Общество: философия, история, культура. 2023. № 6. С. 188-193. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 6. P. 188-193.
Научная статья УДК 687.016
https://doi.org/10.24158/fik.2023.6.28
Устойчивая мода в современном научном дискурсе: исследовательские подходы
Дарья Дмитриевна Кручинина
независимый исследователь, Краснодар, Россия, kruchinina_40@mail.ru
Аннотация. В статье описываются теоретические подходы к изучению устойчивой моды в современном научном дискурсе. Автор выделяет следующие направления в интерпретации «устойчивой модной индустрии»: экологическое, социальное, культурное, образовательное, анализ потребительского поведения, концепт практик. В основе первого из названных лежит изучение жизненного цикла изделий устойчивой моды. Социальный подход развивает идеи социальной справедливости и защиты прав рабочих в модной индустрии. Подчеркивается, что устойчивая мода исследуется сквозь призму потребительского поведения, определяется как культурная тенденция, направленная на продвижение экологически чистых и этичных продуктов. В связи с важностью внедрения устойчивого развития в модную индустрию образование в сфере моды должно включать в учебную программу соответствующие практики. Акторно-сетевая теория предлагает исследовательскую логику интерпретации устойчивой моды как гибрида природы и культуры. Показано, что исследования в области устойчивой моды носят междисциплинарный характер. Работа позволяет восполнить пробел в знаниях о влиянии «устойчивых тенденций» на трансформацию моды, поведения потребителей.
Ключевые слова: устойчивость, система моды, устойчивая мода, этичная мода, медленная мода, быстрая мода, устойчивое потребление, культура, теория практик
Для цитирования: Кручинина Д.Д. Устойчивая мода в современном научном дискурсе: исследовательские подходы // Общество: философия, история, культура. 2023. № 6. С. 188-193. https://doi.org/10.24158/fik.2023.6.28.
Original article
Sustainable Fashion in Modern Scientific Discourse: Research Approaches
Daria D. Kruchinina
Independent Researcher, Krasnodar, Russia, kruchinina_40@mail.ru
Abstract. The article describes theoretical approaches to the study of sustainable fashion in modern scientific discourse. The author identifies the following areas in the interpretation of the "sustainable fashion industry": environmental, social, cultural, educational, analysis of consumer behavior, the concept of practices. The first one is based on the study of the life cycle of sustainable fashion products. The social approach develops the ideas of social justice and the protection of workers' rights in the fashion industry. It is emphasized that sustainable fashion is studied through the prism of consumer behavior and is defined as a cultural trend aimed at promoting environmentally friendly and ethical products. Due to the importance of implementing sustainable development in the fashion industry, fashion education should include appropriate practices in the curriculum. The actor-network theory offers an exploratory logic for interpreting sustainable fashion as a hybrid of nature and culture. It is shown that sustainable fashion research is interdisciplinary in nature. The study allows filling the gap in knowledge about the impact of "sustainable trends" on the transformation of fashion and consumer behavior.
Keywords: sustainability, fashion system, sustainable fashion, ethical fashion, slow fashion, fast fashion, sustainable consumption, culture, theory of practices
For citation: Kruchinina, D.D. (2023) Sustainable Fashion in Modern Scientific Discourse: Research Approaches. Society: Philosophy, History, Culture. (6), 188-193. Available from: doi:10.24158/fik.2023.6.28 (In Russian).
Термин «устойчивая мода» (sustainable fashion) относится к процессу поощрения изменений в модных продуктах и системе моды, которые характеризуются экологической целостностью и социальной справедливостью. Процесс отличается от традиционных подходов в моде, которые в первую очередь ориентированы на экономическую выгоду. Не существует единого четкого определения sustainable fashion, а это означает, что усилия по достижению устойчивой модной индустрии материализуются в различных формах (разработка эко-дизайна, экономия ресурсов, минимизация и переработка отходов, использование экологически чистых материалов и т.д.) (Buchel et al., 2022: 231).
