ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2019. № 2
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Вихрова Ольга Юрьевна, аспирантка кафедры теории и экономики СМИ, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; maП:fmanciaШteracymsu@gmaПxom
«ДЕЛОВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА» КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ К РАБОТЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В современных условиях, когда средства массовой информации представляют собой один из наиболее эффективных инструментов повышения финансовой грамотности населения, обеспечение профессионального поля подготовленными кадрами позволит повысить эффективность распространения финансовых знаний среди россиян. Поэтому важнейшей задачей профессиональной подготовки журналистов становится формирование знаний, навыков и умений, обеспечивающих эффективное выполнение СМИ этой функции. Однако вопросу финансово-экономического образования журналистов в России все еще уделяется недостаточно внимания. И если теоретическая база представлена исследованиями отечественных ученых, то пути практического решения проблемы предлагаются автором данной статьи впервые. Для того чтобы оценить актуальные возможности подготовки будущих журналистов к работе по повышению финансовой грамотности населения, был проведен анализ рабочих программ существующих и планируемых к внедрению дисциплин, формирующих у студентов направления 42.03.02 «Журналистика» российских ВУЗов знания, навыки, умения и профессионально важные качества, необходимые для работы с материалами финансово-экономической тематики. В статье предлагаются пути формирования у студентов общепрофессиональной компетенции «Финансовая грамотность». На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что в современных условиях инструментом, наиболее полно удовлетворяющим поставленной цели, является профессиональный модуль «Деловая журналистика», предлагаемый студентам 3—4 курса факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
Ключевые слова: деловая журналистика, финансовое образование журналистов, экономика для журналистов, образовательные технологии, СМИ и финансовая грамотность, образование журналистов.
Olga Yu. Vikhrova, PhD student at the Chair of Media Theory and Economics, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; e-mail: [email protected]
"BUSINESS JOURNALISM" AS A UNIVERSAL TOOL
FOR TRAINING JOURNALISTS ON HOW
TO IMPROVE FINANCIAL LITERACY OF THE POPULATION
In present-day conditions, when mass media has become one of the most accessible and capacitated tools for the enhancement of financial literacy, ensuring the availability of professional staff ready to solve this problem will significantly increase the efficiency of dissemination of basic financial knowledge among Russians. This is why one of the most important tasks of professional training of journalists is the formation of knowledge, skills, abilities and professionally important qualities that ensure mass media's effective performance of this function. However, the issue of economic and financial education of journalists in Russia is still downplayed. And while the theoretical aspect of the issue has been covered by individual studies of Russian scientists, the practical solutions to the problem are suggested by the author of this article for the first time. In order to assess the opportunities for training our future journalists on how to improve financial literacy of population, the author has conducted an analysis of work programs for the existing or upcoming disciplines that shape in Russian university students of the field of study 42.03.02 "Journalism" the knowledge, skills, abilities and professionally important qualities required for working with financial and economic materials. Based on the results obtained, the article proposes the main solutions to the task of forming in students pursuing a degree in 42.03.02 "Journalism" the general professional competency "Financial Literacy", which affects the effectiveness of the state policy of disseminating basic financial knowledge among the population through mass media. Based on these results, supplemented by a comparative analysis of educational materials on Business Journalism, currently presented in the Russian educational literature market, it can be concluded that under modern conditions the professional module "Business Journalism" appears to be a tool most fully meeting the goals of training graduates of faculties of journalism on improving financial literacy among Russian citizens. The module is offered to third- and fourth-year students of the Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, and based on the textbook of the same name.
Key words: business journalism, financial education of journalists, economics for journalists, educational technologies, mass media and financial literacy, education of journalists.
DOI: l0.30547/ves1nik.journ.2.20l9.ll0l3l
Введение
Значительный охват населения, высокий уровень доверия аудитории и невысокие по сравнению с реализацией образовательных программ затраты позволяют включить СМИ в перечень наиболее эффективных инструментов повышения финансовой грамотности взрослого населения России. Однако для качественного и результативного выполнения данной функции недостаточно лишь формального включения СМИ в национальные программы повышения финансовой грамотности населения. Чтобы трансформировать сложные темы в привлекательную для читателей форму сами журналисты должны обладать достаточным уровнем экономических знаний. При этом финансово-экономические материалы — для непрофессиональной аудитории — должны быть изложены максимально простым языком.
К сожалению, и российскими, и зарубежными экспертами (Вихрова, 2018) подтверждается недостаточная профессиональная подготовка журналистов к работе с финансово-экономическими материалами, а также незаинтересованность студентов в элективных дисциплинах по экономике и бизнес-журналистике. Нехватка профессиональных кадров на рынке труда восполняется выпускниками непрофильных факультетов (в т. ч. экономических и юридических) и приводит к падению качества тематических материалов и снижению эффективности СМИ в решении обозначенной задачи.
Учитывая стратегическую важность распространения финансовых знаний для поддержания стабильности российской экономики, финансовая грамотность журналиста становится неотъемлемой общепрофессиональной компетенцией при подготовке студентов факультетов журналистики в высшей школе.
Научная новизна и методология исследования
Важность включения СМИ в процесс повышения финансовой грамотности населения отмечается отечественными и зарубежными исследователями (Амиров, 2018: 4; Барановский, 2016: 32; Ру-мин, Каррингтон, Нельсон, 2004: 6; Hayes, 2013: 273; Roush, 2011: 395), а также обозначена в национальном Проекте и Стратегии повышения финансовой грамотности населения1. Теоретические исследования необходимости финансово-экономической темати-
ки в образовании российских журналистов ограничиваются узким кругом отечественных ученых. Данные вопросы рассматривались в работах Е. Л. Вартановой (2009, 2014), И. Н. Деминой (2011а, 20116), С. Н. Кирьянова (2012), В. Л. Иваницкого (2006, 2106), Н. Н. Добрецовой (2009) и В. П. Мингинос (2014а, 20146).
