Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ТЕКСТИЛЕМ И ОДЕЖДОЙ'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ТЕКСТИЛЕМ И ОДЕЖДОЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
795
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ТНК / ИНДУСТРИЯ МОДЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТЕКСТИЛЬ / ОДЕЖДА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЦЕПОЧКИ СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долженко Игорь Борисович

В статье исследуются факторы, способствующие развитию мировой торговли текстилем и одеждой. Отдельно выделяются факторы, влияющие на структуру и динамику мировой торговли этими товарами, характеризуется влияние глобализации на мировой рынок текстиля и одежды, который является очень сложным, существенно сегментированным, динамично эволюционирующим. Анализируются направления изменений глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС), сложившихся в индустрии моды, в рамках которых осуществляется международная торговля и деятельность ведущих ТНК индустрии моды. Отмечается, что важными факторами развития глобальной торговли одеждой является рост населения, либерализация международной торговли и изменения в сорсинге в связи с консолидацией базы поставщиков и повышением требований к участникам ГЦСС. Делается предположение, что на международную торговлю текстильными товарами повлияет прогнозируемое относительное сокращение размеров рынков одежды в США и Европе и значительный рост потребления в Азии. C учетом торговых трений между США и КНР возможна частичная переориентация импорта одежды американскими покупателями на поставки из Вьетнама, Бангладеша и Индии. Выявляются тенденции, влияющие на динамику и структуру международной торговли одеждой, дается прогноз тенденций мировой торговли текстилем и одеждой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TRADE IN TEXTILES AND CLOTHING

The article examines the factors contributing to the development of world trade in textiles and clothing. The factors influencing the structure and dynamics of world trade in these goods are singled out separately, the influence of globalization on the world textile and clothing market, which is very complex, significantly segmented, dynamically evolving, is characterized. The author analyzes the directions of changes in the global value chains (GVC) that have developed in the fashion industry, within which international trade and the activities of leading TNCs in the fashion industry are carried out. It is noted that important factors in the development of the global clothing trade are population growth, liberalization of international trade and changes in sourcing due to the consolidation of the supplier base and increased requirements for GVC participants. It is speculated that international textile trade will be affected by the projected relative contraction in the size of apparel markets in the US and Europe, and significant growth in consumption in Asia. Given the trade frictions between the United States and the PRC, it is quite possible for American buyers to partially reorient clothing imports from Vietnam, Bangladesh and India. The trends affecting the dynamics and structure of international trade in clothing are identified, and a forecast of trends in world trade in textiles and clothing is given.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ТЕКСТИЛЕМ И ОДЕЖДОЙ»

doi 10.475776/2712-7559 2021 1 16

удк 339

Долженко Игорь Борисович,

заместитель генерального директора ООО «Фэшн Групп», Россия, г. Москва, е-mail: [email protected]

факторы,

влияющие на развитие международной торговли текстилем и одеждой

В статье исследуются факторы, способствующие развитию мировой торговли текстилем и одеждой. Отдельно выделяются факторы, влияющие на структуру и динамику мировой торговли этими товарами, характеризуется влияние глобализации на мировой рынок текстиля и одежды, который является очень сложным, существенно сегментированным, динамично эволюционирующим. Анализируются направления изменений глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС), сложившихся в индустрии моды, в рамках которых осуществляется международная торговля и деятельность ведущих ТНК индустрии моды. Отмечается, что важными факторами развития глобальной торговли одеждой является рост населения, либерализация международной торговли и изменения в сорсинге в связи с консолидацией базы поставщиков и повышением требований к участникам ГЦСС. Делается предположение, что на международную торговлю текстильными товарами повлияет прогнозируемое относительное сокращение размеров рынков одежды в США и Европе и значительный рост потребления в Азии. C учетом торговых трений между США и КНР возможна частичная переориентация импорта одежды американскими покупателями на поставки из Вьетнама, Бангладеша и Индии. Выявляются тенденции, влияющие на динамику и структуру международной торговли одеждой, дается прогноз тенденций мировой торговли текстилем и одеждой.

Ключевые слова: транснациональные корпорации; ТНК; индустрия моды; международная торговля; текстиль; одежда; глобализация; цепочки создания стоимости.