© Кручинина Д.Д., 2023
Появилось множество понятий, описывающих движение к более экологичной, этичной, медленной моде (Hur, Faragher-Siddall, 2022). Итогом этого стала терминологическая неоднозначность концепции. Экомода представляет собой одежду, произведенную методами, не наносящими вреда окружающей среде; этичная - связана с работниками, условиями их труда, используемыми бизнес-моделями. Концепция медленной моды возникает, прежде всего, как социальное движение в ответ на циклы быстрой моды. Наконец, sustainable fashion характеризуется включением всех вышеперечисленных исследовательских интерпретаций (Martinez-Barreiro, 2021). Периферийность социологических теоретизирований ковариации моды и устойчивого развития была обусловлена разграничением социальной реальности, сконструированной индивидом, и природного мира, поддерживаемого при помощи вещей (Latour, 2012), фокусировкой социологии моды на социальном неравенстве, практиках потребления одежды, стилевых стратегиях и вследствие этого невниманием к экологическим издержкам индустрии.
Тема «устойчивости» закрепилась в современных академических исследованиях моды (Mora et al., 2014). Хотя явление устойчивой моды возникло ещё в 1960-х годах, когда потребители начали осознавать негативное влияние текстильной промышленности на окружающую среду. До 2010-х гг. теория моды не интересовалась экологическим и социальным воздействием индустрии на общество; и только в начале XXI века система приняла терминологию устойчивости, интерпретируемой как развитие с учетом текущих потребностей, не ставящее под угрозу ориентиры будущих поколений (Martinez-Barreiro, 2021).
Исходя из междисциплинарного характера моды, попытаемся определить теоретические подходы, которым удалось связать концепцию устойчивого развития с индустрией моды и потребительским поведением. Исследование осуществлялось поэтапно: постановка цели, конструирование исследовательских вопросов, поиск релевантных публикаций, обобщение полученных результатов посредством качественного интерпретативного контент-анализа. Дизайн исследования задан интерпретацией моды как системы институтов, организаций, групп, производителей, потребителей, событий и практик, способствующих ее производству как «гибридного предмета», требующего выявления корреляции между продуцированием и потреблением модных трендов (Entwistle, 2015: 29).
В современных fashion-штудиях можно выделить несколько подходов в экспликации устойчивой моды: экологический, социальный, образовательный, исследование потребительского поведения, концепт практик.
Аналитические интенции представителей экологического направления фокусируются на анализе жизненного цикла изделий устойчивой моды, разработке стратегий устойчивого дизайна. Сторонники подхода исходят из предположения, что проектирование предмета одежды означает учет всего жизненного цикла продукта (с момента производства до технического обслуживания и утилизации), поэтому для достижения устойчивости в моде необходима ориентация на дизайн как фактор социальных изменений (Mora et al., 2014: 140). Исследователи Д. Шен, Дж. Ричардс, Ф. Лю выделяют восемь измерений устойчивой моды: ресайклинг, органическая продукция, винтаж/се-конд-хенд, местное производство, кастомизация продукции, сертификация fair trade, vegan и hand-made-товары (Shen et al., 2013). По сути, подход предлагает следующие характеристики устойчивой моды: справедливость, локальность (забота о покупателях и местных сообществах, выбор местных брендов), аутентичность, эксклюзивность (уникальная одежда ручной работы), функциональность (снижение частоты покупок одежды / модная детоксикация / капсульный гардероб) (Vesterinen, Syrjälä, 2022). Изучение жизненного цикла продукта позволяет оценить все этапы (производство, транспортировку, продажу, использование, уход и утилизацию) и выявить проблемы, риски, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, что позволяет разрабатывать более экологически ответственные модели производства и потребления изделий.
