Научная статья на тему 'Финансовая грамотность населения России: проблемное поле и концептуальная модель'

Финансовая грамотность населения России: проблемное поле и концептуальная модель Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2296
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / МИРОВОЙ ОПЫТ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПСИХОЛОГОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Константинов И. Б.

Развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является закономерным, поскольку достаточный уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня жизни, финансовой безопасности граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния. На сегодняшний день продолжается поиск методик комплексной оценки финансовой грамотности населения и механизмов ее повышения. Теоретический анализ. Основу методики оценки финансовой грамотности населения должна составлять правильно подобранная система индикаторов, позволяющая использовать инструменты психолого-экономического исследования, направленных на выявление группы простых и синтетических показателей финансовой грамотности (компетентности) и их опережающего прогноза (оценки ожиданий их динамики) со стороны финансовых институтов и лиц, принимающих решения. Эмпирический анализ. Анализ содержания финансовой грамотности позволил выделить составные элементы (умения, навыки, понимание, компетенции, знания и мотивация), наличие которых выявляется эмпирически на основе проведения тестирования. Результаты. Предложенная методика позволяет лучше понять, каков сегодня уровень финансовой грамотности россиян, в каких социально-демографических группах или по каким именно компетенциям существуют проблемы, чтобы лучше таргетировать программы финансовой грамотности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая грамотность населения России: проблемное поле и концептуальная модель»

УДК 336.06

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

И. Б. Константинов

кандидат экономических наук, доцент, декан факультета магистратуры и аспирантуры, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов E-mail: iliaconstantinov@yandex. ru

Введение. Развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является закономерным, поскольку достаточный уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня жизни, финансовой безопасности граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния. На сегодняшний день продолжается поиск методик комплексной оценки финансовой грамотности населения и механизмов ее повышения. Теоретический анализ. Основу методики оценки финансовой грамотности населения должна составлять правильно подобранная система индикаторов, позволяющая использовать инструменты психолого-экономического исследования, направленных на выявление группы простых и синтетических показателей финансовой грамотности (компетентности) и их опережающего прогноза (оценки ожиданий их динамики) со стороны финансовых институтов и лиц, принимающих решения. Эмпирический анализ. Анализ содержания финансовой грамотности позволил выделить составные элементы (умения, навыки, понимание, компетенции, знания и мотивация), наличие которых выявляется эмпирически на основе проведения тестирования. Результаты. Предложенная методика позволяет лучше понять, каков сегодня уровень финансовой грамотности россиян, в каких социально-демографических группах или по каким именно компетенциям существуют проблемы, чтобы лучше таргетировать программы финансовой грамотности населения.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая компетентность, финансовое поведение, государственные программы, мировой опыт финансового образования, психолого-экономическое исследование.

001: 10.18500/1994-2540-2017-17-1 -11-17 Введение

Ориентация российской экономики на интенсивный сценарий развития требует наличия финансово грамотного и экономически активного населения. Эта активность должна проявляться в том числе через широкое участие различных категорий граждан в долгосрочных пенсионных, страховых и ипотечных программах, направленных на решение вопросов пенсионного накопления, социального и медицинского страхования, жилищного обеспечения и образования.

Вместе с ростом благосостояния российских граждан должно формироваться и их активное сберегательное поведение, основанное на использовании накопительных и страховых инструментов. Для формирования такого по-

ведения требуется наличие достаточно высокого уровня финансовой грамотности, который должен служить основой для взаимодействия граждан с различными финансовыми институтами, осознанного использования ими продуктов банковского и страхового сектора, формирования стратегии пенсионного обеспечения.

Программы повышения финансовой грамотности, реализуемые государственными институтами, международными и российскими некоммерческими организациями, подтверждают стремление экономических субъектов осуществить на практике теоретически подтвержденное и экспериментально обоснованное положительное влияние финансовой грамотности граждан на развитие национальной экономики и общества [1-4].