The article examines the factors contributing to the development of world trade in textiles and clothing. The factors influencing the structure and dynamics of world trade in these goods are singled out separately, the influence of globalization on the world textile and clothing market, which is very complex, significantly segmented, dynamically evolving, is characterized. The author analyzes the directions of changes in the global value chains (GVC) that have developed in the fashion industry, within which international trade and the activities of leading TNCs in the fashion industry are carried out. It is noted that important factors in the development of the global clothing trade are population growth, liberalization of international trade and changes in sourcing due to the consolidation of the supplier base and increased requirements for GVC participants. It is speculated that international textile trade will be affected by the projected relative contraction in the size of apparel markets in the US and Europe, and significant growth in consumption in Asia. Given the trade frictions between the United States and the PRC, it is quite possible for American buyers to partially reorient clothing imports from Vietnam, Bangladesh and India. The trends affecting the dynamics and structure of international trade in clothing are identified, and a forecast of trends in world trade in textiles and clothing is given.

Keywords: transnational corporations; TNK; fashion industry; international trade; textile; clothes; globalization; value chain.

udc 339

Dolzhenko Igor Borisovich,

Deputy General Director of Fashion Group LLC, Russia, Moscow, e-mail: [email protected]

factors influencing the

development of international

trade in textiles and clothing

Введение

Глобализация наряду с революционными технологическими решениями привела к изменениям в модели потребления, динамике и объемах международной торговли [2]. Характерным проявлением является растущая взаимозависимость национальных экономик в результате увеличения масштабов трансграничной торговли товарами и услугами, при -тока международного капитала и широкого и быстрого распространения технологий [3]. Под влиянием глобализации сложился мировой рынок текстиля и одежды, который очень сложный, существенно сегментированный, динамично эволюционирующий. Индустрия моды испытывает влияние различных сил и факторов и является ярким примером креативной отрасли, в которой происходит объединение различных культур и стилей из всех стран. Развитие международной торговли текстильными товарами и одеждой позволяет потребителям найти те направления моды и варианты самовыражения, которые соответствуют их устремлениям. Через международную торговлю текстилем одеждой происходит не только удовлетворение базовых потребностей в одежде, но и приобщение покупателей из разных уголков земного шара к современной моде и на основе участия и вовлечения потребителей в коммуникации с модными брендами обмен культур.

Методы

Объектом настоящего исследования явилась международная торговля текстильными товарами и одеждой. Предмет исследования - особенности торговли текстильными товарами и одеждой с учетом деятельности транснациональных корпораций (ТНК) индустрии моды. В качестве информационной базы выступили данные ЮНКТАД и Всемирного Банка, отраслевые данные, статистика деятельности ведущих ТНК индустрии моды, результаты опубликованных научных исследований в области деятельности ТНК, глобализации и мировых рынков. Метод исследования - системный логический анализ.

Результаты исследования

Глобализация преобразовала всю модную индустрию. По данным ВТО, стоимость мирового экспорта текстиля ^1ТС 65) и одежды ^ТС 84) в 2019 г. составила 305 и 492 млрд долларов соответственно, снизившись под влиянием падения спроса и торговой напря-

женности [12]. В 2020 г. под влиянием пандемии, по оценкам автора, произошло сокращение мирового экспорта текстиля 65) на 8-10 %, а одежды 84) - на 10-12 %.

Факторы, влияющие на международную торговлю текстилем и одеждой, с точки зрения их природы можно разделить на макроэкономические, микроэкономические, технологические и цивилизационные. С точки зрения диапазона воздействия их можно классифицировать как краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

К макроэкономическим факторам автор относит современный этап глобализации, торговую политику и регулирование, изменения в международном разделении труда, изменения в глобальном спросе и предложении.

Глобализация изменила индустрию моды и одежды. Потребители ищут больше возможностей, глобализация создает возможность бесконечного выбора различных стилей и вариантов модных решений. Потребителям любопытно знать, что любят люди на другом конце земного шара, и теперь они тоже могут легко это получить. Глобализация создала значительные возможности для модных брендов, которые теперь учитывают спрос своих потребителей и повышают ценность своего предложения с точки зрения потребительской стоимости.

Важным фактором, влияющим на развитие международной торговли текстилем и одеждой, являются международная торговая политика и регулирование торговли.

