Научная статья на тему 'Журналистское образование в Саратовском университете: опыт работы поФГОС'

Журналистское образование в Саратовском университете: опыт работы поФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МАССМЕДИЙНАЯ ПРАКТИКА / УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СМИ / JOURNALISM EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / MASS MEDIA PRACTICE / UNIVERSITY MEDIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Л. С., Прозоров В. В.

В статье представлен опыт создания и реализации основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Журналистика» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, предпринятый Институтом филологии и журналистики Саратовского государственного университета. Особое внимание уделяется специфике журналистской практики, проблеме функционирования университетских СМИ как платформы формирования профессиональных компетенций бакалавров журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Л. С., Прозоров В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOURNALISM EDUCATION AT SARATOV STATE UNIVERSITY: AN EXPERIENCE OF WORKING UNDER FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

The article analyses the experience of development and implementation of the main educational Bachelor of Journalism degree programme in accordance with the Federal State Educational Standard at the Institute of Philology and Journalism, Saratov State University. The main focus is on the specific characteristics of journalism practices, the functioning of university media as a platform for shaping professional competences of bachelor students in Journalism.

Текст научной работы на тему «Журналистское образование в Саратовском университете: опыт работы поФГОС»

Журналистика

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 426-429

УДК 070 (470.44)

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В САРАТОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ:

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФГОС

© 2014 г. Л.С. Борисова, В.В. Прозоров

Саратовский госуниверситет им. Н.Г. Чернышевского

lyuborisova@yandex.ru

Поступила в редакцию 19.04.2014

В статье представлен опыт создания и реализации основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Журналистика» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, предпринятый Институтом филологии и журналистики Саратовского государственного университета. Особое внимание уделяется специфике журналистской практики, проблеме функционирования университетских СМИ как платформы формирования профессиональных компетенций бакалавров журналистики.

Ключевые слова: журналистское образование, федеральный государственный образовательный стандарт, массмедийная практика, университетские СМИ.

Разумное, гибкое соотношение массмедий-ной теории и различных форм практики - одна из главных проблем современного журналистского образования. Эта проблема основательно занимала и Институт филологии и журналистики Саратовского государственного университета, который с сентября 2010 года перешёл к подготовке бакалавров журналистики в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

Центральным звеном при разработке основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Журналистика» явилось создание сбалансированного рабочего учебного плана, который должен был, с одной стороны, полностью соответствовать всем предъявляемым нормам и требованиям, а с другой - оправдать ожидания как студентов, так и преподавателей, ориентированных на подготовку высококвалифицированных профессионалов. Федеральные государственные образовательные стандарты открывают перед составителями учебных планов широкие горизонты: при жесткой конкретизации общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник, они предоставляют известную степень свободы в распределении кредитов по циклам, в насыщении вариативной (профильной) части. Даже наполнение базовой части циклов носит скорее рекомендательный, а не обязательный характер. Коммуникативная направленность нового стандарта по журналистике, выраженная и в наборе компетенций, которыми должен овладеть бакалавр-журна-

лист, и в видах профессиональной деятельности, обозначенных в стандарте, и в дисциплинах, включенных в примерную образовательную программу, должна была быть подчеркнута и в вузовском учебном плане. С его составлением возникали определенные сложности.

Главная проблема, с которой неизбежно сталкивается любой администратор, составляющий рабочий учебный план в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, кроется в психологическом сопротивлении профессорско-преподавательского состава, порой не желающего отказываться от привычной, наработанной годами схемы подготовки специалистов. В связи с этим, крайне трудной задачей оказалось определение спектра учебных дисциплин и практик, освоение которых обеспечило бы выпускнику-бакалавру получение необходимых знаний, умений и навыков. При этом начинает активно проявляться так называемый «принцип корпоративного эгоизма», позволяющий легко расстаться с курсами, читаемыми на соседней кафедре, факультете или институте, тогда как сохранение «собственных» дисциплин в прежнем объеме становится архиважным и непременным.

Мы хорошо понимали, что при составлении рабочего учебного плана не следует идти путем механической адаптации уже функционирующего учебного плана в рамках специалитета. Автоматический перенос дисциплин из одного учебного плана в другой, попытка «выполнить пятилетку в четыре года» успехом не увенчает-

ся: вместить 10 семестров в 8, «утрамбовать» объемные исторические и теоретические курсы в более короткие сроки - это значит отказаться от самой идеологии нового стандарта. Кроме того, при таком подходе игнорируются интересы студентов и их реальные возможности.

