Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК В ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК В ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экология / устойчивое развитие / экологическая ответственность / легкая промышленность / цепочки поставок / ecology / sustainable development / environmental responsibility / light industry / supply chain

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Глеб Антонович, Крупнов Юрий Александрович

В статье рассмотрена актуальная проблемы экологической ответственности бизнеса. Анализируется возможность ее решения на основе построения адекватных цепочек поставок. Определены основные направления, методы и модель повышения экологической ответственности организаций в легкой промышленности. Рассмотрены способы внедрения экологичных инициатив на практике в текстильной индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING ENVIRONMENTAL RESPONSIBILITY IN DEVELOPING SUPPLY CHAINS IN LIGHT INDUSTRY

The article discusses the current problem of environmental responsibility of business. The possibility of solving it based on building adequate supply chains is analyzed. The main directions, methods and model for increasing the environmental responsibility of organizations in light industry are determined. Ways to implement environmentally friendly initiatives in practice in the textile industry are considered.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК В ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

countants avoid tax errors, and therefore penalties. This is the reason for the relevance of this article.

Key words: tea and coffee products, accounting, taxation. УДК 657

DOI 10.47581/2023/IE-07/Kuznecov-Krupnov-01 Кузнецов Глеб Антонович, аспирант

e-mail: kgleb97@yandex.ru Научный руководитель:

Крупнов Юрий Александрович, доктор экономических наук, профессор e-mail: yukrupnov@mail.ru

Государственный университет просвещения, г.Москва, Россия

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК В ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрена актуальная проблемы экологической ответственности бизнеса. Анализируется возможность ее решения на основе построения адекватных цепочек поставок. Определены основные направления, методы и модель повышения экологической ответственности организаций в легкой промышленности. Рассмотрены способы внедрения экологичных инициатив на практике в текстильной индустрии.

Ключевые слова: экология, устойчивое развитие, экологическая ответственность, легкая промышленность, цепочки поставок

Текстильная промышленность и легкая промышленность в целом по числу занятых работников и годовой добавленной стоимости занимают заметное место в мировой экономике. По мере роста численности и платежеспособности населения масштабы текстильной индустрии и индустрии моды постоянно растут. Вместе с увеличением объемов выпуска продукции возникают новые проблемы в экономической, экологической и социальной сферах [1]. Одним из инструментов их решения является совершен ствова-ние цепочек поставок текстиля и модной одежды, что требует глобального подхода [2].

Считается, что текстильная и швейная промышленность состоит из производителей пряжи, тканей и одежды, также в нее входят предприятия розничной торговли. Производители и продавцы объединены в международную интегрированная отрасль, в рамках которой продукция часто разрабатывается в одной стране, производится в другой и продается в третьей. В последние годы рассматриваемая отрасль стремительно развивается благодаря консолидации розничной торговли, развитию электронных инстру-

ментов и глобализации рынка, который характеризуется следующими основными признаками:

короткий жизненный цикл продукции; высокая волатильность; низкая предсказуемость;

высокая импульсивность в поведении потребителей [3]. Поскольку интенсивность конкуренции в индустрии моды возрастает, модные ритейлеры постоянно ищут источники получения конкурентных преимуществ, при отсутствии которых не может быть и речи о расширении рыночных возможностей [4]. Для этого они стремятся разрабатывать и внедрять оптимальные бизнес-модели, наиболее эффективные схемы производства и привлекательные корпоративные ценности. Осознание актуальных процессов в сфере обеспечения устойчивого развития, изучение потребительского спроса и конкурентный анализ необходимы для поддержания конкурентоспособности на рынке.

Следовательно, обеспечение устойчивого развития также неразрывно связано с рассматриваемой темой. Организации по всему миру стараются соответствовать современным тенденциям применения щадящих технологий и повышать степень экологической ответственности своих бизнес-практик. Внедрение стандартов устойчивого развития в процессы формирования цепочек поставок может непосредственно способствовать не только успеху бизнеса, но и благополучию общества. Поэтому государство берет на себя не только функции контроля над экологичностью бизнесов, но и готово совместно с отечественным и иностранным бизнесом участвовать в работе по снижению ущерба человеку и природе в рамках государственно-частного партнерства [5].

Современная наука уже добилась больших успехов в исследовании проблемы устойчивого развития, однако вопрос выгод и препятствий во внедрении экологически устойчивых практик в организациях фэшн индустрии все еще остается малоизученным. Текстильная промышленность и индустрия моды признаются сферами, оказывающими сильное негативное воздействие на природу из-за загрязнения окружающей среды (далее - ОС). Поэтому на крупных участниках рынка лежит ответственность за повышение экологичности производств, логистических процессов и даже потребительских привычек. Розничные игроки способны в значительной степени влиять на изменения в производственных процессах и моделях потребления и могут склонять производителей к более устойчивым решениям. Возможности благоприятно повлиять на ОС имеются на каждом этапе цепочки поставок, от производства тканей до продажи конечному потребителю (рисунок 1.)