Важнейшим фактором развития глобальной торговли одеждой является либерализация международной торговли текстильными товарами и одеждой. Позитивным моментом, способствующим росту международной торговли текстилем и одеждой, является заключение новых соглашений. Евросоюз недавно заключил новые соглашения, в том числе в области одежды, с Канадой, Мексикой, Японией, Сингапуром, Вьетнамом и рядом стран Восточной Европы. В сентябре 2018 г. Канада согласилась присоединиться к США и Мексике в торговой сделке, которая заменила НАФТА. Кроме того, растет торговля Юг-Юг, и ожидается, что она увеличится с примерно 25 % мировой торговли в настоящее время до 30 % в 2030 г. [4] Уже возникают новые важные проекты. Геоэкономический

проект КНР «Один пояс, один путь» оказывает все большее влияние на формирование инвестиционных и торговых потоков в вовлеченных странах [1]. значительное влияние на дальнейшее развитие мирового рынка одежды, бесспорно, окажут крупнейшие метарегиональные соглашения (например, Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве и Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП)), что позволит расширить свободную торговлю между Азией и Южной Америкой и внутри Азии.

Среди крупных событий, негативно сказавшихся на международной торговле текстильными товарами и одеждой, следует упомянуть Brexit и торговую напряженность между США и КНР. Brexit плохо скажется на торговле текстилем и одеждой в Соединенном Королевстве и европейском Союзе, невзирая на заключенное 31 декабря 2020 г. торговое соглашение. Brexit уже начал негативно влиять на модные компании в Великобритании и евросоюзе, особенно те, которые получают оплату в фунтах стерлингов, который обесценился. Причиной торговой войны между США и Китаем был не торговый дефицит, а скорее отсутствие доверия между двумя странами [14].

Последнее время спрос на одежду на основных конечных рынках в развитых странах стагнировал, и если до 2008 г. рост экспорта одежды происходил в основном за счет внутренних производителей в развитых странах, то в настоящее время рост экспорта одежды из одних развивающихся стран в основном происходит за счет производителей одежды из других развивающихся стран [7].

Развитие двух крупнейших азиатских экономик Китая и Индии, по отдельности намного превышающих их азиатских предшественников в лице японии, Южной Кореи, Тайваня и Гонконга, и их конкурентные преимущества в продуктах, объемах и сроках производства и поставок существенно ограничивают возможность других стран по участию в глобаль -ных цепочках создания стоимости (ГЦСС) по готовой одежде. В 2000-х гг. Китай модернизировал производство одежды до продуктов с более высокой добавленной стоимостью и за очень короткое время превратился в ведущего экспортера одежды [5]. Однако стоимость рабочей силы в Китае растет, а обмен-

ный курс постепенно повышается, поэтому с учетом торговых трений между США и КНР вполне возможна переориентация части глобальных покупателей на поставки из Вьетнама, Бангладеша и Индии.

К микроэкономическим факторам автор относит вопросы деятельности крупнейших ТНК индустрии моды и обстоятельства, связанные с функционированием ГЦСС. В целом надо отметить изменения в сорсинге в связи с консолидацией базы поставщиков и повышением требований к участникам ГЦСС. Низкие затраты на рабочую силу уже не являются главной причиной выбора партнера по аутсорсингу, что подтверждает резкий рост экспорта готовой одежды из Вьетнама. Феномен ГЦСС приводит к тому, что современные товары производятся из полуфабрикатов, созданных в разных странах [18], и отражение в статистике факта импорта из Китая в силу глобальных цепочек создания стоимости не отражает реального вклада стран в добавленную стоимость импортируемых товаров. По мере того как ведущие ТНК и их контрагенты (китайские компании) продолжают расширять свои цепочки создания стоимости по всему миру, вопрос происхождения многих товаров становится все более запутанным [8] COVID-19 и торговая война подталкивают модные компании США к дальней -шему сокращению своих заказов в Китае [17]. Несмотря на тарифную войну между США и Китаем и пандемию, в 2020 г. наблюдался любопытный процесс, когда некоторые заказы крупных международных розничных сетей на поставку одежды возвращаются из Индии и Вьетнама в Китай. хотя «Китай плюс Вьетнам плюс многие» остается самой популярной моделью сорсинга среди респондентов, около 29 % опрошенных указали, что в 2020 г. они получают больше товаров из Вьетнама, чем из Китая, по сравнению с 25 % в 2019 г. [9]. Под влиянием напряженности в торгово-экономических отношениях и между США и КНР и повышением тарифов администрацией Д. Трампа на ряд китайских товаров американские компании индустрии моды начали перемещать заказы из КНР другим поставщикам в Азии, прежде всего из Вьетнама, Бангладеша, Индии [15].

