Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции студентов-журналистов Армении: структура и содержание'

Профессиональные компетенции студентов-журналистов Армении: структура и содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗОВ / ЖУРНАЛИСТЫ / СТУДЕНТЫ-ЖУРНАЛИСТЫ / ВУЗЫ АРМЕНИИ / СМИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / STRUCTURE OF COMPETENCIES / LECTURERS IN HIGH EDUCATION INSTITUTIONS / JOURNALISTS / JOURNALISM STUDENTS / UNIVERSITIES OF ARMENIA / MASS MEDIA / SOCIOLOGICAL SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чатинян А.А., Багдасарян А.Р.

Цель исследования: изучить структуру компетенций студентов-журналистов Республики Армения. Методы и организация исследования. В работе были использованы следующие методы: изучение и анализ научно-методической литературы, социологический опрос, математическая статистика. В социологическом опросе приняли участие 4 группы респондентов: более 100 студентов-журналистов 3-4-х курсов и магистрантов, 20 преподавателей журналистики 6 ведущих вузов Армении, в том числе Государственного института физической культуры и спорта Армении. В состав опрошенных вошли также 20 журналистов из разных СМИ, в числе которых ведущие телеканалы Армении: «Общественное телевидение Армении», «Армения», «Кентрон», «Еркир Медиа». Преобладающее большинство респондентов составили женщины 120 человек. На основе анализа научной литературы в модели подготовки студента-журналиста были выделены следующие группы компетенций: теоретические, практические, личностные, а также межличностные, включающие конкретные составляющие. Результаты исследования. Анализ результатов опроса 4 групп респондентов выявил, что в структуре необходимых для студента-журналиста знаний, умений и навыков важное место занимают практические компетенции (46%). Далее по значимости следуют компетенции теоретические (30%) и личностные (14%). По мнению опрошенных, для профессиональной деятельности журналиста менее всего значимы межличностные компетенции (10%). В исследовании были изучены также мнения респондентов о степени значимости в подготовке студента-журналиста конкретных знаний, умений и навыков. В вопросе теоретических компетенций представления преподавателей журналистики и действующих журналистов в целом совпали. Интересным оказалось, что при изучении структуры межличностных компетенций мнения всех трех групп респондентов были практически одинаковы. Заключение. Изучение и анализ мнения всех групп опрошенных позволили выявить иерархию групп компетенций студента-журналиста, круг конкретных умений и навыков, которые позволяют эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Однако при формировании умений и навыков студентов-журналистов, обучающихся в физкультурно-спортивном вузе, необходимо учитывать специфику их будущей профессиональной деятельности, основная направленность которой связана с физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чатинян А.А., Багдасарян А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCIES OF JOURNALISM STUDENTS IN ARMENIA: STRUCTURE AND CONTENT

Aim of the research: to study the structure of competencies of journalism students in the Republic of Armenia. Research methods and organization. We used the following methods in our research: study and analysis of scientific literature, sociological survey, and mathematical statistics. Four groups of respondents took part in the sociological survey: over 100 undergraduate and graduate journalism students, 20 journalism lecturers in 6 leading universities of Armenia, including the Armenian State Institute of Physical Culture and Sport. The survey involved 20 journalists from various including major TV channels «Armenian Public Television», «Armenia TV», «Kentron» and «Erkir media». The overwhelming majority of respondents were women 120 people. Based on the analysis of scientific literature, we identified the following groups of competencies in the model of journalism education: theoretical, practical, personal, and interpersonal groups including specific components. Research results. The research revealed that practical competencies (46%) play a crucial role in the structure of practical competencies essential for journalism students. Theoretical (30%) and personal competencies (14%) take second place. According to the respondents, interpersonal competencies are the least significant for the professional activity of a journalist (10%). We studied the opinion of respondents on the significance of specific skills and abilities for journalism students. Journalism educators and current journalists shared certain insights into the issue of theoretical competencies. It is particularly interesting that all three groups of respondents had the same opinion on interpersonal competencies. Conclusion. The analysis of survey results revealed the hierarchy of competency groups of journalism students, and the range of specific skills abilities contributing to effective professional activities. However, it is important to take into account the peculiarities of the future professional activity of journalism students in sport universities when building specific capacities and skills.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции студентов-журналистов Армении: структура и содержание»

УДК 378.14 DOI: 10.36028/2308-8826-2019-7-4-85-94

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ АРМЕНИИ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

А.А. Чатинян, А.Р. Багдасарян

Государственный институт физической культуры и спорта Армении, Ереван, Республика Армения

