DOI 10.24412/2541-9056-2024-130-41-49 УДК 378.4+330.1
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Т.А. Наумова, Е.В. Мухачёва, Ю.М. Лагунова
Статья поступила в редакцию 10 января 2024 г.
В статье рассматриваются вопросы развития финансовой грамотности студентов бакалавриата неэкономических специальностей в университете. Развитие финансовой грамотности сегодня становится одним из востребованных направлений работы не только системы образования, но и многих финансовых структур. В Удмуртской республике развитию финансовой грамотности населения уделяется особое внимание. Финансовую грамотность курирует Министерство финансов УР и Центр финансового просвещения. Данная организация в первую очередь сотрудничает со всеми муниципальными образованиями и образовательными организациями. Удмуртский государственный университет, а именно институт экономики и управления занимается развитием финансовой грамотности. Нами разработана теоретическая модель, а на ее основе педагогическая технология развития финансовой грамотности студентов бакалавриата, обучающихся на неэкономических направлениях подготовки. При этом средством обучения послужили известные всем приложения Банк-онлайн. В результате формирующего эксперимента выявлено, что разработанная нами модель педагогической технологии доказала свою эффективность.
Ключевые слова: финансовая грамотность, теоретическая модель, педагогическая технология.
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF FINANCIAL LITERACY OF UNDERGRADUATE STUDENTS IN NON-ECONOMIC AREAS OF TRAINING AT THE UNIVERSITY
T.A. Naumova, E.V. Muhacheva, Y.M. Lagunova
The article discusses the issues of developing financial literacy of undergraduate students of non-economic specialties at the university. The development of financial literacy today is becoming one of the sought-after areas of work not only in the education system, but also in many financial institutions. In the Udmurt Republic, special attention is paid to the development of financial literacy of the population. Financial literacy is supervised by the Ministry of Finance of the Republic of Uzbekistan and the Center for Financial Education. This organization primarily cooperates with all municipalities and educational organizations. Udmurt State University, namely the Institute of Economics and Management, is engaged in the development of financial literacy. We have developed a theoretical model, and on its basis a pedagogical technology for developing financial literacy of undergraduate students studying in non-economic areas of training. At the same time, the well-known Bankonline applications served as the training tool. As a result of the forming experiment it was revealed that the model of pedagogical technology developed by us proved its effectiveness.
Key words: financial literacy, theoretical model, pedagogical technology.
Институт фонда «Общественное мнение» (инФОМ) по заказу Банка России в 2022 году провел четвертое исследование основных показателей финансовой грамотности граждан. В опросе участвовали взрослые люди и молодежь в возрасте от 14 до 22 лет, количество участников более 4 тыс. человек из 207 городов и сел большинства субъектов Российской Федерации. Результаты исследования показали, что высокий уровень финансовой грамотности населения оказывает положительное влияние на экономику региона, а также на уровень благосостояния и доходов граждан, в том числе:
• повышает уровень пользования финансовыми продуктами, прозрачность финансового рынка и стабильность рынков;
• способствует увеличению числа добросовестных заемщиков, снижению кредитных и репутационных рисков банков;
• повышает финансовое благосостояние граждан благодаря рационализации семейного бюджета, увеличению горизонта планирования, развитию способности управлять финансами в течение жизненного цикла семьи;
• обеспечивает защиту от мошенничества, повышает финансовую безопасность граждан [13].
Финансовая грамотность становится все более значимой в связи с быстрым ростом финансовых инструментов на рынке. Глобализация объединяет общие продукты и услуги. Базовые знания о финансовых инструментах необходимы для устойчивого положения в экономике и финансовой системе. Из-за низкого уровня финансовых знаний опыт использования финансовых продуктов незначителен [14, с. 238]. Для решения этой проблемы необходимо изменить признанные институциональные рамки, что будет способ-
ствовать повышению уровня финансовой грамотности.
Понимание основных экономических и финансовых концепций является базовым навыком для клиентов и вкладчиков, которые хотят сделать правильный выбор в достижении своих целей - повышении своего благосостояния [12].
Обучение финансовой грамотности следуют начать как можно раньше, постепенно усложняя поставленные перед обучающимися задачи - от собственных сбережений студентов до инвестиций.
