УДК 377.112.4
Е. С. Русских
Вятский государственный гуманитарный университет, Киров, Омутнинский колледж педагогики, экономики и права, Омутнинск
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
В новых социально-экономических обстоятельствах процесс обучения выпускников профессиональных образовательных организаций должен быть ориентирован на развитие компетент-ностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определенного уровня функциональной грамотности. Условно уровень функциональной грамотности фиксируется в выражениях: «Современный гражданин, россиянин... должен знать и уметь...», и определяется для каждой страны с учетом специфики культурного и регионального развития. Современные исследователи определяют функциональную грамотность как социально-экономическое явление и связывают уровень ее сформированности с уровнем благосостояния населения и государства в целом. Именно поэтому вопросы грамотности становятся актуальными только тогда, когда встает вопрос о ликвидации возникших пробелов в той или иной области знаний. На уровне стратегии развития страны задачи, связанные с повышением финансово-экономической грамотности населения, включены в перечень приоритетных направлений государственной деятельности. Сформированная функциональная финансово-экономическая грамотность выступает в качестве важного фактора способствующего повышению стабильности финансовой системы, росту общей конкурентоспособности российской экономики, обеспечивает устойчивость финансового благосостояния населения в долгосрочной и краткосрочной перспективе. В качестве одного из методов исследования процесса формирования функциональной финансово-экономической грамотности у студентов непрофильных специальностей колледжа использован метод моделирования, позволяющий изучить объект с помощью построенной модели. Модель учитывает интеграцию целей, задач и функций каждого структурного компонента формирующего финансово-экономическую грамотность - содержания, организационных форм, технологий и комплекса дидактических условий. Образовательный процесс в рамках разработанной модели отличается гибкостью, вариативностью, мобильностью. Это позволяет педагогу быстро реагировать на экономические изменения, происходящие в обществе, на требования, предъявляемые обществом к уровню подготовки специалистов, и предлагать материал актуальный для студентов разных направлений обучения.
Ключевые слова: профессиональное образование, финансово-экономическая грамотность, метод моделирования
Современным и закономерным требованием исторического развития России в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников профессиональных образовательных организаций должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определенного уровня функциональной грамотности.
Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов прошлого
века в документах ЮНЕСКО. Условно уровень функциональной грамотности фиксируется в выражениях: «Современный европеец (гражданин, россиянин.) должен знать и уметь.», и определяется для каждой страны с учетом специфики культурного и регионального развития. На формирование нового уровня функциональной грамотности влияет множество социальных факторов и современных общественных тенденций таких, как стремительное развитие и внедрение технологий в производственные и гуманитарные процессы, глобализация общественных связей, профессионализация и систематизация деятельности, формирование рыночных отношений
© Русских Е. С., 2016
40 ВЕСТНИК МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2016. Т. 10, № 1 (21)
и т. д. В таких условиях функциональная грамотность выступает как способ социальной адаптации личности, интегрирующей связь образования с многоплановой человеческой деятельностью, становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности.
Современные исследователи Б. С. Гершун-ский [1], О. Е. Лебедев [2], Л. М. Перминова [5] и др. определяют функциональную грамотность как социально-экономическое явление и связывают уровень ее сформированности с уровнем благосостояния населения и государства в целом.
По отношению к российской действительности наиболее актуален следующий перечень параметров функциональной грамотности: компьютерная и информационная грамотность, правовая грамотность, гражданская грамотность, финансово-экономическая грамотность, экологическая грамотность, профессиональные и специальные аспекты функциональной грамотности (менеджмент, РИ, бизнес-планирование, новые технологии экономические закономерности и т. д.).
О существовании грамотности можно узнать, только столкнувшись с ее отсутствием, поэтому отмечается не столько функциональная грамотность, сколько функциональная безграмотность, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается как деятельностная проблема, проблема поиска механизмов и способов ускоренного устранения безграмотности. Именно поэтому вопросы грамотности становятся актуальными только тогда, когда встает вопрос о ликвидации безграмотности, когда народы, страны, культуры вынуждены наверстывать упущенное, догонять ушедших вперед.
На уровне стратегии развития страны задачи, связанные с повышением финансово-экономической грамотности населения, включены в перечень приоритетных направлений деятельности. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043-р, и Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации,
одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 05 февраля 2009 г., определяют цели и задачи, а также предлагают базовые принципы деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения [6].
