Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКА ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА В ИНДУСТРИИ МОДЫ'

ЭКОНОМИКА ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА В ИНДУСТРИИ МОДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

639
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
циклическая экономика / экономика замкнутого цикла / реверсивная логистика / замкнутая цепь поставок одежды / круговая бизнес-модель / безотходная экономика / управление цепями поставок / экологические проблемы / зеленые технологии / переработка текстиля. / circular economy / closed-loop economy / reverse logistics / closed clothing supply chain / circular business model / zero waste economy / supply chain management / environmental issues / green technologies / textile recycling.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравец Ксения Алексеевна

в статье рассмотрен вопрос о необходимости создания экономики замкнутого цикла и рационального использования ресурсов в текстильной промышленности, так как она оказывает разрушительное влияние на окружающую среду. Описывается опыт перехода крупных мировых брендов одежды на цикличную бизнес-модель, а также предложены мероприятия для внедрения данной модели в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIRCULAR ECONOMY IN THE FASHION INDUSTRY

the article considers the issue of the need to create a circular economy and rational use of resources in the textile industry, since it has a destructive effect on the environment. The experience of the transition of large world clothing brands to a cyclical business model is described, and measures are proposed for the implementation of this model in Russia.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКА ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА В ИНДУСТРИИ МОДЫ»

УДК 33

Кравец Ксения Алексеевна Kravets Kseniya Alekseevna

Студент Student

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Saint-Petersburg State University of Economics

ЭКОНОМИКА ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА В ИНДУСТРИИ МОДЫ CIRCULAR ECONOMY IN THE FASHION INDUSTRY

Аннотация, в статье рассмотрен вопрос о необходимости создания экономики замкнутого цикла и рационального использования ресурсов в текстильной промышленности, так как она оказывает разрушительное влияние на окружающую среду. Описывается опыт перехода крупных мировых брендов одежды на цикличную бизнес-модель, а также предложены мероприятия для внедрения данной модели в России.

Abstract: the article considers the issue of the need to create a circular economy and rational use of resources in the textile industry, since it has a destructive effect on the environment. The experience of the transition of large world clothing brands to a cyclical business model is described, and measures are proposed for the implementation of this model in Russia.

Ключевые слова, циклическая экономика, экономика замкнутого цикла, реверсивная логистика, замкнутая цепь поставок одежды, круговая бизнес-модель, безотходная экономика, управление цепями поставок, экологические проблемы, зеленые технологии, переработка текстиля.

Key words: circular economy, closed-loop economy, reverse logistics, closed clothing supply chain, circular business model, zero waste economy, supply chain management, environmental issues, green technologies, textile recycling.

Fast fashion (или «быстрая мода») означает частый выпуск коллекции модной одежды, которая повторяет тренды с модных показов от именитых дизайнерских домов. Данной стратегии придерживаются такие компании, как Inditex Group, более известная под брендами Zara, Stradivarius, Pull&Bear, H&M Group, TopShop. Они молниеносно адаптируют тренды на массовую аудиторию, предлагая модную одежду по невысокой цене.

«Научные междисциплинарные исследования»

Такая доступная мода побуждает покупателей обновлять гардероб не раз в сезон, а чаще. Данные коллекции производятся из материалов среднего качества, поэтому одежда теперь ассоциируется не с чем -то долговечным, а как наряд «на один выход». В итоге, все ненужные и изношенные вещи, а также брак с производства отправляются на свалки или сжигаются в колоссальных объемах. Так, ежегодно на свалки отправляется около 92 млн тонн текстильных отходов [1].

Кроме того, использование при производстве одежды ярких цветов, принтов создается с помощью токсичных химикатов, причем 23% мирового производства химикатов идут именно в текстильную промышленность. А производство текстиля осуществляет выброс в атмосферу более 1.2 млрд тонн парниковых газов в год. [2]

Стратегия быстрой моды создает глобальную экологическую проблему загрязнения окружающей среды. Это говорит об актуальности рационального использования ресурсов и необходимости создания экономики замкнутого цикла.

Переход от линейной экономики к экономике замкнутого цикла (циклической экономике) в модной индустрии предусматривает: производство одежды с минимальным ущербом для окружающей среды, максимальное использование одежды потребителем с возможностью ее повторного использования, минимальное образование отходов, а далее возвращение сырья в цикл производства для вторичного использования посредством ее переработки.

Идея циклической экономики состоит в бережном отношении к природным ресурсам и минимальном негативном воздействии на окружающую среду.

Из неоспоримых достоинств перехода к экономике замкнутого цикла можно выделить: конкурентное преимущество в рамках ограниченных природных ресурсов, которые склонны к истощению и удорожанию, сокращение расходов на сырье, появление новых рынков сбыта, разработка новых

конкурентных продуктов, а также создание положительного имиджа для покупателей, увеличение их лояльности к бренду.

На рис.1 представлен возможный вариант замкнутой цепи поставок одежды.

