инвестиционное проектирование
УДК 336.02
проблемы повышения финансовой грамотности населения в образовательных организациях москвы
Абросимова О. М.,
студентка, Финансовый университет,
Москва, Россия
Аннотация. Рассматриваются проблемы повышения финансовой грамотности обучающихся в образовательных организациях Москвы. Дан анализ эффективности мероприятий школ и вузов города, направленных на решение этой задачи. Доказывается необходимость взаимосвязи между профориентацией старшеклассников и финансовой грамотностью. Подчеркивается необходимость государственной поддержки образовательных организаций с целью расширения доступности финансовой грамотности для широких слоев населения.
Ключевые слова: финансовая грамотность; финансовые компетенции; профориентация школьников; образование; экономическое поведение
the problem of financial literacy of students in the experience of educational organizations in Moscow
Abrosimova O. M.,
student, Financial University,
Moscow, Russia
Abstract. This article is devoted to the study of the problem of developing financial literacy of students based on the experience of educational organizations in Moscow. An analysis was made of the effectiveness of school and university activities aimed at increasing the level of financial literacy. The necessity of interrelation between vocational guidance of senior pupils and financial culture is proved. The necessity of forming an effective mechanism of state support of educational organizations is emphasized with the aim of increasing the availability of financial literacy for the broad strata of the population.
Keywords: financial literacy; financial competencies; vocational guidance of schoolchildren; education; economic behavior
Научный руководитель: Русакова Г.Н., доцент Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет, Москва, Россия.
инвестиционное проектирование
В условиях становления рыночной экономики в России тема финансовой грамотности населения стала достаточно актуальной. От того, как потребители распределяют свой доход, сколько оставляют себе в виде сбережений, какую его часть вкладывают в банк или инвестируют, зависит как уровень благосостояния населения,так и текущая ситуация в экономике страны, рост или падение валового национального продукта, другие макроэкономические показатели.
В последние годы вопросы повышения финансовой грамотности населения вместе с сопричастными вопросами финансовой доступности и защиты прав потребителей финансовых услуг стали предметом активного межведомственного взаимодействия Министерства финансов РФ, Банка России, Роспотребнадзора, других структур [1].
Важность повышения уровня финансовой грамотности населения не раз подчеркивалась в официальных документах и выступлениях специалистов. Так, министр финансов Российской Федерации Антон Германович Силуанов, выступая с докладом «Национальные стратегии в области финансовой грамотности» на саммите G20 в Санкт-Петербурге, отметил, что «сегодня финансовая грамотность стала необходимой частью образования человека XXI века... От уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие». На съезде Ассоциации российских банков министр финансов подчеркнул, что для привлечения населения к таким финансовым продуктам, как облигации федеральных займов, также требуется развитие финансовой грамотности [2]. Это актуально еще и по причине введения системы национальных платежных карт «Мир».
В то же время чрезмерное или непродуманное применение финансовых рычагов, продуктов ведет к постоянным колебаниям в мировой экономике, ее неустойчивости, которая, по мнению Е. В. Богомолова, выражается в такой нестабильности экономической системы, когда вероятность достижения точки ее разрушения чрезвычайно высока [3].
Проблема финансовой грамотности напрямую связана с профориентацией детей и молодежи. Современная профориентация - законо-
мерный процесс, обусловленный объективными и субъективными реалиями действительности XXI в.: высокими темпами экономического развития, продвижения инноваций во всех сферах человеческой деятельности и повышенным спросом на новые профессиональные кадры [4].
Молодежь следует готовить к требованиям социально-экономической, финансовой, политической и кадровой ситуации в процессе решения задач профессионального самоопределения, самообразования личности, соответствующего ее индивидуальным особенностям и запросам общества. Помимо этого, развитие общественного правосознания и правовой культуры должно быть в тесном взаимодействии с финансовой культурой и финансовой грамотностью населения [1].
