Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 5 (71). 2019. № 4. С. 18-32.
УДК 332.146.2
ПРОЕКТ ПО ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ: ИНФОРМИРОВАННОСТЬ И ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПИЛОТАЖНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Дулина Н. В.1, Моисеева Д. В.2, Оводова С. Н.3, Попкова А. А.4
1Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия E-mail: [email protected]
2Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия E-mail: [email protected]
3Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Омск, Россия E-mail: [email protected]
4Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия E-mail: [email protected]
Одним из новых механизмов ускорения регионального экономического развития России стал проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в стране», стартовавший в 2011 г. Наращивание темпов работы в рамках данного проекта, активное масштабирование наработанного опыта мероприятий требует оценки их эффективности. На официальном уровне был прописан механизм мониторинга качественных (собранных в ходе социологических исследований) и количественных показателей. Авторы обращают внимание, что в большей степени оценка эффективности сконцентрирована вокруг изучения уровня финансовой грамотности и мало внимания уделено показателям, характеризующим информированность целевых групп населения о ходе реализации проекта и их вовлеченность в мероприятия, проводимые в рамках проекта. Целью данной статьи стало представление методической разработки и результатов апробации альтернативного метода оценки эффективности реализации проекта, направленного на изменение уровня финансовой грамотности населения. Авторами раскрыты основные элементы новой методики, построенной на мониторинговом исследовании: обоснован выбор территории исследования, целевой группы, способа реализации и этапов проведения оценки. Авторское пилотажное социологическое исследование было направленно на изучение мнений российских студентов об указанном проекте. Обращение к студентам как объекту исследования основано на том, что данная социальная группа является одной из целевых групп изучаемого проекта. Межрегиональный характер исследования (территория исследования - г. Волгоград, г. Омск и г. Тюмень) позволил дать более полную и объективную оценку информированности о проекте и вовлеченности в него студентов очных отделений российских вузов. Результаты исследования показали, что студенты демонстрируют высокий уровень заинтересованности в получении информации о финансовой сфере на фоне низкой вовлеченности как в мероприятия проекта, так и в пользование тематическими информационными ресурсами. Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости дальнейшего глубокого, всестороннего изучения финансовой грамотности населения и процессов воздействия на нее государственного управления, а также подбора инструментов оценки эффективности проводимой работы.
Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая культура, финансовое поведение, регион, эффективность, студенты, финансовая сфера.
18
ВВЕДЕНИЕ
В 2011 г. на территории Российской Федерации был запущен проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования». Реализация совместного проекта Минфина России и Всемирного банка вывела данное направление на уровень государственных приоритетов развития России: в 2017 г. была утверждена Национальная стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 гг. Целью названного проекта обозначено повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов), содействие формированию у российских граждан разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. При реализации проектов, направленных на формирование у населения социокультурных установок, особую роль играет их социологическое сопровождение. Без грамотно организованного и проведенного мониторинга показателей эффективности проекта невозможно оценить его результативность. Важны замеры как ряда дополняющих индикаторов, позволяющих уточнить отдельные аспекты финансовой грамотности как социального феномена, так и итоги процесса реализации указанного проекта.
Цель данной работы - представить авторскую оценку эффективности реализации проекта по повышению финансовой грамотности населения. Новизна предлагаемого подхода, во-первых, в выборе одной из целевой группы проекта -студентов очных отделений российских ВУЗов, во-вторых, изучение информированности представителей выбранной целевой группы о проекте и их вовлеченности мероприятия, организуемых в рамках проекта. Эмпирической базой исследования стали результаты анализа данных исследований, выполненных по заказу Минфина России [1], и авторского пилотажного исследования.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Обоснование методики исследования.
Обсуждая вопросы эффективности реализации проекта по повышению финансовой грамотности населения России, важно оговорить ряд принципиальных моментов. Во-первых, достижение цели проекта - повышение финансовой грамотности населения, а значит изменения финансовой культуры, изменения базовых социокультурных установок - невозможно достичь в краткосрочном периоде, оценить эффект реализации проекта можно только в средне- и долгосрочной перспективе. Во-вторых, научные исследования, направленные на изучение финансовой грамотности, финансового поведения, финансовой культуры, имеют единичный характер, данная проблематика редко становится объектом / предметом исследования. Особенно остро эта проблема стоит в России. Но и у зарубежных исследователей нет четкого понимания того, как осуществляется процесс формирования финансовой грамотности, какие воздействия
19
(образовательные, информационные и др.) вызывают позитивные изменения в финансовом поведении. В-третьих, история создания, апробации методик оценки эффективности проекта насчитывает менее 10 лет, наработанный опыт требует независимой экспертной оценки и научного осмысления. Исходя из выше сказанного, в оценке эффективности проекта можно выделить два направления: оценка изменения уровня финансовой грамотности населения и оценка уровня информированности населения о проекте и его вовлеченности в проводимые мероприятия.
