УДК 631.1
АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
DOI: 10.24411/2587-6740-2020-11009
ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ
О.В. Макарова, С.В. Гаспарян, М.Н. Цацина
ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», г. Рязань, Россия
В статье рассматривается комплекс мероприятий, способствующих повышению экономической эффективности сельскохозяйственного производства пенитенциарной системы, приводится классификация субъектов хозяйствования АПК уголовно-исполнительной системы РФ, особое внимание уделяется роли государственной поддержки в развитии аграрного производства в исправительных учреждениях. Предлагаются мероприятия, способствующие повышению экономической эффективности сельскохозяйственного производства в подразделениях уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: сельскохозяйственное производство, пенитенциарная система, экономическая эффективность, государственная поддержка, субъекты хозяйствования.
Введение. В Российской Федерации особое внимание уделяется преобразованиям в сельскохозяйственном производстве с целью превращения его в высокопродуктивную отрасль экономики, которая будет способна обеспечить население страны продуктами питания собственного производства. Это становится возможным за счет повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства страны.
В уголовно-исполнительной системе (УИС) на протяжении последних лет ведется активная работа по расширению собственного производства сельскохозяйственной продукции во всех аграрных формированиях, особенно в таких отраслях, как растениеводство и животноводство [1].
Необходимо отметить, что сельскохозяйственные подразделения учреждений УИС обеспечивают производство и поставку продуктов питания на нужды уголовно-исполнительной системы, осужденных, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах и тюрьмах, и тем самым, в определенной степени, снижают напряженность в решении задачи продовольственной безопасности.
Пенитенциарная система нацелена на максимальную загрузку производственных мощностей гарантированными объемами сельскохозяйственной продукции, в результате чего увеличивается привлечение к труду осужденных к лишению свободы, имеется возможность организовать их профессиональную подготовку, привить трудовые навыки, которые будут полезны и после их освобождения^].
При этом необходимо принять во внимание тот факт, что сельскохозяйственным подразделениям учреждений УИС тяжело конкурировать на рынке с коммерческими организациями в силу ряда ограничительных условий их функционирования. Современные реалии таковы, что большая часть аграрных формирований УИС имеет неустойчивое финансовое состояние [3].
Тем не менее для обеспечения продовольственной безопасности (независимости) УИС в Концепции развития УИС сформулирована задача перехода на усиленный уровень самообеспеченности учреждений.
Цели и методы исследования. Целью данного исследования является выработка теоретических положений и практических рекомендаций по повышению экономической эффективности функционирования аграрных формирований учреждений пенитенциарной системы. Для достижения целей исследования были использованы следующие методы: абстрактно-логический, экспертных оценок, сравнения, расчетно-конструктивный и прогнозирования.
Результаты и обсуждения.
Для достижения поставленной цели были проведены следующие мероприятия:
1. Проведена классификация субъектов хозяйствования в АПК системы ФСИН;
2. Определены возможные источники финансирования для сельскохозяйственного производства в уголовно-исполнительной системе;
3. Изучен опыт высокоэффективных аграрных формирований учреждений пенитенциарной системы;
4. Выявлены факторы, сдерживающие развитие сельскохозяйственного производства.
5. Определены меры повышения эффективности АПК уголовно-исполнительной системы.
При этом использовались следующие методы: абстрактно-логический, экспертных оценок, сравнения, расчетно-конструктивный и прогнозирования.
На экономическую ситуацию, а значит и на выбор экономических инструментов, в которой развивается ведомственная система аграрных формирований, воздействуют множество факторов, одним из которых является принадлежность самого хозяйства к той или иной организационно-правовой форме.
Дело в том, что на сегодняшний день нет единообразия правового статуса сельскохозяйственных подразделений ФСИН России: часть из них являются федеральными государственными унитарными предприятиями, другие состоят на балансе казенных учреждений в качестве подсобных хозяйств, третьи функцио-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
нируют в режиме колоний-поселений, которые специализируются на выпуске и переработке сельскохозяйственной продукции. Учитывая данное обстоятельство и потенциальную возможность влияния правового статуса на характер получения и распределения доходов, на интенсивность производственных отношений и динамику производительных сил, нами проведена систематизация сельскохозяйственных формирований уголовно-исполнительной системы, в результате чего предлагается следующая классификация, исходя из таких критериев группировки как характер финансового обеспечения, по праву собственности, по масштабу сельскохозяйственного производства (таб.1) [3].