Аннотация

Цель исследования: изучить структуру компетенций студентов-журналистов Республики Армения. Методы и организация исследования. В работе были использованы следующие методы: изучение и анализ научно-методической литературы, социологический опрос, математическая статистика. В социологическом опросе приняли участие 4 группы респондентов: более 100 студентов-журналистов 3-4-х курсов и магистрантов, 20 преподавателей журналистики 6 ведущих вузов Армении, в том числе Государственного института физической культуры и спорта Армении. В состав опрошенных вошли также 20 журналистов из разных СМИ, в числе которых ведущие телеканалы Армении: «Общественное телевидение Армении», «Армения», «Кентрон», «Еркир Медиа». Преобладающее большинство респондентов составили женщины - 120 человек. На основе анализа научной литературы в модели подготовки студента-журналиста были выделены следующие группы компетенций: теоретические, практические, личностные, а также межличностные, включающие конкретные составляющие. Результаты исследования. Анализ результатов опроса 4 групп респондентов выявил, что в структуре необходимых для студента-журналиста знаний, умений и навыков важное место занимают практические компетенции (46%). Далее по значимости следуют компетенции теоретические (30%) и личностные (14%). По мнению опрошенных, для профессиональной деятельности журналиста менее всего значимы межличностные компетенции (10%). В исследовании были изучены также мнения респондентов о степени значимости в подготовке студента-журналиста конкретных знаний, умений и навыков. В вопросе теоретических компетенций представления преподавателей журналистики и действующих журналистов в целом совпали. Интересным оказалось, что при изучении структуры межличностных компетенций мнения всех трех групп респондентов были практически одинаковы. Заключение. Изучение и анализ мнения всех групп опрошенных позволили выявить иерархию групп компетенций студента-журналиста, круг конкретных умений и навыков, которые позволяют эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Однако при формировании умений и навыков студентов-журналистов, обучающихся в физкультурно-спортивном вузе, необходимо учитывать специфику их будущей профессиональной деятельности, основная направленность которой связана с физической культурой и спортом.

Ключевые слова: структура компетенций, преподаватели вузов, журналисты, студенты-журналисты, вузы Армении, СМИ, социологический опрос.

PROFESSIONAL COMPETENCIES OF JOURNALISM STUDENTS IN ARMENIA: STRUCTURE AND CONTENT

A. Chatinian, ashothock@yandex.com, ОRCID: 0000-0002-5711-5584 A. Bagdasarian, arevik24@gmail.com, ОRCID: 0000-0002-2257-3104 Armenian State Institute of Physical Culture and Sport, Erevan, Republic of Armenia Abstract

Aim of the research: to study the structure of competencies of journalism students in the Republic of Armenia. Research methods and organization. We used the following methods in our research: study and analysis of scientific literature, sociological survey, and mathematical statistics. Four groups of respondents took part in the sociological survey: over 100 undergraduate and graduate journalism students, 20 journalism lecturers in 6 leading universities of Armenia, including the Armenian State Institute of Physical Culture and Sport. The survey involved 20 journalists from various including major TV channels «Armenian Public Television», «Armenia TV», «Kentron» and «Erkir media». The overwhelming majority of respondents were women - 120 people. Based on the analysis of scientific literature, we identified the following groups of competencies in the model of journalism education: theoretical, practical, personal, and interpersonal groups including specific components.

Research results. The research revealed that practical competencies (46%) play a crucial role in the structure of practical competencies essential for journalism students. Theoretical (30%) and personal competencies (14%)

take second place. According to the respondents, interpersonal competencies are the least significant for the professional activity of a journalist (10%). We studied the opinion of respondents on the significance of specific skills and abilities for journalism students. Journalism educators and current journalists shared certain insights into the issue of theoretical competencies. It is particularly interesting that all three groups of respondents had the same opinion on interpersonal competencies.

Conclusion. The analysis of survey results revealed the hierarchy of competency groups of journalism students, and the range of specific skills abilities contributing to effective professional activities. However, it is important to take into account the peculiarities of the future professional activity of journalism students in sport universities when building specific capacities and skills.

Keywords: structure of competencies, lecturers in high education institutions, journalists, journalism students, universities of Armenia, mass media, sociological survey.

ВВЕДЕНИЕ

Реформы в области образования, осуществляемые в современных условиях развития общества, ставят перед журналистами новые задачи. Несмотря на ценность и необходимость использования опыта прошлого, изменения в деятельности журналиста, совершенствование процесса его подготовки неизбежны и необходимы.