Однако ответственность за развитие финансовой грамотности не лежит на одном образовательном учреждении или отдельном человеке - преподавателе, консультанте. Предпринимались многочисленные попытки обучения финансовой грамотности через общественные институты, но этот опыт не показал себя идеальным. Следует отметить, что род занятий, существующий финансовый опыт, возраст и даже пол - это те переменные, которые влияют на отношение человека к собственным финансам. Например, инвесторы-мужчины более уверены в себе на фондовом рынке, чем женщины-инвесторы. Кроме того, финансовые знания студентов определяются доходом, возрастом, уровнем базового образования, направлением образовательного учреждения и личным отношением студентов к собственным средствам. Также региональные и географические особенности влияют на развитие финансовой грамотности.
Финансовая грамотность является важным навыком для людей всех возрастов. Пенсионерам она необходима для эффективного управления своими сбережениями и избежания финансовых рисков, связанных с мошенническими схемами. Людям среднего возраста финансовая гра-
мотность позволяет осуществлять планирование финансов на будущее, включая накопления на пенсию. Молодые люди, приобретая представление о финансах, развивают навыки бюджетного планирования, накапливают средства для финансирования образования и приобретения жилья. Другими словами, финансово грамотные люди способны лучше распоряжаться имеющимися у них средствами, добиваясь большего, чем финансово неграмотные люди [11].
Развитие финансовой грамотности сегодня становится одним из востребованных направлений работы не только системы образования, но и многих финансовых структур. В Удмуртской республике развитию финансовой грамотности населения уделяется особое внимание. Финансовую грамотность курирует Министерство финансов УР и Центр финансового просвещения (ЦФП). Данная организация в первую очередь сотрудничает со всеми муниципальными образованиями и образовательными организациями. Ежегодно ЦФП проводит мероприятия, направленные на повышение уровня таких видов грамотности как экономическая, финансовая, бюджетная, проводят обучающие семинары, лекции, конкурсы, деловые игры. Помимо этого, разрабатывают методики, концепции, программы для развития финансового-бюджетных отношений.
Центр финансового просвещения тесно сотрудничает с Удмуртским государственным университетом (УдГУ), а конкретно, с Институтом экономики и управления. Преподаватели данного института, в частности преподаватели кафедры финансов и цифровой экономики, повышают уровень развития финансовой грамотности у студентов всех направлений подготовки университета на основе преподавания
дисциплины «Цифровая экономика и финансовая грамотность». Развитие финансовой грамотности подразумевает, что молодые люди овладевают знаниями и умениями в этой области [6, с. 68; 7; 16; 17, с. 1044], а у бывших студентов, выпускников Удмуртского университета, за спиной имеется багаж знаний, который они постепенно будут пополнять и применять в жизненных ситуациях, что способствует повышению финансовой грамотности населения Удмуртской республики в целом.
В процессе изучения данной дисциплины у студентов формируется компетенция УК - 9/10 (Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности). Индикатором владения данной компетенции является умение применять методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использование финансовых инструментов для управления личными финансами (личным бюджетом), контроль над собственными экономическими и финансовыми рисками [1, 2, 9, 15, 16].
Анализ определений понятия «финансовая грамотность» позволил за основу взять определение Т.А. Аймалетдинова. По его мнению, «...финансовая грамотность представляет собой составную часть финансовой культуры и <...> уровень финансовых знаний, установок и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих ему сознательно принимать финансовые решения».
Выделим два частных подхода, которые, на наш взгляд, способствуют развитию финансовой грамотности и лежат в основе нашей теоретической модели развития финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей:
1) компетентностно-ориентированный, соответствующий в рамках общей научной методологии структурно-функциональному подходу;
2) культурологический, соответствующий в рамках общей научной методологии социокультурному подходу.
Теоретическая модель. Целью разрабатываемой нами модели является развитие финансовой грамотности у студентов-бакалавров Удмуртского государственного университета по специальности «Специальное (дефектологическое) образование» и их готовности самостоятельно использовать полученные знания в процессе принятия финансовых решений.
Исходными основаниями для разработки модели педагогической технологии является совокупность нескольких основных составляющих блоков: целевого, мо-тивационного, содержательного, процессуального, результативно-оценочного.
