Научная статья на тему 'Налоговые риски и способы их минимизации как объект системы внутреннего контроля в коммерческих организациях'

Налоговые риски и способы их минимизации как объект системы внутреннего контроля в коммерческих организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4057
441
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / МИНИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ / НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ / ОБЩИЕ НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / РЕТРОСПЕКТИВНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / ТЕКУЩИЕ НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / INTERNAL CONTROL / INDIVIDUAL TAX RISKS / MINIMIZATION OF TAX RISKS / TAX RISKS / TAX CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / PERSPECTIVE TAX RISK / MANAGEMENT PROCESS / THE GENERAL TAX RISKS / RETROSPECTIVE TAX RISKS / CURRENT TAX RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смагина Анастасия Юрьевна

Введение. Вариабельность современного налогового законодательства обуславливает необходимость квалификации и управления налоговыми рисками как одним из объектов системы внутреннего контроля коммерческой организации. Материалы и методы. Статья посвящена управлению налоговыми рисками, сущность которыхопределена вероятностью наступления в будущем для налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, так как риск влечет за собой увеличение налоговой нагрузки и прямые финансовые потери в виде различных налоговых санкций к организации (штраф, пени), которые (в зависимости от характера нарушения) могут применяться и к должностным лицам.Основу данного исследования составили общенаучные методы познания: диалектика, системный и логический анализ экономической информации и практического опыта, классификация и группировка, метод графической интерпретации, моделирование. Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики и бухгалтерского учета, специализирующихся на теории риска, экономического риска, риск-менеджмента; положения нормативно-правовых актов РФ, регламентирующих налогообложение, налоговые санкции, а также материалы научных публикаций в общей и специализированной периодической печати по изучаемой тематике. Результаты. Целью исследования является разработка авторской классификации налоговых рисков как объекта системы внутреннего контроля, а также мероприятий по управлению налоговыми рисками в целях их минимизации. Обсуждение. Для целей эффективного управления налоговыми рисками автором разработана модель классификации налоговых рисков в зависимости от уникальности налогового риска: характерен ли он для определенного налога, или присущ большинству налогов. Исходя из этого, для целей управления разрабатываются способы минимизации налоговых рисков и неблагоприятных финансовых последствий. Автором предлагается разделять налоговые риски на общие и индивидуальные: общие присущи любому налогу или сбору (их предлагается классифицировать по временному признаку на: текущие, перспективные и ретроспективные), а индивидуальные характерны для конкретного налога или сбора. Заключение. Налоговые риски составляющая часть предпринимательского риска, а значит, одно из направлений внутреннего контроля. Комплексное применение процедур системы внутреннего контроля позволяет снизить налоговые риски, а также оптимизировать налоговую нагрузку экономического субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND SIGNIFICANCE OF THE SCIENCE OF BALANCE IN CASE OF REORGANIZATION OF THE ENTERPRISE

Introduction. Variability of modern tax legislation necessitates the development and management of tax risk management as one of the objects of the internal control system of the commercial organization. Materials and methods. The article is devoted to the management of tax risks, the essence of which is determined by the probability of occurrence in the future for a taxpayer adverse legal consequences, since the risk entails an increase in the tax burden and direct financial losses in the form of various tax penalties to the organization (fine, penalty), which (depending on the nature of the violation) can be applied to the officials. The basis of this research were scientific methods of cognition: the dialectic, systematic and logical analysis of economic information and practical experience, classification and grouping method of graphic interpretation, modeling. The theoretical basis of research was made scientific works of domestic and foreign scientists in the field of economics and accounting, specializing in the theory of risk, economic risk, risk management; the provisions of legal acts of the Russian Federation regulating taxation, tax penalties, as well as the materials of scientific publications in general and specialized periodicals on the subject under study. Results. The aim of the research is the development of the author's classification of tax risks as the object of the internal control system, as well as measures for the management of tax risks in order to minimize them. Discussion. For the purpose of effective tax risk management model developed by the author of the classification of tax risks, depending on the uniqueness of the tax risk: Is it typical for a specific tax or inherent to most taxes. On this basis, for management purposes, developed ways to minimize tax risks and adverse financial consequences. The author proposes to divide the tax risks in general and individual: the general inherent in any tax or fee (it is proposed to classify on the basis of time to: current, prospective and retrospective), and the individual are characteristic for a specific tax or fee. Conclusion. Tax risks a component of entrepreneurial risk and, therefore, one of the areas of internal control. Complex application of internal control procedures to reduce tax risks, as well as to optimize the tax burden of the economic entity.

Текст научной работы на тему «Налоговые риски и способы их минимизации как объект системы внутреннего контроля в коммерческих организациях»

08.00.12 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, СТАТИСТИКА

08.00.12 УДК 338.228

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ И СПОСОБЫ ИХ МИНИМИЗАЦИИ КАК ОБЪЕКТ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

© 2016

Смагина Анастасия Юрьевна, старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Тольяттинский Государственный Университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Введение. Вариабельность современного налогового законодательства обуславливает необходимость квалификации и управления налоговыми рисками как одним из объектов системы внутреннего контроля коммерческой организации.

