Инновационные аспекты развития науки и техники 9. Сайт ФНС России, Раздел налоговый мониторинг -
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https: //www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/taxmonit/ (дата обращения 05.11.2020)
УДК 336.2
Каломбо Муламба Виктория Имадовна Kalombo Mulamba Victoria Imadovna
кандидат экономических наук, доцент кафедры рыночных и государственных институтов candidate of economic Sciences, associate Professor departments of market and state institutions Бзегежева Саида Азаматовна Bzegezheva Saida Azamatovna Ганченко Анна Игоревна Ganchenko Anna Igorevna Студенты Students
Кубанский государственный технологический университет, Краснодар Kuban state technological University (KubSTU), Krasnodar
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ
IMPROVING TAX RISK MANAGEMENT
Аннотация, в данной статье представлены пути совершенствования механизма управления налоговыми рисками как со стороны государственных структур, так и со стороны налогоплательщиков. Изложены предложения по организации налогового мониторинга налоговых рисков для государства и налогоплательщика, которые позволят повысить эффективность практического управления налоговыми рисками.
Abstract: This article presents ways to improve the mechanism of tax risk management by both government entities and taxpayers. Proposals for the organization of tax monitoring of tax risks for the state and the taxpayer are presented, which will increase the effectiveness of practical tax risk management.
Международная научно-практическая конференция
Ключевые слова, налоговые риски, механизм управления налоговыми рисками, налоговый контроль, выездная и камеральная налоговая проверка, налоговый механизм, риск, методы управления налоговыми рисками, налоговый мониторинг.
Key words: tax risks, tax risk management mechanism, tax control, exit and office tax audit, tax mechanism, risk, tax risk management methods, tax monitoring.
За всю историю реформирования налоговой системы в РФ сформировалось два основных направления. Первое направлением выражено в совершенствовании системы налогообложения через унификацию вех процедур и расчетов. Второе же направление связано с налоговым администрированием, относительно повышения качества по проводимым контрольным мероприятиям. Отсюда, можно сформировать представление об одном из важнейших категорий, как налоговые риски. Данное понятие появилось на законодательном уровне, как самостоятельная группа в разрезе финансовых рисков сравнительно недавно. [1]
В условиях совершенствования систем налогообложения, ужесточения и усиление форм налогового контроля, особая роль уделяется возможным непредвиденным или предсказуемым ситуациям, приводящим к потерям, выраженным в денежном эквиваленте, со стороны субъектов налогообложения, как на микроуровнях, так и на макроуровнях.
На сегодняшний день, стремление к налоговой безопасности всех участников налоговых отношений актуализировало вопросы, связанные с пониманием налоговых рисков и выстраиванием эффективного механизма управления ими.
На основании этого, определена цель данной статьи, выраженная в определении путей оптимизации механизма управления налоговыми рисками в рамках существующей системы налогообложения Российской Федерации.
Категория налоговых рисков имеет несколько подходов к ее трактовке. В соответствии с Постановлением ВАС РФ «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», представлено определение налоговой выгоды, отражающей уменьшение размера налоговых обязательств с учетом их обоснованности возникновения в суде.[2]
Инновационные аспекты развития науки и техники В данном случае, налоговые органы могут выражать сомнение в обоснованности налоговой выгоды, что уже является налоговым риском. То есть налоговые риски представляют неблагоприятные последствия в виде доначислений налогов, начислений пени или штрафов, приостановлении различных операций по расчетным счетам, проведения налоговых камеральных и выездных проверок налоговых органов, административного преследования и дисквалификации должностных лиц, а также наложения ареста на имущество, приостановления деятельности, уголовного преследования.
Многие современные авторы определяют налоговые риски исходя из внутренних факторов, а именно из-за нерациональных действий конкретного должностного лица или группы лиц, отвечающих за налоговые обязательства [1].
Другие авторы дают трактовку налоговым рискам, основываясь на влиянии возможных внешних обстоятельств, то есть определяют данное понятие, как опасность возникновения непредвиденного отчуждения денежных средств налогоплательщика, в связи с действиями или бездействиями государственных органов или органов местного самоуправления. [3]
Основываясь на выше представленных понятиях, на наш взгляд, налоговый риск необходимо рассматривать, как комплексную категорию, которая учитывает внутренние и внешние факторы воздействия, приводящие к неблагоприятным или благоприятным последствиям для участников налоговых отношений.
Если рассматривать классификацию налоговых рисков, можно отметить, что, на сегодняшний день, нет четко сформированной группировки.
