Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕТИВНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В РФ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕТИВНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

139
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Налог на прибыл организаций / налоговое планирование / налоговое прогнозирование / Федеральный бюджет / налоговые преступления. / Income tax / tax planning / tax forecasting / Federal budget / tax crimes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каломбо Муламба Виктория Имадовна, Артеменко Анна Сергеевна, Ситникова Анастасия Дмитриевна

В статье рассматривается система планирования и прогнозирования налога на прибыль организации в РФ. Также проведен анализ основных факторов, оказывающих влияние на эффективность данной системы и приведены рекомендации и меры по возможному повышению эффективности деятельности государства по планированию и прогнозированию налога на прибыль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каломбо Муламба Виктория Имадовна, Артеменко Анна Сергеевна, Ситникова Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF PLANNING AND FORECASTING OF INCOME TAX IN RUSSIAN FEDERATION

The article reviews the system of planning and forecasting of income tax in the Russian Federation. It also analyzes the main factors that influence the effectiveness of this system and provides recommendations and actions for possible improvement of the effectiveness of the state's activities in planning and forecasting income tax.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕТИВНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В РФ»

Инновационные аспекты развития науки и техники

УДК 336.2

Каломбо Муламба Виктория Имадовна Kalombo Mulamba Victoria Imadovna

кандидат экономических наук, доцент кафедры рыночных и государственных институтов candidate of economic Sciences, associate Professor departments of market and state institutions Артеменко Анна Сергеевна Artemenko Anna Sergeevna Ситникова Анастасия Дмитриевна Sitnikova Anastasiya Dmitrievna

Студенты Students

Кубанский государственный технологический университет, Краснодар Kuban state technological University (KubSTU), Krasnodar

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕТИВНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В РФ

IMPROVING THE EFFICIENCY OF PLANNING AND FORECASTING OF INCOME TAX IN RUSSIAN FEDERATION

Аннотация: В статье рассматривается система планирования и прогнозирования налога на прибыль организации в РФ. Также проведен анализ основных факторов, оказывающих влияние на эффективность данной системы и приведены рекомендации и меры по возможному повышению эффективности деятельности государства по планированию и прогнозированию налога на прибыль.

Abstract: The article reviews the system of planning and forecasting of income tax in the Russian Federation. It also analyzes the main factors that influence the effectiveness of this system and provides recommendations and actions for possible improvement of the effectiveness of the state's activities in planning and forecasting income tax.

Ключевые слова: Налог на прибыл организаций, налоговое планирование, налоговое прогнозирование, Федеральный бюджет, налоговые преступления.

Key words: Income tax, tax planning, tax forecasting, Federal budget, tax crimes.

В Российской Федерации одним из самых значимых налогов является налог на прибыль организаций, который, в свою очередь, формирует достаточно большую долю в доходах бюджета государства. Именно поэтому его

Международная научно-практическая конференция

прогнозирование и планирование на государственном уровне является важной задачей, обеспечивающей стабильное и оптимальное функционирование как налоговой, так и бюджетной систем РФ.

Основной целью данной работы является рассмотрение существующей системы налогового планирования и прогнозирования налога на прибыль и нахождение путей повышения эффективности данной сферы деятельности государства.

Прежде всего стоит обозначить основные моменты, определяющие условия налога на прибыль организаций в РФ, которые установлены 25 главой Налогового кодекса РФ. Основная ставка данного налога - 20%. Налогоплательщиками являются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ и участники консолидированной группы организаций. Объектом налогообложения признается разница между доходами и расходами организации, перечень которых четко регламентируется НК РФ. Возможны различные льготы в виде пониженных налоговых ставок, а также, например, переноса убытка прошлых отчетных периодов на уменьшение налогооблагаемой базы отчетного периода. [1]

Налоговое прогнозирование представляет собой процесс определения объема той части финансовых ресурсов, которая за прогнозируемый период может быть мобилизована в государственный бюджет и использована на общие государственный цели. [2]

В процессе составления прогноза поступлений по налогу на прибыль организаций, которые содержатся в бюджетах РФ, учитываются следующие данные:

- показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, разрабатываемые Минэкономразвития Российской Федерации;

Инновационные аспекты развития науки и техники

- динамика налоговой базы по налогу согласно данным отчёта по форме N 5-П "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций", сложившаяся за предыдущие периоды;

- динамика фактических поступлений по налогу согласно данным отчёта по форме N 1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации»;

- налоговые ставки, льготы и преференции, предусмотренные главой 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" и др. источники. [3]

В свою очередь, государственное налоговое планирование является одним из основных инструментов системы реализации государственной налоговой политики, особенно в нынешних постоянно изменяющихся условиях рыночной экономики. Нормативные документы, подготовленные в ходе государственного налогового планирования, являются определенными формализованными ожиданиями о предстоящих плановых финансовых поступлениях в бюджет государства и, соответственно, предстоящих расходах. [4, с. 6]

Также в конце отчетного периода показатели налогового планирования и прогнозирования будут использоваться как определенные измерители достигнутых результатов, при сравнении установленных раннее планов и фактически полученных данных. Результаты данного сравнения, в свою очередь, будут более наглядно показывать эффективность ведения налоговой работы государства, в том числе и планирования и прогнозирования.

