Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 52-57.
удк 378 и. Ю. старчикова, Е. с. шакурова, г. Б. МощЕнок
Проектная деятельность как инновационная составляющая в гуманитарном блоке образовательного процесса технического вуза
В развивающемся мире преподавание гуманитарных дисциплин в техническом вузе претерпевает изменения, связанные с развитием новых информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий. Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, в том числе и в России, благодаря тому, что он позволяет органично систематизировать и интегрировать знания студентов из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Авторы статьи попытались изучить и исследовать его применение в Ступинском филиале Московского Авиационного Института (Национальный Исследовательский Университет) при обучении студентов технического вуза таким дисциплинам как философия, история, социология, психология, иностранные языки и другие. Гуманитаризация технического образования приближает нас к пониманию введения проектной деятельности в процесс обучения в негуманитарных вузах. Безупречные знания языка, истории и философии невозможны без понимания представления любой проблемы в виде презентации, нацеленной на формирование опыта, навыка и умений, необходимых для будущих специалистов. Востребованность этого метода подтверждается молодыми специалистами, пытающимися презентовать себя перед работодателями на более высокие позиции после окончания вуза. Отразить свой профессионализм специалисту помогут знания, умения и навыки, приобретенные в вузе за время обучения.
Ключевые слова: проектная деятельность, инновационная образовательная среда, история, философия, иностранный язык, развитие, студенты, технический вуз
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 25 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 52-57.
I. Yu. starchikova, E. s shakurova, G. B. Moshenok
Design Activities as Innovative Component in Liberal Arts Section of Educational Process in Technical University
Within developing world, the learning of liberal arts in technical university undergoes alterations connected with the development of new informational, computer and telecommunication technologies. Design method found its wide application in many countries, including Russia, due to the fact that it enables adequately systematize and integrate the students' knowledge from various fields around one problem solution, permits to apply the obtained knowledge in practice, simultaneously generating new ideas. The article authors made the attempt to investigate and study its application in Stupinsky Affiliate of Moscow Aviation Institute (National Research University) in teaching the students of technical university such disciplines like philosophy, history, sociology, psychology, foreign languages etc. Humanitarisation of technical education approaches us to understanding the design activities incorporating into educational process in non-humanitarian universities. Perfect knowledge of language, history and philosophy is impossible without understanding of any problem introduction as presentation, targeted to experience, skills and knowledge formation necessary for future specialists. The relevance of this method is supported by young professionals attempting to present themselves to employers for higher positions upon graduating the higher educational establishment. Knowledge, skills and know how obtained in university in course of training will assist to specialist to reflect his professionalism.
Key words: design activities; innovative educational medium; history; philosophy; foreign language; development; students; technical university
ысшее образование, в том числе и техническое, для современного человека является одним из этапов личностного становления, способствующего формированию знаний, умений и навыков в профессиональной сфере. «Образование - это один из феноменов жизненного пути человека, который отличается богатством накопленного жизненного опыта... и имеет ряд специфических признаков, которые отражаются на всех периодах жизни современного человека, а именно на его социализации в обществе» [1, с.80].
Обновляющейся российской системе высшего образования сегодня требуются новые образовательные технологии, которые неразрывно связанны с жизнью и формируют активную гражданскую позицию будущего специалиста. «Добиться качественных изменений в подготовке студентов, в том числе по передовым направлениям технологического развития», - один из главных тезисов Послания Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию [2].
Одной из таких технологий является метод проектов, представляющий инновационную составляющую в гуманитарном блоке образовательного процесса технического вуза.
Проектная деятельность с точки зрения формирования компетенций у студента очень важна и привлекательна не только для преподавателей, но и для студентов в связи с развитием новых технологий и возможностью использования полученных результатов в качестве наглядного компонента информированности студента о той или иной проблеме.
В связи с вышеизложенным становится актуальным вопрос о необходимости использования метода проектов в преподавании истории, философии, социологии, культурологии, английского языка, культуры речи, психологии и др. в технических вузах. Авторами статьи выдвигается гипотеза, основное содержание которой сводится к повышению эффективности проведения занятий и усвоению материала при использовании проектной деятельности в образовательном процессе, а, следовательно, к повышению качества подготовки будущих специалистов технических вузов. По мнению академика РАН М.А. Погосяна, «инженер - это профессия общественная, а значит требующая понимания как технических, так и социальных явлений» [3, с. 60].
Слово «проект» (лат. - «брошенный вперед») в «Толковом словаре русского словаря» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой определяется как замысел; разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства.
Ключевым определением современного понимания метода проектов, по мнению профессора Е.С. Полат, является следующая фраза: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» [4, с. 66].