В разных странах уровень финансовой грамотности и охват населения финансовыми инструментами значительно отличаются. Существуют различные методики, средства и формы коммуникации в системе финансового просвещения, определяемые национальной спецификой страны, в которой осуществляются программы повышения финансовой грамотности граждан. Такие программы действуют в Бельгии, Германии, Чехии, Польше, Румынии, Великобритании, Австрии, Венгрии, Испании, Италии, Финляндии, Норвегии, Австралии, Канаде, США, Индонезии, Южной Африке и других странах.

Можно выделить следующие группы стран:

1) с высокой степенью понимания значимости финансовой грамотности населения и масштабности финансового образования и просвещения. В их числе такие страны, как США (лидер развития финансового образования населения и решения проблем финансовой осведомленности на протяжении 12 лет), Великобритания, Франция, Германия, Канада, Сингапур, Новая Зеландия;

2) с государственным осознанием важности финансового просвещения, но отсутствием достаточной проработки и должной поддержки со стороны общественности (в частности, Голландия, Польша, Италия, Чехия, Австрия, Индия);

3) с приходящим осмыслением степени влияния финансовой грамотности граждан на экономическое и социальное развитие страны и началом процесса инициализации проектов и программ обеспечения финансового образования населения (Россия, Китай).

Проблема повышения финансовой грамотности для граждан России имеет особую актуальность. Более 70 лет развития страны в рамках социалистической экономической модели и идеологии практически стерли у большинства наших граждан какое-либо представление о даже относительно простых финансовых продуктах и услугах. Переход страны к рыночной экономике показал абсолютную неспособность россиян принимать правильные финансовые решения. За более чем 15 лет динамичного развития финансового рынка России объем предоставляемых услуг вырос многократно, однако уровень финансовой грамотности рядовых потребителей радикально не изменился, что не позволяет вовлекать их в финансовое пространство страны. Основы финансовой грамотности не являются обязательной компонентой ни в общем, ни в высшем образовании, поэтому зачастую люди не способны к финансово грамотному поведению на рынке финансовых услуг. Финансовая грамотность несколько выше в том случае, если потребители финансовых услуг получают или получили экономическое образование. Например, в исследованиях финансовой грамотности студентов выявлено, что ее уровень выше у специализирующихся по экономике или финансам, однако разрыв между студентами экономических и неэкономических специализаций незначителен [5].

Недостаточная финансовая грамотность ведет к отрицательным последствиям как для собственного благосостояния населения, так и для экономики страны. Если в рамках трудоспособного возраста граждане не стремятся сберегать с целью накопления на достойную пенсию или берут кредит, будучи не в состоянии его выплатить, это, безусловно, снижает уровень их собственного благосостояния. Однако негативные последствия испытывают и финансовые рынки. Неподготовленные потребители, плохо представляющие себе, как работают рынки, больше подвержены панике, некомпетентные заемщики не способны качественно обслуживать свои долги, потенциальные клиенты финансовых компаний оказываются не в состоянии сделать правильный выбор, в большей степени реагируя на рекламу, а не на качество услуги, что приводит к росту спекулятивных настроений на рынке.

Чтобы приблизиться к решению данной проблемы, требуется не только сформировать

понятийный аппарат, но также, используя опыт других стран, разработать систему повышения уровня финансовой грамотности. В таких странах, как США, Австрия, Великобритания, повышение финансовой грамотности населения включено в одно из приоритетных направлений государственной политики. Поэтому там проводятся систематические исследования, направленные не только на определение уровня финансовой грамотности, но и на выделение приоритетных направлений финансового образования граждан. Несмотря на то что социально-экономический результат от повышения финансовой грамотности проявляется постепенно, мировая практика подтверждает бесспорную необходимость проведения такой работы и недопустимость промедления в решении этой проблемы.