Однако далеко не всегда удается следовать установленному плану, что и порождает собой трудности и проблемы эффективного налогового планирования и прогнозирования. Данные проблемы связаны с такими факторами, как относительно нестабильная экономическая ситуация в стране, и, соответственно, отсутствие возможности четко предсказать основные финансово -экономические показатели будущих периодов, достаточно большой процент теневой экономики, темп изменения которой государство также не может предугадать, а также налоговые преступления, пресечение которых не является

Международная научно-практическая конференция стопроцентно возможным из-за недостаточно хорошо налаженной системы налогового контроля.

Возросшие налоговые риски, связанные с уклонением от уплаты налогов -становятся важной проблемой налоговой системы в условиях развития информационных технологий. Эта проблема актуальна из-за распространения современных бизнес-моделей, ведения бизнеса без регистрации и фактического присутствия в стране [5].

Основные проблемы могут быть детально показаны на основании изучения статистики в сфере рассматриваемой проблемы. Прежде всего хотелось бы провести анализ успешности прогнозирования и планирования налога на прибыль на государственном уровне, а именно на уровне Федерального бюджета РФ. [6], [7]

Таблица 1. Анализ поступлений от налога на прибыль в Федеральный Бюджет РФ за 2017- 2019 гг.

Показатель 2017 г 2018 г 2019 г Абсолютное изменение, млрд. руб Темп роста, %

Прогноз, заложенный в бюджет, млрд. руб 553,3 806 960,3 407 173,6

Фактические поступления, млрд. руб 762,4 995,5 1185,0 422,6 155,4

Отклонение, млрд. руб +209,1 +189,5 +224,7 _ -

Из приведенного анализа можно сделать вывод, что заложенный в планируемый бюджет размер доходов по налогу на прибыль всегда меньше фактически полученного, что непосредственно доказывает низкую эффективность налогового планирования и прогнозирования РФ. Данные отклонения в планировании неблагоприятны тем, что и уровень расходов и источники их осуществления планируются не совсем корректно и эффективно, что приводит к нестабильной реализации Федерального бюджета РФ.

Согласно Итогам деятельности ФНС России за 2019 год основной рост бюджетных доходов по налогу на прибыль организаций по основной ставке

Инновационные аспекты развития науки и техники

обеспечивает металлургическая отрасль (+63,0 млрд рублей) и финансовый сектор (+30,0 млрд рублей) причинами чего стали рост курса доллара и переоценка валютных обязательств, в том числе рыночных котировок ценных бумаг.

Одной из проблем, затрудняющих эффективное налоговое планирование и прогнозирование на государственном уровне является налоговая преступность, которая может быть рассмотрена на основе статистики по налоговым преступлениям.

Так, согласно словам заместителя Председателя СК РФ, Елены Леоненко, в среднем в результате налоговых преступлений ежегодно бюджет страны теряет чуть более 58 миллиардов рублей. Однако важно заметить, что на протяжении 201г-2019 годов динамика относительно стабильна. По данным 1-го полугодия 2020 г количество налоговых преступлений - 3062, что на 17% ниже аналогичного показателя 2019 г. Такое сокращение стало результатом либерализации законодательства об уголовной ответственности за экономические преступления, в том числе и за налоговые, например, за последние 5-6 лет суммы пороговых значений для квалификации налоговой недоимки как криминальной увеличивались. Исходя из приведенной информации нельзя сказать, что такое сокращение благоприятно, так как количество преступлений сократилось не из-за уменьшения их абсолютного количества, а из-за изменения и смягчения критериев признания преступлений. [8]

Также следственный комитет выделил рейтинг регионов с наибольшим количеством налоговых преступлений за 2019 год. Первое место занимает столица - в Москве было возбуждено 228 налоговых уголовных дел, второе -Московская область - 152. Далее следуют Краснодарский и Ставропольский края, с количеством налоговых преступлений 133 и 108 соответственно, а также Ростовская область, в которой зарегистрировано 96 налоговых преступлений.

Именно налоговые преступления по уклонению от уплаты по налогу на прибыль являются одними из самых распространенных.

Международная научно-практическая конференция

Основными механизмами уклонения от уплаты налога на прибыль являются:

- создание искусственного или частично фальшивого документооборота, в частности, отчетности;

- искусственное завышение расходов, что приводит к сокращению налоговой базы;

- подделка документов, необходимых для получения льгот по налогу на прибыль.

Исходя из приведенных данных могут быть представлены следующие рекомендации и меры по предотвращению проблем и повышению эффективности планирования.

Прежде всего, предоставление льгот малому и среднему бизнесу, что возможно приведет к их выходу из теневой экономики, что позволит более четко оценивать ситуацию в налоговой системе.