Перед современными вузами стоит задача подготовки журналистов, владеющих необходимыми знаниями, способностями, навыками и придерживающихся определенных общественных ценностей. Это значит, что обучение в вузах не только должно идти в ногу со временем, необходимо также учитывать тенденции развития общества [11]. В XXI веке роль журналиста стала более многофункциональной и приобрела еще большую значимость. Важность роли журналиста, особенности профессиональной деятельности, проблема его профессионального совершенствования и другие вопросы во все времена были в поле зрения исследователей [10]. Большая часть общества воспринимает многие явления и события окружающего мира глазами журналиста, поэтому чем ярче его индивидуальность, чем более развито его умение правильно оценивать, объективно и беспристрастно отражать реальность, чем качественнее общее и профессиональное образование, обеспечивающее высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, тем эффективнее его деятельность и выше мастерство влияния на аудиторию [12]. В современной педагогике существуют разнообразные представления о содержании, формах, методиках формирования компетен-

ций специалистов. В связи с этим с теоретической и практической точек зрения большое значение приобретают исследования вопросов педагогического образования, понимание сущности и уточнение идеи компетентност-ного подхода в профессиональном образовании и совершенствовании.. В рамках современных концепций развития образования профессиональная компетенция журналиста представляет многофункциональную целостность знаний, способностей, умений, навыков, индивидуальных качеств, благодаря которым осуществляется его профессиональная деятельность. Компетенции дают целостное представление о профессиональной характеристике (профес-сиограмме) журналиста [5]. Это определяет необходимость выявления сущности, цели образования, формирования среды образования, оценки результатов учебной деятельности студентов-журналистов, а также формирования их ключевых компетенций [12]. В этом аспекте следует подчеркнуть необходимость формирования активно действующей личности, которая, сознавая требования современного общества, выполняет профессиональные функции в постоянно расширяющейся и взаимопроникающей межкультурной среде [18]. Анализ научной литературы позволил выявить, что довольно подробно исследованы общие вопросы профессиональных компетенций [1,2,3,7,8,12,16,17,19,20], а проблема компетенций журналиста находится пока в стадии изучения.

Следует добавить, что в сфере физической культуры и спорта практически не изучались профессиональные компетенции студентов-журналистов, чем обусловлена важность и

актуальность настоящего исследования, результаты которого позволят в условиях вуза совершенствовать уровень компетенций будущих журналистов, тем самым способствуя повышению эффективности их последующей профессиональной деятельности. Цель исследования: изучить структуру компетенций студентов-журналистов Республики Армения.

МЕТОДЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе были использованы следующие методы: изучение и анализ научно-методической литературы, социологический опрос, математическая статистика. С целью решения сформированных задач, выявления сущности компетентностного подхода, структуры компетенций в профессиональном образовании журналистов был организован социологический опрос среди действующих журналистов, преподавателей журналистики и студентов-журналистов ведущих вузов Армении.

Сущность компетентностного подхода в высшем образовании нами понимается как комплекс ведущих компетенций студента, позволяющий в последующей деятельности успешно выполнять профессиональные функции. Он служит основой для разработки программ обучения, выбора определенных педагогических технологий, средств и способов оценки сформированных компетенций и т.д. Прежде всего проясним сущность категорий «компетентность» и «компетенция». Считается, что компетентность — это приобретение субъекта деятельности, которое предполагает формирование универсальных знаний, умений, навыков и личностных качеств [6]. Компетентность — это усваивание системы компетенций со стороны конкретного индивида. Компетенция же включает систему знаний, умений, навыков, личностных качеств личности, которые определяют степень его готовности к осуществлению будущей деятельности. Следует отметить, что в вопросе классификации компетенций по группам и выделения в каждой из групп конкретных компетенций мы опирались на мнения и рекомендации спе-

циалистов [4,5,7,12,13,14,16], однако несколько усовершенствовали их в соответствии с предложениями действующих журналистов и преподавателей журналистики ведущих вузов Армении. В частности, в профессиональной модели студента-журналиста мы выделили следующие ключевые компетенции: теоретические, практические, личностные и межличностные, которые включают в себя различные составляющие.