Уже в начале текущего десятилетия исследователи отмечали, что целенаправленная деятельность журналистов необходима для обеспечения нормального функционирования экономических процессов в обществе, а участники профессионального поля должны проходить специальную подготовку. Е. Л. Вартанова подчеркивает, что «без журналистики невозможно функционирование рыночной экономики, потому что именно она обеспечивает создание и организацию информационных потоков — и для инфраструктуры бизнеса, и для потребителей» (2010). В ходе исследований В. П. Мингинос приходит к выводу, что «роль журналиста заключается в обеспечении эффективного взаимодействия между участниками экономических процессов: государством, бизнесом и населением» (2014: 197), а В. Л. Иваницкий подчеркивает, что «журналистика, заняв активную позицию, в конечном итоге может существенно повлиять <...> на создание национальной платформы массового экономического просвещения населения» (2016: 21), отмечая, что экономическая необразованность населения может привести к нарастающему раздражению по отношению к проводимой государством экономической политике (2016: 4).
Оценивая существующий диссонанс между социально-экономическими реалиями, диктующими необходимость трансляции базового финансового образования через СМИ простым и доступным языком, и недопониманием этой необходимости самими журналистами, С. Н. Кирьянов указывает на то, что «нужна массированная пропаганда осознания необходимости повышения финансовой грамотности <...> в том числе и среди журналистского сообщества» (2012: 171).
Целесообразно обратить внимание и на то, что первым подразделом основных направлений национальной Стратегии повышения финансовой грамотности населения является повышение квалификации журналистов в освещении тем и вопросов, влияющих на уровень финансовой грамотности аудитории.
Данный подраздел подтверждает тезисы Н. Н. Добрецовой, И. Н. Деминой и В. Л. Иваницкого. В 2009 г. Н. Н. Добрецова отмечала: «То, что пишется на экономические темы в популярных
изданиях, должно выглядеть совершенно иначе. Одной перепечатки кусков пресс-релизов ведомств и корпораций не хватит для выполнения образовательной и аналитической функции прессы. Нужны настоящий анализ и прогноз, но представленный в популярной, доходчивой форме» (2009: 5). В посвященной вопросам кадрового обеспечения экономической журналистики статье И. Н. Демина также акцентировала внимание на том, что «современные реалии требуют специализированной экономической подготовки будущих специалистов в области функционирования деловой прессы, корпоративных массмедиа и освещения экономической тематики в универсальных СМИ» (2011: 188).
Стоит отметить, что в советский период перечень дисциплин, изучаемых студентами факультетов журналистики, включал такие обязательные предметы, как экономика промышленности, анализ хозяйственной деятельности, управление народным хозяйством и даже экономика сельского хозяйства. Однако после распада СССР экономические дисциплины, не говоря уже о предметах, ориентированных на профессиональную работу журналистов с финансово-экономическими материалами, не скоро вернулись в учебные программы. Спецкурс «Экономика», разработанный Е. Л. Вартановой, появился в образовательной программе факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова только в 1994 г., а такие дисциплины, как «Экономика» и «Экономика и менеджмент СМИ», вошли в перечень обязательных дисциплин факультетов журналистики уже в период стабилизации экономической ситуации в стране.
Сегодня, несмотря на практическую значимость СМИ в повышении финансовой грамотности населения, вопросу финансово-экономического образования журналистов в России все еще уделяется недостаточно внимания. Однако если теоретическая сторона вопроса все-таки представлена исследованиями отечественных ученых, то пути практической реализации проблемы будут предложены автором данной статьи впервые.
На основании анализа рабочих программ дисциплин финансово-экономической тематики, а также учебной литературы по «Деловой журналистике» автор статьи предлагает возможные пути формирования у студентов общепрофессиональной компетенции «Финансовая грамотность».
Автор изучил рабочие программы — актуальные и разрабатываемые — 142 государственных и коммерческих вузов РФ, в которых студенты дневного отделения получают образование по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» (бакалавриат). Методом сплошной выборки учебные планы были проанализированы на предмет выявления дисциплин, обеспечивающих:
♦ овладение знаниями об основных экономических теориях, закономерностях и понятиях, а также основах микро- и макроэкономики;
♦ овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для дальнейшей работы с финансово-экономической информацией различного типа в рамках профессиональной деятельности.
Как показали результаты, наиболее полно поставленной цели соответствует дисциплина «Деловая журналистика». Далее был проведен анализ специализированной учебной литературы по данной дисциплине — с целью определения издания, в наибольшей степени соответствующего задачам подготовки студентов-журналистов к работе с финансово-экономическими материалами.
Дисциплина «Деловая журналистика» как универсальный
инструмент подготовки студентов-журналистов
В рамках актуальной системы профессиональной подготовки журналистов в высшей школе существуют три варианта решения задачи повышения финансовой грамотности студентов направления 42.03.02 «Журналистика».
1. Модернизация курса «Экономика» базового блока предметов.