В российской практике чаще используются методики оценки уровня финансовой грамотности населения. Так, необходимым условием формирования эффективного механизма реализации стратегии по повышению финансовой грамотности населения [2] является создание системы мониторинга, основанной на использовании:
- набора качественных индикаторов (показателей) оценки уровня финансовой грамотности населения (речь идет о социологическом мониторинге);
- набора количественных показателей, демонстрирующих уровень активности различных заинтересованных сторон в достижении поставленных целей (количество образовательных организаций, проводящих занятия по финансовой грамотности, количество публичных мероприятий и публикаций в средствах массовой информации по тематике финансовой грамотности и др.).
Подробно система мониторинга описана на сайте Минфина России [3], в своих работах авторы уже обсуждали его результаты [4, 5]. Согласно данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) (исполнителя исследования в 2015 и 2019 гг.), программы повышения финансовой грамотности дали результат [6]. На основании данных мониторинга А. Бокарев, руководитель проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности в Российской Федерации», директор департамента международных отношений Минфина России, заключает, что «Результаты исследования подтверждают эффективность нашей работы по повышению финансовой грамотности в регионах Проекта» [6]. Нас же заинтересовал вопрос информирования населения о работе по повышению финансовой грамотности населения и его вовлеченности в нее. Необходимости организации широкомасштабного информирования населения о мероприятиях, проводимых в рамках работы по повышению финансовой грамотности, в стратегии [2] уделено много внимания. Для ответа на поставленный вопрос нами было реализовано пилотажное социологическое исследование. В ходе его планирования был решен ряд методических задач.
Во-первых, определена территория исследования. Волгоградская область с 2011 г. является пилотной площадкой обозначенного проекта, на ее территории проводится апробация различных мероприятий и материалов, разрабатываемых в рамках проекта. Официальной информационной площадкой является портал https://fingram34.ru/, на котором регулярно анонсируются различные события и затем размещаются отчеты об их проведении. Там же размещены учебные материалов для различных групп населения, разработанные на первом этапе реализации проекта. В январе 2019 г. Аналитическим центром НАФИ была
20
представлена «Карта финансовой грамотности» (https://karta.vashifinancy.ru/about), построенная на основе исследования, проведенного летом 2018 г. (общий объем всероссийской выборки составляет 85 000 респондентов, объединенная и взвешенная выборочная совокупность репрезентирует население РФ по полу, возрасту, типу населенного пункта, федеральным округам, максимальная статистическая погрешность при доверительном уровне 0,95 составляет ±0,4 %). Согласно «карте финансовой грамотности», среди обсуждаемых нами регионов, лидерами признаны Калининградская и Омская области («Группа А - Высокий»), Тюменская и Волгоградская область - «Группа С - Средний». Динамика основных показателей мониторинга, выполненного по заказу Минфина России, также демонстрирует большой разрыв между Волгоградской и Калининградской областями.
Выше сказанное обосновывает необходимость проведения исследования на территории Волгограда. Для оценки эффективности информирования именно в Волгограде потребовалось параллельное исследование в других городах - ими стали Омск и Тюмень. Все три города - Волгоград, Омск, Тюмень - областные центры с численностью населения более 700 тыс. человек. В Омской и Тюменской областях региональных программ по повышению финансовой грамотности населения нет, на их территории реализуются общефедеральные мероприятия проекта. В связи с чем была сформулирована одна из рабочих гипотез исследования: студенты Волгограда имеют более высокий уровень информированности о проекте и больше вовлечены в мероприятия проекта. Уровень среднедушевых доходов и потребительских расходов в г. Волгограде и г. Омске очень близки по значению, а вот значение этих показателей по г. Тюмени значительно выше (превышение в 1,5-2 раза). Разрыв в показателях, характеризующих социально-экономическую ситуацию в регионе (например, инвестиции в основной капитал на душу населения, валовой региональный продукт на душу населения), еще больше: значения по Тюменской области на порядок выше. Следовательно, социокультурное пространство регионов, в которых было реализовано исследование, обладает разными социально-экономическими характеристиками, что тоже важно для объяснения полученных результатов.
Во-вторых, определена целевая группа населения, ставшая объектом нашего исследования. Ими стали студенты очной формы обучения российских ВУЗов, расположенных на территории исследования. Студенты были выбраны благодаря ряду факторов: 1) это целевая группа проекта и стратегии, именно на них нацелено большое число мероприятий; 2) выбор основывался на понимании той роли, которою в ближайшем будущем займут студенты, именно они статут активными потребителями финансовых услуг и во многом будут определять основные тенденции развития финансового поведения населения; 3) доступность данной группы для авторов исследования.
Анализ научных работ, в которых представлены результаты исследований финансовой грамотности молодежи [7-18], позволил сформулировать наиболее востребованную тематику: изучение факторов, влияющих на уровень финансовой
21
грамотности, взаимосвязи уровня финансовой грамотности и финансового поведения, оценки эффективности образовательных курсов.
В-третьих, был выбран способ сбора информации - онлайн опрос с использованием Google forms. Данный способ позволил быстро собрать значительный объем данных, был прост и удобен с точки зрения распространения анкеты (что особенно актуально в межрегиональных исследованиях) и последующей обработки полученного массива данных. Кроме того, данный способ сбора данных позволяет легко контролировать процесс соблюдения квот.
В-четвертых, для оценки эффективности разработанного нами инструментария было реализовано две волны исследования. На первом этапе исследование проводилось в трех городах, на втором - только в Волгограде.