Переработка

I

Компания-производитель одежды

3

Первый покупатель одежды -► Второй покупатель

1' Л-- Сбор вещей через пункты приема

Очистка вещей Центры по сорти- Благотворительные Нуждающиеся по-

для перера- ровке вещей —► организации и фонды ¥ требители одежды

ботки

Утилизация

Рис. 1. Возможный вариант замкнутой цепи поставок одежды

Компания-производитель одежды реализует товары первым покупателям, далее покупатели эту одежду с помощью интернет-платформ продают/меняют/дарят, отдают самостоятельно на благотворительность, либо отдают в различные пункты сбора одежды, где одежда сортируется. Сортировка происходит по трем направлениям: если вещи пригодны для дальнейшего использования, то они отправляются в благотворительные организации и через них обретают новых хозяев; если не пригодны для использования и переработки, то утилизируются; пригодные для переработки отправляются на очистку и непосредственно переработку, а после нее опять отправляются производителям в виде сырья. Так происходит замкнутый цикл.

Главной целью экономики замкнутого цикла является создание производства, способного к переработке и повторному использованию сырья в рамках производственного процесса. Безотходная экономика является передовой

«Научные междисциплинарные исследования» идеей производства, однако требует значительных усилий и затрат от компаний

и технологических инноваций по ее исполнению.

Данная концепция находит большой отклик у компаний, которые уделяют большое внимание устойчивому развитию.

Далее рассмотрен опыт нескольких крупных мировых брендов, которые уже начали развивать направления для создания «замкнутой петли».

Например, шведская компания H&M Group старается внедрить круговую бизнес-модель. Переход к цикличности включает в себя создание продуктов, которые долговечны, изготовлены из безопасных, переработанных материалов, которые могут многократно циркулировать. Кроме того, она предлагает продление срока службы одежды через ее перепродажу, переделку, ремонт и аренду, а также сбор одежды для переработки текстиля.

В розничных магазинах H&M покупатели могут сдать ненужную одежду, домашний текстиль в любом состоянии и получить ваучер на скидку для следующей покупки. Так, компания собрала в 2020 году 18800 тонн текстиля, что, к сожалению, меньше, чем в 2019 году (29005 тонн) по причине закрытия магазинов в связи с COVID-19. Однако этот факт уже говорит о большом спросе и заинтересованности со стороны клиентов в помощи организации круговой бизнес-модели [3].

Компания сотрудничает с Гонконгским исследовательским институтом для совместной разработки материалов, которые в дальнейшем послужили бы сырьем для правильной переработки в промышленных масштабах, что позволит обеспечить создание замкнутой цепи поставок.

H&M сотрудничает с транспортно-логистической компанией Maersk по организации экологичной транспортировки. При морской доставке используются суда на биотопливе, это позволило сократить выбросы углекислого газа на 13 500 тонн [4].

Американская компания Levi Strauss & Co по производству джинсовой одежды также вносит значительный вклад по уменьшению экологического следа от текстильной промышленности. Она ставит своей целью уменьшение на 40%

XIVМеждународная научно-практическая конференция выбросов парниковых газов во всей цепочке поставок. Компания выдвигает

определенные требования к своим поставщикам и производствам для снижения

экологического следа, устанавливая целевые показатели выбросов в атмосферу.

Levi's использует технологию Water<Less, позволяющую экономить воду и

повторно ее использовать. Также осуществляется надзор за использованием

определенной химии: 16 химических веществ исключены из продукции, на 80%

заводов введена система химического менеджмента [5].

Компания сотрудничает с производствами в Индии, Вьетнаме, Бангладеш, внедряя энергосбережение на всех этапах: от за мены лампочек до приобретения стиральных машин нового поколения, позволяющих использовать меньше энергии. А также стремится использовать возобновляемые источники энергии на объектах [6].

Levi's предлагает услуги по ремонту джинсов, а также призывает покупателей отдавать ненужную одежду на благотворительность, чтобы продлить жизненный цикл вещей.

Созданием экономики замкнутого цикла занимаются и такие компании, как Adidas, Nike, Gap, Marks&Spencer, Inditex, Tommy Hilfiger [2].

Можно сделать вывод, что многие мировые бренды одежды принимают значительные меры по созданию замкнутой бизнес-модели, а также уменьшению ущерба от своей деятельности для окружающей среды.

Сравнивая зарубежный опыт и текстильную промышленность в России, стоит отметить, что российские производства слабо развивают данное направление и им еще только предстоит пройти путь к циклической экономике.

Планета у нас только одна, поэтому чем раньше общество осознает жизненную необходимость перехода к «зеленым» технологиям для минимизации негативного воздействия текстильной промышленности на окружающую среду, тем быстрее удастся предотвратить глобальную экологическую катастрофу.

Предлагается предпринять в России следующие действия по ускорению процесса создания экономики замкнутого цикла.