Кроме того, рост доходов населения Китая и превращение страны в прибыльный рынок потребления одежды ведут к росту импорта

высококачественной одежды в Китай, открывают огромные возможности для бизнеса модных, преимущественно премиальных, брендов и розничных торговцев.

Неготовность конечных потребителей в развитых странах Европы и Северной Америки платить нормально высокую цену за готовую одежду, переориентация части потребительского бюджета на другие, прежде всего цифровые, потребности, изменение всей потребительской культуры влияют на цену, которую платят в ГЦСС за производство [20]. Потребители вкладывают значительные средства в одежду и текстиль в погоне за модными тенденциями, и в будущем интерес к модным брендам усилится. Для де -ятельности ТНК индустрии моды характерна персонализация. Все потребители стремятся быть эксклюзивными, особенно когда дело касается моды. И бренды знают, как заставить своих клиентов чувствовать себя эксклюзивными. Бренды все больше исследуют возможности персонализации, подчеркивая, что стиль говорит о личности владельца, потребители ищут бренды, которые лучше всего выражают их стиль. Потребители становятся очень разборчивыми в выборе.

Все больше деятельность ТНК индустрии моды определяется онлайн-торговлей и прямой связью с покупателями. Покупки в Интернете полностью изменили модель покупок. Бренды теперь напрямую связаны со своими клиентами. Они больше не зависят от посредников и розничных сетей. Торговые центры и витрины закрываются, поскольку клиенты могут напрямую обращаться к брен -дам. Модель D2C расширила возможности клиентов и брендов, подключив их напрямую. Многие быстро переходят на данную бизнес-модель, что помогает модным брендам строить хорошие отношения со своими клиентами [11].

Технологические факторы имеют большое влияние на торговлю текстильными товарами и одеждой во всех частях мира, а также будущие потребности. Эти факторы все больше определяют работу цепочки индустрии моды от сырья до текстильных товаров и готовой одежды. Высокие технологии все активнее применяются в производстве. Кожа биологического производства, пряжа из древесного волокна, носимые высокотехнологичные цифровые устройства - лишь ма-

ленькая часть инноваций в сфере текстиля и одежды. Потребители заинтересованы в технически продвинутой одежде, этот сегмент рынка устойчиво растет. Тенденции высоких технологий полностью изменяют сектор моды и одежды.

Значительным технологическим фактором, который уже сейчас определяет развитие международной торговли текстилем и одеждой, является цифровизация и технологии четвертой промышленной революции [16]. Компании индустрии моды активно применяют цифровой маркетинг, искусственный интеллект, технологии виртуальной и дополненной реальности для продвижения товаров и коммуникации с потребителями, чтобы находить потенциальных клиентов и обеспечивать глобальную доступность продукта [16]. С развитием электронной розничной торговли производственные компании могут не только оптимизировать расходы в процессе производства, но и сэкономить финансы, резервируемые для развития сети розничных магазинов. Влияние этого фактора очень многообразно и его рассмотрение заслуживает большого специального исследования.

Важным технологическим фактором, косвенно определяющим состояние мирового рынка одежды и текстиля и направления международной торговли текстилем и одеждой, становится энергоэффективность. Обработка текстиля была радикально преобразована, и производственные подразделения делают упор на упоминание этого в индивидуальном профиле компании, чтобы завоевать доверие клиентов.

Международная торговля в секторе текстиля развивается под действием различных факторов. Для нее в течение сорока последних лет характерно увеличение использования химических волокон по сравнению с натуральными. Использование химических волокон (прежде всего, полиэстера) увеличивается за счет доли натуральных волокон, в частности хлопка, хотя в ближайшем будущем переориентация на устойчивое развитие может изменить эту тенденцию. Тут проявляются противоречия текущей ситуации и вновь складывающейся тенденции преимущественного потребления состоятельными клиентами органических продуктов.

По оценкам и прогнозам аналитического маркетингового агентства «МагкеШпе», мировой индустрии одежды предстоит пройти долгий путь со среднегодовыми темпами роста в 5 % [13].