Данные исследования.
Авторами данной работы было проведено пилотажное социологическое исследование. Технические параметры выполненного исследования:
- первый этап исследования: 16.10.2017 - 10.11.2017 гг.; второй этап -14.12.2018 - 21.02.2019;
- на первом этапе общее число опрошенных - 1127 чел, после визуального контроля качества поступивших анкет были отобраны 1087 анкет (n=1087), в том числе в Волгограде - 589 анкет, Омске - 268 анкет, в Тюмени - 230 анкет. На втором этапе исследование проводилось только в Волгограде, общее число опрошенных составило 1312 чел, в итоге отобрано в итоговый массив 1271 анкета (n = 1271);
- выборка направленная, квотная: квотируемые признаки - направление образования (естественнонаучное, гуманитарное, техническое) и курс обучения;
- метод сбора информации: онлайн анкетирование.
Цель исследования: изучение мнений студентов очных отделений российских ВУЗов о проекте «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в стране» и их вовлеченности в этот проект.
Объектом исследования определены студенты очной формы обучения российских ВУЗов, расположенных на территории исследования.
Предмет исследования: информированность студентов очных отделений российских ВУЗов о проекте по повышению финансовой грамотности населения России и вовлеченность в мероприятия, организуемые в рамках указанного проекта.
Методологической основой исследования стал социокультурный подход, интегрирующий три измерения человеческого бытия - человек в его отношениях с обществом; характер культуры; тип социальности. Именно в рамках этого подхода имеется возможность наиболее полно изучить укорененность финансового действия в хозяйственной жизни общества и финансовую культуру населения. По мнению исследователей, в основе финансовой грамотности лежат финансовые установки, именно они выражают финансовую культуру [14, 19]. Формирование финансовой грамотности личности происходит в процессе его социализации. О. И. Шкаратан подчеркивает, что социализация протекает в привязке определенной территориальной общности: «Сущность функций территориальной общности
22
состоит в том, что именно здесь осуществляется потребительская деятельность людей, продуктом которой и является индивид. Здесь же совершается процесс овладения ценностями и нормами, присущими данному социуму. ... Именно эта «малая родина», т. е. территориальная общность, - основная среда производства людей» [20, с. 40]. Обращение к студенчеству, процессы социализации которого еще не завершены, и выявление региональных особенностей их финансовой грамотности представляется важным исследовательским аспектом как в приращении прикладного, так и теоретического знания.
Результаты и обсуждение.
Первые вопросы исследования были направлены на установление факта знакомства студентов с проектом и их участия в нем (см. табл. 1).
Таблица 1
Оценка студентами российских ВУЗов своей информированности о проекте
«Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и их вовлеченность в мероприятия этого проекта, %%
2017 г. 2018-2019 гг.
В целом г. Омск г. Тюмень г. Волгоград г. Волгоград
Знаете ли Вы о реализации в нашей стране проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»?
Да, знаю 9
хорошо 6 8 4 5
Да, что-то 48
слышал об
этом 34 31 30 38
Нет, не знаю 56 54 64 54 40
Затрудняюсь 4
ответить 4 7 2 3
Итого 100 100 100 100 100
Доводилось ли Вам участвовать в мероприятиях, организованных в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации
Да 3 3 4 2 6
Нет 97 97 96 98 94
Итого 100 100 100 100 100
В 2017 г. больше половины опрошенных студентов (56 %) не знали о реализации в нашей стране проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», доля тех, кто хорошо информирован о проекте, крайне мала (6 %). О своем непосредственном участии в мероприятиях проекта заявили и того меньше -только около 3 % респондентов.
23
Анализ полученных в ходе исследования данных по регионам (см. табл. 1) за 2017 г. показывает чуть более высокий уровень информированности волгоградских студентов (38 %) и самый высокий уровень неосведомленности (64 %) тюменских студентов. В ответах на вопрос о непосредственном участии студентов в мероприятиях проекта значимых различий нет, можно сказать, что студенты всех трех регионов не принимали участия в подобных мероприятиях. В ответах на открытый вопрос: «Если участвовали в данных мероприятиях, укажите, пожалуйста, в каких?» по разу были указаны следующие мероприятия: финансовый диктант, региональная конференция «Дружи с финансами» в рамках проекта в 2016 году, семинары в школе, тестирование в ОмГУ им. Ф. М. Достоевского и круглый стол «Перспективные рыночные ниши для малого бизнеса в новых условиях».
Сопоставление данных по Волгограду по двум этапам исследования позволяет дать заключение о положительной динамике: доля тех, кто не знает о проекте, сократилась с 54% в 2017г. до 40% в 2018-2019гг. Однако это изменение вызвано ростом доли ответивших: «Да, что-то об этом слышал», т.е. можно отметить рост информированности, но не рост вовлеченности в мероприятия. Доля студентов, принимавших непосредственное участие в мероприятиях проекта, осталась на уровне статистической погрешности (2-6%). Среди мероприятий были названы факультативные занятия в школах и техникумах, дни открытых дверей Центробанка России, диктант и олимпиада по финансовой грамотности.
