондентов серьезно относится к экологической ситуации в своем городе, а остальная половина считает, что нужно относиться к этому вопросу сдержанно-оптимистично. «Сфера обращения с отходами в России находится в ситуации, близкой к катастрофической: объемы генерации отходов нарастают, мощность полигонов для захоронения сокращается, а эффективных стимулов для инвестиций в переработку отходов не создано» [7].
мы экологии имеют первостепенное значение в экокультуре.
Студенты; 48% ■ Школьники;
,енты; 52% Школьники; 52%
■ Положительный ответ
■ Отр и цател ь н ы й ответ
I Затрудняются ответить
Рис. 1 Распределение ответов на Вопрос №7. Интересуется ли сегодняшняя молодежь вопросами экологии в нашем городе?
Восьмой вопрос касался влияния экологической тематики на мировоззрение школьников и студенческой молодежи. Приблизительно одинаковый (положительный) результат был достигнут в этом вопросе - 40-42%. Бесспорно, неотъемлемой частью воспитательного процесса обучающихся является формирование у них общечеловеческих ценностей, поэтому пробле-
Студенты; Школьники; 28%
Студанты;40% ольники;42%
■ Положительный ответ
■ Отрицательный ответ Затрудняются ответить
Рис. 2 Распределение ответов на Вопрос №8. Может ли экологическая тематика оказать влияние на ваше мировоззрение?
На девятый вопрос о введении во вновь изданные учебники экологической тематики в ВУЗе утвердительно ответила чуть больше половины опрошенных студентов, но стоит отметить, что процентов за данный ответ у школьников гораздо выше. В школьную программу в Московской области в 2018-2019 году вводиться в качестве электива новый предмет «Экология Подмосковья», в свою очередь в ВУЗе читается курс «Экология». Таким образом, существует взаимосвязь и преемственность в изучении предмета «Экология» в ВУЗе после школьной программы, что благотворно должно сказаться на эковоспитании подрастающего поколения.
■ Положительный ответ
■ Отрицательный ответ
■ Затрудняются ответить
Рис. 3 Распределение ответов на Вопрос №9. Нужно ли вводить в учебники по иностранному языку экологическую тематику?
На десятый вопрос о получении информации об экологической ситуации в нашей стране и за рубежом при изучении иностранного языка большинство ответили утвердительно, причём процентное содержание ответов школьников снова гораздо выше. Неслучайно, что язык является источником связей, способствующий объединению культур не только в вопросе эковоспи-тании, но и во многих других аспектах.
■ Студенты; 12%
Студенты; ЪО°А
Школьники; 28'
■ Положительный ответ
■ Отрицательный ответ
■ Затрудня ются ответить
Рис. 4 Распределение ответов на Вопрос №9. Хотели бы вы узнать об экологической ситуации в нашей стране и за рубежом при изучении иностранного языка?
Одиннадцатый вопрос касался введения раздельного сбора отходов с 1 июля в Подмосковье. На сегодняшний день в связи с доработкой вопроса эта дата перенесена на 1 января 2019 г. [14]. Отрицательные ответы у опрошенных школьников отсутствуют, а процент утвердительных ответов вырос до 92%, что на 20% выше, чем у студентов. Данный результат связан с активной гражданской позицией - школьники более ответственные.
Студенты; 21 Шкрльн
Студент
Школьни
■ Студенты; 72% льники; 92%
■ Положительный ответ
■ Отрицательный ответ
■ Затрудняются ответить
Рис. 5 Распределение ответов на Вопрос №11. Как вы относитесь к ведению раздельного сбора отходов с 1.07.2018г?
Двенадцатый вопрос посвящен принятию участия в текущей акции, проводимой нашим университетским округом по очищению берега Оки и района озера Резвань. Её поддержали лишь 26% студентов и 34% школьников. Остальная масса пассивна. Она задумывается об угрозе экологической катастрофы, но не желает решать проблему, что подтверждается процентным содержанием ответов в следующем вопросе. Чтобы не сбылось пророчество великого физика Нильса Бора: «Человечество не погибнет в атомном кошмаре — оно задохнется в собственных отходах», нужно что-то делать для этого сегодня и эта акция явилась небольшой частью общего дела по улучшению экологии нашего города [15].
Студенты; 32%
Школ
Студенты; 26% Школьники; 34%
■ Положительный ответ
■ Отрицательный ответ Затрудняются с ответом
Рис. 6 Распределение ответов на Вопрос №12. Хотели бы вы принять участие в текущей акции по очищению берега Оки и района озера Резвань от отходов?