Материалы и методы. Статья посвящена управлению налоговыми рисками, сущность которыхопределена вероятностью наступления в будущем для налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, так как риск влечет за собой увеличение налоговой нагрузки и прямые финансовые потери в виде различных налоговых санкций к организации (штраф, пени), которые (в зависимости от характера нарушения) могут применяться и к должностным лицам.Основу данного исследования составили общенаучные методы познания: диалектика, системный и логический анализ экономической информации и практического опыта, классификация и группировка, метод графической интерпретации, моделирование. Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики и бухгалтерского учета, специализирующихся на теории риска, экономического риска, риск-менеджмента; положения нормативно-правовых актов РФ, регламентирующих налогообложение, налоговые санкции, а также материалы научных публикаций в общей и специализированной периодической печати по изучаемой тематике.

Результаты. Целью исследования является разработка авторской классификации налоговых рисков как объекта системы внутреннего контроля, а также мероприятий по управлению налоговыми рисками в целях их минимизации.

Обсуждение. Для целей эффективного управления налоговыми рисками автором разработана модель классификации налоговых рисков в зависимости от уникальности налогового риска: характерен ли он для определенного налога, или присущ большинству налогов. Исходя из этого, для целей управления разрабатываются способы минимизации налоговых рисков и неблагоприятных финансовых последствий. Автором предлагается разделять налоговые риски на общие и индивидуальные: общие присущи любому налогу или сбору (их предлагается классифицировать по временному признаку на: текущие, перспективные и ретроспективные), а индивидуальные -характерны для конкретного налога или сбора.

Заключение. Налоговые риски - составляющая часть предпринимательского риска, а значит, одно из направлений внутреннего контроля. Комплексное применение процедур системы внутреннего контроля позволяет снизить налоговые риски, а также оптимизировать налоговую нагрузку экономического субъекта.

Ключевые слова: внутренний контроль, индивидуальные налоговые риски, минимизация налоговых рисков,налоговые риски, Налоговый кодекс Российской Федерации, перспективные налоговые риски, процесс управления, общие налоговые риски, ретроспективные налоговые риски, текущие налоговые риски.

THE NATURE AND SIGNIFICANCE OF THE SCIENCE OF BALANCE IN CASE OF REORGANIZATION

OF THE ENTERPRISE

© 2016

Smagina Anastasia Yurievna, assistant professor of the chair «Accounting, analysis and audit»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. Introduction. Variability of modern tax legislation necessitates the development and management of tax risk management as one of the objects of the internal control system of the commercial organization.

Materials and methods. The article is devoted to the management of tax risks, the essence of which is determined by the probability of occurrence in the future for a taxpayer adverse legal consequences, since the risk entails an increase in the tax burden and direct financial losses in the form of various tax penalties to the organization (fine, penalty), which (depending on the nature of the violation) can be applied to the officials. The basis of this research were scientific methods of cognition: the dialectic, systematic and logical analysis of economic information and practical experience, classi-

fication and grouping method of graphic interpretation, modeling. The theoretical basis of research was made scientific works of domestic and foreign scientists in the field of economics and accounting, specializing in the theory of risk, economic risk, risk management; the provisions of legal acts of the Russian Federation regulating taxation, tax penalties, as well as the materials of scientific publications in general and specialized periodicals on the subject under study.

Results. The aim of the research is the development of the author's classification of tax risks as the object of the internal control system, as well as measures for the management of tax risks in order to minimize them.

Discussion. For the purpose of effective tax risk management model developed by the author of the classification of tax risks, depending on the uniqueness of the tax risk: Is it typical for a specific tax or inherent to most taxes. On this basis, for management purposes, developed ways to minimize tax risks and adverse financial consequences. The author proposes to divide the tax risks in general and individual: the general inherent in any tax or fee (it is proposed to classify on the basis of time to: current, prospective and retrospective), and the individual - are characteristic for a specific tax or fee.

Conclusion. Tax risks - a component of entrepreneurial risk and, therefore, one of the areas of internal control. Complex application of internal control procedures to reduce tax risks, as well as to optimize the tax burden of the economic entity.

Keywords: internal control, individual tax risks, minimization of tax risks, tax risks, the Tax Code of the Russian Federation, perspective tax risk, management process, the general tax risks, retrospective tax risks, current tax risks.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена вариабельностью современного налогового законодательства, что обуславливает необходимость квалификации и управления налоговыми рисками как одним из объектов системы внутреннего контроля коммерческой организации, исходя из того, что благоприятной средой для успешного ведения бизнеса является комплексное взаимодействие налогового планирования, оценки налоговых рисков, расчета налоговой экономии и внедрения инструментов управления налоговыми рисками.

Материалы и методы

Методологическая основа данного исследования включает в себя общенаучные методы познания: диалектика, системный и логический анализ экономической информации и практического опыта, классификация и группировка, метод графической интерпретации, моделирование.

Теоретическая основа данного исследования состоит из:

- научных трудов отечественных и зарубежных ученых в области экономики и бухгалтерского учета, специализирующихся на теории риска, экономического риска, риск-менеджмента;

- нормативно-правовых актов РФ (Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях), регламентирующих налогообложение, налоговые санкции;

- научных и методических публикаций в общей и специализированной периодической печати по изучаемой тематике.

Базой исследования являются труды таких российских экономистов, как: И. Т. Балабанов, И. А. Бланк, Д. А. Чугонов, В. Б. Егоров, Е. Д. Сердюков, А. С. Шапкин - чей вклад в разработку проблемы управления финансовыми рисками значителен. Кроме того, большой объем полезной информации для исследования налоговых рисков и налоговой безопасности содержится в работах авторов: Е. Н. Евстегнеева, М. Р. Пинской,

М. Ф. Стафиевской, С. А. Филина и др. [1-3]. Однако, несмотря на обширный перечень авторов, специализирующихся на проблематике налоговых рисков, рассматриваемая тема изучена не в полной мере и является предметом серьезных дискуссий среди научного сообщества.Таким образом, тему данного исследования, а также цель определили: научная новизна, теоретическая и практическая значимость управления налоговыми рисками в современных условиях хозяйствования.