В 2016 г. начал функционировать федеральный портал по финансовой грамотности ВАШИФИНАНСЫ.РФ [21], на котором собраны основные разработки проекта. До этого момента существовало несколько региональных электронных ресурсов. В ходе опроса мы задали вопросы об информированности студентов и их опыте посещения сайтов по финансовой грамотности (см. табл. 2).
В 2017 г. подавляющее большинство (84 %) опрошенных студентов не знали о существовании федерального портала по финансовой грамотности ВАШИФИНАНСЫ.РФ, при этом доля осведомленных студентов в Волгограде и Тюмени несколько ниже (12 % и 15 % соответственно), чем в Омске (21 %). Опыт посещения сайтов по финансовой грамотности отметило 13 % студентов (большинство которых - 11 % - сказали, что заглянули туда один раз из интереса). Почти каждому третьему студенту подобные сайты не интересы, но большинство студентов (59 %) отметили, что возможно после участия в опросе познакомятся с их содержанием, что является лишним доказательством того, что при проведении массовых опросов реализуются такие важные функции социологии как информационная и мировоззренческая. Студенты, принявшие участие в опросе, получили информацию о существование проекта, федерального портала по финансовой грамотности, что возможно активизировало их интерес к программам повышения финансовой грамотности и однозначно отразилось на уровне информированности. В 2018-2019 гг. доля волгоградских студентов, знакомых с порталом ВАШИФИНАНСЫ.РФ, выросла с 15 % до 29 %, т. е. почти в два раза, но опять же этот показатель увеличился из-за однократного посещения сайта. В этом случае уже встает вопрос о наполнении контента сайта, получается, что
24
заинтересовать студентов, чтобы они стали его регулярно посещать, портал не может.
В исследовании 2017 г. неожиданностью для авторов исследования стало распределение ответов по регионам: 22 % омских студентов указали, что посещали сайты по финансовой грамотности, среди же волгоградских студентов доля таких ответов составила лишь 9 %. И это при том, что в Волгограде есть свой региональный портал по повышению финансовой грамотности http://fingram34.ru.
Таблица 2
Оценка студентами российских ВУЗов своей информированности о существовании федерального портала по финансовой грамотности ВАШИФИНАНСЫ.РФ и опыт посещения подобных ресурсов, %%
2017 г. 2018-2019 гг.
В целом г. Омск г. Тюмень г. Волгоград г. Волгоград
Знаете ли Вы о существовании интернет-по (внешний вид п зтала по повышению финансовой грамотности зедставлен ниже)?
Да 16 21 12 15 29
Нет 84 79 88 85 71
Итого 100 100 100 100 100
Посещали ли Вы какой-либо портал по финансовой грамотности, например, ВАШИФИНАНСЫ.РФ, http://fingram34.ru, http://fingramota22.ru/, http://fingramota.onedu.ru, http://fingram39.ru/, http://fingram26.ru/, http://vlfin.ru/?
Да, регулярно получаю полезную информацию с их помощью 2 3 3 1 2
Да, заглянул один раз из интереса 11 19 10 8 18
Нет, но возможно теперь познакомлюсь с их содержанием 59 51 63 62 60
Нет, подобные сайты мне не интересны 28 28 24 29 20
Итого 100 100 100 100 100
Важно отметить, что, несмотря на невысокий уровень информированности студентов о проводимых в нашей стране мероприятиях по повышению финансовой грамотности и низком уровне вовлеченности в них, почти две трети студентов (62 % в 2017 г.) хотели бы иметь больше информации о существующих финансовых услугах. Доля таких студентов по регионам разниться: в Тюмени - 67 % против
25
59 % в Волгограде; а вот доля тех, кто не хочет получать подобную информацию, одинакова, во всех трех регионах (20 %). Необходимо отметить, что во второй волне исследования доля студентов, заинтересованных в получении дополнительной финансовой информации выросла до 66%. В этой волне мы добавили вопрос о том, где именно студенты черпают информацию о необходимых финансовых услугах: бесспорным лидером оказался Интернет - 50 % всех опрошенных, далее обращаются в финансовую организацию (банк, инвестиционная компания, кредитная организация и др.) - 24 % и к родственникам - 20 %.
Подводя промежуточные итоги, можно сказать, что рабочая гипотеза о более высоком уровне информированности о проекте и вовлеченности в мероприятия проекта студентов г. Волгограда не подтвердилась. По результатам нашего исследования нельзя дать заключение является ли это следствием низкой эффективности мероприятий, реализуемых в нашем регионе, или это обусловлено финансовой культурой жителей Волгограда. Нам представляется, что проблема гораздо шире. При реализации программ по повышению финансовой грамотности важно обеспечить реализацию учета особенностей финансового поведения населения, проживающего в разных регионах страны. С точки зрения инструментария, необходим социологический мониторинг, который позволит выявить особенности и отследить изменения в финансовом поведении. Важно отметить, что работа в данном направлении ведется [22]. Однако на уровне Волгоградской области, к сожалению, социологическим исследованиям не уделяется должного внимания. Например, целевыми показателями реализации подпрограммы «Повышение финансовой грамотности населения в Волгоградской области», являющейся частью государственной программы Волгоградской области «Управление государственными финансами Волгоградской области», выбраны такие показатели как:
- количество детей, прошедших обучение основам финансовой грамотности, -не менее 60000 детей;
- количество проведенных общерегиональных мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения, - не менее 42 единиц;
- соотношение суммы задолженности населения Волгоградской области по кредитам с просрочкой платежей более 90 дней в расчете на одного жителя к аналогичному показателю в среднем по Российской Федерации - не более 90 процентов.