С перспективой на будущее был задан тринадцатый вопрос об актуальности проблем в нашем районе с экологией. Стоит отметить, что процент совпал - 82% опрошенных студентов и школьников ответили утвердительно. Молодежь знает об экологическом кризисе, но участие в попытках разрешения данного вопроса принимает лишь малая часть респондентов. Хочется отметить, что «на каждого жителя Земли в среднем в год затрачивается около 20 тонн сырья, большая часть которого (до 97%) идет в отходы, что порождает горы мусора, уже прозванные «чудовищами XXI века» [16]. Предвидя эту проблему, необходимо сейчас информировать посредством СМИ, учебной и научно-популярной литературой, проведением соответствующих конференций, фестивалей, акций по очистке местности от мусорных отходов и другими способами не только донести информацию до людей всех поколений, но и мотивировать на последующие активные действия.
■ Положительный ответ
■ Отрицательный ответ
■ Затрудня ются ответить
Рис. 7 Распределение ответов на Вопрос №13. Существуют ли проблемы в нашем районе с экологией?
Четырнадцатый вопрос является последним, но не по значимости. Вызывает ли у студентов интерес информация, которую они получают из текстов на иностранном языке о том, как решаются проблемы с экологией за рубежом. Три четвертых опрошенных ответили утвердительно, причем процентное содержание ответов школьников снова выше. Это говорит о том, что язык выступает средством межкультурного развития; помимо этого, он - источник формирования глубинных установок на ценностное отношение к окружающему миру: людям, природе, предметному миру, самому языку. Следовательно, изучая достижения других стран и народов, мы постигаем их ошибки и способы решения проблем, связанных с экологической ситуацией и расширяем свои познания в изучении лексики и грамматики иностранного языка. «Происходящие процессы глобализации в сферах экономики, политики, культуры, социальной жизни и средств массовой коммуникации постепенно стирают границы между континентами, цивилизациями, обществами и государствами» [17, с. 148], и язык выступает на первый план как инструмент для установления контактов, способствующих развитию всех сфер жизни, в том числе и экокультур-ного направления, при этом экокультура имеет свои особенности взаимодействия человека с природой.
_Обсуждение результатов
В заключении стоит подытожить все вышесказанное. Несомненно, нужно вести открытый диалог со страниц учебников по иностранному языку со школьниками и студентами по вопросу улучшения ситуации с экологией у нас и за
■ Положительный ответ
■ Отрицательный ответ Затрудняются ответить
Рис. 8 Распределение ответов на Вопрос №14. Вызывает ли интерес у студентов, как решают проблемы с экологией за рубежом из текстов на иностранном языке?
рубежом. Студенты и школьники, в основной массе, интересуются развитием экологией своего района и следят за ситуацией за рубежом, но мобильностью обладают лишь 26% респондентов студентов и 34% опрошенных школьников, которые хотят принять участие в акциях по очищению берега Оки [18]. Влияние английского языка с экологической тематикой на мировоззрение сегодняшнего поколения подтверждают 40% студентов и соответственно 42% опрошенных школьников, остальные не задумываются об этом или вообще не считают эту тему проблемой. Однако, изучать пути решения этой проблемы из иностранных текстов проявили желание 70% респондентов студентов и соответственно 76% опрошенных школьников, а 54% опрошенных студентов и соответственно 74% опрошенных школьников хотят ввести этот раздел во вновь изданные учебники. Также основная часть опрошенных респондентов (70% студентов и 92% школьников) согласна на введение раздельного сбора отходов.
Таким образом, результаты анализа эмпирических данных позволяют утверждать, что более юные респонденты отчетливее представляют угрозу экологической ситуации в своем районе и более критично относятся к экологическим проблемам XXI века. Внести свой, пусть и небольшой, вклад в сохранение природы согласна лишь третья часть опрошенных школьников и четвертая часть опрошенных студентов. Это связано с тем, что образовательная система школы более качественно подготовлена к данной проблеме. Осознанное влияние на улучшение экологии возможно только при сочетании активной жизненной позиции и знаний, полученных при изучении экокультуры.
Заключение
Вывод социологического исследования заключается в том, что экологическое воспитание нужно начинать с самого раннего возраста. В свою очередь, школа и ВУЗ помогут в привлечении внимания подростков и студенческой молодежи к проблемам загрязнения окружающей среды и замусоривания планеты, а также в развитии у них навыков хозяйственного отношения к окружающему миру и повышению уровня экологической культуры и грамотности. Кроме того, «такой
комплексный подход позволяет не только повысить уровень экологической культуры обучающихся, но и улучшить качество их жизни» [19]. Решение проблемы преподавания иностранного языка в ВУЗе возможно с введением в учебники новых текстов экологического контента зарубежных и российских авторов с целью сохранения природы и создания эко-логоориентированной личности, отражающей теоретическую и практическую готовность человека ответственно относиться к окружающей среде и способность индивидуума пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Орешкина Т.А. Экологические компетенции в структуре образовательных программ высшей школы // Вестник Института социологии. 2017. Т. 8. № 4 (23). С.113-123.
2. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года [Электронный ресурс] // 2015. URL: http://special. kremlin.ru (дата обращения: 10.06.2018).
3. Президент России [сайт]. URL:http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 10.06.2018).
4. Иваненко М.А. К вопросу о качестве образования в высшей школе // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С.93-96.
5. Старчикова И.Ю., Кононова И.С., Шакурова Е.С., Мощенок Г.Б. Социологическое исследование влияния английской и русской фразеологии на обучение иностранному языку студентов технических вузов // Перспективы Науки и Образования. 2018. №2 (32), C.80-86.
6. Афанасьева И.Б., Князева Е. В. К вопросу об особенностях геометро-графической подготовки в техническом университете // Современное машиностроение: Наука и образование: материалы 7-й международной научно-практической конференции. Под ред. А.Н.Евграфова и А.А. Поповича. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. C.3-15
7. Информационно-аналитических центр Rupee [сайт]. URL: www.rupec.ru (дата обращения: 10.06.2018)
8. Википедия [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Экология (дата обращения: 10.06.2018)
9. Камышникова Ю. С. Глобализм и современные экологические проблемы автореф. дис. ... канд. фил. наук. Санкт-Петербург, 2006. 148 c
10. Городецкая Е. Я., Роговая Н. А. О некоторых методологических принципах разработки профессионально-ориентированного учебника английского языка и эффективности его применения в учебном процессе (по результатам экспериментального обучения) // Перспективы Науки и Образования. 2018. №1 (31). С.148-153.
11. Аракин В.Д. История английского языка. Москва. 2003. 272 с.
12. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2008. 264 с.
13. Алимкулов С.О. Отходы - глобальная экологическая проблема. Современные методы утилизации отходов // Молодой ученый. 2014. №21. С.66-70.
14. Коммерсантъ [сайт]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3670973 (дата обращения: 10.06.2018)
15. Жемчужины мысли [сайт]. URL: https://www.inpearls.ru/author/niels+bohr (дата обращения: 10.06.2018)
16. Государственная публичная научно-техническая библиотека России [сайт]. URL: http://ecology.gpntb.ru/ ecocalend_2015/articles_1409/ (дата обращения:10.06.2018)
17. Старчикова И.Ю., Мощенок Г.Б., Шакурова Е.С. Социологическое исследование влияния изучения иностранных языков на формирование мировоззрения и духовных ценностей студенческой молодежи // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. №11 (65), Часть 2, Ноябрь. С.147-151.
18. ЭкоСтупино [сайт]. URL: https://экоступино.рф (дата обращения: 10.06.2018)
19. Евсеева А. И. «ВузЭкоФест» как практика развития экологической культуры студентов // Высшее образование в России. 2018. № 5. С. 96-103.
REFERENCES
1. Oreshkina T.A. Ecological competencies in the structure of educational programs of higher education. Vestnik Instituta sotsiologii - Bulletin of the Institute of Sociology. 2017. vol. 8. no. 4 (23), pp.113-123 (in Russian).
2. Osnovy gosudarstvennoy politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossii na period do 2030 goda (Bases of the state policy in the field of ecological development of Russia for the period up to 2030). Available at: http://special. kremlin.ru (accessed 10 June 2018).
3. Prezident Rossii (The President of Russia). Available at: http: //kremlin.ru/events/president/news/56957 (accessed 10 June 2018).
4. Ivanenko M.A. To the question of the quality of education in higher education. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii - Pedagogical education in Russia, 2013, no 2, pp.93-96 (in Russian).
5. Starchikova I.Yu., Kononova I.S., Shakurova E.S., Moshenok G.B. Sociological study of the influence of English and Russian phraseology on teaching foreign language to students of technical universities. Perspektivy Nauki i
Obrazovaniya - Perspectives of Science and Education, 2018, no. 2 (32), pp.80-86 (in Russian).
6. Afanasyeva I.B., Knyazeva E.V. K voprosu ob osobennostyakh geometro-graficheskoy podgotovki v tekhnicheskom universitete [To the question of the features of geometrical-graphic preparation in the technical university]. Sovremennoye mashinostroyeniye: Nauka i obrazovaniye: materialy 7-y mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Modern machine building: Science and education: materials of the 7th international scientific and practical conference]. Saint-Petersburg, Publishing house of Polytechnic. University, 2018. pp.3-15.
