педагогические науки
Рубцова Наталья Владимировна, Содномова Светлана Константиновна ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ «СПОСОБНОСТЬ ПРИНИМАТЬ ...
УДК 371.21
DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0056
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ «СПОСОБНОСТЬ ПРИНИМАТЬ ОБОСНОВАННЫЕ И ОТВЕТСТВЕННЫЕ РЕШЕНИЯ В СФЕРЕ ЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ» У СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
© 2020
AutorID: 491913
SPIN: 4173-4660
ORCID 0000-0002-1400-0509
Рубцова Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмента, маркетинга и сервиса» Байкальский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, ул. Ленина, 11, е-mail: [email protected])
AutorID: 439479
SPIN: 8392-1960
ORCID 0000-0002-5898-0537
Содномова Светлана Константиновна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное дело и правоведение» Иркутский государственный университет путей сообщения (664074, Россия, Иркутск, ул. Чернышевского, 15, е-mail: [email protected])
Аннотация. Современные тенденции развития российской экономики и ее финансовой системы актуализируют проблему повышения финансовой грамотности населения. Особенно остро она ощущается при подготовке студентов неэкономических направлений специалитета и бакалавриата. Исследования последних лет подтверждают, что студенты неэкономических направлений (технических, гуманитарных) слабо информированы в вопросах финансовой грамотности по сравнению со своими сверстниками, обучающимся по экономическим программам. В данной статье представлены разработки в аспекте формирования компетенции «способность принимать обоснованные и ответственные решения в сфере личных финансов» у студентов неэкономического направления. Предлагаемая авторами дисциплина «Экономическая культура» способствует достижению результатов обучения, позволяющих в полной мере сформировать компетенцию «способность принимать обоснованные и ответственные решения в сфере личных финансов» у студентов неэкономических программ. В статье представлен перечень планируемых результатов обучения, даны практические рекомендации по структурированию дисциплины «Экономическая культура», ее содержанию и объему в часах, приведены примеры формирования оценочных средств. Данная статья может быть полезна специалистам - ответственным за реализацию образовательных программ по неэкономическим направлениям подготовки, составителям учебных планов, преподавателям ВУЗов.
Ключевые слова: финансовая грамотность, студенты, неэкономическая специальность, образовательная программа, личные финансы, компетенция
FORMATION OF COMPETENCE "ABILITY TO MAKE JUSTIFIED AND RESPONSIBLE DECISIONS IN THE FIELD OF PERSONAL FINANCE" FROM STUDENTS OF NON ECONOMIC SPECIALTIES
© 2020
Rubtsova Natalia Vladimirovna, PhD in Economics, Associate Professor, Department of management, marketing and service Baikal State University (664003, Russia, Irkutsk, Lenin str. 11, e-mail: [email protected]) Sodnomova Svetlana Konstantinovna, PhD in Economics, Associate Professor Department of Customs and Law Irkutsk State Transport University (664074, Russia, Irkutsk, Chernyshevsky str. 15, е-mail: [email protected])
Abstract. The problem of increasing the financial literacy of the population in Russia has been very relevant lately. This is especially acute when preparing students of non-economic areas of specialty and undergraduate studies. Recent studies confirm that non-economic students (technical, humanitarian) are poorly informed about financial literacy compared to their peers studying in economic programs. In the article are in the aspect of the formation of competence "the ability to make informed and responsible decisions in the field of personal finance" non-economic students proposed. According to the authors, the discipline "Economic Culture" contributes to the achievement of learning outcomes, allowing to fully form this competency among students of non-economic programs. The article provides a list of planned learning outcomes, practical recommendations for structuring the discipline, examples of the formation of evaluative tools are given. This article may be useful to specialists responsible for the implementation of educational programs in non-economic areas of training, compilers of curricula.
Keywords: financial literacy, students, non-economic specialty, educational program, personal finance, competence
ВВЕДЕНИЕ.