Исходя из представленной классификации можно отметить, что для такой формы хозяйствования как ФГУП ФСИН России имеется возможность получения кредитов и займов; доступна такая форма долгосрочной аренды как лизинг; соблюдается налоговая политика, реализующаяся через систему налоговых льгот; осуществляется бюджетное финансирование; соблюдается главная цель самообеспечения; имеется возможность страхования урожая, что является одним из значительных достижений в развитии данного направления.
Что же касается таких сельскохозяйственных предприятий, как Федеральные казенные учреждения, то необходимо отметить тот факт, что многие доступные формы, способствующие развитию сельскохозяйственного производства, просто отсутствуют [2]. Наибольшее распространение в пенитенциарной системе получили подсобные хозяйства федеральных казенных учреждений, которым запрещены кредиты и займы в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации; в ведомственных нормативных актах отсутствует законодательная инициатива в области приобретения и использования лизинга; отсутствует система налоговых льгот, так как это противоречит ведомственным инструкциям и законодательству РФ на уровне Минфина; такое понятие как страхование урожая отсутствует, что связано с дефицитом финансовых ресурсов.
- 43
ЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1 (373)/ 2020
Таблица 1
Классификация субъектов хозяйствования АПК уголовно-исполнительной системы РФ
Федеральные государственные унитарные предприятия сельскохозяйственного профиля (ФГУП) ФСИН России Подсобные хозяйства федеральных казенных учреждений ФСИН России Федеральные казенные учреждения-колонии-поселения ФСИН России (КП)
По характеру финансового обеспечения
Имеют возможность получения кредитов и займов Не имеют права на пользование кредитами, субсидиями и другими преференциями
По праву собственности
Предприятия с самостоятельным балансом Не являются юридическими лицами, выступают как подразделения исправительных учреждений Учреждения казенного типа
По масштабам сельскохозяйственного производства
Предприятия, выполняющие объемы сельхозтоваропроизводителей Не имеют значительных оборотов сельскохозяйственной продукции Учреждения, в которых производится сельскохозяйственная продукция с наибольшими объемами
Практика, последних лет убеждает нас в том, что независимо от того в какой форме хозяйствования функционирует тот или иной сельскохозяйственный товаропроизводитель, удовлетворяющий потребность населения обойтись без поддержки государства ему невозможно.
В УИС для аграрных формирований основными источниками финансирования могут быть: во-первых, федеральная целевая программа; во-вторых, доход от приносящей доход деятельности; в-третьих, частный капитал.
Положительный опыт работы по всем этим направлениям уже имеется в системе.
Таким примером может послужить ГУФСИН России по Красноярской области.
Так, с целью улучшения дотационной политики в отношении сельскохозяйственных отраслей подсобных хозяйств в учреждениях ФСИН Красноярского края внесены изменения в Закон Красноярского края от 21 февраля 2006 г. № 17 — 4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края», согласно которому за учреждениями ФСИН закреплен статус как «сельскохозяйственные производители». Такой факт позволил учреждениям ФСИН развивать аграрную отрасль, используя весь имеющийся потенциал региона, что произошло впервые в истории развития сельскохозяйственного производства пенитенциарной системы.
Основными видами производства в учреждениях ГУ ФСИН являются: растениеводство, животноводство и пищевая промышленность. Отметим, как положительный момент то, что помимо развития собственного производства пенитенциарные учреждения имеют возможность размещать на своих площадях производственные участки сторонних организаций малого бизнеса, что способствует увеличению рабочих мест для осужденных. Осужденные, которые не имеют специальности, могут получить ее в профессиональных училищах при учреждениях и центрах трудовой адаптации.
По статистическим данным на сегодняшний день известно, что вывод на оплачиваемые работы в пенитенциарных учреждениях Красноярского края составляет 60%, что намного выше, чем в среднем по УИС.
Для того, чтобы увеличить трудовую занятость осужденных, пенитенциарные учреждения ГУФСИН России по Красноярской области участвуют в производственных проектах, как регионального, так и федерального значения.
44 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 1 (373
Так, с августа 2017 года ГУФСИН России по Красноярскому краю приступил к реализации нового проекта трудовой занятости осужденных на базе птицефабрики АО «ЕнисейАгроСо-юз», расположенной в Сухобузимском районе, где был открыт кратковременный производственный участок ИК-16 (п. Громадск). На данном участке было организовано производство мясо кур. Отметим, что ранее на этом месте функционировала птицефабрика «Индюшкино», где также основной производственной деятельностью было мясо кур, однако в 2016 году данную птицефабрику признали банкротом. «ЕнисейАгро-Союз» арендовал имеющиеся свободные производственные мощности предприятия. Сейчас статус данного предприятия расширен и носит название агрохолдинг, который окончательно выкупил производственно-технологический комплекс бывшей птицефабрики.