В Институте мы много размышляли о том, что необходимо учесть особенности нынешнего студенческого контингента, получившего школьное образование, ориентированное на тестовое воспроизведение знаний. Длительное отсутствие полноценных сочинений в школьной практике, настрой многих учителей-словесников на воспроизведение художественных текстов, входящих в школьную программу, в кратком или реферативном изложении, формируют новый тип студента. Наш первокурсник в массе своей плохо владеет навыками связной письменной речи, плохо читает вслух (не умеет интонировать текст, проявляет признаки дислексии), плохо говорит. Все эти и другие издержки школьного и семейного образования, а также влияние компьютера приводят к тому, что на первый курс сегодня приходит студент, обладающий иным, чем его предшественники, типом восприятия информации.

При формировании пакета дисциплин для бакалавров мы учитывали, прежде всего, интересы студентов и работодателей, которые должны получить выпускников, обладающих необходимыми, определенными в стандарте компетенциями. Составляя план бакалавров, мы старались соотнести его с учебным планом магистров и аспирантов. Очевидно, что в бакалаврском плане до минимума должны быть сведены дисциплины, название которых начинается со слова «Теория». Бакалаврам, особенно на первых двух курсах, необходимо дать дисциплины, представляющие собой «Введение» или «Основы».

Так, отказавшись от курса «Теория литературы» в первом семестре, мы предлагаем принципиально новую дисциплину «Основы литературной культуры», задача которой - заразить первокурсников интересом к самому процессу самостоятельного чтения словесно-художественных текстов. Студенты-бакалавры, не слишком поднаторевшие в читательском мастерстве, посвящаются в размышления о литературном творчестве как искусстве, самом близком к профессии журналиста. В процессе практических занятий студенты убеждаются в том, как литература способна расширить кругозор, как неспешное чтение развивает наблюдательность, обогащает словарный запас, повышает умственную и эмоциональную активность.

Шаг за шагом воспитывается интерес к медленному и к выразительному чтению, развивается образное мышление бакалавров, их художественно-ассоциативные способности и возможности и т. д.

Выстроив своеобразный «мостик» между школьной и вузовской программой, мы рассчитываем на то, что уже со второго семестра наш студент будет в состоянии осваивать традиционные и новые журналистские дисциплины.

Образовательный стандарт нового поколения дает составителям учебных программ значительно больше свобод, чем предыдущие стандарты. Достаточно сказать, что в федеральном государственном образовательном стандарте не прописаны дидактические единицы дисциплин. Это означает, что все содержание дисциплины, включая ее дидактические единицы, планирует сам преподаватель в рабочей программе курса. Свободой и вариативностью отличается и структура образовательной программы, насыщение которой дисциплинами, за исключением обозначенных в качестве обязательных, становится прерогативой составителей программы. Известно: чем больше степень свободы, тем больше ответственности она за собой влечет. Составляя образовательную программу бакалавриата по журналистике, мы постарались разумно соединить классические традиции журналистского образования и требования новых подходов в образовании. Именно эти новые требования и легли в основу рабочих программ курсов.

Нынешним студентам Института открываются различные пути при подготовке к будущей профессиональной деятельности. При получении дополнительной специализации в рамках специалитета («Печатная и интернет-журналистика», «Радиожурналистика», «Телевизионная журналистика», «Международная журналистика» и др.) каждый студент имел право на освоение лишь одной специализации. Теперь студент-бакалавр получает возможность изучить целый спектр предметов прикладного характера по своему выбору («Основы телевизионной режиссуры», «Основы звукозаписи», «Основы видеозаписи», мастер-классы «Новостная журналистика», «Корпоративная журналистика» и др.). Таким образом, приобретаются дополнительные бонусы на рынке труда. Кроме учебно-ознакомительной практики (две недели) студентам предлагается пройти также три производственные практики общей протяженностью десять недель и двухнедельную научно-исследовательскую практику.

428

Л.С. Борисова, В.В. Прозоров

Массмедийная практика относится к труднейшим проблемам журналистского образования. Где ей быть, особенно на 1-2-3 годах обучения, на каких «площадках»? В производственном водовороте «посторонних» изданий, радио, телевидения, сайтов? В устало покровительственном общении с мастерами разной квалификации? Или на специально созданных площадках факультетского, институтского, университетского масштаба (учебная печать, учебное радио, учебная телестудия, учебный сайт), способных конкурировать со «взрослыми» изданиями и каналами? При этом мы вполне осознаём и меру экономических, материально-технических сложностей, возникающих на таком пути.