Формирование финансовой грамотности населения в настоящее время является важной стратегической задачей в РФ [1], решаемой на государственном уровне [2]. Согласно мониторингу уровня финансовой грамотности в России, проведенному Министерством Финансов РФ в 2015 г. лишь 25% россиян имели представление об основах пенсионного обеспечения (понимали и принимали принцип индивидуальной ответственности за формирование пенсионных накоплений), 32% опрошенных понимали важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуа-
ций, лишь 14% россиян справились с базовым тестом по финансовой арифметике, при этом имели правильное понимание соотношения «риск - вознаграждение» при выборе финансовых продуктов 64% респондентов [3]. Таким образом, формирование компетенции «способность принимать обоснованные и ответственные решения в сфере личных финансов» является достаточно актуальной проблемой в России. Особенно остро она ощущается при подготовке студентов неэкономических направлений [4-5]. По результатам исследований [6-8] студенты неэкономических направлений подготовки (технических, гуманитарных) слабо информированы в
Rubtsova Natalia Vladimirovna, Sodnomova Svetlana Konstantinovna pedagogical
FORMATION OF COMPETENCE "ABILITY TO MAKE JUSTIFIED ... sciences
вопросах финансовой грамотности по сравнению со своими сверстниками экономических специальностей.
МЕТОДОЛОГИЯ.
Роль и значение финансовой грамотности населения в современной экономике освещается в работах ряда исследователей [9-22]. Финансовую грамотность принято определять как знание о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, а также умение их использовать при возникновении потребности и понимание последствий своих действий [23]. Цель данного исследования заключалась в модернизации основной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки «50.03.02: Изящные искусства: Организационная деятельность в сфере культуры, искусства и массовых коммуникаций» (бакалавриат), реализуемой Байкальским государственным университетом в аспекте формирования компетенции «способность принимать обоснованные и ответственные решения в сфере личных финансов».
РЕЗУЛЬТАТЫ.
На начальном этапе исследования нами был проанализирован учебный план по направлению подготовки «50.03.02: Изящные искусства: Организационная деятельность в сфере культуры, искусства и массовых коммуникаций» в аспекте формирования компетенции «способность принимать обоснованные и ответственные решения в сфере личных финансов». В ходе анализа было обнаружено, что
учебный план указанного направления подготовки содержит четыре дисциплины (экономическая теория, правоведение, менеджмент, защита интеллектуальной собственности), содержание которых частично отвечает формированию результатов обучения (знаний и умений) в рамках рассматриваемой нами компетенции:
- З1: Знать основные экономические понятия: экономические ресурсы, экономические агенты, товары, услуги, спрос, предложение, рыночный обмен, цена, деньги, доходы, издержки, прибыль, собственность, конкуренция, монополия, фирма, институты, трансакционные издержки, сбережения, инвестиции, кредит, процент, риск, страхование, государство, инфляция, безработица, валовой внутренний продукт, экономический рост и др.;
- З2: Знать понятие общественных благ и роль государства в их обеспечении. Цели, задачи, инструменты и эффекты бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, социальной, пенсионной политики государства и их влияние на макроэкономические параметры и индивидов);
- 33: Знать основные виды личных доходов (заработная плата, предпринимательский доход, рентные доходы и др.), механизмы их получения и увеличения.
- З4: Знать основные виды расходов (индивидуальные налоги и обязательные платежи; страховые взносы, аренда квартиры, коммунальные платежи, расходы на питание и др.), механизмы их снижения, способы формирования сбережений;
- З5: Знать сущность и функции предпринимательской деятельности как одного из способов увеличения доходов и риски, связанные с ней, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, отличие частного предпринимательства от хозяйственной деятельности государственных организаций, особенности инновационного предпринимательства: коммерциализация разработок и патентование;
- З6: Знать основные финансовые инструменты, используемые для управления личными финансами (банковский вклад, кредит, ценные бумаги, недвижимость, валюта, страхование);
- У1: Уметь воспринимать и анализировать информацию, необходимую для принятия обоснованных экономических решений;
- У2: Уметь критически оценивать информацию о перспективах экономического роста и технологического развития экономики страны и отдельных ее отраслей;
- У3: Уметь решать типичные задачи в сфере личного
экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла;
- У4: Уметь вести личный бюджет, используя существующие программные продукты;
- У5: Уметь выбирать инструменты управления личными финансами для достижения поставленных финансовых целей, сравнивать их по критериям доходности, надежности и ликвидности.