Целевой блок теоретической модели
Основной целью нашего исследования является выполнение социального заказа через повышение уровня развития финансовой грамотности и формирования готовности студентов самостоятельно применять знания и умения в жизни.
Описывая мотивационный блок, следует отметить, что одними из главных мотивов развития самостоятельного использования знаний в области финансов являются противоречия между необходимостью адаптироваться студентам к быстро изменяющимся условиям экономической среды для ощущения комфорта в ней и недостаточным опытом и отсутствием у них знаний, умений, навыков в области экономики и финансов.
Содержательный блок представляет три взаимосвязанных компонента:
Когнитивный - совокупность научных теоретических и практических знаний о
финансовых вопросах: финансовое планирование, статьи доходов и расходов, расстановка финансовых целей, личное сбережение; знание приемов, методов, основных при работе с приложением; осознание личностью социальной значимости и важности финансового благополучия; наличие устойчивых интересов к финансам; осознание высокого уровня ответственности.
Деятельностный - умение учащихся самостоятельно применять свои финансовые навыки при выполнении поставленных целей; умение правильно пользоваться средствами информатизации и обработки данных; планирование бюджета на основе собственных доходов и расходов; возможность самореализации студентов в современных финансовых областях; соблюдение техники безопасности труда; умение быть дисциплинированным; правильно реагировать на различные ситуации, возникающие в процессе обучения.
Комплексный - результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благополучия. Понимание значимости финансовой грамотности в личной жизни.
Процесс развития финансовой грамотности у студентов включает в себя реализацию различных принципов в социально-педагогическом, психолого-педагогическом и организационно-педагогическом контексте [3, с. 14-24; 4, с. 35-50; 5, с. 20-30]. В социально-педагогическом аспекте подчеркивается гуманистический подход, вариативность и активное вовлечение студентов в финансовые процессы. Ключевым элементом является принцип развития личности
через обучение, который подчеркивает важность субъектности и самостоятельности в усвоении финансовых знаний и навыков.
В рамках социально-педагогического контекста выделяется принцип гуманистической направленности, вариативности, а также принцип развития конструктивно-финансовой активности и духовно-нравственного отношения к миру. Этот центральный принцип отражает современные процессы взаимодействия человека с социоприродной средой и поддерживает идею субъектности, основанной на осознанной, целенаправленной активности личности.
В контексте обучения финансовой грамотности данный принцип предполагает создание условий для мобильности личности или социальной группы, разнообразие способов и сфер действия, сознательность осуществляемых действий, использование опыта других субъектов, а также развитие творческого потенциала и установку на инновационный поиск и саморазвитие.
В рамках психолого-педагогического направления подчеркивается значимость диалога и толерантного взаимодействия, принципы выбора, непрерывности обучения и принцип контекстуального познания, который отражает активный и ситуативный подход к обучению финансовой грамотности [1, 8]. Этот принцип реализуется через технологические методы обучения финансовой грамотности. Технологические методы, основанные на принципе контекстуального познания, включают в себя решение задач с практическим и социальным значением (анализ ситуаций, ролевые игры, игровое моделирование и другие подходы) [2, 9, 10].
В ходе обсуждения развития финансовой грамотности у студентов рассмотрены принципы организационного и педагоги-
ческого характера. Группа
организационно-педагогических принципов включает в себя:
• Принцип адаптивности, который выделяется как основной принцип управления. В контексте демократизации и децентрализации акцент делается на применении гибких методов управления, основанных на создании условий и мотивации.
• Принцип интеграции программ финансовой грамотности. Предполагает не простое объединение всех возможных направлений деятельности, а выделение и приоритетное развитие ключевых направлений, которые будут общими для всех участников финансового образования.
• Принцип сочетания традиционных и инновационных методов.
• Принцип адекватного кадрового обеспечения, который является ключевым аспектом успешного развития финансового образования. Это связано с тем, что существующая система педагогического образования не всегда готовит преподавателей по финансовой грамотности.
• Принцип социально-педагогического партнерства.
• Принцип активного использования обратной связи, оценки и мониторинга эффективности.