В научной среде получило распространение следующее определение управления цепочкой поставок: «процесс планирования, внедрения и контроля сырья, запасов в процессе производства готовой продукции и свя-

занного с этим информационного потока от точки происхождения к точке потребления с целью соответствия требованиям заказчика» [6].

Использование удобрений в выращивании хлопка; ГМО в фермерстве

Испо льзова-ние энергоресурсов в магазинах; отходы упа-

Использование бытовой химии воды и электроэнергии при стирке

Использование химикатов для обработки тканей Излишки материалов на производстве

Рисунок 1. Влияние индустрии моды на ОС на разных этапах цепочки поставок Источник: составлено авторами

Короткий жизненный цикл продукции; отходы, не сдаваемые в переработку

Особую важность представляет внедрение эффективного цифрового оборудования. Это способствует не только резкому улучшению качества продукции, но и уменьшению отходов, утилизация которых представляет угрозу людям и окружающей среде [7]. Этот аспект должен учитываться при проектировании цепочек поставок. Концепции управления ими внедряются для повышения эффективности работы, обеспечения новых источников конкурентных преимуществ при одновременном повышении ценности для потребителей и, в конечном счете, развития организаций и межфирменных отношений.

В дополнение к определению управления цепочкой поставок отметим особенности, касающиеся розничной торговли модной одеждой. Здесь управление включает планирование, поиск поставщиков, покупателей и схем логистики. Оно объединяет управление спросом и предложением по всей цепочке поставок с целью удовлетворения требований клиентов.

На всех этапах цепочки оказывается значительное влияние на ОС, что вызывает стремление потребителей к осознанному и ответственному потреблению и предполагает выработку нового подхода к организации бизнеса. Этим обусловлено возникновение концепции экологического менеджмента и модели пяти «Я» [8]., которая представлена на рисунке 2. Основной целью всех игроков рынка является обеспечение беспрепятствен-

ного и устойчивого потока товаров, услуг, информации и средств для обеспечения максимальной ценности для всех вовлеченных заинтересованных сторон.

Рисунок 2. Модель пяти «R»

Источник: [8]

Устойчивое управление цепочками поставок можно определить как практику управления цепочками поставок, которая учитывает комплекс экологических, социальных и экономических воздействий на протяжении всего жизненного цикла товаров и услуг. Существует множество моделей, которые ритейлеры модной одежды могут адаптировать к стандартам устойчивого развития.

Первая «R» соответствует слову recycle (вторичная переработка) - это процесс, посредством которого продукт перерабатываются в пригодное для повторного использования сырье для производства новых продуктов. Существует два типа отходов: отходы производства и отходы потребления. Отходами производства, пригодными для повторного использования, часто являются излишки сырья. Ситуация с отходами потребления обстоит иначе, так как отходы после потребления - это более сложный продукт. Ведь в результате производственных процессов сырье претерпевает множество изменений. Это приводит к более ресурсоемкому и капиталоемкому процессу переработки, несмотря на более высокую ценность этого процесса. Вторичная переработка является важным принципом экологичности, и его реализация требует сепарации на составные части и превращения в исходное сырье.

Вторая «R» - reuse может быть переведена как повторное использование и является еще один способом замкнуть жизненный цикл продукции. Основная суть этого принципа в многоразовом, а не одноразовом применении элемента продукта или продукта. Благодаря такому поведению срок использования продукта может быть продлен. В сфере моды это могут быть булавки для плащей, упаковка для одежды или швейные иглы. Вместо того чтобы расширять использование одежды и продлевать ее срок службы, це-

лесообразно упростить работу компании и обеспечить легкую замену компонентов, сохраняя их в употреблении. В дополнение к этому наблюдается рост онлайн-продаж или обмена подержанной продукцией через розничных продавцов, таких как eBay.

Третье направление это reduce (сокращение). Оно подразумевает ограничение источников отходов и предотвращение их выброса в ОС. В сфере моды это может, например, означать более тщательный поиск поставщиков тканей. Приобретение тканей у локальных поставщиков вместо глобальных закупок может привести к сокращению расстояний транспортировки и, следовательно, к снижению загрязнения окружающей среды вредными выбросами транспортных средств. Каждая транспортировка приводит к различным уровням загрязнения окружающей среды и влияет на разные группы населения и экосистемы по всему миру. В случае необходимости в глобальных поставках компании могут работать над минимизацией излишка товара и оптимизацией своих запасов.

