УДК 378.14
DOI: 10.18384/2310-7219-2018-1-117-128
современные требования к содержанию правовой подготовки бакалавров по направлению «журналистика»
Калугина ЕГ, Житиневич ДГ.
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
236016, г. Калининград, ул. Александра Невского, д. 14, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматриваются содержание правовой компетенции бакалавров по направлению «Журналистика» и критерии отбора содержания дисциплин правового блока. Анализируются учебные планы и рабочие программы дисциплин основных образовательных программ по направлению «Журналистика» для бакалавриата отечественных университетов. Результаты исследования сопоставляются с выводами авторов модельной программы по журналистике, предложенной ЮНЕСКО, и требованиями к правовой подготовке сотрудников СМИ, установленными в профессиональных стандартах. Авторы приходят к выводу, что формирование правовой компетенции бакалавров по направлению «Журналистика» будет наиболее эффективным в рамках правового модуля, который должен включать два блока: общепрофессиональный, направленный на приобретение общих знаний, умений и навыков в правовой сфере, и специальный, учитывающий особенности профессиональной направленности.
Ключевые слова: журналистское образование, бакалавриат по направлению «Журналистика», профессиональные стандарты, правовая подготовка, правовая компетенция.
MODERN requirements TO THE CONTENT OF LEGAL TRAINING
for bachelors of journalism
E. Kalugina, D. Zhitinevich
Immanuel Kant Baltic Federal University Nevskogo Street - 14, Kaliningrad, Russia 236016
Abstract. The article deals with the content of the legal competence of bachelors of Journalism (B.J. students) and the criteria for selecting the content of disciplines in the field of law. The author analyses curricula and educational programmes of disciplines included in the main educational programms for journalists taught to B.J. students at Russian universities. The research results are compared with the authors' conclusions on the model programme for journalism education proposed by the UNESCO, and the requirements for legal training of media employees established in professional standards. The authors conclude that legal competence of B.J. students should be developed within the legal module which should include two blocks - a general professional block aimed at the development of general knowledge and skills in the field of law, and a special one related to the peculiarities of the professional field. Key words: journalistic education, Bachelor of Journalism degree, professional standards, legal training, legal competence.
© Калугина Е.Г., Житиневич Д.Г., 2018.
В условиях развития информационно-коммуникационных технологий и конвергенции средств массовой информации правовая подготовка становится важнейшей частью профессиональной компетентности журналиста. «Интернетизация» средств массовой информации способствует диверсификации профессий в сфере СМИ, что приводит к расширению требований к знаниям и умениям в области права. Однако на уровне высшей школы, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания эффективности правовой подготовки будущих журналистов. В действующем образовательном стандарте по направлению «Журналистика» для бакалавриата, в отличие от предыдущего, представлены весьма размытые требования к знаниям и умениям выпускников в области права. В документе содержатся только две компетенции, имеющие непосредственное отношение к правовой подготовке выпускников: общекультурная - «способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности» - и общепрофессиональная - «способность руководствоваться в профессиональной деятельности правовыми нормами, регулирующими функционирование СМИ» [8]. В новом образовательном стандарте, утверждённом Минобрна-уки 8 июня 2017 г., представлены ещё более обобщённые формулировки. В нём закреплены универсальная компетенция - «способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений» - и общепрофессиональная - «способен учитывать в
профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникаци-онных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования» [9]. Дисциплины, в рамках которых должны формироваться указанные компетенции, и их содержание университеты определяют самостоятельно.
Вместе с тем в утверждённых Минтрудом профессиональных стандартах «Связь, информационные и коммуникационные технологии» и «Средства массовой информации, издательство и полиграфия» содержится ряд требований к правовой подготовке представителей СМИ, которые следует учитывать при формировании правовой компетенции бакалавров направления «Журналистика». Анализ этих документов показал, что наиболее востребованными являются:
- знание законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, методических и нормативных документов, регламентирующих деятельность СМИ;
- знание законодательства Российской Федерации в области интеллектуальной собственности;
- знание трудового законодательства Российской Федерации;
- знание порядка заключения договоров, в том числе авторских, правил составления юридической документации [5, с. 237-239].