Положив в основу процесса развития финансовой грамотности перечисленные принципы, нами была разработана технология обучения студентов дисциплине «Цифровая экономика и финансовая грамотность». Технология предполагает интерактивное взаимодействие субъектов образовательного процесса через интеграцию активных методов обучения и мобильного средства обучения - приложения банк-онлайн. Данное средство обучения применялось на практических занятиях в ходе решения кейс-заданий.
Мобильное приложение представляет собой удобный сервис управления личными финансами в цифровом пространстве. Приложение Сбербанк-онлайн позволяет пользователю проанализировать свои доходы, расходы за конкретный период времени, такая функция в приложении называется «Анализ финансов». Приложение самостоятельно делает анализ средств, наглядно демонстрирует данные в графики и таблицы, что позволяет наиболее удобно и наглядно просмотреть информацию. Расходы и доходы автоматически делятся на категории, которые создаются при использовании приложения.
Следующий блок нашей модели - результативно-оценочный, представлен критериями, демонстрирующими уровень развития финансовой грамотности у студентов бакалавриата:
1. Уровень развития мотивации, то есть степень преобладания одного из указанных мотивов - стремление к достижению успеха или избегание неудачи.
2. Уровень осознания студентами и применения к себе роли «сознательного» потребителя, полноценного члена сегодняшнего общества
3. Уровень развития у студентов общих компетенций по практическому применению полученных знаний в своей текущей деятельности.
Таким образом, мы считаем, что в рамках модели должен быть реализован сле-
Таблица 1 - Результаты констати
дующий комплекс основных педагогических условий обучения:
• соответствие содержания обучения основным направлениям экономического развития общества;
• организация учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний;
• связь изучаемого материала с будущей практической деятельностью;
• постоянный поиск альтернативных путей достижения цели субъектом и того варианта обучения, который подлежит реализации;
• соблюдение последовательности формирования и закрепления навыков и умений в процессе обучения с помощью мобильного приложения Сбербанк-онлайн.
Обсуждение результатов эксперимента. Проведение исследования по развитию уровня финансовой грамотности студентов бакалавриата неэкономических специальностей проходило на базе Удмуртского государственного университета в процессе проведения практических занятий по дисциплине «Цифровая экономика и финансовая грамотность» у студентов первого курса направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». Количество респондентов - 17 человек, гендерный состав экспериментальной группы участников - девушки, возрастной состав группы - 17-20 лет. Результаты эксперимента представлены в таблице (см: таблицу 1).
'ющего и формирующего этапов
Низкий Средний Высокий
До эксперимента 17,6 % (3 чел.) 82,3 % (14 чел.) 0 % (0 чел.)
После эксперимента 0 % (0 чел.) 11,76 % (2 чел.) 88,2 % (15 чел.)
Как можно увидеть, результаты диагностики на начальном этапе эксперимента демонстрируют отсутствие у студентов высокого уровня развития финансовой грамотности. Средний уровень развития
46
финансовой грамотности наблюдается у 14 человек, соответственно, у 3 студентов выявлен низкий уровень развития финансовой грамотности.
Формирующий эксперимент проводился в процессе апробации разработанной нами педагогической технологии. После проведения эксперимента со студентами вновь проводилась диагностика их уровня развития финансовой грамотности, которая показала существенный рост числа студентов, повысивших первоначальный уровень.
Эффективность разработанной педагогической технологии можно определить на основании сопоставительного анализа результатов констатирующего и формирующего этапов, а также статистической обработки с помощью t - критерия Вилкоксона.
Математическая обработка проводилась в программе Statistica. Значения Тэмп =1 ^<0,01), что соответствует значимости данного показателя. Таким образом, мы
Большая часть респондентов имеют «высокий» уровень развития финансовой грамотности - 15 человек, «средний» уровень - 2 студента (см: рисунок 1).
Процентный показатель уровня развития финансовой грамотности каждого участника констатирующего и формирующего этапов экспериментов представлен на диаграмме.
констатируем наличие значимых различий, характеризующих уровень развития финансовой грамотности до и после эксперимента, что подтверждает вывод о том, что педагогическая технология развития финансовой грамотности у студентов бакалавриата эффективна, и развитие финансовой грамотности возможно в данных педагогических условиях.