Результаты

Новизна исследования заключается в том, что в данной статье представлена модель классификации налоговых рисков организации в зависимости от их характера (общие, индивидуальные) и возможности реализации во времени (текущие, перспективные, ретроспективные), что позволяет применять для каждой группы рисков соответствующие мероприятия по управлению и внутреннему контролю налоговых расчетов для целей минимизации налоговых рисков.

Цель исследования - разработка авторской классификации налоговых рисков как объекта системы внутреннего контроля, а также мероприятий по управлению налоговыми рисками в целях их минимизации. Объект - налоговые риски как элемент управляемой системы внутреннего контроля коммерческой организации. Предметом исследования являются финансово-экономические отношения экономических субъектов, государства, контролирующих органов в области управления налоговыми рисками. Теоретические положения и выводы данного исследования позволяют расширить и систематизировать знания в области налоговых рисков, безопасности, риск-менеджмента и планирования налоговых расчетов.

Основные положения и рекомендации в отношении совершенствования методики управления налоговыми рисками, представленные в статье, предназначены для практического использования на предприятиях и в качестве дополнения к информационной базе таких дисциплин, как «Бухгалтерский учет»,

«Управленческий учет», «Налоги и налогообложение» для высших учебных заведений.

Обсуждение

Законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрена обязанность организаций по реализации системы внутреннего контроля [4]. Важную роль такая система играет для экономических субъектов, подпадающих под необходимость проведения обязательного аудита. Система внутреннего контроля представляет собой важную часть системы управления как всей организацией в целом, так и в отношении отдельных направлений, которая путем проведения контрольных процедур, позволит эффективно использовать все имеющиеся ресурсы в процессе осуществления деятельности и будет способствовать развитию организации. Под внутренним контролем понимают систему мер, организованных руководством экономического субъекта и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих должностных обязанностей при совершении хозяйственных операций. При этом подразумевается не только и не столько функционирование контрольно-ревизионного подразделения организации, а создание системы всеобъемлющего контроля, когда он является делом не только ревизора, а всего аппарата управления предприятия. Одной из процедур оценки внутреннего контроля налоговых расчетов является оценка налоговых рисков. В научной литературе под налоговыми рисками понимают неотъемлемую составляющую любого экономического субъекта, так как успех бизнеса обусловлен не только правильностью и обоснованностью выбранной стратегии предпринимательской деятельности и принятых решений, но и реализацией оперативного предупреждения возможности возникновения критических ситуаций. Сущность налоговых рисковопределена вероятностью наступления в будущем для налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, так как риск влечет за собой увеличение налоговой нагрузки и прямые финансовые потери в виде различных налоговых санкций к организации (штраф, пени), которые (в зависимости от характера нарушения) могут применяться и к должностным лицам. В экономической литературе встречается классификация налоговых рисков по различным признакам: по субъектам происхождения, по источникам возникновения, по причинам появления, по уровню финансовых потерь деятельности, по степени управляемости, по управляемости и т. д.

К налоговым рискам экономического субъекта может быть отнесен, например, заниженный (в сравнении со средними показателями по отрасли) фонд заработной платы, систематическое нарушение установленных законодательством сроков уплаты налогов, отсутствие документального подтверждения произведенных расходов, неправомерное применение налоговых льгот и пр.[4]. Вышеуказанные аспекты, как правило, становятся основанием для налоговой проверки, а затем и вытекающих последствий в виде штрафов, приостановки деятельности и т. д. В этой

связи рационально рассматривать внутренний налоговый расчет, и, в частности, налоговых рисков, в качестве превентивного механизма оценки и уменьшения воздействия факторов, которые привлекают повышенное внимание контролирующих органов, а также анализа рискованных операций с учетом тенденций изменения в налоговом законодательстве, так как у организации отсутствует возможность управлять налоговыми рисками непосредственно через внешние факторы. Тем не менее необходимо проводить мониторинг изменения этих факторов и разработку соответствующих мер по их учету, анализировать состояние расчетов с бюджетом по налоговым платежам.

Для целей эффективного управления налоговыми рисками автором разработана модель классификации налоговых рисков в зависимости от уникальности налогового риска: характерен ли он для определенного налога или присущ большинству налогов (рисунок 1). Исходя из этого, для целей управления разрабатываются способы минимизации налоговых рисков и неблагоприятных финансовых последствий. Автором предлагается разделять налоговые риски на общие и индивидуальные, что отражено в разработанной классификации налоговых рисков и способов их минимизации, представленных на рисунке 1.

Общие риски присущи любому налогу или сбору, а индивидуальные - характерны для конкретного налога или сбора. Общие предлагается классифицировать по временному признаку на: текущие, перспективные и ретроспективные. Текущие - возникают в текущем периоде и способны привести к неблагоприятным финансовым последствиям для налогоплательщика (или налогового агента) и включают в себя такие налоговые риски, как: неуплата/неполная, несвоевременная уплата налога;неправильное определение налоговой базы или суммы налога к упла-те;неправомерное применение налоговой льго-ты;ошибка в налоговых регистрах и/или налоговой отчетности;непредставление корректирующих сведений при самостоятельном выявлении ошибки в налоговом учете; расхождения данных в налоговых регистрах и налоговой отчетности; несвоевременное представление расчета или налоговой отчетности; косвенно - непредставление данных в контролирующие органы об открытии/закрытии расчётного счета и пр.; отсутствие обратной связи с ИФНС; неправильное токование норм налогового законодательства.