Однако на сегодняшний день данная дисциплина является скорее теоретической, нежели прикладной по отношению к современной профессиональной журналистской практике, что подтверждается содержанием ее учебных программ. Среди целей освоения дисциплины преобладает овладение теоретическими знаниями об основных экономических теориях, закономерностях и понятиях, а также основах микро- и макроэкономики без применения полученных знаний в журналистской практике. Вот как они формулируются:
♦усвоение студентами теоретических знаний современной экономики как науки, ее принципов, основных этапов развития, механизма и законов функционирования рыночной экономики на микро- и макроуровнях хозяйственной системы общества. Формирование у студентов базового понятийного аппарата для анализа актуальных проблем рыночной экономики и <...> понимания сущности деятельности различных институтов рыночной экономики (Алтайский государственный университет);
♦ подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями, позволяющими ориентироваться в экономической ситуации жизнедеятельности людей (Воронежский государственный университет);
♦ приобретение комплексных знаний в области основ экономической теории, микроэкономики и макроэкономики. В результате изучения курса студенты должны понимать принципы рационального поведения потребителей и производителей, то, как формируется рыночный спрос, предложение фирмы и рыночное предложение, каковы цели государственного вмешательства в рыночную экономику (Казанский (Приволжский) федеральный университет);
♦ формирование у студентов фундаментального понятийного аппарата и изучение важнейших теоретических проблем экономической науки и тенденций мировой и отечественной экономики (Кубанский государственный университет);
♦ ознакомление студентов с основными экономическими теориями и формирование общих представлений о принципах экономического функционирования СМИ (Сибирский федеральный университет);
♦ овладеть культурой экономического мышления, уметь применять полученные теоретические знания при осуществлении микро- и макроэкономического анализа экономических явлений и институтов, знать базовые экономические понятия, основы функционирования экономики, поведения экономических агентов на микро- и макроуровне (Томский государственный университет);
♦ получить глубокие представления о развитии экономической теории как науки, основах научного подхода к изучению хозяйственной деятельности, основных мировоззренческих и научных концепциях развития экономической деятельности и применяемых для анализа экономической действительности методах и теоретических инструментах (Уральский федеральный университет).
Задачи и структура учебных программ полностью соответствуют поставленным, сугубо теоретическим, целям, хотя в некоторых встречаются такие формулировки, как «применение теоретических знаний для решения конкретных задач и анализа экономической политики государства»2 и «решение конкретных экономических проблем реальной экономики в профессиональной деятельности сту-дентов»3.
Списки основной литературы, предлагаемые в рабочих программах данной дисциплины, также представляют собой классические издания по экономической теории, не адаптированные для журналистов. В их числе «Экономикс» К. Р. Макконелла и С. Л. Брю, «Экономика» Е. Ф. Борисова, «Экономическая теория» В. Г. Слаго-ды, «Курс экономической теории» под редакцией М. Н. Чепурина и Е. А. Киселевой, «Экономическая теория» А. Г. Войтова, «Экономика» под общей редакцией В. М. Пищулова, «Курс микроэкономики» Р. М. Нуреева и другие.
Таким образом, для решения задачи подготовки журналистов к работе с финансово-экономическими материалами с целью повышения финансовой грамотности населения дисциплина «Экономика», предлагаемая студентам-бакалаврам направления 42.03.02 «Журналистика», нуждается в дополнении практическим блоком, позволяющим сформировать и отработать применение полученных теоретических знаний в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность журналиста.
2. Внедрение универсальной компетенции УК-15, ориентированной на студентов неэкономических специальностей и разрабатываемой в Федеральном сетевом методическом центре повышения квалификации преподавателей вузов и развития программ повышения финансовой грамотности студентов на базе экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
Универсальная компетенция «Способность принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности» (УК-15) группы компетенций «Экономическая культура» Собственного образовательного стандарта МГУ на основе ФГОС ВО 3++ призвана обеспечить студентам факультетов журналистики следующие результаты обучения:
♦ понимание базовых принципов функционирования экономики;
♦ понимание целей и механизмов основных видов государственной социально-экономической политики и ее влияния на индивида;
♦ правильное использование финансовых инструментов для управления личными финансами (личным бюджетом);
♦ применение методов личного экономического и финансового планирования для достижения поставленных целей.
Однако результаты обучения, представленные в таблице 1, наглядно показывают, что только формирование УК-15 не позволит журналистам эффективно решать профессиональные задачи по повышению финансовой грамотности населения, так как не обеспечит их навыками работы с финансово-экономическими материалами, необходимыми для этого.
Таблица 1
Индикаторы и результаты освоения студентами неэкономических специальностей УК-15 СОС МГУ на основе ФГОС ВО 3++. Способность принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
№ Индикаторы Результаты
Знает основные экономические понятия: экономические ресурсы, товары и услуги, спрос, предложение, доходы, расходы, цена, деньги, прибыль, процент, риск, собственность, рынок, фирма, домохозяйство, государство, налоги, трансферы, инфляция, валовый внутренний продукт, экономический рост, сбережения, инвестиции и др.
1 Понимает базовые принципы функционирования экономики Знает основные принципы экономического анализа (принцип альтернативных издержек, ценности денег во времени и т.п.)