«Научные междисциплинарные исследования»

Поскольку важную роль в создании замкнутой цепи играют потребители,

так как без их инициативы текстиль может попасть на свалку, выпадая из цепочки, поэтому крайне важно вовлекать их в этот процесс.

Необходимо массово устанавливать контейнеры в магазинах и торговых центрах, а также организовывать стационарные или передвижные пункты для приема вещей с целью их дальнейшей переработки, чтобы каждый потребитель мог легко и быстро сдать все ненужное.

Если вещи в хорошем состоянии, то их можно отправить на благотворительность, чтобы одежда обрела новых владельцев, которые в этом нуждаются. Для это нужно информировать жителей города про различные благотворительные организации/фонды по каждому району, осуществляющие такой сбор.

Возможно создание большего количества бесплатных интернет-ресурсов, позволяющих продлить жизненный цикл вещей. В настоящее время основным сервисом по продаже поддержанных вещей в России является Avito, однако на нем уже затруднительно выложить все ненужное, так как установлены лимиты на количество объявлений, сервис стал более коммерческим. Другие сервисы, такие как Юла, Яндекс.Объявления еще не обрели популярность. Возможна организация мероприятий и встреч по обмену одежды. Интересно развивать такие направления бизнеса, как аренда вещей, чтобы не покупать лишнее для одного выхода, а также формат second-hand.

Перенимая опыт зарубежной компании H&M, можно выдавать купоны на скидку, что, безусловно, замотивирует покупателей сдавать старые вещи, а для магазина послужит своеобразным маркетинговым мероприятием по увеличению продаж.

На уровне образования можно ввести в учебных заведениях занятия по экологическому воспитанию, а для взрослого населения устроить бесплатные курсы и мастер-классы.

На уровне государства необходимо обеспечить финансовую поддержку или налоговые послабления производствам, которые внедряют цикличность в

XIVМеждународная научно-практическая конференция свои бизнес-процессы, и предприятиям, которые этому содействуют. А также

постепенное введение стандартов для перехода к цикличному производству.

Стоит заметить, что в России уже есть некоторые распоряжения на законодательном уровне, регулирующие обработку и утилизацию отходов в промышленности. То есть можно сказать, что государство стремится к ресурсосбережению и экологической безопасности [7].

Необходимо выдавать гранты различным стартапам, целью которых является снижение негативного влияния на экологию в области текстильной промышленности.

Важным моментом является пропаганда осознанного потребления среди россиян. Для этого можно обратиться к СМИ, блогерам и другим лидерам мнений, чтобы те освятили проблему экологии и рассказали о необходимости принятия различных мер, чтобы цепочка могла замкнуться. Это относится не только к текстильной промышленности, но и ко многим другим отраслям. Ведь все начинается с человека и его желания что-то изменить.

Таким образом, можно сделать вывод, что экономика замкнутого цикла в России слабо развита, хотя уже предприняты некоторые усилия по ее развитию. Поскольку данный процесс требует от компаний определенных инноваций и крупных затрат, то необходима помощь со стороны государства, которое также должно быть заинтересовано в цикличной экономике. Важным звеном экономики замкнутого цикла является потребитель, поэтому крайне важно вовлекать его в данный процесс.

Библиографический список:

1. Почему одежду так сложно перерабатывать? / BBC [электронный ресурс] // URL: https://www.bbc.com/future/article/20200710-why-clothes-are-so-hard-to-recycle (дата обращения 26.04.2021)

2. Новая текстильная экономика. Полный отчет / Фонд Эллен Макартур [электронный ресурс] // URL: https://www.ellenmacarthurfoundation.org/

«Научные междисциплинарные исследования» assets/downloads/publications/A-New-Textiles-Economy_Full-Report.pdf (дата обращения 26.04.2021)

3. H&M Group. Годовой отчет об устойчивом развитии за 2020 год / H&M Group [электронный ресурс] // URL: https://hmgroup.com/wp-content/uploads/2021/04/HM-Annual-Report-2020.pdf (дата обращения 28.04.2021)

4. Группа H&M снижает выбросы углекислого газа с помощью Maersk ECO Delivery / Maersk. Integrated Container Logistics & Supply chain services [электронный ресурс] // URL: https://www.maersk.com/news/articles/2020/02/28/h-m-group-reduces-carbon-footprint-with-maersk-eco-delivery (дата обращения 28.04.2021)

5. Levi's. Годовой отчет за 2020 год / Levi Strauss & Co [электронный ресурс] // URL: https://s23.q4cdn.com/172692177/files/doc_financials/2020/ar/P48 543_Levis_2020-AR_PROOF_3-5-21_PROOF_rev10_DY_single-page.pdf (дата обращения 30.04.2021)

6. Курс на сознательность: как бренд Levi's борется за экологичность / LOfficiel [электронный ресурс] // URL: https://officiel-online.com/all-news/levis-sustainability-program/ (дата обращения 02.05.2021)

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 года №4-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» [электронный ресурс] // URL: https://docs .cntd.ru/document/556353696 (дата обращения 05.05.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.