К важнейшим цивилизационным факторам, влияющим на развитие международной торговли текстилем и одеждой, автор относит изменения в поведении потребителей и ориентацию на сохранение экологии и устойчивое развитие.

значительным фактором становится все более выраженная линия на устойчивое развитие. Компании индустрии моды откликаются на все большее внимание потребителей к проблемам окружающей среды и устойчивого развития [6]. Это приводит к повышению коэффициента экологичности производства текстиля. Концепция экологичности распространяется на все инновации - от красителей до роскошных тканей и одежды. Все они содержат по крайней мере один экологический компонент. Устойчивое развитие стало неотъемлемой частью текстильной и швейной промышленности. Международная торговля экологичной одеждой и текстилем неуклонно растет. Окружающая среда превыше всего, а здоровье стало главным приоритетом потребителей. Принимая во внимание изменяющиеся климатические условия, ожидается, что посевы, которым требуется очень мало внимания, будут набирать обороты. Однако основное внимание будет уделяться выращиванию органических культур для текстиля. Интерес потребителей к устойчивому развитию приведет, вероятно, к росту потребления натуральных волокон. Будучи наиболее экологичным, хлопковое волокно может стать одной из самых популярных тканей будущего. Выращивание хлопка не требует больших затрат на водопользование, поскольку это культура, которая устойчива к засухе и жаре, на ее долю приходится всего три процента воды для сельского хозяйства во всем мире. В дополнение к этому, на каждый килограмм произведенного хлопкового волокна приходится 1,5 кг хлопковых семян, из которых можно получить растительное масло и использовать их в качестве богатого белком корма для сельскохозяйственных животных. Таким образом, каждый урожай хлопка дает как текстильное волокно, так и продукты питания.

Важным фактором, который будет определять развитие международной торговли текстилем и одеждой в средне- и долгосрочной перспективе, является истощение располагаемых ресурсов. Вероятно, переработка вторсырья также станет тенденцией будущего. Крупные бренды уже начали уделять внимание этому аспекту. Волокна из пластиковых бутылок используются для создания тканей, и несколько текстильных фирм уже перерабатывают их. К счастью, устойчивые стратегии, которые помогают компаниям определять дальнейшие действия, стали неотъемлемой частью регулярного принятия решений в текстильном секторе.

Среди факторов, оказывающих негативное влияние на развитие международной торговли текстильными товарами, можно выделить следующие: глобальное истощение доступных ресурсов, быстрые изменения и неустойчивый характер климата, рост бедности у значительной части населения, загрязнение окружающей среды и недостаточно устойчивое развитие [19].

Выводы

Существенными факторами развития глобальной торговли одеждой являются рост населения, либерализация международной торговли и изменения в сорсинге крупнейших компаний индустрии моды. На международную торговлю текстильными товарами повлияет прогнозируемое относительное сокращение размеров рынков одежды в США и Европе и значительный рост потребления в Азии. Существенное косвенное влияние на международную торговлю оказывают торговые разногласия между США и Китаем. В ближайшее время возможна частичная переориентация импорта одежды американскими покупателями на поставки из Вьетнама, Бан-гладеша и Индии.

Список литературы:

1. Конина Н.Ю. Черты современной геоэкономики // Международные процессы. 2018. Т. 16. № 2 (53). С. 186-196.

2. Мировая экономика и международные экономические отношения / А. В. Абрамова и др. : учебник (полный курс). - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва, 2021.

3. Перспективы экономической глобализации / А. С. Булатов и др. - Москва, 2019.

4. Современные международные экономические отношения в эпоху постбиполярности / Т. М. Исаченко и др. - Москва, 2020.

5. Barnes L., and Gaynor Lea Greenwood. Fast Fashioning the Supply Chain:Shaping the Research Agenda // Journal of Fashion Marketing and Management: An International Journal. - Vol. 10. - No. 3. - 2006. P. 259271. doi.org/10.1108/13612020610679259.

6. Berg A., Haug L., Hedrich S. and Magnus K. 2020a. Time for change: How to use the crisis to make Fashion sourcing more agile and sustainable. McKinsey & Company. - URL: https://www. mckinsey.com/industries/ retail/our-insights/time-for-change-how-to-use-the-crisis-to-make-fashion- sourcing-more-agile-and-sustainable (дата обращения: 01.12.2020).