Знает предпосылки, принимаемые относительно поведения экономических агентов: теоретические принципы рационального выбора (максимизация полезности) и наблюдаемые отклонения от рационального поведения (ограниченная рациональность, поведенческие эффекты, эвристика) и связанные с ними систематические ошибки)
Умеет воспринимать и анализировать информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере управления личными финансами
Продолжение таблицы 1
Знает цели, задачи, инструменты и эффекты экономической политики государства
Понимает цели и механизмы основных видов государственной социально-экономической Знает базовые принципы и инструменты бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, конкурентной, социальной, пенсионной политики государства, а также особенности их влияния на индивида (права, обязанности, риски, влияние на доходы и расходы)
2 Знает источники получения информации (нормативно-правовые акты) о правах и обязанностях индивидов, связанных с осуществлением экономической политики государства
политики и ее влияние на индивида Умеет пользоваться правовыми базами данных и прочими ресурсами для получения информации о своих правах и обязанностях, связанных с осуществлением экономической политики государства
Умеет пользоваться налоговыми и социальными льготами, формировать личные пенсионные накопления
Знает цели и задачи основных финансовых институтов (Банк России, Агентство по страхованию вкладов, Пенсионный фонд РФ, коммерческий банк, страховая организация, брокер, биржа, НПФ, паевой инвестиционный фонд, МФО и др.) и как взаимодействовать с ними
Знает основные инструменты управления личными финансами (банковский вклад, кредит, ценные бумаги, инвестиционные фонды, драгоценности, недвижимость, валюта), способы определения их доходности, надежности, ликвидности
Правильно использует Знает источники информации об инструментах управления личными финансами, правах и обязанностях потребителя финансовых услуг
3 финансовые инструменты для управле- Знает о существовании недобросовестных практик на рынке финансовых услуг (мошенничество, обман и др) и способах защиты от них
ния личными финансами (личным бюджетом) Умеет пользоваться основными расчетными инструментами (наличные, безналичные, электронные денежные средства), предотвращать возможное мошенничество
Умеет выбирать инструменты управления личными финансами для достижения поставленных финансовых целей, сравнивать их по критериям доходности, надежности и ликвидности
Умеет анализировать основные положения договора с финансовым институтом, выделять возникающие с его заключением права и обязанности
Умеет обнаружить факт нарушения своих прав, определить эффективные способы их защиты, правильно составить претензию или жалобу
Знает основные этапы жизненного цикла индивида (студенчество и первая работа, молодой специалист и молодая семья, зрелость, пожилой возраст), понимает специфику задач, возникающих на каждом этапе, понимает целесообразность личного экономического и финансового планирования, в том числе долгосрочного
Применяет методы лич- Знает основные виды личных доходов (оплата труда, доходы от предпринимат. деятельности, от собственности, владения финансовыми инструментами, заимствования, наследство и др.), механизмы получения и увеличения
4 ного экономического и финансового Знает основные виды расходов, механизмы их снижения, способы формирования сбережений
планирования Знает принципы и технологии ведения личного бюджета
для достижения поставленных целей Умеет решать типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования (выбрать товар или услугу с учетом реальных финансовых возможностей, найти работу и согласовать с работодателем условия контракта, рассчитать процентные ставки, определить целесообразность взятия кредита, определить способ хранения или инвестирования временно свободных денежных средств, определить целесообразность страхования)
Умеет вести личный бюджет, используя программные продукты
Таким образом, дисциплины, формирующие УК-15 у студентов неэкономических специальностей, могут стать эффективным дополнением к курсу «Экономика» и дисциплинам профессионального блока журналистов-бакалавров, но не самостоятельным инструментом подготовки будущих журналистов к решению задачи повышения финансовой грамотности населения через СМИ.
Предметом, наиболее соответствующим целям подготовки журналистов к работе с материалами финансово-экономической тематики, является «Деловая журналистика».
Если рассматривать данный предмет4 и такие его модификации, как «Экономическая журналистика», «Экономическая и деловая журналистика», «Деловая и корпоративная журналистика», а также «Проблемы экономики в деловой журналистике», то на сегодняшний день он представлен лишь в 30 вузах РФ5 (рис. 1). При этом в числе обязательных дисциплин он значится в пяти учебных планах, обозначенных в таблице светлыми ячейками.
Вол гоградский государственный университет
Институт гуманитарного образования и информационных технологий
Санкт-Петербургский государственный университет профсоюзов
Набережночелнинский филиал Казанского (Приволжского) федерал ьного университета
Иркутский национальный
исследовательский технический университет, Институт изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук
Казанский (При волжский федеральный университет)
Православный институт
святого Иоанна [>огослова Российского православного университета
Санкт-Петербургский государственный
университет промышленных технологий и дизайна
Самарский госуда рственный университет
Сибирский федеральный университет. Институт филологии и языковой шА коммуникации
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
НИУ ВШЭ
Пензенский государственный университет
Самарский национальный иссл едова т ел ьс ки й университет имени С.П Королева
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
МГИМО(У]МИД РФ
Оренбургский государственный университет
Северо-Осетинский госуда рственный университет имени К. Л. Хетагурова
Бурятский госуда рственный университет. Институт филологии и массовых коммуникаций
Северный (Арктический) Федерал ьный университет им. М.В. Ломоносова
Тверской госуда рственный университет
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Калмыцкий государственный университет. Институт калмыцкой филологии и востоковедения
Курганский госуда рственный университет
Бел городским государственный национальный исследовательский университет
Вологодский государственный университет
Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет имени Огарева
Южный федеральный университет, институт филологии, журналистики и меж культурной коммуникации
Югорский государственный университет. Гуманитарный институт
Рисунок 1.
Российские ВУЗы, в УПбакалавриата направления 42.03.02 «Журналистика» которых включена
дисциплина «Деловая журналистика»
Преимуществом дисциплины является сочетание теоретической финансово-экономической составляющей и практической подготовки студентов к работе с материалами финансово-экономической тематики в профессиональном поле.