Наличие профессиональных стандартов, устанавливающих определённые требования к правовой подготовке представителей СМИ, обусловливает необходимость унификации содержания соответствующего блока при ре-
ализации образовательных программ по направлению «Журналистика», что требует конкретизации содержания правовой подготовки. Однако на сегодняшний день в академической среде отсутствует согласие по поводу содержания правового блока и оптимального способа организации процесса правового обучения. Авторы статьи ставят целью предложить научно обоснованный подход к проектированию содержания правового блока в структуре образовательной программы по направлению «Журналистика» для бакалавриата. Реализация этой цели представляется возможной посредством решения следующих задач:
- выявить содержание правовой компетенции бакалавров направления «Журналистика»;
- определить наиболее эффективный способ организации процесса правового обучения;
- предложить критерии отбора содержания дисциплин правового блока и определить их минимальную трудоёмкость.
В условиях компетентностно ориентированного высшего образования основополагающими в аспекте правовой подготовки становятся понятия «профессиональная компетентность» и «правовая компетенция» будущего специалиста. И.А. Илларионова определяет профессиональную компетентность журналиста как степень освоения профессиональных знаний и умений на основе развития индивидуального творческого потенциала студента (воображения, масштабности аналитического и ассоциативного мышления, креативности решения, оригинальности идей, форм и средств воплощения, мастерского владения
языком, исполнительскими навыками, основами смежных профессий) [3, с. 11]. Т.Н. Владимирова рассматривает понятие профессиональной компетентности во взаимосвязи с образовательными и профессиональными стандартами. Она понимает под компетентностью журналиста уровень возможности выпускника выполнять функциональные обязанности в формате «профессия - должность» в соответствии с заданными профессиональными стандартами, на основе сформированного у него кластера общекультурных и профессиональных компетенций, развитых социально-значимых личностных качеств и реализуемой творческой индивидуальности [2, с. 119]. С учётом этих дефиниций правовую компетенцию журналиста можно определить как совокупность знаний и умений в области права, позволяющих ему решать задачи профессиональной деятельности.
В действующем и новом образовательных стандартах по направлению «Журналистика» обозначены общекультурная / универсальная и общепрофессиональная компетенции в области правовой подготовки, что предполагает общую и специальную составляющие. Учитывая эту дифференциацию, мы предприняли попытку определить содержание правовой компетенции как части профессиональной компетентности выпускника, основываясь на профессиональных стандартах, утверждённых Минтрудом РФ, и рабочих программах дисциплин правового блока ООП по направлению «Журналистика» ведущих отечественных университетов. Анализ указанных документов позволяет заключить, что общая составляющая правовой ком-
петенции предполагает общеправовые знания, а специальная - знание основных источников законодательства в области СМИ и базовых принципов регулирования деятельности средств массовой информации в России. При этом у выпускников должны быть сформированы: умение читать и анализировать нормативно-правовые акты и судебные решения, касающиеся деятельности СМИ; умение использовать нормативные правовые акты для решения проблем правового характера, возникающих в ходе профессиональной деятельности; умение составлять юридическую документацию. Результатом освоения всех перечисленных требований должно стать овладение правовой культурой.
В соответствии с содержанием правовой компетенции дисциплины, необходимые для её формирования, целесообразно делить на общие и специальные. Как указывает С.В. Бо-лонина, такой подход позволяет заложить у студентов неюридических специальностей фундамент правового образования и развить навыки и умения для последующей ориентации в правовых отношениях на практике [1, с. 69]. Исследователи МГУ им. М.В. Ломоносова, занимавшиеся разработкой подходов к проектированию основных образовательных программ по направлению «Журналистика», указывают, что наиболее эффективной для организации журналистского образования является модульная система, и выделяют в числе прочих модуль «Правоведение - Правовые основы журналистики (включая международное гуманитарное право)», который относят к группе социально-профессиональных [4, с. 134, 135]. Внедрение
правового модуля способствует реализации принципа фундаментали-зации журналистского образования. Однако с учётом того, что полученные знания и умения применяются в профессиональной деятельности главным образом для решения задач по функционированию СМИ как организации, эта часть подготовки журналистов должна иметь практико-ориентиро-ванную направленность. Модульное построение правового обучения соответствует дифференциации компетенций, установленной образовательным стандартом, и позволяет говорить о необходимости включения в учебные планы образовательных организаций минимум двух дисциплин.