Теоретический анализ

Первые измерения уровня финансовой грамотности были осуществлены в США в 1990-е гг. Однако цель измерения финансовой грамотности как таковой не ставилась. Проблема недостаточности знаний и навыков в управлении личными финансами возникла в практике формирования личных пенсионных сбережений трудоспособного населения и финансового поведения молодежи. Однако уже в конце 1990-х гг. исследователи были едины в понимании необходимости перехода от частных разрозненных показателей к системе теоретически обоснованных взаимосвязанных индикаторов финансовой грамотности. В целом, исследователи рассматривают финансовую грамотность в широком смысле слова как «комбинацию осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, которые необходимы для принятия правильных финансовых решений и в конечном счете для достижения индивидуального финансового благополучия» [6]. Иными словами, финансовая грамотность в широком смысле слова включает как знания, так и практические навыки, а также установки людей в области личных финансов.

Следует обратить внимание на то, что, помимо широкого определения финансовой грамотности, имеют место более узкие определения, раскрывающие различные аспекты данного понятия. Эти определения отличаются содержательным наполнением сущности финансовой грамотности: финансовая уверенность, финансовая осведомленность, финансовое образование, финансовая компетентность и др.

Финансовая грамотность подразумевает наличие знаний индивидуумов о функционировании финансового рынка. Так, существуют различные зарубежные и отечественные мето-

дики тестирования респондентов на финансовое знание, где используются вопросы формирования семейного бюджета, учета доходов и расходов, знания простого и сложного процента, уровня инфляции, формул дисконтирования, понимания разницы между различными видами ценных бумаг, принципов функционирования фондового рынка, страхования и др. [7]. Однако, даже если респонденты понимают отличие акции от облигации, уверены в основах планирования семейного бюджета, это не гарантирует их финансовой компетентности в обыденной жизни, например, потенциальной возможности формирования невыполнимых кредитных обязательств.

Попытки включить финансовое образование в школьные программы показали свою продуктивность в большинстве стран Европы, в США, Канаде и др. [8]. В США активно используются средства массовой информации для создания целевых информационных программ для повышения финансовой грамотности конкретных групп населения. Задача состоит не только в повышении уровня финансовых знаний, понимании вариативности финансовых инструментов, но и в способствовании использованию этих знаний на практике при выборе конкретных продуктов и услуг. Тем не менее, следует отличать финансовое образование и финансовое просвещение. Финансовое образование предназначено для людей, профессионально занимающихся финансами, экономической или хозяйственной деятельностью. Финансовое просвещение должно охватывать максимально широкую аудиторию людей, независимо от рода деятельности, с целью развития компетенций потребителей финансовых услуг (молодежь, пенсионеры и т. д.). Причем акцент должен быть смещен в сторону обучения основам личного бюджетирования и финансового планирования, но не генерирования профессиональных компетенций финансистов и экономистов.

Понятие «финансовая осведомленность» используется для указания на понимание потребителями финансовых услуг необходимости и возможности использования финансовых услуг или информирования о вариантах финансовых услуг и продуктов, доступных для населения.

Данный подход используется, например, Европейской федерацией страховщиков, предлагающей финансовым компаниям на уровне их профессиональных ассоциаций разработать программы и методики, которые обеспечили бы потребителя информацией о существующих продуктах и услугах (причем нейтральной, а не рекламной), научили бы его лучше разбираться в их существенных характеристиках (на что следует обращать внимание потребителей при выборе

продукта), напомнили бы потребителям о существующих рисках и возможностях их страхования (сформировали установку на необходимость страхования важных рисков в течение жизни), а также помогли бы людям разобраться в терминах и научили читать договоры и разговаривать на одном с поставщиками услуг языке [9]. Таким образом, задача состоит в том, чтобы обеспечить потребителя наиболее доступной информацией о предлагаемых услугах с целью повышения практической финансовой осведомленности.