Вместе с тем, более подробное изучение рабочих программ указанных дисциплин по данному направлению подготовки позволило констатировать, что в процессе обучения у студентов частично формируются лишь знания в области финансовой грамотности, тогда как умения не прорабатываются ни одной из дисциплин учебного плана (табл.1).
Таблица 1 - Матрица соответствия дисциплин учебного плана формированию знаний и умений компетенции «способность принимать обоснованные и ответственные решения в сфере личных финансов»*
Коци результат ОБ обучения умения) Дисциплины и 1 еыы учебного плана
Эконоыиче екая теория Правоведение Менеджы ент Защита интеллекту а ль ной собственности
I ¡5 i _ « i I s И i 1 i a it 3 g 0- Теория поведения потребителя Теория фирмы, Теория производства, издержек и прибыли в I Н и S g II i •s s i s a - s й 1 1 О | | 9- | К 1 g li 11 ш $ P u Основы гражданского права и основы семейного права i о п. О S 1} 1 1 ! О Щ i i а s S в | S 1 Е i t О о, 1 § sk з 3 В- u s 5? si §• I a 1 § ¡a C II 1 0 lg Я S 1 & § £ 1 1 к
31 ЛГ X X X X X X X X X X
32 X X X X X X X
VI
У2
33 X X X X
34 X X X X X X
3i ЛГ X X X X X X X X X
36 X X X X X
Y4
Y5
* х - тема дисциплины формирует результат обучения (разработано авторами)
Полученные результаты позволили предложить в качестве варианта ликвидации пробелов при формировании у студентов данного направления подготовки компетенции «способность принимать обоснованные и ответственные решения в сфере личных финансов» введение в учебный план дисциплины или факультатива «Экономическая культура». Предполагаемый объем дисциплины составляет 3 зачетных единицы, всего 108 часов, из которых 32 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (14 часов занятия лекционного типа, 14 часов занятия семинарского типа (семинары), 2 часа индивидуальные консультации, 7 часов мероприятия текущей аттестации, 2 часа мероприятия промежуточной аттестации, 80 часов составляет самостоятельная работа обучающегося (подготовка к семинарам, тестированию, разработка презентаций) (табл.2).
Как представляется, предложенный перечень тем позволит в полной мере достичь планируемые результаты обучения (знания и навыки), восполнить существующие пробелы в формировании компетенции «способность принимать обоснованные и ответственные решения в сфере личных финансов» в рассматриваемом нами учебном плане.
Особого внимания, на наш взгляд заслуживают оценочные средства, связанные с подготовкой учащимися презентаций.
В ходе исследования были предложены следующие варианты заданий, выполняемые обучающимися в виде презентаций:
1. Приведите примеры (не менее трех) и опишите известные Вам инструменты управления личными финансами для достижения поставленных финансовых целей.
педагогические науки
Рубцова Наталья Владимировна, Содномова Светлана Константиновна ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ «СПОСОБНОСТЬ ПРИНИМАТЬ ...
Сравните их по критериям доходности, надежности и ликвидности.
2. Приведите примеры (не менее трех) и опишите известные Вам программные продукты (онлайн-серви-сы), позволяющие вести личный или семейный бюджет. Сравните их по критериям: простота использования, удобство использования, платность/бесплатность, поддержка, специальные опции (могут быть заданы дополнительные критерии).