Анализ устойчивости моды сосредоточен на экологических (использование натуральных волокон, методов проектирования, обеспечивающих безотходность, долговечность, ресайклинг, ка-стомизацию; применение швейных технологий, способствующих экономии ресурсов; утилизация текстильных отходов), социальных (обеспечение выгоды от удовлетворенности клиентов) и экономических аспектах (внедрение циркулярной бизнес-модели «переход на возобновляемые ресурсы - апсайклинг - переработка материалов») (Daukantiene, 2023). В рамках экологического подхода рассматриваются различные методы проектирования - от нулевых отходов при крое и повторного использования материалов до применения съемных деталей с целью персонализации одежды, выявляются способы снижения выброса синтетических микроволокон в водную среду (Buchel et al., 2022: 236). Появились различные инновации, позволяющие перерабатывать текстиль, например, автоматическая сортировка, химическая переработка и создание новых волокон из вторичного сырья. Также растет число дизайнеров, которые используют или производят волокна из различных альтернативных материалов (например, фруктовой кожи, водорослей или грибов).
Социальный подход связан с системой быстрой моды и использованием субподряда в текстильном секторе в развивающихся странах, в которых наблюдается значительная эксплуатация труда. Чтобы поддержать стратегию низких затрат, компании быстрой моды часто размещают производственные предприятия в государствах с дешевой рабочей силой, минимальным уровнем заботы об окружающей среде. Здесь промышленность полагается в основном на женщин, которые работают на швейных фабриках с неавтоматизированным управлением цепочками поставок; производители заключают субподряды и предполагают чрезмерную сверхурочную работу (Buchel et al., 2022: 235), что приводит к проблемам со здоровьем, безопасностью рабочих. Исследования показали, что устойчивое производство модной одежды улучшает качество жизни сотрудников индустрии за счет сокращения дефицита времени в трудовом процессе (Busalim et al., 2022: 1806).
Основная идея подхода, направленного на изучение потребительского поведения: рост заботы об окружающей среде наряду с необходимостью сокращения отрицательных внешних эффектов «быстрой» fashion-индустрии стимулирует благоприятное отношение покупателей к устойчивой моде. Трансформация потребителями образа жизни может привести к достижению более экологически и социально устойчивого будущего. Исследователи полагают, что покупатели по мере «осознания» ущерба окружающей среде, причиненного модной индустрией, могут демонстрировать более высокий уровень экологической осведомленности. При этом устойчивое потребление интерпретируется как приобретение качественной, произведенной с соблюдением этических и/или экологических норм продукции.
В ряде научных текстов отмечается наличие парадокса устойчивой моды: положительное отношение к ней покупателей не отражается на фактическом потребительском поведении (Pencarelli et al., 2020). Так, обнаружено, что миллениалы не отдают приоритет концепту устойчивого развития при принятии решений о приобретении товара (Iran et al., 2019). Отсутствие четкой прямой ковариации между намерениями индивидов и их потребительским поведением привело к пониманию наличия барьеров, сдерживающих принятие устойчивой моды: низкий уровень знаний о влиянии fashion-индустрии на окружающую среду, высокая стоимость экотоваров, немодность изделий, ограниченное наличие экологически чистой продукции, скептицизм в восприятии «зеленых» заявлений производителей (Brandao, Costa, 2021: 745). Появились публикации, изучающие потенциал влияния розничных продавцов на поведение клиентов в сфере устойчивой моды (Busalim et al., 2022: 1804).
В качестве «медленных» альтернатив быстрой моде предлагаются такие практики, как аренда, обмен, покупка подержанной одежды. Исследователи Э. Вестеринен, Х. Сырьяла указывают на развитие устойчивого антипотребления одежды как набора идеологий (медленная мода, минимализм, фокусировка на качестве, а не количестве товаров, разработка индивидуального стиля, экономика использования одежды) и стратегий (воздержание от покупки, уход за одеждой, самостоятельное изготовление вещей) (Vesterinen, Syrjala, 2022). При этом ключевой фигурой является потребитель, который решает, когда и что покупать, как долго пользоваться предметом, когда и как от него избавиться.