Это подтверждает анализ тематической структуры дисциплины, представленный в таблицах 2, 3. Помимо экономической теории, в число «прикладных инструментальных» тем входят: «Источники информации», «Формат, контент и жанры деловой журналистики», «Особенности, структура и техника подготовки аналитической статьи», «Использование макроэкономической и микроэкономической информации в работе журналиста», «Освещение рынков в СМИ», «Освещение в СМИ государственной экономической политики», «Методики работы в деловых СМИ», «Новостная журналистика», «Аналитическая журналистика», «Эксперты и аналитики», «Композиционные и языковые особенности финансово-экономических материалов», «Экономический анализ», «Составление и редактирование контента в деловых медиа», «Оболочка» контента», «Визуальное представление статистически данных» и, наконец, «Этические аспекты деятельности журналиста».
Анализ доступных рабочих программ также показывает, что в качестве основной литературы для освоения данных дисциплин предлагаются как учебные пособия по общим технологиям журналистской работы и типологизации СМИ («Практическая журналистика» А. В. Колесниченко, «Типология периодической печати» (М. Е. Аникина, М. В. Шкондин и др.), так и специализированные издания (табл. 2, 3). Фактически изучение учебно-методического и информационного обеспечения дисциплины «Деловая журналистика», предлагаемого в соответствующих рабочих программах 30 российских вузов, демонстрирует, что наиболее распространенными учебными пособиями сегодня являются: «Медиаэкономика зарубежных стран» Е. Л. Вартановой, «Деловая журналистика» под редакцией А. В. Вырковского, «Основы творческой деятельности журналиста» Г. В. Лазутиной, «Деловая журналистика» Г. С. Мельник и С. М. Виноградовой, «Типология периодической печати» М. В. Шкондина, а также учебные пособия В. В. Ворошилова и А. И. Акопова. Каждое из вышеперечисленных изданий упоминается не менее чем в 2 рабочих программах в списках основной и рекомендованной литературы. При этом на российском рынке учебной литературы предлагаются лишь три специализированных издания по «Деловой журналистике»: «Деловая журналистика» В. М. Амирова (М.: Флин-
та, 2018), «Деловая журналистика» Г. С. Мельник и С. М. Виноградовой (СПб: Питер, 2009) и «Деловая журналистика» п/р А. В. Выр-ковского (М.: МедиаМир, 2012).
Помимо этого существуют такие издания, как «Финансовая журналистика: деньги говорят» К. Б. Барановского, «Деловая пресса России» В. С. Кулева, которые частично охватывают тематический спектр дисциплины, но не могут использоваться в качестве самостоятельных учебных пособий.
Сравнение названных учебных пособий по «Деловой журналистике» (табл. 2, 3) показывает, что наиболее полно целям подготовки студентов факультетов журналистики к работе с финансово-экономическими материалами удовлетворяет учебник факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова под редакцией А. В. Вырков-ского (авторы: А. Афанасьева, М. Блинова, Д. Борисяк, В. Вайсберг, А. Вырковский, П. Силуянова, М. Ховратович, А. Ходоровский).
Таблица 2
Тематическая структура учебников «Деловая журналистика», представленных на российском рынке учебной литературы
Амиров В.М. Изд-во «Флинта», 2018 г. Мельник Г.С, Виноградова С.М. Изд-во «Питер», 2009 г.
Предисловие Глава 1. Деловая пресса в исследованиях российских и зарубежных ученых Глава 2. Этапы развития российских деловых СМИ Глава 3. Функции деловой журналистики Глава 4. Деловые СМИ: проблема классификации Глава 5. Деловые СМИ России как система Глава 6. Стандарты работы бизнес-СМИ Глава 7. Особенности анализа и интерпретации информации в деловых интернет-СМИ Глава 8. Источники информации для бизнес-журналиста Глава 9. Информационные поводы для публикации в деловых СМИ Глава 10. Практика получения и анализа перспективности информации в деловом СМИ Глава 11. Язык и стиль деловой журналистики Примерный перечень контрольных вопросов для подготовки к аттестации по дисциплине Темы курсовых работ Методические рекомендации по изучению дисциплины Список рекомендуемой литературы Образцы публикаций ведущих уральских бизнес- журналистов Раздел 1. Деловая пресса в системе средств массовой информации Раздел 2. Деловые издания как сегмент информационного рынка Раздел 3. Профессионально-творческая деятельность журналиста бизнес-издания Заключение Задания Литература Приложения
Таблица 3
Тематическая структура учебников «Деловая журналистика», представленных на российском рынке учебной литературы
Афанасьева А. В., Блинова М. В., Борисяк Д. А., Вайсберг В. А., Вырковский А. В., Силуянова П. С., Ховратович М. В., Ходоровский А. М.
Изд-во «МедиаМир», 2012 г.
Введение
Глава 1. Система деловых СМИ Для чего нужна деловая журналистика Основы типологии
Деловые СМИ за рубежом. История и современность
История деловых масс-медиа в России Система отечественных бизнес-СМИ Современная редакция. Структуры, задачи Стандарты СМИ Контрольные вопросы Глава 2. Макроэкономика в СМИ
2.1. Основные показатели национальной экономики. Система статистики
2.2. Структура национальной экономики.
оквэд
2.3. Бюджетное устройство и бюджетный процесс
2.4. Налоговая система
2.5. Центральный банк и его роль в экономике страны
2.6. Платежный баланс Контрольные вопросы
Глава 3. Микроэкономика в СМИ
3.1. Юридические лица. Коммерческие и некоммерческие организации. ИП
3.2.Базовые принципы бухгалтерского учета
3.3. Российские стандарты бухгалтерского учета. Основные принципы
3.4.Международные стандарты финансовой отчетности
3.5. Основные аналитические показатели
Контрольные вопросы
Глава 4. Финансовые рынки в СМИ
4.1. Финансовые рынки. Рынок золота
4.2.Рынок денежных средств
4.3. Рынок банковских ссуд. Банковская система.