При этом в качестве ожидаемых результатов реализации подпрограммы обозначено «формирование у населения социально-культурных установок, ориентирующих на рациональное поведение на рынке финансовых услуг, повышение уровня защищенности населения в вопросах управления личными финансами» [23]. Социологические показатели не заложены в систему оценки эффективности региональной программы. Сложно сказать, каким образом количество детей или количество мероприятий может охарактеризовать процесс формирования социокультурных установок.
В ходе проведения исследования для нас было важно понять, как полученные нами результаты соотносятся с данными всероссийского мониторинга,
26
выполненного по заказу Минфина России (параметры мониторинга подробно изложены в отчете [1; 24]). Его результаты интересны, во-первых, потому, что там есть данные по молодежи. В мониторинге целевой группой являются подростки в возрасте 14-17 лет, в нашем исследовании представлены студенты более старшего возраста, но мы считаем допустимо выполнить сопоставление результатов (см. табл. 3). Во-вторых, они позволяют выполнить сравнение данных по регионам и отследить динамику показателей.
Таблица 3
Соотнесение данных всероссийского мониторинга и авторского социологического исследования
Год/территория исследования Доля правильных ответов, %
«Вопрос Т12. Предположим, что Вы увидели телевизор одной и той же модели на
распродаже в двух разных магазинах. Первоначальная цена телевизора в каждом из магазинов составляла 10 000 рублей. В одном магазине предлагается скидка в 1500 рублей с
первоначальной цены, а в другом - 10% с первоначальной цены. Что выгоднее - скидка в 1500 рублей или в 10%?»
Мониторинг Минфина России
Российская федерация в целом, 2013 г. 83
Российская федерация в целом, 2015 г. 68
Волгоградская область, 2015г. 72
Авторское социологическое исследование (2017г.)
г. Волгоград, Волгоградская область 84
г. Омск, Омская область 87
г. Тюмень, Тюменская область 87
В целом 85
Авторское социологическое исследование (2018-2019 г.)
г. Волгоград, Волгоградская область 85
Доля правильных ответов на один из тестовых вопросов по финансовой математике не значительно отличается от результатов опроса 2013 г. и по нему нет региональных отличий. Сопоставление распределения ответов всероссийского мониторинга и авторского социологического исследование позволяет сделать вывод о непротиворечивости результатов полученных авторами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация проекта по повышению финансовой грамотности на территории Российской Федерации длится уже более 8 лет, срок достаточный, чтобы поставить вопрос об эффективности его реализации. Данные авторского социологического исследования фиксируют слабую информированность студентов региональных ВУЗов о существовании федерального проекта, низкий уровень их вовлеченности в мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности населения, невысокую востребованность интернет-порталов, посвященных данной тематике. При этом большинство студентов демонстрируют заинтересованность в получении
27
информации о существующих финансовых услугах. Особый исследовательский интерес представляют региональные различия ответов студентов Волгограда, Омска и Тюмени. Несмотря на реализацию региональной программы по повышению финансовой грамотности на территории Волгоградской области студенты волгоградских вузов не отличаются более высоким уровнем осведомленности и вовлеченности в мероприятия проекта. Сопоставление данных всероссийского мониторинга и авторского социологического исследования позволило сделать вывод о непротиворечивости полученных данных. Результаты мониторинга также фиксируют региональные различия в ответах населения разных регионов России, но объяснение и обоснование необходимости учета выявленных региональных различий при реализации программ повышения финансовой грамотности осталось за рамками данного исследования.
В ходе осуществления проекта, а теперь и стратегии по повышению финансовой грамотности населения России, ощущается, как нам представляется, сильная нехватка социологических исследований, которые бы позволили дать объективную оценку современному состоянию финансовой грамотности, отследить динамику изменений социокультурных установок в сфере финансового поведения и культуры, оценить эффективность реализации региональных программ по повышению финансовой грамотности населения. Важным шагом для преодоления этого вакуума информации стало исследование «Карта финансовой грамотности России», выполненное по заказу Министерства финансов России. Кроме того, важно понимать, что и зачем необходимо изменять при реализации программ повышения финансовой грамотности. Все чаще раздаются мнения экспертов о том, что результат воздействия может иметь обратный эффект: рост информированности и вовлеченности населения в сферу финансовых услуг спровоцирует новый финансовый кризис [25, 26]. Г. Б. Юдин считает, что «подавляющее большинство хочет честно делать свое дело и получать за это достойное вознаграждение, а не выигрывать на финансовом рынке» [26]. Низкий уровень информированности, вовлеченности студентов российских региональных ВУЗов, зафиксированный в нашем исследовании, может быть следствием и слабой информационной поддержки проекта, и неверным выбором контента созданных информационных ресурсов, и несоответствия выбранных приоритетов, целей и задач проекта/стратегии российскому социокультурному пространству. Ответ на поставленный вопрос, по нашему мнению, может быть получен серией количественных и качественных социологических исследований.