Данные налоговые риски могут привести к таким неблагоприятным финансовым последствиям для экономического субъекта, как: штрафные санкции, предусмотренные Налоговым кодексом РФ (НК РФ), Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Уголовным кодексом РФ. Также присутствует риск налоговой проверки при выявлении частых ошибок в учете и отчетности, а также при заниженном уровне налоговой нагрузки по сравнению со среднеотраслевой.

Рисунок 1 - Классификация налоговых рисков и мероприятия по снижению налогового риска

Автором предлагается использование следующих мероприятий по минимизации текущих налоговых рисков:

- повышение квалификации специалистов, связанных в налоговыми расчетами;

- учет налоговых рисков и их последствий -формирование резерва под возможные штрафные санкции;

- мониторинг изменений налогового и бухгалтерского законодательства;

- мониторинг налоговых ошибок - их выявление и предотвращение, минимизация неблагоприятных финансовых последствий для налогоплательщика;

- правомерное применение налоговых льгот для оптимизации налогообложения;

- обращение в налоговые органы для получения письменных разъяснений по спорному вопросу;

- взаимодействие с налоговыми органами при выявлении ошибок в расчетах и отчетности;

- регулярные (раз в квартал) запросы по проведению сверки расчетов по налогам с бюджетом;

- соблюдение положений, предписанных договором с контрагентом (например, по договору гражданско-правового характера (ГПХ), уплата НДФЛ исполнителя, если данное положение предписано в договоре);

- требование получения всех первичных документов по совершаемой сделке (например, обязательное предоставление счетов-фактур при необходимости представления НДС к вычету);

- регулярное проведение сверки по расчетам с контрагентами для выявления кредиторской и дебиторской задолженности, ее погашения и отражение в учете.

Перспективные налоговые риски предполагают налоговые последствия событий, которые могут иметь место в будущем. Автор предлагает классифицировать их на субъективные - зависят от управленческих решений, принимаемых руководством экономического субъекта, и объективные - зависят от изменений в законодательстве или экономической ситуации в регионе, стране. К объективным налоговым рискам относится:

- изменение налогового законодательства на федеральном, региональном и местном уровне (изменение срока и порядка уплаты налога, налоговой ставки, введение новых налогов и сборов, изменение/прекращение действия налоговых льгот, изменение порядка определения налоговой базы);

- изменение порядка толкования правовых норм, касающихся налогового законодательства, в письмах Федеральной налоговой службы (ФНС) или в материалах судебной практики;

- ухудшение общей экономической ситуации в регионе и стране, последствием чего является низкий уровень платежеспособности налогоплательщика при уплате налогов, расчет которых не зависит от финансового результата деятельности экономического субъекта (например, налог на имущество, земельный налог).

Последствиями таких рисков являются ухудшение финансового положения экономического субъекта, необходимость внесения изменений в применяемую методику налогового учета и формирование отчетности. Автором для целей внутреннего контроля и минимизации налогового риска предлагается следующие мероприятия:

- организация мероприятий по прогнозированию последствий для экономического субъекта вследствие изменения налогового законодательства на краткосрочную перспективу (1-2 года) путем разработки учетного регистра для фиксации информации в отношении нескольких базовых показателей (налоговая база, налоговая ставка, порядок уплаты, представление отчетности и т. д.), характеризующие каждый вид налога, подлежащий уплате в текущем и перспективном периоде с учетом грядущих изменений;

- отслеживание информации, представленной в материалах судебной практики по вопросам налогообложения;

- формирование резерва под уплату налогов и сборов;

- бюджетирование суммы и сроков уплаты налогов и сборов во избежание кассового разрыва.

Субъективные налоговые риски учитываются при: увеличении (изменении) объемов производства, диверсификации производства (в т. ч. освоение новых товарных рынков или рынков работ и услуг), реализацию нового проекта, осуществление мероприятий по инвестированию (например, в капитальное строительство). Данный вид налогового риска представляет собой возможность возникновения в будущем неблагоприятной ситуации для экономического субъекта при реализации управленческих решений, которые влекут за собой финансовые последствия: изменяется структура и величина доходов и расходов, что влечет за собой изменение величины налоговых баз, затем оказывает влияние на конечный финансовый результат деятельности экономического субъекта.

Для бюджетирования финансового результата от проекта, как правило, используется смета доходов и расходов или бюджет. Однако этого недостаточно для минимизации риска финансовых потерь: проект может быть прибыльным, но сумма налоговых платежей, подлежащих уплате по итогам его реализации, что не учитывается в бюджете доходов и расходов, может значительно уменьшить реальную сумму прибыли. Последствие возникновения данного риска -вероятность неполучения ожидаемого финансового результата вследствие уплаты налогов и сборов, которые отсутствовали в смете (бюджете) доходов и

расходов. Автор предлагает организовать работу по учету налоговых рисков при принятии управленческих решений (оценка финансового результата от планируемого проекта с точки зрения налогообложения), а также использовать налоговое бюджетирование, которое позволяет принимать обоснованные решения и управлять планируемой налоговой нагрузкой.