В проведенном исследовании приняли участие свыше 100 студентов-журналистов 3-4-х курсов, а также магистрантов, 20 преподавателей журналистики ведущих вузов Армении: Ереванского государственного университета, Государственного института физической культуры и спорта Армении, Ереванского государственного лингвистического университета, Армянского государственного педагогического университета, Ереванского государственного университета языков и социальных наук им. В. Брюсова, Российско-Армянского (славянского) университета, а также 20 журналистов из разных СМИ, в том числе ведущих телеканалов Армении, таких как «Общественное телевидение Армении», «Армения», «Кентрон», «Еркир Медиа». Преобладающее большинство респондентов составили женщины — 120 человек. Действующие журналисты, работающие в разных СМИ, имели стаж работы 5-7 лет, а преподаватели журналистики обладали 15-20-летним опытом педагогической деятельности.

Анкета для опроса была разработана в соответствии с рекомендациями специалистов [7] на основе закрытых ответов. Опрос проводился как электронным, так и классическим (бумажным) методом.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Изучая современные требования к профессиональным компетенциям, мы ссылались на те из них, которые играют основополагающую роль и имеют важное значение как для эффективной профессиональной деятельности журналистов, так и для процесса их самосовершенствования [6,8,9,11,13,14,15]. Существует много факторов, влияющих на

уровень и качество владения компетенциями студента-журналиста. Они начинаются с личностных качеств, знаний индивида и заканчиваются профессионально важными умениями и навыками.

Перед основным социологическим опросом была проведена экспериментальная проверка анкеты для уточнения правильности формулировки вопросов, логики построения опроса, ясности предлагаемых ответов с целью их возможного редактирования и корректировки. Первый вопрос анкеты был направлен на выявление структуры необходимых групп компетенций журналиста. Обобщенные результаты ответов показали, что во всех 3 группах подавляющее большинство опрошенных отдали предпочтение практическим компетенциям (46%), объяснив это тем, что главная часть работы журналиста связана с практической деятельностью (рисунок 1). Большое значение респонденты придали также теоретическим компетенциям (30% ответов), поскольку полагали, что без теоретических знаний невозможно стать хорошим специалистом. По степени значимости последними

были отмечены личностные (14 %) и межличностные (10%) компетенции. С целью выявления различных точек зрения относительно одного и того же вопроса дальнейшее исследование осуществлялось отдельно для каждой из трех групп респондентов. Учитывая мнение большинства опрошенных в ранжировании изученных показателей, мы в первую очередь исследовали содержание практических компетенций. Анализ ответов студентов-журналистов по данному вопросу выявил, что главное место среди практических компетенций занимает умение управлять информацией, находить ее в разных источниках и анализировать (рисунок 2). Такого мнения придерживаются 30% опрошенных. Студенты полагают, что в работе журналиста значительное место занимает также способность правильно анализировать и синтезировать медиа-материалы, что является необходимым условием для успешной работы в СМИ.

Изучение данного вопроса среди действующих журналистов и преподавателей журналистики ведущих вузов Армении выявило

Личностные. Personal 14%

Межличностные Interpesonal 10%

Теоретические Theoretical 30%

Практические Рисунок 1 - Мнение всех групп респондентов о структуре 46 % профессиональных компетенций студентов-журналистов Figure 1 - Opinion of all groups of respondents on the structure of professional competencies of journalism students

Рисунок 2 - Мнение студентов-журналистов о структуре практических компетенций журналиста Figure 2 - Opinion of journalism students on the structure of practical competencies of a journalist

совпадение ответов (рисунок 3). В частности, 28% преподавателей и журналистов в вопросе о наиболее важной практической компетенции студента-журналиста отметили умение организовывать, планировать и контролировать свою профессиональную деятельность. Респонденты считают, что эти умения дают студентам возможность легко анализировать, синтезировать и создавать опосредованную базу данных (медиатекст). Такого ответа придерживаются 22% опрошенных. При исследовании степени значимости теоретических компетенций выяснилось, что 36% студентов-журналистов отдают предпочтение профессиональным знаниям (4). Значимость остальных теоретических компетенций была представлена ими в следующей последовательности: знание родного и иностранных языков (25%), владение современными журналистскими методами и технологиями (16%) и обладание базовыми навыками работы на компьютере (12%).