Согласно А. Бусалим, Г. Фокс, Т. Линн, в 2009-2019 гг. прикладные исследования устойчивой моды сквозь призму потребительского поведения проводились с использованием анкетирования (71 % публикаций), интервьюирования (19 %), смешанных методик, включая онлайн-эксперименты (10 %). В публикациях 2009-2011 гг. в основном затрагивалась экологичность устойчивой моды, в 2012-2014 гг. научное сообщество проявляло интерес к ответственному потреблению, выявляло дифференциацию быстрой и устойчивой моды, в 2015-2017 гг. наблюдалась повторная концентрация на экологических аспектах устойчивых тенденций, в 2018-2019 гг. изучалось различие между установками и реальным действием покупателей экоодежды (Busalim et al., 2022: 1813).
Представители культурологического подхода оперируют категорией культурной устойчивости моды, когда устойчивость относится к культурному измерению модных продуктов, к их символическому производству и нематериальному содержанию (Mora et al., 2014: 140). Исследователи исходят из того, что устойчивая мода определяется нематериальными (культурные значения и воображение) и материальными ценностями (физические свойства тканей, производственных процессов).
Культурная устойчивость в модной индустрии может привести к изменению организационной культуры поставщиков модной одежды, усвоивших методы устойчивого развития (Casciani et al., 2022: 776). Это целостное изменение культурного мышления важно с точки зрения покупателя: консьюмеризм поддерживается культурными нормами. Однако даже потребители, которые проявляют большую заботу об экологических и социальных проблемах, сталкиваются с конфликтом между желанием быть модным и стремлением сократить свои потребительские привычки. Для достижения эффективных устойчивых изменений требуется культурный сдвиг в поведении покупателя и изменение мышления на уровне отрасли и бизнеса.
В рамках культурологического подхода исследователи изучают, как потребители создают субкультурные сообщества, в рамках которых обучают друг друга, дают рекомендации по внедрению устойчивых практик. По сути, подобные сообщества - это «порождающая среда», в которой развиваются и коллективно обсуждаются практики, формируется культура устойчивой моды. Включенность в подобные комьюнити способствует конструированию идентичности «устойчивого» потребителя. Устойчивая мода в этом случае - это фактор спасения окружающей среды; индивиды стремятся к самовыражению, саморазвитию, ориентируются на творчество и уникальность в продуцировании стилевых стратегий.
Академический дискурс об устойчивой моде подразумевает образование для устойчивого развития (ОУР), что влечет за собой не только трансформацию образовательных систем, но и подготовку граждан к получению новых знаний. В то время как быстрая мода стала синонимом высокого экономического роста, переориентация на другой набор ценностей имеет решающее значение для устойчивого образования в области моды. В соответствии с образовательным подходом повышение уровня знаний об устойчивом развитии положительно влияет на установки и поведение, связанные с модными экологическими практиками. Подчеркивается необходимость разработки учебных программ, направленных на подготовку специалистов в сфере sustainable fashion, включения темы устойчивого развития в школьные предметы как эффективного способа обучения будущих потребителей.
Концепт практик всё чаще используется в дискуссиях и исследованиях, касающихся повседневного устойчивого потребления на микроуровне. Он позволяет понять различные формы потребления энергии, воды, моющих средств, материалов и одежды в результате динамики практик, которые организуют повседневную жизнь пользователей. При этом каждой практике имплицитно свойственны телесная воплощенность, фоновые знания, материальность, смыслы и оценки (Maguire, Fahy, 2023). Одной из сильных сторон теории является то, что практика как единица анализа относится не только к области индивидуальной интенциональности, но и к набору материальных ресурсов и смыслов, которые мобилизуются в ней и предшествуют ее индивидуальному исполнению. Следовательно, практики следует понимать как структуру, динамика которой формирует повседневную жизнь. Теория практик делает видимыми рутинные аспекты социальной жизни, объясняет изменения в моделях потребления и (не)успех транзиции к их более устойчивому варианту. В рамках данного подхода может изучаться, например, влияние практики использования и утилизации одежды на окружающую среду, как дизайн повседневных изделий может улучшить жизнь людей и т. д.