7. Bhardwaj V. and Ann Fairhurst. Fast fashion: Response to Changes in the Fashion Industry. International Review of Retail // Distribution and Consumer Research. - Vol. 20. - No. 1. - 2010. - P. 165-173. doi .org/10.1080/09593960903498300.

8. Business of Fashion (BOF) and McKinsey & Company. 2020. The state of fashion 2020 - Coronavirus update. - URL: https://www.mckinsey.com/industries/ retail/our-insights/its-time-to-rewire-the-fashion- system-state-of-fashion-coronavirus-update (дата обращения: 01.12.2020).

9. China's textile & garment exports rise 9.6 % in 2020. -URL: https://www.fibre2fashion.com/news/textile-news/ china-s-textile-garment-exports-rise-9-6-in-2020-272027-newsdetails.htm (дата обращения: 01.12.2020).

10. Digital Strategies in a Global Market. Navigating the Fourth Industrial Revolution / Editors: Konina, Natalia (Ed.) Palgrave Macmillan; 1st ed. 2021 edition (January 3, 2021). - 306 p. - D0I-10.1007/978-3-030-58267-8.

11. Gonzalo A., Harreis H., Sanchez Altable C. and Villepelet C. 2020. Fashion's digital transformation: Now or never. McKinsey & Company. - URL: https://www. mckinsey.com/industries/retail/our- insights/fashions-digital-transformation-now-or-never (дата обращения: 01.12.2020).

12. Lu S. (2020). Five ways world textile and apparel trade is changing. Just-Style. - URL: https://www.just-style.com/analysis/five-ways-world-textile-and-apparel-trade-is-changing_id139257.aspx (дата обращения: 01.12.2020).

13. Lu S. Market Size of the Global Textile and Apparel Industry: 2016 to 2021/2022. - URL: https://shenglufashion. wordpress.com (дата обращения: 03.02.2021).

14. Lu S. WTO Reports World Textiles and Apparel Trade in 2019. - URL: https://shenglufashion.com/2020/08/03/ wto-reports-world-textiles-and-apparel-trade-in-2019/ (дата обращения: 01.12.2020).

15. Reuters. Factbox: Fashion brands cut orders with Asian garment makers. Reuters. - URL: https://www. reuters.com/article/us-health-coronavirus-garment-factbox/factbox-fashion-brands- cut-orders-with-asian-garment-makers-idUSKBN22U359 (дата обращения: 01.12.2020).

16. Stonehouse G. H., & Konina N. Y. (2020). Management Challenges in the Age of Digital Disruption. Conference Paper. Conference: Proceedings of the 1st International Conference on Emerging Trends and Challenges in the Management Theory and Practice (ETCMTP 2019). doi.org/10.2991/aebmr.k.200201.001.

17. Textiles Intelligence. World Textile and Apparel Trade and Production Trends: South-East Asia. Textile Outlook International no. 189, December 2017, 45-52.

18. Tokatli N. Global Sourcing: Insights from the Global Clothing Industry - the Case of Zara, a Fast Fashion retailer // Journal of Economic Geography. - Vol. 8. - No. 1. -2007. - P. 21-38. doi.org/10.1093/jeg/lbm035.

19. URL: https://www.fibre2fashion.com/industry-article/8470/5-key-trends-to-drive-textile-and-apparel-trade-globally (дата обращения: 01.12.2020).

20. World textile & apparel trade dropped in 2019: WTO. - URL: https://www.fibre2fashion.com/news/textile-news/world-textile-apparel-trade-dropped-in-2019-wto-269065-newsdetails.htm (дата обращения: 01.12.2020).

References:

1. Konina N.Yu. Cherty' sovremennoj geoe'konomiki, Mezhdunarodnye processy, 2018, vol. 16, no. 2 (53), p. 186-196.

2. Mirovaya e'konomika i mezhdunarodnye e'konomicheskie otnosheniya / A. V. Abramova i dr., uchebnik (polny'j kurs), 4-e izd., pererab. i dop. Moskva, 2021.

3. Perspektivy e'konomicheskoj globalizacii / A. S. Bulatov i dr. Moskva, 2019.

4. Sovremennye mezhdunarodnye e'konomicheskie otnosheniya v e'poxu postbipolyarnosti / T. M. Isachenko i dr. Moskva, 2020.