Финансовая уверенность обозначает доверие потребителей финансовых услуг к поставщикам таковых, т.е. убежденность в открытости, честности, полноте информации о финансовых продуктах и услугах и, конечно, полезности пользования линейкой финансовых услуг. Этот термин часто используется в гендерных исследованиях, направленных на обнаружение « недостатка уверенности» (confidence gap) у женщин, который препятствует достижению намеченных финансовых целей, обеспечению экономического благополучия. Это проблема особенно важна в условиях большей продолжительности жизни представительниц «слабого пола», большей величины расходов на медицинское обслуживание, образование, пенсионное обеспечение.

Таким образом, финансовая уверенность характеризует доверие потребителей к финансовых институтам и финансовой системе страны в целом. Замечено, что в странах с невысоким уровнем жизни, высокой волатильностью фондового рынка, отсутствием конкуренции между финансовыми институтами сохраняется возможность обмана и манипулирования потребителями, что не способствует доверию граждан и ведет к нежеланию большинства населения формировать долгосрочные финансовые планы, в частности, к крайне низкой активности на рынке добровольного пенсионного страхования. Причем это не свидетельствует о недостаточности финансовых знаний у населения, скорее, это «симметричный» ответ на институциональную и рыночную неопределенность и нежелание нести высокие финансовые риски в условиях отсутствия эффективной системы защиты прав потребителей на финансовых рынках.

Думается, что понятие финансовой грамотности включает не столько финансовые знания, сколько понимание базисных основ управления личным бюджетом, осознание финансовой ответственности за принимаемые решения, умение соизмерять финансовые риски и полезность приобретаемой финансовой услуги, осознание влияния финансовых решений на уровень личного благосостояния.

При формировании программ повышения финансовой грамотности критерием эффективности часто выступает увеличение доли потребителей финансовых услуг - например, рассчитывается степень охвата населения банковскими услугами. Однако эти показатели лишь частично определяют степень финансовой грамотности населения. Можно выделить факторы, определяющие уровень использования финансовых услуг пользователями: уровень личных доходов, стадия экономического цикла, территориальная доступность финансовых услуг.

Важной проблемой является определение причинно-следственной связи между уровнем финансовой грамотности и степенью использования финансовых продуктов и услуг, однако это не означает что финансовую грамотность можно отождествить с охватом населения финансовыми услугами. Агрессивный маркетинг финансовых услуг увеличивает спрос на них гораздо быстрее, чем любая программа финансового просвещения [10].

В отличие от финансовой грамотности, которая отражает финансовые знания, финансовая компетентность характеризует возможность применения этих знаний в обычной жизни, прежде всего в рамках личного финансового бюджетирования и планирования. Финансовая компетентность понимается как «способность индивида получать, понимать и оценивать существенную информацию, необходимую ему для принятия решений с осознанием возможных последствий своих действий» [11, с. 46].

При разработке программ повышения финансовой грамотности и финансовой компетентности важно обозначить, что именно должен знать и уметь финансово грамотный (финансово компетентный) потребитель. И если в случае определения финансовой грамотности требуется сформировать спектр «нужных» знаний и компетенций (применяется экспертная оценка), то для выявления финансово компетентного поведения важно получить представление самих респондентов о характеристиках такового. Здесь возможно использование инструментов психолого-экономического исследования, направленных на выявление группы простых и синтетических показателей финансовой грамотности (компетентности) в их опережающем прогнозе (оценке ожиданий их динамики) со стороны финансовых институтов и лиц, принимающих решения.