Другим примером развития сельскохозяйственного производства за счет перераспределения прибыли, полученной учреждениями от приносящей доход деятельности, связанной с привлечением осужденных к труду являются учреждения ГУФШН России по Кемеровской области, где основными сельхозпроизводителями являются колонии поселения сельскохозяйственного профиля ФКУ КП — 2 и ФКУ КП-3 и 17 подсобных хозяйств.
Им принадлежит общая площадь земель сельскохозяйственного назначения 21144 га. (Вся земля находится в собственности). Из них пашня составляет 17 440 га. В состав пашни входят — яровой сев зерновых культур — 8206 га, овощи — 76 га, картофель — 360 га, однолетние травы — 1600 га, многолетние травы — 5315 га, пары — 3000 га, необрабатываемые земли — 800 га (в оборот с каждым годом вовлекается все больше земель, так еще в 2015 году площадь необрабатываемых земель составляла 1035 га).
В учреждениях рассматриваемого региона организовано тепличное хозяйство по выращиванию огурцов, кабачков, патиссонов на собственных площадях. Так, общая площадь, занятая под выращиванием свежих огурцов в учреждениях составляет более 2000 метров квадратных, что позволяет обеспечивать территориальный орган овощами собственного производства [4].
В целях увеличения продовольственного обеспечения и для рационального использования сельскохозяйственного сырья в течение последних пяти лет организовано производство
2020
сушеных и маринованных овощей, первых обеденных блюд, масла растительного, муки и круп в ассортименте, а также сосисок и колбасных изделий, полуфабрикатов мясных, мяса птицы и яйца куриного. С 2015 года организовано производство и поставка пастеризованного молока и другой молочной продукции для обеспечения собственной потребности, в 2016 году приобретена современная линия и организовано производство ультрапастеризованного молока длительного хранения, поставка которого осуществляется в близлежащие территориальные органы ФСИН России.
Отметим, что на развитие сельскохозяйственной отрасли только за последние два года направлено более 40,0 млн. рублей (и все за счет перераспределения прибыли, полученной учреждениями рассматриваемого территориального органа от приносящей доход деятельности, связанной с привлечением осужденных к труду). В начале 2017 года приобретено 8 единиц сельскохозяйственной техники на сумму 22,1 млн. рублей, в том числе 2 новых современных зерноуборочных комбайна на сумму 16,0 млн. рублей. Кроме этого, в ноябре 2017 года КП-3 приобретен рефрижератор грузоподъемностью 20 тонн на 8,0 млн. рублей.
Приобретение новой техники позволяет своевременно в агротехнические сроки проводить посевные работы, невзирая на неблагоприятные погодные условия, заготавливать в необходимом объеме корма для сельскохозяйственных животных, производить уборку зерновых культур и овощей в объеме потребностей учреждений ГУФСИН, а также поставлять продукцию в близлежащие территориальные органы УИС.
В результате проводимой работы по развитию сельского хозяйства в ГУФСИН России по Кемеровской области улучшились показатели в отрасли животноводства (в среднем за год): валовых надоев молока на 126,2 т.; реализации мяса в живом весе на 10 т.).; поголовья сельскохозяйственных животных: свиней на1561 голову, крупного рогатого скота на 183 головы; поголовье лошадей на 24 головы; в отрасли растениеводства повышена на 27% урожайность зерновых и овощных культур.
На сегодняшний день аграрные подразделения учреждений исследуемого региона обеспечивают себя продуктами питания на 86%, излишки некоторого ассортимента продукции, произведенной ими, поставляется в другие территориальные органы пенитенциарной системы.
www.mshj.ru
АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
£
Интересен опыт и ГУ ФСИН России по Пермскому краю, где функционируют 35 учреждений. Во многих из которых подсобные хозяйства специализируются на выращивании КРС и свиней, имеются колонии поселения этого же направления. При этом стоит отметить, не все аграрные подразделения учреждений УИС располагают достаточными земельными угодьями для осуществления кормопроизводства, выращивания зерновых культур и овощей закрытого и открытого грунта. Для решения этой проблемы был заключен договор администрацией учреждений данного региона с местной администрацией Пермского края на предоставлении дополнительных земельных участков на безвозмездной основе и на использование водных ресурсов для полива. Тем самым учреждения увеличили посевную площадь для выращивания сельскохозяйственных культур для собственных нужд и обеспечили занятость специального контингента, кроме того, данная земля не выведена из категории сельхозугодий.
Хотелось бы отметить, что в рассмотренных территориальных органах имеется дальнейшая возможность для повышения экономической эффективности сельскохозяйственной отрасли.