7. Informatsionno-analitichesky tsentr Rupec (Information and Analytical Center Rupec) Available at: www.rupec.ru (accessed 10 June 2018).
8. Vikipediya (Wikipedia). Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Ecology (accesed 10 June 2018).
9. Kamyshnikova Yu. S. Globalizm i sovremennyye ekologicheskiye problemy. Diss. kand. fil. nauk [Globalism and modern ecological problems: PhD Phil. Sci. Diss.] Saint-Petersburg, 2006. 148 p.
10. Gorodetskaya E. Ya., Rogovaya N.A. About some methodological principles of developing a professionally oriented textbook of the English language and the effectiveness of its application in the educational process (based on the results of experimental training). Perspektivy Nauki i Obrazovania - Perspectives of Science and Education, 2018, no 1 (31), pp.148-153 (in Russian).
11. Arakin V.D. Istoriya angliyskogo yazyka [History of English]. Moscow, 2003. 272 p.
12. Ter-Minasova S.G. Yazyk imezhkul'turnaya kommunikatsiya [Language and intercultural communication]. Moscow, Slovo Publ., 2008. 264 p.
13. Alimkulov S.O. Waste is a global environmental problem. Modern methods of waste disposal. Molodoy uchenyy -Young Scientist, 2014, no.21, pp. 66-70 (in Russian).
14. Kommersant# (Kommersant). Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3670973 (accessed 10 June 2018).
15. Zhemchuzhiny mysli (Pearls of thought) Available at: https://www.inpearls.ru/author/niels+bohr (accesed 10 June 2018).
16. Gosudarstvennaya publichnaya nauchno-tekhnicheskaya biblioteka Rossii (Russian National Public Library for Science and Technology). Available at: http://ecology.gpntb.ru/ecocalend_2015/articles_1409/ (accessed: 10 June 2018).
17. Starchikova I.Yu., Mozhenok G.B., Shakurova E.S. Sociological study of the influence of studying foreign languages on the formation of the world outlook and spiritual values of student youth. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal - International Scientific and Research Journal, 2017, no.11 (65), Part 2, November. pp. 147-151 (in Russian).
18. EkoStupino (EcoStupino). Available at: https: //economy.rf (accessed: 10 June 2018).
19. Evseeva A.I. "VuzEcoFest" as practice of development of ecological culture of students. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher education in Russia, 2018, no.5, pp. 96-103 (in Russian).
Информация об авторах Белова Светлана Борисовна
(Россия, г. Ступино) Кандидат технических наук, доцент кафедры «Моделирование систем и информационные технологии» Ступинский филиал Московского Авиационного Института (Национальный Исследовательский Университет) E-mail: belovamai@gmail.com
Старчикова Елена Сергеевна
(Россия, г. Москва) Студентка географического факультета, направление подготовки «Экология и природопользование» Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова E-mail: lenka.starchikova@gmail.com
Старчикова Ирина Юрьевна
(Россия, г. Ступино) Старший преподаватель кафедры «Экономика и Управление» Ступинский филиал Московского Авиационного Института (Национальный Исследовательский Университет) E-mail: irina.star4@gmail.com
Information about the authors Svetlana B. Belova
(Russia, Stupino) PhD in of Technical Sciences Associate Professor of the Department «Modeling of systems and information technologies»
Stupino Branch of the Moscow Aviation Institute (National Research University) E-mail: belovamai@gmail.com
Elena S. Starchikova
(Russia, Moscow) Student of the geographical faculty,
the direction of preparation «Ecology and Nature Management» Lomonosov Moscow State University E-mail: lenka.starchikova@gmail.com
Irina Yu. Starchikova
(Russia, Stupino) Senior lecturer of the Department «Economics and Management» Stupino Branch of the Moscow Aviation Institute (National Research University) E-mail: irina.star4@gmail.com
Ссылка для цитированияГОСТ
Белова С.Б., Старчикова Е. С., Старчикова И. Ю. Влияния экологической тематики на мировоззрение школьников и студентов технических вузов при обучении иностранному языку // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 74-81. doi: 10.32744^е.2018.5.8
For ReferenceAPA
Belova, S. B., Starchikova, E. S., & Starchikova, I. Yu. (2018). Influence of environmental theme on the worldview of schoolchildren and students of technical universities when teaching a foreign language. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 35 (5), 74-81. doi: 10.32744/ pse.2018.5.8. (In Russ., abstr. in Engl.)