В качестве простых показателей могут выступать (методика, разработанная и апробированная авторами к оценке финансовой компетентности населения):

1) субъективная оценка уровня и качества удовлетворения финансовых потребностей;

2) субъективная количественная оценка эффективного диапазона доходов (разница между минимально допустимым уровнем и максимально допустимым уровнем дохода на семью в месяц);

3) субъективная оценка текущего уровня семейных доходов и ожидания относительно его динамики в течение текущего временного периода;

4) структура распределения дохода по оценке домохозяйств;

5) показатель наличия или отсутствия заемных обязательств с указанием вида и направления заимствования;

6) наличие финансового резерва на непредвиденные обстоятельства, обоснование его величины и динамики в течение календарного года;

7) математическая оценка вариативности финансового поведения респондентов в зависимости от ситуации на рынке и возможностей использования линейки финансовых продуктов и услуг;

8) субъективная психологическая оценка долгового поведения;

9) субъективная оценка динамики уровня и качества удовлетворения потребностей в течение календарного года;

10) ожидания населения в сфере инструментов долгового поведения;

11) структура предпочтений в сфере хранения денежных средств и их инвестирования;

12) субъективные ожидания относительно общей макроэкономической ситуации в мире и РФ, в том числе по секторам экономики;

13) опережающая оценка населением динамики основных показателей развития экономики РФ;

На основе простых показателей и данных официальной статистики проводится расчет синтетических показателей, к которым относятся:

- излишек потребителя - разница между реальной ценой заемных денежных средств и кредитными ожиданиями населения. Определяет уровень субъективного финансового благополучия населения;

- ожидания потребителей - сводный индекс оптимизма и пессимизма потребителей на финансовом рынке. Показывают уровень доверия к финансовым институтам, выступают фундаментом (в совокупности с ожиданиями финансовых институтов) опережающих индикаторов финансового развития;

- ожидания финансовых институтов - сводный индекс оптимизма и пессимизма продавцов финансовых продуктов и услуг. Показывают уровень доверия к финансовому рынку, выступают

фундаментом (в совокупности с ожиданиями потребителей) опережающих индикаторов финансового развития;

- индекс финансового доверия - средневзвешенное от суммы индексов ожиданий потребителей и финансовых институтов;

- склонность к вложению/заимствованию - разница между уровнем доходов и уровнем вложений/заимствований. Позволяет построить модель динамики развития финансового рынка на основе так называемого «кейнсианского креста» (на основе данной модели можно принимать решения о стимулировании совокупного спроса на финансовые продукты или институциональных преобразованиях в регионе);

- прогноз динамики спроса на услуги и продукты финансового рынка при изменении уровня реальных располагаемых доходов населения;

- уровень и структура субъективного финансового благополучия. Выступает индикатором личного благосостояния населения и оценки населением эффективности финансовой политики;

- индекс соотношения личного финансового благополучия и реального благосостояния. Позволяет выявить наиболее проблемные точки, решение которых в первую очередь значимо для повышения оценки населением эффективности финансовой политики как в стране, так и в регионе;

- индекс динамического равновесия развития финансового рынка (на основе модели макроэкономической динамики Р. Харрода).

Эмпирический анализ

В результате понятие финансовой грамотности разбивается на несколько составных элементов (умения, навыки, понимание, компетенции, знания и мотивация), наличие которых выявляется эмпирически на основе проведения тестирования.

1. Управление финансами (организация личного бюджета, контроль трансакций с банковским счетом, наличие и частота возникновения проблем с недостаточностью средств, варианты устранения дефицита, регулярность сбережений и т. п.).

2. Бюджетирование как инструмент долгосрочного финансового планирования (формирование резервов на непредвиденные ситуации, создание резервов для планируемых трат, отношение к долгосрочному планированию, добровольные пенсионные накопления, страхование, сбережения на образование, медицинское обслуживание и т. п.).

3. Выбор между вариантами использования линейки финансовых продуктов: «неформальные»

способы сбережений и заимствования,отношение к риску, информированность о имеющихся финансовых услугах и их характеристиках, источники информации, критерии отбора, готовность читать договоры перед подписанием и т. п.

4. Развитие информированности об экономической ситуации, о новых финансовых продуктах и услугах, модификации стоимости и условий существующих услуг, понимание возможностей получения независимой оценки и консультации в финансовых вопросах, обращения с жалобами и замечаниями.

5. Мотивация к развитию финансовых ком -петенций (желание изменить собственное поведение в текущей и долгосрочной перспективе).