Ретроспективные налоговые риски возникают в текущем периоде в виде налоговых санкций в отношении событий, ошибок в учете и отчетности, которые имели место в прошлом.

Мероприятия внутреннего контроля в отношении данного вида риска зависят от того, кем выявлены ошибки в учете и отчетности. Автор определяет два варианта:

- выявлены самостоятельно - налогоплательщиком (налоговым агентом) - своевременное исправление ошибок в налоговом учете и отчетности самостоятельно не повлечет неблагоприятных последствий для налогоплательщика;

- выявлены контролирующим органом (ИФНС) - влечет за собой негативные санкции в виде штрафа, пени, приостановки операций по счетам и пр.

Если налогоплательщик выявил самостоятельно ошибку, для минимизации налогового риска необходимо выполнить следующие действия:

- исправление ошибки в бухгалтерском и налоговом учете;

- если ошибка повлияла на достоверность данных, отраженных в отчетности - корректировка налоговой отчетности;

- представление корректирующих сведений в контролирующие органы для минимизации неблагоприятных санкций.

Например, при самостоятельном выявлении налогоплательщиком факта неполной уплаты налога, необходимо уплатить недоимку, а также рассчитать и заплатить пени по налогу (произведение 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ, суммы недоимки и дней просрочки платежа), при необходимости - представить уточненные сведения в налоговой отчетности. В этом случае организация избегает привлечения к административной ответственности в виде уплаты штрафа за просрочку платежа и представление недостоверных сведений в отчетности. В случае, если ошибка выявлена контролирующим органом, невозможно избежать штрафных санкцией в отношении экономического субъекта. Необходимо в кротчайшие сроки выполнить все действия по исправлению ошибки во избежание дополнительных санкций. Важными аспектами при оценке данного вида налоговых рисков является:

1. Влияние ошибки на занижение налоговой базы и на достоверность информации, отраженной в налоговой отчетности. Если ошибка не привела к занижению налоговой базы, а наоборот - к завышению (например, налог начислен в сумме большей, чем должен быть), то налогоплательщик может не вносит корректировку в налоговую отчетность.

2. Истечение периода исковой давности. Срок исковой давности по налоговому законодательству соответствует общему сроку исковой давности, установленному в Части 1 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), и составляет 3 года. Этот период имеет важное значение при возникновении спорных ситуаций с контролирующими органами или при камеральной (выездной) проверке: проверке подлежат данные учета и отчетности налогоплательщика в отношении последних трех календарных лет (налоговых периодов). Так, у налогоплательщика есть право не исполнять требования налоговых органов по исправлению ошибки, выявленной за период, предшествующий началу срока исковой давности. Это относится к одному из основных легитимных приемов по управлению налоговыми расчетами и контролю взаимодействия с налоговыми органами.

Характеристика индивидуальных налоговых рисков и мероприятия по учету и внутреннему контролю в целях минимизации налогового риска представлена на основе двух налогов и одного специального налогового режима. Отметим, что индивидуальные налоговые риски являются дополнением к общим и характеризуют особенности расчета и уплаты конкретного налога. Данный вид налоговых рисков характерен как для крупного и среднего, так и для малого бизнеса, поэтому исследованию подлежат все налоги и специальные налоговые режимы. Представим следующий перечень индивидуальных налоговых рисков и способы их минимизации:

1. Для налога на прибыль:

1.1 Неправомерное включение некоторых расходов (например, полностью включены представительские расходы в состав базы, уменьшающей налог на прибыль, тогда как для таких расходов предусмотрен лимит) в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

1.2 Искусственное занижение налогооблагаемой базы - притворные сделки - формирование документов, подтверждающих расходы (например, по ремонту здания), которых фактически не было.

1.3 Включение документально не подтвержденных расходов в состав базы для уменьшения налога на прибыль.

Для целей минимизации вышеперечисленных налоговых рисков предлагаются следующие меры:

- применение раздельных счетов учета налога на прибыль по видам деятельности для целей управления налоговой нагрузкой экономического субъекта;

- закрепление в учетной политике для целей налогообложения порядка начисления и уплаты налога, представления налоговой отчетности, перечня расходов конкретной организации, принимаемых в состав уменьшающих налоговую базу в целях снижения вероятности расхождений в применении норм НК РФ;

- закрепление в учетной политике лимитов принятия к налоговому учету расходов;

- бюджетирование: база для расчета планируемых налоговых платежей - из бюджета доходов и

расходов; составление налогового бюджета для деятельности предприятия в целом; составление налогового бюджета при оценке эффективности и налоговых последствий от реализации нового проекта;

- заполнение налогового календаря: планируемая и фактические даты: начисления, уплаты налогов, заполнения и представления отчетности;

- сопоставление данных бюджета налогов с фактически начисленными и уплаченными суммами налога, определение отклонений и причин их возникновения.

2. Для налога на имущество организаций:

2.1 Несовпадение остаточной стоимости объекта недвижимости в налоговой декларации с данными, отраженными в бухгалтерском балансе организации (по строке «основные средства») при одинаковом выборе способа амортизации основного средства.

2.2 Для налога с кадастровой стоимости - неправильное исчисление налога или его неисчисление и неуплата ввиду отсутствия сведений о кадастровой стоимости имущества (в Самарской области введена с 1 января 2016 года).

2.3 Отсутствие сведений о кадастровом номере объекта недвижимости.