Составители модельной программы ЮНЕСКО по журналистике указывают, что общий курс права, в рамках которого студенты знакомятся с конституцией и юридической системой страны, следует вводить в первый год обучения. Законодательство в области СМИ рекомендуется изучать на втором курсе. В то же время авторы программы отмечают, что для специальной дисциплины может быть определён и более поздний период, однако студенты должны освоить её до начала практики в средствах массовой информации [17]. При определении места дисциплин правового блока в учебных планах образовательных программ целесообразно учитывать эти рекомендации, выработанные с учётом мнения значительного количества специалистов, руководящих подготовкой журналистов. Как показывает анализ учебных планов отечественных университетов, на сегодняшний день представления образовательных организаций о месте правовых дисциплин
существенно разнятся. Так, в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (МГУ) общий курс права преподают на третьем и четвёртом году обучения, в Казанском федеральном университете (КФУ) - на третьем, в Новосибирском государственном университете (НГУ), Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Национальном исследовательском Томском государственном университете (ТГУ) - на втором, в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ), Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Уральском федеральном университете им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) - на первом. Специальная часть правового блока может осваиваться студентами и на первом, и на втором, и на третьем, и на четвёртом курсах. В частности, в ТГУ её преподают на четвёртом году обучения, в МГУ - на третьем и четвёртом. В то же время в СПбГУ, НГУ, РАНХиГС дисциплины специальной части осваивают на втором и третьем курсах, а в УрФУ - на первом и третьем. В учебном плане Сибирского федерального университета общий и специальный курсы права объединены в одну дисциплину - «Правовые основы журналистики».
Различаются и представления образовательных организаций о трудоёмкости, необходимой для освоения правового блока. На общую дисциплину чаще всего отводится 2 ЗЕТ. Из десяти университетов, учебные планы которых были проанализированы, исключение составляют МГУ и НИУ
ВШЭ, где общий курс занимает 4 ЗЕТ, при этом в МГУ в него включено изучение основ международного гуманитарного права в объёме 2 ЗЕТ1. В МГИМО общая часть состоит из трёх дисциплин: «Конституционное право РФ», «Конституционное право зарубежных стран» и «Международное право», что обусловлено направленностью программы («Международная журналистика»).
В вопросе трудоёмкости обязательной специальной части правового блока различий значительно больше. В большинстве университетов она состоит из одной дисциплины, однако на её освоение может отводиться 2 ЗЕТ (НИУ ВШЭ (дисциплина является курсом по выбору), НГУ, РАНХиГС), 3 ЗЕТ (МГИМО, ТГУ, СФУ) и 4 ЗЕТ (МГУ им. М.В. Ломоносова, КФУ). В УрФУ помимо курса «Правовые основы журналистики» предусмотрен курс «Законодательство СМИ и практика его применения», на каждый из них выделяется 2 ЗЕТ. В СПбГУ в специальную часть также входит две дисциплины: «Правовые основы журналистики» и «Международное гуманитарное право и СМИ». Трудоёмкость первой составляет 2 ЗЕТ, второй - 3 ЗЕТ.
Унификации содержания правового блока может способствовать ориентация университетов на определённые критерии при разработке учебных программ дисциплин. На основе предло-
1 Выбор образовательных организаций основан на рейтинге «100 лучших вузов России», составленном рейтинговым агентством RAEX. URL: http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2017 (дата обращения: 12.10.17). Анализ проводился на основе последних учебных планов по направлению «Журналистика» для бакалавриата, размещённых на сайтах образовательных организаций, по состоянию на 12 октября 2017 г.