Различные опросы свидетельствуют о том, что в России уровень финансовой грамотности населения остается низким. ВЦИОМ в конце августа 2017 г. проводил опрос, в результате которого выяснилось: 36% опрошенных хранят денежные сбережения в банке (74%); около 22% граждан держат деньги дома. Также исследование выявило, что сбережениями жители России считают сумму от 398 тыс. руб. Немного меньше половины (46%) россиян находят, что наиболее выгодное вложение денежных средств - это покупка недвижимости. Еще 14% предпочли бы инвестировать средства в золото и серебро, а варианты «купить акции предприятий» и «инвестировать в пенсионные фонды» отметили меньше 15% респондентов.
Для более четкого описания ситуации проанализируем данные проведенного Центром социологических исследований РАНХиГС исследования «Евробарометр в России». В соответствии с полученными данными и выводами ученых выявилась тенденция к сокращению количества вкладов россиян и покупки ими ценных бумаг. По подсчетам экспертов, в 2015 г. сбережения были почти у половины россиян, а к концу первого полугодия 2017 г. этот показатель составил всего 35%. Однако, по данным Банка России, объем депозитов с начала 2017 г. вырос на более, чем 36 млрд руб. и составил 18 трлн 907 млрд руб. Предположительно, это может свидетельствовать о концентрации сбережений у групп населения, имеющих высокий доход и, соответственно, более высокий уро-
вень накоплений. Кроме того, важная деталь: в 2016 г. жители России часто отказывались от посещения ресторанов, кино, театров, однако в 2017 г. тенденция к тратам на развлечения возобновилась, хотя и осталась не столь высокой.
«Узкие горизонты планирования приводят к тому, что население начинает активнее тратить сбережения. Так, люди, не планирующие отдаленное будущее, на 35% чаще тратят имеющиеся у них сбережения»,- отмечает руководитель исследования Виктор Вахштайн. Отметим, что ценность сбережений снижается, а с 2015 г. количество людей, имеющих сбережения, сократилось на 25%. Это указывает на то, что некоторые россияне стали тратить сбережения на потребление.
В настоящее время меняется персональная экономическая установка рядового россиянина. Она все меньше увязывается с экономическими перспективами государства, граждане все больше рассчитывают на собственные силы.
Цель бизнеса в России сегодня - не только получение прибыли и рост товарооборота, но и выживание в условиях перманентного кризиса.
Подъем благосостояния населения в условиях рыночной экономики и реформирования государства требуют решения целого комплекса задач, в том числе создания здоровой макроэкономики, правовой среды, а также финансовой грамотности и информированности населения.
В нормативно-правовых документах неоднократно подчеркивалась важность повышения уровня финансовой грамотности населения. Центральный банк Российской Федерации активно взаимодействует с Министерством образования Российской Федерации в части разработки образовательных материалов по финансовой грамотности и их включению в обязательную школьную программу.
В столице Российской Федерации в рамках Государственной программы «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы на 2012-2018 гг.» действует Программа повышения финансовой грамотности, которая включает в себя «содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в городе
Москве» (подпрограмма «Формирование благоприятной деловой среды»).
В целях и задачах Государственной программы особое внимание уделяется повышению уровня финансовой грамотности учителей московских школ, преподавателей вузов; помощи в повышении уровня финансовой социализации учащихся 9-11 классов, учащихся колледжей и вузов; формированию методической базы для педагогов, методистов и руководителей образовательных организаций.
Образовательные организации (школы, УДО) пока испытывают острый дефицит в современных педагогических кадрах, обладающих финансовой грамотностью. Такими кадрами располагают ведущие университеты. Московские вузы имеют опыт активного и результативного привлечения преподавателей к деятельности образовательных организаций. Создана система подготовки школьных учителей, педагогов дополнительного образования через организацию курсов, семинаров, сетевых учебных сообществ и т. д. на базе высших учебных заведений.