Акторно-сетевая теория Б. Латура позволяет интерпретировать моду как гибрид природы и культуры, выявить связь между практиками потребления одежды и их воздействием на окружающую среду (Latour, 2012). Б. Латур придает новые коннотации категории «современности», которая была контекстуализирована в рамках искусственного различения природы и культуры, поддерживавшего взгляд на культуру как высшую и активную, а природу - низшую и пассивную (Entwistle, 2015: 29). Следуя латуровской логике, «природные» объекты являются продуктами ис-торико-социального способа видения мира, следовательно, артефактами «природы-культуры», гибридами (Latour, 2012: 104). Акторно-сетевая теория позволяет открыть внутренний диалог между наукой и культурой, между технологией и модой. Одежда есть нечто «природное», поскольку сделана из натуральных материалов (например, хлопок, шелк, лен и т.д.), а с другой стороны, она «собрана» сложным образом в социокультурном мире через глобальные цепочки производства продукции.
Согласно теории Б. Латура, актанты являются людьми и не-людьми, любыми действующими лицами, чье поведение значимо для сети, к примеру, вода, хлопок, шерсть и т.д. (т.е. активные компоненты материалов, из которых состоит мода); концепт релевантен для выявления того, как люди и вещный мир практикуют интеракции в гибридной системе моды, которая эксплицируется как набор взаимодействующих (не)человеческих («естественных» / «культурных») актантов, инстанций действия (Latour, 2012).
Таким образом, категория устойчивости стала значимой в современных исследованиях моды, которым присущ междисциплинарный характер, сочетание академических и прикладных элементов, поэтому ученые задействовали теоретические и методологические ресурсы различных дисциплин. Устойчивая мода подразумевает лучшую осведомленность дизайнеров, покупателей, розничных продавцов и потребителей о влиянии продукции на работников, сообщества и экосистемы (Busalim et al., 2022: 1805).
Трудно найти единую точку зрения, способную рассмотреть экологическую, социальную и культурную сложность явлений, связанных с одеждой и модой. Вследствие дебатов о воздействии текстильного производства на окружающую среду появился экологический подход, основывающийся на «анализе жизненного цикла». Другие исследователи настаивали на осуж-дении
практики социальной и трудовой эксплуатации в текстильной отрасли. В то же время они включили концепцию этичной моды и поведения в исследования моды, сумев создать новые формы устойчивости посредством социальной справедливости и вопросов, связанных с правами работников. Аналитика устойчивого потребления настаивает на отходе системы моды от текущих практик индустрии быстрой моды, что требует изменения не только форм производства, но и потребления, когда покупатель должен стать более ответственным. Наконец, другие исследования подчеркивают, что система устойчивой моды требует комплексного подхода к экологическим, социальным и экономическим проблемам, а также необходимость разработки образовательной программы для людей, работающих в системе моды, и потребителей в целом. Концепт практик предлагает интерпретировать моду как совокупность взаимосвязанных действий, конструирующих повседневность потребителя одежды. Теоретическая линза Б. Ла-тура позволяет изучать непрерывный поток материалов, объектов и акторов системы моды, наделяя исследователя экологическим видением ситуации. Аналитики, фокусируясь на культурном измерении устойчивости, предлагают конструировать новое, более инклюзивное, множественное и устойчивое воображаемое мира моды, не противоречащее принципам равенства, справедливости, человечности. Все эти исследования смогли обеспечить полезную основу для изучения устойчивой моды в XXI веке и в то же время позволили накопить конкретные знания, которые могут использоваться в практике модных компаний на любом этапе цепочки создания стоимости.