Список литературы
1. Отчет: исследование измерения уровня финансовой грамотности. 2017. URL: https://www.minfm.ru/ru/om/fmgram/ directions/evaluation/# (дата обращения: 03.11.2018).
2. Стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2021 года // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/ (дата обращения: 25.12.2018).
3. Мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности и защиты прав потребителей URL: https://www.minfm.ru/ru/om/fmgram/directions/evaluation/ (дата обращения: 25.09.2019).
28
4. Дулина Н. В. Финансовое поведение населения: выявление региональных отличий / Н. В. Дулина, Д. В. Моисеева // Вестник Тюменского гос. ун-та. Социально-экономические и правовые исследования. - 2018. - Т. 4, № 1. - C. 95-112. DOI: 10.21684/2411-7897-2018-4-1-95-112
5. Моисеева Д. В. Мониторинг уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения: анализ российского опыта / Д. В. Моисеева, Н. В. Дулина // Россия и мир: глобальные вызовы и стратегии социокультурной динамики : матер. междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 12-13 октября 2017 г.) / отв. ред. А. В. Тихонов; Федеральный науч.-исслед. социологический центр РАН, Ин-т социологии РАН, Российский научный фонд. - Москва, 2017. - C. 500-508.
6. Программы повышения финансовой грамотности дали результат // Аналитический центр НАФИ. -11.09.2019. URL: https://nafi.ru/analytics/programmy-povysheniya-fmansovoy-gramotnosti-dali-rezultat/ (дата обращения: 11.09.2019).
7. PISA 2015 Results in Focus. URL: http://www.oecd.org/pisa/pisa-2015-results-in-focus.pdf (дата обращения 15.08.2018)
8. Новые достижения российских учащихся: финансовая грамотность (по результатам международной программы PISA-2015). ЦЯЪ^йр://вашифинансы.рф/ upload/iblock/58c/58cd4b647f3db00fbb58c50b6ab7a952.pdf (дата обращения 15.08.2018)
9. Ergun K. Financial literacy among university students: A study in eight european countries / K. Ergun // International Journal of Consumer Studies. - 2018. - No 42 (1). - P. 2-15. DOI: 10.1111/ijcs.12408
10. Febriana Rachel Nevi. The Relationship Between Demographic Factors Towards Financial Literacy and Financial Inclusion Among Financially Educated Student in Institut Teknologi Bandung / Febriana Rachel Nevi, Damayanti Sylviana Maya // Advanced Science Letters. - Vol. 23, No 8. - P. 7204-7206(3). DOI: https://doi.org/10.1166/asl.2017.9330
11. Gavurova B. The State of Students' Financial Literacy in Selected Slovak universities and its Relationship with Active Pension Savings / B. Gavurova, E. Huculova, M. Kubak, M. Cepel // Economics and Sociology. - 2017. - No 10(3). - P. 206-219. doi :10.14254/2071-789X.2017/10-3/15 DOI :10.14254/2071-789X.2017/10-3/15
12. Mireku K. Financial literacy among university students: evidence from Ghana. - Ghana (Ashanti): Kwame Nkrumah University of Science and Technology, 2015. - 276 p. -URL:http://ir.knust.edu.gh/bitstream/123456789 /7478/1/KWAME% 20MIREKU.pdf (дата обращения: 15.11.2018).
13. Кузина О. Е. Проблемы измерения и пути повышения финансовой грамотности населения России / О. Е. Кузина, Д. Х. Ибрагимова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2008. - № 4 (88). - С. 14-25.
14. Кузина О. Е. Финансовая грамотность молодежи / О. Е. Кузина // Мониторинг общественного мнения. - 2009. - № 4 (92). - С.157-177.
15. Кузина О. Е. Финансовая грамотность россиян (динамика и перспективы) / О. Е. Кузина // Деньги и кредит. - 2012. - № 1. - С. 68-72.
16. Белехова Г. В. Финансовая грамотность молодежи (на материалах Вологодской области) / Г. В. Белехова, О. Н. Калачикова // Проблемы развития территории. - 2016. - № 5 (85). - С. 90-106.
17. Ковальчук А. В. Уровень финансовой грамотности молодежи в г. Краснодаре / А. В. Ковальчук // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S13. - С. 13-20. URL: http://e-koncept.ru/2017/470159.htm. (дата обращения: 03.11.2018).
18. Терентьева О. И. Оценка уровня финансовой грамотности студентов / О. И. Терентьева // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. - 2017. - № 4. - С. 119-126.
19. Белехова Г. В. Оценка финансовой грамотности населения и пути ее повышения / Г. В. Белехова // Проблемы развития территории. - 2012. - № 4 (60). - С. 96-109.
20. Радаев В. В. Социальная стратификация / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. - М.: Аспект Пресс, 1996. -318 с.
21. Минфин России открыл федеральный портал по финансовой грамотности. URL: https://www.minfin.ru/ru/om/fingram/news/##ixzz58fL7KMVG (дата обращения:03.11.2018).
