НОВЫЕ ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
О.Ю. Хекало, канд. техн. наук, доцент
Сибирский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Новосибирск)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11138
Аннотация: работа посвящена изучению вопросов финансовой грамотности населения нашей страны. Выделена значимость и актуальность этой темы для населения. Особое внимание уделено финансовой грамотности студентов, обучающихся по неэкономическим направлениям в высших учебных заведениях. Были изучены и проанализированы учебные стандарты курсов по экономике. Так же в ходе работы изучался опыт специалистов федерального сетевого методического центра по формированию результатов обучения. Сформулированы мероприятия, которые помогут вузам в решении, сложившейся ситуации.
Ключевые слова: финансовая грамотность, компетенции, универсальная компетенция, результаты обучения, вузы.
В настоящее время правительством Российской Федерации уделяется особое внимание финансовой грамотности населения. Разработана и утверждена стратегия повышения финансовой грамотности на период с 2017 по 2023 годы. Сегодня население всех возрастов и различного уровня образования стремится менять финансовое поведение, желает изучать основные сферы финансов, чтобы обеспечить себе защиту от мошенников и возможность эффективного управления личными финансами, получая от этого дивиденды. Поэтому представленная работа, где речь пойдет о новых задачах в области финансовой грамотности в высших учебных заведениях является весьма актуальной.
Для поддержки этого направления высшим учебным заведениям необходимо обратить внимание на получение знаний в области финансовой грамотности среди студентов неэкономических специальностей. Таким образом, пересмотреть и совершенствовать учебные дисциплины. Многие университеты сейчас работают над этой новацией, разрабатывая универсальные компетенции, куда войдет обучение финансовой грамотности студентов технических специальностей.
В работе изучались учебные стандарты курсов по экономике одного из вузов. Бы-
ло замечено, что за пределами образовательного процесса остаются темы, важные для изменения финансового управления и финансового поведения студентов. Студенты неэкономических специальностей иногда совсем лишены возможности получать знания в области финансовой грамотности. Хотя это им необходимо сразу после окончания вуза, так как многие выпускники становятся предпринимателями [1, с. 239], и открывают свой бизнес в различных отраслях экономики [2, с. 94].
В работе изучался опыт специалистов федерального сетевого методического центра (ФСМЦ) [3, с. 1175]. Ими предлагаются некоторые результаты обучения для категории «Экономическая культура» в универсальной компетенции для студентов неэкономических специальностей. Например, результаты обучения «знать» содержат:
- экономические понятия;
- принципы функционирования экономики (базовые);
- цели и задачи, инструменты и факторы экономического роста;
- основные принципы налоговой, бюджетной, денежно-кредитной, пенсионной политики;
- основные инструменты для управления личными финансами; основные виды страхования.
Результаты обучения «уметь» содержат:
- умение анализировать информацию для принятия грамотных решений в области личных финансов [4, с. 109];
- умение эффективно защитить нарушение личных прав; уметь решать проблемы в области личного распределения финансов [5, с. 22].
На основе вышесказанного, получение таких результатов обучения может быть достигнуто с появлением новой дисциплины «Основы финансовой грамотности». По возможности она должна быть базовой дисциплиной. Или основные темы, направленные на получение результатов обучения в области финансовой грамотности студентами, должны быть введены в другие дисциплины, как отдельные разделы (модули) или темы.
В работе сформулированы мероприятия, которые помогут вузам в решении, сложившейся ситуации:
- создание паспорта универсальной компетенции для категории «Экономическая культура»;
- изыскать возможность введения нового курса по финансовой грамотности и
Библиографический список
1. Хекало О.Ю., Осипкова С.Е. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России // Проблемы развития предприятий: теория и практика // Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2019. - С. 237-241.
2. Хекало О.Ю., Кривошеина Ю.В. Развитие туристического бизнеса в России / Экономика и управление в XXI веке: стратегии устойчивого развития // Сборник статей победителей II Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 94-96.
3. Кокорев Р.А., Кудряшова Е.Н., Телешова И.Г., Трухачев С.А. Новые задачи университетов в повышении финансовой грамотности студентов // В сборнике ЛОМОНОСОВ 2016. XXIII Международная конференция серия Экономика, серия «Экономика». - Москва: Издательство МГУ. - 2016. - Том 1. - С. 1174-1182.
4. Хекало О.Ю., Ахунова А.Р. Анализ тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства по Новосибирской области // В сборнике: Могущество Сибири будет прирастать!? Сборник докладов международного научного форума «Образование и предпринимательство в Сибири: направления взаимодействия и развитие регионов»: в 4 томах. Новосибирский государственный университет экономики и управления. - 2018. - С. 109-111.
5. Хекало О.Ю., Попов С.Е. /Тенденции в развитии российской национальной платежной системы / Экономика и управление в XXI веке: стратегии устойчивого развития // Сборник статей победителей III Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 05 сентября 2017). - 2017.- С. 20-23.
6. Болбат О.Б., Петухова А.В., Андрюшина Т.В. Электронное учебно-методическое сопровождение дисциплин // Образовательные технологии и общество. - 2019. - Т. 22. № 2. - С. 78-84.
разработать для новой дисциплины рабочую программу;
- разработать учебно-методические материалы для новой дисциплины;
- привлекать для работы по дисциплинам в области финансовой грамотности молодых предпринимателей;
- преподавателям применять инновационные методы ведения лекционных и практических занятий [6, с. 80];
- привлекать студентов к научно-исследовательской работе с учетом полученных знаний в области финансовой грамотности.
В результате изучения данного вопроса, можно сказать, что очень сложно будет внедрить новую дисциплину, обеспечивающую финансовую грамотность студентов неэкономических направлений. Но можно изыскать возможность, при введении новой дисциплины и организовать образовательную программу используя модульный подход построения учебных планов, при этом, не нарушая Федеральный закон об образовании.
NEW CHALLENGES IN FINANCIAL LITERACY IN HIGHER EDUCATION
O.Yu. Khekalo, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Siberian State University of Railway Engineering (Russia, Novosibirsk)
Abstract. The work is devoted to the study of financial literacy of the population of our country. Special attention is paid to the financial literacy of students studying in non-economic areas in higher education. The paper studied the experience of specialists of the Federal network methodological center for the formation of learning outcomes. Educational standards of courses in Economics were analyzed. Formulated measures that will help universities in solving the situation.
Keywords: financial literacy, competence, universal competence, learning outcomes, universities.