3. Составьте финансовый план достижения какой-либо Вашей финансовой цели.
4. Сравните 6-8 финансовых продуктов российских банков / страховых компаний / НПФ.
Таблица 2 - Содержание дисциплины «Экономическая культура», структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и виды учебных занятий
В том числе
1ч" Контактная работа (работа Самостоят ельнаяраб
Наименование и краткое преподавателем) (часы) обучающегося (часы)
содержание тем дисциплины m лекцио иного 1ипа семина рского типа Всего Подготовка к семинарам, тестированию Подгот овка презент а пий Всего
Тема 1. Основы
экономической куытуры Содержание и назначение 9 2 2 4 5 5
дисциплины, основные
понятия.
Тема 2. Формирование
личного бюджета
Вилы личных доходов,
механизмы их получения и 30 10 15
увеличения. Видырасходов, механизмы
их снижения, спосооы
формирования сбережений.
Телга 3. Финансовые
инструменты
Страхование, расчетно-
кассовые операции,
оанковские пр одукты, инвестиции, налоги. Взаимоотношения 23 4 4 S 5 15 20
физических лиц с финансово-
кредитными организациями.
Риски и неопределенность в финансовой сфер е.
Тема 4. Управление личными
финансами и бюджетом
Инструменты упр авления личными финансами, личный финансовый план, личный и 31 2 4 б 5 20 25
семейный оюджет,
финансовое планирование.
Промежуточная аттестация 10
(зачет)
Итого 108 14 14 30 28 50 78
Как видим, содержание презентаций соответствует трем темам рабочей программы дисциплины, при этом их выполнение обучающимися позволит не только сформировать знания в области финансовой грамотности, но и отработать соответствующие навыки их использования. ВЫВОДЫ.
В данной статье представлены разработки в аспекте формирования компетенции «способность принимать обоснованные и ответственные решения в сфере личных финансов» у студентов по направлению подготовки «50.03.02: Изящные искусства: Организационная деятельность в сфере культуры, искусства и массовых коммуникаций».
Как представляется, объем в часах предлагаемой авторами дисциплины «Экономическая культура» не утяжеляет учебный план образовательной программы, а планируемые результаты обучения позволяют в полной мере сформировать компетенцию «способность принимать обоснованные и ответственные решения в сфере личных финансов» у студентов рассматриваемого неэкономического направления подготовки.
Предложенные разработки могут быть полезны специалистам - ответственным за реализацию образовательных программ по неэкономическим направлениям подготовки, составителям учебных планов, преподавателям ВУЗов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Содномова С. К., Житихина М. А. Роль налоговой культуры для экономической безопасности России, Белоруссии и Казахстана // В сборнике: Актуальные проблемы развития ЕАЭС в условиях совре-
менных глобальных изменений. Материалы первой Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под редакцией И. В. Цвигун, В. С. Колодина. 2019. С. 235-241.
2. Мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности и защиты прав потребителей // https://www.minfin.ru/ru/om/fingram/ directions/evaluation/ (дата обращения: 13.12.2019)
3. Паатова М. Э., Даурова М. Ш. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. №2 (28). С. 173-175.
4. Файберг Т. В. Повышение финансовой грамотности населения: российский опыт и возможности сотрудничества с Китаем //В сборнике: Развитие российско-китайских отношений: новая международная реальность Материалы второй международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы во Второй мировой войне: в 2 частях. Под научной редакцией А. П. Суходолова, Т. Г. Озерниковой. 2016. С. 174-181.
5. Суходолов А. П. Экономическое образование России и региона: ответ на модернизационные вызовы середины XX века / А. П. Суходолов, Д. Я. Майдачевский // Известия Байкальского государственного университета. 2017. Т.27, №1. С. 5—10.
6. Бобкова А.С., Бондаренко Ю. А., Машинцова Д. С., Скороход Ю. Ю., Сусолкина Ю. О., Халикова А. М. Финансовая грамотность студенческой молодежи // В сборнике: Молодежь в мире науки Материалы V внутривузовской студенческой научно-практической конференции. Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО -Югры «Сургутский государственный педагогический университет». 2018. С. 57-58.
