«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»
УДК 339
Долженко Игорь Борисович, Dolzhenko Igor Borisovich
заместитель генерального директора ООО «Фэшн Групп», 119590 г. Москва, ул. Минская, д 1Г, корпус1, оф.1 Deputy General Director, Fashion Group LLC, 119590 Moscow, ul. Minskaya, 1G, building 1, of.1
ГЛОБАЛЬНЫЕ ЦЕПОЧКИ СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ОДЕЖДЫ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19
GLOBAL VALUE CHAINS IN THE GLOBAL APPAREL MARKET DURING THE COVID-19 PANDEMIC
Аннотация. Статья посвящена вопросам функционирования глобальных цепочки создания стоимости на мировом рынке одежды во время пандемии COVID-19. Выявлено характерные черты цепочек создания стоимости в индустрии моды. Выделены факторы, связанные с пандемией, повлиявшие на глобальные цепочки создания стоимости в индустрии моды. Рассмотрены основные проблемы текущего этапа функционирования глобальных цепочек создания ценности в индустрии моды.
Abstract. The article is devoted to the functioning of the global value chains in the global clothing market during the COVID-19 pandemic. Identified the characteristic features of value chains in the fashion industry. Highlighted the factors associated with the pandemic that affected the global value chains in the fashion industry. The main problems of the current stage of functioning of global value chains in the fashion industry are considered.
Ключевые слова. ТНК, глобальные цепочки создания стоимости, ГЦСС, индустрия моды, глобализация, пандемия, цифровизация.
Keywords. TNCs, global value chains, GVCs, fashion industry, globalization, pandemic, digitalization.
Введение
В 2020 года пандемия коронавируса привела к падению ВВП всех стран и к падению стоимости мировой торговли на 3%. COVID-19 может спровоцировать самый большой экономический спад со времен Второй мировой войны, затронув все отрасли, от финансов до сектора гостеприимства. [1]
XI Международная научно-практическая конференция Пандемия и последствия, связанные с пандемией, приводят к изменению функционирование сложившихся глобальных цепочек создания стоимости. [2] Поведение и мотивация потребителей изменились, в развитых странах на фоне пандемии существенно изменилось восприятие быстрой моды.
Методология
Объектом настоящего исследования явились ГЦСС в индустрии моды. Предмет исследования -изменения в функционировании глобальных цепочки создания стоимости на мировом рынке одежды под влиянием пандемии. В качестве информационной базы выступили отраслевые данные, статистика деятельности ведущих ТНК индустрии моды, результаты опубликованных научных исследований в области деятельности ТНК, глобализации и мировых рынков. Метод исследования - системный анализ.
Результаты исследования
Бизнес-модель быстрой моды очень сложна и основана на вертикальной интеграции, которая базируется на обмене информацией и доверии. Цепочка поставок быстрой моды характеризуются поставками «точно в срок», бережливостью, быстрой реакцией, гибкостью и минимальными остатками на складах. [3 Vertrica] Комбинация гибкости и бережливости характеризуют цепочки поставок одежды. [4] (Bruce et al., 2004).
Исключительно важную роль на рынке обрели цепочки товаров и цепочки поставок одежды. Цепочки поставок «точно в срок» нацелены на увеличение ассортимента продукции в более короткие производственные циклы за счет низких начальных заказов (что означает уменьшение запасов), за которыми следует быстрое производство продуктов, которые покупают потребители [5] (Barnes & Lea-Greenwood 2006). Бережливые цепочки характеризуются тем, что работает в большом объеме, с низким разнообразие и предсказуемых условиях [6]. Реструктуризации товарных цепочек, которые возникли примерно в 1990-х годах, включают методы своевременного реагирования и быстрое реагирование с более короткими сроками выполнения. [7] Taplin.
«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» Глобальные цепочки создания стоимости на мировом рынке одежды-это и цепочка покупателей, и цепочка информации. Помимо того, что быстрая мода была своей собственной концепцией, у каждого розничного продавца сложилась своя цепочка поставок.
Все компании, работающие в сфере быстрой моды, следуют пяти принципам: ритейлеры постоянно открывают новые магазины по всему миру, чтобы завоевать долю рынка; во-вторых, инвестировать в интегрированную информационную инфраструктуру, связывая потребительский спрос с другими узлами цепочки поставок; третьи короткие циклы разработки и быстрое создание прототипов, обеспечивающие удовлетворение потребителя; в-четвертых, очень отзывчивая цепочка поставок; и, наконец, они все чаще оказываются под давлением, демонстрируют хорошие результаты на фондовом рынке, поскольку большинство розничных продавцов обращаются на бирже[8] (ТокаШ 2007; 23).