Также увеличение количества проверок организаций и расширение списка субъектов, подвергающихся обязательному аудиту, что предотвратит возможность сдачи искусственной или частично фальшивой отчетности с целью занижения налогооблагаемой базы.

Фальсифицирование данных в отчетности не всегда является умышленным, так как в отношении расходов организации могут возникать спорные моменты. На данный момент существуют различные варианты для помощи бухгалтерам, например, большое количество сервисов на официальном сайте ИФНС, бухгалтерские форумы, где предоставляются ответы официальными представителями налоговой системы и аудиторами, однако они не пользуются большим спросом, так как структура сайта ФНС не является легкой для поиска, а информации с форумов не всегда хочется доверять. В связи с этим рационально было бы создать универсальную онлайн платформу, организованную ФНС РФ, на которой была бы непосредственно прямая онлайн связь с представителями организации и раздел с часто задаваемыми вопросами.

Инновационные аспекты развития науки и техники Недавней разработкой ФНС является система налогового мониторинга, которая заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности. Такой способ предоставления данных налоговому органу позволяет оперативно согласовывать с налоговым органом позицию по налогообложению планируемых и совершенных операций. Обязательный переход организаций на данную систему взаимодействия с налоговыми органами позволит значительно сократить затраты на выездные и камеральные проверки, а также свести к минимуму возможность налоговых преступлений, осуществляемых путем подделки документов, операций и отчетности. ФНС, в свою очередь, будет более оперативно получать достоверные данные, что также позволит повысить эффективность налогового планирования и прогнозирования. [9]

Повышение эффективности планирования может быть достигнуто за счет расширения планирования, например, возможно составление бюджета и основных направлений бюджетной и налоговой политик при различных сценариях развития экономики, как осуществляется прогнозирование и планирование Центральным Банком РФ денежно-кредитной политики государства на определенный период.

Подводя итоги, можно сказать, что существующая на данный момент система планирования и прогнозирования налога на прибыль находится на достаточно хорошем уровне, так как по налогу на прибыль наблюдается профицит поступлений, однако существует ряд факторов, которые препятствуют более точному составлению плановых бюджетов. Нами были предложены меры и рекомендации по сведению к минимуму данных факторов, которые затрагивают различные сферы деятельности налоговой системы РФ.

Библиографический список:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 24.04.2020) - [Электронный ресурс] - Режим доступа:

Международная научно-практическая конференция http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения 03.11.2020)

2. Ташматова Р.Г. Роль налогового прогнозирования в формировании налоговых доходов бюджета// Статья в журнале «Экономика и бизнес: теория и практика», 2018 г. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32433988 (дата обращения 03.11.2020)

3. Приказ Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/558@ "Об утверждении Методики прогнозирования поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации на текущий год, очередной финансовый год и плановый период" - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72853670/ (дата обращения 03.11.2020)

4. Боровикова Е.В. Налогово-бюджетное планирование в Российской Федерации - Инфра - М 2015 - 164 с. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://znanium.com/read?id=172459 (дата обращения 04.11.2020)

5. Каломбо Муламба В.И.,Ларионова М.Е., Анализ влияния цифровой экономики на налоговую систему России , 2020 г. - [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=43327753 (дата обращения 03.11.2020)

6. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики». Сайт МинФина России - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/docs/budpol_taxpol/ (дата обращения 04.11.2020)

7. Федеральный бюджет РФ. Раздел сайта МинФина РФ - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/2021/ (дата обращения 04.11.2020)

8. Интервью Леоненко Е.В. для новостного портала «Риа Новости» -[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sledcom.ru/press/interview/item/1485519/ (дата обращения 05.11.2020)

Инновационные аспекты развития науки и техники 9. Сайт ФНС России, Раздел налоговый мониторинг -[Электронный ресурс] - Режим доступа:

https: //www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/taxmonit/ (дата обращения 05.11.2020)

УДК 336.2

Каломбо Муламба Виктория Имадовна Kalombo Mulamba Victoria Imadovna

кандидат экономических наук, доцент кафедры рыночных и государственных институтов candidate of economic Sciences, associate Professor departments of market and state institutions Бзегежева Саида Азаматовна Bzegezheva Saida Azamatovna Ганченко Анна Игоревна Ganchenko Anna Igorevna Студенты Students

Кубанский государственный технологический университет, Краснодар Kuban state technological University (KubSTU), Krasnodar

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ

IMPROVING TAX RISK MANAGEMENT

Аннотация, в данной статье представлены пути совершенствования механизма управления налоговыми рисками как со стороны государственных структур, так и со стороны налогоплательщиков. Изложены предложения по организации налогового мониторинга налоговых рисков для государства и налогоплательщика, которые позволят повысить эффективность практического управления налоговыми рисками.

Abstract: This article presents ways to improve the mechanism of tax risk management by both government entities and taxpayers. Proposals for the organization of tax monitoring of tax risks for the state and the taxpayer are presented, which will increase the effectiveness of practical tax risk management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.