Развитие современных информационных технологий заставляет журналиста идти в ногу со временем, стремительно двигаться вперед во избежание потенциальных проблем. И хотя это сегодня является просто необходимым, студенты полагают, что не эти умения определяют успешность профессиональной деятельности современного журналиста. Что касается мнения преподавателей и журналистов, то они, основываясь на своем многолетнем опыте и собственных знаниях, распределили теоретические компетенции в соответствии со степенью их значимости в последовательности, представленной на рисунке 5. Большинство из них (45%) отдали предпочтение профессиональным знаниям, 20% — владению родным и иностранными языками. У этой категории опрошенных последней по значимости компетенцией, имеющей важное значение для успешной деятельности современного журналиста, является умение владеть базовыми навыками работы

Рисунок 3 - Мнение преподавателей журналистики и журналистов о структуре практических компетенций журналиста Figure 3 - Opinion of journalism lecturers and journalists about the structure of practical competencies of a journalist

Владение технологией

составления журналистского текста

12% Mastery of journalistic text writing technology 12%

Владение базовыми навыками работы на компьютере 16% Mastery basic computer skills 16%

Владение современными журналистскими методами и технологиями 1 l%Mastery of medern journalistic methods and technologil 11%

Владение родным и иностранным языками 25% Mastery knowledge of native and foreign languages25%

Владение основами профессиональных знаний 36% Mastery proficiency in basic knowledge 36%

Рисунок 4 - Мнение студентов-журналистов о структуре теоретических компетенций журналиста Figure 4 - Opinion of journalism students about the structure of theoretical competencies of a journalist

на компьютере (10% ответов). Хотя, на наш взгляд, данная компетенция имеет отношение не к теоретической, а прежде всего к практической составляющей умений журналиста. При исследовании особенностей межличностных компетенций было выявлено, что 31% студентов-журналистов первое место отводят умению выполнять командную работу (рисунок 6). Второе место было отведено способности журналиста формировать межличностные отношения (21% ответов). Далее по значимо-

сти следует способность работать в международной среде. Полагаем, что чем больше и крепче межличностные и международные контакты журналиста, тем выше его способность общаться с отдельными лицами и группами людей, перенимать опыт их работы, тем эффективнее деятельность журналиста и степень его востребованности в обществе. Преподаватели журналистики, как и студенты, в первую очередь подчеркивают важность командной работы журналиста (рисунок 7).

Владение базовыми навыками работы на компьютере 13% Mastery basic computer skills 13%

Владение родным и иностранным языками 20% Mastery knowledge of native and foreign languages 20%

Владение технологией составления журналистского 10% Mastery of journalist compilation technology 10%

Владение современными журналистскимиметодам и и технологиями 12% Mastery of journalistic metrics and technologies 12%

Рисунок 5 - Мнение преподавателей журналистики и журналистов о структуре теоретических компетенций Figure 5 - Opinion of journalism educators and journalists about the structure of theoretical competencies

Владение основами <■ профессиональных

знаний 45% Mastery proficiency in basic knowledge 45%

Умение работать в международной среде 16%Abilty to work in an international environment

Способность выполнять командную t>a6oTv

Способность общаться с. отдельными людьми и группами людей

21 %Ability to comminicate with individuals and groups of people 21%

Умение работать в межпредметной команде 18% Ability to work in an intersubject team 18%

Рисунок 6 - Мнение студентов-журналистов о структуре межличностных компетенций журналиста Figure 6 - Opinion of journalism students on the structure of interpersonal competencies

Способность формировать межличностные отношения 14% The ability of a journalist to form interpersonal relationships 14%

Способность общаться с отдельными людьми и

группами людей 9%Abilityto comminicate with individuals and groups of people 9%

Умение работать в международной среде 11% Ability to work in an

Способность выполнять командную работу 28%Ability to do team work

Умение работать в межпредметной команде 18% Ability to work in an interdisciplinary team 18%

Способность формировать межличностные отношения 34%The ability of a journalist to form interpersonal relationships 34%

Рисунок 7 - Мнение преподавателей журналистики о структуре межличностных компетенций журналиста Figure 7 - Opinion of journalism educators about the structure of interpersonal competencies

Этого мнения придерживаются 34% преподавателей. Для правильного общения с отдельными людьми, группами людей на международном уровне журналист изначально должен быть общительным. Однако в отличие от мнения студентов в структуре межличностных отношений для преподавателей меньшую значимость имеет способность общения с отдельными людьми и группами людей (9% ответов). При выяснении мнения действующих журналистов ведущих СМИ Армении оказалось (рисунок 8), что их ответы были больше ориентированы на важность умения формировать межличностные отношения (31% ответов), значимость которых, по-видимому, объясняется тем, что журналисты редко работают в одиночку и в практической деятельности всегда контактируют со своими коллегами.

Важное значение для журналиста имеет способность выполнять командную работу, о чем свидетельствует 28% ответов действующих журналистов.