5. Barnes L. and Gaynor Lea Greenwood. Fast Fashioning the Supply Chain:Shaping the Research Agenda, Journal of Fashion Marketing and Management: An International Journal, vol. 10, no. 3, 2006, pp. 259-271. doi.org/10.1108/13612020610679259.

6. Berg A., Haug L., Hedrich S. and Magnus K. Time for change: How to use the crisis to make Fashion sourcing more agile and sustainable. McKinsey & Company. URL: https://www.mckinsey.com/industries/retail/our-insights/ time-for-change-how-to-use-the-crisis-to-make-fashion-sourcing-more-agile-and-sustainable (data obrashheniya: 01.12.2020).

7. Bhardwaj V. and Ann Fairhurst. Fast fashion: Response to Changes in the Fashion Industry." International Review of Retail, Distribution and Consumer Research, vol. 20, no. 1, 2010, pp. 165-173. doi .org/10.1080/09593960903498300.

8. Business of Fashion (BOF) and McKinsey & Company. 2020. The state of fashion 2020 - Coronavirus update. URL: https://www.mckinsey.com/industries/ retail/our-insights/its-time-to-rewire-the-fashion-system-state-of-fashion-coronavirus-update (data obrashheniya: 01.12.2020).

9. China's textile & garment exports rise 9.6 % in 2020. URL: https://www.fibre2fashion.com/news/textile-news/ china-s-textile-garment-exports-rise-9-6-in-2020-272027-newsdetails.htm (data obrashheniya: 01.12.2020).

10. Digital Strategies in a Global Market. Navigating the Fourth Industrial Revolution / Editors: Konina, Natalia (Ed.) Palgrave Macmillan; 1st ed. 2021 edition (January 3, 2021). 306 p. D0I-10.1007/978-3-030-58267-8.

11. Gonzalo A., Harreis H., Sanchez Altable C. and Villepelet C. 2020. Fashion's digital transformation: Now or never. McKinsey & Company. URL: https://www. mckinsey.com/industries/retail/our-insights/fashions-digital-transformation-now-or-never (data obrashheniya: 01.12.2020).

12. Lu S. (2020). Five ways world textile and apparel trade is changing. Just-Style. URL: https://www.just-style.com/analysis/five-ways-world-textile-and-apparel-

trade-is-changing_id139257.aspx (data obrashheniya: 01.12.2020).

13. Lu S. Market Size of the Global Textile and Apparel Industry: 2016 to 2021/2022. URL: https://shenglufashion. wordpress.com (data obrashheniya: 01.12.2020).

14. Lu S. WTO Reports World Textiles and Apparel Trade in 2019. URL: https://shenglufashion.com/2020/08/03/wto-reports-world-textiles-and-apparel-trade-in-2019/ (data obrashheniya: 01.12.2020).

15. Reuters. Factbox: Fashion brands cut orders with Asian garment makers. Reuters. URL: https://www.reuters. com/article/us-health-coronavirus-garment-factbox/ factbox-fashion-brands- cut-orders-with-asian-garment-makers-idUSKBN22U359 (data obrashheniya: 01.12.2020).

16. Stonehouse G. H., & Konina N. Y. (2020). Management Challenges in the Age of Digital Disruption. Conference Paper. Conference: Proceedings of the

1st International Conference on Emerging Trends and Challenges in the Management Theory and Practice (ETCMTP 2019). doi.org/10.2991/aebmr.k.200201.001.

17. Textiles Intelligence. World Textile and Apparel Trade and Production Trends: South-East Asia. Textile Outlook International no. 189, December 2017, 45-52.

18. Tokatli N. Global Sourcing: Insights from the Global Clothing Industry - the Case of Zara, a Fast Fashion retailer, Journal of Economic Geography, vol. 8, no. 1, 2007, pp. 21-38. doi.org/10.1093/jeg/lbm035.

19. URL: https://www.fibre2fashion.com/industry-article/8470/5-key-trends-to-drive-textile-and-apparel-trade-globally (data obrashheniya: 01.12.2020).

20. World textile & apparel trade dropped in 2019: WTO. URL: https://www.fibre2fashion.com/news/textile-news/ world-textile-apparel-trade-dropped-in-2019-wto-269065-newsdetails.htm (data obrashheniya: 01.12.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.