Список источников:
Brandao A., Costa A.G. Extending the Theory of Planned Behaviour to Understand the Effects of Barriers Towards Sustainable Fashion Consumption // European Business Review. 2021. Vol. 33, iss. 5. Р. 742-774. https://doi.org/10.1108/EBR-11-2020-0306.
Buchel S., Hebinck A., Lavanga M., Loorbach D. Disrupting the Status Quo: a Sustainability Transitions Analysis of the Fashion System // Sustainability: Science, Practice and Policy. 2022. Vol. 18, iss. 1. Р. 231-246. https://doi.org/10.1080/15487733.2022.2040231.
Busalim A., Fox G., Lynn T. Consumer Behavior in Sustainable Fashion: A Systematic Literature Review and Future Research Agenda // International Journal of Consumer Studies. 2022. Vol. 46, iss. 5. Р. 1804-1828. https://doi.org/10.1111/ijcs.12794.
Casciani D., Chkanikova O., Pal R. Exploring the Nature of Digital Transformation in the Fashion Industry: Opportunities for Supply Chains, Business Models, and Sustainability-Oriented Innovations // Sustainability: Science, Practice and Policy. 2022. Vol. 18, iss. 1. Р. 773-795. https://doi.org/10.1080/15487733.2022.2125640.
Daukantiene V. Analysis of the Sustainability Aspects of Fashion: A Literature Review // Textile Research Journal. 2023. Vol. 93, iss. 3-4. Р. 991-1002. https://doi.org/10.1177/00405175221124971.
Entwistle J. Sustainability and Fashion // Routledge Handbook of Sustainability and Fashion. Abingdon, 2015. P. 25-32.
Hur E., Faragher-Siddall E. Young Consumer Perspectives on Government Policy Interventions for Sustainable Fashion Consumption in the UK // Fashion Practice. 2022. Vol. 14, iss. 3. Р. 405-427. https://doi.org/10.1080/17569370.2022.2125149.
Iran S., Geiger S.M., Schrader U. Collaborative Fashion Consumption - A Cross-Cultural Study between Tehran and Berlin // Journal of Cleaner Production. 2019. Vol. 212. Р. 313-323. https://doi.org/10.1016/jjclepro.2018.11.163.
Latour B. We Have Never Been Modern. Cambridge, 2012. 157 p.
Maguire H., Fahy F. Unlocking Insights in the Everyday: Exploring Practices to Foster Sustainable Maximum Use of Clothing // Cleaner and Responsible Consumption. 2023. Vol. 8. Р. 100095. https://doi.org/10.1016/j.clrc.2022.100095.
Martinez-Barreiro A. La Sostenibilidad en Los Estudios de Moda // Athenea Digital. 2021. Vol. 21, iss. 1. Р. e2728. https://doi.org/10.5565/rev/athenea.2728.
Mora E., Rocamora A., Volonte P. On the Issue of Sustainability in Fashion Studies // International Journal of Fashion Studies. 2014. Vol. 1, iss. 2. Р. 139-147. https://doi.org/10.1386/infs.12.139J.
Pencarelli T., Ali Taha V., Skerhakova V., Valentiny T., Fedorko R. Luxury Products and Sustainability Issues from the Perspective of Young Italian Consumers // Sustainability. 2020. Vol. 12, iss. 1. Р. 245. https://doi.org/10.3390/su12010245.
Shen D., Richards J., Liu F. Consumers' Awareness of Sustainable Fashion // Marketing Management Journal. 2013. Vol. 23. Р. 134-147.
Vesterinen E., Syrjala H. Sustainable Anti-Consumption of Clothing: A Systematic Literature Review // Cleaner and Responsible Consumption. 2022. Vol. 5. Р. 100061. https://doi.org/10.1016/ j.clrc.2022.100061.