женного выше содержания правовой компетенции бакалавров направления «Журналистика» авторы предлагают следующие критерии:
- соответствие задачам по формированию общекультурной / универсальной и общепрофессиональной компетенций в области права, обозначенных в образовательном стандарте по направлению «Журналистика»;
- учёт требований профессионального сообщества к правовой подготовке, закреплённых в нормативных документах (в профессиональных стандартах);
- практическая направленность обучения.
Анализ рабочих программ университетов показывает, что представления авторов документов о содержании общей дисциплины различаются несущественно. В рамках соответствующего курса предусмотрено изучение основ теории государства и права, конституционного права, а также отдельных отраслей права - гражданского, административного, уголовного, семейного, трудового права и др. Значительно больше расхождений - в содержании специальной дисциплины, предполагающей освоение правовых основ журналистики. Так, в некоторые программы повторно включены отдельные аспекты общего курса права или же, наоборот, тематические разделы, относящиеся к специальному курсу (например, интеллектуальная собственность), предусмотрены и к освоению в рамках общей дисциплины. Далеко не все авторы уделяют внимание особенностям трудовых отношений в сфере массмедиа и формированию умения составлять юридическую документацию. Таким образом,
при отборе содержания специальной дисциплины не всегда учитываются требования, сформулированные в профессиональных стандартах. Кроме того, зачастую уделяется недостаточно внимания практической направленности правового блока. Основным методом обучения являются лекции, которые, как правило, сочетают с беседами, дискуссиями и семинарами. Значительно реже применяются деловые и ролевые игры, имитационные упражнения, «кейс-стади». Вместе с тем исследователи в области правового обучения указывают, что компетент-ностный подход выдвигает на первое место не информированность обучающегося, а умение разрешать проблемы. Е.М. Кропанева называет в числе дидактических принципов правового обучения переход от обучения к самообразованию и связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности [6, с. 69, 70]. По мнению Е.А. Певцовой, при обучении праву необходимо сочетать традиционные и инновационные технологии [7, с. 192].
Отдельно необходимо рассмотреть вопрос включения в общую или специальную часть правового модуля дисциплины «Международное гуманитарное право и СМИ». В предыдущем образовательном стандарте по направлению «Журналистика» для бакалавриата требование к знаниям в этой области было зафиксировано в соответствующей компетенции («знание основ международного гуманитарного права, правовых норм, регулирующих функционирование СМИ в России, в том числе прав и обязанностей журналиста, авторского права»). В действующем и новом документах такого требования нет. Не содержится его и
в профессиональных стандартах. Как показывает опыт, знания в области международного гуманитарного права оказываются невостребованными в повседневной профессиональной деятельности сотрудников СМИ, которые не занимаются освещением вооружённых конфликтов. В связи с этим представляется целесообразным проведение углублённой подготовки к работе в зонах вооружённых конфликтов непосредственно в организациях СМИ. Д.В. Соколова отмечает, что редакции, которые отправляют своих сотрудников в опасные командировки, могли бы организовывать специальные семинары или лекции [16, с. 145]. Вместе с тем ключевые аспекты международного гуманитарного права следует включить в
специальную часть правового модуля.