По данным ЦБ РФ за 2020 год объем теневой экономики в сфере строительства составил 38%, в торговле 25%, в сфере оказания услуг около 20%.
[4]
Данная ситуация вызывает особый интерес к классификации рисков по возможности их предвидения, а именно прогнозируемые (предсказуемые), связанные с осознанным применением незаконных схем уклонения от уплаты налогов, и непрогнозируемые риски, связанные в основном с незнанием
Международная научно-практическая конференция изменений в налоговом законодательстве, невнимательностью
налогоплательщика или недобросовестностью контрагентов.
Исходя из этого, с точки зрения возникновения налоговых рисков, у хозяйствующих субъектов особую роль приобретает понятие «недобросовестного налогоплательщика», поэтому любые налоговые риски, связанные с получением налоговой выгоды должны быть экономически и юридически оправданы.
Резюмируя ранее рассмотренную ситуацию, сложившуюся за последние годы в рамках системы налогообложения РФ, есть объективная необходимость определить пути совершенствования механизма управления налоговыми рисками как со стороны государственных структур, так и со стороны налогоплательщиков.
Налоговые риски государства заключаются в вероятности поступления меньших сумм налогов по сравнению с планируемыми объемами, что может привести к негативным последствиям, например, к незапланированному дефициту бюджета. Такие последствия могут ограничить возможность финансирования многих бюджетных расходов, что приведет к торможению экономического роста в целом.
В управлении налоговыми рисками большое значение имеет налоговый контроль. Налоговый контроль в России осуществляется в форме камеральных и выездных налоговых проверок.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах
[5].
Совершенствование механизма осуществления налоговых проверок, а именно выездных налоговых проверок позволит защитить законные интересы налогоплательщика, а также реализацию налоговой политики государства.
Так основываясь на отчете №°2-НК о результатах камеральных и налоговых проверок по Краснодарскому краю за 2020 год, представленный на официальном
Инновационные аспекты развития науки и техники сайте федеральной налоговой службы, можно оценить результат контрольных работ налоговой инспекции, которые представлены в таблице 1. [6]
Таблица 1. Анализ проведения камеральных и выездах проверок
налоговыми органами по Краснодарскому краю 2017- 2019 гг.
Абсолютное Темп роста, %
Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г. изменение, млрд. руб
Камеральные
налоговые проверки, всего 1 852 124 1 718 129 1 709 154 -142 970 92,28
Из них: выявившееся
нарушения 92 399 51 845 45 017 -47 382 48,72
Начислено по 1 304 464 1 342 923 271 199 -1 033 265 20,79
результатам КНП (налоги, штрафы, пени) руб.
Выездные налоговые 547 293 141 -406 25,78
проверки, всего
Из них: выявившееся 533 284 135 -398 25,33
нарушения
Начислено по 4 867 456 2 871 016 2 445 900 -2 421 556 50,25
результатам КНП (налоги, штрафы, пени) руб.
На основании представленных данных, можно сделать следующие выводы.
По окончании 10 месяцев количество камеральных проверок в 2020 году сократилось более чем на 7%, в отличии от 2018 года. При это число выявленных нарушений также уменьшилось на 51%. Суммы начисленных штрафов, пени, налогов по итогам выявленных нарушений уменьшились на 1 033 265 руб.
Относительно выездных проверок, можно сказать, их общее количество сократилось более чем на 74%, что привело к уменьшению выявляемых нарушений на 75%. Суммы начисленных штрафов, пени, налогов по итогам выявленных нарушений уменьшились значительно на 2 421 556 руб.
Международная научно-практическая конференция
Данная статистика, являлась положительной, если бы не увеличивалась доля теневой экономики в различных сферах деятельности и не устанавливался стабильный дефицит бюджета в регионе и в стране в целом.
Одним из факторов повышения эффективности налоговых рисков со стороны государства, в рамках контрольной работы, является налоговый мониторинг.
Налоговый мониторинг - это относительно новый метод, который создан законодателями РФ, и успешно функционирующий во многих зарубежных странах вид налогового контроля, которая действует в стране с 2015 года. Данная форма контроля позволяет предупреждать выявление налоговых рисков и решение спорных налоговых позиций. Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга. [7]
Налоговый контроль осуществляется в режиме онлайн - взаимодействий на основе удаленного доступа. Этот способ может предоставить данные налоговому органу, которые оперативно позволит согласовать с налоговым органом позицию по налогообложению планируемых и совершенных операций.
