Научная статья на тему 'Модернизация экономического механизма в подсобном хозяйстве пенитенциарной системы'

Модернизация экономического механизма в подсобном хозяйстве пенитенциарной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова Ольга Владимировна., Гаспарян Светлана Валентиновна

В статье рассматриваются основные направления совершенствования экономического механизма сельскохозяйственного производства в одном из типичных хозяйств пенитенциарной системы в условиях специфических ограничений. Описываются организационно-экономические и финансовые возможности реализации проекта по модернизации молокоперерабатывающего цеха в ФГУ СХП «Ростовское». Дается оценка экономической эффективности инвестиционного проекта на исследуемом сельскохозяйственном предприятии уголовно-исполнительной системы и делается вывод о целесообразности его внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация экономического механизма в подсобном хозяйстве пенитенциарной системы»

Модернизация экономического механизма в подсобном хозяйстве

пенитенциарной системы

(Modernization of the economic mechanism in the farms of the penitentiary

system)

Макарова Ольга Владимировна. доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента Академии ФСИН России; e-mail: gasparyn.svetlana@yandex.ru Гаспарян Светлана Валентиновна кандидат экономических наук, доцент кафедры управления тыловым обеспечением УИС и коммерции Академии ФСИН России;

e-mail: gasparyn. svetlana@yandex.ru

Makarova Olga Vladimirovna. doctor of Economics, Professor Economics and management Academy of the Federal penitentiary service of Russia; e-mail: gasparyn.svetlana@yandex.ru Gasparyan Svetlana Valentinovna candidate of economic Sciences, associate Professor management logistics MIS and Commerce Academy of the Federal

prison service; e-mail: gasparyn.svetlana@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления совершенствования экономического механизма сельскохозяйственного производства в одном из типичных хозяйств пенитенциарной системы в условиях специфических

ограничений. Описываются организационно-экономические и финансовые возможности реализации проекта по модернизации

молокоперерабатывающего цеха в ФГУ СХП «Ростовское». Дается оценка экономической эффективности инвестиционного проекта на исследуемом сельскохозяйственном предприятии уголовно-исполнительной системы и делается вывод о целесообразности его внедрения.

Annotation

In the article the basic directions of perfection of the economic mechanism of agricultural production in one of the typical farms of the penitentiary system in the context of specific limitations. Describes the organizational, economic and financial feasibility of the project on modernization of the milk processing shop in the FGI «agricultural enterprise " Rostov». Provides an assessment of economic efficiency of investment projects on the investigated agricultural enterprise of the penal system and the conclusion about expediency of its implementation.

Ключевые слова

Экономический механизм, эффективность, пенитенциарная система, подсобное хозяйство исправительных учреждений, сельскохозяйственное производство, инвестиционный проект.

Keywords

Economic mechanism, the effectiveness of the penitentiary system, the farm correctional institutions, agricultural production, investment project.

Приоритетными целями развития сельскохозяйственного производства на базе учреждений уголовно-исполнительной системы (в дальнейшем УИС) являются: стремление к самообеспечению потребностей учреждений в продукции сельского хозяйства и получение средств для нужд учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) из внебюджетного источника (т.е. получение дохода от приносящей доход деятельности).

Таким образом, цель сельскохозяйственных подразделений (подсобных хозяйств) учреждений УИС совпадает с основной целью

сельскохозяйственных предприятий АПК России - это получение прибыли, что возможно на базе производства качественной конкурентоспособной продукции и ее реализации. Экономическая эффективность

производственно-хозяйственной деятельности данных организаций будет достигнута при взаимодействии всех подсистем экономического механизма в АПК, начиная с заготовки, производства, переработки, и заканчивая сбытом сельскохозяйственной продукции.

В агропромышленном комплексе уголовно-исполнительной системы России в настоящее время функционирует 780 подсобных сельских хозяйств, в том числе 68 предприятий и колоний-поселений сельскохозяйственного профиля. За ними закреплено 489,0 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них 319,7 тыс. га пашни (65%). В 2011 году в уголовно-исполнительной системе зарегистрировано: крупного рогатого скота - 28 тыс. единиц; свинопоголовья - 168 тыс. единиц; овцепоголовья - 14,9 тыс. единиц; лошадей - 2,2 тыс. единиц; поголовья птицы - 207,0 тыс. единиц.

Производство сельскохозяйственной продукции в 2011 г. в целом по стране сократилось более, чем в 2,5 раза и достигло объемов 1957 г. Несмотря на это, во ФСИН России удерживается стабильность аграрного производства и даже обеспечивается определенная динамика его роста.

