Е. С. Русских
43
УДК 377.112.4
Е. С. Русских
Вятский государственный гуманитарный университет, Киров
ВВЕДЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
В УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ОДНА ИЗ СТОРОН ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Новая цель образования, сформулированная в ФГОС и стратегии 2020 «Наша новая школа», -воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России - перекликается с одной из стратегических задач, включенных в перечень приоритетных направлений развития государства - повышением уровня финансово-экономической грамотности населения. То есть развитие у молодых людей умения понимать, как те или иные манипуляции с финансами могут повлиять на жизнь как конкретного человека и его существование, так и процессов в экономике, способных оказать влияние на жизнь предприятия, страны, мира, а также умение правильно распоряжаться своими доходами, оценивать последствия расходов, планировать личный бюджет. Одной из актуальных задач профессионального образования является подготовка молодежи к полноценной и плодотворной профессиональной деятельности. Данное требование предусматривает формирование у подрастающего поколения мобильности, способности быстро реагировать на изменения рыночной ситуации; формирование экономического сознания, характеризующегося наличием целостного представления о системе экономических отношений; понимания механизмов функционирования социально-экономических институтов; умения оперировать экономической терминологией, т. е. формирования экономической компетентности личности как части необходимых для процветания личности знаний. Потребность государства в решении проблемы повышения уровня экономического образования отражена в стратегических задачах «»Национальной доктрины развития образования в России. В данной статье рассмотрены основные проблемы среднего профессионального образования связанные с поиском методов формирования финансово-экономической грамотности студентов неэкономических специальностей через введение в учебные планы курса «Основы бюджетной грамотности».
Ключевые слова: профессиональное образование, финансово-экономическая грамотность, нормативно-правовые документы, программа учебного предмета «Основы бюджетной грамотности».
Изменение социокультурного пространства современного российского общества не в последнюю очередь связана с усилением влияния на жизнь общества фактора экономики. Компетенции в области экономики и финансов выступают показателем культуры как отдельно взятой личности, так и социума в целом.
За последние 10 лет вопрос о качестве финансовой грамотности населения поднимался не раз на самом высоком уровне. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [7] и Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период
до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043-р [9], сформулированы цели и задачи в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения. Официально поддержаны программы, призванные поднять финансовый уровень населения, это - проект Минфина при участии Роспотребнадзора и Всемирного банка, запущенный в 2010 году, а также договоренность государства с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о займе для РФ 25 млн долларов для повышения уровня финансовой грамотности населения в среднесрочной перспективе. Цель обозначенных проектов - защитить россиян от «финансовой кабалы», в первую очередь, при заключении договоров с кредитными
© Русских Е. С., 2015
44
Педагогические науки
организациями. Масштабность задачи повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации, предполагает участие в этом процессе большого числа заинтересованных лиц - федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации, местного самоуправления, образовательных учреждений, каждое из которых может вносить определенный вклад в развитие данного процесса в сфере своей компетенции.
Под финансовой грамотностью понимают органичное сочетание знаний, информированности, практических умений, индивидуального отношения и конкретного поведения отдельного человека или домохозяйства при принятии решений относительно денежных средств и других финансовых ресурсов в целях достижения собственного экономического благополучия. О. Е. Кузина отмечает, что финансовая грамотность - это не просто дополнительные знания и умения для тех, кто стремится улучшить свое материальное благосостояние [6], а неотъемлемая компетенция всех индивидов, обязательная составляющая жизни (подобно стремлению повышать профессиональную квалификацию и образовательный уровень, вести здоровый образ жизни, иметь активную гражданскую позицию).
Таким образом, финансовая грамотность как ключевая компетентность - это: совокупность знаний в области финансов; сформированные умения пользоваться финансовыми услугами; готовность использовать полученные знания и умения в практической деятельности, жизни; готовность нести ответственность за свое поведение в финансовой среде.