Под проектом принято понимать ограниченную во времени деятельность, представленную в виде мероприятий, направленных на решение какой-либо значимой проблемы и на достижение определенной цели, предполагающей получение ожидаемых результатов. Проект - это «уникальная человеческая деятельность по созданию новых ценностей будущего», предназначенная «для осуществления деятельности, имеющей неповторяющийся уникальный характер» [5, с. 29, 31]. Таким образом, проектная деятельность - процесс создания проекта. Проектная деятельность «должна быть направлена на стимулирование творческой деятельности, совершенствование содержания обучения и вопросов межличностного диалога и личностной самореализации участников образовательного взаимодействия как наиболее существенных условий развития компетенций и компетентно-стей» [6, с. 5].
В структуре высшего образования применение метода проектов предполагает систему обучения, при которой студенты приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий.
Н.Ф. Яковлева [7] выделяет следующие типы проектов: исследовательские, творческие ролевые, информационные, прикладные. Кроме того, на основании других критериев выделяются монопроекты и межпредметные проекты. По своему определению монопроекты разрабатываются в рамках одного предмета, а межпредметные проекты выполняются в различных областях знания. Межпредметные проекты могут быть как небольшими, затрагивающими две-три дисциплины, так и направленными на решение достаточно сложных проблем, требующих содержательной интеграции многих областей знания.
Метод проектной деятельности в гуманитарных дисциплинах в Ступинском филиале МАИ начал использоваться с 2000 г. в рамках монопроектов, т.е. одной отдельно взятой дисциплины и под руководством одного преподавателя. Преподаватели дисциплин философии, иностранного языка, истории, культурологии, социологии и других, совершенствуя технологии преподавания, стали использовать не только дискуссии, коллоквиумы, творческие задания, но и информационные технологии в совокупности с проектной деятельностью.
Для проведения совместных бинарных занятий с использованием межпредметных гуманитарных связей позволяет преподавателям не только делегировать педагогическую ответственность, но и объединять усилия для наиболее эффективного достижения поставленных целей. Так, на протяжении нескольких лет в рамках проектной деятельности были проведены следующие бинарные занятия в сфере гуманитарных дисциплин: Мировые культурные достижения (Культурология и Иностранный язык); Филосо-
фия языка (Культура речи и Философия); История культуры в философском аспекте (Философия и Культурология); Закономерности социальных процессов в истории (История и Социология); Исторические типологии культуры (Культурология и История); История философских и политических учений (История и Философия); Стихия языка и культуры (Культура речи, Культурология и Иностранный язык).
Рассмотрим, к примеру, бинарные занятия по иностранному (английскому) языку и другим гуманитарным дисциплинам в рамках проектной деятельности. Иностранный (английский) язык изучается в Ступинском филиале МАИ в течение трех учебных лет (шесть семестров), что позволяет интегрировать практические занятия по английскому языку с теми гуманитарными дисциплинами, которые изучаются студентами в том или ином семестре. В первом семестре проводятся бинарные занятия по дисциплинам Русский язык и культура речи, Культурология. Во втором семестре изучение Истории и Психологии позволяет провести бинарное занятие, также совмещенное с Иностранным языком. В третьем семестре студентами изучается курс Социологии, что дает возможность интегрировать лингвистическое и социальное знания в рамках бинарного занятия. В четвертом семестре согласно учебному плану студенты изучают Философию и Деловые коммуникации, что позволяет совместить занятия по этим предметам с семинарами по Иностранному языку. В пятом семестре образовательный процесс направлен уже на изучение специальных предметов, гуманитарная составляющая в этом случае сводится лишь к изучению Иностранного языка, с использованием специальной терминологии и профессиональной технической лексики. Данный период (пятый и шестой семестр) является заключительным, кульминационным этапом в работе над выбранным гуманитарным проектом в рамках предмета «Иностранный язык».
В качестве примера можно привести разработку учебных проектов в рамках бинарного занятия по дисциплинам Иностранный (Английский) язык и Культурология.
Обратимся к структуре реализованного проекта.
1. Выбор темы (Чем собираемся заниматься?). «Развитие культуры античного мира и ее связь с современной культурной традицией».
2. Актуальность проблемы (Почему это необходимо?). Связь времен и эпох, выявление и сопоставление исторических и культурных особенностей данного этапа, умение выразить данную проблему на иностранном языке.
3. Объект исследования (Что необходимо изучить?). Феномены и артефакты античной культуры.
4. Предмет исследования (Под каким «углом зрения» рассматривается данный объект?). Культурное наследие античной эпохи.