Так, в текущем году в ГУФСИН по Кемеровской области построено животноводческое помещение бескаркасного типа на 200 голов КРС, планируется строительство еще трех подобных сооружений, что поспособствует увеличению объемов поставки молока за пределы области. Для увеличения объемов производства, получения высокого качества, максимального выхода и низкой себестоимости муки и организации ее поставки в другие территориальные органы ФСИН России запланировано усовершенствовать мельничное хозяйство за счет замены оборудования и приведения в соответствие складских помещений.
Рассмотрев эффективные примеры развития сельскохозяйственного производства в подведомственных подсобных хозяйствах, можно выделить ряд факторов, способствующих этому [5]:
> Гарантированный сбыт продукции по Гособоронзаказу — ФСИН, Росгвардии, Министерству обороны РФ, МВД РФ и др. федеральным структурам. Следует отметить, что сельскохозяйственная продукция, производимая и поставляемая учреждениями ФСИН, должна соответствовать требованиям безопасности, устанавливаемым в технических регламентах;
> Наличие банка сельскохозяйственных земель в стране, сопоставимого с крупным аг-рохолдингом. На примере Пермского края можно сказать, что под безвозмездным пользованием понимается передача земельного участка во временное пользование без оплаты, с возвратом в том же состоянии, в каком площадь была на момент ее передачи. Особенностями данного соглашения следует считать отсутствие оплаты со стороны получателя земли. Следует отметить, что соблюдение особенностей ипотеки земельных участков, закрепленных законодательством об ипотеке, позволит обеспечить юридическую чистоту сделки, что гарантирует беспре-
пятственное прохождение процедуры государственной регистрации и отсутствие оснований для признания ее недействительной в судебном порядке;
> Наличие рабочей силы. Трудовая деятельность заключенных в исправительных учреждениях рассматривается как мощное средство их реабилитации, обеспечивающее поддержание трудовых навыков во время отбывания наказания, дающее возможность освоения профессий и открывающее возможности получения заработка в расчете на частичное самообеспечение в местах отбывания наказаний и самообеспечение по выходе на свободу. Поэтому привлечение осужденных к труду способствует повышению качества рабочей силы, её конкурентоспособности, без которых, по сути, невозможен подъём производительности труда в народном хозяйстве страны в современных условиях.
> Наличие достаточных оборотных средств;
> Заинтересованность в сотрудничестве. Учреждения уголовно-исполнительной системы должны применить качественный маркетинговый ход, с помощью которого, они смогут заинтересовать потребителей своей реализуемой продукцией, дать необходимую рекламу о реализуемом товаре, предоставлять товар на ярмарках, что приведет потребителей к совместной деятельности с учреждениями на взаимовыгодных условиях.
Следует отметить и факторы, сдерживающие развитие:
• Финансовой нестабильности агропромышленного производства;
• Моральный и физический износ основных фондов. Большинство аграрных формирований пенитенциарной системы не могут осуществлять инвестиции из собственных средств в развитие сельскохозяйственного производства. Основным источником притока инвестиций в сельское хозяйство остается банковский капитал [6]. Однако воспользоваться им могут немногие, поскольку существуют проблемы доступа к долгосрочным кредитным ресурсам, связанные с отсутствием у учреждений УИС залогового имущества, достаточного для обеспечения возврата кредита и отсутствием программ долгосрочного кредитования;
• Нехватка квалифицированных специалистов в аграрной сфере;
• Условия географического положения;
• Ограниченный круг потребителей;
В перспективе для повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства пенитенциарной системы можно обозначить следующие направления.
Выводы, Учреждения УИС, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью, необходимо разделить по территориальному признаку, объединив их в экономические зоны, что значительно упростит применение существующих технологий и откроет возможность применения новых, создаст благоприятные условия произ-
водства на этом экономическом пространстве и обеспечит конкурентные преимущества перед остальными производителями аналогичной продукции.
Учреждения пенитенциарной системы необходимо разграничить по их территориальному признаку, и главным образом сосредоточить сельскохозяйственное производство в районах с благоприятными климатическими условиями.
Практическое осуществление правоприменительной практики с внедрением правовых актов различных уровней позволит учреждениям ФСИН выводить сельскохозяйственную деятельность на выгодные позиции.
Учреждениям ФСИН необходимо больше уделять внимания договорной деятельности, которую следует разграничить на внешнюю и внутрисистемную. Деятельность внутрисистемных договорных отношений учреждений УИС должна строиться на поставках необходимых товаров и иной продукции для учреждений. Что же касается внешних договорных отношений подсобных хозяйств учреждений УИС, то они должны быть ориентированы на расширение рынка сбыта путем рекламирования товаров, работ, услуг в средствах массовой информации и посредством участия в различных выставках, ярмарках.