Одной из задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании на 2014-2016 гг., стала разработка особого документа - «Бюджет для граждан», с помощью которого каждый гражданин сможет разобраться в бюджетной политике страны, региона или муниципалитета и найти ответы на интересующие его вопросы. Такие бюджеты для своих граждан создают пока только 26 государств. В 2013 году Российская Федерация присоединилась к числу стран, которые раскрывают гражданам данные о бюджетной политике в формате «Бюджета для граждан». По оценке Международного валютного фонда (МВФ), проведенной в 2013 году по инициативе Министерства финансов Российской Федерации, Россия достигла заметного прогресса в сфере повышения прозрачности и подотчетности бюджета. В докладе МВФ отмечен значи-
тельный прогресс, достигнутый Россией в раскрытии бюджетной информации в течение последнего десятилетия и приведения фискальной отчетности и бюджетной практики в соответствии с лучшими и перспективными международными практиками [5].
В то же время, анализируя опыт первых публикаций «Бюджетов для граждан», Минфин России пришел к выводу, что для обеспечения участия граждан в обсуждении вопросов бюджета недостаточно публикации бюджетной информации, в том числе в более доступной форме. Гражданам, в особенности молодому поколению, не хватает общего понимания государственной финансовой и бюджетной системы, и поэтому представляется целесообразным с помощью специальных образовательных программ повысить осведомленность граждан в этих вопросах [2].
Для Министерства финансов Российской Федерации эта работа новая, поэтому вместе с Открытым правительством привлекаются к разработке и популяризации «бюджета для граждан» не только государственные служащие, но и эксперты, преподаватели вузов, ссузов, школ, представители НКО, сотрудники СМИ.
Финансовую грамотность рассматривают как одну из сторон финансово-экономической грамотности населения, способность читать, расшифровывать и понимать государственный бюджет [2]. Следующий важный этап - научить россиян пользоваться этими данными; понимать, как они участвуют в наполнении бюджета; знать, когда и как они могут повлиять на бюджетную политику, проконтролировать расходование бюджетных средств.
Во исполнение пунктов 4, 5 протокола совещания у Министра Российской Федерации М. А. Абызова от 21 апреля 2014 г. № АМ-П36-37пр «О календарном плане рабочей группы по развитию проекта «Бюджет для граждан» в 2014 году» Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, проработан вопрос об уточнении тематики разделов и содержания по изучению основ бюджетной грамотности в рамках учебных предметов «Экономика» (базовый и углубленный уровни) и «Обществознание» для учащихся 7-11-х классов общеобразовательных организаций [4]. Хотя указанный
Е. С. Русских
45
документ рекомендован для образовательных организаций системы общего образования, считаю, что рекомендованные материалы и содержание учебных модулей могут быть использованы для наполнения рабочей программы дисциплины «Основы бюджетной грамотности» для студентов профессиональных программ укрупненных групп неэкономического профиля.
Потребность современного производства в экономически грамотных, конкурентоспособных, профессионально подготовленных специалистах предполагает трансформацию системы образования, наполнение ее новым содержанием, использование новых прогрессивных и эффективных способов, методов и средств образовательной деятельности, выявление оптимальных условий экономического просвещения молодежи. С этой целью в 2014-2015 учебном году в «Омутнинском колледже педагогики, экономики и права» в учебные планы специальности «Прикладная информатика (по отраслям)» введен предмет «Основы бюджетной грамотности».
Актуальность формирования финансовой грамотности студентов определена рядом факторов:
1. Необходимостью понимания молодежью процесса формирования и расходования бюджета государством, что будет способствовать формированию гражданской позиции и ответственности при выплате налогов.
2. Бюджетная грамотность - одна из сторон финансово-экономической грамотности, полученные знания позволят сформировать активную и рациональную позицию субъекта рыночных отношений: понимать структуру бюджета и источники его наполнения и социально-экономические обязательства государства, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, распознавать финансовоэкономические угрозы и последствия, снижать риски рыночной экономики.