Следует отметить, что сельскохозяйственное производство УИС распределено во всех субъектах Российской Федерации, при этом для него характерными являются проблемы с использованием земель сельскохозяйственного назначения. За 1990-2011 гг. площадь земель сельскохозяйственного назначения УИС увеличилась в 3,5 раза, сельскохозяйственных угодий - в 3,6 раз, пашни - в 2,5 раза.

Уголовно-исполнительная система нацелена на максимальную возможность загрузить производственные мощности гарантированными объемами, и соответственно максимально привлечь к труду осужденных к лишению свободы, организовать им профессиональную подготовку, привить

им трудовые навыки, которые будут полезны осужденным после их освобождения.

При этом, необходимо принять во внимание тот факт, что сельскохозяйственным подразделениям учреждений УИС тяжело конкурировать на рынке с коммерческими организациями в силу специфических условий их функционирования [4].

К основным из них следует отнести:

- производственные подразделения являются составной частью исправительного учреждения, в которых осужденных обязывают трудиться;

- нерегулируемые трудовые процессы по специальности, возрасту, здоровью, так как в исправительные учреждения осужденных помещают по приговору суда;

- учреждения УИС не могут организовать свою деятельность на чисто коммерческих началах и обязаны распределять доход от приносящей доход деятельности в федеральный бюджет;

- необходимо сохранять механическую структуру управления, предусматривающую жесткую иерархию власти, для обеспечения устойчивой работы всей пенитенциарной системы.

Комментируя представленные специфические для уголовно-исполнительной системы России черты, следует отметить, что определенная доля агропромышленного потенциала государства создается в целях исполнения требований уголовного законодательства РФ; сельскохозяйственные формирования УИС также ограничены в регулировании отдельных процессов и явлений, характеризующих экономический механизм их хозяйствования.

При этом сельскохозяйственное производство обязаны осуществлять лица не по призванию, а в силу сложившихся обстоятельств и в соответствии с судебным решением. На организацию сельскохозяйственного производства учреждений УИС воздействует комплекс правовых факторов, не позволяющих выполнять те же коммерческие функции, что и обычные

хозяйствующие субъекты. В большинстве случаев данные функции реализуется на основе ограниченного характера.

Экономические реалии таковы, что в последние годы наметилась тенденция к снижению валовой продукции сельского хозяйства в отдельных формированиях уголовно-исполнительной системы, так как уменьшилась степень инвестиционной привлекательности аграрного сектора, менее активно стали применяться инструменты экономического механизма, практически недоступными стали кредиты и страхование, лизинг сельскохозяйственной техники.

Специфика функционирования учреждений тесно связана с ограниченными возможностями применения экономических стимулов в современных подразделениях УИС (табл. 1.).

Таблица 1

Возможности применения экономических стимулов и рычагов в

аграрном секторе пенитенциарной системы

№ п/п Вид экономического стимулирования Возможность использования Почему нет возможности использования

ФГУП ФКУ

1 Кредитование + - В ФКУ Бюджетным Кодексом РФ кредиты запрещены

2 Страхование + - Дефицит финансовых ресурсов

3 Ценообразование + + -

4 Налоговая политика, реализуемая через систему налоговых льгот + Противоречие ведомственных инструкций и законодательства РФ на уровне Минфина

5 Самообеспечение + + -

6 Финансирование:

бюджетное + + -

приносящая доход деятельность + + -

лизинг + Отсутствие законодательных инициатив в области лизинга в ведомственных нормативных актов

«+» означает возможность применения экономического инструмента, «-» - отсутствие данной возможности

На наш взгляд исправительным учреждениям (колониям-поселениям) целесообразно обеспечить переход на самообеспечение. В отдельных

регионах имеют место наглядные примеры фактического выполнения программ по самообеспечению [2].

Так, проведенные исследования в одном из регионов крупнейшем производителе сельскохозяйственной продукции в УФСИН России по Ростовской области показывают, что для решения задачи экономического стимулирования в сельскохозяйственном производстве УИС задействованы 11 подсобных хозяйств (среди них ФГУП СХП «Ростовское») и одна сельскохозяйственная колония-поселение.

Практика показывают, что развитие животноводства обеспечивает повышение эффективности производственной деятельности

сельскохозяйственных предприятий АПК, так как цены на продукцию животноводства более стабильны и, в отличие от цен на зерно, меньше подвержены зависимости от конъюнктуры рынка, и других объективных факторов [3].