2.4 Отсутствие сведений у налогоплательщика о том, попадает ли его объект недвижимого имущества в Перечень объектов, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости.

2.5 Некорректное или неправомерное применение налоговых льгот при налоговой базе - кадастровая стоимость объекта.

2.6 Не учтено изменение кадастровой стоимости (производится не чаще, чем 1 раз в 3 года).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.7 Уплата налога по имуществу, которое находится на балансе экономического субъекта, но не используется для целей деятельности/ используется не полностью.

Для минимизации налоговых рисков по налогу на имущество предлагается осуществление следующих мер:

- проведение инвентаризации имущества, фактически используемого для коммерческой деятельности с целью выявления неэффективно используемого имущества с точки зрения финансового результата от использования и налогообложения - уменьшение налоговой базы;

- внесение сведений о новой налоговой базе по налогу на имущество в учетные регистры для целей управления и налогового учета до начала отчетного периода в целях планирования налоговой нагрузки;

- запрос сведений о кадастровом номере объекта недвижимости в Росреестре, наличие документально подтверждённого основания начисления налога - справка о кадастровой стоимости объекта.

3. Для специального налогового режима - упрощенной системы налогообложения (далее по тексту - УСН):

3.1 Притворные сделки для уменьшения суммы налоговой базы.

3.2 Неэффективный выбор налоговой базы.

3.3 Неправомерно большое уменьшение суммы налога к уплате на суммы страховых взносов (неправильное применение налоговых льгот).

3.4 Неуплата минимального налога (1 % от суммы дохода при УСН).

Минимизацию налоговых рисков в отношении УСН предлагается реализовать через следующие действия:

- в целях управления налоговой нагрузкой: расчет эффективного варианта применения объекта налогообложения путем сопоставления планируемого результата по всем возможным объектам - на основе бюджета доходов и расходов экономического субъекта, а также планируемого фонда оплаты труда;

- сопоставление начисленных и уплаченных за определенный налоговый период страховых взносов в целях применения налоговой льготы по уменьшению суммы исчисленного налога;

- учет документального подтверждения уплаты страховых взносов, сопоставление отчетности во внебюджетные фонды с данными бухгалтерского учета и отражение результатов в налоговом регистре (КУДиР).

Заключение

Индивидуальные налоговые риски представлены в отношении не полного перечня существующих налогов - рассмотрены некоторые из них.

Тем не менее для каждого экономического субъекта в зависимости от вида деятельности, экономического развития региона, в котором функционирует бизнес, масштаба деятельности организации и прочих объективных и субъективных факторов, характерен свой перечень налоговых рисков для каждого вида налога и способы его минимизации.

Однако для каждого экономического субъекта необходимостью является выявление таких рисков и определение легитимных способов по предупреждению негативных последствийналоговых рисков. Разработанная автором классификация налоговых рисков поможет определить мероприятия по управлению данным объектом внутреннего контроля организации и минимизировать такие риски.

Таким образом, налоговые риски являются частью предпринимательского риска и, следовательно, одной из сфер внутреннего контроля. Комплексное применение процедур системы внутреннего контроля позволяет снизить налоговые риски, а также оптимизировать налоговую нагрузку экономического субъекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пинская М. Р. Управление налоговым риском как фактор противодействия уклонению от уплаты налогов // Налоги и финансовое право. 2012. № 9. С.204-210.

2. Стафиевская М. В. Необходимость идентификации и управления налоговым риском // Вестник казанского государственного аграрного университета. 2010. Т. 5. № 2 (16). С. 80-82.

3. Филин С. А. Риск как элемент стратегическо-

го управления в инновационной сфере// Управление риском. 2010. № 3.

4. Смагина А. Ю. Проблемы и способы управления налоговыми рисками на предприятии // Вестник СамГУПС. 2015. № 3 (29). С. 55-60.

5. Боровицкая М. В. К вопросу организации управленческого учета и внутренней отчетности на предприятии // Молодой ученый. 2016. № 1. С.321-325.

6. Брызгалин А. В., Гринемаер Е. А. Договор и налоговый контроль: методы и приемы налоговых органов по проверке условий договора, проверке договора для целей налогообложения // Налоги и финансовое право. 2010.№ 5. С. 27-66.

7. Вылкова Е. С. Налоговое планирование: учебник для магистров. М. : Издательство Юрайт.

2011. 639 с.

8. Гогин А. А. К вопросу об уточнении отдельных положений налогового кодекса Российской Федерации // Актуальные проблемы правоведения. Научно-теоретический журнал. № 3 (12). Самара. 2005. С.182-186.

9. Гуськова Т. Н., Васильева Е. А. Организационный механизм системы внутреннего контроля экономического субъекта // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 2 (28). С. 93-98.

10. Зенкова М. В. Развитие налогового учета в системе управления коммерческой организацией: дисс. к-та экон. наук: 08.00.12. Ростов-на-Дону. 2014. 189 с.

11. Игошина Ю. А. Организация внутреннего контроля в системе управленческого учета на сельскохозяйственных организациях // Вестник НГИЭИ.

2012. № 1. С. 60-69.

12. Каломбо-Муламба В. И. Налоговое бюджетирование как основной метод оптимизации налоговых потоков // Проблемы современной экономики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск : Два комсомольца. 2013. С.17-19.

13. Кисилевич Т. И., Хачемизова Е. Н. Налоговый аудит в строительстве : Учеб. пособие. М. : Финансы и статистика. 2006. 208 с.