Но всё-таки будущих актёров, как правило, обучают мастера в учебных театрах. Трудно представить, что произошло бы с образовательным процессом в театральных институтах, если их питомцы с первого курса расходились бы по разным профессиональным театрам и собирались вместе в свободное от творческих проб время. Невероятно! А на журфаках чаще всего так и бывает. Раннее погружение в суровую жизнь, нередко отрицательное обаяние массмедийных поводырей, и результат - развязанно-хлестаковское - с профессией «на дружеской ноге».

Что этому противопоставить? Мы убедили ректорат СГУ, что бакалаврам-журналистам в высшей степени полезно погружение в мир учебных университетских СМИ. В течение всего образовательного процесса наши будущие бакалавры журналистики активно вовлечены в практическую деятельность: работают в Секторе СМИ университета, пишут статьи для сайта www.sgu.ru, публикуются в студенческом журнале «СГУщёнка» и газете «Саратовский университет», совместно с телекомпанией «ТВ-Центр» готовят выпуски молодежной телепрограммы «Мне нравится!», участвуют в подготовке программы «СГУ - территория открытий» на телеканале ГТРК «Саратов».

На общественных началах вот уже двадцать лет каждый вторник на ГТРК «Саратов» выходит радиопередача «Служба русского языка». Передача идёт исключительно в прямом эфире, имеет свою большую, очень заинтересованную и активную аудиторию, и это тоже отличная для студентов филолого-журналистская школа. В перспективе при базовой кафедре электронных СМИ и Киностудии СГУ на основании пролонга-

ции договора с ГТРК «Саратов» предполагается разработка концепций по крайней мере ещё двух телепередач областного диапазона: «Студновостей» и телеверсии журнала «СГУщёнка».

В создании университетских СМИ нам помогли два исторически значимых для нас обстоятельства. Сначала это был выигранный Саратовским университетом мегагрант, благодаря которому СГУ стал одним из 57 в РФ инновационных вузов (а отсюда и возможность надёжного современного технического оснащения нашей университетской Киностудии, нашей типографии, лаборатории электронных СМИ). А затем, в апреле 2010 года, СГУ победил в ответственном конкурсе национально-исследовательских университетов России, что дало реальные возможности стажировок в МГУ, на ВГТРК, за рубежом.

Большую помощь в практической подготовке бакалавров нам оказывает Фонд независимого радиовещания. Наши студенты - участники международного фестиваля «Вместе радио», конкурса студенческих радиопрограмм «Герои невидимого фронта», конкурса интернет-радиопроектов «Двери и окна» (создание собственного радиоматериала или мультимедийного проекта - подкаста или слайдкаста). Помимо текущих занятий в учебных лабораториях электронных СМИ, полезными для студентов являются встречи в мастерской преподавателя дипломатической школы в Вашингтоне Алекса Ван Осса, общение с главным продюсером и ведущим шоу «This American Life» Айрой Гласом и т.д.

Нам приятно, что из стен ИФиЖа и из редакций учебных университетских СМИ выходят те, кто захотел и смог учиться не за страх, а за совесть. Студенты пробуют доверительно рассказывать о том, что составляет содержание их собственной жизни, что их особенно волнует, вызывает сопереживание: о своих друзьях, близких, об интересах и развлечениях, о смысле общения в социальных сетях и др. Все формы и виды занятий в Институте направлены на профессионально-практическую подготовку будущих бакалавров журналистики.

Ценный опыт у нас постепенно накапливается. Нет идеальных моделей университетского журналистского образования. Есть идеальные представления о том, каким ему должно быть. И есть наша спутанная реальность, которая вносит свои поправки в наши дела.

JOURNALISM EDUCATION AT SARATOV STATE UNIVERSITY: AN EXPERIENCE OF WORKING UNDER FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

L.S. Borisova, V. V. Prozorov

The article analyses the experience of development and implementation of the main educational Bachelor of Journalism degree programme in accordance with the Federal State Educational Standard at the Institute of Philology and Journalism, Saratov State University. The main focus is on the specific characteristics of journalism practices, the functioning of university media as a platform for shaping professional competences of bachelor students in Journalism.

Keywords: Journalism education, Federal State Educational Standard, mass media practice, university media.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.