22. Рейтинг финансовой грамотности населения регионов России 2018. URL: Карта финансовой грамотности населения https://karta.vashiflnancy.ru/about(дата обращения: 11.09.2019).
29
23. Постановление Администрации Волгоградской области от 23 января 2017 г. № 10-п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Управление государственными финансами Волгоградской области». - [Электронный ресурс] - URL: http://volgafm.volgograd.ru/upload/iblock/f83/postanovlenie-administratsii-_-10_p-ot-23.01.2017.pdf (дата обращения: 15.09.2018).
24. Базовое исследование уровня финансовой грамотности студентов и школьников. 2012. URL: http://вашифинансы.рф/upload/iЫock/ b68/b682b109be3aaf9ea35348e2c6f4ac01.pdf (дата обращения: 03.11.2018).
25. Натитник А. «Должниками проще управлять» (интервью с автором исследования «Жизнь в долг» Г. Б. Юдиным) [Электронный ресурс]. URL: https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/fenomeny/778884 (дата обращения: 15.09.2018)
26. Пертрова Н. Буратинное подсознательное: Почему финансовые авантюристы неистребимы [Электронный ресурс] // «Коммерсантъ» от 03.06.2017 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3313536 (дата обращения: 15.09.2017).
PROJECT TO IMPROVE FINANCIAL LITERACY OF THE POPULATION: AWARENESS AND INVOLVEMENT OF STUDENTS (BASED ON THE MATERIALS OF A PILOT SOCIOLOGICAL STUDY)
Dulina N. V.1, Moiseeva D. V. 2, Ovodova S. N. 3, Popkova A. A. 4
1Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation, E-mail: [email protected] 2Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation, E-mail: [email protected]
3Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russian Federation, E-mail: [email protected] 4Tyumen industrial University, Tyumen, Russian Federation, E-mail: [email protected]
One of the new mechanisms to accelerate regional economic development of Russia became the project "enhancing financial literacy and developing financial education in the country", launched in 2011, Building up momentum in the framework of this project, the active scaling of accumulated experience measures requires evaluating their effectiveness. At the official level, a mechanism for monitoring qualitative (collected in the course of sociological research) and quantitative indicators was prescribed. The authors note that much of the evaluation of the effectiveness is centered on the study of the level of financial literacy and little attention is paid to the indicators characterizing the awareness of the target groups about the progress of the project and their involvement in events held in the framework of the project. The purpose of this article was to present the methodological development and results of testing of an alternative method for assessing the effectiveness of the project aimed at changing the level of financial literacy. The authors reveal the main elements of the new methodology based on the monitoring study: the choice of the study area, the target group, the method of implementation and the stages of the assessment. The author's aerobatic sociological research was aimed at studying the opinions of Russian students about this project. The appeal to students as an object of research is based on the fact that this social group is one of the target groups of the studied project. Cross-regional studies (area studies - Russia, Volgograd, Omsk and G. Tyumen) allowed to give a more complete and objective assessment of the awareness of the project and the involvement of full-time students of Russian universities. The results of the study showed that students demonstrate a high level of interest in obtaining information about the financial sector against the background of low involvement in the activities of the
30
project and in the use of thematic information resources. The results suggest the need for further in-depth, comprehensive study of the financial literacy of the population and the impact of public administration, as well as the selection of tools to assess the effectiveness of the work.
Keywords: financial literacy, financial culture, financial behavior, region, efficiency, students, financial sector.
References
1. Otchet: issledovanie izmereniya urovnya finansovoj gramotnosti [E'lektronny'j resurs], (2017). URL: https://www.minfin.ru/ru/om/fingram/ directions/evaluation/# (data obrashheniya: 03.11.2018).
2. Strategiya povysheniya finansovoj gramotnosti na 2017-2021 goda, Informacionno-pravovoj portal «Garant» [E'lektronny'j resurs], (2017). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/ (data obrashheniya: 25.12.2018).
3. Monitoring i ocenka urovnya finansovoj gramotnosti i zashchity prav potrebitelej [E'lektronny'j resurs], (2019). URL: https://www.minfin.ru/ru/om/fingram/directions/evaluation/ (data obrashheniya: 25.09.2019).
4. Dulina N.V., Moiseeva D.V., Finansovoe povedenie naseleniya vyyavlenie regionalnyh otlichij, Vestnik tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Socialno-ehkonomicheskie Ipravovye issledovaniya, 4, 1, 95 (2018). DOI: 10.21684/2411-7897-2018-4-1-95-112
5. Moiseeva D.V., Dulina N.V., Monitoring urovnya finansovoj gramotnosti I finansovogo povedeniya naseleniya: analiz rossijskogo opyta, Rossiya i mir: globalnye vyzovy i strategii sociokulturnoj dinamik: mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 12-13 oktjabrja 2017 g.) / otv. red. A.V. Tihonov; P. 500-508 (Federal'nyj nauch.-issled. sociologicheskij centr RAN, In-t sociologii RAN, Rossijskij nauchnyj fond, Moskva, 2017).
6. Programmy povysheniya finansovoj gramotnosti dali rezultat, Analiticheskij centr NAFI. [E'lektronny'j resurs] (11.09.2019). URL: https://nafi.ru/analytics/programmy-povysheniya-finansovoy-gramotnosti-dali-rezultat/ (data obrashheniya: 11.09.2019).