5. Цель проекта (Что мы получим в результате проекта?). Получение знаний, умений, навыков работы в соответствии с целями и регламентом учебного проекта, духовного развития личности студента.
6. Задачи проекта (Что необходимо сделать для достижения цели проекта?). «Главная задача - научить думать, воспитать научный подход во взгляде на мир и собственную деятельность» [8, с. 59]. Исследование темы проекта; отбор, анализ и систематизация необходимого материала, его расположение и оформление, подготовка выступления с результатами исследования; создание слайд-презентации и раздаточного материала.
7. Гипотеза проекта (Что будет, если...?). Повышение эффективности проведения занятий и усвоения материала при использовании проектной деятельности в образовательном процессе.
8. Описание проекта (В чем заключается основная идея проекта и как она будет воплощена практически?). Основной идей проекта является зарождение и развитие интереса к данному периоду культуры. Для этого 7 студентам разных специальностей были предложены темы, отражающие основную проблематику проекта: «Архитектура: образ мира и пространственное искусство» («Египетские пирамиды», «Храм Артемиды в Эфесе», «Галикарнасский мавзолей», «Колизей», «Тадж-Махал»), «Скульптура как пластическое искусство и образ человека» («Статуя Зевса в Олимпии», «Дискобол», «Дорифор», «Статуя бога Гелиоса»), «Инженерные достижения Древнего Востока и античности» («Висячие сады Семирамиды», «Александрийский маяк», «Акведуки, термы, арки, мосты, дороги»). Одной группе студентов (7 человек) было предложено задание по сбору материала, представленного впоследствии в виде доклада на английском языке, сопровождаемого слайд-презентацией. Второй группе студентов (7 человек) необходимо было осуществлять синхронный перевод текста устного сообщения выступающего. Третья группа студентов (10 человек), располагающаяся в актовом зале, выполняла функцию оппонентов: им необходимо было задавать вопросы на английском языке из зала. Четвертой группе студентов (30 человек) было дано творческое задание заранее смоделировать 3D-проекты архитектурных сооружений, являющихся предметом обсуждения. Пятая группа студентов (3 человека) занималась фотодокументированием с последующим созданием стенгазет по данному проекту. Шестая группа студентов (3 человека) выполняла медийные функции: отразить данный проект в СМИ (написание публицистических статей с целью их публикации на сайте института, в студенческой газете и городской прессе). Седьмая группа студентов (3 человека) должна была подготовить научную публикацию с результатами исследования данной темы с последующим
размещением ее в научных журналах молодых ученых. Восьмая группа студентов (2 человека) занималась подготовкой выступления по данной теме на очередной научной студенческой конференции во втором семестре. Девятая группа студентов (6 человек) должна была заниматься организацией процесса, подготовкой и проведением крупномасштабного бинарного занятия (подготовка техники, установка экранов, написание информационных объявлений и программы данного мероприятия, распространение приглашений среди преподавательского состава и администрации вуза и города).
9. Участники проекта (Кто будет реализовы-вать проект?). Студенты 1 курса в количестве 70 человек.
10. Целевая группа (Кому нужен проект?). Непосредственные участники проекта - студенты первого курса всех специальностей (Информатика и вычислительная техника, Материаловедение и технологии материалов, Двигатели летательных аппаратов, Менеджмент и Автоматизация технологических процессов и производств).
11. Этапы и календарный план реализации (Кто, когда и что будет делать?). Задание для выступлений выдается студентам заблаговременно в сентябре. Студенты, занимающиеся переводами докладов и готовящие вопросы на английском языке, приступают к работе в октябре. 3D моделирование занимает по времени большую часть работы, требует кропотливости, инженерного чутья и деликатности, компетентности по отношению к предмету исследования (октябрь-декабрь). Студенты пятой, шестой и девятой групп выполняют заданную работу (готовят фотоматериалы, медийные материалы и занимаются организацией бинарного занятия) в декабре. Студенты седьмой группы, готовящие научную публикацию на русском языке, работают над заданием в течение ноября. Студенты восьмой группы, работающие над подготовкой докладов на очередную научную студенческую конференцию, ограничены временным регламентом октябрь-апрель.
12. Бюджет проекта (Какова стоимость материальных средств, необходимых для реализации проекта?). В бюджет проекта необходимо заложить стоимость, затраченную на проведение мероприятия (питьевая вода, изготовление баннера, бейджей участников, приглашений для гостей, программ мероприятия, почетных грамот победителям и пр.)
13. Ожидаемые результаты (Что мы ожидаем в результате проекта?). Формирование общеобразовательных компетенций, мировоззрения, порождения интереса к познавательной и научной деятельности; получение навыков организационной, учебной, исследовательской работы, устного публичного выступления, а также навыка ведения научной дискуссии; навыка работы в
команде, умения делегировать ответственность и планировать рабочее время. Таким образом, «умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания, опыт, ценится значительно выше, чем просто эрудиция» [9, с.10].