4.4.Валютньш рынок
4.5. Рынок ценных бумаг
4.6. Рынок акций
4.7. Рынок долговых ценных бумаг
4.8. Рынок деревативов
4.9. Рынок институциональных и коллективных инвестиций
4.10. Основы инвестирования Контрольные вопросы Глава 5. Индустрии в СМИ
5.1. Основные информационные поводы
5.2.Нефтегазовая промышленность
5.3.Добывающие и обрабатывающие отрасли
5.4. Потребительские рынки
5.5. Финансовый сектор
5.6. Телекоммуникации
5.7. Транспорт Контрольные вопросы Глава 6. Сбор информации
6.1. Типология источников
6.2. Досье журналиста
6.3. Интернет для журналиста
6.4. Нормативно-правовые акты
6.5.Информация о юридических лицах
6.6. Система раскрытия корпоративной информации
6.7. Судебные иски 6.8.Электронные закупки
6.9. Маркетинговые Исследования
6.10. Информация о физических лицах
6.11. Аналитические обзоры
6.12 Работа с официальными запросами
6.13. Технология делового интервью
6.14. Правила работы с цитатами
6.15. Как можно «похоронить» хорошую информацию
Контрольные вопросы
Глава 7. Технологии работы над материалам
7.1. Термин в деловой журналистике
7.2. Самостоятельные анализ и экспертное мнение
7.3. Верификация информации. Отсылки
7.4. Поиск и подбор темы
7.5. Жанры деловой журналистики
7.6. Структура материалов в деловых СМИ
7.7. Деловой текст в газетах и информационных агентствах
7.8. Специфика деловых текстов в журналах
7.9. Композиция в деловых материалах
7.10. ИнфографикаРабота со специальным программным обеспечением Контрольные вопросы
Практикум
1. Как писать о макроэкономике
2. Как писать расследовательские материалы
3. Как писать об отчетности
4. Как писать о законодательстве
Структура и содержание учебного пособия, включающего главы «Система деловых СМИ», «Макроэкономика в СМИ», «Микроэкономика в СМИ», «Финансовые рынки в СМИ», «Индустрии в СМИ», «Сбор информации» и «Технологии работы над материалом», а также практикум, позволяют не только ликвидировать пробелы в базовых знаниях по экономике, благодаря подробнейшему освещению экономических процессов и явлений, с которыми сталкиваются как представители профессионального сообщества, так и читатели в своей повседневной финансово-хозяйственной деятельности, но и овладеть такими необходимыми навыками работы с тематическими материалами, как поиск, технологии получения, верификация, обработка и анализ специализированных данных, а также подбор темы с точки зрения полезности для аудитории и ее подача.
При сравнении соотношения тематического наполнения учебника с требованиями экспертного сообщества к подготовке журналистов (Вихрова, 2018) становится очевидно, что освоение студентами факультетов журналистики материалов и выполнение практических заданий, предложенных на страницах данного издания, позволит минимизировать допускаемые журналистами ошибки и повысить их квалификацию при работе с финансово-экономическими материалами. А значит, и повысить общую эффективность средств массовой информации в решении задач, сформулированных в Проекте «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и «Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017—2023 гг.».
На сегодняшний день учебное пособие является основой для преподавания профессионального модуля «Деловая журналистика» 5—8 семестров бакалавриата направления 42.03.02 «Журналистика» факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, но, принимая во внимание ограниченность временных, финансовых и кадровых ресурсов вузов, целесообразно трансформировать существующую программу модуля в программу общепрофессиональной дисциплины.
Освоение дисциплины предполагается после изучения предшествующих курсов базового блока — «Теории журналистики», «Основ журналистики» и «Экономики».
Помимо формирования у студентов представления о специфике деловых СМИ и изучения их предметно-тематического поля
(которое в последние десятилетия вышло за рамки деловых изданий и распространилось на всех участников экономических отношений — рядовых граждан) дисциплина нацелена на предоставление будущим журналистам теоретического и методологического инструментария для работы с финансово-экономическими материалами, а также на обучение их соответствующим навыкам и технологиям.
В ходе освоения предлагаемой дисциплины у студентов предполагается сформировать следующие компетенции:
Знать: основы современных коммуникационных, профессиональных и этических концепций журналистики; отечественные профессиональные традиции журналистики и понимать их роль по отношению к современным профессиональным технологиям; общие социально-политические, экономические, культурные закономерности их функционирования; структуру и функционирование основных сегментов журналистики печатных СМИ; особенности аудитории печатных СМИ; принципы, технологии, особенности и перспективы работы журналиста в печатных СМИ.
Уметь: находить, анализировать и оценивать актуальные темы для публикаций; создавать тексты универсального и специального содержания для газет, журналов, информационных агентств; планировать собственную авторскую, редакционную и другие виды журналистской деятельности; организовывать и проводить информационные кампании, разрабатывать специальные проекты и акции; выполнять другие внутрипрофессиональные обязанности журналиста печатных СМИ; руководствоваться правовыми и этическими нормами в своей профессиональной деятельности.
Владеть: базовыми знаниями о теоретико-методологической платформе деятельности; комплексом средств и методов поиска и предъявления информации, различными жанровыми технологиями; технологиями редакционной деятельности, реализующими систему профессиональных обязанностей; социально-организаторскими технологиями6.