Исходя из представленных критериев отбора содержания дисциплин правового модуля, а также опираясь на наиболее проработанные рабочие программы российских университетов [10; 11; 12; 13; 14; 15], авторы предприняли попытку определить минимальную трудоёмкость общего и специального курсов. С учётом объёма нормативных правовых актов, иных нормативных документов, учебной литературы, необходимых для освоения в рамках основных тематических разделов, и при сочетании традиционных и практических методов обучения распределение академических часов на аудиторную и самостоятельную работу может быть следующим (табл. 1, 2):
Таблица 1
Общая дисциплина
Аудиторная работа Самостоятельная работа
№ Название раздела Всего часов Лекции Практические занятия
1. Основы теории государства и права 6 4 2 2
2. Основы конституционного права 10 4 2 2
3. Основы гражданского права 12 4 4 4
4. Основы административного и уголовного права 10 4 2 4
5. Основы семейного права 8 2 2 4
6. Основы процессуального права 8 2 2 4
7. Основы трудового права 10 2 4 4
8. Основы международного публичного 6 2 2 2
права
Итого 72 (2 ЗЕТ) 24 18 30
Таблица 2
Специальная дисциплина
№ Название раздела Всего часов Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Практические занятия
1. Система законодательства о СМИ 8 2 2 4
2. Государственная политика в области СМИ 8 2 2 4
3. Доступ к информации 6 2 2 2
4. Организация деятельности по выпуску СМИ и деятельности редакции 10 4 4 2
5. Неприкосновенность частной жизни, защита чести, достоинства и деловой репутации 10 2 4 4
6. Освещение деятельности следствия и суда 6 2 2 2
7. Правовое регулирование рекламы 10 2 4 4
8. Ограничения на распространение в СМИ порнографии и жестокости 6 2 2 2
9. Деятельность СМИ в предвыборный период 12 4 4 4
10. Интеллектуальная собственность 16 4 6 6
11. Международное гуманитарное право и СМИ 16 6 4 6
Итого 108 (3 ЗЕТ) 32 36 40
В заключение отметим, что представленный подход к проектированию содержания правового блока в структуре образовательной программы «Журналистика» для бакалавриата основан на анализе ряда нормативных документов с учётом рекомендаций экспертов и выводов исследователей в области журналистского образования и правового обучения. Предложения по унификации содержания правово-
го блока, безусловно, требуют обсуждения в академической среде, однако выработка консенсуса, по мнению авторов, позволит оптимизировать правовую подготовку журналистов в условиях высшей школы с тем, чтобы наряду с реализацией принципа фун-даментализации образования удовлетворять основные требования профессионального сообщества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болонина С.В. Научно-методические основы преподавания правовых дисциплин в неюридических вузах: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 161 с.
2. Владимирова Т.Н. Дидактическая концепция профессиональной подготовки журналистов в высшей школе России: дис. ... док. пед. наук. М., 2015. 481 с.
3. Илларионова И.А. Формирование профессиональной компетентности журналистов в высших учебных заведениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 22 с.
4. Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ по направлению высшего профессионального образования «Журналистика» / под ред. Я.Н. Засурского. М., 2007. 256 с.
5. Калугина Е.Г. Требования к правовой подготовке журналистов в эпоху мультимедиа // Медиапространство многополярного мира: сборник научных статей, Москва, РУДН, 13 апреля 2017 г. / под ред. Ел.В. Мартыненко. М., 2017. С. 235-242.
6. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: учеб. пособие. Екатеринбург,
7. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003. 400 с.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014 № 951 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/01/28/prikaz951-site-dok.html (дата обращения: 03.12.2016).
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2017 № 524 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика» [Электронный ресурс]. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/35844 (дата обращения: 30.12.2017).
10. Программа дисциплины «Правовые аспекты медиа» для направления 42.03.02 «Журналистика» подготовки бакалавра Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/ba/journ/ courses/184769123.html (дата обращения: 10.10.2017).
11. Программа по дисциплине «Право» для неюридических факультетов и департаментов (направление подготовки - бакалавр) Национального исследовательского университета Высшая школа экономики [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/ ba/journ/courses/187399800.html (дата обращения: 10.11.2017).
12. Рабочая программа дисциплины «Основы правоведения» ООП по направлению «Журналистика» для бакалавриата Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. URL: http://www.journ.msu.ru/about/pro-grams/programmy-distsiplin.php (дата обращения: 11.10.2017).
13. Рабочая программа дисциплины «Право средств массовой информации» ООП по направлению «Журналистика» для бакалавриата Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. URL: http://www.journ.msu.ru/ about/programs/programmy-distsiplin.php (дата обращения: 10.10.2017).
14. Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы журналистики. Legal Framework of Journalism» Санкт-Петербургского государственного университета [Электронный ресурс]. URL: https://bb.spbu.ru/webapps/cmsmain/webui/ institution/ %D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0% D0%BD% D0%B8%D0%B5?action=frameset&subaction=view&uniq=v2hbt3&bptksess=fa lse (дата обращения: 12.10.2017).
2012. 188 с.
15. Рабочая программа учебной дисциплины «Правоведение. Law» Санкт-Петербургского государственного университета [Электронный ресурс]. URL: https://bb.spbu.ru/ webapps/cmsmain/webui/institution/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0 %BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5?action=frameset&subaction=view& uniq=v2hbt3&bptksess=false (дата обращения: 10.11.2017).
16. Соколова Д.В. Специфика работы журналистов в зонах вооружённых конфликтов: российский и зарубежный опыт: дис. ... канд. филол. наук. М., 2016. 203 с.
17. Model Curricula for Journalism Education [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc. unesco.org/images/0015/001512/151209E.pdf (дата обращения: 15.11.2016).
1. Bolonina S.V. Nauchno-metodicheskie osnovy prepodavaniya pravovykh distsiplin v neyuridi-cheskikh vuzakh: dis. ... kand. ped. nauk [Scientific-methodical bases of teaching legal disciplines at non-legal universities: PhD thesis in Pedagogic sciences]. Moscow, 2000. 161 p.
2. Vladimirova T.N. Didakticheskaya kontseptsiya professional'noi podgotovki zhurnalistov v vysshei shkole Rossii: dis. ... dok. ped. nauk [The didactic concept of professional training of journalists in the system of higher education in Russia: D. thesis in Pedagogic sciences]. Moscow, 2015. 481 p.
3. Illarionova I.A. Gradeirovanie professional'noi kompetentnosti zhurnalistov v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh: avtoref. dis.... kand. ped. nauk [Formation of professional competence of journalists in higher educational institutions: PhD thesis in Pedagogic sciences]. Moscow, 2009. 22 p.
4. Svitich L.G., Shiryaeva A.A. Innovatsionnye podkhody k proektirovaniyu osnovnykh obrazovatel'nykh programm po napravleniyu vysshego professional'nogo obrazovaniya «Zhur-nalistika» [Innovative approaches to designing basic educational programmes in the direction of higher professional education "Journalism"]. Moscow, 2007. 256 p.
5. Kalugina E.G. [Requirements for the legal training of journalists in the multimedia era] In: Martynenko El.V. Mediaprostranstvo mnogopolyarnogo mira: sbornik nauchnykh statei. Moskva, RUDN, 13 aprelya 2017g. [The media multipolar world: collection of scientific articles. Moscow, PFUR ]. Moscow, 2017, pp. 235-242.
6. Kropaneva E.M. Teoriya i metodika obucheniyapravu [Theory and methodology of teaching law]. Ekaterinburg, 2012. 188 p.
7. Pevtsova E.A. Teoriya i metodika obucheniya pravu [Theory and methodology of teaching law]. Moscow, 2003. 400 p.
8. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 07.08.2014 № 951 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 42.03.02 Zhurnalistika (uroven bakalavriata)» [Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation from 07.08.2014 № 951 "On approval of Federal state educational standard of higher education in the direction of training 42.03.02 Journalism (undergraduate level)"]. Available at: https://rg.ru/2015/01/28/ prikaz951-site-dok.html (accessed: 03.12.2016).
9. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 08.06.2017 № 524 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 42.03.02 Zhurnalistika» [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 08.06.2017 № 524 "On approval of Federal state educational standard of higher education - bachelor training 42.03.02 Journalism"]. Available at: https://minjust.consultant.ru/documents/35844 (accessed: 30.12.2017).
10. Programma distsipliny «Pravovye aspekty media» dlya napravleniya 42.03.02 «Zhurnalistika» podgotovki bakalavra Natsional'nogo issledovatel'skogo universiteta «Vysshaya shkola ekono-
REFERENCES
miki» [The program of the discipline "Legislative aspects of media" to guide 42.03.02 "Journalism" bachelor, National research University "Higher school of Economics"]. Available at: https://www.hse.ru/ba/journ/courses/184769123.html (accessed: 10.10.2017).