Четвертая «R» отвечает за Re-design (пересмотр продукции). Это означает, что модель производства должна быть изменена с целью снижения воздействия на окружающую среду на каждом этапе его жизненного цикла -от поставок поставщиком до выпуска продукта и утилизации по истечении срока службы. Этот подход может быть внедрен на нескольких этапах. Первый - это разработка продукта. Это в первую очередь касается использования экологичных материалов. Второй - пересмотр процессов по схеме реинжиниринга бизнес-процессов. Для этого следует оптимизировать существующие бизнес-процессы с целью повышения их эффективности. В контексте управления цепочками поставок и реинжиниринга обычно планируется изменение или упрощение бизнес-процессов для сокращения отходов, связанных с логистикой, а также совершенствование рабочих процессов за счет сокращения отходов.

Пятая «R» — это refuse (отказ). Этот аспект предполагает пересмотр бизнес-практик с целью отказа от инициатив, наносящих вред окружающей среде. В рамках этого подхода хозяйствующим субъектам, стремящимся к повышению экологической ответственности, следует отказаться от сотрудничества с поставщиками, которые используют неэкологичные бизнес-практики. Также это может предполагать отказ от перепроизводства продукции для сокращения отходов по итогам продажи коллекций.

Таким образом, несмотря на разнообразное и широкое негативное влияние бизнесов в легкой и текстильной промышленности на окружающую среду, благодаря вниманию современной науки к вопросам экологической ответственности бизнеса у компаний появляется возможность пересмотреть свои бизнес-модели для снижения отрицательного воздействия на ОС. В случае успешного внедрения рассмотренных предложений, рост легкой промышленности не будет сопровождаться ухудшением экологической ситуации и снижением устойчивости бизнесов в будущем.

Список литературы

1. Напольских Д.Л., Опарина У.В. Легкая промышленность России: состояние и проблемы. // Обществознание и социальная психология. 2022. № 8 (38). С. 118-127. EDN: GWRWIF

2. Shishoo R. The global textile and clothing industry: technological advances and future challenges. 2012. Edition: First. Publisher: Woodhead Publishing Ltd. Cambridge, UK. Editor: R. Shishoo. ISBN: ISBN 978-1-84569-939-0

3. Christopher M., Lowson R. Creating agile supply chains in the fashion industry.// International Journal of Retail & Distribution Management .2004. 32(8):367-376. D0I:10.1108/09590550410546188

4. Валова Ю.И. Значение выявления конкурентных преимуществ компании. Проблемы развития современного общества. Сборник научных статей 6-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. Изд-во: Юго-Западный государственный университет. Курск, 2021. С.76-83. EDN: OAOOAF

5. Сильвестров С.Н., Крупнов Ю.А., Золотарев Е.В., Лапенкова Н.В. Государственно-частное партнерство и стратегия экономического роста // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2022. - Т. 18, № 2. - С. 341 - 363. https://doi.org/10.24891/ni.18.2.341

6. Cooper M., Lambert D., Pagh J. Supply Chain Management: More Than a New Name for Logistics. // The International Journal of Logistics Management. 1997. 8(1):1-14. D0I:10.1108/09574099710805556

7. Хартанович К.В., Миленький А.В., Федин С.В. Текстильная промышленность в условиях цифровизации экономики. // Управленческий учет. 2021. № 6-3. С. 917-924. DOI: 10.25806/uu6-32021917-924

8. Muthu S. Roadmap to Sustainable Textiles and Clothing. In book: Roadmap to Sustainable Textiles and Clothing. Edition: Textile Science and Clothing Technology, 2014. Chapter: Natural Dyes: Sources, Chemistry, Application and Sustainability Issues. Springer. DOI: 10.1007/978-981-287-065-0_2

Kuznetsov Gleb A. postgraduate

Krupnov Yuriy A., Doctor of Economic Sciences, Professor State University of Education, Moscow, Russia INCREASING ENVIRONMENTAL RESPONSIBILITY IN DEVELOPING SUPPLY CHAINS IN LIGHT INDUSTRY

Abstract: The article discusses the current problem of environmental responsibility of business. The possibility of solving it based on building adequate supply chains is analyzed. The main directions, methods and model for increasing the environmental responsibility of organizations in light industry are determined. Ways to implement environmentally friendly initiatives in practice in the textile industry are considered.

Keywords: ecology, sustainable development, environmental responsibility, light industry, supply chain

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.