14. Кулькова Н. С. Проблемы учетной политики в целях налогообложения в организациях АПК // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 4 (5). С. 101-109.

15. Никифорова Е. В., Бердникова Л. Ф., Ави-нова В. А. Содержание и источники информации стратегического анализа внешней и внутренней среды организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 1. С. 79-81.

16. Павленко В. Налоговое бюджетирование и роль юридической службы в этом процессе // Юрист. № 7. 2010. С. 14.

17. Сафонова М. Ф., Мовчан К. В. Методика управления рисками финансово-хозяйственной деятельности в организации // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 29 (275). С. 23-32.

18. Смагина А. Ю., Михаленок Н. О. К вопросам о методологических аспектах формирования управленческой отчетности, включающей налоговые расчеты // Вестник Самарского государственного университета путей сообщения. Самара : Самарский гос. ун-т путей сообщения. 2014. Вып. 3 (25). С.18-22.

19. Смагина А. Ю. Актуальные проблемы классификации налоговых правонарушений и ответственности за их совершение // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2015. № 4 (23). С. 36-39.

20. Смагина А. Ю. Реальные проблемы оптимизации налогообложения современной экономики // Вестник НГИЭИ. 2015. № 1 (44). С. 84-90.

21. Чинахова С. Е. Оценка эффективности применения различных систем налогообложения на примере коммерческой организации // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 107-110.

22. Шнайдер О. В. К вопросу анализа и оценки финансового состояния и экономического потенциала хозяйствующего субъекта // Вестник СамГУПС. 2013. № 4. С. 16-20.

23. Каширина Ю. П., Лободенко Ю. В. Проблемы определения правового статуса налогоплательщиков // Территория науки. 2015. № 4. С.172-176.

24. Павлова В. А. Проблемы совершенствования законодательства России и зарубежных стран в области двойного налогообложения // Территория науки.2015.№ 3. С. 174-178.

25. Кабанов В. Н. Система налогообложения на модели линии безубыточности // Синергия. 2015. № 1. С. 41-47.

26. Глебова О. В., Мельникова О. Ю. Методы оценки рисков в условиях неопределенности // Ин-нов: электронный научный журнал. 2015. №1 (22). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.innov.ru/science/economy/metody-otsenki-riskov-v-usloviyakh-/

27. Лобырев Е. Ю. Инвестиционные риски при развитии экономического потенциала предприятий строительной индустрии // ИТпортал. 2015. № 4 (8). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. itportal. ru/science/economy/investitsio nnye -riski-pri-razvitii-/

28. Евсеева И. А., Овчинникова Т. С. Проблемы и аспекты развития малого бизнеса в национальной экономике России // ИТпортал. 2014. № 4 (4). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://itportal.ru/science/problemy-i-aspekty-razvitiya-malogo/

REFERENCES

1. Pinskaya M. R. Upravlenie nalogovym riskom kak factor protivodejstviya ukloneniyu ot uplaty nalogov (Tax risk management as a factor in countering tax avoidance), Nalogi i finansovoe pravo, 2012, No 9, pp. 204-210.

2. Stafievskaya M. V. Neobhodimost identifikacii i upravleniya nalogovym riskom (The need for identification and management of tax risks), Vestnik kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2010, T. 5, No 2 (16), pp. 80-82.

3. Filin S. A. Risk kak ehlement strategicheskogo upravleniya v innovacionnojsfere (Risk as an element of strategic management in the sphere of innovations), Upravlenieriskom, 2010, No 3.

4. Smagina A. Y. Problemy i sposoby upravleniya nalogovymi riskami na predpriyatii (Problems and tax risk management in the enterprise),Vestnik SamGUPS, 2015, No 3 (29), pp. 55-60.

5. Borovickaya M. V. K voprosu organizacii upravlencheskogo ucheta i vnutrennej otchetnosti na predpriyatii (To the question of the management accounting and internal reporting organization at the enterprise), Molodoj uchenyj, 2016, No1, pp. 321-325.

6. Bryzgalin A. V., Grinemaer E. A. Dogovor i na-logovyj control metody i priemy nalogovyh organov po proverke uslovij dogovora proverke dogovora dlya celej nalogooblozheniya (Contract and tax control: methods and techniques of tax authorities to verify the conditions of the contract check contract for tax purposes), Nalogi i finansovoe pravo, 2010, No 5, pp. 27-66

7 . Vylkova E. S. Nalogovoe planirovanie (Tax planning), uchebnik dlya magistrov E. S. Vylkova M. Izdatelstvo YUrajt, 2011, 639 pp.

8. Gogin A. A. K voprosu ob utochnenii otdelnyh polozhenij nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii Ak-tualnye problem pravovedeniya (To the question of clarifying certain provisions of the Tax Code of the Russian Federation), Nauchno-teoreticheskij zhurnal, No 3 (12), Izd-vo SGEHU Samara, 2005, pp. 182-186.

9. Guskova T. N., Vasileva E. A. Organizacionnyj mekhanizm sistemy vnutrennego kontrolya ehkonomi-cheskogo subekta (Organizing internal control system of the economic entity), Vestnik Povolzhskogo gosu-darstvennogo universiteta servisa Seriya EHkonomika, 2013, No 2 (28), pp. 93-98

10. Zenkova M. V. Razvitie nalogovogo ucheta v sisteme upravleniya kommercheskoj organizaciej (Development of tax accounting in a commercial organization management system), diss k-ta ehkonNauk 08 00 12-Rostov-na-Donu, 2014, 189 pp.