Интерес представляет одинаковое мнение всех трех групп респондентов по вопросу классификации личностных компетенций студента-журналиста (рисунок 9). Предпочтение было отдано умению правильно использовать рабочее время (47% ответов). Далее по значимости почти в одинаковой степени были выделены умение на практике использовать знания и осознание необходимости профессионального совершенствования (26 и 27% ответов).

Следует добавить, что изученные компетенции студентов-журналистов имеют общепрофессиональную направленность и составляют основу деятельности во всех сферах общественной жизни. Однако при формировании

Умение работать в международной среде 6% Ability to work in an international environment 6%

Способность общаться с отдельными людьми и группами 22% Ability to comminicate with individuals and groups of people 22%

Способность выполнять командную работу 28% Ability to do teamwork 28%

Способность формировать межличностные отношения .31% The ability of а journalist to form interpersonal relationships 31%

Рисунок 8 - Мнение журналистов ведущих СМИ Армении о структуре межличностных компетенций журналиста Figure 8 - Opinion of journalists of major Armenian mass media about the structure of interpersonal competencies

Умение работать в межпредметной команде 13% Ability to workman interdisciplinary team 13%

Осознание необходимости профессионального совершенства 27%Awareness of the need for professional excellence 27%

Умение эффективно использовать время 47% The ability to effectively use time 47%

Умение на практике использовать свои знания

26% Ability to use knowledge in practice 26%

Рисунок 9 - Мнение студентов-журналистов, преподавателей журналистики и журналистов о структуре личностных компетенций журналиста

Figure 9 - Opinion of journalism students, educators and journalists about the structure of personal competencies

умений и навыков студентов-журналистов, обучающихся в физкультурно-спортивном вузе, необходимо также учитывать специфику их будущей профессиональной деятельности, которая связана с физической культурой и спортом. Это предполагает разработку и совершенствование учебных планов и программ, соответствующую организацию всего учебного процесса.

Решению этих и других задач в рамках данной проблемы будут посвящены последующие этапы нашего исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ результатов опроса студентов-журналистов, преподавателей журналистики, действующих журналистов выявил, что в структуре профессиональных компетенций студентов-журналистов важное место занимают практические компетенции (46%). Далее по значимости следуют теоретические (30%) и личностные компетенции (14%). По мнению опрошенных, для профессиональной деятельности журналиста менее всего значимы межличностные компетенции (10%). Изучение мнения студентов-журналистов показало, что в структуре практических компетенций важное место для них занимает умение анализировать и управлять информацией, а также организовывать, планировать и контролиро-

ЛИТЕРАТУРА

1. Арнаудян, А.П. Методологические основы развития педагогических курсов усовершенствования учителей: дис. ... канд.пед.наук / П.П. Арнаудян. -Ереван,2014. - С. 17-45 (на армянском языке).

2. Асрорович, Н. Педагогико-психологические особенности формирования профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе / Н. Асрорович. - Душанбе, 2012 [Электронный ресурс] ИИр://\«\т«.^$$ег$. ru/1pedagogika/ (дата обращения: 20.05.2019)

3. Будагян, А.С. Построение и реализация образовательных программ, направленных на формирование компетенций / Методические указания. Национальный центр стратегических исследований в сфере образования / А.С. Будагян, С.Б. Карабекян. - Ереван, 2010. - С. 28-32 (на армянском языке).

4. Вартанова, Е.Л. Компетенции журналиста: классика и инновации [Электронный ресурс] / Е.Л. Вартанова. - http://myshared.ru (дата обращения: 29.05.2019).

5. Ворошилов, В.В. Журналистика: учебник / В.В. Ворошилов. - 7-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. - 492 с.

вать профессиональную деятельность. Ответы преподавателей журналистики и журналистов ведущих СМИ Армении относительно структуры и содержания практических компетенций были одинаковы, однако в отличие от студентов данные группы респондентов считают наиболее важным для будущего журналиста умение организовать, планировать и контролировать профессиональную деятельность. В отношении теоретических компетенций было выявлено, что представления преподавателей журналистики и действующих журналистов в целом совпали. Предпочтение было отдано области профессиональных знаний. В отличие от них студенты-журналисты в этом вопросе наиболее важным считают знание родного и иностранных языков. Интересным является представленная тремя группами респондентов одинаковая градация личностных и межличностных компетенций студентов-журналистов.

Необходимо отметить, что основой для формирования и совершенствования необходимых профессиональных компетенций студентов-журналистов могут служить современные вузовские образовательные программы, реализация которых позволит выпускникам эффективно осуществлять свои профессиональные функции в дальнейшей деятельности.