Доступ к информациям налогоплательщика разрешает налоговому правопорядку уменьшить объём истребуемых документов и сконцентрировать ресурсы на проверке тех операции, которые содержат факторы риска.
Наряду с преимуществами налогового мониторинга существует и недостатки. К ним можно отнести: возможность пользования налоговым мониторингом для крупных бизнесов, большой объем документов в налоговый орган, необходимость раскрытия всей информации налогоплательщика.
Относительно налогоплательщиков, существует возможность самостоятельно выявлять налоговые риски заранее и предотвращать их наступление, это такие риски как: риск увеличение налоговой нагрузки, риск неуплаты налогов, риск налогового контроля.
Предлагаемые информационные сервисы в сети Интернет, позволяют максимально эффективно налогоплательщикам осуществлять налоговый учет. К
Инновационные аспекты развития науки и техники таким можно отнести онлайн - сервис ФНС «nalog.ru», где есть услуга рассылки уведомлений на электронную почту всех изменениях и обновлениях в сфере налогообложения, а также дается пошаговая инструкция по заполнению любой формы отчетности. Создав личный кабинет в данном сервисе, налогоплательщик может в любой момент узнать всю информацию о задолженности по различным видам налогов и своевременно их погасить. В дополнение можно воспользоваться похожими по своему функционалу онлайн-сервисами «businessuchut.ru», «audit.ru».
Во многом данные программы снижают и риски, связанные с непониманием налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах за счет получения соответствующих разъяснений со стороны контролирующих органов.
В целях избегания систематических ошибок, характерных человеческому фактору, для организаций важно использовать лицензированные программные продукты, которые предназначены для ведения бухгалтерского и налогового учета, такие как «1С: Бухгалтерия» и «1С: Налогоплательщик». Данные программы автоматизируют всю систему учета и позволяют снизить степень риска возникновения ошибок в данном
Устранить налоговый риск со стороны налогоплательщика также можно, придерживаясь консервативного подхода, а именно путем начисления налогов независимо от того, что существует неоднозначность в необходимости их начисления или не совершения операции (сделки), которая сопряжена с начислением налоговых рисков. Примеров устранения может быть много, в том числе и подготовка документального обоснования. [7]
Налогоплательщик может обезопасить себя путем отбора тех контрагентов, которые не соответствуют признакам добросовестности, исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период, уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых для снижения рисков (подача уточненных налоговых деклараций и пояснительной записки), уплатить в бюджет недоимки и пени. [1]
Международная научно-практическая конференция
Эффективное наблюдение налоговых рисков страны необходимо для повышения ясности прогнозирования поступления налоговых доходов в бюджетную систему и правильного контроля объектов (при совершенствовании налогового законодательства), необходимых финансовой поддержки страны в форме предоставления налоговых льгот или их отмены в случае не результативности.
Таким образом, в современных условиях возрастает роль управления налоговыми рисками. Налоговые риски, являющиеся важной финансово-правовой категорией, но недостаточно изученной.
Основываясь на выше представленных аспектах существующего механизма управления налоговыми рисками, были определены пути минимизации наступления негативных последствий как для государства, так и для самого налогоплательщика. Стоит отметить, что налоговая безопасность государства - это безопасность его граждан, а налоговая безопасность юридического или физического лица - это относительная защищенность налогоплательщика от налоговых рисков, обеспеченная его добросовестностью в налоговых правоотношениях.
Библиографический список:
1. Евстигнеев, Е. Н. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России : монография / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. — Москва : ИНФРАМ, 2020. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1044518 (дата обращения: 03.11.2020).
2. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.11.2020).
3. Иванян А.Г. Че А.Ю. О налоговых рисках / Налоговый вестник -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nalvest.ru/nv-articles/detail.php?ID=31041&print=Y (дата обращения: 03.11.2020).
Инновационные аспекты развития науки и техники
4. Структура сомнительных операций и секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги/ Официальный сайт ЦБ РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cbr.ru/today/resist/resist_sub/2020/ (дата обращения: 03.11.2020).
5. Экономическая безопасность: учебник / под общ. ред. С.А. Коноваленко.
— Москва : ИНФРА-М, 2021. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1048684 (дата обращения: 04.11.2020).
6. Отчеты о проведении контрольных работ налоговых органов по Краснодарскому краю/ официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ
— [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn23/ (дата обращения: 04.11.2020).
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2020) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://nalog.garant.ru/fns/nk/55c4adea16f76d3a3814eec43ce78c99/ (дата обращения (04.11.2020).