Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА МЕЖДУНАРОДНУЮ ТОРГОВЛЮ ТЕКСТИЛЬНЫМИ ТОВАРАМИ И ОДЕЖДОЙ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА МЕЖДУНАРОДНУЮ ТОРГОВЛЮ ТЕКСТИЛЬНЫМИ ТОВАРАМИ И ОДЕЖДОЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
540
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международная торговля / одежда / текстиль / транснациональные корпорации / ТНК / индустрия моды / пандемия / глобализация / цепочки создания стоимости / international trade / apparel / textiles / multinational corporations / TNCs / fashion industry / pandemic / globalization / value chains

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.Б. Долженко

В данной статье исследовано влияние пандемии на международную торговлю текстилем и одеждой в 2019-2020 гг. Выделены факторы, связанные с пандемией, наиболее сильно повлиявшие на структуру и динамику мировой торговли этими товарами. Выявлено влияние пандемии на деятельность ведущих ТНК индустрии моды, которые определяют главные тренды международной торговли одеждой. Проведено исследование изменений в динамике международной торговли текстилем и одеждой из-за пандемии. В итоге сделан прогноз дальнейшего влияния пандемии на тенденции международной торговли одеждой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF COVID-19 PANDEMIC ON INTERNATIONAL TRADE IN TEXTILES AND APPAREL

This article examines the impact of the pandemic on international trade in textiles and apparel in 2019-2020. The factors associated with the pandemic, which most strongly influenced the structure and dynamics of world trade in these goods, are highlighted. The influence of the pandemic on the activities of the leading TNCs in the fashion industry, which determine the main trends in the international trade in clothing, is revealed. A study of changes in the dynamics of international trade in textiles and clothing due to the pandemic was carried out. As a result, a forecast was made for the further impact of the pandemic on the trends in international clothing trade.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА МЕЖДУНАРОДНУЮ ТОРГОВЛЮ ТЕКСТИЛЬНЫМИ ТОВАРАМИ И ОДЕЖДОЙ»

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ С ОУГО-19 НА МЕЖДУНАРОДНУЮ ТОРГОВЛЮ ТЕКСТИЛЬНЫМИ ТОВАРАМИ И ОДЕЖДОЙ

И.Б. Долженко, заместитель генерального директора ООО «Фэшн Групп» (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2500-1000-2021-1089

Аннотация. В данной статье исследовано влияние пандемии на международную торговлю текстилем и одеждой в 2019-2020 гг. Выделены факторы, связанные с пандемией, наиболее сильно повлиявшие на структуру и динамику мировой торговли этими товарами. Выявлено влияние пандемии на деятельность ведущих ТНК индустрии моды, которые определяют главные тренды международной торговли одеждой. Проведено исследование изменений в динамике международной торговли текстилем и одеждой из-за пандемии. В итоге сделан прогноз дальнейшего влияния пандемии на тенденции международной торговли одеждой.

Ключевые слова: международная торговля, одежда, текстиль, транснациональные корпорации, ТНК, индустрия моды, пандемия, глобализация, цепочки создания стоимости.

Глобализация привела к изменению в поведении, модели потребления, динамике и объёмам международной торговли. Глобализация обострила проблемы конкурентоспособности на макро-, мезо- и микроуровнях. Новая модель роста мировой экономики отражает ярко выраженный реванш ресурсов и технологий в структуре факторов, ответственных за ускорение процессов глобального развития.

Международная торговля все больше определяется крупнейшими международными компаниями - ТНК. Они активно действуют на международных рынках, осуществляют прямые зарубежные инвестиции, имеют представительства, филиалы, дочерние и совместные предприятия за рубежом, а также выполняют международные коммерческие операции [1]. ТНК разрабатывают и реализуют глобальные стратегии, объединяющие национальные и региональные рынки. Среди крупнейших ТНК индустрии можно отметить такие компании как Inditex, Fast Retailing, H&M, Next, PVH, Gap,Ralph Lauren, Esprit,Primark и др. ТНК контролируют значительную часть мировой торговли в рамках управляемых глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС) [2]. На международную торговлю одеждой и тексти-

лем существенно повлияла пандемия ко-ронавирусной инфекции.

Методика исследования.

Объектом настоящего исследования явилась международная торговля текстильными товарами и одеждой. Предмет исследования - влияние пандемии на торговлю текстильными товарами и одеждой. В качестве информационной базы выступили данные ЮНКТАД и Всемирного Банка, отраслевые данные, статистика деятельности ведущих ТНК индустрии моды, результаты опубликованных научных исследований в области деятельности ТНК, глобализации и мировых рынков. Метод исследования - системный логический анализ.

Результаты исследования.