14. Риски и мероприятия по их снижению (Что может помешать выполнению проекта и как можно это предотвратить?). К очевидным рискам можно отнести нарушение временного регламента, заложенного на выполнение того или иного этапа проекта студентами. К мероприятиям по снижению рисков данного проекта следует отнести строгий контроль преподавателей-организаторов над выполнением каждого этапа в работе студентов, задействованных в проведении бинарного занятия.
15. Перспективы развития проекта (Какие новые направления деятельности возможны?). Знания, полученные в ходе реализации проекта, могут быть применены в курсе изучения истории во втором семестре при изучении тем, связанных с развитием культуры, в том числе науки и техники. При изучении курса философии в четвертом семестре студенты уже имеют определенный когнитивный багаж, исследовательский навык, опыт устных публичных выступлений. Студенты хорошо представляют периодизацию и особенности историко-культурного процесса, что способствует их быстрой интеграции в курс философии. К концу третьего курса студенты, завершая изучение английского языка, владеют не только достаточным уровнем технического английского языка, но и в результате реализации данного проекта расширили свой лексический диапазон терминологией гуманитарной и общекультурной проблематики.
16. Авторы проекта (Кто разработал данный проект?). Авторами и модераторами проекта являются преподаватели иностранного языка, культурологии, истории и философии.
Разрабатывая данный проект, авторы статьи пытались интегрировать знания нескольких гуманитарных дисциплин в единое целое, при этом стержневой доминантой являлся иностранный (английский) язык, который «выступает на первый план как инструмент для установления контактов, способствующих развитию всех сфер жизни, в том числе и авиационной промышленности» [10, с. 201].
Знания английского языка сегодня - составная часть не только общеобразовательной и профессиональной компетенции, но и показатель делового имиджа современного специалиста в технической сфере. Английский язык - это язык международной, межкультурной коммуникации, без знания которого невозможно представить любое взаимодействие в современном мире. Поэтому задача технического вуза заключается в эффективном формировании языковой компетенции студентов - будущих инженеров. Качество знания английского языка, получаемо-
го в техническом вузе, повышает конкурентоспособность выпускника на рынке труда, а также стрессоустойчивость, уверенность при поиске работы. Свободное владение английским языком способствует легкости общения в современном мире, снятию языковых барьеров и свободе передвижения.
Владение гуманитарными знаниями расширяет кругозор, обогащает интеллект, повышает уровень общей культуры, развивает креативное мышление, способствует формированию мировоззрения.
Итак, подобная проектная деятельность, синтезирующая гуманитарные общеобразовательные дисциплины в единое целое, по мнению авторов, является инновационной
составляющей в гуманитарном блоке образовательного процесса технического вуза. В качестве результата эффективной реализации данного проекта студенты демонстрируют более прочные, качественные знания по базовым гуманитарным дисциплинам, являющимися основой образованности, интеллекта и высокой духовной культуры современной студенческой молодежи. Студенты приобретают способность критически анализировать и оценивать современную социокультурную ситуацию, выражать активную гражданскую позицию, осуществлять деятельность, ориентируясь на высшие нравственные ценности и идеалы, а также адекватно реагировать на изменения, происходящие в обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Старчикова И.Ю., Кононова И.С., Шакурова Е.С., Мощенок Г.Б. Социологическое исследование влияния английской и русской фразеологии на обучение иностранному языку студентов технических вузов // Перспективы науки и образования. 2018. № 2 (32). С. 80-86.
2. Основное содержание послания Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию [Электронный ресурс] // Российская газета. 2018. 1 марта. URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2992687 (дата обращения: 22.06.2018).
3. Погосян М.А. Преподавание истории в рамках инженерного образования: задачи формирования образовательной среды. Материалы Первого Всероссийского съезда преподавателей истории в вузах России. М.: ФГУП «Издательство «Наука», 2017. 360 с.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2009. 272 с.
5. Михеев В.Н. Живой менеджмент проектов. М.: Эксмо, 2007. 480 с.
6. Тулохонова И.С. Формирование проектной деятельности студентов технического вуза в условиях предметной информационно-образовательной среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2009. 187 с.
7. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. М.: Издательство Флинта, 2014. 145 с.
8. Ахметова М.Н., Литавор В.С. Образовательное пространство универсальных учебных действий студентов (критерии и показатели технологии проектирования) // Приволжский научный вестник. 2011. № 1. С. 51-60.