В этой связи, рассмотрим методические аспекты реализации инвестиционного проекта в одном из развивающихся хозяйств Ростовской области уголовно-исполнительной системы, целевые ориентиры которого учитывают практические интересы сферы животноводства в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства на период до 2020 года [1].

Типичным предприятием аграрной сферы пенитенциарной системы является сельскохозяйственное предприятие «Ростовское» (далее СХП «Ростовское»), которое осуществляет следующие основные виды деятельности:

- производство, закупка, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции различного вида;

- производство молочных продуктов;

- животноводство в том числе: разведение крупного рогатого скота, разведение свиней, разведение сельскохозяйственной птицы и овец.

В этом подсобном хозяйстве сконцентрированы основные посевные

площади пенитенциарной системы Ростовского региона (56,7% в 2011 году).

В целях повышения эффективности экономического механизма хозяйствования нами изучены возможности по реализации проекта по модернизации молокоперерабатывающего цеха исследуемого сельскохозяйственного предприятия, у которого, как показал проведенный нами SWOT- анализ, сильных сторон больше, чем слабых. Данное предложение включает: покупку нового оборудования для переработки молока-сырья; модернизацию производственного цеха по переработке молока; распределение финансовых ресурсов от инноваций на улучшение содержания скота.

С учетом собственных средств и реальной потребности в дополнительных источниках финансирования инвестиционного проекта с точки зрения наиболее предпочтительного поставщика технологического оборудования произведем выбор из двух рассмотренных нами вариантов модернизации молокоперерабатывающего цеха:

- вариант 1 - приобретение у ООО «Молоконт»;

- вариант 2 - приобретение у ООО «Колакс».

Назначение цеха «Молоконт» состоит в переработке 500 кг молока в сутки с получением следующих продуктов: молоко цельное; сметана; творог обезжиренный; сыр мягкий.

С помощью цеха КОЛАКС по переработке молока можно получить весь ассортимент натуральной молочной и кисломолочной продукции фасованной в любую упаковку.

В результате его работы осуществляются: приемка, очистка, переработка 500 кг молока в сутки. Стоимость данного имущественного комплекса составляет 850 тыс. руб. До 80% от стоимости модульного цеха КОЛАКС может быть возвращено СХП «Ростовское» в виде субсидии в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы.

Реализация инвестиционного проекта создания инновационного молокоперерабатывающего цеха в СХП «Ростовское» на период - 7 лет потребует следующих первоначальных затрат. Покупка имущества производственного назначения сроком полезного использования 5 лет будет произведена на сумму 800 тыс. руб. в ООО «Колакс» и 2200 тыс. руб. в ООО «Молоконт».

Выбор в пользу варианта 2 - приобретение оборудования у ООО «Колакс», обусловлен наиболее выгодными условиями:

- экономическими (стоимость затрат меньше, чем у альтернативного варианта);

- финансовыми (часть стоимости покупки модульного цеха будет компенсироваться за счет средств целевого финансирования);

- эксплуатационными (модульный цех включает все звенья производственно-сбытового процесса от заготовки молока-сырья до реализации готовой молочной продукции). Более подробные расчеты эффективности проекта модернизации молокоперерабатывающего цеха в СХП «Ростовское» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Оценка эффективности инвестиционного проекта, тыс. руб.

Показатели Годы

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1. Прямые продажи 16,5 - 10,4 28,0 - 19,1 25,1

2. Внешние доходы 931,4 943,8 944,5 1179,0 856,3 757,3 973,3

Прирост валовой прибыли 202,0 158,0

3. Всего доходов 947,9 943,8 954,9 1409,0 1014,3 776,4 998,4

4. Инвестиции -850

5. Текущие затраты, всего -850 788,8 798,9 881,9 830 838,8 688,1 698,1

6. Всего расходов -850 788,8 798,9 881,9 830 838,8 688,1 698,1

7. Чистый денежный поток -850 159,1 144,9 73,0 579 175,5 88,3 300,3

8. Сальдо

накопленного -850 -690,9 -546 -473 106 281,5 369,8 670,1

денежного потока

9. Дисконтирующий множитель по ставке 1,00 0,909 0,826 0,751 0,683 0,621 0,565 0,515

10%

1 2 3 4 5 6 7 8 9

10. Дисконтированный чистый денежный -850 144,6 119,7 54,8 395,5 108,9 49,9 154,7

поток

10.1. Сальдо

дисконтированного -850 -705,4 -585,7 -530,9 -135,4 -26,5 23,4 178,1

денежного потока

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Чистый

приведенный доход, NPV 178,1

12. Внутренняя норма

доходности, IRR %

12.1 Дисконт.