References:
Brandao, A. & Costa, A.G. (2021) Extending the Theory of Planned Behaviour to Understand the Effects of Barriers Towards Sustainable Fashion Consumption. European Business Review. 33 (5), 742-774. Available from: doi:10.1108/EBR-11-2020-0306.
Buchel, S., Hebinck, A., Lavanga, M. & Loorbach, D. (2022) Disrupting the Status Quo: a Sustainability Transitions Analysis of the Fashion System. Sustainability: Science, Practice and Policy. 18 (1), 231-246. Available from: doi:10.1080/15487733.2022.2040231.
Busalim, A., Fox, G. & Lynn, T. (2022) Consumer Behavior in Sustainable Fashion: A Systematic Literature Review and Future Research Agenda. International Journal of Consumer Studies. 46 (5), 1804-1828. Available from: doi:10.1111 /ijcs.12794.
Casciani, D., Chkanikova, O. & Pal, R. (2022) Exploring the Nature of Digital Transformation in the Fashion Industry: Opportunities for Supply Chains, Business Models, and Sustainability-Oriented Innovations. Sustainability: Science, Practice and Policy. 18 (1), 773-795. Available from: doi:10.1080/15487733.2022.2125640.
Daukantiene, V. (2023) Analysis of the Sustainability Aspects of Fashion: A Literature Review. Textile Research Journal. 93 (3-4), 991-1002. Available from: doi:10.1177/00405175221124971.
Entwistle, J. (2015). Sustainability and Fashion. In: Routledge Handbook of Sustainability and Fashion. Abingdon, pp. 25-32.
Hur, E. & Faragher-Siddall, E. (2022) Young Consumer Perspectives on Government Policy Interventions for Sustain-able Fashion Consumption in the UK. Fashion Practice. 14 (3), 405-427. Available from: doi:10.1080/17569370.2022.2125149.
Iran, S., Geiger, S.M. & Schrader, U. (2019) Collaborative Fashion Consumption - A Cross-Cultural Study between Tehran and Berlin. Journal of Cleaner Production. 212, 313-323. Available from: doi:10.1016/j.jclepro.2018.11.163.
Latour, B. (2012) We Have Never Been Modern. Cambridge. 157 p.
Maguire, H. & Fahy, F. (2023) Unlocking Insights in the Everyday: Exploring Practices to Foster Sustainable Maximum Use of Clothing. Cleaner and Responsible Consumption. 8, 100095. Available from: doi:10.1016/j.clrc.2022.100095.
Martinez-Barreiro, A. (2021) La Sostenibilidad en Los Estudios de Moda. Athenea Digital. 21 (1), e2728. Available from: doi:10.5565/rev/at henea.2728.
Mora, E., Rocamora, A. & Volonte, P. (2014) On the Issue of Sustainability in Fashion Studies. International Journal of fashion Studies. 1 (2), 139-147. Available from: doi:10.1386/infs.1.2.139_1.
Pencarelli, T., Ali Taha, V., Skerhakova, V., Valentiny, T. & Fedorko, R. (2020) Luxury Products and Sustainability Issues from the Perspective of Young Italian Consumers. Sustainability. 12 (1), 245. Available from: doi:10.3390/su12010245.
Shen, D., Richards, J. & Liu, F. (2013) Consumers' Awareness of Sustainable Fashion. Marketing Management Journal. 23, 134-147.
Vesterinen, E. & Syrjala, H. (2022) Sustainable Anti-Consumption of Clothing: A Systematic Literature Review. Cleaner and Responsible Consumption. 5, 100061. Available from: doi:10.1016/ j.clrc.2022.100061.
Информация об авторе Д.Д. Кручинина - независимый исследователь, Краснодар, Россия.
Information about the author D.D. Kruchinina - Independent Researcher, Krasnodar, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 28.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 26.05.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 20.06.2023.