В Концепции повышение финансово-экономической грамотности названо среди основных направлений формирования инвестиционного ресурса. Стратегия и Концепция создания Международного финансового центра рассматривают вопросы повышения финансово-экономической грамотности населения в качестве важного фактора развития финансового рынка в России, повышения стабильности финансовой системы и повышения общей конкурентоспособности российской экономики. В предложениях, подготовленных Российской Федерацией к саммиту «Группы двадцати», состоявшемуся в апреле 2009 года в Лондоне, проблематика, связанная с повышением финансовой грамотности населения, особо выделена среди мер, призванных обеспечить устойчивость финансового благосостояния населения в долгосрочной и краткосрочной перспективе и повысить уровень защиты прав потребителей. В этом документе Российская Федерация предложила международному сообществу начать разработку и реализацию специальных программ повышения финансовой грамотности населения не только на национальной, но и на международной основе.
Основной целью деятельности, направленной на повышение уровня финансово-экономической грамотности населения, является развитие человеческого потенциала, повышение уровня благосостояния и финансовой безопасности граждан России, повышение долгосрочного инвестиционного спроса и укрепление стабильности финансовой системы через резкое повышение эффективности домохозяйств в принятии финансово-экономических решений за счет кардинального повышения уровня финансово-экономической грамотности населения, внедрения массовых эффективных стереотипов принятия экономических решений гражданами России [7].
Под финансово-экономической грамотностью населения понимается способность граждан России:
- эффективно управлять личными финансами;
- осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование;
- оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением;
- разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг (в том числе инструментов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций), иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках;
- принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и осознанно нести ответственность за такие решения;
- компетентно планировать и осуществлять пенсионные накопления.
Масштабность задачи повышения финансово-экономической грамотности населения Российской Федерации предполагает участие в этом процессе большого числа заинтересованных лиц -федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации, местного самоуправления, образовательных учреждений, общественных и коммерческих организаций, каждое из которых может вносить определенный вклад в развитие данного процесса в сфере своей компетенции. Исключительно важным условием эффективности такого процесса является координация усилий на основе единых целей и подходов к реализации различных инициатив и программ в области финансового просвещения.
В качестве одного из методов исследования процесса формирования финансово-экономической грамотности у студентов непрофильных специальностей колледжа использован метод моделирования, позволяющий изучить объект с помощью построенной модели. Разработанная модель формирования финансово-экономической грамотности студентов непрофильных специальностей колледжа отражает связи и зависимости основных структурных и функциональных элементов процесса формирования финансово-экономической грамотности в рамках профессионального образовательного учреждения. Модель учитывает интеграцию целей, задач и функций каждого структурного компонента, формирующего финансово-
42 ВЕСТНИК МАРИИСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2016. Т. 10, № 1 (21)
экономическую грамотность - содержания, организационных форм, технологий и комплекса дидактических условий. На основе компетентностно-го, личностно ориентированного, деятельностного, системного и контекстного подходов к обучению позволяет спрогнозировать результат сформиро-ванности финансово-экономической грамотности выпускников колледжа. Таким образом, представленная модель - это специально спроектированный объект в виде схемы, отображающий в простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами объекта.
Образовательный процесс в рамках разработанной модели отличается гибкостью, вариативностью, мобильностью. Это позволяет педагогу быстро реагировать на экономические изменения, происходящие в обществе, на требования, предъявляемые обществом к уровню подготовки специалистов, и предлагать материал, актуальный для студентов разных направлений обучения.
Ш
1. Гершунский Б. С. Философия образования. М.: МПСИ, Флинта, 1998. 432 с.
2. Лебедев О. Е. Образовательные результаты. СПб.: Специальная литература, 1999. 135 с.
3. Олешков М. Ю., Уваров В. М. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины. М., 2006.
4. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2005. 720 с.
5. Перминова Л. М. Минимальное поле функциональной грамотности // Педагогика. 1999. № 2. С. 26-29.
6. Письмо руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам В. Д. Миловидова от 24.09.2009 № 09-237 / ПЗ «Об утверждении Основных направлений деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения».
7. Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. № 2043-р.
Статья поступила в редакцию 6.01.2016 г.