11. Programma po distsipline «Pravo» dlya neyuridicheskikh fakul'tetov i departamentov (nap-ravleniepodgotovki - bakalavr) Natsional'nogo issledovatel'skogo universiteta Vysshaya shkola ekonomiki [The program for the discipline "Law" for non-legal faculties and departments HSE (field of study - bachelor) National research University Higher school of Economics]. Available at: https://www.hse.ru/ba/journ/courses/187399800.html (accessed: 10.11.2017).
12. Rabochaya programma distsipliny «Osnovy pravovedeniya» OOP po napravleniyu «Zhurnal-istika» dlya bakalavriata Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta im. M.V. Lomonosova [The working program of the discipline "Basics of law" of the PLO on direction "Journalism" for undergraduate Moscow state University. M.V. Lomonosov]. Available at: http://www. journ.msu.ru/about/programs/programmy-distsiplin.php (accessed: 11.10.2017).
13. Rabochaya programma distsipliny «Pravo sredstv massovoi ingradeatsii» OOP po napravleniyu «Zhurnalistika» dlya bakalavriata Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta im. M.V. Lomonosova [The working program of the discipline "Legislation of media" of the PLO on direction "Journalism" for undergraduate Moscow state University. M.V. Lomonosov]. Available at: http://www.journ.msu.ru/about/programs/programmy-distsiplin.php (accessed: 10.10.2017).
14. Rabochaya programma uchebnoi distsipliny «Pravovye osnovy zhurnalistiki. Legal Framework of Journalism» Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta [The working program of the discipline "Legal bases of journalism. Legal Framework of Journalism" Saint-Petersburg state University]. Available at: https://bb.spbu.ru/webapps/cmsmain/webui/ instituti on/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD %D0%B8%D0%B5?action=frameset&subaction=view&uniq=v2hbt3&bptksess=false (accessed: 12.10.2017).
15. Rabochaya programma uchebnoi distsipliny «Pravovedenie. Law» Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta [The working program of discipline "Jurisprudence. Law", Saint-Petersburg state University]. Available at: https://bb.spbu.ru/webapps/cmsmain/webui/ins titution/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0 %BD%D0%B8%D0%B5?action=frameset&subaction=view&uniq=v2hbt3&bptksess=false (accessed: 10.11.2017).
16. Sokolova D.V. Spetsifika raboty zhurnalistov v zonakh vooruzhennykh konfliktov: rossiiskii i zarubezhnyi opyt: dis. ... kand. filol. nauk [The specifics of work of journalists in zones of armed conflicts: Russian and foreign experience: PhD thesis in Philological sciences]. Moscow, 2016. 203 p.
17. Model Curricula for Journalism Education. Available at: http://unesdoc.unesco.org/ images/0015/001512/151209E.pdf (accessed: 15.11.2016).
Калугина Елена Геннадьевна - аспирант Балтийского федерального университета имени
Иммануила Канта;
e-mail: elenakalug2013@gmail.com
Житиневич Дмитрий Геннадьевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры политики, социальных технологий и массовых коммуникаций, директор Департамента образовательных программ и образовательной политики Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта; e-mail: DZHitinevich@kantiana.ru
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Elena G. Kalugina - PhD student, Immanuel Kant Baltic Federal University; e-mail: elenakalug2013@gmail.com
Dmitry G. Zhitinevich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor at the Department of Politics, Social Technologies and Mass Communication; director of the Department of Education Programmes and Education Policy, Immanuel Kant Baltic Federal University; e-mail: DZHitinevich@kantiana.ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Калугина Е.Г., Житиневич Д.Г. Современные требования к содержанию правовой подготовки бакалавров по направлению «Журналистика» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 1. С. 117-128. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-1-117-128
FOR CITATION
Kalugina E.G, Zhitinevich D.G. Modern Requirements to the Content of Legal Training for Bachelors of Journalism. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2018. no. 1, рр. 117-128. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-1-117-128