Пандемия СОУГО-19 радикально меняет глобальную внешнюю среду многих фирм, вызывая исключительную нестабильность и кризисные явления, экономический спад, увеличивая неравенство, технологические изменения и провоцируя сбои в международном сотрудничестве. Поскольку существует значительная неопределенность в отношении того, как будет развиваться эпидемиологическая и экономическая ситуация, оценка продолжительности и серьезности пандемии кажется невыполнимой задачей.
Современные ГЦСС характеризуются растущей сложностью, нестабильностью и волатильностью, и обладают рядом черт, многие из которых определяются цифровыми изменениями потребителей, поставщиков и конкурентов. [9Digital] Функционирование глобальных цепочки создания стоимости на мировом рынке одежды в ходе пандемии столкнулось со значительными рисками. Действительно, во времена СОУГО-19, когда потребители во всем мире остаются взаперти, им больше не нужны новые продукты. Для этой отрасли характерна высоко интегрированная глобальная цепочка поставок. В нем многие развивающиеся страны играют роль поставщиков недорогих вводимых ресурсов. ГЦСС в индустрии моды сильно
XI Международная научно-практическая конференция зависят от поставки сырья от китайских компаний для производства, и они
серьезно пострадали от нарушения поставок из-за COVID-19. [10Ка^]
Учитывая глобальный характер отрасли, компании и розничные торговцы должны перевозить свои товары и сырье через многие страны. Помимо Китая, другие страны играют важную роль как ключевые центры, вокруг которых происходит торговля модными товарами. Это относится к США (как наиболее важному розничному рынку) и некоторым европейским странам (таким как Бельгия, Германия, Франция и Великобритания), с такими портами, как Роттердам и Антверпен, которые занимают видное место в этой торговле.
С точки зрения цепочек поставок текстильная и швейная промышленность являются отраслями чувствительными ко времени. Коллекции одежды быстро меняются: их жизненный цикл короток (как скоропортящиеся продукты), а их коммерциализация характеризуется сильными сезонными пиками. [11] В этом смысле для текстильной логистики характерны небольшие складские запасы и короткие сроки доставки. Эти товары и сырье обычно перевозятся по суше, по морю и по воздуху
Для базовых моделей одежды важнейшим являются издержки, время поставки такого значения не играет, в этой связи производство их отдается на субподряд в Азии, что позволяет снизить издержки производства минимум на 15%, несмотря на рост стоимости рабочей силы в этих странах. [12] Для изделий, поставка которых необходима в кратчайшие сроки в силу их модного характера, ТНК индустрии моды используют производственно-логистические сети в Европе, где реализуется также большая часть продаж.
Нарушения в доставке товаров в определенное место в определенное время могут привести к снижению (или нулевой) прибыли для владельца текстиля.
Развитие электронной коммерции еще больше обострило связанные со временем логистические требования, такие как доставка на следующий день, а также способность обрабатывать большой объем возвратов и предоставление производителям и дилерам возможности проверять местонахождение своих
«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» товаров в любое время. Компании индустрии моды с устаревшими аналоговыми системами и процессами (прежде всего традиционные универмаги) столкнулись с огромными проблемами в ходе пандемии, потому что традиционные розничные магазины оказались закрытыми и нарушились традиционные цепочки поставок, компании же широко применяющими цифровые технологии и ориентированные на онлайн торговлю одеждой оказались в выигрыше.
Европейские и американские розничные торговцы, два целевых рынка для этого сектора, отменили очень много своих заказов. Отмененные заказы привели к серьезным проблемам и породили беспокойство во многих странах-поставщиках. Перспектива снижения спроса из-за пандемии привела к нарушению в цепочках поставок. Вспышка COVID-19 сначала привела к остановке производства в Китае, а затем к закрытию магазинов по всему миру.
Поскольку грузоотправители все чаще ссылаются на положения о «форс -мажорных обстоятельствах» в своих контрактах, чтобы приостановить свои платежи, сеть устойчивого текстиля азиатского региона (STAR), объединяющая представителей ассоциаций производителей из Бангладеш, Камбоджи, Китая, Мьянма, Пакистан и Вьетнам опубликовали совместное заявление по этому вопросу. Они призвали бренды и розничных продавцов учитывать влияние, которое их решения о покупке во время пандемии коронавируса могут оказать на работников и малый бизнес в цепочке поставок, и, следовательно, соблюдать свои контракты со своими поставщиками. В своем заявлении сеть STAR призвала глобальные компании «максимально поддерживать деловых партнеров в цепочке поставок и стремиться к долгосрочной стратегии обеспечения непрерывности бизнеса, единства цепочки поставок и социальной устойчивости».