Для цитирования: Русских Е. С. Проблема формирования функциональной финансово-экономической грамотности студентов колледжа // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 1 (21). С. 39-43.
Об авторе
Русских Елена Станиславовна, магистрант, Институт педагогики и психологии Вятского государственного гуманитарного университета, преподаватель Кировского областного государственного образовательного бюджетного учреждения «Омутнинский колледж педагогики, экономики и права», Омутнинск, [email protected]
Е. S. Russkih
Institute of pedagogy and psychology of Vyatka state Humanities University, Kirov, Omutninsk College of pedagogics, еconomics and law, Omutninsk
PROBLEM OF FORMATION OF FUNCTIONAL FINANCIAL AND ECONOMIC LITERACY OF COLLEGE STUDENTS
In the new socio-economic circumstances, the process of training of graduates of professional educational organizations should be focused on the development of competencies conducive to the realization of the concept of "education through life". It is established that a prerequisite for the development of competence is a certain level of functional literacy. Conventionally, the level of functional literacy should be fixed in the expressions: "a Modern citizen, Russian... should know and be able...", and is defined for each country with specific cultural and regional development. Modern researchers define functional literacy as a socio-economic phenomenon and attribute the level of its formation on the welfare of the population and the state as a whole. That is why issues of literacy become relevant only when the question is about the elimination of the arisen gaps in a particular field of knowledge. At the level of country development strategy objectives related to improving financial and economic literacy included in the list of priority directions of state activity. Formed functional financial and economic literacy acts as an important factor contributing to the increase of stability of the financial system, increase the overall competitiveness of the Russian economy, ensures the stability of the financial well-being in the long and short term. As one of methods of research of process of formation of the functional financial and economic literacy of students of non-core specialties of the College used simulation method, which allows to study the object using the constructed model. The model takes into account the integration of objectives, tasks and functions
of each structural component forming the financial and economic literacy content, organizational forms, technologies and complex teaching conditions. The educational process in the framework of the developed model is characterized by flexibility, variability and mobility. This allows the teacher to respond quickly to economic changes occurring in society, the demands of society to the level of training and to offer relevant material for students of different fields of study.
Keywords: vocational training, financial and economic literacy, modeling method
_m_
1. Gershunskii B. S. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of education]. M.: MPSI, Flinta, 1998, 432 p.
2. Lebedev O. E. Obrazovatel'nye rezul'taty [Educational results]. SPb.: Spetsial'naya literatura, 1999, 135 p.
3. Oleshkov M. Yu., Uvarov V. M., Sovremennyi obra-zovatel'nyi protsess, osnovnye ponyatiya i terminy [Modern educational process, the basic concepts and terminology], 2006 g.
4. Pedagogika: Bol'shaya sovremennaya entsiklopediya [Big modern encyclopedia], sost. E. S. Rapatsevich. Minsk: Sovremen-noe slovo, 2005, 720 p.
5. Perminova L. M. Minimarnoe pole funktsional'noi gramotno-sti [Minimum field of functional literacy]. Pedagogika = Pedagogy. 1999, no. 2, pp. 26-29.
6. Pis'mo rukovoditelya Federal'noi sluzhby po finansovym rynkam V. D. Milovidova ot 24.09.2009 № 09-237 [Letter from the head of the Federal Service for Financial Markets V. D. Milovidov from 24.09.2009 № 09-237]. pz «Ob utverzhdenii Osnovnykh napravlenii deyatel'nosti, napravlennoi na povyshenie urovnya finansovoi gramotnosti naseleniya».
7. Strategii razvitiya finansovogo rynka Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda, utverzhdennoi rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 29.12.2008 g. [Strategy of development of Russian financial market for the period until 2020, approved by the Russian Federation of29.12.2008 № 2043-p]. No. 2043-r.
Submitted 01.01.2016.
Citation for an article: Russkih E. S. The problem of formation of functional financial and economic literacy of College students. Vestnik ofMari State University. 2016, no. 1 (21), Pp. 39-43.
About the autor
Russkih Elena Stanislavovna, Magister, Institute of pedagogy and psychology of Vyatka state Humanities University, teacher of the Kirov regional state educational budget institution of secondary education "Omutninsk College of pedagogics, economics and law", Omutninsk, [email protected]