6. Голованов, В.П. Инновационные подходы к развитию профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования туристско-краеведческого профиля / В.П. Голованов, С.А. Стрельникова // Теория и практика дополнительного образования. - 2010. - № 9. - С. 35-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 281-316.

8. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 2. - С. 7-14.

9. Капацинская, В.М. Формирование профессиональной компетенции студентов- журналистов и Р1?-специалистов: грани взаимодействия / В. М. Капацинская // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. -№ 2(2). - С. 436-439.

10. Менемшян, А. Роль журналистского образования в формировании информационной среды. Вопросы истории и теории журналистики / А. Менемшян. -Ереван: ЕГУ, 2010. - С. 28-33 (на армянском языке).

11. Менчер, М. Основы журналистики / М. Менчер. -Ереван, 2008. - С. 326-329 (на армянском языке).

12. Петросян, Г. Обеспечение качества профессионального образования и компетентностный подход. Монография / Г. Петросян. - Ереван, 2013. - С. 264 (на армянском языке).

13. Степанян, А. Содержание профессионально-педагогических компетенций учителя физической культуры / А. Степанян // Педагогическая мысль. -2017. - № 3-4. - С. 212-218 (на армянском языке).

14. Степанян, А. Роль информационно-коммуникационной компетенции в профессиональной деятельности учителя физической культуры / А. Степанян // Педагогическая мысль. - 2014. - № 1-2. - С.63-68 (на армянском языке).

15. Третьякова, О. С. Формирование компетенций у будущих специалистов туриндустрии на основе компьютерного тестирования: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Третьякова Ольга Сергеевна. - Челябинск, 2009. - 24 с.

16. Федотов, А. Д. Компетентностный подход к анализу кадрового обеспечения системы физической культуры и спорта высшего образования Республики

REFFERENCES

1. Arnaudian A.P. Metodologicheskie osnovy razvitiia pedagogicheskikh kursov usovershenstvovaniia uch-itelei: dis. ... kand. ped. nauk [Methodological fundamentals of the development of educational courses of advanced training for teachers: dis. ... cand. ped. sciences]. Erevan, 2014. pp.17-45 (in Armenian).

2. Asrorovich N. Pedagogiko-psikhologicheskie oso-bennosti formirovaniia professionalnoi kompetent-nosti zamestitelia direktora shkoly po vospitatelnoi rabote [Educational and psychological aspects of building professional competence of the deputy principal for educational affairs]. Dushanbe, 2012. Available at: http://www.dissers.ru/1pedagogika. (accessed 05.20.2019)

3. Budagian A.S., Karabekian S.B. Natsionalny tsentr strategicheskikh issledovanii v sfere obrazovaniia [Elaboration and implementation of educational programs aimed at building competencies. Methodical instructions. National Center for Strategic Studies in Education]. Erevan, 2010, pp. 28-32 (in Armenian).

4. Vartanova E.L. Competencies of a journalist: traditions and innovations [Kompetentsii zhurnalista: klassika i innovatsii] Available at: http://myshared. ru (accessed 05.29.2019).

5. Voroshilov V.V. Zhurnalistika: uchebnik [Journalism: textbook]. Moscow, KNORUS Publ., 2016, 492 p.

6. Golovanov V.P., Strelnikova S.A. [Innovative approaches to the development of professional competence of educators of advanced training courses in the field of tourism and native land studies] Teoriia i praktika dopolnitelnogo obrazovaniia [Theory and practice of advanced training], 2010, no. 9, pp. 35-36.

7. Dobrenkov V.I, Kravchenko A.I. Methods of sociological research: Textbook. Moscow: INFRA Publ., 2004, pp. 281-316.

8. Zimniaia I.A. [Key competencies - new paradigm of education outcomes] Eksperiment i innovatsii v shkole [Experiment and innovations at school], 2009, no. 2, pp. 7-14.

Татарстан / А.Д. Федотов, В.Л. Калманович // Наука и спорт: современные тенденцции. - 2017. - Т. 15, № 2. - С. 59-61.

17. Чечко, Т.Н. Ключевые филологические компетенции студентов педагогического университета на начальном этапе изучения русской словесности (синхронный и диахронный аспекты) / Т.Н. Чечко // Текст. Язык. Человек: материалы IV Междунар. науч. конф., Мозырь, 15-16 мая, 2007. в 2 ч. - Мозырь,

2007. - Ч. 2. - С. 212-214.