Под воздействием растущего давления в сторону более экологически безопасного образа жизни индустрия моды еще до пандемии сталкивалась с растущими опасениями по поводу своего экологического следа, особенно моделей потребления, связанных с «быстрой модой» (повышение уровня расходов и удаление отходов) и связанным с этим производством.
XI Международная научно-практическая конференция закономерности (условия на рабочем месте, влияние обработки текстиля на окружающую среду).
Развитие местной эпидемиологической ситуации в ключевых странах аутсорсинга, повлияло на доступность рабочей силы и производства, а также на мультимодальные логистические сети, лежащие в основе глобальных производственно- сбытовых цепочек. Одна из проблем в этом отношении заключается в том, что производство модных товаров может быть перенесено в другие страны-поставщики, которые быстрее возобновляют деятельность в азиатском регионе или которые находятся ближе к розничным торговцам, чтобы диверсифицировать риски своей цепочки поставок.
Выводы
Индустрия моды, несомненно, находится под давлением в эти нестабильные времена. В зависимости от роли, которую страны играют в цепочке поставок, повышение устойчивости может повлечь за собой разные потребности и подходы.
Перспективы выглядят серьезными для стран-поставщиков с низкими издержками, которые сильно зависят от экспорта текстиля и одежды для получения доходов, одновременно сталкиваясь с проблемой ограниченных финансовых средств и менее развитых систем здравоохранения и социальной защиты, чтобы справиться с социально-экономическими последствиями пандемии. В краткосрочной перспективе блокировки по всему миру высветили риски, связанные с высокой взаимосвязанностью цепочек поставок, и проблемы, связанные с глобальным поиском поставщиков. Это также повлияло на торговую логистику, скрепляющую глобальные производственно-сбытовые цепочки.
Библиографический список:
1. COVID-19 to Plunge Global Economy into Worst Recession since World War II/ The World Bank Press Release. .-[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2020/06/08/covid-19-to-plunge-global-economy-into-worst-recession-since-world-war-ii
«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»
2. Варнавский В. Глобальные цепочки создания стоимости в период пандемии COVID-19. Мировая экономика и международные отношения, 2021, т. 65, № 1, сс. 14-23. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-1-14-23
3. Менеджмент. Конина Н.Ю., Ефимова Н.В., Загребельная Н.С., Ноздрева Р.Б., Соколова М.И. Москва, 2016.
4. Bhardwaj Vertica & Fairhurst Ann (2010) Fast fashion: response to changes in the fashion industry, The International Review of Retail, Distribution and Consumer Research, 20:1, 165-173, DOI: 10.1080/09593960903498300
5. Bruce, M., Daly, L. and Towers, N. 2004. Lean or agile: A solution of supply chain management in the textiles and clothing industry?. International Journal of Operations and Production Management, 24(2): 151-70.
6. Barnes, L. and Lea-Greenwood, G. 2006. Fast fashioning the supply chain: Shaping the research agenda. Journal of Fashion Marketing and Management, 10(3): 259-71.
7. Менеджмент. Конина Н.Ю., Ефимова Н.В., Загребельная Н.С., Ноздрева Р.Б., Соколова М.И. Москва, 2016.
8. Taplin, I. M. 2006. Restructuring and reconfiguration: The EU textile and clothing industry adapts to change. European Business Review, 18(3): 172-86.
9. Tokatli, N. Global sourcing: insights from the global clothing industry—the case of Zara, a fast fashion retailer, Journal of Economic Geography, Volume 8, Issue 1, January 2008, Pages 21-38, https://doi.org/10.1093/jeg/lbm035
10. Digital Strategies in a Global Market. Navigating the Fourth Industrial Revolution. Editors: Konina, Natalia (Ed.) Palgrave Macmillan; 1st ed. 2021 edition (January 3, 2021,) DOI-10.1007/978-3-030-58267-8; 306 pages, ISBN-10 : 3030582663, ISBN-13 : 978-3030582661
11. Kang, S. C. (2020), 'Global Coronavirus spread may paralyze apparel supply chain for months', SP Global, .-[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.spglobal. com/marketintelligence/en/news-insights/ latest-news-headlines/global-coronavirus- spread-may-paralyze-apparel-supply-chain- for-
XI Международная научно-практическая конференция months-57456384?fbclid=IwAR2RdL XQMNHzWpAs8_kio4E9drfQ8SOpnU9-lewCDUMCGhzK6P9_Nlj3UmE.
12. Doyle, S. A., Moore, C. M. and Morgan, L. 2006. Supplier management in fast moving fashion retailing. Journal of Fashion Marketing and Management, 10(3): 272-81.
13. Tokatli, N., Wrigley, N. and Kizilgün, О. 2008. Shifting global supply networks and fast fashion: Made in Turkey for Marks & Spencer. Global Networks, 8(3): 261-280.