Привлечение дополнительных инвестиций, расширение ассортимента выпускаемой продукции, создание дополнительных рабочих мест для осужденных и для квалифицированного персонала позволят вывести сельскохозяйственное производство системы ФСИН на экономически эффективный уровень развития.
практическая значимость данного исследования заключается в разработке комплекса мероприятий, направленных на повышение экономической эффективности сельскохозяйственного производства пенитенциарной системы.
Литературы
1. Макарова О.В. Стратегические аспекты развития сельскохозяйственных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11 (ч. 3). с. 808-812.
2. Новожилова Ж.С. Состояние и тенденции развития сельхоз организаций Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2015. № 4 (25). С. 119-121.
3. Макарова О.В. Анализ элементов экономического механизма функционирования аграрных формирований пенитенциарной системы // Управление экономическими системами. 2015. № 1 (73). С. 3.
4. Макарова О.В. К вопросу эффективной организации обеспечения минеральными удобрениями при производстве зерновых культур // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2017. № 4. С. 83-87.
5. Новожилова Ж.С. Оценка факторов эффективности сельскохозяйственного производства УИС // Человек: преступление и наказание. 2015. № 2 (89). С. 150-155.
6. Новожилова Ж.С. Совершенствование механизма продовольственного обеспечения в уголовно-исполнительной системе // Международная научно-практическая конференция: Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний. 2016. (Т.2). С. 1236-1239.
Об авторах
Макарова Ольга Владимировна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и менеджмента, [email protected] Гаспарян Светлана Валентиновна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры тылового обеспечения уголовно-исполнительной системы, [email protected]
Цацина Марина Николаевна, курсант экономического факультета, [email protected]
- 45
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1 (373) / 2020
ECONOMIC EFFICIENCY OF AGRICULTURAL PRODUCTION OF THE PENITENTIARY SYSTEM
O.V. Makarova, S.V. Gasparyan, M.N. Cacina
The Academy of law management of the federal penitentiary service of Russia, Ryazan, Russia
The article considers a set of measures that contribute to improving the economic efficiency of agricultural production in the penitentiary system, provides a classification of agricultural entities of the criminal Executive system of the Russian Federation, with special emphasis on the role of state support in the development of agricultural production in correctional institutions. Measures are proposed to improve the economic efficiency of agricultural production in the divisions of the criminal Executive
Keywords: agricultural production, penitentiary system, economic efficiency, state support, economic entity.
References
1. Makarova O.V., Strategic aspects of development of agricultural enterprises. Ekonomika i predprinimatelstvo = Economics and entrepreneurship. 2016. №. 11 (p. 3). Pp. 808-812.
2. Novozhilova Zh.C. Status and development trends of the agricultural enterprises of Federal service of execution of punishments. Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom hozya-jstve = Economics, labor, management in agriculture. 2015. №. 4 (25). Pp. 119-121.
3. Makarova, O.V. Analysis of elements of the economic mechanism of functioning of agrarian formations of the penitentiary system. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami = Management of economic systems. 2015. №. 1 (73). P p. 3.
4. Makarova, O.V. On the issue of effective organization of providing mineral fertilizers in the production of grain crops. Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of the Michurinsky state agrarian University. 2017. №. 4. Pp. 83-87.
5. Novozhilova, Zh.S. Evaluation factors the efficiency of agricultural production UIS. Chelovek: prestuplenie i nakazanie = Man: crime and punishment. 2015. №. 2 (89). Pp. 150-155.
6. Novozhilova, Zh.S. Improvement of the mechanism of food supply in the penitentiary system. International scientific-practical conference on Penal execution policy and the execution of criminal penalties. 2016. (Vol. 2). Pp. 1236-1239.
About the authors:
Olga V. Makarova, doctor of economic sciences, professor, professor of the department of economy and management, [email protected]
Svetlana V. Gasparyan, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the department of the logistic support of the penal system, gasparyan. [email protected]
Marina N. Cacina, student of the faculty of economics, [email protected]
РОССИЯ, МОСКВА
КРОКУС экспо
û о о
о
ш ш
LL
о
Крупнейший международный специализированный форум в области животноводства, свиноводства, птицеводства, кормопроизводства и здоровья сельскохозяйственных животных
W
MAP
MEAT AND POULTRY
RUSSIA
+7 (495) 797 69 14 | [email protected] | www.vivrussia.ru | www.meatindustry.ru