18. Чечко, Т.Н. Компетентностный подход как основа современного педагогического образования / Т.Н. Чечко // Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа- вуз»: материалы VII Международной науч.- метод. конф., в 2 ч.- Гомель: ГГУ им. Ф. Скори-ны, 2009. - Ч. 2. - С. 86-88.

19. Patricia K. Zingheim, Gerald L. Ledford, & Jay R. Schuster (1996). Competencies and competency models: does one size fit all?, ACA Journal, 5(1), P. 56-65.

20. Graduate Attributes and professional Competencies [Электронный ресурс].-http://www.ieagreements. com/Gradprofiles.cfm

9. Kapatsinskaia V.M. [Building professional competence of journalism students and PR-specialists: facets of interaction] Vestnik Nizhegorodskogo uni-versiteta im. N.I. Lobachevskogo [Bulletin of Nizhnii Novgorod University.named after N.I. Lobachevskii], 2014, no. 2(2), pp. 436-439.

10. Menemshian A. The role of journalistic education in the development of information environment. Issues of history and theory of journalism: Erevan: EGU. 2010, pp. 28-33 (in Armenian).

11. Mencher M. Fundamentals of journalism. Erevan,

2008, pp. 326-329 (in Armenian).

12. Petrosian G. Vocational education quality assurance and a competent approach. Monograph. - Erevan, 2013, 264 p. (in Armenian).

13. Stepanian A. [The content of professional and educational competencies of a physical education teacher] Pedagogicheskaia mysl [Pedagogical thought], no. 3-4, Erevan, 2017, pp. 212-218 (in Armenian).

14. Stepanian A. [The role of the information and communication competency in the professional activity of a physical education teacher] Pedagogicheskaia mysl [Pedagogical Thought], 2014, no. 1-2, pp. 63-68 (in Armenian).

15. Tretiakova O.S. Formirovanie kompetentsii u budush-chikh spetsialistov turindustrii na osnove kompiuter-nogo testirovaniia: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk [Building competencies in future specialists of the tourism industry on the basis of computer testing: abstract dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.08]. Cheliabinsk, 2009, 24 p.

16. Fedotov A.D., Kalmanovich V.L. [Competent approach to the analysis of human resources systems of physical culture and sports of the higher education of the Republic of Tatarstan]. Science and sport: current trends, 2017, vol. 15, no. 2, pp. 59-61 (in Russ.).

17. Chechko, T. N. [Key philological competencies of students at a pedagogical university at the initial stage of studying Russian language arts (synchronous and diachronic aspects)] Tekst. Iazyk. Chelovek: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf [Text. Language. Human:

proceedings of the IV Intern. Scien. Conf..], Mozyr, 2007, vol. 2, Part 2, pp. 212-214.

18. Chechko T.N. [Competence-based approach as the basis of modern pedagogical education] Sovremen-noe obrazovanie: preemstvennost i nepreryvnost obrazovatelnoi sistemy "shkola-vuz": materialy VII Mezhdunarodnoi nauch.-metod. konf. [Modern education: continuity and sustainability of the "school-university" educational system: proceedings of the

VII International Conference on Science and Methods], 2009, vol. 2, Part 2, pp. 86-88.

19. Patricia K. Zingheim, Gerald L. Ledford, & Jay R. Schuster (1996). Competencies and competency models: does one size fit all?, ACA Journal, 5(1), pp. 56-65.

20. Graduate Attributes and professional Competencies. Available at: http://www.ieagreements. com/Grad-profiles.cfm (accessed 05.29.2019).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Чатинян Ашот Агванович - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии спорта; Государственный институт физической культуры и спорта Армении; 0070, Армения, Ереван, ул. А. Манукяна, 11; e-mail: ashothock@yandex.com; О1?СЮ: 0000-0002-5711-5584.

Багдасарян Ареват Рафиковна - ассистент кафедры спортивной журналистики и шахмат, Государственный институт физической культуры и спорта Армении; 0070, Армения, Ереван, ул. А. Манукяна, 11; e-mail: arevik24@ gmail.com; О1?СЮ: 0000-0002-2257-3104.

Поступила в редакцию 28 мая 2019 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Чатинян, А.А. Профессиональные компетенции студентов-журналистов Армении: структура и содержание / А.А. Чатинян, А.Р. Багдасарян // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019. - Т. 7, № 4. - С. 85-94. 001: 10.36028/2308-8826-2019-7-4-85-94

FOR CITATION

Chatinian A.A., Bagdasarian A.R. Professional competencies of journalism students in Armenia: structure and content. Science and sport: current trends, 2019, vol. 7, no. 4, pp. 85-94 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2019-7-4- 85-94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.