9. Бухаркиина М.Ю., Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 368 с.
10. Шакурова Е.С., Мощенок Г.Б., Старчикова И.Ю., Кононова И.С. Социологическое исследование влияния английского языка на развитие авиационной промышленности в аспекте проведения Международного авиационно-космического салона МАКСа // Перспективы науки и образования. 2018. № 2 (32). С. 200-205.
REFERENCES
1. Starchikova I.Yu., Kononova I.S., Shakurova E.S., Moschenok G.B. Sociological study of the influence of English and Russian phraseology on the teaching foreign language to the students of technical universities. Perspektivy Nauki i Obrazovania - Perspectives of science and education, 2018, no.2 (32), pp. 80-86 (in Russian).
2. Osnovnoye soderzhaniye poslaniya Prezidenta RF Vladimira Putina Federal'nomu Sobraniyu (The main content of the message of the President of the Russian Federation Vladimir Putin to the Federal Assembly) Available at: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2992687 (accessed 22 June 2018)
3. Pogosyan M.A. Prepodavaniye istorii v ramkakh inzhenernogo obrazovaniya: zadachi formirovaniya obrazovatel'noy sredy. Materialy Pervogo Vserossiyskogo s"yezda prepodavateley istorii v vuzakh Rossii [Teaching history in the framework of engineering education: the task of forming an educational environment. Materials of the First All-Russian Congress of History Teachers in Russian Universities]. Moscow, Nauka Publishing House, 2017. 360 p.
4. Polat E.S. Novyye pedagogicheskiye i informatsionnyye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow, Academy Publ., 2009. 272 p.
5. Mikheev V.N. Zhivoy menedzhment proyektov [Live Project Management]. Moscow, Eksmo Publ., 2007. 480 p.
6. Tulokhonova I.S. Formirovaniye proyektnoy deyatel'nosti studentov tekhnicheskogo vuza v usloviyakh predmetnoy informatsionno-obrazovatel'noy sredy. Avtoref. dis. . kand. ped. nauk [Formation of project activity of students of a technical college in conditions of a subject informational and educational environment. Author's abstract. diss. . PhD Ped. Sci.]. Ulan-Ude, 2009. 187 p.
7. Yakovleva N.F. Proyektnaya deyatel'nost' v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Project activities in an educational institution]. Moscow, Flint Publ., 2014. 145 p.
8. Akhmetova M.N., Litavor V.S. The educational space of universal student learning activities (criteria and indicators of design technology). Privolzhskiy nauchnyy vestnik - Privolzhsky Scientific Bulletin, 2011, no.1, pp. 51-60 (in Russian).
9. Bukharkin M.Yu., Polat E.S. Sovremennyye pedagogicheskiye iinformatsionnyye tekhnologii vsisteme obrazovaniya [Modern pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow, Publishing Center "Academy", 2010. 368 p.
10. Shakurova E.S., Moschenok G.B., Starchikova I.Yu., Kononova I.S. The sociological study of the influence of English language in the development of the aircraft industry in the aspect of the International Aviation and Space Salon MAKS. Perspektivy Nauki i Obrazovania - Perspectives of science and education, 2018, no.2 (32), pp. 200-205 (in Russian).
Информация об авторах Старчикова Ирина Юрьевна
(Россия, г. Ступино) Старший преподаватель кафедры «Экономика и Управление» Ступинский филиал Московского Авиационного Института
(Национальный Исследовательский Университет) E-mail: irina.star4@gmail.com
Шакурова Евгения Сергеевна
(Россия, г. Ступино) Кандидат филологических наук, доцент кафедры «Экономика и Управление» Ступинский филиал Московского Авиационного Института (Национальный Исследовательский Университет) E-mail: eshakurova@gmail.com
Мощенок Галина Борисовна
(Россия, г. Ступино) Доцент кафедры «Экономика и Управление» Ступинский филиал Московского Авиационного Института (Национальный Исследовательский Университет) E-mail: moshenokgb@gmail.com
Information about the authors
Irina Yu. Starchikova
(Russia, Stupino) Senior Lecturer of the Department of Economics and Management
Stupinskiy branch of the Moscow Aviation Institute (National Research University) E-mail: irina.star4@gmail.com
Evgenia S. Shakurova
(Russia, Stupino) PhD in Philology, Associate Professor of the Department of Economics and Management Stupinskiy branch of the Moscow Aviation Institute (National Research University) E-mail: eshakurova@gmail.com
Galina B. Moshchenok
(Russia, Stupino) Associate Professor of the Department of Economics and Management Stupino branch of the Moscow Aviation Institute (National Research University) E-mail: moshenokgb@gmail.com