Эмпирические данные подтверждают тот факт, что порядка 30% опрошенных респондентов имеют представление о том, что государство не несет ответственности за их финансовые решения, за те действия, которые они предпринимают, доверяя средства финансовым институтам. Только 30% респондентов понимает важность формирования финансовой «подушки безопасности» для себя и своей семьи. И лишь 20% потребителей финансовых продуктов и услуг верят в судебное разрешение финансовых споров.

Результаты

Каждая социально-экономическая группа населения отличается спецификой финансового поведения. На финансовую активность, вариативность поведения, целеполагание гражданина влияют уровень образования, социальный статус, семейное положение, величина среднемесячного дохода, приходящегося на одного члена семьи. Предложенная методика позволяет лучше понять, каков сегодня уровень финансовой компетентности россиян, в каких социально-демографических группах или по каким именно компетенциям существуют проблемы, чтобы лучше таргетировать программы финансовой грамотности населения. Наименее развитыми являются компетенции, связанные с ориентациями на будущее и сберегательными установками. При этом контроль над расходами, ведение бюджета, установка на сбережения важны как инструменты, с помощью которых люди могут достигать поставленных ими финансовых целей.

Список литературы

1. Проект Министерства финансов РФ и МБРР «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». URL: http://minfin.ru/ru/om/ fingram (дата обращения: 10.10.2016).

2. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2016 года № 164-р. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

3. Стратегия развития финансового рынка в РФ на период до 2020 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4. Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации. URL: http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/finances/creation/ conceptmfc (дата обращения: 05.11.2016).

5. Кузина О. Финансовая грамотность молодежи // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены. 2009. Т. 4, № 92. С. 157-177.

6. OECD. Measuring Financial Literacy : Questionnaire and Guidance Notes for Conducting an Internationally Comparable Survey of Financial Literacy. URL: http:// www.oecd.org/finance/ financial-education/49319977. pdf (дата обращения: 12.10.2016).

7. Тест по финансовой грамотности для студентов и старшеклассников, тест по финансовой грамотности для взрослых (Национальная программа повышения финансовой грамотности граждан). URL: http:// xn--80aaeza4ab6aw2b2b.xn--p1ai/questionnaire/ (дата обращения: 10.12.2012).

8. Bernheim B. D., Garrett D. M. The effects of financial education in the workplace : Evidence from a survey of households // Journal of Public Economics. 2003. Vol. 87, № 7-8. P. 1487-1519.

9. DeVaney Sh., Gorham E., Bechman J., Haldeman V. Saving and investing for retirement: The effect of a financial education program // Journal of the Family Economics and Resource Management Biennial. 1995. Vol. 1, № 1. P. 153-158.

10. Кузина О. Анализ динамики пользования банковскими кредитами и долговой нагрузки россиян // Деньги и кредит. 2013. № 11. С. 30-36.

11. Mason C. L. J., Wilson R. M. S. Conceptualizing financial literacy // Business school research paper series. 2000:7. Loughborough : Loughborough University, UK. P. 46-74.

Образец для цитирования:

Константинов И. Б. Финансовая грамотность населения России : проблемное поле и концептуальная модель // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 11-17. Б01: 10.18500/19942540-2017-17-1-11-17.

Financial Literacy of the Russian Population: the Problem Field and Conceptual Model

I. B. Konstantinov

Stolypin Volga Region Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 23/25, Sobornaya str., Saratov, 410031, Russia E-mail: [email protected]

Introduction. The development process of improving financial literacy is natural, since an adequate level of financial literacy contributes to the improvement of living standards, the financial security of citizens, economic development and improve social welfare. To date, the search for methods of integrated assessment of financial literacy and mechanisms of its increase. Theoretical analysis. The basis of the methodology for assessing the financial literacy of the population should be properly chosen system of indicators that allows to use the tools of psychological and economic studies aimed at identifying the group of simple and synthetic indicators of financial literacy (competence) and advance forecast (evaluation of the expectations of their dynamics) by financial institutions and persons decision-makers. Empirical analysis. Analysis of financial literacy content it possible to identify the constituent elements (abilities, skills, understanding, competence, knowledge, and motivation), which can be determined empirically by testing. Results. The proposed method allows a better understanding of what the current level of financial literacy of Russians in any socio-demographic groups, or how it is today, there are problems competencies to better financial literacy program to target populations.