Результаты тестирования
120 100 80 60
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Количество человек ■ До "После
Рисунок 1 - Диаграмма сравнительного анализа результатов эксперимента
Список литературы
1. Аганина Р.Н. Дискуссия как метод интерактивного обучения в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - 2018. - №3 (43). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskussiya-kak-metod-interaktivnogo-obucheniya-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения 22.05.2023).
2. Байкова О.А. Ролевые игры как метод активизации учебной деятельности студентов [Электронный ресурс] // Русистика. - 2011. - №2 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rolevye-igry-kak-metod-
aktivizatsii-uchebnoy-deyatelnosti-studentov (дата обращения 17.05.2023).
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М: Педагогика, 1989. - 192 с.
4. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 168 с.
5. Бодалева А.А. Психологическое общение. - М.: Изд-во Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модек», 1996. - 256 с.
6. Власова В.К., Кириллова Г.И., Михайлов В.Ю. Построение объектно-ориентированных и логико-математических моделей педагогических систем // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. -С. 66-74.
?. Гаджиметова Ш.Т. Дискуссия - как метод интерактивного обучения обществознанию [Электронный ресурс] // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018006593 (дата обращения 22.06.2023). S. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие: В 2 книгах. - Челябинск, ЧГПУ, 2012. - Книга 1. - 411 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://elib.cspu.ru/ xmlui/bitstream/handle/ (дата обращения 22.06.2023).
9. Измаилова Э.А., Кузнецова Ю.А. Метод мозгового штурма [Электронный ресурс] // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - №2 (6). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-mozgovogo-shturma (дата обращения 15.05.2023).
10. Косов А.Г. Этимология и орфография: новые образовательные технологии // Педагогический журнал Башкортостана. - 2023. - № 1. - С. 86-96.
11. Кузина О.Е. Финансовая грамотность молодежи [Электронный ресурс] // Мониторинг. - 2009. - №4 (92). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/finansovaya-gramotnost-molodezhi (дата обращения 03.04.2023).
12. Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики [Электронный ресурс]. - URL: https://iq.hse.ru/more/finance/neobhodimost-povishenia-finansovoj-gramotnosti (дата обращения 03.04.2023).
13. Постановление «О региональной программе повышения финансовой грамотности населения и
развития финансового образования в Удмуртской республике» [Электронный ресурс]. - URL: https://app-dev.моифинансы.рф/storage/31782/udmurtskoi-respubliki.pdf (дата обращения 03.08.2023).
14. Пьянкова С.Г., Юсупова Д.А. Социально-демографические аспекты уровня финансовой грамотности жителей крупнейшего города (на примере г. Екатеринбурга) // Уфимский гуманитарный научный форум. - 2023. - № 3 (15). - С. 233-245.
15. Трапезникова Т.Н. Новейшие педагогические технологии: кейс-метод (метод ситуационного анализа) [Электронный ресурс] // Территория науки. - 2015. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/noveyshie-pedagogicheskie-tehnologii-keys-metod-metod-situatsionnogo-analiza (дата обращения 12.05.2023).
16. Фозилова М.А. Интерактивные методы обучения в вузе [Электронный ресурс] // Экономика и социум. - 2022. - №9 (100). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-v-vuze (дата обращения 20.04.2023).
i?. Щербакова И.Г., Лагунова Ю.М. Финансовая грамотность студентов и ее повышение посредством применения интерактивных методов обучения // Вестник Удмуртского университета. Сер. Экономика и право. - 2022. - Т. 32. - Вып. 6. - С. 1042-1047.
References
1. Aganina R.N. Diskussiya kak metod interaktivnogo obucheniya v obrazovatelnom processe [Elektronnyj resurs] // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina. - 2018. - №3 (43). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskussiya-kak-metod-interaktivnogo-obucheniya-v-obrazovatelnom-protsesse (data obrashheniya 22.05.2023).
2. Bajkova O.A. Rolevye igry~ kak metod aktivizacii uchebnoj deyatelnosti studentov [Elektronnyj resurs] // Rusistika. - 2011. - №2 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rolevye-igry-kak-metod-aktivizatsii-uchebnoy-deyatelnosti-studentov (data obrashheniya 17.05.2023).