Преимуществом внедрения предмета «Деловая журналистика» в блок общепрофессиональных дисциплин бакалавриата факультетов журналистики является не только его полное соответствие названным выше целям подготовки студентов, но и решение вопроса финансирования учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса и его тестирования. Также возможно применение существующих и реализуемых на
факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова образовательных технологий.
Заключение
В условиях, когда распространение среди населения базовых финансовых знаний является стратегическим важным для обеспечения стабильного развития экономики государства, поиск и внедрение универсального инструмента профессиональной подготовки журналистов к работе по повышению финансовой грамотности населения приобретает ключевое значение. Обеспечение профессионального поля кадрами, готовыми к решению данной задачи, позволит не только значительно повысить общую эффективность отечественных СМИ, но и сделать их одним из ключевых инструментов решения задач, сформулированных в Проекте «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Министерства финансов РФ и «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 гг.».
На основании результатов исследования можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день таким инструментом является профессиональный модуль «Деловая журналистика», предлагаемый студентам 3—4 курса факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова и базирующийся на одноименном учебнике под редакцией А. В. Вырковского. Он полностью удовлетворяет задачам подготовки выпускников факультетов журналистики к решению задач повышения финансовой грамотности населения РФ. Кроме того, преимуществом внедрения данного предмета в учебные планы факультетов журналистики других российских вузов — в условиях ограниченности временных, финансовых и кадровых ресурсов — является возможность трансформации модуля в общепрофессиональную дисциплину, а также наличие готовых, применяемых на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова образовательных технологий.
Примечания
1 Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» № Р120338. Режим доступа: http://www.garant.rU/files/8/2/1138728/1138728.rtf (дата обращения:
22.01.2018); Распоряжение правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 годы» № 2039-р от 25 сентября 2017 года. Режим доступа: Шр://$1а11с. government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdE"ШaBsQrk505szCcL4PA.pdf (дата обращения: 10.01.2018).
2 Казанский (Приволжский) федеральный университет. Рабочая программа дисциплины «Экономика» для направления 42.03.02 «Журналистика». 2017.
3 Уральский федеральный университет имени Первого президента России Б. Н. Ельцина. Рабочая программа дисциплины экономика для направления 42.03.02 «Журналистика». 2016.
4 На факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова — модуль.
5 В данной статье Набережночелнинский филиал Казанского (Приволжского) федерального университета и Казанский (Приволжский) федеральный университет рассматриваются вне взаимосвязи с целью обеспечения возможности осуществления анализа рабочей программы дисциплины «Деловая журналистика» каждого из учебных заведений по отдельности.
6 Программа профессионального модуля «Деловая журналистика». Программы учебных дисциплин по направлению «Журналистика». Третий и четвертый курсы. Дневное отделение. Бакалавриат. Вариативная часть I. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. 2014. С. 158-159.
Библиография
Амиров В. М. Деловая журналистика. М.: Флинта, 2018.
Амиров В. М., Белоусов А. А. Деловая журналистика: социальный компонент в бизнес-публикации // Извест. Уральск. федерального ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 3. С. 5-10.
Афанасьева А. В., Блинова М. В., Борисяк Д.А., Вайсберг В. А., Вырков-ский А. В., Силуянова П. С., Ховратович М. В., Ходоровский А. М. Деловая журналистика / под ред. А. В. Вырковского. М.: МедиаМир, 2012.
Барановский К. Б. Финансовая журналистика. Деньги говорят. М.: Издательские решения, 2016.
Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2014.
Вартанова Е. Л. Факторы модернизации российских СМИ и проблема социальной ответственности // Медиаскоп. 2009. Вып. 1. Режим доступа: http://mediascope.ru/факторы-модернизации-российских-сми-и-пробле-ма-социальной-ответственности (дата обращения: 10.01.2018).
Вартанова Е. Л., Вырковский А. В. и др. Основы медиабизнеса: учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2014. С. 400.
Вартанова Е. Л. О современном понимании СМИ и журналистики // Медиаскоп. 2010. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/о-сов-ременном-понимании-сми-и-журналистики (дата обращения: 10.01.2018).
Вихрова О. Ю. Профессиональная подготовка журналистов как медиатора финансово-экономических знаний // Медиаскоп. 2018. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2484 (дата обращения: 22.01.2018).
Демина И. Н. Экономическая журналистика: проблемы научного и кадрового обеспечения // Известия ИГЭА. 2011. № 3. С. 186-189.
Демина И. Н. Сущность экономической журналистики // Известия ИГЭА. 2011. № 1. C. 217-221.
Добрецова Н. Н. Освещение экономических тем в средствах массовой информации: учеб. пособие для вузов / под ред. Н. Н. Добрецовой. Бишкек: Принтхаус, 2009.
Иваницкий В. Л. Основные направления в проблематике российской прессы: экономика // Публикация в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ-АФ «СМИ в меняющейся России». 2006.
Иваницкий В. Л. Экономическая журналистика в XXI веке: на пути к взаимопониманию // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2016. № 6. C. 3-26.
Кирьянов С. Н. Медийный императив формирования финансового сознания и повышения финансовой грамотности // Вестн. ТвГУ. 2012. № 1. C. 169-176.
Мельник Г. С, Виноградова С. М. Деловая журналистика. СПб: Питер, 2009.
Мингинос В. П. Степень разработанности научно-методической литературы по экономической журналистике // Мат. V Междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения в свете современных исследований». НИЦ «Апробация». 2014. C. 36-38.
Мингинос В. П. Экономическая журналистика России (в оценках публицистики и науки) // Извест. Южного федерального ун-та. 2014. № 3. С. 191-199..
Румин И, Каррингтон Т., Нельсон М.. Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии. М.: Весь мир, 2004.