Нанося удар за ударом, как по предложению, так и по спросу, пандемия породила идеальный шторм для отрасли: высоко-интегрированная глобальная цепочка поставок привела к тому, что компании испытывали огромную нагрузку, пытаясь управлять кризисами на нескольких фронтах, поскольку были введены ограничения, в быстрой последовательности, остановив производство сначала в Китае, затем в Италии, а затем в других странах мира [3].

Хотя продолжительность и окончательная серьезность пандемии остаются неиз-

вестными, очевидно, что многие отрасли из-за пандемии оказались в сложном положении. Замораживание расходов усугубляет кризис предложения. Повсеместное закрытие магазинов в отрасли, зависящей от офлайн-каналов, в сочетании с инстинктом потребителя отдавать предпочтение необходимым товарам по своему усмотрению, ударило по чистой прибыли брендов и истощило денежные резервы. Даже онлайн-продажи упали на 15-25% в Китае, на 5-15% в Европе и в США на 5%.

Индустрия модной одежды резко изменилась в свете нового коронавируса (ШУГО-19):

- Согласно данным, опубликованным Бюро переписей США, пострадавшим от COVID-19, объем продаж одежды и аксессуаров в США в марте 2020 года снизился на 50,5% по сравнению с годом ранее.

- Во 2-ом квартале 2020 г. в Бангладеш, втором по величине мировом экспортере одежды, около одного миллиона работников швейной промышленности потеряли свои рабочие места в результате резкого сокращения объема заказов. Онлайн-опрос работодателей Бангладеш, проводившийся в период с 21 марта по 25 марта 2020 года, показал, что 72,4% уволенных рабочих были отправлены домой без оплаты, а 80,4% уволенных работников не получили выходного пособия [4].

- Опрос 700 компаний, проведенный Международной федерацией производителей текстиля (ITMF в 2020 году, свидетельствует, что компании во всех регионах мира претерпели значительное количество отмен и/или отсрочек заказов. Во всем мире текущие заказы снизились в среднем на 31%. Степень снижения колеблется от 20,0% в Восточной Азии до 41% в Южной Америке.

Динамика мировых товарных цен была более благоприятна для развитых, чем развивающихся стран. Падение спроса оказало давление на понижение средних экспортных цен в международной торговле одеждой.

Ряд известных модных брендов, объявили о сокращении или отмене заказов на поставку во 2 квартале 2020 года:

- Primark закрыл все свои магазины в Европе и США и попросил всех своих поставщиков прекратить производство. Однако компания создала фонд для выплаты заработной платы работникам фабрики, которые работали над отменой заказов на одежду.

- Ross Stores объявил об отмене всех заказов на товары до середины июня 2020 года.

- Gap Inc. решила прекратить поставки своих летних заказов и производство осенней коллекции 2020 г.

- H&M также отменила заказы, но сообщила своим поставщикам, что выполнит заказы, которые были размещены до COVID-19.

Пандемия выявила большие проблемы с устойчивостью в цепочках создания стоимости вокруг модных сайтов электронной торговли, особенно английской группы Boohoo. Цена акций Boohoo упала в июле 2020 г., так как все большее число розничных торговцев отказываются от брендов группы со своих веб-сайтов из-за заявлений об эксплуатации и небезопасных условиях на ряде фабрик-поставщиков Boohoo в Великобритании. Расследования операций миницехов, производящих в Лешестере, Великобритания очень дешевую одежду для продажи на сайте Boohoo выявили проблему прозрачности производства сверхбыстрой модной одежды.

Избыток запасов Covid-19 усугубляет проблемы многих компаний индустрии моды. Падение продаж и товарные непроданные остатки, последующее дисконтирование и снижение маржи, вероятно, приведут к повсеместному финансовому осложнению для многих компаний индустрии моды в Великобритании, Европе и США

Многие фабрики в странах-производителях одежды, включая Бангладеш, Камбоджу и Вьетнам, во 2-3 кварталах 2020 г. были закрыты из-за нехватки сырья из Китая и снижения заказов от западных брендов одежды. Пандемия привела к замедлению спроса и предложения. Наибольшие трудности, вызванные COVID-19, испытывают развивающиеся страны, в которых в настоящее время про-

изводится большая часть одежды, в частности такие страны как Бангладеш, Индия, Камбоджа, Гондурас и Эфиопия [5]. Хотя развитые страны могут относительно быстро оправиться от COVID-19, эти развивающиеся страны, могут страдать от более продолжительного периода высокой безработицы, что означает широко распространенный голод и болезни.