3. Потребностью грамотного формирования и управления собственным бюджетом: принимать решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов, избегать излишней личной задолженности, учиться сберегательному поведению.
В документе «О календарном плане рабочей группы по развитию проекта «Бюджет для граждан» в 2014 году» от 21 апреля 2014 года № АМ-П36-37, составленном на основании письма МОН РФ № Д8-1045 от 7.08.2014 г. [5], содержатся рекомендации по содержанию учебного модуля по изучению основ финансовой грамотности. В рабочие
программы рекомендуется включать следующие темы:
■ Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период.
■ Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура денежных расходов.
■ Дефицит и профицит государственного бюджета. Способы уменьшения дефицита бюджета государства. Роль государства в контроле за доходами и расходами бюджета.
■ Причины и следствия возникновения государственного долга, пути решения.
■ Налоговая система РФ: принципы построения, основные виды налогов и методика их расчетов.
■ Региональные, муниципальные бюджеты. Территориальные целевые бюджетные фонды.
■ Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики.
■ Страхование.
■ Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег.
■ Социальная политика государства (социальная поддержка граждан).
■ Составление налоговой декларации.
■ Семейный и личный бюджет.
■ Кредитование: его роль в современной экономике домохозяйств, фирм и государств. Плюсы и минусы (риски) кредитования граждан.
■ Потребительское кредитование. Ипотечный кредит. Образовательный кредит.
Исходя из рекомендованного содержания целью изучения предмета «Основы бюджетной грамотности» для студентов профессиональных организаций является повышение уровня бюджетной грамотности обучающихся в процессе знакомства с приоритетными направлениями бюджетной политики Российской Федерации и формирование компетенций в области бюджета и финансов.
Задачи предмета «Основы бюджетной грамотности»:
1. Сформировать знания об основах бюджетной политики, бюджетной системе, принципах формирования государственного бюджета и основных направлениях его расходования в Российский Федерации.
2. Сформировать умение ориентироваться в действующем бюджетном и налоговом законодательстве Российской Федерации, понимая сущность и порядок расчетов налогов.
3. Обеспечить в процессе изучения предмета «Основы бюджетной грамотности» условия для
46
Педагогические науки
овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу осознанного выбора при принятии ответственных финансовых решений на протяжении всей жизни.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [11] разработка рабочих программ учебных предметов (включая распределение часов календарно-тематическое планирование учебного материала) относится к компетенции образовательной организации. В колледже изучение предмета «Основы бюджетной грамотности» предусмотрено на втором году обучения и предусматривает максимальный объем учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа, самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.
В результате изучения дисциплины «Основы бюджетной грамотности» у студентов будут сформированы основы финансовой грамотности, развиты значимые качества личности, отражающие их готовность и способность использовать полученные знания в трудовой и бытовой сферах.
________Ш___________
1. Итоги исследования в рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», организованный Министерством финансов Российской Федерации совместно со Всемирным банком (2012 год).
2. Концепция Программы курса бюджетной грамотности для школьников. Проект для обсуждения. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/09/Koncept.pdf
3. Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А. Современные методы обучения как средство активизации познавательной активности студентов вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2013. № 12. С. 108-111.
4. Овчинников М. Обзор международной практики реализации стратегий и программ в области финансовой грамотности. М., 2008.
5. Письмо МОН РФ № Д8-1045 от 7.08.2014 г. «Изучение основ бюджетной грамотности».
6. Пресс-релиз МВФ о публикации оценки фискальной прозрачности для России. URL: http://www.imf.org/extemal/ np/sec/pr/2014/pr14241.htm
7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. № 47. Ст. 5489.
8. Россияне не виноваты в своей финансовой неграмотности: интервью с О. Кузиной. URL: http://www.banki.ru/ news/ interview/?id=3902237
9. Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. № 2043-р.
10. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения Приказ Минобрнауки от 05.06.2014 № 632.
11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от
13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
1. Itogi issledovaniya v ramkakh Proekta «Sodeistvie povysheniyu urovnya fmansovoi gramotnosti naseleniya i razvitiyu finansovogo obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii», organizovannyi Ministerstvom finansov Rossiiskoi Federatsii sovmestno so Vsemirnym bankom (2012 god).
2. Kontseptsiya Programmy kursa byudzhetnoi gramotnosti dlya shkol'nikov. Proekt dlya obsuzhdeniya. URL: http://www.firo.ru/ wp-content/uploads/2015/09Koncept.pdf
3. Lavrent'ev S. Ju., Krylov D. A. Sovremennye metody obuchenija kak sredstvo aktivizacii poznavatel'noj aktivnosti studen-tov vuza. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. No. 12. Pp. 108-111.
4. Ovchinnikov M. Obzor mezhdunarodnoi praktiki realizatsii strategii i programm v oblasti finansovoi gramotnosti. M., 2008.
5. Pis'mo MON RF № D8-1045 ot 7.08.2014 g. «Izuchenie osnov byudzhetnoi gramotnosti».
6. Press-reliz MVF o publikatsii otsenki fiskal'noi pro-zrachnosti dlya Rossii. URL:http://www.imf.org/extemal/np/ sec/pr/2014/pr14241.htm
7. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 08.08.2009) «O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda». Sobranie zakonodatel'stva RF. 24.11.2008. № 47. St. 5489.
8. Rossiyane ne vinovaty v svoei finansovoi negramotnosti:
interv'yu s O. Kuzinoi. URL: http://www.banki.ru/news/
interview/?id=3902237
9. Strategii razvitiya finansovogo rynka Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda, utverzhdennoi rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 29.12.2008 g. № 2043-r.
10. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty sred-nego professional'nogo obrazovaniya (FGOS SPO) novogo pokoleni-ya Prikaz Minoobrnauki ot 05.06.2014 № 632.
11. Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot
13.07.2015) «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii».
Статья поступила в редакцию 19.11.2015 г.
Е. С. Русских
47
Е. S. Russkih
Vyatka State Humanities University, Kirov
INTRODUCTION OF THE SUBJECT “BASICS OF BUDGET LITERACY” INTO THE CURRICULUM OF PROFESSIONAL ORGANIZATIONS AS ONE OF THE ASPECTS OF FINANCIAL LITERACY FORMATION OF STUDENTS
The new goal of education, as articulated in the GEF and in the 2020 strategy “Our new school”, is education, social and pedagogical support of development of a highly moral, responsible, creative, active, competent citizen of Russia. This goal resonates with one of the strategic objectives included in the list of priority directions of development of the state, namely the increase in the level of economic and financial literacy of the population. This refers to the development of young people's ability to understand how the various finance manipulations can affect the life of an individual, to know the processes in the economy that can have an impact on the life of the enterprise, the country, the world, as well as the ability to properly dispose of their income, to assess the impact of expenses, to plan a personal budget. One of the urgent tasks of professional education is to prepare young people for productive professional activity. This requirement involves the formation of the younger generation mobility, quick response to changing market conditions; formation of economic consciousness with a holistic view of the system of economic relations; understanding the mechanisms of functioning of the economic and social institutions; ability to handle economic terminology. In a word, it is necessary to shape the economic competence of the person as a part of the knowledge necessary for the prosperity of the individual. The need of the state in solving the problem of increasing the level of economic education is reflected in the strategic objectives of the National Doctrine of education development in Russia. This article describes the main problems of secondary vocational education associated with the search for methods of generating economic and financial literacy of students of noneconomic specialties through the introduction into the curriculum of the course “Fundamentals of budget literacy”.
Keywords: professional education, financial literacy, legal documents, the program of the subject “Fundamentals of budget literacy”.