множитель по ставке 1,00 0,926 0,855 0,794 0,735 0,681 0,629 0,575

8%

12.2. Дисконтиро-

ванный чистый -850 147,3 123,9 58,0 425,6 119,5 55,5 172,7

денежный поток

12.3. Чистый приведенный доход, NPV 252,5

12.4. Дисконтирующий множитель по 1,00 0,917 0,840 0,769 0,709 0,649 0,595 0,546

ставке 9%

12.5. Дисконтиро-

ванный чистый -850

денежный поток

12.6. Дисконтиру-

ющий множитель по 1,00 0,877 0,769 0,675 0,592 0,519 0,456 0,308

ставке 14%

12.7. Дисконтированный чистый -850 139,5 111,4 49,3 342,8 91,1 40,3 92,5

денежный поток

12.8. Положит. NPV 16,9

12.9. Дисконтирующий множитель по 1,00 0,870 0,756 0,658 0,572 0,497 0,432 0,305

ставке 15%

12.10. Дисконти-

рованный чистый -850 138,4 109,5 48,0 331,1 87,2 38,1 91,6

денежный поток

12.11. Чистый

приведенный доход, NPV - 6,1

13. IRR % 14+(16,9-(16,9-(-6,1))х(15-14)=14,73%

14. PI 1028,1- -850=1,21

15. Простой срок окупаемости, PP, 4 года

16. Дисконтиро-

ванный срок окупаемости 5 лет

инвестиций^РР.

Они выполнены на основе потоков денежных средств, размеры которых определены исходя из основных показателей эффективности и финансовой состоятельности проекта.

Посредством итерационного подбора нами была подобрана оптимальная ставка внутренней нормы рентабельности инвестиций. Ее размер составил 14,73% [5]. В качестве источника финансирования проекта предполагается привлечение бюджетного финансирования и вложение собственных средств в виде нераспределенной прибыли СХП «Ростовское». Чистый дисконтированный доход (КРУ) проекта модернизации молокоперерабатывающего цеха при ставке сравнения 10% и горизонте инвестирования 7 лет (2013-2020 гг.) составляет 178,1 тыс. руб. При этом, индекс прибыльности инвестиций, (Р1) превышая 1, составит 1,21.

Логика расчетов показывает, что положительная величина чистого дисконтированного дохода и превышение единицы индекса прибыльности инвестиций подтверждает целесообразность вложения средств в рассматриваемый проект.

Совершенно очевидно, что внедрение рекомендуемого нами проекта будет способствовать совершенствованию экономического механизма хозяйствования СХП «Ростовское», так как в своей основе предполагает внедрение инновационного подхода к сбору молока-сырья, его переработке и реализации; применение гибкого финансирования; стимулирование инвестиционной привлекательности аграрного производства.

Таким образом, предложения по совершенствованию экономического механизма сельскохозяйственного производства позволит СХП «Ростовское» не только сохранить молочное стадо, но и обеспечить его прирост в период до 2020 года. Кроме того, предприятие расширит ассортимент выпускаемой молочной продукции: сметаны, сливок, творожных и сырных изделий.

Список литературы

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. - М. : ФГБНУ «Росинфомагротех», 2012.

- 204 с.

2. Целевая программа ведомства «Развитие сельскохозяйственного производства в колониях-поселениях сельскохозяйственного профиля, создаваемых исправительных центрах, подсобных хозяйствах сельскохозяйственных предприятиях уголовно-исполнительной системы на 2012-2014 годы». - М., 2012. - 15 с.

3. Балабас М. Ю. Агропромышленный потенциал Ростовской области и основные направления наращивания общего потенциала аграрной сферы региона // Юг России в начале III тысячелетия: траектория, ресурсы, проблемы, приоритеты / под ред. А. Г. Дружинина, Ю. С. Колесникова.

- Ростов н/Д, 2010. - 233 с.

4. Макарова О. В., Милехина А. В. Специфика производственной деятельности в уголовно-исполнительной системе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. №4(24). doi: 10.12731/2218-7405-2013-4-11.

5. Рекомендации по разработке бизнес-плана для малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. - М.: ФГНУ «Росинформагротех». 2007, - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.