Пандемия Covid-19 не просто угрожает бизнесу многих брендов и производителей одежды, она может означать конец нынешней производственной модели быстрой моды и привести к уменьшению количества коллекций меньшего размера из более устойчивых цепочек поставок. Пандемия высветила тренд, что микрофабрики становятся будущим модного производства. Глобализация цепочек поставок модной одежды привела к тому, что производители модной одежды в развитых странах с высоким уровнем заработной платы проиграли бизнес более крупным поставщикам в странах с более низкими издержками. Но тенденция к цифровой трансформации предполагает, что микро-фабрики, близкие к клиентам, будут ключевым компонентом будущего производства модной одежды, с преимуществами, включая скорость вывода на рынок, гибкость и меньший углеродный след.

Пандемия Covid-19 изменила позиции ряда развивающихся стран в рамках международной торговли одеждой. Меры по карантину и самоизоляции, принятые правительствами всего мира, привели к широкомасштабному закрытию тысяч швейных фабрик. Крупные западные бренды платят работникам швейных компаний в Индии и других развивающихся странах примерно 11 пенсов в час. Низкая заработная плата, небезопасные и антисанитарные рабочие места и плохое здоровье уже делают рабочую силу в сфере одежды очень уязвимой для худших последствий вируса Covid-19. Китай глубоко вовлечен во все аспекты цепочки поставок моды. Согласно данных по статистике мировой торговли в 2018 году, согласно последним доступным данным, Китай экспортировал текстильные изделия на сумму 118,5 млрд. долл. США и одежды на сумму 157,8 млрд. долларов

США, что сделало его крупнейшим в мире экспортером этих категорий. После падения поставок во 2 квартале 2020г китайские фирмы нарастили экспорт одежды и текстиля в 3 и 4 кварталах 2020 г. [6].

Пандемия Covid-19 не могла произойти в худшее время для швейной отрасли Камбоджи, поскольку она совпадала с частичным прекращением беспошлинной торговли с ЕС из-за нарушений прав человека. Covid-19 нанес тяжелый урон текстильному и швейному сектору Шри-Ланки, и прогнозируется, что экспорт упадет на 30% в 2021 финансовом году. Национальная швейная промышленность страны пересмотрела свою оценку с целевого показателя в 5,6 млрд долларов США на финансовый год, заканчивающийся в марте, до 3,9 млрд долларов США - это снижение на 1,7 млрд долларов США в годовом исчислении с апреля 2020 года по март 2021 года [7].

Пандемия нарушила операции по всем звеньям цепочек создания стоимости в индустрии моды. Были отменены все показы в рамках сезонных недель моды. COVID-19 попал в Италию в разгар Миланской недели моды в конце февраля, в результате чего ряд дизайнеров, в том числе Giorgio Armani, Prada, Versace, пересмотрели свои форматы показа.

В настоящее время этот вирус заставил многие дизайнерские дома отменить или отложить показы весенне-летних и промежуточных коллекций 2021 года, в том числе Armani, Dior, Gucci, Hermès, Max Mara, Prada, Chanel и Versace, Ralf Laurent, Burberry. Многие недели моды были отменены, какие-то показы прошли виртуально, и дизайнеры поощряются использовать платформы Zoom и Join.me для представления своих коллекций [8]. Ряд крупные значимых мероприятий индустрии моды были отменены в 2020 г. из-за COVID-19, другие торговые выставки и показы проводятся виртуально, но это очень неудобно.

Ритейлеры отреагировали на пандемию COVID-19, закрыв свои магазины в рамках локдаунов. В рамках локдаунов ряд крупных ритейлеров и брендов объявили о своем временном закрытии в развитых стра-

нах, включая Nordstrom, Saks Fifth Avenue, Macy's, H&M, Chanel, Ральф Лорен, Sephora, Nike, Apple, Walmart, Urban Outfitters, Madewell, Everlane, Lululemon, Glossier, и другие.

Социальное дистанцирование больше, чем когда-либо, подчеркивает важность цифровых каналов, а локдауны привели к переходу к онлайн торговле во всей цепочке создания стоимости. Совместно затронутые закрытием магазинов и перебоями в поставках, две трети руководителей фирм моды ожидают сокращения объемов поставок как минимум на 20% в 2020 году. Меры, принимаемые модными компаниями, включают сотрудничество с фабриками по снижению затрат, обеспечение оплаты сырья и тканей, перспективное сотрудничество в области исследований и разработок или дизайн продукции для ускорения разработки модных товаров с более коротким временем выполнения заказа и меньшими размерами партий в заказах на поставку. 74% респондентов ожидают, что цифровая трансформация процессов разработки продуктов и источников будет ускоряться, и 60% согласны с тем, что производство с максимальной гибкостью и автоматизацией будет ключевым фактором в создании новых бизнес-моделей.