7. Ревзина С. Л. Знания студентов о кредитах и кредитных картах // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2010. Т. 10. № 2. С. 46-48.
8. Рябущенко О. А., Яковлева Н. В. Повышение финансовой грамотности обучающихся на неэкономических профилях в рамках применения компетентностного подхода // В сборнике: Проблемы и пути развития профессионального образования: Сборник статей Всероссийской научно-методической конференции. 2019. С. 317-321.
9. Дуплинская Е. Б., Чепига Ю. В. О необходимости формирования универсальной компетенции «экономическая культура» в процессе обучения иностранным языкам //В сборнике: Восток - Запад: теоретические и прикладные аспекты преподавания европейских и восточных языков: Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирский государственный университет путей сообщения. 2018. С. 55-58.
10. Колодина Е. А. Проблемы формирования профессиональной компетенции студентов, обучающихся по направлению «государственное и муниципальное управление» // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. № 3. С. 50-54.
11. Кузина О. Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты анализа в России //Вопросы экономики. 2015. № 8. С. 129-148.
12. Кулижская Ж. С. Актуальные инструменты вложений частных инвесторов и роль финансового рынка в обеспечении экономического развития страны // В сборнике: Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов Материалы IVВсероссийской научно-практической конференции: в 2-х частях. Под научной редакцией Н.Н. Даниленко, О.Н. Баевой. 2018. С. 390-397.
13. Ларина А. Г., Тиханова Е. А. Особенности финансового поведения студентов поколения Z // В сборнике: Современная экономика и общество глазами молодых исследователей Сборник статей участников Международной научно-практической конференции V Уральского вернисажа науки и бизнеса. В 3-х томах. Под общей редакцией Е.П. Велихова. 2018. С. 180-183.
14. Мирошников Н. И. Финансовая грамотность населения: состояние и необходимость новой модели // Вестник экспертного совета. 2018. № 4 (15). С. 115-121.
15. Москалева Н. Н. О важности знания принципов формирования финансовой грамотности населения // В сборнике: Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы сборник научных статей. под науч. ред. А.А. Симоновой, С.Л. Фоменко; общ. ред. Н.Н. Давыдова. 2017. С. 78-81.
16. Рубцова Н. В. Оценка качества образовательной программы студентами магистратуры (результаты эмпирического исследования по программе «Менеджмент: управление туристским и гостиничным бизнесом) // В сборнике: Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: Материалы Первой всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 725-729.
17. Санина Л. В. Влияние пенсионного обеспечения на формирование уровня и качества жизни населения // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2013. № 5. С. 26.
18. Суходолов А. П. «Прагматический поворот» траектории развития высшей школы: уроки истории / А. П. Суходолов, Д. Я. Майдачевский // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2016. Т. 26, №2. С. 167-174.
19. Восканян Р.О. Финансовая грамотность как условие формирования финансовой культуры // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 86-88.
20. Барсукова Д.Ф. Взаимодействие преподавателей и студентов в процессе развития молодежного предпринимательства в университетской среде/Д.Ф. Барсукова//Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 2 (23). - С. 201-203.
Rubtsova Natalia Vladimirovna, Sodnomova Svetlana Konstantinovna FORMATION OF COMPETENCE "ABILITY TO MAKE JUSTIFIED .
pedagogical sciences
21. Klinkov G.T. Икономическото знание като образователна ре-алност //Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 15-17.
22. Кондаурова И.К., Батаргалиева А.Б. Педагогические условия формирования финансовой грамотности учащихся 5-6 классов // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 23-25.
23. Кузина О. Е. Финансовая грамотность молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. № 4 (92). С. 157-177.
Статья поступила в редакцию 17.11.2019 Статья принята к публикации 27.05.2020