3. Bespalko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj texnologii. - M: Pedagogika, 1989. - 192 s.
4. Bodalev A.A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka. Xarakteristiki i usloviya dostizheniya. - M.: Flinta: Nau-ka, 1998. - 168 s.
5. Bodaleva A.A. Psixologicheskoe obshhenie. - M.: Izd-vo Institut prakticheskoj psixologii»; Voronezh: NPO «Modek», 1996. - 256 s.
6. Vlasova V.K., Kirillova G.I., Mixajlov V.Yu. Postroenie ob^ektno-orientirovannyx i logiko-matematicheskix modelej pedagogicheskix sistem // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - 2009. - № 3. - S. 66-74.
7. Gadzhimetova Sh.T. Diskussiya - kak metod interaktivnogo obucheniya obshhestvoznaniyu [Elektronnyj resurs] // Materialy' X Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii «Studencheskij nauchnyj forum».
- URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018006593 (data obrashheniya 22.06.2023).
8. Zajcev V.S. Sovremennye pedagogicheskie texnologii: uchebnoe posobie: V 2 knigax. - Chelyabinsk, ChGPU, 2012. - Kniga 1. - 411 s. [Elektronnyj resurs]. - URL: http://elib.cspu.ru/ xmlui/bitstream/handle/ (data obrashheniya 22.06.2023).
9. Izmailova E\A., Kuzneczova Yu.A. Metod mozgovogo shturma [Elektronnyj resurs] // Modeli, sistemy, seti v ekonomike, texnike, prirode i obshhestve. - 2013. - №2 (6). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-mozgovogo-shturma (data obrashheniya 15.05.2023).
10. Kosov A.G. Etimologiya i orfografiya: novye obrazovatelnye texnologii // Pedagogicheskij zhurnal Bash-kortostana. - 2023. - № 1. - S. 86-96.
11. Kuzina O.E. Finansovaya gramotnosf molodezhi [Elektronnyj resurs] // Monitoring. - 2009. - №4 (92). -URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/finansovaya-gramotnost-molodezhi (data obrashheniya 03.04.2023).
12. Neobxodimost' povy'sheniya finansovoj gramotnosti molodezhi kak vazhnejshij prioritet gosudarstvennoj politiki [Elektronnyj resurs]. - URL: https://iq.hse.ru/more/finance/neobhodimost-povishenia-finansovoj-gramotnosti (data obrashheniya 03.04.2023).
13. Postanovlenie «O regionaPnoj programme povy'sheniya finansovoj gramotnosti naseleniya i razvitiya finansovogo obrazovaniya v Udmurtskoj respublike» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://app-dev.moifinansy.rf/storage/31782/udmurtskoi-respubliki.pdf (data obrashheniya 03.08.2023).
14. P'yankova S.G., Yusupova D.A. Socialno-demograficheskie aspekty' urovnya finansovoj gramotnosti zhite-lej krupnejshego goroda (na primere g. Ekaterinburga) // Ufimskij gumanitarnyj nauchnyj forum. - 2023. - № 3 (15). - S. 233-245.
15. Trapeznikova T.N. Novejshie pedagogicheskie texnologii: kejs-metod (metod situacionnogo analiza) [Elektronnyj resurs] // Territoriya nauki. - 2015. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/noveyshie-pedagogicheskie-tehnologii-keys-metod-metod-situatsionnogo-analiza (data obrashheniya 12.05.2023).
16. Fozilova M.A. Interaktivnye metody' obucheniya v vuze [Elektronnyj resurs] // Ekonomika i socium. -2022. - №9 (100). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-v-vuze (data obrashheniya 20.04.2023).
17. Shherbakova I.G., Lagunova Yu.M. Finansovaya gramotnost' studentov i ee povyshenie posredstvom primeneniya interaktivnyx metodov obucheniya // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Ser. Ekonomika i pravo.
- 2022. - T. 32. - Vyp. 6. - S. 1042-1047.
Для ссылки: Наумова Т.А., Мухачёва Е.В., Лагунова Ю.М. Педагогическая технология развития финансовой грамотности студентов бакалавриата неэкономических направлений подготовки в университете // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2024. - №1 (30). - С. 41-49.
DOI 10.24412/2541-9056-2024-130-41-49