Достижение социальной и экологической устойчивости в свете противодействия пандемии становится основным направлением стратегического развития ведущих компаний индустрии моды. Пандемия привлекла внимание к обязательствам компаний индустрии моды по обеспечению безопасности своих клиентов, персонала и тех, кто работает в глобальной цепочке создания стоимости.

Выводы

COVID-19 приведет к значительным изменениям в предпочтениях потребителей. Пандемия привела к росту значения ценностей, связанных с устойчивостью, и активизировала дискуссии о чрезмерном потреблении и безответственной деловой практике. Произошло значительное снижение потребительских расходов на одежду.

Индустрия моды будет выглядеть совсем иначе в мире пост-Covid19. Финансовые затруднения будут стимулировать консолидацию отрасли в гораздо большей степени, чем это вызвал мировой финансовый кризис 2008 года. Инновации будут расширяться по всей цепочке создания стоимости моды. Изменения в аутсорсинге приведут к интеграции поставщиков и изменению в ГЦСС.

Библиографический список

1. Конина Н.Ю. Компании, рожденные глобальными как новые субъекты МЭО. В книге: Международные экономические отношения: плюрализм мнений в эпоху перемен // Абдурахманова З.А., Адамчук Н.Г., Алексеев П.В., Алёшин Д.А., Афанасьев Д.Ю., Бо-сич С., Волгина Н.А., Высоцкая А.А., Вязовская В.В., Галищева Н.В., Гончаров Ю.А., Гречков В.Ю., Григорук Н.Е., Гурова И.П., Дегтярева О.И., Джагитян Э.П., Долгова М.В., Захаров А.Н., Зубкова Я.Н., Исаченко Т.М. и др. - Москва, 2017. - С. 392-399.

2. Современные международные экономические отношения в эпоху постбиполярности // Исаченко Т.М., Медведкова И.А., Ревенко Л.С., Платонова И.Н., Абдурахман Т.К.А., Абрамова А.В., Гаранина О.Л., Адамчук Н.Г., Бостоганашвили Е.Р., Бренделева Е.А., Василенко Е.П., Винокурова О.С., Воинов А.И., Высоцкая А.Н., Костюшина М.С., Газинце-ва Н.В., Галкин С.А., Герасимов Е.Л., Григорук Н.Е., Гурова И.П. и др. - Москва, 2020.

3. Долгов С.И., Савинов Ю.А. Влияние вспышки нового коронавируса на международную торговлю // Российский внешнеэкономический вестник. 2020. № 2. С. 7-18.

4. Международные экономические отношения: реалии, вызовы и перспективы // Ревенко Л.С., Перская В.В., Холопов А.В., Абрамова А.В., Адамчук Н.Г., Алексеева С.А., Безвербная Н.А., Босич С., Бровкин А.В., Винокурова О.С., Воинов А.И., Галищева Н.В., Гаранина О.Л., Гилилов И.Р., Гончаров Ю.А., Григорук Н.Е., Гурова И.П., Дегтярева О.И., Демчук Д.В., Ефимова Н.В. и др. - Москва, 2019.

5. Lu, S. (2020). Five ways world textile and apparel trade is changing // Just-Style. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.just-style.com/analysis/five-ways-world-textile-and-apparel-trade-is-changing_id139257.aspx (Дата обращения 12.01.2021)

6. China's textile & garment exports rise 9.6% in 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fibre2fashion.com/news/textile-news/china-s-textile-garment-exports-rise-9-6-in-2020-272027-newsdetails.htm (Дата обращения 12.01.2021)

7. World textile & apparel trade dropped in 2019: WTO. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fibre2fashion.com/news/textile-news/world-textile-apparel-trade-dropped-in-2019-wto-269065-newsdetails.htm( Дата обращения 12.01.2021)

8. Lu S. WTO Reports World Textiles and Apparel Trade in 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://shenglufashion.com/2020/08/03/wto-reports-world-textiles-and-apparel-trade-in-2019/(Дата обращения 12.01.2021)

IMPACT OF COVID-19 PANDEMIC ON INTERNATIONAL TRADE IN TEXTILES

AND APPAREL

I.B. Dolzhenko, Deputy General Director Fashion Group LLC (Russia, Moscow)

Abstract. This article examines the impact of the pandemic on international trade in textiles and apparel in 2019-2020. The factors associated with the pandemic, which most strongly influenced the structure and dynamics of world trade in these goods, are highlighted. The influence of the pandemic on the activities of the leading TNCs in the fashion industry, which determine the main trends in the international trade in clothing, is revealed. A study of changes in the dynamics of international trade in textiles and clothing due to the pandemic was carried out. As a result, a forecast was made for the further impact of the pandemic on the trends in international clothing trade.

Keywords: international trade, apparel, textiles, multinational corporations, TNCs, fashion industry, pandemic, globalization, value chains.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.