Key words: financial literacy, financial expertise, financial behavior,

government programs, international experience of financial education,

psychological and economic research.

Reference

1. Proekt Ministerstva finansov RF i MBPP «Sodeistvie povysheniyu urovnia finansovoi gramotnosti naseleniya i razvitiyu finansovogo obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii» (The project is the Ministry of Finance and the World Bank «Assistance to improve the financial literacy of the population and the development of financial education in the Russian Federation»). Available at: http://minfin.ru/ru/om/fingram (accessed 10 October 2016) (in Russian).

2. Strategiya deistviy v interesakh grazhdan starshego po-koleniya do 2025 goda (The strategy for the benefit of the citizens of the older generation to 2025. Approved by the RF Government of February 5, 2016 no. 164-p). ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

3. Strategiya razvitiya finansovogo rynka v RF na period do 2020 g. (The strategy of financial market development in the Russian Federation for the period up to 2020. Approved by the RF Government of December 29, 2008, no. 2043-p). ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

4. Kontseptsiya sozdaniya mezhdunarodnogo finansovogo tsentra v Rossiiskoi Federatsii (The concept of creating

an international financial center in the Russian Federation). Available at: http://economy.gov.ru/minec/activ-ity/sections/finances/creation/conceptmfc (accessed 5 November 2016) (in Russian).

5. Kuzina O. Finansovaia gramotnost' molodezhi [Youth Financial Literacy]. Monitoring obschestven-nogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nyeperemeny [Monitoring of public opinion: economic and social changes], 2009, vol. 4, no. 92, pp. 157-177 (in Russian).

6. OECD. Measuring Financial Literacy: Questionnaire and Guidance Notes for Conducting an Internationally Comparable Survey of Financial Literacy. Available at: http://www.oecd.org/finance/ financial-educa-tion/49319977.pdf (accessed 12 October 2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Test po finansovoi gramotnosti dlia studentov i starsheklassnikov, test po finansovoi gramotnosti dlia vzroslykh (Natsional'naia programma povysheniya finansovoi gramotnosti grazhdan) (Test on financial literacy for students and seniors, financial literacy test for adults (National program for improving the

financial literacy of citizens)). Available at: http:// xn--80aaeza4ab6aw2b2b.xn--p1ai/questionnaire/ (accessed 10 December 2012) (in Russian).

8. Bernheim B. D., Garrett D. M. The effects of financial education in the workplace: Evidence from a survey of households. Journal of Public Economics, 2003, vol. 87, no. 7-8, pp. 1487-1519.

9. DeVaney Sh., Gorham E., Bechman J., Haldeman V. Saving and investing for retirement: The effect of a financial education program. Journal of the Family Economics and Resource Management Biennial, 1995, vol. 1, no. 1, pp. 153-158.

10. Kuzina O. Analiz dinamiki pol'zovaniya bankovskimi kreditami i dolgovoi nagruzki rossiian [An analysis of the dynamics of bank loans and debt load of Russians]. Den'gi i kredit [Money and Credit], 2013, no. 11, pp. 30-36 (in Russian).

11. Mason C. L. J., Wilson R. M. S. Conceptualizing financial literacy. Business school research paper series, 2000:7. Loughborough, Loughborough University, UK, pp. 46-74.

Cite this article as:

Konstantinov I. B. Financial Literacy of the Russian Population: the Problem Field and Conceptual Model. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2017, vol. 17, iss. 1, pp. 11-17 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-25402017-17-1-11-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.