11. Igoshina Y. A. Organizaciya vnutrennego kon-trolya v sisteme upravlencheskogo ucheta na selskoho-zyajstvennyh organizaciyah (Organization of the internal control system of the administrative account at the agricultural organizations), Vestnik NGIEHI, 2012, No 1, pp. 60-69.

12. Kalombo-Mulamba V. I. Nalogovoe byudzheti-rovanie kak osnovnoj metod optimizacii nalogovyh poto-kov (Tax budgeting as the main method for optimizing the tax flows), Problemy sovremennoj ehkonomiki mate-rialy III mezhdunar-nauch.konf. g. Chelyabinsk,dekabr, 2013, g. Chelyabinsk,Dvakomsomolca, 2013, pp. 17-19.

13. Kisilevich T. I., Hachemizova E. N. Nalogovyj audit v stroitel'stve (Tax audits in the construction), Ucheb. Posobie, M. Finansy i statistika, 2006, pp. 208.

14. Kulkova N. S. Problemy uchetnoj politiki v ce-lyah nalogooblozheniya v organizaciyah APK (Problems in accounting policy for taxation purposes in agribusiness organizations), Vestnik NGIEHI, 2011, T. 1, No 4 (5), pp.101-109.

15. Nikiforova E. V., Berdnikova L. F., Avinova V. A. Soderzhanie i istochniki informacii strate-gicheskogo analiza vneshnej i vnutrennej sredy organiza-cii (The content and sources of the strategic analysis of external and internal environment of the organization), Vektornauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universite-ta Seriya EHkonomika i upravlenie, 2012, No 1, pp. 79-81.

16. Pavlenko V. Nalogovoe byudzhetirovanie i rol yuridicheskoj sluzhby v ehtom processe, Yurist, No 7, 2010, pp. 14.

17. Safonova M. F., Movchan K. V. Metodika upravlenija riskami finansovo-hozjajstvennoj dejatel'nosti v organizacii (Methods of risk management of financial and economic activities of the organization), Mezhduna-rodnyjbuhgalterskijuchet, 2013, No 29 (275), pp. 23-32.

18. Smagina A. Y., Mihalenok N. O. K voprosam o metodologicheskih aspektah formirovaniya upravlen-cheskoj otchetnosti vklyuchayushchej nalogovye raschety (To the questions about the methodological aspects of the formation of the administrative reporting, including tax calculations), Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshcheniya, Samara Samarskijgos un-t putejsoobshcheniya, 2014, Vyp 3 (25), pp. 18-22.

19. Smagina A. Y. Aktualnye problem klassifikacii nalogovyh pravonarushenij i otvetstvennosti za ih sover-shenie (Actual problems of tax offenses classification and responsibility for their commission), Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta SeriyaYuridi-cheskie nauki, 2015, No 4 (23), pp. 36-39.

20. Smagina A. Y. Real'nye problem optimizacii nalogooblozhenija sovremennojj ekonomiki (The real problems of the modern economy of taxation optimization), Vestnik NGIJel, 2015, № 1 (44), pp. 84-90.

21. Chinahova S. E. Ocenka ehffektivnosti prime-neniya razlichnyh system nalogooblozheniya na primere kommercheskoj organizacii (Evaluating the effectiveness of various tax systems on the example of a commercial

organization), Karelskijnauchnyjzhurnal, 2014, No 3, pp.107-110

22. Shnajder O. V. K voprosuanaliza i ocenki fi-nansovogo sostoyaniya i ehkonomicheskogo potenciala hozyajstvuyushchego subekta (On the analysis and evaluation of the financial condition and the economic potential of an economic entity), Vestnik SamGUPS, 2013, No 4, pp. 16-20.

23. Kashirina Ju. P., Lobodenko Ju. V. Problemy opredelenija pravovogo statusa nalogoplatel'shhikov, Territorija nauki, 2015, No 4. pp. 172-176.

24. Pavlova V. A. Problemy sovershenstvovanija zakonodatel'stva Rossii i zarubezhnyh stran v oblasti dvojnogo nalogooblozhenija (Problems of improvement of the legislation of Russia and foreign countries in the field of double taxation), Territorija nauki, 2015, No 3, pp.174-178.

25. Kabanov V. N. Sistema nalogooblozhenija na modeli linii bezubytochnosti (System of the taxation on model of the line of profitability), Sinergija, 2015, No 1, pp. 41-47.

26. Glebova O. V., Mel'nikova O. Ju. Metody ocenki riskov v uslovijah neopredelennosti (Methods of assessment of risks in the conditions of uncertainty), In-nov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2015, No 1 (22), [Je-lektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http : //www .innov.ru/science/economy/metody-otsenki-riskov-v-usloviyakh-/

27. Lobyrev E. Ju. Investicionnye riski pri razvitii jekonomicheskogo potenciala predprijatij stroitel'noj in-dustrii (Investment risks at development of economic capacity of the enterprises of the construction industry), ITportal, 2015, No 4 (8), [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.itportal.ru/science/economy/investi tsionnye-riski-pri-razvitii-/

28. Evseeva I. A., Ovchinnikova T. S. Problemy i aspekty razvitija malogo biznesa v nacional'noj jekono-mike Rossii (Problems and aspects of development of small business in national economy of Russia), ITportal, 2014, No 4 (4), [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://itportal.ru/science/problemy-i-aspekty-razvitiya-malogo/

Дата поступления статьи в редакцию 24.08.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.