Незаменимый потенциал вузов - студенты. Их возможности используются в пропаганде в среде обучающихся в школах и учреждениях дополнительного образования знаний о современных экономических специальностях и финансовых проблемах. В свободном деловом общении передается личный профессиональный опыт, привлекается внимание молодежи к необходимости задумываться о своих финансовых знаниях и решениях с юного возраста [6]. Заметим, что влияние молодежи на подростков особенно результативно, поэтому задействование студентов в мероприятиях, направленных на повышение уровня финансовой грамотности среди школьников, имеет большие перспективы.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации с целью обучения населения финансовой грамотности по заказу Правительства Российской Федерации успешно участвует в реализации инновационного проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Реальным условием эффективного и результативного решения проблемы финансовой грамотности нового поколения кадров, как
показывает инновационная практика, должно быть взаимодействие вузов и образовательных организаций основных «ступеней» (основного и дополнительного образования детей и молодежи). При этом могут использоваться различные эпизодические и постоянные формы сотрудничества на базе «общих образовательных акций, смотров, конкурсов и т.д.» [4]. Так, осенью 2017 г. в Москве впервые прошел Фестиваль финансовой грамотности. На 60 площадках города специалисты в области экономики и финансов обучили взрослых и детей, как управлять семейными финансами, как вкладывать накопленные средства, правильно брать кредит.
Активное участие в Фестивале финансовой грамотности принял и Финансовый университет при Правительстве РФ. Так, в школах Москвы преподаватели Департамента общественных финансов нашего университета провели мастер-классы и познавательные лекции, которые значительно повысили уровень финансовой культуры московских обучающихся, а также стали отличной возможностью для старшеклассников получить базовые знания эффективного финансового поведения. Преподаватели в доступной форме рассказали школьникам о том, что такое бюджет города Москвы, за счет каких
источников формируются его средства, на какие цели они направляются. Это заинтересовало школьников, они захотели узнать о финансах организаций, государственных и муниципальных финансах, как помочь семье сэкономить на налогах. Родители школьников больше интересовались технологией формирования полезного семейного бюджета. Педагоги освоили практические аспекты преподавания вопросов финансовой грамотности в рамках обязательной школьной программы и дополнительного образования.
Такие мероприятия одновременно помогают укреплению имиджа вуза, выполняют проф-ориентационную функцию и содействуют улучшению экономической культуры граждан.
Таким образом, роль вузов в системе взаимодействия образовательных организаций в решении проблемы финансовой грамотности школьников, молодежи и взрослых становится государственно, социально-экономически и общественно значимой. Эта деятельность -реальный показатель, фактор, подтверждающий возрастающее значение высших учебных образовательных учреждений в жизни всей страны и каждого ее гражданина, закрепленный в основных государственных документах и стандартах образования.
Описок источников
1. Понаморенко В. Е., Никитова А. В. О формировании правовых и финансовых компетенций специалистов в сфере ПОД/ФТ (в контексте интеграционных процессов в ЕАЭС) // Финансовое право и управление. 2016. № 3. С. 172-178.
2. Силуанов А.Г. Выступление министра финансов РФ на съезде Ассоциации российских банков // Вестник Ассоциации российских банков. 2017. № 9. С. 1-3.
3. Алиева Л.В., Руденко И.В. Теоретические подходы к разработке критериев и показателей сформиро-ванности общепрофессиональных компетенций студентов во внеучебной деятельности вуза // Известия Волгоградского ГПУ. 2016. № 6. С. 55-59.
4. Богомолов Е.В. Институт финансовой грамотности в условиях экономической турбулентности // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 5. С. 108-114.
5. Алиева Л.В. Инновационные тенденции формирования общепрофессиональных компетенций в опыте внеучебной воспитательной деятельности комплексных образовательных организаций профессионального образования // Общепрофессиональные компетенции студентов в условиях модернизации образования: опыт формирования и оценивания. Самара: ООО «Офорт», 2016. С. 63-73.
6. Эскиндаров М.А. и др. Россия в ВТО: финансово-экономические риски = Russia in the WTO: Financial and Economic Risks: Аналитические материалы научно-практич. конф., г. Москва, 15 апреля 2013 г.; Финуниверситет, Центр исследований Международных экономич. отношений / под науч. ред. В. В. Перская; сост. Л. Н. Красавина и др. М.: Финуниверситет, 2014. 320 с.