7. PISA 2015 Results in Focus. URL: http://www.oecd.org/pisa/pisa-2015-results-in-focus.pdf (дата обращения 15.08.2018)
8. Novye dostizheniya rossijskih uchashchihsya: finansovaya gramotnost (po rezultatam mezhdunarodnoj programmy PISA-2015). [E'lektronny'j resurs], (2016). URL:http://вашифинансы.рф/ upload/iblock/58c/58cd4b647f3db00fbb58c50b6ab7a952.pdf (data obrashheniya 15.08.2018)
9. Ergun K., Financial literacy among university students: A study in eight european countries, International Journal of Consumer Studies, 42(1), 2 (2018). DOI: 10.1111/ijcs.12408
10. Febriana Rachel Nevi. Damayanti Sylviana Maya. The Relationship Between Demographic Factors Towards Financial Literacy and Financial Inclusion Among Financially Educated Student in Institut Teknologi Bandung, Advanced Science Letters. Vol. 23, No 8. P. 7204-7206(3). (2017) DOI: https://doi.org/10.1166/asl.2017.9330
11. Gavurova B., Huculova E., Kubak M., Cepel M., The State of Students' Financial Literacy in Selected Slovak universities and its Relationship with Active Pension Savings, Economics and Sociology, 10(3), 206 (2017) DOI :10.14254/2071-789X.2017/10-3/15
12. Mireku K., Financial literacy among university students: evidence from Ghana. [E'lektronny'j resurs] 276 p. (Ghana (Ashanti), Kwame Nkrumah University of Science and Technology, 2015). URL:http://ir.knust.edu.gh/bitstream/123456789/7478/1/KWAME%20MIREKU.pdf (data obrashheniya 15.11.2018).
13. Kuzina O.E., Ibragimova D.H., Problemy izmereniya i puti povysheniya finansovoj gramotnosti naseleniya rossii, Monitoring obshchestvennogo mneniya ehkonomicheskie i socialnye peremeny, 4 (88), 14 (2008).
14. Kuzina O.E., Finansovaya gramotnost molodezhi, Monitoring obshchestvennogo mneniya ehkonomicheskie i socialnye peremeny, 4 (92), 157 (2009).
15. Kuzina O.E., Finansovaya gramotnost rossiyan (dinamika i perspektivy), Dengi i kredit, 1, 68 (2012).
31
16. Belekhova G.V., Kalachikova O.N., Finansovaya gramotnost molodezhi (na materialah vologodskoj oblasti, Problemy razvitiya territorii, 5 (85), 90 (2016).
17. Kovalchuk A.V., Uroven finansovoj gramotnosti molodezhi v g. Krasnodare, Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept», S13, 13 (2017). URL: http://e-koncept.ru/2017/470159.htm (data obrashheniya 03.11.2018).
18. Terenteva O.I., Ocenka urovnya finansovoj gramotnosti studentov, Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij: uralskij region, 4, 119 (2017).
19. Belekhova G.V., Ocenka finansovoj gramotnosti naseleniya i puti ee povysheniya, Problemy razvitiya territorii, 4 (60), 96 (2012).
20. Radaev V.V., Shkaratan O.I., Socialnaya stratifikaciya, 318 p. (Aspekt press, Moscow, 1996).
21. Minfin rossii otkryl federalnyj portal po finansovoj gramotnosti. [E'lektronny'j resurs] URL: https://www.minfin.ru/ru/om/fingram/news/##ixzz58fL7KMVG (data obrashheniya 03.11.2018).
22. Rejting finansovoj gramotnosti naseleniya regionov Rossii 2018, Karta finansovoj gramotnosti naseleniya [E'lektronny'j resurs] URL: https://karta.vashifinancy.ru/about (data obrashheniya 11.09.2019).
23. Postanovlenie administracii Volgogradskoj oblasti ot 23 yanvarya 2017 r. № 10-n «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Volgogradskoj oblasti «Upravlenie gosudarstvennymi finansami Volgogradskoj oblasti»». [E'lektronny'j resurs] URL: http://volgafin.volgograd.ru/upload/iblock/f83/ postanovlenie-administratsii-_-10_p-ot-23.01.2017.pdf (data obrashheniya 15.09.2018).
24. Bazovoe issledovanie urovnya finansovoj gramotnosti studentov i shkolnikov (2012). [E'lektronny'j resurs] URL: http://Bamn$HHaHCH.p$/upload/iblock/ b68/b682b109be3aaf9ea35348e2c6f4ac01.pdf (data obrashheniya 03.11.2018).
25. Natitnik A., Dolzhnikami proshche upravlyat (intervyu s avtorom issledovaniya «Zhizn v dolg» G. B. Yudinym [E'lektronny'j resurs] URL: https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/fenomeny/778884 (data obrashheniya 15.09.2018)
26. Petrova N., Buratinnoe podsoznatelnoe: Pochemu finansovye avantyuristy neistrebimy, «Kommersant» ot 03.06.2017 [E'lektronny'j resurs] URL: https://www.kommersant.ru/doc/3313536 (data obrashheniya 15.09.2017).
32