Hayes K. (2013) Business Journalism: How to Report on Business and Economics. New York: Apress. P. 273.
Roush C. (2011) Show Me the Money: Writing Business and Economics Stories for Mass Communication. New York: Routledge. P. 395.
References
Afanas'eva A. Y, Blinova M. Y, Borisjak D. A., Vjsberg V A., Vyrkovskij A. Y, Silujanova P. S., Hovratovich M. Y, Hodorovskij A. M. (2012) Delovaja zhurnalis-tika [Business Journalism]. Moscow: MediaMir. (In Russian)
Amirov V M. (2018) Delovaja zhurnalistika [Business Journalism]. Moscow: Flinta (In Russian)
Amirov V M., Belousov A. A. (2013) Delovaja zhurnalistika: social'nyj kom-ponent v biznes-publikacii [Business Journalism. Social Component of Business Articles]. Izvestija Ural'sk. federal'nogo universiteta. Ser. 1: Problemy obrazovani-ja, nauki i kul'tury 3: 5-10. (In Russian)
Baranovskij K. B. (2016) Finansovaja zhurnalistika. Den'gi govorjat [Financial Journalism. Money Speaks]. Moscow: Izdatel'skie reshenija. (In Russian)
Demina I. N. (2011) Jekonomicheskaja zhurnalistika: problemy nauchnogo i kadrovogo obespechenija [Economic Journalism: Problems of Scientific Support and Staffing]. Izvestija IGJeA 3: 186-189. (In Russian)
Demina I. N. (2011) Sushhnost' jekonomicheskoj zhurnalistiki [The Essence of Economic Journalism] Izvestija IGJeA 1: 217—221. (In Russian)
Dobrecova N. N. (2009) Osveshhenie jekonomicheskih tem v sredstvah masso-voj informacii [Media Coverage of Economic Issues]. Bishkek: Printhaus. (In Russian)
Hayes K. (2013) Business Journalism: How to Report on Business and Economics. New York: Apress. P. 273.
Ivanickij V L. (2006) Osnovnye napravlenija v problematike rossijskoj pressy: ekonomika [The Main Directions in the Issues Covered in the Russian Press: Economics]. In Nauchno-Issledovatel'skiy Proekt RGNF-AF«SMIv men-jajushhejsja Rossii» [Research Project of RHSF-AF "Mass Media in Changing Russia"]. (In Russian). Available at: http://www.evartist.narod.ru/text19/062. htm (accessed: 09.03.2019).
Ivanickij V L. (2016) Jekonomicheskaja zhurnalistika v XXI veke: na puti k vzaimoponimaniju [Economic Journalism in the 21st Century: on the Way to Mutual Understanding].Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10: Zhurnalistika 6: 3—26. (In Russian)
Kir'janov S. N. (2012) Medijnyj imperativ formirovanija finansovogo soz-nanija i povyshenija finansovoj gramotnosti [Media Imperative of Shaping Financial Consciousness and Improving Financial Literacy]. Vestn. TvGU 1: 169— 176. (In Russian)
Mel'nik G. S, Vinogradova S. M. (2009) Delovaja zhurnalistika [Business Journalism]. SPb: Piter. (In Russian)
Minginos V P. (2014) Stepen' razrabotannosti nauchno-metodicheskoj li-teratury po jekonomicheskoj zhurnalistike [The Degree of Elaboration of Scientific and Methodical Literature on Economic Journalism] In Materialy VMezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Problemy filologii, kul'turologii i iskusstvovedenija v svete sovremennyh issledovanij» [Proceedings of the 5th Research-to-Practice Conference "Problems of Philology, Cultural Studies and History of Arts in the Light of Modern Research"]. Makhachkala: Aprobacija. Pp. 36-38. (In Russian)
Minginos V. P. (2014) Jekonomicheskaja zhurnalistika Rossii (v ocenkah publicistiki i nauki) [Russian Economic Journalism (as Assessed by Journalists and Scientists)] Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta 3: 191-199. (In Russian)
Roush C. (2011) Show Me the Money: Writing Business and Economics Stories for Mass Communication. New York: Routledge.
Rumin I., Karrington T., Nel'son M. (2004) Pravo na svobodu slova. Rol' SMI v jekonomicheskom razvitii [The Right to Tell: the Role of Mass Media in Economic Development]. Moscow: Vss' mir. (In Russian)
Vartanova E. L. (2014) Postsovetskie transformacii rossijskih SMI i zhurnalistiki [Post-Soviet Transformations of Russian Media and Journalism]. Moscow: MediaMir. (In Russian)
Vartanova E. L., Vyrkovskij A.V (2014) Osnovy mediabiznesa [Fundamentals of Media Business]. Moscow: Aspekt Press. (In Russian)
Vartanova E. L. (2009) Faktory modernizacii rossijskih SMI i problema social'noj otvetstvennosti [Modernization Factors of Russian Mass Media and the Problem of Social Responsibility] Mediaskop 1. (In Russian)
Vartanova E. L. (2010) O sovremennom ponimanii SMI i zhurnalistiki [On Modern Understanding of Mass Media and Journalism]. Mediaskop 1. (In Russian)
Vihrova O. Ju. (2018) Professional'naja podgotovka zhurnalistov kak mediatora flnansovo-jekonomicheskih znanij [Professional Training of Journalists acting as a Mediator of Financial and Economic Knowledge] Mediaskop 4 (In Russian)
Vyrkovskij A. V (2012) Delovaja zhurnalistika [Business Journalism]. Moscow: MediaMir (In Russian)
Поступила в редакцию 16.10.2018